Как нестяжание выразить в цифрах? Сколько надо получать в месяц или хранить на счету, чтобы быть уверенным: ты все-таки далек от того богатого, которому трудно внити в Царствие Божие? Пять тысяч, семь, пятнадцать, сто? Я знаю, что даже люди не слишком состоятельные иногда задаются таким вопросом. Или случается, что кто-то из знакомых вслух заводит речь о крупной покупке, а потом вдруг начинает стесняться и оправдываться, словно перед женой священника не очень удобно выглядеть состоятельным.
Но лет десять назад я видела очень яркую иллюстрацию своеобразного «состоятельного нестяжания» (в данном случае это не оксюморон). Тогда я еще трудничала при небольшом женском монастыре, и моим послушанием, как «городской», были, среди прочего, встречи разных монастырских благодетелей и духовных чад местного батюшки. А среди благодетелей и благодетельниц была одна состоятельная дама, купившая при монастыре небольшой коттедж – он в описываемый момент находился как раз в завершающей стадии отделки.
В праздники и к началу постов хозяйка приезжала в свой новый дом, а в прочее время за ним следила жена монастырского водителя. Зимой дом следовало протапливать (в нем была очень стильная русская печь с изразцами) и временами прибирать. Делалось это не только для сохранности отделки, но и в первую очередь для того, чтобы можно было оперативно размещать гостей. Хозяйка ведь обычно позволяла местному батюшке использовать коттедж как гостевой дом для меценатов, испуганных «удобствами на улице» в тогда еще не до конца восстановленном монастыре.
Как-то под большой праздник я помогала приготовить этот дом к наплыву монастырских гостей вместе с его владелицей и тогда же с ней немного познакомилась. Конечно, она была не «жена олигарха», но, по светским меркам, могла бы гордиться престижной и хорошо оплачиваемой работой. Была она дамой пожилой и «определяющейся» – в тот момент, как позже оказалось, вызревало ее решение навсегда покинуть довольно пафосную светскую должность ради жизни при монастыре.
Видно, для этой будущей тихой, полупомещичьей, полумонашеской жизни и готовился-ремонтировался упомянутый коттедж. Был он отнюдь не глянцево-шикарен, но, конечно, добротен, свеж и по местным меркам богат. Впрочем, хозяйка не без иронии вспомнила за чаем то время, когда основным напитком ей служил высушенный и собственноручно измельченный иван-чай – потому что вкусно и бесплатно, а было время, когда для нее цена имела большое и угнетающее значение.
Теперь же передо мной за чашкой элитного чая сидела вполне солидная, хотя и простая в обращении представительница «среднего класса». Она была красива простой, немного властной красотой самодостаточности. Здесь проглядывало уже не запальчивое «я могу!», а «мне в принципе ничего не надо». Спокойная, уверенная посадка головы, мягкие, женственные движения, несколько строгий голос и полное отсутствие «этих маленьких ужимок и подражательных затей». Я ее про себя и окрестила «Татьяной Лариной тридцать лет спустя». Разве что мужа-генерала у нее не было – только работа.
В общем, спустя какое-то время случилось так, что в монастыре готовились к новому празднику, а «Татьяна Ларина» была в Москве, но ее среди прочих гостей тоже ждали. Кажется, всё произошло зимой. Накануне было много хозяйственных дел, а утром после Литургии и праздничной трапезы мы с другими трудницами решили прилечь «без задних ног» вокруг печки в нашем домике для паломников и немного передохнуть. Но – не тут-то было.
В домик ворвалась жена монастырского водителя (назовем ее Юлия) – подруга одной из трудниц.
– Девчонки!!! Вы уже слышали, да?
– Нет, еще не слышали. А что?
– Я пожар устроила!
– Где?..
– Где!!! У N.N.! Полдома сгорело! Господи! Тут дым был на всё село, неужели не видели?!
– Нет… Мы на службе были….
Думаю: «Ладно, дом пустой, угореть тут некому», – и закрыла заслонку в трубе раньше времени…»
– Так и я на службе! Затопила утром печь – хозяйка ж к вечеру приехать собиралась. А потом как ни скакала с кочергой – не прогорают дрова, и всё тут. А я на службу хотела хоть к Евангелию… Ну и думаю: «Ладно, дом пустой, угореть тут некому», – и закрыла заслонку в трубе раньше времени. Вроде и пламени уж не было, ерунда – а оно вон как…
С этими словами рассказчица опустилась на стул с таким выражением лица, словно хотела сказать: «Всё, теперь прячьте меня, а то убьют». Я вспомнила красивый и властный профиль нашей «пожилой Татьяны Лариной» и подумала, что «убьет» – это наверняка. Шутка ли – недели не прошло, как последние рабочие закончили отделку и уехали. И вот уже полдома сгорело!
А Юля посидела, отдышалась и вдруг заулыбалась немного нервно.
– Ты ей-то звонила? – спрашиваем.
– Да, звонила… И я, и батюшка.
– И что она?
– Да что… «Слава Богу, – говорит, – что рабочие уехали, а не спали там где-нибудь на террасе, и ты ушла, а не надышалась».
– Что, вот одно это и сказала?
– Ну да. Она говорит: мол, не волнуйся, это воля Божия, тем более что в праздник всё случилось…
Мы остолбенели, конечно. Вот, думаем, повезло человеку с работодателем.
…Видимо, такие ситуации очень четко показывают разницу между просто «московской барыней», которая «увлеклась Православием», и по-настоящему верующей женщиной, которая в своей душе «барыню» подчинила христианке так, что от барства осталась лишь внешняя оболочка, а сердце от этой оболочки сумело освободиться. Состоятельное нестяжание.
Труднее, чем сделать милость, в разы, наверное, труднее – не сделать взыскания тому, из-за кого ты понес ущерб.
Я думаю, что описанное проявление нестяжания – вообще одно из самых трудных. Одно дело, когда ты имеешь желание кого-то по своей воле, по своему решению – благому и красивому – облагодетельствовать. Это здорово и, безусловно, Богу угодно. Но еще труднее, чем сделать милость, в разы, наверное, труднее – не сделать взыскания тому, кто формально вполне виноват перед тобой и из-за кого ты понес незапланированный ущерб. Наша «московская барыня» смогла – потому, должно быть, что давно уж и не была «барыней». А спустя время, говорят, и вовсе монахиней стала…
Иуда завидовал Христу.
А юноша богатый в том согрешил только, что не сумел отказаться от богатства, когда Бог попросил.
Иуде хуже.
Комментарии ниже изобличают написавших в зависти и сребролюбии. А это грех Иуды Искариотского, который был предатель жадный и повесился. Он в аду.
Вспомните об этом, и побойтесь Бога!
Не в том дело, что вы богаты или бедны, здоровы или больны, удачливы или невезучи, а в том, что вы по страсти ДАРОМ Божиим распоряжаетесь.
Мало ли у кого чего есть, у кого деньги, а у кого здоровье и счастье...То у него.
Разве нас не учили - "Бог дал, Бог взял"? Та женщина спокойно, великодушно к деньгам относится - и правильно делает. Только она не обязанна, кстати. А завистливый неблагодарен и думает, что ему обязан весь мир и люди обязаны дарить, давать, миловать и по всякому ублажать.
Не думайте так, будет тяжело жить.
"Я думаю, что описанное проявление нестяжания – вообще одно из самых трудных". Не согласна с автором. Вот если бы дом сгорел у человека бедного и он спокойно сказал "На всё воля Божия"- вот это бы удивило. это был бы действительно пример нестяжания! В данном случае, у так называемой "Татьяны Лариной", денег столько, что потеря дома для неё ничего ни значит. Для неё это такой мизер, как для меня потеря тысячи рублей
Вот с этим комментом согласна. А пример нестяжания показать тут могла бы та,кто чужой дом сожгла - тем,что сполна за него расплатилась!!!
А статья в духе преклонения перед богатыми "Ах,им так трудно"))))
А когда душа стала зрелой, Господь ее от дома и оторвал.
Хо-ро-шо.
Эта статья не о сгоревшем доме, а о привязанностях и потерях, которыми Госпощь по милости своей приводит нас к Себе.
Также и все свидетели этого события, думаю, были впечатлены не меньше, и даже нам с вами часть этого впечатления досталась, может кому и на пользу пойдет.
Так что, кроме того, что потеря для хозяйки была реально очень тяжелой, над головой жены водителя сгустились тучи.
Но в истории мы видим довольно сдержанную эмоциональную реакцию героини и виновник остается без наказания. На основе вышесказанного, я делаю вывод, что героиня внутренне освободилась от своей связи с деньгами, выскочила из своей социальной роли "московской барыни". И, возможно, окончательно - именно в тот момент, когда по телефону услышала о пожаре. Тут можно вспомнить о символическом очистительном значении пламени. Дальнейшая судьба героини, ставшей монахиней, только подтверждает эту точку зрения.
Примерно представляя уровень доходов людей с "пафосными" должностями и уровень вложений в "добротный" немаленький дом со стильной отделкой, думаю, что чисто финансовая потеря была ОЧЕНЬ чувствительна для хозяйки. Плюс огромные потери времени - это минимум несколько лет строительства, а сколько душевных сил! Кто хоть раз делал ремонт в своей квартире - поймет.
Так что потери хозяйки от пожара - они ОГРОМНЫ во всех смыслах! Говорить, что потерять только что построенный дом - это как перчатку потерять, могут только люди, далекие от реальности.
Далее - отношение к деньгам у людей, финансово состоявшихся, совсем другое. Они их заработали сами и знают им цену. И считают всё. Бывает, каждую копейку. Многие считают деньги синонимом собственной ценности, значимости. Деньги часто становятся, в определенном смысле, частью личности. Даже если не брать клинические случаи, связь состоятельного человека со своим капиталом очень и очень крепка. Возможно, поэтому богатому трудно войти в Царствие Божие.
Таким людям эмоционально гораздо тяжелее переносить материальные потери, это бывает сравнимо с потерей близкого человека, а в запущенных случаях, и хуже. Думаю, все знают многочисленные случаи самоубийства богатых людей из-за крупных финансовых потерь.
Кстати, иван-чай очень даже заслуживает того, чтобы на него обращали внимание не только от бедности.
Храни вас Бог.
Одна с полным осознанием Господней воли вздохнула да и простила. Пожалела, возможно, только о том, что монастырю уже оставить нечего.
Другая же в полной уверенности, что ее простят, ничуть не напрягается, тем самым возлагая ответственность за свою небезупречность на других. Я, мол, типа нагадила, так вы обязаны меня простить.
А может этот дом Господь помог для Своей Матери построить?
Правильно ли, что человек, называющий себя православным, нанеся ущерб своему ближнему, ограничивается "прости", мол, что с меня еще взять? И живет дальше, как будто ничего не случилось
Почему "христианин" может делать глупости и даже (осознанно!) гадости в полной уверенности, что его ОБЯЗАНЫ простить?
Может, все-таки надо не увиливать от ответственности и не прикрываться евангельскими словами, а стараться исправить то, что испортил?
Богатая христианка поступила так, как учит Священное Писание. Удивляться надо тому, что мы это воспринимаем как нечто необыкновенное, а не тому, что она ТАК поступила.
Простите!
Работящая женщина устроила дом - другая сожгла его... Побежала бы она так же "послушать Евангелие", если бы дом был ее?.. Или если бы она ценила дар Божий - жить в этом доме?..
Но как часто бывает, что нелепые, неумелые, никчемные люди вот так и портят - свое не умеют добыть, чужое расточают - не умеют не только дать!- но даже принять...
Мы все жалуемся на нищету и бедность. Но это ведь мы сами ставим себя в такую позицию - "несятжателей", которые не имя своего - портят чужое. "Блаженнее давать". Но прежде, чем дать, нужно приобрести.
Большое спасибо.
Ошибки не только у домработниц бывают. Профессионалы и ученые мужи по ошибке космические корабли могут уничтожить.
Человек обязан помнить, что его совершенство ограничено Богом с тем, чтобы гордость полностью не затмила его ум.
Пример безукоризненности и тщательности имеется - это способности и производительность дьявола. Он самый способный и лучший. Вот он никогда разгильдяйства не сможет допустить. Но разве это ему на пользу?
Судя по представленной информации, "московская барыня" не почувствовала этой потери.
И в отношении ненаказанного разгильдяйства правильно сказано. Нечего добавить.
"Видимо, такие ситуации очень четко показывают разницу между просто «московской барыней», которая «увлеклась Православием», и по-настоящему верующей женщиной". Возможно, пример неудачный, но ничего он не доказал.
Умудри нас, Господи!
Интересно, как должен себя повести человек, который спалил дом другого человека из-за своего разгильдяйства? При том что владелец дома впустил его, помогал ему.
Или человек, который, например, врезался в машину (по разгильдяйству) и убил или покалечил детей водителя?
Вот эта сторона вопроса почему-то никогда не обсуждается в православных СМИ.
Пострадавший - ты прости, это по христиански.
Виновник - забудь и дальше пиши СМСки за рулём, оставляй непотушенной печь, используй приборы с облупившейся проводкой, плохо закручивай гайки на колёсах...
так тяжело удержаться и не напоминать о долгах:)))