Нестяжание в цифрах

    

Как нестяжание выразить в цифрах? Сколько надо получать в месяц или хранить на счету, чтобы быть уверенным: ты все-таки далек от того богатого, которому трудно внити в Царствие Божие? Пять тысяч, семь, пятнадцать, сто? Я знаю, что даже люди не слишком состоятельные иногда задаются таким вопросом. Или случается, что кто-то из знакомых вслух заводит речь о крупной покупке, а потом вдруг начинает стесняться и оправдываться, словно перед женой священника не очень удобно выглядеть состоятельным.

Но лет десять назад я видела очень яркую иллюстрацию своеобразного «состоятельного нестяжания» (в данном случае это не оксюморон). Тогда я еще трудничала при небольшом женском монастыре, и моим послушанием, как «городской», были, среди прочего, встречи разных монастырских благодетелей и духовных чад местного батюшки. А среди благодетелей и благодетельниц была одна состоятельная дама, купившая при монастыре небольшой коттедж – он в описываемый момент находился как раз в завершающей стадии отделки.

В праздники и к началу постов хозяйка приезжала в свой новый дом, а в прочее время за ним следила жена монастырского водителя. Зимой дом следовало протапливать (в нем была очень стильная русская печь с изразцами) и временами прибирать. Делалось это не только для сохранности отделки, но и в первую очередь для того, чтобы можно было оперативно размещать гостей. Хозяйка ведь обычно позволяла местному батюшке использовать коттедж как гостевой дом для меценатов, испуганных «удобствами на улице» в тогда еще не до конца восстановленном монастыре.

Как-то под большой праздник я помогала приготовить этот дом к наплыву монастырских гостей вместе с его владелицей и тогда же с ней немного познакомилась. Конечно, она была не «жена олигарха», но, по светским меркам, могла бы гордиться престижной и хорошо оплачиваемой работой. Была она дамой пожилой и «определяющейся» – в тот момент, как позже оказалось, вызревало ее решение навсегда покинуть довольно пафосную светскую должность ради жизни при монастыре.

Видно, для этой будущей тихой, полупомещичьей, полумонашеской жизни и готовился-ремонтировался упомянутый коттедж. Был он отнюдь не глянцево-шикарен, но, конечно, добротен, свеж и по местным меркам богат. Впрочем, хозяйка не без иронии вспомнила за чаем то время, когда основным напитком ей служил высушенный и собственноручно измельченный иван-чай – потому что вкусно и бесплатно, а было время, когда для нее цена имела большое и угнетающее значение.

Теперь же передо мной за чашкой элитного чая сидела вполне солидная, хотя и простая в обращении представительница «среднего класса». Она была красива простой, немного властной красотой самодостаточности. Здесь проглядывало уже не запальчивое «я могу!», а «мне в принципе ничего не надо». Спокойная, уверенная посадка головы, мягкие, женственные движения, несколько строгий голос и полное отсутствие «этих маленьких ужимок и подражательных затей». Я ее про себя и окрестила «Татьяной Лариной тридцать лет спустя». Разве что мужа-генерала у нее не было – только работа.

В общем, спустя какое-то время случилось так, что в монастыре готовились к новому празднику, а «Татьяна Ларина» была в Москве, но ее среди прочих гостей тоже ждали. Кажется, всё произошло зимой. Накануне было много хозяйственных дел, а утром после Литургии и праздничной трапезы мы с другими трудницами решили прилечь «без задних ног» вокруг печки в нашем домике для паломников и немного передохнуть. Но – не тут-то было.

В домик ворвалась жена монастырского водителя (назовем ее Юлия) – подруга одной из трудниц.

– Девчонки!!! Вы уже слышали, да?

– Нет, еще не слышали. А что?

– Я пожар устроила!

– Где?..

– Где!!! У N.N.! Полдома сгорело! Господи! Тут дым был на всё село, неужели не видели?!

– Нет… Мы на службе были….

Думаю: «Ладно, дом пустой, угореть тут некому», – и закрыла заслонку в трубе раньше времени…»

– Так и я на службе! Затопила утром печь – хозяйка ж к вечеру приехать собиралась. А потом как ни скакала с кочергой – не прогорают дрова, и всё тут. А я на службу хотела хоть к Евангелию… Ну и думаю: «Ладно, дом пустой, угореть тут некому», – и закрыла заслонку в трубе раньше времени. Вроде и пламени уж не было, ерунда – а оно вон как…

С этими словами рассказчица опустилась на стул с таким выражением лица, словно хотела сказать: «Всё, теперь прячьте меня, а то убьют». Я вспомнила красивый и властный профиль нашей «пожилой Татьяны Лариной» и подумала, что «убьет» – это наверняка. Шутка ли – недели не прошло, как последние рабочие закончили отделку и уехали. И вот уже полдома сгорело!

А Юля посидела, отдышалась и вдруг заулыбалась немного нервно.

– Ты ей-то звонила? – спрашиваем.

– Да, звонила… И я, и батюшка.

– И что она?

– Да что… «Слава Богу, – говорит, – что рабочие уехали, а не спали там где-нибудь на террасе, и ты ушла, а не надышалась».

– Что, вот одно это и сказала?

– Ну да. Она говорит: мол, не волнуйся, это воля Божия, тем более что в праздник всё случилось…

Мы остолбенели, конечно. Вот, думаем, повезло человеку с работодателем.

…Видимо, такие ситуации очень четко показывают разницу между просто «московской барыней», которая «увлеклась Православием», и по-настоящему верующей женщиной, которая в своей душе «барыню» подчинила христианке так, что от барства осталась лишь внешняя оболочка, а сердце от этой оболочки сумело освободиться. Состоятельное нестяжание.

Труднее, чем сделать милость, в разы, наверное, труднее – не сделать взыскания тому, из-за кого ты понес ущерб.

Я думаю, что описанное проявление нестяжания – вообще одно из самых трудных. Одно дело, когда ты имеешь желание кого-то по своей воле, по своему решению – благому и красивому – облагодетельствовать. Это здорово и, безусловно, Богу угодно. Но еще труднее, чем сделать милость, в разы, наверное, труднее – не сделать взыскания тому, кто формально вполне виноват перед тобой и из-за кого ты понес незапланированный ущерб. Наша «московская барыня» смогла – потому, должно быть, что давно уж и не была «барыней». А спустя время, говорят, и вовсе монахиней стала…

Елена Фетисова

10 декабря 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Оптинские старцы о богатстве Оптинские старцы о богатстве Оптинские старцы о богатстве Богатство
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Оптинские старцы, самой жизнью своей являвшие пример нестяжательности, от мирских людей не требовали такого же подвига, но учили правильно относиться к деньгам.
А удобно ли бедному? А удобно ли бедному?
Марина Бирюкова
А удобно ли бедному? А удобно ли бедному?
Марина Бирюкова
Меня многому научили семьи наших провинциальных священников. «Сейчас-то уже ничего! – сказал мне один из них, отец троих детей, служащий в глухом степном селе, – было время, когда я вставал в четыре часа утра и шел с удочкой на речку – хоть что-то поймать, чтоб жена уху сварила. Потом заносил рыбешку жене и шел в храм служить. А самому хотелось этого червяка съесть, которого на крючок насаживал».
Голод по Богу Голод по Богу
Митр. Лимасольский Афанасий
Голод по Богу Голод по Богу
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы часто спрашиваем, не грех ли то или другое. Например, грех ли курить? Грех ли пить? Грех ли ходить на дискотеки? Это неправильные вопросы.
Комментарии
Михаил24 января 2015, 11:56
Завистливый хуже богатого, лучше быть богатым, чем завидовать.
Иуда завидовал Христу.
А юноша богатый в том согрешил только, что не сумел отказаться от богатства, когда Бог попросил.
Иуде хуже.
Комментарии ниже изобличают написавших в зависти и сребролюбии. А это грех Иуды Искариотского, который был предатель жадный и повесился. Он в аду.
Вспомните об этом, и побойтесь Бога!
Не в том дело, что вы богаты или бедны, здоровы или больны, удачливы или невезучи, а в том, что вы по страсти ДАРОМ Божиим распоряжаетесь.
Мало ли у кого чего есть, у кого деньги, а у кого здоровье и счастье...То у него.
Разве нас не учили - "Бог дал, Бог взял"? Та женщина спокойно, великодушно к деньгам относится - и правильно делает. Только она не обязанна, кстати. А завистливый неблагодарен и думает, что ему обязан весь мир и люди обязаны дарить, давать, миловать и по всякому ублажать.
Не думайте так, будет тяжело жить.
Татьяна22 декабря 2014, 04:34
Марина. Я думаю, что Вы сгоряча так написали. Я адвокат и мой заработок позволил купить две квартиры. Я ни в коем случае не бравирую этим, просто окажись я в подобной ситуации, я точно знаю, что не смогла бы удержаться от упреков обвинений в адрес несчастной женщины. Видимо не доросла пока до христианского смирения.
Світлана18 декабря 2014, 11:54
дякую за статтю! Дуже зворушлива і дійсно реалістична! У нас був схожий випадок поруч. Слава Богу за все!
Наталья Комарова14 декабря 2014, 14:49
Марина:
"Я думаю, что описанное проявление нестяжания – вообще одно из самых трудных". Не согласна с автором. Вот если бы дом сгорел у человека бедного и он спокойно сказал "На всё воля Божия"- вот это бы удивило. это был бы действительно пример нестяжания! В данном случае, у так называемой "Татьяны Лариной", денег столько, что потеря дома для неё ничего ни значит. Для неё это такой мизер, как для меня потеря тысячи рублей
Вот с этим комментом согласна. А пример нестяжания показать тут могла бы та,кто чужой дом сожгла - тем,что сполна за него расплатилась!!!
А статья в духе преклонения перед богатыми "Ах,им так трудно"))))
Елена Киев13 декабря 2014, 14:56
"Она говорит: мол, не волнуйся, это воля Божия, тем более что в праздник всё случилось…" Дело в вере и желании знать волю Бога на изменение образа жизни. "Была она дамой пожилой и «определяющейся» – в тот момент, как позже оказалось, вызревало ее решение навсегда покинуть довольно пафосную светскую должность ради жизни при монастыре." Возможно она ждала какого-то события,которое утвердит окончательно выбор пути...
Наталья13 декабря 2014, 01:36
Жизненная история о том, как Господь спас женщину, строющую дом. Вы думаете так легко все бросить и уйти в монастырь человеку, который пахал всю жизнь? Настоящему человеку, не вору, не сволочи, а просто пахарю? Я думаю, дом при монастыре был ее отдушиной от работы и суеты. Вот так человек понемногу отрывался от земного и приближался к Богу. Дом в деревне для горожанина это нечто. А дом у монастыря для верующего горожанина - сказка просто.
А когда душа стала зрелой, Господь ее от дома и оторвал.
Хо-ро-шо.
Эта статья не о сгоревшем доме, а о привязанностях и потерях, которыми Госпощь по милости своей приводит нас к Себе.
Kirill Stafichuk12 декабря 2014, 21:41
Если же обратится к виновнице пожара, то нигде не сказано, что с нее "как с гуся вода". Думаю, ситуация оставила глубокий шрам в ее душе, а последующий истинно христианский поступок хозяйки повлиял еще глубже. И ей это послужило уроком на всю жизнь, прежде всего духовным. Возможно, помогло возрасти в вере и спасти свою душу.
Также и все свидетели этого события, думаю, были впечатлены не меньше, и даже нам с вами часть этого впечатления досталась, может кому и на пользу пойдет.
Kirill Stafichuk12 декабря 2014, 21:34
Еще далее. Требования к персоналу, работникам, у людей, стоящих на высоких ступенях карьерной лестницы, очень высоки. Даже мелкие оплошности обычно не оставляются без внимания. Иначе в той среде не выжить. А уж такие косяки!
Так что, кроме того, что потеря для хозяйки была реально очень тяжелой, над головой жены водителя сгустились тучи.
Но в истории мы видим довольно сдержанную эмоциональную реакцию героини и виновник остается без наказания. На основе вышесказанного, я делаю вывод, что героиня внутренне освободилась от своей связи с деньгами, выскочила из своей социальной роли "московской барыни". И, возможно, окончательно - именно в тот момент, когда по телефону услышала о пожаре. Тут можно вспомнить о символическом очистительном значении пламени. Дальнейшая судьба героини, ставшей монахиней, только подтверждает эту точку зрения.
Kirill Stafichuk12 декабря 2014, 21:34
Немного психологии состоятельных людей. "Пути Господни неисповедимы", но все ведут к нашему научению.
Примерно представляя уровень доходов людей с "пафосными" должностями и уровень вложений в "добротный" немаленький дом со стильной отделкой, думаю, что чисто финансовая потеря была ОЧЕНЬ чувствительна для хозяйки. Плюс огромные потери времени - это минимум несколько лет строительства, а сколько душевных сил! Кто хоть раз делал ремонт в своей квартире - поймет.
Так что потери хозяйки от пожара - они ОГРОМНЫ во всех смыслах! Говорить, что потерять только что построенный дом - это как перчатку потерять, могут только люди, далекие от реальности.
Далее - отношение к деньгам у людей, финансово состоявшихся, совсем другое. Они их заработали сами и знают им цену. И считают всё. Бывает, каждую копейку. Многие считают деньги синонимом собственной ценности, значимости. Деньги часто становятся, в определенном смысле, частью личности. Даже если не брать клинические случаи, связь состоятельного человека со своим капиталом очень и очень крепка. Возможно, поэтому богатому трудно войти в Царствие Божие.
Таким людям эмоционально гораздо тяжелее переносить материальные потери, это бывает сравнимо с потерей близкого человека, а в запущенных случаях, и хуже. Думаю, все знают многочисленные случаи самоубийства богатых людей из-за крупных финансовых потерь.

Наталия12 декабря 2014, 17:17
На мой взгляд, в данной истории просматривается другая тема – о следовании Промыслу Божию. Состоятельная и деятельная женщина глубоко уверовала и попыталась совместить городскую жизнь в мегаполисе, где имелся источник доходов, с возможностью находиться «при монастыре» за сотни километров в собственном жилище. Последующий ход событий показал, насколько уязвимо такое положение вещей. Через некоторое время женщина выбрала монашество, что достойно уважения.
Кстати, иван-чай очень даже заслуживает того, чтобы на него обращали внимание не только от бедности.
Юлия12 декабря 2014, 15:22
А у меня вопрос про само понятие "нестяжание". Если это про "удовлетворение самым необходимым" и "ненависть к роскоши и неге", то можно ли вот с таким отношением к жизни перейти от заваривания иван-чая в недалеком прошом к покупкам "коттетжиков со стильными печами"? Всё-таки нужно и цели соответствующие иметь, и стремиться, и упорствовать, и достигать... Нет? Ведь и автор отмечает, что УЖЕ не проглядывало в лице её героини "запальчивое "я могу!" Сумела, достигла. И теперь легко расстаётся с имеющимся. В этом смысле надо понимать нестяжание - когда накушался так, что больше не хочется и потерять поэтому не жалко?
Лена12 декабря 2014, 01:50
У Господа все просто"да"-это"да",а "нет"-это"нет".Зачем искать подтексты и задние мысли в написанном?Автор просто поделилась историей.Реальной.Каждый герой здесь в полной мере осознает и меру своей вины,и меру ответственности,и меру последствий.И чего мы начинаем переиначивать на свой лад все?....Просто надо поверить в то,что написала уважаемая Елена Фетисова.Нестяжание ( бедность) – «Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям.Не это ли явила собой та богатая женщина?....а мы же склонны не доверять...что мол все это лицемерно и притворно,и что ей не стоило ничего потерять этот дом.Люди!внимаем себе!...и не боюсь никого обидеть,так как сама страдаю порой от немощи такой.
Наталия11 декабря 2014, 22:37
Подходящей домработницы не было. Или ее не нашли. Может быть и не искали. Взяли домработницу неподходящую. Поручили ей дело. Неподходящая домработница с делом не справилась. Хозяйка простила.
Денис11 декабря 2014, 20:31
Елена "что там с женой водителя, то, это, как говорят, уже совсем другая история" представляет большой интерес. Ибо это вторая половина одной истории. Дать же половину истории - это всё равно, что дать гостю половину потребной еды. Голод пробудится, а сытости нет!
Денис11 декабря 2014, 20:26
Dexter Saint jock, вы правы насчёт повторяющихся ошибок. Так, если в магазине день за днём грязно. Так лучше наказать этот магазин как минимум выбором лучшего конкурента, а то сообщить куда следует. Дабы избежать будущего ущерба от поглощения грязной еды людьми. Однако с разовыми, хоть и крупными ошибками, дела обстоит сложнее. Тут нет универсального рецепта.
Елена11 декабря 2014, 11:11
Любимые братья и сестры, отписавшиеся ниже! Позвольте заметит, что мысли и слова ваши развернулись, как крыла ангельские - широко и неизмеримо. В одной статье невозможно затронуть, интерпретировать, прояснить и лаконично изложить все стороны истинного стяжения и истинного православного человека. Это же не роман в семи томах. По моему глубокому убеждению автор просто и на примере объясняет, что нет какого либо лимита достатка, превысив который, человек уже не так мягкосердечен и добр, как подобает православному. Все зависит от богатства души, а не кошелька. К тому же, по моему опыту, могу сказать, что часто чем богаче человек, тем он жаднее и за копейку удавится. Может, потому богатые и есть богатыми (это, конечно, не ко всем состоятельным людям относится). А эта женщина не была обожжена, так сказать, блеском злата. Так что, я считаю, что её поступок искренен и благороден. А что там с женой водителя, то, это, как говорят, уже совсем другая история.
Храни вас Бог.
Ольга11 декабря 2014, 09:28
К сожалению, большинство людей не умеют ценить и уважать чужой труд.
людмила11 декабря 2014, 08:12
Очень не понравилась статья....сплошное осуждение!!!
Александр Калашников11 декабря 2014, 01:19
Статья, как говорится, "с душком".

Одна с полным осознанием Господней воли вздохнула да и простила. Пожалела, возможно, только о том, что монастырю уже оставить нечего.

Другая же в полной уверенности, что ее простят, ничуть не напрягается, тем самым возлагая ответственность за свою небезупречность на других. Я, мол, типа нагадила, так вы обязаны меня простить.

А может этот дом Господь помог для Своей Матери построить?

любовь10 декабря 2014, 22:45
Мы привыкли к тому, что Господь прощает нас и, порой наносим обиду, ущерб другим людям , с легкостью, просим прощения и .... забываем о содеянном. А что же с человеком, которому мы навредили? Есть ли у него силы простить нас? Ведь он не ангел, а просто человек.... Надо сокрушаться, когда нанес ущерб или обидел другого и самое правильное - возмещать ущерб насколько это по силам, а не думать - ты богаче меня , тебе и так хватит...
Лариса10 декабря 2014, 20:07
Согласна с Dexter Saint jock.

Правильно ли, что человек, называющий себя православным, нанеся ущерб своему ближнему, ограничивается "прости", мол, что с меня еще взять? И живет дальше, как будто ничего не случилось
Почему "христианин" может делать глупости и даже (осознанно!) гадости в полной уверенности, что его ОБЯЗАНЫ простить?
Может, все-таки надо не увиливать от ответственности и не прикрываться евангельскими словами, а стараться исправить то, что испортил?
НН10 декабря 2014, 19:15
Статья странная, что-то здесь не так...
Богатая христианка поступила так, как учит Священное Писание. Удивляться надо тому, что мы это воспринимаем как нечто необыкновенное, а не тому, что она ТАК поступила.
Простите!
Алексей Филатов10 декабря 2014, 19:03
Спасибо большое!
Лия10 декабря 2014, 14:45
О чем эта статья?.. Нестяжание здесь ну уж точно на последнем месте - по крайней мере фокус зрения автора явно не на нем))). Да, человек сумел принять "удар судьбы" - или знак Божий - да, не было истерик, брани, крика, к которым нас приучили гламурные истории))). Но дальше - о чем?..

Работящая женщина устроила дом - другая сожгла его... Побежала бы она так же "послушать Евангелие", если бы дом был ее?.. Или если бы она ценила дар Божий - жить в этом доме?..

Но как часто бывает, что нелепые, неумелые, никчемные люди вот так и портят - свое не умеют добыть, чужое расточают - не умеют не только дать!- но даже принять...

Мы все жалуемся на нищету и бедность. Но это ведь мы сами ставим себя в такую позицию - "несятжателей", которые не имя своего - портят чужое. "Блаженнее давать". Но прежде, чем дать, нужно приобрести.

Ирина10 декабря 2014, 14:31
Покоробили статья и комментарии. Любят у нас ярлыки вешать по внешнему виду, даже люди "воцерковленные". А в душу "барыне" никто не удосужился заглянуть, оценить душевный труд. Еще и посмеются, и осудят. Сгорел дом, произошла беда, ну и ладно, она "барыня", переживет.
Julia10 декабря 2014, 12:50
Очень хорошая,правильная статья!
Большое спасибо.
Владимир Степанов10 декабря 2014, 12:44
Dexter Saint jock: А что тут про разгильдяйство прояснять?
Ошибки не только у домработниц бывают. Профессионалы и ученые мужи по ошибке космические корабли могут уничтожить.
Человек обязан помнить, что его совершенство ограничено Богом с тем, чтобы гордость полностью не затмила его ум.
Пример безукоризненности и тщательности имеется - это способности и производительность дьявола. Он самый способный и лучший. Вот он никогда разгильдяйства не сможет допустить. Но разве это ему на пользу?
Катя10 декабря 2014, 12:30
Солидарна с Мариной (10:59) и с Dexter Saint jock.
Судя по представленной информации, "московская барыня" не почувствовала этой потери.
И в отношении ненаказанного разгильдяйства правильно сказано. Нечего добавить.
"Видимо, такие ситуации очень четко показывают разницу между просто «московской барыней», которая «увлеклась Православием», и по-настоящему верующей женщиной". Возможно, пример неудачный, но ничего он не доказал.
Умудри нас, Господи!
Лия10 декабря 2014, 12:11
Какая мощная статья... Буду брать пример...
Dexter Saint jock10 декабря 2014, 11:45
С одной стороны согласен, с другой - всё случилось из-за очередного разгильдяйства. И вот эта сторона как-то не очень освещена.
Интересно, как должен себя повести человек, который спалил дом другого человека из-за своего разгильдяйства? При том что владелец дома впустил его, помогал ему.
Или человек, который, например, врезался в машину (по разгильдяйству) и убил или покалечил детей водителя?
Вот эта сторона вопроса почему-то никогда не обсуждается в православных СМИ.
Пострадавший - ты прости, это по христиански.
Виновник - забудь и дальше пиши СМСки за рулём, оставляй непотушенной печь, используй приборы с облупившейся проводкой, плохо закручивай гайки на колёсах...
иван10 декабря 2014, 11:42
Такие люди Слава Богу есть и по жизни попадались,но их 0,01 %
Эдуард10 декабря 2014, 10:47
Может рассудила, сгоревший дом, как знак от Господа, сжигать все мосты да и окончательно обратится к спасению, тем более давно вызревало монашество.
Ольга10 декабря 2014, 10:17
Ваша правда :)
так тяжело удержаться и не напоминать о долгах:)))
Марина10 декабря 2014, 09:59
"Я думаю, что описанное проявление нестяжания – вообще одно из самых трудных". Не согласна с автором. Вот если бы дом сгорел у человека бедного и он спокойно сказал "На всё воля Божия"- вот это бы удивило. это был бы действительно пример нестяжания! В данном случае, у так называемой "Татьяны Лариной", денег столько, что потеря дома для неё ничего ни значит. Для неё это такой мизер, как для меня потеря тысячи рублей!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×