Батюшка утешит. Батюшка рассудит. Батюшка вразумит. Что бы ни случилось в нашей жизни, какие бы горести ни одолевали нас, мы всегда несем их в храм, ничуть не сомневаясь, что слово пастыря обязательно станет нам опорой в трудную минуту. Обычно так и происходит. Но есть у священников прихожане особого статуса – это их собственные чада. Не духовные, а самые что ни на есть кровные. За них священник двойную ответственность перед Богом несет, потому так и трудно это отцовское служение.
Дед, отец, сыновья
Священник Иоанн Шередекин служит в храме Рождества Богородицы в селе Верхнее Мячково Раменского района. Несмотря на то, что ему нет еще и 30 лет, он уже трижды отец. Детки у него пока малые – старшей, Серафиме, всего четыре года, – но уже и эти крохи ставят перед родителями столько педагогических задач, что иному академику не по силам с ними справиться.
- Дети растут, меняются каждый день, значит, каждый день появляются и новые проблемы, — делится своим воспитательским опытом отец Иоанн. – Но не будь этих проблем и опыта их преодоления, разве мы узнали бы, что такое настоящая радость? Когда вечером, уставший после долгого трудного дня, я возвращаюсь домой, и все трое ребятишек выбегают мне навстречу, тянутся ко мне, желая обнять, — это ли не счастье?!
Отец Иоанн – священник в третьем поколении. Его дед по маминой линии, протоиерей Александр Куликов, много лет был настоятелем московского храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Человек яркой судьбы, более полувека отдавший пастырскому служению, он запомнился всем, кто его знал, как настоящий подвижник веры. Своим примером, своим словом он всегда учил любви, смирению, кротости и внутренней тихой радости. Верно, за то Господь и наградил его семейным благоденствием: сын Сергий стал священником, а дочь Людмила стала женой священника Александра Шередекина и матерью четырех славных мальчишек.
Так и вышло, что у детей было два духовных наставника — дед и отец, и их становление проходило в двух храмах – сначала в Москве, а затем и в Верхнем Мячково, куда отец Александр Шередекин был назначен настоятелем в декабре 1983 года, и где он служил до своей трагичной кончины в 2008 году.
Богородицерождественский храм сегодня поражает своим великолепием, более свойственным столичным постройкам, нежели тем, что расположены в отдаленных уголках рабочего Подмосковья. Книги по краеведению утверждают, что сберечь убранство церкви удалось благодаря тому, что храм не закрывался в советские годы, но мнение местного люда прочно связывает сохранность и самого здания, и его интерьера с фактом служения здесь долгие годы протоиерея Александра Шередекина.
Здесь выросли и шагнули во взрослую жизнь все четверо его сыновей, двое из которых, Димитрий и Иоанн, не просто продолжают дело отца, но и служат в своем родном храме: отец Иоанн – клирик, а отец Димитрий – настоятель этого храма. Младший, Алексей, сейчас учится в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
Дорога к храму
Детство мальчиков проходило в заботах сельского прихода. Особенно тяжело было в первые годы жизни в селе, когда храм ещё не был должным образом обустроен, а бытовые условия в доме священника и вовсе напоминали походно-полевые. Тепло держалось, лишь пока топилась печка, и уютно в комнатах себя чувствовали только мыши.
- Мы вместе выполняли любую посильную работу: помогали в ремонте, благоустраивали территорию, ухаживали за грядками в огороде. Также прислуживали во время богослужения, да и вообще несли все виды послушания, какие могут быть у человека при храме. Все эти занятия были нам привычны, ибо другой жизни мы себе и не представляли – прежде всего потому, что взрослые во всем являлись нам примером, — вспоминает отец Иоанн.
Главным качеством своего отца я считаю его жертвенность в служении Богу и людям. Отец Александр никогда не жалел себя для других, делал все без лишних слов, но с огромной любовью, и мы, дети, это видели, понимали.
Каждую минуту в трудах и заботах проводила и мама Людмила Александровна, выполняя в небольшом приходе сразу несколько обязанностей – регента, завхоза, уборщицы и даже водителя автомобиля.
А дедушка (тоже отец Александр!) часто повторял апостольские слова: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите», — и сам жил согласно этой заповеди.
Как все священники, и дед, и отец, конечно же, хотели видеть в своих мальчиках продолжателей священнической династии, но никогда не принуждали их к этому, оставляя за ними право собственного выбора. Дмитрий, например, сначала решил осваивать совершенно мирскую профессию, но потом, даже не окончив училища, поступил в семинарию.
- А я едва научился младенцем ползать, сразу запомнил дорожку в алтарь. С тех пор оттуда и не выхожу, — улыбается отец Иоанн.
На том стоим
Очень хотелось матушке Людмиле иметь дочку. Но видно, не случайно в машине, которая везла их с отцом Александром на венчание, каким-то образом оказался футбольный мяч – вот и появилась на свет чуть ли не половина футбольной команды. Зато у отца Иоанна трое детей, из которых две девочки. И оказывается, что в воспитании представительниц слабого пола сильная мужская рука едва ли не нужнее, чем при общении с мальчиками.
- Старшая-то уже прекрасный психолог, — опять появляется улыбка на лице батюшки, — в свои четыре года прекрасно понимает, как надо сказать, как улыбнуться, как заплакать, чтобы добиться желаемого.
- А вы с матушкой? Как справляетесь с «трудностями роста»?
- Терпением и любовью. Разговариваем, объясняем. Конечно, надо чувствовать своего ребенка и понимать, где, когда и как это надо делать. Если ребенок капризничает или, упаси Бог, с ним случилась истерика, — какой прок в этот момент пытаться что-то ему внушить? Просто увести – спокойно и твердо, и уж потом вместе разобраться, что такое хорошо и что такое плохо.
И уж тем более не надо воспитывать, поучая, в храме. Храм сам по себе прекрасно воспитывает – своим обликом, цветом, звучанием песнопений, размеренностью каждого действа, тихими словами прихожан.
Кстати, четкий распорядок молитвенной жизни – тоже прекрасный фактор воспитания как в храме, так и в семейном кругу. Очень важно приучить к молитве ребенка с раннего детства, и делать это надо, ни в коем случае не оказывая давления. «Не хочешь сегодня молиться перед сном? Ладно, малыш, ложись в кроватку, я рядом с тобой за тебя помолюсь, ведь без этого нельзя, а завтра ты уж сам, хорошо?»
Строить воспитание детей на пламенной, но в то же время строгой родительской любви — это правило хорошо усвоили все четверо братьев Шередекиных. Своего двухлетнего Александра, продолжателя имени деда и прадеда, отец Иоанн тоже мечтает видеть священником.
- Выбор, конечно, останется за ним. Моя задача – просто воспитать достойного мужчину, который был бы таковым и в 8, и в 80 лет. А достичь этой цели можно лишь опираясь на веру.
Курс молодого отца
Каждый человек имеет внутри себя опорный стержень. Один держится на любви и славе, расползаясь в бесформенную массу, едва лучи славы скроются туманом, другой ищет опору в денежной купюре, и такой бедолага гнется в разные стороны при малейшем дуновении ветра. Внутри отца Иоанна Шередекина — Церковь, и потому от него, русого и голубоглазого, исходит ощущение настоящей силы. Ох, и нелегко ему пришлось, когда в одном сентябре сошлись и его рукоположение в священники, и скоропостижная смерть отца, а еще через несколько месяцев не стало деда. Как нужна была ему их надежная рука на трудном поприще! И как он им благодарен за то немалое, что они успели ему передать! «Я стою на том фундаменте, который они заложили», — говорит он.
Теперь вместе со старшим братом они несут служение в храме. Как и всегда, сегодня служение священника требует самоотречения, и если не каждодневного совершения подвига, то постоянной готовности к подвигу – способности откликнуться на любую беду, с какой бы ни пришел человек. Кроме пастырского попечения, при храме ведется активная работа с молодежью: организован военно-патриотический клуб «Восход», где новое поколение мальчишек, в числе которых двое племянников отца Иоанна, учится собирать-разбирать автомат, выполнять спортивные и силовые упражнения, ходит в походы. Минувшим летом, например, побывали на Алтае.
Помимо физического совершенствования, ребята осваивают и тонкости военной стратегии и дипломатии, так необходимые любому мужчине. Например, взрослые им объясняют, что защищать свою страну, веру, дружбу совсем не обязательно кулаками. Иногда желаемого можно добиться разумным, убедительным словом, умением «разрулить ситуацию». И очень хочется верить, что подростки обязательно станут патриотами своего прихода, своей семьи, своей веры – всего, из чего складывается великое понятие «Отечество».
Отцами, как и солдатами, не рождаются – ими становятся. Однако не всяк сменивший кепку на пилотку есть солдат, и не всегда свидетельство о рождении сына или дочери дает право называться отцом. Вот ведь парадокс: рождаемость в стране растет, а количество отцов идет на убыль. Статистика утверждает, что около половины детей сегодня воспитываются только мамами, без участия второго родителя. Да и в тех семьях, которые формально называются полными, порой мужчина признает за собой лишь обязанности материально содержать семью, полностью отстраняясь от домашних дел, а общение с детьми ограничивает в лучшем случае лишь проверкой оценок в школьном дневнике. Сколько же ещё молитв должно пронестись над нашей Родиной, чтобы каждый из нас осознал свою великую ответственность за новое ее поколение!
- Отец оставил нам огромное наследство – умение слышать слово «нужно», отзываться на него делом, — подводит итог отец Иоанн, — и проверять качество выполненного дела одной-единственной мерою – ответственностью перед Богом. Это особенно остро чувствуешь, когда речь идет о самом дорогом – о наших детях. Ведь как мы их воспитаем, такой будет и их судьба, а по ней и нас судить будут.