Порой кажется, что евангельская строгость доходит до жестокой несправедливости. «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26–27), – говорит Господь в притче о талантах человеку, который по сути-то и не сделал ничего преступного. Ведь он сохранил доверенные ему блага, даже не использовал их для собственного обогащения, но честно вернул всё некогда вверенное ему Господином, вернул данный ему талант! Кажется, Бог нарушает справедливость и предъявляет к человеку требования чрезмерные, отнюдь не согласные с Его милосердием.
И все же: «Лукавый раб и ленивый!» – слышит в свой адрес недоумевающий простец. И от Кого? От Того, Кто сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Сочетание действительно поразительное. Ведь казалось, что любовь покрывает всё!
Однако ленивый раб наказывается. И наказывается жестоко, без шансов на оправдание! При этом Господь, кажется, даже не обращает внимания на обвинение простеца в жестокости. «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий…» (Мф. 25: 24), – преодолевая страх и трепет, говорит раб своему Властителю. В ответе же Господина слов о жестокой несправедливости мы не слышим, только констатацию факта: «Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал». Констатация для нас непонятная и несправедливая, но для Христа – нет!..
Порой даже кажется, что спасение «ленивого» раба близко. Вот Господь умягчится простотою неудачника, поймет, что нечего с него требовать, что не со зла он не решился пойти на риск и приумножить вверенный талант… И где-то в глубине сердца так хочется в этот момент услышать желанное: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). Но в действительности звучит иное: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25: 30).
Почему?.. Что сделал этот несчастный простец, водворяемый ныне в бездны вечных мучений?.. Ответ непрост. Как жизнь. Жизнь, которой так хочется распоряжаться по-своему. Даже добро делать хочется согласно своим расчетам и планам, согласно своему пониманию, возможностям и настроению. И главное – что в этом действительно нет ничего плохого! Ведь ничего дурного человек не делает, напротив – хороший семьянин, добросовестный работник. Кажется, всё вкладывается в норму христианской нравственности.
Наверное, так же думал и несчастный из притчи. Думал, что ничего скверного не делает, что живет «как все»: не грабит, не убивает, соседям дорогу не переходит… И всё действительно было бы неплохо, если бы в Евангелии не было Христа! В таком случае жизнь несчастного была бы примером, хотя и не во всем похвальным, но в целом – очень даже неплохим.
Однако: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15: 5–6).
Факт остается неизменным: смысл жизни – во Христе!
Факт остается неизменным: смысл жизни – во Христе! Не в хорошем воспитании, не в добрых отношениях с близкими, даже не в помощи бедным и нуждающимся! Всё это без Христа – напрасно закопанный талант! Причем его можно закопать во что угодно: в себялюбие, в честность, справедливость – не столь важно. Можно даже надеяться расплатиться им с Творцом, представить в виде доказательства своего благоразумия и нравственной полноценности!
И всё же Господь в этом смысле несправедлив, потому что во все времена те, кто надеялся подобным образом рассчитаться с Богом чем-нибудь иным, кроме смирения, слышали всё те же слова: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26–27).
Господь дал человеку не только разум, не только таланты, профессиональный успех. Вся жизнь – дар Божий! Это и есть та нива, только на первый взгляд принадлежащая нам и лишь частью засеянная Творцом. На самом же деле – всё это удел Божий! Поэтому ленивый раб должен был страшиться не «жестокости» Господина, но ему следовало бояться, «как бы не оказаться бесполезным для Него» (святитель Григорий Великий)!
Раб должен был страшиться не «жестокости» Господина, а «как бы не оказаться бесполезным для Него» (святитель Григорий Великий)
Каждый, кто приходит ко Христу, берет на себя обязательство служить Ему всегда и везде! Христианин не может быть «бесполезным», не может оставаться законсервированной «вещью в себе». Именно живое устремление, желание каждый день находить в обстоятельствах собственной жизни поводы доказать свою верность Христу и являются характеристиками истинной веры.
Господь «жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал»… А значит, мы не имеем права торговаться с Богом! «Справедливых» отношений всё равно не получится, потому что ради нашего же блага Создатель ставит милосердие выше справедливости! Иного пути нет: мы обязаны признать Его право на каждую часть, каждую сферу нашей жизни – и в ней, по мере возможности, послужить Творцу.
Причем сделать это возможно лишь в Церкви, где Христос – всё и во всем! Потому что быть честным и добрым – далеко еще не значит быть Христовым!
Талант здесь конечно подразумевается не в смысле профессионального умения. Наверное Богу более угодно наше смирение, покаяние, духовный рост.
Действительно, не рабу тыкать своему создателю об установленных порядках. Тут роптание не на языке, а в сердце, тут хула на Святого Духа, которая никак не прощается
"Тебе, р.б. Владимир, Бог дал талант. А ты этот талант не приумножил, и даже не сохранил. Ты его бессовестно променял на сомнительные удовольствия, которые подкинули тебе бесы. Но даже это не проблема. Ведь ты, Владимир, не говоришь Богу о том - `Возьми, данное Тобою мне`. Ты, Владимир, наглым образом обращаясь к Богу, негодуешь о жизненных проблемах, просишь их разрешения и требуешь себе ещё талантов, сверх тех, что Господь тебе в качестве чуда уже дал."
Боюсь, что с таким подходом мне придётся толочь свои зубы в гиене огненной на самом её дне.
Все талантливы, надо только найти, откопать свой талант, свое дарование, данное Богом.
Как писал Сент-Экзюпери: «Меня мучает, что в каждом человеке, быть может, убит Моцарт». «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека». (Планета людей).
Еще одна идея этой притчи: ищи своё место, своё призвание, не занимайся тем, к чему у тебя нет таланта, не занимай чужого места. Ты может быть имеешь отличный голос, но не поёшь для людей, для Бога, а работаешь поваром и варишь пищу «так себе», невкусно. Например, Кафка – великий писатель, а по желанию отца выучился на юриста, каждый день отбывал «каторгу» на нелюбимой работе, а писал только по ночам.
«Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал» - здесь нет никакой несправедливости со стороны Бога. А если это заявление Бога и кажется несправедливым, то только лукавому и ленивому рабу (это его, ленивца, точка зрения).
Раб, ИСПОЛЬЗУЯ, приумножая данный ему талант, должен был посеять на земле что-то полезное, а потом вернуться с этим "урожаем" полезного к Богу, отдать ему это. И тогда получится, что Бог жнёт, где Сам Бог не сеял, и собирает, где Сам Он не рассыпал. Он жнет это руками талантливых людей, посланных Им в мир, на землю.
Потому что раб - работник от Бога на земле, со-работник, помощник Богу. А если человек никак талантом не воспользовался, то и получается, что он "раб лукавый и ленивый".
Сейчас, когда и в церковь стала ходить, и проповеди услышала, и литературы соответствующей перечитала, многое стало понятным (теоретически), и сама уже, при случае, могу объяснить, а все равно самая суть периодически ускользает. Даже, удивительное дело, вчера все было предельно ясно, а сегодня опять - "легкий туман". Поэтому согласна с Владимиром Степановым, можно и специальный раздел притчам посвятить. Хотя, конечно, литературы предостаточно. Но вот сегодня прочла статью и даже весело стало: как все понятно.
Спасибо автору. Слава Богу за все!.
P.S.
Может сделать на Сайте раздел посвященный притчам и их толкованиям. Ведь притчи это Его язык, обращенный к любому из нас, разделенными веками.