В последнее время мои походы в церковь с детьми сводятся примерно к следующему: оттащить одного от покушения на подсвечник, второго спустить со ступенек, ведущих на солею, не дать разбежаться обоим в разные стороны и так далее в том же духе. После Причастия я выхожу с платком набекрень и «в мыле». А со стороны иногда звучит сочувствующе-ободряющее: «Ну, вот вырастут — там и помолишься!» Так-то оно, конечно, так, но…
Я очень быстро перестала “зацикливаться” на правилах, да вот “зацикливаться” на чем-то другом не удосужилась
Когда я еще ходила беременная, то с умным видом изучала ответы священников на вопросы молодых мамочек, как же им молиться с маленькими детьми. И потом, после родов, когда наступила бесконечная круговерть вперемежку с постоянным желанием поспать, память услужливо выдавала мне примерно следующее: «Ведь вот в той книжке батюшка советует кормящим женщинам ввиду занятости не зацикливаться на правилах, а читать Иисусову молитву…». И я очень быстро и легко перестала на этих правилах «зацикливаться», да вот «зациклиться» на чем-то другом — тех же кратких молитвах — не удосужилась…
И получается, что «вот вырастут — там и помолишься» звучит уже не со стороны — так успокаивать себя начинаешь уже сама. И, если по-честному, просто-напросто свою лень оправдываешь наличием детей. Да только со временем сможем ли потом вернуться к былому настрою и желанию молитвы?
Здесь, но мой взгляд, важно осознать еще один момент. Зачастую декретная жизнь лишена «благочестивой канвы», к которой мы привыкли: нет возможности посещать храм так часто, как хотелось бы, на службе практически невозможно сосредоточиться: приходится следить за детьми, посты послабляются беременным и кормящим. И получается, что вся «видимость» нашей духовности рушится как песочный замок. И остается неприглядная действительность нашего истинного внутреннего состояния, а она не очень-то нас и радует. И срабатывает принцип, которому исподволь мы все же остаемся верными: «или все, или ничего»: «Ну, раз уж это и это не получается, чего напрягаться-то?»
Мне вспоминается случай, описанный в замечательной книге матушки Наталии Соколовой «Под кровом Всевышнего». Один священник рассказывал ей, матери 5 малолетних детей, обремененной тяжелым домашним трудом в сельской местности, как он наблюдает за своими грехами: «Вот сижу я летом в гамаке, жена подносит мне кофе, а я любуюсь облаками, природой — блаженствую с Богом — и стараюсь найти за собой еще какой-то грех…» Думаю, подобная духовность матерям и не снилась.
Поэтому, в первую очередь, нужно стремиться исходить из тех ресурсов сил и времени, которое есть лично у нас в настоящий момент, а не ждать, когда наступит прекрасное завтра с гамаками и кофе.
Самый острый вопрос — вопрос времени
Самый острый вопрос — вопрос времени. Конечно, оптимально встать раньше детей и спокойно помолиться. Если это не вариант и ваши дети сами встают с петухами, нужно учесть особенности своей семьи и, исходя из этого, подыскать «удобные» 15 минут для себя в утренней суматохе. Мои дети, к примеру, как встанут, срочно требуют кашу. А так как моя мультиварка отказывается работать по программе «отложенного старта», то мне приходится сразу после подъема быстро готовить. Зато потом, сытые и довольные, мальчишки уже могут чем-то сами себя занять, и у мамы есть немного своего времени. Там, глядишь, и у детей нахлынут благочестивые порывы: и поклоны могут рядышком земные класть, и обцеловать все близлежащие иконы, может, даже и подпевать начнут.
Если вечером вы понимаете, что просто-напросто уснете, не дождавшись благоприятного и подходящего для молитвы момента, когда все улягутся спать, а вы наведете чистоту и останетесь в благоговейной тишине, попробуйте помолиться во время укладывания детей. Молитвенное правило можно закачать на телефон или планшет.
Иногда чувство сильной усталости вечером может пройти после принятого душа и десяти минут тишины. Проверено не раз.
К тому же наше общение с Богом не ограничивается лишь рамками утренних и вечерних правил. Кто мешает кратко помолиться перед готовкой, уборкой, выходом из дома? Типичная для всех ситуация — болезнь ребенка. Не ручаюсь за всех, но зачастую мы создаем слишком много суеты вместо того, чтобы перед поиском нужного лекарства в аптечке или вызовом «неотложки» вместе с ребенком несколько минут помолиться перед иконами. И именно после этого Господь непременно устраивает все лучшим образом.
Одним из самых «болезненных» моментов может стать невозможность посещения молодой мамой богослужений. Как же приобщиться к церковной жизни, ощутить радости праздника или скорбное настроение поста? Если позволяет режим, во время вечернего богослужения грудного младенца можно уложить спать, старших занять на время рисованием/лепкой/чтением. Самой выкроить время среди домашних дел и помолиться текстами тех служб, что идут в храме. Будь то канон Андрея Критского постом, или канон Преображения Господня, или канон почитаемому святому. А если приобрести издание с параллельным переводом (благо, православные издательства сейчас трудятся на славу), то можно и в службах лучше разобраться. Вот и почувствуете свою причастность к церковной жизни.
Главное — искать молитвы
Конечно, все, что я здесь написала, это какие-то маленькие крупицы небогатого опыта. Главное — искать молитвы. Ведь кто ищет, то всегда находит, не так ли?
Я понимаю тех, кому дети мешают. Сама одна когда без детей стою на службе, отвлекаюсь на деток - то успокою кого, кого пристрожу, остановлю. Они живые, шумные, зато искренние. Молятся по-своему, любят Его горячо, ну тяжело им стоять всю службу, мы что ли сами не немощны?
А я всегда умиляюсь, когда деток полный храм. От молитвы отвлекают (если бы только они), а на душе радостно.
Мне и с одним (правда с особенностями) очень тяжело было. Что я только не просила, когда в храме стояла! И ангела хранителя, чтобы успокоил и вразумил и защиты и терпения. И чтобы позволил Христос причаститься сыну. Так стояла и просила, а когда ребенок начинал впадать в истерику крестила его и опять молилась. И каждый раз объясняла, что идем мы причащаться, что это наше духовное лекарство, что нужно потерпеть не есть и не пить. Да, потом после причастия будет ему по желанию (мороженое, шоколадка). Но потерпеть и подождать молча нужно обязательно. (Так и говорила, если не успокоишься не перестанешь задирать других или разваливаться, то мы сейчас выйдем, будешь наказан и ничего не получишь). Иногда просто выходила, ходила по храму, чтобы угомоился.
На прошлой службе замечательно себя вел, наблюдал за ходом службы, спрашивал что происходит, я рассказывала. А если чьи-то дети начинают себя не так вести, ну я и за них прошу в молитве и покрещу их мысленно. Смотрю - успокоились. Раньше бывало, что мой чуть ли не лежал уже, висел на мне. Так и его крестили крестом и за него молились другие. Разное бывает. Они же привыкают, если регулярно и спокойно маме самой на все реагировать.
Бог в помошь!
Милые мамы, никто не против детей в храме. Люди против базара и беготни, против неуважения в первую очередь к тому святому месту, где вы находитесь. Прп. Амвросий Оптинский говорил: «Многие скорби посылаются разговаривающим в храме.», а о. Иоанн Крестьянкин вообще относит прерывание богообщения прихожан ко грехам «против Бога»!
Если вкратце - перевести фокус с собственных желаний и увидеть других людей вокруг себя, это и будет любовь к ближнему.
Божьей всем помощи!
Но хотелось бы сказать и об отношении мам. Есть телесный уровень, а есть душевный и духовный. Так вот "душевный" это когда для людей в жизни главный принцип - видеть вокруг других людей, их интересы, и, по возможности жить так, чтобы никому не мешать. Это минимально необходимое для возможности сосуществования людей в обществе, то, что воспитывала в нас советская власть убив духовность, и чего не наблюдается даже на этом примере. О какой духовности может идти речь, если даже это не выполняется? Причина в том, что главное в нашей жизни не то, что от нас хочет Бог, а собственные «хочу» или «не хочу». Вот хочу я прийти с детьми и молиться - и буду, другие пусть смиряются! Святые отцы ж говорили, что главное для мамы послушание - это воспитание детей, а даже не поход в храм. И эта проблема в большинстве случаев решается - отец (бабушка/дедушка/крёстный) гуляет с детьми возле храма, а мама в храме молится. Потом наоборот.
Был в субботу на вечернем богослужении. Пришла мама (её раньше не видел, и по поведению видно, что только воцерковляется) и привела мальчика (7 лет) и девочку (4 года). Простояли больше часа, очень спокойно, девочка держалась за ручку братика, не вымолвили ни слова! Особенно мальчик - он внимательно смотрел за батюшкой и вообще за ходом литургии. Девочка иногда крутилась, разглядывала прихожан... когда поворачивалась к маме и хотела что-то сказать, мама подносила палец к губам и тихо говорила "Ч-ч-ч", чего было достаточно. Мальчик знал как креститься, а девочка училась за ним по ходу службы. Наблюдать за этим было, не представляете как, умилительно! Первая захотела выйти мама и стала чуть подвигать сына к выходу, но или он не понял или ему просто было интересно (как раз батюшка вышел), постояли ещё минут 10, потом мама уже их вывела.
Известно, что дети в храме ведут себя так, как принято в семье. А в семье детей далеко не всегда воспитывают.
Как можно объяснить поведение ребенка, если он снимает с подсвечника свечи и начинает ими, простите, фехтовать, либо изображать курение? Еще хуже, когда одни дети других обижают (старшие младших, мальчики девочек), бьют, а родители не смотрят и не знают, чем заняты их чада. Еще потом драчуна приласкают и первым к причастию поведут, а пострадавший выговор получит. Бабушка рослого внука изо всех сил держит у подсвечника, а он то отталкивает ее свободную руку, то впивается в нее и пытается виснуть, пробуя на прочность.
Наверное, некоторые комментаторы будут доказывать, если кто этим отвлекается, тот сам виноват, молиться не умеет, и молитва у него ненастоящая, пусть смиряется. А может быть, все таки взрослые детям должны объяснять, зачем ходить в храм и как там себя вести?
Если не слышно церковной службы из-за посторонних звуков, читаем про себя Иисусову молитву, как учат святые отцы. Мы ведь падки ко всему чувственному, и молитвой (особенно - пением церковным) порой хотим услаждаться, а надо не наслаждения искать, а покаяния (об этом пишет святитель Игнатий Брянчанинов).
Из детей тоже не надо делать себе маленьких идолов; нельзя забывать, к Кому пришли и зачем. Если дети бегают в храме, благочестивые мамаши ставят их на колени - пожалуйста, бегай теперь сколько хочешь, но на коленях. Хорошо усмиряет, и дети приучаются к благоговению.
Молитвенный подвиг вряд ли с многочадных мамаш спросится, у них другое послушание перед Богом. Но молитвы можно деткам своим все время дома петь, что бы ни делала.
Всем - здоровья и душевных сил. Помоги Господи.
Это нормально, в общем деле: дети кричащие и молчащие, мамы, папы, раздраженные, благоговейные, старушки и молодушки. Не нормально - когда все по струнке стоят в строгом дресс-коде.
Тем более мы сейчас, всем нашим народом, заново накапливаем опыт поведения в храме. Многие мамы и папы сами-то в храме в детстве не были, многие осуждающие их - как правило, тем более.
Так что мы вместе учимся делать общее дело. Народ, не надо язвить по поводу матерей, отцов и их отражений-детей.
Молодая мама написала,что трудно удержать детей и уследить за ними в храме,я сней вполне согласна.Дети снуют по храму,мамы за ними,и эта суета не прекращается.Толкают под все бока,какая там молитва,постоянно отвлекаешься,сосредоточиться не возможно...потом причастие.Детей причастили...и мамы удалились с детьми,а я стою и думаю,может мне нужно было дома молиться? Ведь и пользы нет от таких молений,когда и батюшкиных молитв толком не слышишь от этой толкотни и суеты,разговоров и передвижений.Несут грудных детей на причащение,а сами не причащаются...может я не права,но проподает желание идти в храм и вместо молитв слышать,как "воспитывают" деток и умиляются ими,а те снуют по храму,играются свечками и подсвешниками.Взрослые "тёти" приходят с опозданием и ходят по всему храму,ставя свечи,прикладываясь к иконам и перемещаясь по храму,толкают людей.Идёшь помолиться с радостью и трепетом,а возвращаешся с досадой и раздражением." Любовь, а Вы не задумывались, что так Вас Господь испытывает на... раздражительность??? Кто истинно молится, тому никто и ничто помешать не может, хоть ногами его топчи, хоть толкай в бок...Попробуйте проявить любовь, Любовь, к тем, кто Вас раздражает. Помощи Божией Вам и любви.
Текст, прям на нашу семью написан, и всё прям в точку, все
мои переживания и мысли....много комментариев, много и не совсем хороших, но вы попробуйте угомонить сначала ребенка хоть одного своего на 1,5 часа , да и так чтоб ни словечка..- это невозможно...на то они и дети!!! но вот обЪяснять нужно каждый раз...одно и то же, но не всегда помогает..)) вообщем автор, вы меня вдохновили жить дальше, а то я уже и не думала, что такое бывает еще у кого то....со стороны, у всех так всё выходит и всё, так красиво и правильно, что ощущения полной греховности и падения не покидает и после исповеди.... Всем Ангела Хранителя и Слава Богу за всё, в любом случае!!)))
Вопрос к редакции: нельзя ли удалять или перемещать комментарии не связанные с темой статьи? А то приходится читать весь этот "флуд" или по-церковному многоглаголание, чтобы узнать мнение по теме, а его там и нет. И вроде как сам становишься соучастником многословной беседы.
П. С. Если бы автор статьи была католичкой, то ей бы уже давно присвоили звание святой за сверхдолжные заслуги. В душе автора отчетливо проявляется такая русская черта как постоянная неудовлетворенность своим духовным состоянием, чего никогда не понять человеку с "западным" мировоззрением и воспитанием. Да хранит Вас Господь за Вашу совестливость.
Простите.
Можно же лоб об пол расшибить от усердных поклонов, но даже детей любить так и не научиться... Вот и всё наше "христианство". Помоги нам всем, Господи! Простите!
(А если мы и правду в молитвенном состоянии, то уж наверняка плачь грудничка или шопот мамы нам не помеха).
У нас в храме дети это радость! "Будьте как дети" - говорит нам Господь!
злоба или раздражение пораждаются внутри нас из-за наших грехов, а не из-за детей.
И батюшки сделали так: в дни престольных праздников , они выносили две чаши, объявляя заранее, что детей будут причащать у малых Врат. Потом еще, сообщали, чтобы женщины пропустили мужчин первыми, так как их первыми сотворил Господь бог.
Что касается мамочек, батюшка всех знал в лицо. Ставил и вел общую исповедь. А уж если что особенное, тогда можно и подождать.
В итоге, каждому может проститься по вере его.
"Когда кричит грудной ребенок не возможно сосредоточиться. Что делать?"
Юрий очень хорошо написал.
Если нам мешает, - ни в коем случае не осуждать, а помолиться за эту семью, - это есть любовь к ближнему.
Если у мамы ребёнок заголосил, то исходя из правил благочестия поведения в храме мама должна быстренько вынести ребёнка из храма. Естественно если погода позволяет; если нет - в притвор хотя бы, т.к. и батюшкам вести службу мешает, не только прихожанам.
Спаси всех, Господи!
Хозяйственные дела могут извинять только недолгое стояние на молитве, а оскудение внутренней молитвы извинять не могут.
Пока будете покоить тело, не ждите ничего доброго.»
Святитель Феофан Затворник
И не меняйте храм на дом, пожалуйста!!!!
Не совсем понятно, зачем надо ждать какого-то специального момента, чтобы помолиться перед иконами? Разве жизнь православного человека перед иконами? Да не будет! Перед иконами - это исключение! Тем более, когда такое послушание, как семья.
Женщинам, которые дома, вообще прекрасно:
- Ребёнок заплакал - не просто рефлекторно броситься к нему, а дать и Господу поучаствовать, сказав при этом хотя бы "Господи, помилуй!".
- Моешь посуду - куча времени для молитв! Можно помолиться о муже, чтобы у него всё сегодня получилось.
- Готовишь - вообще великолепно! Семья в несколько раз больше за такую еду спасибо скажет! Пока готовишь утром, можно успеть помолиться за детей, чтобы у них в школе всё прошло хорошо...
Мужчинам гораздо меньше времени на молитву, т.к. надо сосредотачиваться на работе. Это удаётся только по пути на работу и с работы: помолиться за того, кто кого-то обозвал; уступить место и помолиться за того, кто не уступил; кто-то разогнался на машине - помолиться за него и за тех, кто рядом будет ехать, чтобы Господь вразумил, и чтобы не пострадали...
Так что не расстраивайтесь Вы так)
Таких обсуждений в подобных заметках здесь было много.
У нас есть небольшой храм, где батюшка служит по старым правилам - без сокращений и поблажек: исповедь перед воскресным причастием только в субботу вечером, детей причащают только после того, как хотя бы один из его родителей причащается.
Да, всё, что Вы перечислили, это грустно. Но переориентируя взгляд с себя на других (не обижаться на людей, а пожалеть о том, что они такие и чистосердечно помолиться за них) всё меняется, - постепенно кое что перестаёшь замечать, а с другой стороны в людях начинаешь видеть христиан.
У нас всего двое. Помню, пока они были маленькие, совсем крохи, духовник объяснял - приводите деток на пять минут в храм, потом на десять. Главное, чтоб они не потеряли благоговения, осознавая, где и перед Кем находятся. Если расшумелись, начали играть, разговаривать, бродить - выйдете и погуляйте. Придете перед самим причастием.
Дети в Храме ходят, некоторые люди стоят недовольные, кто-то делает замечания мамам (и мне делали).Я думала - а как же «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» (Мф.19:14)) Ну ведь откровенно препятствуют!!!
Пока не поняла, что смысл слов Господа я вывернула наизнанку. Препятствовала я. Своим примером неблагоговения и попустительством. Коротко - своим эгоизмом.
А насчет «ВОТ ВЫРАСТУТ — ТАМ И ПОМОЛИШЬСЯ!» - это точно!
Никуда не денешься! :)))
Мамочка не может справиться с 3 детьми? У нашего батюшки 5, и все они, когда были маленькие, в храме вели себя спокойно. Что вы будете делать с ними, когда им будет 14, 16 лет? Часто вижу в храмах совсем маленьких детей, которые стоят всю службу спокойнее, чем некоторые взрослые. А бывает один ребенок в семье, с которым они справиться не могут. И виноваты в этом сами родители. Мы в ответе не только за тех, "кого приручили", но в первую очередь за наших детей и их воспитание.