В каких случаях можно уходить из храма до конца богослужения?

    

Хочется ответить на данный вопрос с Божьей помощью примерами из обыденной жизни.

Представьте себе, что подчиненный заходит в кабинет к начальнику, от которого зависит его жизнь, карьера, заработок и прочее. Начинается важный разговор. И вдруг посреди него подчиненный, не говоря ни слова, ни с кем не прощаясь, встает и молча уходит. Что о нем подумает начальник и какую подчиненный составит себе репутацию?

Или другой пример. Сын долго не видел маму, которая горячо любит его. Наконец звонит ей и говорит, что приедет. Мама готовится, печет пирожки, убирает дом, накрывает на стол и прочее. Сын приезжает, но как только они садятся за стол, начинают кушать или пить чай, неожиданно он поднимается, без объяснений уходит. Можно ли такое представить себе? И что будет с мамой? Какую боль он ей причинит своим поступком?

Третий пример. В разгар боя воин бросает оружие на землю, оставляет своих товарищей и бежит с поля сражения.

Почему я взял примеры именно подчиненного, сына и солдата? Потому что высокое звание, значение и миссия православного христианина имеют в себе черты всех трех общественных положений. По отношению к Богу – мы подчиненные, которые должны бесконечно благодарить Его за то, что Он по Своей неизреченной любви даровал нам жизнь, эту планету Земля, и все духовные и материальные блага. Также мы дети Всевышнего. Он, как говорится в молитве Господней, наш любящий Отец. С третьей позиции православный христианин – это воин, находящийся в непрестанной борьбе с собой, со своими страстями, грехами, похотями, с духами злобы поднебесными, т. е. бесами. И в этой войне, которую с Божьей помощью ведет Церковь уже не одно тысячелетие, нельзя оставить поле боя. Это равносильно поражению.

И храмовое богослужение для нас – и хвала-славословие нашему Начальнику-Творцу, и признание в любви нашему Отцу Небесному, и духовная битва за спасение своей души и душ своих близких.

Вправе ли мы нерадиво относиться к нему? Вот в чем вопрос, как писал Уильям Шекспир.

Священнический возглас: «Благословен Бог наш…» начинает богослужение. Мы входим в его живительную словесную воду, благодать Божья начинает действовать, исцеляя нас. Все суточные богослужения установлены либо непосредственно Христом, либо святыми отцами Церкви по внушению Святого Духа не просто так. Это своеобразная операция, которая проводится наилучшим хирургом – Богом по нашему исцелению-спасению. Может ли больной уйти с операционного стола, не дождавшись завершения операции?

Каждое слово, каждое движение, каждое воздевание священнических рук здесь важно!

Полюбите службу, дорогие братья и сестры! Полюбите службу! Как часто приходится видеть на ней скучающих людей. Как часто можно видеть написанное на их лицах «Ну, когда же это все закончится?» Давит-давит земной ветхий человек, и в сон его клонит, и есть он хочет, и ладан ему мешает дышать, и поют некрасиво, и батюшка какой-то не такой, и из дому уже звонят, спрашивают, где ты? О, столько факторов против! Как хочется вырваться из храма! Пойти домой, сесть в уютное кресло с бутербродом и чашкой чая и включить любимый сериал.

Но ты стоишь, почти спишь, слушаешь массу непонятных слов, тяжело и трудно борясь с собой. И, кажется, что ты сейчас вот уснешь и грохнешься на пол. Но нет, ты стоишь, мужественно качаешься, слушаешь Псалтирь, или канон, или Литургию, превозмогая себя.

Одну службу, вторую, третью… десятую… Настоящее мучение. «Каторга!»

Но вдруг нехотя, делая над собой гигантски-великанское усилие, ты в одиннадцатый раз входишь в храм, восходишь на свою внутреннюю дыбу и начинаешь слушать. И происходит чудо!

Тебе открывается глагол Божий. Ты вдруг с Божьей помощью начинаешь понимать если не все, то хотя бы нечто. И служба из уныло-скучной моросящей говорильни превращается в стройное светлое прекраснейшее здание. И Царствие Божие начинает открываться твоей душе. Слова, словно теплый ласковый дождь, падают в твою иссушенную сердечную землю и оживляют ее. Что-то пробуждается в твоей душе. Ты начинаешь видеть небо и быть ближе к нему. Богослужение отрывает тебя от земли и возводит к Господу-Спасителю нашему.   И этого счастья у тебя уже никто не заберет. И жить ты без службы уже не можешь. Она становится центром твоего существования.

Но для этого нужно потерпеть. В нужный момент не уйти, прокачаться, почти уснуть – и ты обязательно поймаешь райскую птицу и ощутишь благодатное прикосновение Святого Духа, свежим ветерком врывающееся в затхлую горницу твоей души.

Нужно только потерпеть. Ведь мы терпим и учимся, проводя десятки часов за компьютером, когда пытаемся обучиться новой интересной игре. И терпим, когда стоим в длинной очереди в супермаркете с пакетом, полным продуктов, и терпим, когда обучаемся любимой профессии, которая может принести нам деньги. И боль у врача мы тоже терпим, потому что знаем, что она во благо.

Так почему бы нам не потерпеть Господа? Почему нам не потерпеть, пока внутренность наша не придет с Божьей помощью в гармонию – в мир, о котором мы так часто молимся, пока тело наше не уйдет с первого плана и соло-партию не отдаст душе, а само, как и положено, не займет партию помощника, второй скрипки. Как и должно быть.

Есть форс-мажоры. Конечно, тогда нужно уходить. Всякое в жизни может быть: на работу пора бежать, ребенок заболел, мама на поезде приехала – это дело понятное. На исповеди покаетесь, что уходили со службы ранее срока, и все. Но не следует устраивать и придумывать форс-мажоры самому. Достойте до конца службы. И однажды вы обретете рай. Обретете его уже здесь, на земле. Потому что храм, православное богослужение и есть небо на земле.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что действие, когда священник в конце службы выходит на амвон, осеняет нас крестом (на Литургии) и произносит «Христос истинный Бог наш… помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец», называется отпустом, т. е. нас отпускают и мы можем идти домой. Жизнеутверждающий разговор с Начальником состоялся. Он даровал нам свои блага. Любящий Отец преподнес нам Свой драгоценный дар – Себя, Свои Тело и Кровь Христовы. И поэтому наша битва, данное богослужение, закончилось победой. Операция прошла успешно. И с победой, исцеленные, облагодетельствованные, мы можем идти домой.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Казаков Андрей23 мая 2023, 15:06
Я вот в Великий пост побывал более, чем на 10-ти службах в храме, и было это впервые в жизни. И даже мне, как физически крепкому мужчине, бывшему спортсмену - это было тяжело!!! В Страстную Пятницу было сразу 2 службы - вынос и погребение Плащаницы, что по времени получилось 6 часов. Я не ел весь день. Я пришёл домой просто еле живой, измочаленный и выжатый, как лимон!!! Христианская вера - это огромный труд над собой!!! А его верные воины, священнослужители - доблестный пример человеческого труда, усилий и победы над самим собой!!!
Ирина29 декабря 2018, 11:48
Спаси Вас Христос, батюшка!
Святым Духом писали, коснулись сердца и души!

Вера православная, вера истинная, вера единственная да живет благодатью с нами.
виталий нагин30 октября 2018, 12:00
Божественная Литургия самое радостное и самое лёгкое Богослужение.Только время и постоянство соеденяют человека с Богом и просветят его до слёз радости и умиления на службе.Смирение,кротость и терпение их исполняйте.Когда что то непонятно просто молитесь ОТЧЕ НАШ.На Православных сайтах есть все Богослужения на каждый день изучайте их и будет и легко и понятно.А всё что придумывается для оправдания ухода до отпуста это всё от лукавого.Возьмите в руки щит ВЕРЫ и мечь духовный который есть СЛОВО БОЖИЕ.Не спите,бдите и молитесь уже близко при дверях.Спаси ГОСПОДИ.
Александра21 ноября 2016, 16:42
К сожалению, есть физические недостатки, состояние здоровья, из-за которых невозможно достоять службу. В храмах увы не принято сидеть, тем более молодым.
Инна20 ноября 2016, 19:03
В Покровском храме города Судака в Крыму воскресные и праздничные литургии длятся 5-6 часов. Еленв Ш. почему в вашем городе так коротко?
Евгения20 ноября 2016, 12:30
Прошу прощения за небрежность предыдущего письма. Грехи отпускаются ЧЕРЕЗ рукоположенного священника. Еще раз простите: не мое это дело - катехизация.
Евгения20 ноября 2016, 00:35
Комментатору 16 ноября 2016, 18:00: "А что делать, если человек плохо слышит?" Я знакома с проблемой сниженного слуха. Я прошу прощения! Разрешите мне дать Вам совет. Если Вы спрашиваете у собеседников-комментаторов, то, скорей всего, у Вас ещё нет постоянного диалога со священником. Пока такой диалог не наладился, больше читайте. Купите толкования на Евангелие, а также книги "Евангелие дня" и "Апостол дня". Купите учебную Псалтирь с параллельным переводом П.Юнгерова и толкование на псалмы святителя Афанасия Великого. На 2017 год купите один или два календаря, например, "Год со старцем Паисием Святогорцем" и "Год с русскими старцами" (оба календаря изданы в Даниловом монастыре). Обязательно купите брошюру "Литургия". Если плохо слышите даже со слуховыми аппаратами, в храме все равно надо быть: отпустить грех может только рукоположенный священник. И приступить к Причастию может разрешить тоже только священник. Если Вы живете в Москве, то приходите на богослужение в Сретенский монастырь - там хороший звук и красивое пение. Рядом есть книжный магазин, где Вам помогут подобрать литературу. Всего Вам доброго!
19 ноября 2016, 20:30
Статья очень хорошая. У нас в храме другая проблема: батюшки, один за другим, не дожидаясь окончания Богослужения, покидают храм. Я в шоке. Предполагаю, что, раз уж это монастырь, у них другие послушания (более важные????). Как бы то ни было, это меня искушает. У меня богатое воображение, но я никак не могу себе представить, чтобы что-то было важнее Бога.
Алескандр18 ноября 2016, 16:52
Проблемы отстоять службу нет! Но ведь на службе не просто надо стоять (это просто физический труд), а слиться душой с Божественной литургией. Я тоже понимаю о чем поют, но чтобы понимать и подпевать я купил небольшую книгу - литургия. Там молитвы большинства служб написаны. Но ведь речь идет об обычном человеке, простом прихожанине. Уверен, что 80-90 % стоящих на службе думают "свои" мысли, абсолютно разные, но толькобожьей не сливаются с хором голосом и духом. И нет блажен кто стоит на службе, а тот кто, как указано в Книге Твоей:
- уповают на Тебя всегда и во всем,
- постоянно помнят о том, что все исходит от Тебя,
- делают добро, хранят истину и держатся пути Твоего,
- непорочны перед Тобою и остерегаются, чтобы не согрешить,
- делают правду, и говорят истину в сердце своем;
- ходят в законе Твоем, Господи,
- не ходят на совет нечестивых и не стоят на пути грешных и не сидят в собрании развратителей,
- в законе Твоем держат волю свою и о законе Твоем размышляет день и ночь;
- не клевещут языком своим,
- не делают искреннему своему зла,
- не принимают поношения на ближнего своего,
- призирают отверженного, но славят боящихся Тебя, Господи,
- клянутся, хотя бы злому, и не изменяют данной клятве,
- не клянутся душею своею напрасно и не божатся ложно,
- серебра своего не отдают в рост,
- не принимают даров против неповинного,
- очищают сердце свое и омывают в невинности руки свои,
- удерживают язык свой от зла и уста свои от коварных слов,
- уклоняются от зла и делают добро,
- ищут мира и следуют за ним,
- ищут, чтобы пребывать в доме Твоем, Господнем во все дни жизни своей и созерцать красоту Твою и посещать храм Твой,
- ищут лица Твоего, Господи,
- неповинны и сердце которых чисто,
- сокрушены сердцем и смиренны духом,
- гневаясь, не согрешают: размышляют в сердцах своих на ложах своих и утишаются,
- перестали гневаться и оставили ярость; не ревнуют до того, чтобы делать зло,
- утешаются Тобою, Господом, и которым исполняешь Ты желания сердца их,
- предают Тебе, Господу путь свой и уповают на Тебя,
- покорились Тебе, Господу и надеются на Тебя,
- возложили надежду свою на Тебя, Бога и не забыли дел Твоих, Божьих, и хранят заповеди Твои,
- не ревнуют успевающему в пути своем, человеку лукавствующему,
- приносят в жертву хвалу,
- чтят Тебя, и наблюдают за путем своим,
- не обращаются к гордым и к уклоняющимся ко лжи,
- хранят суд и творят правду во всякое время,
- боятся Тебя, Господа, и крепко любят заповеди Твои,
- помышляет о бедном и помогают ему!
- хранят суд и творят правду во всякое время!
- почитают Сына Твоего и уповают на Него, чтобы Он не прогневался, и чтобы не погибнуть в пути своем, ибо гнев Его возгорится вскоре.
- избраны Тобой и приближены, чтобы жить во дворах Твоих,
- живут в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
Вот наследие от Господа: дети; награда от Тебя - плод чрева.
Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут
говорить с врагами в воротах.
Блажены люди Твои Господи, которым ты не вменил греха, и в чьем духе нет лукавства, кому
отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
Блажен всякий боящийся Тебя, Господи, ходящий путями Твоими!
Блажены люди Твои Господи, кому помощник Ты - Бог Иаковлев, у кого надежда на Тебя, Господа
Бога нашего, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего
верность, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим.
Блажен человек, которому Ты, Господь, не вменишь греха, и в чьем духе нет лукавства!
сильно будет на земле семя таких людей. Обилие и богатство будет в доме таких людей, и правда таких пребывать будет вовек. Будут есть от трудов рук своих: блаженны будут, и благо будет таким людям! Жены таких людей будут, как плодовитая лоза, в доме своем; сыновья их, как масличные ветви, вокруг трапезы своей: так благословится всякий человек, боящийся Господа!
И мы, смиренные рабы Твои, да будем стремится быть таковыми, блаженными.
А Ты, Господь наш, помоги нам и не оставляй нас.
Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя и держимся пути Твоего.
Пока мы с Тобой, Ты с нами.
Ты, Господи отверзаешь очи слепым, Ты, Господи выпрямляешь спину сгорбленным, Ты, Господи любишь праведных.
Ты, Господи хранишь пришельцев, поддерживаешь сироту и вдову, а путь нечестивых извращаешь.
Ты, Господь царствуешь и будешь царствовать во веки, Бог мой, Сион, в род и род.

Елена Ш.18 ноября 2016, 13:26
Прочитала статью, комментарии и диву даюсь: неужели действительно есть такая проблема, чтобы отстоять службу от начала и до конца??? Может быть, мне просто повезло с храмом?! Я, наоборот, ещё после службы уходить не спешу и порой сожалею, что всё закончилось так быстро (у нас воскресная и праздничная литургия длится около 2-х часов, вечерние службы накануне - 2,5 часа). Храм начала посещать всего полтора года назад, но делаю это регулярно: каждую субботу вечером и в воскресенье утром, плюс праздники. А если по уважительной причине не удалось побывать на службе, чувствую себя плохо, как будто чего-то не хватает. Да, первое время ничего не понимала, но всё равно было очень легко на душе и радостно. Потом почитала специальную литературу на эту тему, посмотрела лекции и видеоролики в интернете, и где-то через полгода уже не возникало особых проблем с пониманием. Поэтому сильно удивили комментарии: как можно ходить несколько лет и не понимать службу??? Ладно бы в советское время такое писали, когда информации практически не было. Но сейчас-то??? Как такое возможно? Считаю, что это просто нежелание и отговорки!
валерий18 ноября 2016, 01:05
Клим - нужно потерпеть - придет "второе дыхание". Только нужно постоянно ходить на службы и причащаться чаще. И способность долго стоять и при этом все понимать придет непременно. А каяться за уход со службы нужно потому - что ничего важнее в жизни у нас просто нет. И быть не может.
Александр17 ноября 2016, 11:56
ЭТО БЫЛО БЫ ВСЕ ВЕРНО, ЕСЛИ БЫ:
1. СЛУЖБА ВЕЛАСЬ НА ПОНЯТНОМУ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ ЯЗЫКУ (А НЕ НА ДРЕВНЕ-СЛАВЯНСКОМ). Тогда бы человек понимал о чем поют и о чем смысл молитвы и сам бы подпевал. Сам бы проникся душой к песнопению и славословию, молитвам. А так, обычный человек, приходит на службу, еле слышно, непонятно что-то поют и говорят и естественная реакция: скучно, непонятно о чем и непонятно для чего. В чем тогда можно обвинить обычного человека. Тогда и можно понять подчиненного, приведенного в пример в этой статье: приходит он к начальнику, а тот что-то бормочет на непонятном языке. Подчиненный раварачивается и уходит, так как ничего не понимает для чего его вызвали и что от него хотят.
2. МНОГИЕ МОЛИТВЫ ЧИТАЮТСЯ НЕ ОТ ДУШИ И ПО-БЫСТРОМУ. Например, "Господи помилуй" - 12 раз. Когда ее произносит священник, то произносит секунды за четыре-пять, проглатывая буквы, быстро все произносит, ни вкладывая в эту просьбу Самому Богу, свою душу и даже выразительность. Далее, псалмы, это ведь песни которые раньше (да и сейчас у иудеев) поются. Поются красиво и с выражением. На службах не так.
и еще много можно приводить примеров.............
И ЕЩЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОСУЖДАТЬ МЕНЯ ЗА ЭТОТ КОММЕНТАРИЙ, ПОДУМАЙТЕ, МОЖЕТ Я ВСЕ-ТАКИ ПРАВ?
Марина17 ноября 2016, 10:21
Спаси Господи!Очень вовремя для меня. Совсем я от Церкви отлучилась. Тысячу оправданий себе придумала, чтобы не бывать на Литургии.С Божией помощью начну ходить на службы по воскресеньям.
Мария Ермакова17 ноября 2016, 09:26
Я хожу в Храм редко.Только по большим праздникам-но всегда стою до конца службы-другой раз даже пересиливаю себя. что бы не уйти...Но зато потом-после службы-так легко на душе становится.. как будто груз тяжелый с ног сбросила...Ходите в Храм чаще-ради собственного душевного спокойствия...У нас батюшка-бывший военный моряк- это чудо какое то..до чего терпелив и внимателен и ласков... я почему то плачу. когда исповедуюсь у него..
Варвара17 ноября 2016, 01:34
Господи Иисусе Христе даруй нам благодать твою Аминь.
Александр16 ноября 2016, 21:30
Сравнительно недавно пришло понимание призыва в начале службы: "Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу ..." - это ведь не только поклониться до пояса, но и преклонить свой ум и своё внимание к происходящему в храме за Богослужением, чтобы в конце службы, перед выходом в мир из храма, услышать напутствие от священника: "Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир, да знаменуется на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный, и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих ..." ради славы Господа нашего Иисуса Христа и нашего спасения. "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного"(Мф, гл.5)
16 ноября 2016, 18:41
А что делать, если человек плохо слышит? Даже слуховой аппарат помогает очень мало. Стараешься читать мысленно молитвы, которые знаешь по памяти. Смотришь на соседей и крестишься, когда они крестятся. Но с внутренней молитвой получается разнобой. Не молиться и только креститься? Дома, в одиночку хотя бы от молитвы не отвлекаешься...
Алексий16 ноября 2016, 18:41
Статья и правда редкая. Так как выстраданная, а не теоретическая.
Все так и есть.
Бог нам велел терпеть -- это и есть тесный путь. И терпящим открывает путь дальше наверх.

Климу:
И каноны, и даже кафизмы, не говоря уже про шестопсалмие, будете воспринимать как радость, когда окончится этот период ученичества, о котором и говориться в статье.
Михаил 16 ноября 2016, 18:31
Слава Богу за всё. Спасибо ,батюшка. Всем любви от Бога Отца, благодати от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и мудрости от Духа Святаго, мир вам всем, братья и сестры. С Богом.
Елена16 ноября 2016, 18:21
Спасибо за хорошую статью. Прости Господи, но нередко кажется, что многие приходящие в храм,даже не предполагают об этих трех примерах. На мой взгляд, что бы не было уходов до окончания службы и, вообще, хождения по храму, особенно при открытых Царских вратах, батюшке следует разок-другой сделать внушение прихожанам, для этого и книг читать не надо. Приведенные о.Андреем "форс-мажорные" случаи таковыми не являются - они ведь известны заранее. В таком случае может быть правильнее не забегать на встречу с Господом ["начальником, мамой"], если ты должен уйти до срока? Форс-мажор это все-таки другое. И как-то странно читать о мучениях, о скуке и сне, если человек пришел на службу. Возможно, возрастные прихожане недослышат. В иных случаях - поддерживаю natalja.
Лариса Уварова16 ноября 2016, 16:32
Спасибо за фото.
ТаняСем16 ноября 2016, 15:51
Как вовремя это вразумление для меня,грешной!!!Только сегодня думала о своей нерадивости к Церковной жизни и к службе в частности,а открыла сайт и вот оно счастье!!!Просто и понятно и до самого сердца достало!Буду изо всех сил стараться терпеть и преодолевать своего ужасного ветхочеловека,который так и тянет впасть в греховное состояние,а не в церковное!!!!Прости,Боже и помоги укрепиться в вере мне,грешной!!!Слава Богу за все!!!
Надежда16 ноября 2016, 15:23
Как все просто.Слава Богу за все.С победой.
Олег16 ноября 2016, 14:30
Круто... Вот в таких простых и доходчивых словах для каждого христианина открывается необходимость/потребность быть на богослужениях. Чтобы утолять жажду по Богу. Чтобы эта жажда проявлялась и радовала нас своим присутствием.
Елена Степанова16 ноября 2016, 14:28
СПАСИБО ОГРОМНОЕ,о. Андрей! Замечательная статья!!! Не знаю почему, но прошибло до слез... Единственное, что мне бы ООООЧЕНЬ хотелось добавить сюда, что просто стоять и спать один,два,три,десять служб и ждать, что вот на какой-нибудь н-ой службе Господь коснеться и озарить душу светом - опрометчиво! Говорю, отталкиваясь из собственного опыта да и просто элементарного рассуждения! Для меня долгое время тоже не понятна была служба и я покупала книги, расскрывающие ее смысл, порядок, но НИКАК не могла все-равно понять! Молилась, чтобы Господь открыл мне смысл служб. При этом я старалась вести христианский образ жизни. И все-равно даже при этом Господом было отпущено для меня определенное время НЕПОНИМАНИЯ служб, не говоря уже о их чувствовании!... Мне в таких случаях, когда кто-то из близких знакомых людей делится схожей проблемой, хочется всегда привести такой пример, в продолжение примеров о. Андрея: вас приглашают на юбилей в крутой ресторан. Каковы ваши действия? Обычного человека, не из высшего общества. Очевидно, что вы начнете спрашивать знакомых, друзей как одеться, как себя вести, за столом что и как приборы брать, да вплоть до того как правильно есть. А в Церковь человек идет и не задумывается СОВСЕМ ни об чем! ПОЧЕМУ??? И ходит год, два, пять, десять и говорит:"Да я не понимаю ничего!" ПОЧЕМУ? Ответ простой- ЖЕЛАНИЯ НЕТ! А нет желания-нет и спасения! К чему я все это написала? Чтобы к чудесной статье добавить лишь одно: заставляйте себя не только ходить на службы, но ЗАСТАВЛЯЙТЕ СЕБЯ ИЗУЧАТЬ ЧТО И ЗАЧЕМ НА НИХ ПРОИСХОДИТ! Если уж и не изучать, то МОЛИТЬСЯ! Просто молиться:" Господи помилуй"! Только НЕ СПАТЬ! Спаси, Господи, нас от греха такого!
natalja16 ноября 2016, 14:24
На мой взгляд для того чтобы люди не уходили , и не ждали когда же все это закончится надо прежде\это очень важно\ тем кто поет, читает быть Верующими людьми!!! От них много зависит. У чтеца должна быть хорошая дикция, четко произносить согласные, читать как-будто сам молишся. Обстановка на клиросе должна быть благоговейная. Хорошо если все между собой дружные, не завистливые, а помогающие и с добром делающие замечания С ДОБРОМ И ЛЮБОВЬЮ! От священника тоже много зависит какое у него отношение ко всему. Все вместе создают атмосферу. Надо собираться после службы обсуждать, повышать уровень чтения, пения и тогда прихожане будут с радостью бежать в ХРАМ!
Клим16 ноября 2016, 12:20
Спаси Христос! Красиво сказано, все правильно, благочестиво, но мне показалось это похожим больше на "отвлеченную от жизни теорию". Пожалуйста можете описать практические примеры из жизни и из святых отцов разных ситуаций правильного отношения к тому можно ли уходить со Службы и вообще к Службе. потому что часто Всеношное бдение очень тяжело до конца выдержать. Я хожу на Всеношное, но после него сильная ломота по телу, пекут ноги и сильное раздражение. это наверно не очень хорошие плоды для души. к тому же не все люди одинаково здоровы и сильны телом а Службы составлялись очень давно для людей с другим здоровьем и культурным контекстом. Общая тенденция такая же - на Вссеношном бдении в 4 раза (если не больше) меньше людей чем на Литургии. т.е. такие проблемы не только у меня... еще есть проблема - каноны очень непонятны или очень тяжелы для восприятия. я молюсь о своем покаянии в это время (по совету). еще совсем не понятно зачем на Исповеди каятся в том что ты по уважительной причине ушел со Службы - как-то не логично ведь греха нет в уважительных причинах (например если у монаха послушание в это время - думаю они не каються в послушании). Буду благодарен за ответ!
Ирина16 ноября 2016, 12:15
Воистину так и есть! Со мной все это случилось. Спасибо Господу за все!!!
Наталья16 ноября 2016, 11:31
Спаси Господь иерея Андрея. Один из редких текстов, который помогает понять простые истины. Литургия для большинства православных прежде всего преодоления себя. Очень трудное преодоление. Я преодолевала себя почти 15 лет, но стояла, ничего не понимала, хотя читала о Литургии и изучала церковно-славянский в институте. Но потом Господь стал открываться. Такое счастье. Не уходите из храма, Господь милостив и всегда даёт награду больше, чем заслуживаем. Надо потерпеть.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×