Хочется ответить на данный вопрос с Божьей помощью примерами из обыденной жизни.
Представьте себе, что подчиненный заходит в кабинет к начальнику, от которого зависит его жизнь, карьера, заработок и прочее. Начинается важный разговор. И вдруг посреди него подчиненный, не говоря ни слова, ни с кем не прощаясь, встает и молча уходит. Что о нем подумает начальник и какую подчиненный составит себе репутацию?
Или другой пример. Сын долго не видел маму, которая горячо любит его. Наконец звонит ей и говорит, что приедет. Мама готовится, печет пирожки, убирает дом, накрывает на стол и прочее. Сын приезжает, но как только они садятся за стол, начинают кушать или пить чай, неожиданно он поднимается, без объяснений уходит. Можно ли такое представить себе? И что будет с мамой? Какую боль он ей причинит своим поступком?
Третий пример. В разгар боя воин бросает оружие на землю, оставляет своих товарищей и бежит с поля сражения.
Почему я взял примеры именно подчиненного, сына и солдата? Потому что высокое звание, значение и миссия православного христианина имеют в себе черты всех трех общественных положений. По отношению к Богу – мы подчиненные, которые должны бесконечно благодарить Его за то, что Он по Своей неизреченной любви даровал нам жизнь, эту планету Земля, и все духовные и материальные блага. Также мы дети Всевышнего. Он, как говорится в молитве Господней, наш любящий Отец. С третьей позиции православный христианин – это воин, находящийся в непрестанной борьбе с собой, со своими страстями, грехами, похотями, с духами злобы поднебесными, т. е. бесами. И в этой войне, которую с Божьей помощью ведет Церковь уже не одно тысячелетие, нельзя оставить поле боя. Это равносильно поражению.
И храмовое богослужение для нас – и хвала-славословие нашему Начальнику-Творцу, и признание в любви нашему Отцу Небесному, и духовная битва за спасение своей души и душ своих близких.
Вправе ли мы нерадиво относиться к нему? Вот в чем вопрос, как писал Уильям Шекспир.
Священнический возглас: «Благословен Бог наш…» начинает богослужение. Мы входим в его живительную словесную воду, благодать Божья начинает действовать, исцеляя нас. Все суточные богослужения установлены либо непосредственно Христом, либо святыми отцами Церкви по внушению Святого Духа не просто так. Это своеобразная операция, которая проводится наилучшим хирургом – Богом по нашему исцелению-спасению. Может ли больной уйти с операционного стола, не дождавшись завершения операции?
Каждое слово, каждое движение, каждое воздевание священнических рук здесь важно!
Полюбите службу, дорогие братья и сестры! Полюбите службу! Как часто приходится видеть на ней скучающих людей. Как часто можно видеть написанное на их лицах «Ну, когда же это все закончится?» Давит-давит земной ветхий человек, и в сон его клонит, и есть он хочет, и ладан ему мешает дышать, и поют некрасиво, и батюшка какой-то не такой, и из дому уже звонят, спрашивают, где ты? О, столько факторов против! Как хочется вырваться из храма! Пойти домой, сесть в уютное кресло с бутербродом и чашкой чая и включить любимый сериал.
Но ты стоишь, почти спишь, слушаешь массу непонятных слов, тяжело и трудно борясь с собой. И, кажется, что ты сейчас вот уснешь и грохнешься на пол. Но нет, ты стоишь, мужественно качаешься, слушаешь Псалтирь, или канон, или Литургию, превозмогая себя.
Одну службу, вторую, третью… десятую… Настоящее мучение. «Каторга!»
Но вдруг нехотя, делая над собой гигантски-великанское усилие, ты в одиннадцатый раз входишь в храм, восходишь на свою внутреннюю дыбу и начинаешь слушать. И происходит чудо!
Тебе открывается глагол Божий. Ты вдруг с Божьей помощью начинаешь понимать если не все, то хотя бы нечто. И служба из уныло-скучной моросящей говорильни превращается в стройное светлое прекраснейшее здание. И Царствие Божие начинает открываться твоей душе. Слова, словно теплый ласковый дождь, падают в твою иссушенную сердечную землю и оживляют ее. Что-то пробуждается в твоей душе. Ты начинаешь видеть небо и быть ближе к нему. Богослужение отрывает тебя от земли и возводит к Господу-Спасителю нашему. И этого счастья у тебя уже никто не заберет. И жить ты без службы уже не можешь. Она становится центром твоего существования.
Но для этого нужно потерпеть. В нужный момент не уйти, прокачаться, почти уснуть – и ты обязательно поймаешь райскую птицу и ощутишь благодатное прикосновение Святого Духа, свежим ветерком врывающееся в затхлую горницу твоей души.
Нужно только потерпеть. Ведь мы терпим и учимся, проводя десятки часов за компьютером, когда пытаемся обучиться новой интересной игре. И терпим, когда стоим в длинной очереди в супермаркете с пакетом, полным продуктов, и терпим, когда обучаемся любимой профессии, которая может принести нам деньги. И боль у врача мы тоже терпим, потому что знаем, что она во благо.
Так почему бы нам не потерпеть Господа? Почему нам не потерпеть, пока внутренность наша не придет с Божьей помощью в гармонию – в мир, о котором мы так часто молимся, пока тело наше не уйдет с первого плана и соло-партию не отдаст душе, а само, как и положено, не займет партию помощника, второй скрипки. Как и должно быть.
Есть форс-мажоры. Конечно, тогда нужно уходить. Всякое в жизни может быть: на работу пора бежать, ребенок заболел, мама на поезде приехала – это дело понятное. На исповеди покаетесь, что уходили со службы ранее срока, и все. Но не следует устраивать и придумывать форс-мажоры самому. Достойте до конца службы. И однажды вы обретете рай. Обретете его уже здесь, на земле. Потому что храм, православное богослужение и есть небо на земле.
Будем помнить, дорогие братья и сестры, что действие, когда священник в конце службы выходит на амвон, осеняет нас крестом (на Литургии) и произносит «Христос истинный Бог наш… помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец», называется отпустом, т. е. нас отпускают и мы можем идти домой. Жизнеутверждающий разговор с Начальником состоялся. Он даровал нам свои блага. Любящий Отец преподнес нам Свой драгоценный дар – Себя, Свои Тело и Кровь Христовы. И поэтому наша битва, данное богослужение, закончилось победой. Операция прошла успешно. И с победой, исцеленные, облагодетельствованные, мы можем идти домой.
Святым Духом писали, коснулись сердца и души!
Вера православная, вера истинная, вера единственная да живет благодатью с нами.
- уповают на Тебя всегда и во всем,
- постоянно помнят о том, что все исходит от Тебя,
- делают добро, хранят истину и держатся пути Твоего,
- непорочны перед Тобою и остерегаются, чтобы не согрешить,
- делают правду, и говорят истину в сердце своем;
- ходят в законе Твоем, Господи,
- не ходят на совет нечестивых и не стоят на пути грешных и не сидят в собрании развратителей,
- в законе Твоем держат волю свою и о законе Твоем размышляет день и ночь;
- не клевещут языком своим,
- не делают искреннему своему зла,
- не принимают поношения на ближнего своего,
- призирают отверженного, но славят боящихся Тебя, Господи,
- клянутся, хотя бы злому, и не изменяют данной клятве,
- не клянутся душею своею напрасно и не божатся ложно,
- серебра своего не отдают в рост,
- не принимают даров против неповинного,
- очищают сердце свое и омывают в невинности руки свои,
- удерживают язык свой от зла и уста свои от коварных слов,
- уклоняются от зла и делают добро,
- ищут мира и следуют за ним,
- ищут, чтобы пребывать в доме Твоем, Господнем во все дни жизни своей и созерцать красоту Твою и посещать храм Твой,
- ищут лица Твоего, Господи,
- неповинны и сердце которых чисто,
- сокрушены сердцем и смиренны духом,
- гневаясь, не согрешают: размышляют в сердцах своих на ложах своих и утишаются,
- перестали гневаться и оставили ярость; не ревнуют до того, чтобы делать зло,
- утешаются Тобою, Господом, и которым исполняешь Ты желания сердца их,
- предают Тебе, Господу путь свой и уповают на Тебя,
- покорились Тебе, Господу и надеются на Тебя,
- возложили надежду свою на Тебя, Бога и не забыли дел Твоих, Божьих, и хранят заповеди Твои,
- не ревнуют успевающему в пути своем, человеку лукавствующему,
- приносят в жертву хвалу,
- чтят Тебя, и наблюдают за путем своим,
- не обращаются к гордым и к уклоняющимся ко лжи,
- хранят суд и творят правду во всякое время,
- боятся Тебя, Господа, и крепко любят заповеди Твои,
- помышляет о бедном и помогают ему!
- хранят суд и творят правду во всякое время!
- почитают Сына Твоего и уповают на Него, чтобы Он не прогневался, и чтобы не погибнуть в пути своем, ибо гнев Его возгорится вскоре.
- избраны Тобой и приближены, чтобы жить во дворах Твоих,
- живут в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
Вот наследие от Господа: дети; награда от Тебя - плод чрева.
Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут
говорить с врагами в воротах.
Блажены люди Твои Господи, которым ты не вменил греха, и в чьем духе нет лукавства, кому
отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
Блажен всякий боящийся Тебя, Господи, ходящий путями Твоими!
Блажены люди Твои Господи, кому помощник Ты - Бог Иаковлев, у кого надежда на Тебя, Господа
Бога нашего, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего
верность, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим.
Блажен человек, которому Ты, Господь, не вменишь греха, и в чьем духе нет лукавства!
сильно будет на земле семя таких людей. Обилие и богатство будет в доме таких людей, и правда таких пребывать будет вовек. Будут есть от трудов рук своих: блаженны будут, и благо будет таким людям! Жены таких людей будут, как плодовитая лоза, в доме своем; сыновья их, как масличные ветви, вокруг трапезы своей: так благословится всякий человек, боящийся Господа!
И мы, смиренные рабы Твои, да будем стремится быть таковыми, блаженными.
А Ты, Господь наш, помоги нам и не оставляй нас.
Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя и держимся пути Твоего.
Пока мы с Тобой, Ты с нами.
Ты, Господи отверзаешь очи слепым, Ты, Господи выпрямляешь спину сгорбленным, Ты, Господи любишь праведных.
Ты, Господи хранишь пришельцев, поддерживаешь сироту и вдову, а путь нечестивых извращаешь.
Ты, Господь царствуешь и будешь царствовать во веки, Бог мой, Сион, в род и род.
1. СЛУЖБА ВЕЛАСЬ НА ПОНЯТНОМУ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ ЯЗЫКУ (А НЕ НА ДРЕВНЕ-СЛАВЯНСКОМ). Тогда бы человек понимал о чем поют и о чем смысл молитвы и сам бы подпевал. Сам бы проникся душой к песнопению и славословию, молитвам. А так, обычный человек, приходит на службу, еле слышно, непонятно что-то поют и говорят и естественная реакция: скучно, непонятно о чем и непонятно для чего. В чем тогда можно обвинить обычного человека. Тогда и можно понять подчиненного, приведенного в пример в этой статье: приходит он к начальнику, а тот что-то бормочет на непонятном языке. Подчиненный раварачивается и уходит, так как ничего не понимает для чего его вызвали и что от него хотят.
2. МНОГИЕ МОЛИТВЫ ЧИТАЮТСЯ НЕ ОТ ДУШИ И ПО-БЫСТРОМУ. Например, "Господи помилуй" - 12 раз. Когда ее произносит священник, то произносит секунды за четыре-пять, проглатывая буквы, быстро все произносит, ни вкладывая в эту просьбу Самому Богу, свою душу и даже выразительность. Далее, псалмы, это ведь песни которые раньше (да и сейчас у иудеев) поются. Поются красиво и с выражением. На службах не так.
и еще много можно приводить примеров.............
И ЕЩЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОСУЖДАТЬ МЕНЯ ЗА ЭТОТ КОММЕНТАРИЙ, ПОДУМАЙТЕ, МОЖЕТ Я ВСЕ-ТАКИ ПРАВ?
Все так и есть.
Бог нам велел терпеть -- это и есть тесный путь. И терпящим открывает путь дальше наверх.
Климу:
И каноны, и даже кафизмы, не говоря уже про шестопсалмие, будете воспринимать как радость, когда окончится этот период ученичества, о котором и говориться в статье.