«РПЦ выступила за запрет классических произведений из школьной программы» (Lenta.Ru), «В РПЦ требуют убрать из школьной программы рассказы Чехова и Бунина» (ТВЦ), «В РПЦ рассказали о вреде рассказов Чехова и Бунина для школьников» (РБК). Эти и подобные заголовки заполонили светские СМИ последние 2 дня после того, как протоиерей Артемий Владимиров выступил перед старшеклассниками одной из общеобразовательных московских школ с разговором о семейных ценностях. Что же на самом деле сказал отец Артемий? Об этом батюшка написал на своем персональном сайте.
Одна нелепее другой
Летят по интернету утки...
И я, увы, теперь герой —
А не прошли еще и сутки.
Два дня спустя все улеглось —
И обо мне уже забыли...
Врет пресса не впервой, небось, —
Ей важно взбить побольше пыли...
Несколько дней тому назад состоялось очередное заседание Патриаршей комиссии по семье и материнству.
Мы говорили о необходимости возрождать идеал семьи, изрядно потускневший, если не полностью выветрившийся из голов подрастающего поколения.
В своем кратком сообщении я рассказал о своем недавнем общении со старшеклассниками одной из общеобразовательных московских школ.
Встреча с учащимися состоялась по просьбе директора.
Меня попросили тогда прокомментировать два рассказа («О любви» А. Чехова, «Кавказ» И. Бунина.)
Дело в том, что в «Поурочном планировании литературы» О.А. ЕРЕМИНОЙ учителям предлагается рассуждать со школьниками на тему любви, «лодка» которой разбивается о «пошлость, серые будни и мещанство» героев двух упомянутых рассказов.
Участники любовных интриг так и не сумели до конца отдаться «свободному чувству», будучи, очевидно, связаны нормами христианской морали, господствовашими в дореволюционной России.
По мысли госпожи Ереминой, и, кажется, наших классиков, должно без всякого сомнения жертвовать семьей и детьми ради блудного сожительства, именуемого ими «подлинной любовью», «настоящим, прекрасным чувством»...
Как вы догадываетесь, мне не трудно было на этой встрече доказать обратное.
Поделившись своими впечатлениями о разговоре с детьми, я предложил комиссии выразить ОЗАБОЧЕННОСТЬ в связи с методическими установками такого рода школьных пособий и предложить Департаменту образования ТЩАТЕЛЬНЕЕ ПОДБИРАТЬ литературные произведения для изучения подрастающим поколением.
Классика должна помогать учителю СОЗИДАТЬ семейный идеал, а не разрушать его — при содействии сомнительных методичек и бездумного подхода «специалистов» к вопросам морали и нравственности.
«Много шума из ничего» — гениальное произведение Вильяма Шекспира, название которого вполне характеризует освещение главными порталами Mass media работы Патриаршей комисси по семье и материнству.
Согласитесь: вдохновенно врать — редкое искусство, но бездумно перепечатывать чужое вранье — ремесло, уже не заслуживающее снисхождения...
"И лучше с ними разбирать примеры нравственности и предательства, правильно расставив акценты, на этих рассказах Чехова и Бунина, чем "разоблачать" Зою Космодемьянскую и возводить в герои условного бандеру".
Причем здесь Бандера? Никто Бандеру не возводит в герои (не надо об Украине, потому что речь о России). А знать правду о лицах российской истории - нужно. И если факты показывают, что те, кого официально признали героями, в реальности далеки от светлых образов, то не нужно скрывать этих фактов или выдавать за клевету. И признание этих фактов отнюдь не делает автоматически Бандеру героем или нацистов - правыми.
Теперь по теме. Можно согласиться, что названные рассказы лучше читать в более старшем возрасте. Однако то, что отец Артемий заклеймил их как "пропаганду свободной любви", факт. На каком основании он сделал это - не понятно, а следовательно, не могу назвать это иначе как необоснованными нападками на классику.
Уважаемый Игорь!Наберите в поисковике «Грамотность в России» – будете шокированы процентом неграмотных в дореволюционной России, и сравните эти цифры с уровнем грамотности в СССР. Уместно вспомнить и времена А.С. Грибоедова : «Господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским?».
Здравствуйте, я не Лидия, но тоже учитель русского языка. А вы не предполагаете, что имеет место опечатка? Писать и печатать - это две большие разницы:)
Антихристианским СМИ похоже вообще "до лампады" на кого нападать, главное - сам процесс облаивания.
Поэтому, где появляется голос в защиту семьи, или церкви, сразу поднимается вой, лай, гам и базарные сплетни.
И Минпедобраз тоже не отстает от сми.
Отец Артемий, помощи вам Божьей!
Галина
Так и где комментарий? Что сказал батюшка? Что не понравилось ему, бывшему филологу, в рассказе "Куст сирени" - где нет ни слова о свободной любви, и он как филолог должен помнить это? Из статьи ничего не понятно.
В то время публичные дома были на легальном положении; сквернословие и прелюбодеяние,насилие над
женщиной и "вытравливание"плода - все присутствовало.Писатели и писали о жизни как она есть.
А сейчас,имея громадное классическое наследие,просто внимательно подбирать школьникам тексты.
Я не думаю,что прочтенный Бунин или Чехов являются причиной распущенности многих(не всех)молодых людей и девушек.Причины намного глубже.А эта категория ,скорее всего,вообще ничего не читала.
Какое же место в сей гуманистической ереси отводится семье и правам ее?
Нет времени перечитывать заявленные произведения, но недавно, я слушал передачи про этих классиков на Радио Радонеж, и оказалось, что и Бунин, и Куприн были сторонниками свободной любви (первый начал свою взрослую жизнь в сожительстве с дамой), про Куприна не помню, но примером может служить по заявлению авторов программы его «Гранатовый браслет». Теперь вопрос: как сподобились писатели заложить такой глубокий смысл, сродни покаянию, находясь в оппозиции к традиционному семейному укладу? Тем более современные молодые люди, благодаря повсеместной пропаганде гедонизма, дезориентированы и как заявил кандидат педагогических наук священник А. Мороз в его лекциях молодежи, многим из них совершенно невозможно объяснить, что такое духовность, не говоря о о высшем её проявлении - Любви.
Понятно как тяжело сейчас учительству, многие сами теряются в смыслах. Помоги вразумиться нам, Господи!
/Очень яркая ситуация произошла с отцом Артемием. И правильный итог. Мы - православные люди (да и любые другие) должны взвешивать каждое слово в эпоху тотальной гласности/.... Согласна, подписываюсь под каждым словом! Только добавлю: когда мой муж говорит - "Не давайте повода ищущим повода", я ему отвечаю: - Ищущий повода всегда его найдёт. Вопрос очень серьёзный, не даром создано Общество русской словесности, которое возглавил Святейший Патриарх. Свято место пусто не бывает, поэтому и в головы, и в души детей надо вкладывать понятия о добре и зле (и уж совсем хорошо - о грехе), и делать лучше всего на примерах из русской классики, сообразуясь с возрастом.
Сейчас дети 13-15 лет - совсем не такие, какими были мы и даже наши дети в эти годы... И лучше с ними разбирать примеры нравственности и предательства, правильно расставив акценты, на этих рассказах Чехова и Бунина, чем "разоблачать" Зою Космодемьянскую и возводить в герои условного бандеру. Пусть уж если не учатся на ошибках других, то хотя бы будут знать о них; и, может, для кого-то в жизни это будет предупреждением. Надо нагружать мозг молодых людей доброкачественной литературой, пищей для размышления - и это обязательно сработает!
Я учитель литературы и считаю, что нужно не обвинять огульно классиков, а учить детей правильно читать книги. И давать оценку поступкам героев с точки зрения нравственности - а если это ваши дети, а не ученики, то ещё и с точки зрения Евангелия. И тогда всё встаёт на свои места. И Куприн, и Бунин правдиво изобразили действительность. В одном случае героев ждало разочарование и опустошение в жизни ("О любви") - но не потому, что они не разрушили семью героини, а потому, что герой живёт не своей жизнью, не видит Божественного призвания. Он был склонен к кабинетной работе, получал образование, а вместо этого поселился в деревне и работал в полях наравне с мужиками. И в любви он так же пытается прожить чужую жизнь, влюбившись в чужую жену и проводя годы в этой несчастной привязанности, вместо того, чтобы создать свою собственную семью. И спустя годы мы видим его несчастный портрет: одинокий холостяк встречает безрадостную старость. Это повод поговорить с детьми о призвании в жизни человека, о смысле человеческой жизни, о радости бытия.
В другом случае героев связала страсть ("Кавказ"), и можно открыть детям, как губительна страсть для человека. Любят ли герои друг друга? Нет. В самом начале рассказа заявлено, что они хотели провести вместе 3-4 недели. Это срок для любви? Любовь вечна. Можно ли взрастить любовь на предательстве (героиня предает своего мужа)? Нет. Мы видим страшные последствия неверности: для двоих это всего лишь интрижка, а муж героини кончает жизнь самоубийством. Будут ли они после этого счастливы? Можно ли построить своё счастье, на несчастье другого?
И мне кажется совершенно логичным, что рассказы расположены один за другим в учебнике: это рассказы о любовном треугольнике, и в обоих случаях дети должны понимать, что любой брак - треугольник: муж, жена, Господь. И если в семье нет места Богу, то это место занимает кто-то третий.
Но нужно доверять нашим детям, они не слепые и не глупые, и живут в реальном мире, а нормальному отношению к семейной жизни учат примеры Татьяны Лариной, Маши Мироновой (Капитанская дочка) и Маши Троекуровой (Дубровский). Их-то,я надеюсь, из школьной программы не выбросили.
"Ну никогда не соглашусь,что И.А.Бунин может "толкнуть на грех"."
Смотря, как читать... Открою Вам секрет, что есть люди, которые читают "Темные Аллеи", как эротическое произведение. И в "Господнем Волке" или "Вороне" ассоциируют себя с барином, которому все можно ("Господний Волк") или который умеет добиваться своих целей, за счет своих возможностей манипулируя другими ("Ворон").
Вы назвали классиком Белинского?
Своеобразный подход...
Я сам, посмотрев задание на каникулы дочери-пятиклассницы, на лету поймал свою челюсть.
Какой Оскар Уайльд? Какой Толкиен?
Потом сам выбрал ей книги: Шмелева, Даля, Аксакова, Бажова - и на вопрос ребенка о том, что на это скажет учительница, ответил, чтобы все "стрелки" переводила на меня.
Кстати, "Мастера и Маргариту" первый раз прочел лет в 30. А недавно, бес попутал, снова взял ее в руки, прочел с десяток страниц, захлопнул, а потом отправил эту чернокнижную ересь в топку, в прямом смысле.
Не пяльтесь в бездну, ибо чем вы больше ее смотрите-читаете, тем больше она смотрит-читает вас. И мы знаем, как закончил жизнь тот же Булгаков.
Стало горько, что не каждый вечер читаю детям Евангелие.
Помилуй нас Господи и вразуми!
Работая учителем литературы, я не перестаю удивляться как "изысканному"выбору ,так и лицемерию,с которым подаётся обоснование этого выбора:то ли пресыщенные литературные дамочки и господинчики тешатся,то ли идет планомерная идеологически выверенная работа на разрушение основ.Впрочем, если вспомнить"Письма баламута" К.С.Льюиса,то удивление сменяют другие чувства.
А как вам понравится трогательное замечание в статье учебника 7-го класса, посвященной карело-финскому эпосу,о том, что герой(Вяйнемейнен)по ходу сюжета знакомится с древними формами групповой любви?
Что "чувственно неприятного в" Антоновских яблоках" или "Розе Иерихона"? А глубоко православная поэзия Бунина - чудо. Ведь у любого ЗНАЧИМОГО писателя есть РАЗНОЕ.А подбором произведений для школы ,видимо,занимаются какие-то некомпетентные люди. Господи,прости.
Спаси Господи!
Вот это и есть "радость свободной любви",и плачет она не оттого, что боится мужа: ей совестно и страшно - ибо грех и дорога в никуда.Здесь все зависит от учителя. Ну и, конечно, это литература не для 12-13 лет.
Хочется также обратить внимание читателей на позицию прекрасного учителя и автора 4-томника Н.А.Лобастова «О русской литературе. Записки сельского учителя», а также беседы с ним на , дополняющие и усиливающие мысли, высказанные в четырёхтомнике. Это не просто православный взгляд на классику (для тех, кто читал М. Дунаева, это не кажется уже чем-то новым), это удивительное проникновение дух произведений, в его влиянии на душу читателя и на ход нашей истории, настоящий прорыв в литературоведении!
Но здесь присутствует еще и второй очень непростой момент изучения подобных произведений в школе,очень важно насколько опытный наставник ведет разговор, чтобы это обсуждение произведения Чехова не скатилось к обывательской пошлости, детский разум очень тонкий инструмент, и пожалуй здесь протоиерей Артемий оказался "в нужном месте в нужное время". А преподавателю далекому от христианской морали рассуждать с детьми на такую очень непростую тему просто нельзя.
Помощи Божьей в Ваших трудах!
......вдохновенно врать — редкое искусство, но бездумно перепечатывать чужое вранье — ремесло, уже не заслуживающее снисхождения.....
Лежу под столом, очень болит живот...
Вы абсолютно правы и потому не устраиваете нынешних "перестройщиков от морали". Дело Вы сделали нужное, полезное и душеспасительное. Произнесенные Вами слова правды наверняка услышаны частью молодежи. Даже при внутреннем несогласии их сознание запечатлело мысль, которая, возможно, при определенных жизненных обстаятельствах поможет им сделать правильный выбор. А повизгивание либеральной прессы еще раз подтверждает Вашу правоте. С низким поклоном и уважением, р.Б. Ольга.
В результате: те кто хотел "защитить принципы независимой педагогики" попали в зону боевых действий, журналюги в очередной раз показали свою профнепригодность, отец Артемий порадовал нас своим неповторимым образом мысли и изложения.
То что было сказано в доме, провозгласили с кровли!