Митрополит, епископ, сельские батюшки, дивеевские сестры, блаженная и ее келейницы… Их крестный путь был разным, но стояние в вере крепким. И связывала их Дивеевская обитель.

После революции 1917 года в России начались неслыханные гонения на веру. Коснулись они и Серафимо-Дивеевской обители.
В 1919 году Дивеево преобразовали в трудовую артель. Рукодельная артель просуществовала до закрытия монастыря. Скиты и подсобные хозяйства были отняты и разграблены, власти изымали весь выращенный урожай, поэтому сестрам приходилось приобретать на свои средства зерно и картофель для посева. Монахиням не разрешали пользоваться водой с водокачки, и им приходилось ходить пешком на реку. Но в самой обители сестры по-прежнему жили обычным монастырским укладом, храмы еще не были закрыты, богослужения продолжались.
В 1920 году святые мощи преподобного Серафима Саровского были публично вскрыты и через несколько лет переданы в музей атеизма на поругание. Так сам батюшка своей плотью разделил страдание со всей Церковью.
Открылось значение предсказания старца: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыплются»
В 1927 году открылось значение известного предсказания старца Серафима: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыплются» – на праздник Рождества Богородицы безбожная власть начала разгон монашествующих, и в недельный срок монастырь был закрыт. В праздничной проповеди на ранней Литургии епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) сказал сестрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша – и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь».
Той же ночью епископа Серафима и архиепископа Тамбовского Зиновия (Дроздова; † 1942, священноисповедника), проживавших тогда в Дивееве, игумению, духовенство и старших сестер арестовали, остальные монахини рассеялись по округе. Поселились они в основном в окрестных деревнях и в самом Дивееве, игумения (после освобождения) с некоторыми сестрами – в Муроме. Для большинства из них начался крестный путь исповедничества, многих ждали аресты, ссылки, каторжные работы…
Среди святых, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Дивееве особо почитаются шестеро угодников Божиих из числа сестер и духовенства монастыря, а также два архипастыря, чья жизнь Промыслом Божиим оказалась неразрывно связана с обителью, и мученицы, пострадавшие в селе Суворово, что недалеко от Дивеева.
Общее празднование новомученикам и исповедникам Дивеевским совершается в Соборе Дивеевских святых (14/27 июня), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (25 января / 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, или в ближайшее воскресенье после 25 января / 7 февраля) и в Соборе Нижегородских святых (второе воскресенье сентября).
Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит
Ленинградский и Гдовский
(память 28 ноября / 11 декабря)
Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге. Семья святителя принадлежала к одному из самых знаменитых дворянских родов Костромской губернии.
После встречи со святым праведным Иоанном Кронштадтским в 1878 году все важнейшие жизненные решения будущий митрополит принимал только с его благословения. Вскоре после рукоположения (28 февраля 1893 года) молодой священник Леонид Чичагов захотел посетить Саровскую пустынь – место подвигов преподобного Серафима, тогда еще не прославленного. Он провел там несколько дней в молитве и побывал везде, где подвизался старец Серафим.
Старица передала ему повеление преподобного Серафима: составить «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»
После Сарова отец Леонид прибыл в Дивеево, где посетил блаженную старицу Пашу Саровскую, которая неожиданно для него передала ему повеление преподобного Серафима на составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». С верой в помощь батюшки Серафима отец Леонид решился издать этот труд, дающий полную картину жизни и подвигов преподобного и значения его для религиозной жизни народа, и поднести императору, чем и будет исполнена воля святого старца.

Промыслом Божиим архимандриту Серафиму уготовано было новое церковное служение. 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля была совершена его хиротония в епископа Сухумского. С этого времени и до конца его дней архиерейское служение оказывалось для святителя Серафима неразрывно связанным с мужественным стоянием за чистоту православной веры и единство Русской Церкви. Его архипастырскому попечению поручали епархии, где требовались особые труды. С 1906 года он занимал Орловскую кафедру, с 1908-го – Кишеневскую, с 1912-го – Тверскую.
В мартовские дни 1917 года владыка Серафим не стал скрывать свое отрицательное отношение к происшедшим в России переменам. 28 декабря Вероисповедный отдел Тверского губисполкома выдал предписание о высылке архиерея из Тверской губернии. Святейший Патриарх Тихон назначил владыку на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на территории свободной от власти большевиков Польши, но гражданская и начавшаяся вскоре советско-польская война сделали отъезд невозможным.
ГПУ вменило в вину святителю Серафиму… организацию прославления преподобного Серафима Саровского
21 сентября 1921 года архиепископ Серафим был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. Через несколько месяцев его выслали в Архангельск. Проведя около года в ссылке, святитель Серафим вернулся в Москву. В апреле 1924 года он был вновь арестован ГПУ, вменившему ему в вину организацию прославления преподобного Серафима Саровского. В мае, по ходатайству Святейшего Патриарха Тихона, владыку освободили, но потребовали выехать из Москвы. Три года он провел в Воскресенском Феодоровском монастыре около Шуи.

К разрешению одной из важнейших задач своего епархиального служения – преодолению «иосифлянского» раскола – митрополит Серафим приступал постепенно, разъясняя в проповедях опасность разделения для канонического единства гонимой Русской Православной Церкви и вступая в переговоры с ведущими представителями «иосифлянского» духовенства. 1 апреля 1928 года владыка благословил во всех приходских храмах города совершить особое молебствование об умиротворении Церкви.
В 1933 году 78-летний митрополит был уволен на покой. Последние годы жизни он провел в двух комнатах загородной дачи недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги, продолжая труды над богословскими и аскетическими сочинениями, проводя время в молитвах и приуготовляя себя к встрече со Христом.
В ноябре 1937 года тяжело больного святителя вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму. 11 декабря 1937 года он был расстрелян на Бутовском полигоне.
Священномученик Серафим (Чичагов) был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18–23 февраля 1997 года.
Священномученик Серафим (Звездинский), епископ
Дмитровский
(память 13/26 августа)

26 сентября 1908 года он принял постриг с именем Серафим – в честь преподобного Серафима. По окончании Московской духовной академии трудился в подмосковных духовных школах. Затем получил назначение настоятелем Чудова монастыря.
В 1918 году, когда представители новой власти закрыли Кремль, епископ Арсений (Жадановский) и архимандрит Серафим покинули Чудов монастырь. На полтора года они нашли приют в киновии в лесу близ Серафимо-Знаменского скита, которую устроила для них схиигумения Фамарь, духовная дочь владыки Серафима.
3 января 1920 года в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима во епископа Дмитровского. Архипастырское служение стало претворением в жизнь его любви ко Христу и ближним.
Святитель и в Бутырке совершал Божественную Литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди
12 декабря 1922 года последовал первый арест. После окончания допросов владыку перевели с Лубянки в Бутырскую тюрьму. Епископ Серафим утешал отчаявшихся, поддерживал молитвой. Он и здесь совершал Божественную Литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди, причащал, ободрял. По приговору отбывал два года ссылки в Зырянском крае, где совершал Литургию ежедневно.
По окончании срока ссылки он временно поселился сначала в московском Даниловском монастыре, а затем в Борисоглебской Аносиной пустыни. Через год его вызвали на Лубянку и потребовали покинуть Москву.
Получив назначение выехать на шесть месяцев в Дивеево или в Саров, 17 июля 1926 года владыка Серафим приехал в Дивеево. Ссыльному епископу разрешили служить раннюю Литургию в подвальном храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» под Тихвинской церковью. Чтобы успеть закончить богослужение прежде, чем начнется служба наверху, приходилось начинать Литургию в 4 часа утра.

Осенью 1927 года представители власти объявили о закрытии Дивеевской обители. В ночь на 22 сентября владыка вместе с епископом Зиновием, игуменией Александрой, старшими сестрами и духовенством был арестован и заключен в Арзамасскую тюрьму. 8 октября епископов и игумению освободили, но через несколько дней владык неожиданно вызвали в Москву. Чтобы не быть орудием в руках ОГПУ, отец Серафим подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат.
Священномученик Серафим обладал непоколебимой верой и силой духа. Он был непримирим к обновленческому расколу, к служителям так называемой «живой церкви». Но и к политическому курсу митрополита Сергия он относился строго. Не учиняя раскола и не примыкая к оппозиции, возглавляемой митрополитом Иосифом, владыка Серафим принадлежал, как и его друг епископ Арсений (Жадановский), к «непоминающим» митрополита Сергия за Литургией.
В апреле 1932 года его вновь арестовали и приговорили к трем годам ссылки в Казахстане, позже перевели на жительство в Уральск, затем в Омск. После ссылки епископ Серафим поселился в Ишиме. Здесь 24 июня 1937 года в числе других духовных лиц он вновь был арестован и приговорен к расстрелу. 26 августа приговор был приведен в исполнение.
Священномученик Серафим (Звездинский) прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Священномученики Иаков (память 16/29
декабря)
и Михаил (память 7/20 ноября) Гусевы

Иаков Иванович был рукоположен во священника в 1911 году и назначен сначала в село Худошино, а вскоре в Свято-Никольский храм села Елизарьева, расположенного недалеко от Дивеева. Отца Иакова и его семью елизарьевцы очень любили, особенно нравились батюшкины проповеди, немногословные, но доходившие до сердца каждого. Его дом в трудные годы был полон нуждающимися в крове родственниками.
Михаил Иванович учился в Варшавском университете на врача, священником стал по благословению своего отца. В Дивеевском монастыре начал служить после рукоположения в 1913 году.
Советская власть установилась в тех краях в феврале 1918 года, а весной 1919-го провели передел земли. Земля делилась по едокам и только на тех, кто ее обрабатывал. Тогда же батюшки, как служители религиозного культа, были лишены избирательных прав.

Дивеевская монахиня Серафима (Булгакова) писала о братьях-священниках: «Они оба родились около монастыря, любили монашенок как родных, и им хотелось, чтобы побольше нас было в Елизарьеве… Службы в Елизарьеве были только по воскресениям и по праздникам, да накануне сорокоусты, но, чтобы утешить нас, отец Иаков служил гораздо чаще. Мы пели и читали на клиросе в будни… Вместе с нами [они] переживали лишение монастыря и всячески нас поддерживали и духовно, и даже материально». Чуть позже братья благословили перевезти из села Пузо и Дивеевскую блаженную Марию Ивановну (Федину).
Вскоре отца Михаила назначили настоятелем храма святителя Николая в Кулебаках, где был крупный металлургический завод. Батюшка отличался добросердечием, справедливостью, пользовался любовью и уважением прихожан и соседей, продолжал помогать сестрам разоренной Дивеевской обители, не забывал детей арестованных священнослужителей.
Отец Михаил передал жене записку: «Не плачь, не ропщи – тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя»
Перед вторым арестом отца Михаила дважды вызывали в НКВД и предлагали отречься от сана. 31 августа 1937 года он был арестован и обвинен в организации «контрреволюционной церковно-фашистской группы». Перед арестом батюшка оставил жене записку: «Не плачь, не ропщи – тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя». Во время допроса отец Михаил категорически отвергал все обвинения.

Отец Иаков постоянно терпел притеснения со стороны властей. В 1930 году он был арестован и заключен под стражу в Горьковскую тюрьму. Дом был изъят. В 1931 году его снова арестовали и «раскулачили». Через четыре года последовал новый арест. Батюшку обвинили в подстрекательстве прихожан к сбору подписей «за неотдачу церкви под зернохранилище». 20 ноября 1937 года, в день расстрела его брата, отца Иакова арестовали прямо в храме и, не позволив зайти домой, увезли в Арзамасскую тюрьму. Как и отец Михаил, на допросе он держался достойно и мужественно, обвинения отверг.
2 декабря последовал приговор: расстрелять, имущество конфисковать. На выписке из протокола стоит запись: «Расстрелян в Горьком 29 декабря 1937 года».
Отцу Михаилу было 47, отцу Иакову – 50 лет. Семьи братьев-новомучеников долгое время не знали об их судьбе, лишь в 1950-х годах они получили ложные сообщения об их смерти по причине болезни.
Священномученики Михаил и Иаков Дивеевские причислены к лику святых 6 октября 2001 года и 30 июля 2003-го соответственно.
Преподобномученицы Пелагия (память 21 октября / 3
ноября)
и Марфа (память 13/26 апреля) (Тестовы)

В конце лета 1919 года монастырю, преобразованному в трудовую артель, было предложено послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Монастырский совет справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут, да и свой урожай не убран. Инокиня Пелагия несла послушание портнихи и косца, была членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря». Она пыталась защитить сестер и отказалась исполнить требования представителя власти, за что была арестована и приговорена к трехлетнему заключению.
Для расследования «контрреволюционности» обители в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность инокинь. Сестры были освобождены, совет монастыря восстановлен в своих правах. Под видом артели обитель просуществовала еще восемь лет.
После ликвидации монастыря, как и другие дивеевские сестры, находившие пристанище у верующих, Пелагия и Марфа стали жить при храмах. Инокиня Марфа поселилась в сторожке при церкви села Развилье Борского района, а инокиня Пелагия – при церкви села Воробьева Арзамасского района. В их дальнейшем жизненном пути есть очень много общего, хотя больше они не встречались. Главным занятием матушек было чтение в храме и молитва. Верующие с уважением относились к сестрам, приходили просить совета и молитв о себе и близких. Они помогали матушкам выжить, делясь с ними продуктами и деньгами.
Независимо друг от друга, обе сестры были арестованы в ноябре 1937 года по обвинению в контрреволюционной агитации и антисоветской деятельности. На допросах они давали прямые и ясные ответы, виновными себя не признали. Через три недели, 13 и 14 декабря, инокини были приговорены к заключению в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь (в Казахстане) сроком на 8 лет.
Новомученицы не знали, что отбывают срок в одном лагере. Им так и не довелось встретиться
Новомученицам так и не довелось встретиться: лагерь большой, пункты назначения сестер не совпадали. Вряд ли они даже знали о том, что находятся рядом друг с другом. Обе использовались на общих работах. Несмотря на изнуряющий каторжный труд и тяжкие болезни, они добросовестно работали, терпеливо неся свой крест ради Господа. Даже лагерное начальство отмечало хорошее качество работы каждой из сестер, бережное отношение к инструментам и выполнение трудовых норм.
Лагерь стал последним местом их земной жизни, последним испытанием верности и любви к Богу. Инокиня Марфа прожила в лагере три года. Измученная болезнями и трудами, она скончалась в лагерной больнице 26 апреля 1941 года от декомпенсации сердечной деятельности и была похоронена на кладбище лагерного пункта Спасский. Матушка Пелагия скончалась в лагерной больнице от рака 3 ноября 1944 года и была погребена на лагерном кладбище у поселка Жартас.
Имя преподобномученицы Пелагии включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской 6 октября 2001 года, а преподобномученицы Марфы – 7 октября 2002 года.
Преподобномученица Ксения (Черлина-Браиловская; память 2/15 сентября)

После революции и разорения Дивеева матушка Ксения поселилась в селе Александро-Воронцовское Тверской губернии. В 1933 году ее арестовали и приговорили к 8 годам лагерей по обвинению в «участии в контрреволюционной монархической организации». Ее отправили в Коктун-Кульское отделение Карагандинского лагеря НКВД, где она работала телятницей.
В доносе говорилось: «Черлина ходила служить панихиду на казачьи могилы за погибших людей…»
В августе 1937 года монахиня Ксения была арестована в лагере на основании доноса: «Черлина ходила служить панихиду на казачьи могилы за погибших людей. Среди з/к говорила, что мы, Божии люди, должны молиться за память павших, а антихристовой агитации, т.е. советской, мы не должны слушать, наших людей сейчас судят, мы сейчас все Богу преданы, должны терпеть, и Бог нам поможет». В обвинительном заключении говорится: «Состояла в к[онтр]р[еволюционной] группе, которая устраивала нелегальные моления на сопках, где выложили из камней крест, а[нти]с[оветская] агитация, ходила служить панихиду за погибших людей, к/р агитация пораженческого характера».
Виновной себя матушка не признала. 10 сентября 1937 года ее приговорили к расстрелу. Через пять дней приговор был приведен в исполнение.
Монахиня Ксения причислена к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.
Преподобноисповедница Матрона (Власова; память 25 октября / 7 ноября)

Вместе с тремя дивеевскими сестрами матушка поселилась в селе Кузятове Ардатовского района. Монахини прислуживали в храме, зарабатывали рукоделием. В апреле 1933 года их арестовали по обвинению в антисоветской агитации. 21 мая инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения в Дмитровском лагере Московской области, который считался одним из самых тяжелых.
После отбытия срока заключения она устроилась при церкви в селе Веригине Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы. 10 ноября 1937 года матушку арестовали во второй раз, обвинив в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской организации». На допросе она отказалась давать показания и не признавала себя виновной.
Инокиню Матрону приговорили к 10 годам заключения в Карлаге, где она трудилась в больнице уборщицей. Начальство отмечало ее добросовестную работу и скромное поведение. После освобождения она поселилась в селе Выездном близ Арзамаса (сейчас здесь один из дивеевских скитов). Главным ее занятием по-прежнему было служение в храме.
19 октября 1949 года матушку вновь арестовали по материалам старого дела (1937 года) и отправили в ссылку в Казахстан. Ее обвинили в проведении «вражеской работы», пытались заставить оговорить священника церкви с. Веригина, но усилия следователей ни к чему не привели. В деле даже имеется справка о том, что «лиц, скомпрометированных показаниями арестованной Власовой М.Г., в следственном деле не имеется».
В общей сложности преподобноисповедница Матрона Дивеевская провела в лагерях 17 лет
В общей сложности преподобноисповедница Матрона Дивеевская провела в лагерях 17 лет. Ее брат Андрей в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры. Последние годы жизни она проживала в родном селе Пузо в семье брата.
Инокиня Матрона была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась. Храм был закрыт, и службы дивеевскими сестрами «правились» по домам, несмотря на многие запрещения и преследования.
Матушка мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Ее похоронили слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских. 6 октября 2001 года решением Священного Синода инокиня Матрона (Власова) причислена к лику святых. Мощи преподобноисповедницы обретены 5 сентября 2007 года. Ныне они покоятся в Казанском соборе Дивеевского монастыря.
Святые мученицы Пузовские Евдокия Шейкова, Дария
Тимолина,
Дария Сиушинская и Мария
(память 5/18 августа)

Родилась Евдокия Шейкова (иногда пишут Шикова) 11/24 февраля 1856 года в селе Пузо в семье крестьян. Рано осталась сиротой, воспитывалась в семье дяди, который был церковным старостой. Дуня была очень благочестива, много ходила по святым местам, бывала в Саровской и Дивеевской обителях. С юных лет она немного юродствовала: круглый год ходила в теплой шали и зипуне, терпеливо переносила насмешки и побои. В 20 лет Дуня сильно заболела и уже не вставала. К ней приходили девушки – хожалки, которые ухаживали за ней. Вместе с ними блаженная создала некое подобие иноческой общины.
У Евдокии было пять послушниц. Три из них – Дария Тимолина, Дария Сиушинская и Мария – пострадали вместе с ней, а другие смогли свидетельствовать о жизни и страданиях мучениц.
Блаженная Евдокия вела строгую подвижническую жизнь, приучала к тому же и своих послушниц. Она несла подвиг юродства Христа ради. Еще при жизни Господь сподобил ее дара прозорливости и исцелений. Матушка очень любила с послушницами и с приходившими к ней петь церковные песнопения, много молилась. Знавшие подвижницу сельчане почитали ее как старицу.
Мученица Дария Тимолина пришла к блаженной вопреки воле родителей. Ни побои, ни угрозы, ни то, что родные просватали ее и насильно увели домой, не могло заставить девушку отказаться от несения подвига у Дуни. 20 лет, до самого ареста, она не выходила из Дуниной кельи: ни в церковь, ни к родным (причащались они на дому). Дария была большая постница, от Дуни все принимала с радостью, даже когда та ее ругала. Дух у нее непрестанно горел к Богу. К моменту расстрела ей было 40 лет.
Мученица Дария Сиушинская непрестанно молилась Иисусовой молитвой. Когда еще была в миру, проходила каждый день Псалтирь – всю, без отдыха, стоя на ногах. Была очень смиренна. У Дуни она прожила три года. На момент казни ей тоже было 40 лет.
Мученица Мария прежде была замужем. После того как ей явился святитель Николай Чудотворец и исцелил, она пошла странствовать. К Дуне пришла также по велению святителя. Мария служила Дуне семь лет, была смиренна, как ребенок. Ради Господа она ушла от мужа, которого любила, и своего имени и фамилии никому не открывала, чтобы муж и родные не нашли ее. В последний год у Марии сильно болела нога, она с трудом передвигалась. Зная, что их убьют, подвижница, как и другие хожалки, добровольно пришла разделить участь своей наставницы.

Безбожники непрерывно били блаженную Дуню больше суток, сменяя друг друга
Святую Евдокию и ее келейниц арестовали в августе 1919 года. Безбожники непрерывно били Дуню больше суток, сменяя друг друга. Никого к ней не пускали. Когда побои прекратились, старица упросила солдата позвать священника. За два часа до мученической кончины Дуня и ее верные послушницы исповедались и причастились.
Несмотря на суровость подвигов мученицы Евдокии, на кажущуюся строгость и чрезмерную требовательность к окружающим, люди трепетно относились к ней и даже своими телами старались закрыть ее от побоев, когда блаженную везли на казнь.
И в день смерти, и позже Господь прославлял Своих угодниц многими чудесами.
Расстреляли их 18 августа 1919 года и погребли в одной могиле.
В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Евдокия, Дария, Дария и Мария Пузовские были прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. После прославления мощи святых мучениц были подняты и ныне почивают в Успенском храме села Суворово. Ежегодно в день их памяти сюда стекаются многочисленные паломники и духовенство.

Тропарь новомученикам Дивеевским общий, глас 5-й
Ликует ныне земля Российская в прославлении новых мученик своих, ихже обитель Дивеевская изведе, иже верою, терпением и кротостию первым христианом уподобилися суть и ныне молятся о спасении душ наших
Жития святых "живые", некоторые прочитывала с мурашками по телу.
Святые новомученники, молите Бога о нас. Наставте меня, и семью мою в смирении познать и принять Священное писание.
Что бы жизнь моя и близких текла по воле Божьей.
Простите нас, все новомученники.