Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

О Святой Земле, паломничестве и местных традициях

Беседа с игуменом Леонтием (Козловым)

Наш собеседник – игумен Леонтий (Козлов), бывший преподаватель МДА, автор книги «Вера сердца и уст исповедание», сотрудник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

– Отец Леонтий, вы закончили Московскую духовную академию, где после преподавали греческий язык. Много бывали в Греции и на Афоне. Чем отличаются греческие православные традиции от наших?

Традиции гостеприимства у греков в крови: всегда угостят, откроют святыни и побеседуют

– Греческое богослужение почти ничем не отличается от проводимых у нас чинопоследований, разве что язык другой. Есть особенности во времени суточных служб: например, утреня всегда совершается утром, перед литургией. Просфоры другой формы, пекут и приносят в храм их сами прихожане, а потом забирают домой. Каждое первое число месяца в храмах совершается освящение воды, Крещение совершается более торжественно, чем у нас, Исповедь не привязана к Причастию и пр. На приходах есть хорошая традиция – после литургии пить кофе вместе со священником, когда прихожане могут задавать ему вопросы и просто беседовать по душам. Вообще, традиции гостеприимства у греков в крови, угостить странника хотя бы стаканом воды с ложкой варенья – у них непреложный закон. В какой бы монастырь на Афоне или в Греции ты ни пришел, всегда тебя чем-нибудь угостят, откроют святыни и побеседуют.

– И на Афоне, и в России множество великих святынь. Какое паломничество может пойти человеку на пользу?

Можно жить иначе, чем живет этот мир, иметь иные ценности и идеалы

– Всякое паломничество, совершаемое в духовных целях, а не ради любопытства, есть труд и приносит несомненную пользу, будь оно в нашей стране или же на Афоне и в Греции. Раньше ходили пешком, утруждали плоть, трудились подолгу во славу Божию, а сейчас перемещаемся быстро и комфортабельно, так что паломничество больше походит на прогулку или приятное путешествие, поэтому все труднее пробиться сквозь внешние оболочки к сердцу. Тем более необходима внутренняя духовная работа, чтение, молитва. Афон, несомненно, обогащает и вдохновляет особо. Там окунаешься в иной мир, живущий другими интересами, попадаешь в монашескую республику и воспламеняешься общим горением. Особенно это впечатляет людей, не видевших наших монастырей: здесь они понимают, что можно жить иначе, не тем, чем живет этот мир, но иметь иные ценности и идеалы.

– С конца 2013 г. вы несете послушания на Святой Земле, в Русской Духовной Миссии. Что входит в ваши обязанности, что из себя представляет современная Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и какие задачи она решает на сегодняшний день на Святой Земле?

– За это время были разные послушания, на сегодняшний момент я выполняю обязанности казначея, отвечаю за совершение треб и за взаимодействие Миссии с Иерусалимской Патриархией. Сегодня РДМ сохраняет участки и монастыри Русской Палестины, обеспечивает совершение там храмового богослужения, духовно окормляет местных прихожан и паломников. Также мы представляем здесь Русскую Церковь и возносим молитвы за нашу страну и своих соотечественников у святых мест. Коллектив служащих и подвизающихся на Святой Земле под началом нашего начальника архимандрита Александра (Елисова) насчитывает примерно полторы сотни человек.

– Люди со всего мира едут на Святую Землю укрепиться в вере. А есть ли там современные подвижники и духовники, общение с которыми также может принести несомненную пользу?

– С нашим духовенством мы общаемся не как с духовниками – нам трудно судить, а из местных можно выделить несколько авторитетных отцов. Например, архимандрита Евдокима, игумена лавры св. Саввы Освященного. Он – настоящий отец братии, который вдохновляет их на строгую подвижническую и молитвенную жизнь в обители. К нему на исповедь приезжают многие клирики Иерусалимского Патриархата. Также очень любим паломниками любвеобильный игумен и ктитор монастыря прп. Герасима Иорданского архимандрит Хризостом. Под его мудрым руководством в обители постоянно трудятся добровольцы из Греции и представители местной арабской молодежи. Большой духовный авторитет среди православных и даже местных мусульман имеет хранитель колодца Иакова в Наблусе – архимандрит Иустин, настоящий мужественный исповедник, на протяжении десятилетий выдерживающий нападения и покушения фанатичных мусульман и иудеев.

– Вселенский Патриархат принял два решения, которые взбудоражили умы православных христиан: о втором браке духовенства и о «даровании автокефалии Украине». Что обо всём этом думают на Святой Земле?

– Мы с отцами в Миссии, конечно, переживаем по поводу сложившейся ситуации с Константинополем и обсуждаем ее, и если их противоречащее традициям решение относительно вторичного брака духовенства нас особо не затрагивает, то вмешательство в жизнь Украинской Церкви сильно огорчает и возмущает. Фанар уже давно, начиная с распада Порты и отделения от нее целых стран, стал все больше ради выживания погружаться в политику, особенно в 1920-х годах, после т.н. Малоазийской катастрофы – военного поражения греков в Азии и обмена населениями, – когда Константинопольская Патриархия едва удержалась в Стамбуле, лишившись всех епархий за пределами Турции. Тогда они стали развивать теорию о своей главенствующей роли в Православии и особых правах на все территории, находящиеся вне юрисдикции других Поместных Церквей. Эти несвойственные традициям Православия притязания, своеобразный папизм, развивались постепенно и теперь приняли весьма болезненные формы, когда ради достижения политических целей грубо попираются основополагающие принципы и священные каноны нашей Церкви. Обидно, что структура, называющая себя Вселенской Церковью, действует под давлением политических врагов России и со своей стороны осуществляет их планы по ослаблению Русского мира, отделению от него Украины теперь и в церковном отношении, чтобы уничтожить этот ненавистный им мир по частям. Мы полностью поддерживаем решительные действия нашего Патриарха и Синода, направленные на то, чтобы остановить это беззаконие, грозящее новым кровопролитием на многострадальной Украине и расколом в теле всего мирового Православия.

– Изменилось ли ваше ощущение Евангелия с прибытием на Святую Землю?

Новозаветные события воспринимаются реалистично, с привязкой к месту

– В Иерусалиме я уже четыре с половиной года, и Пятое Евангелие, как иногда называют Святую Землю, за это время основательно закрепилось в уме и сердце, пропитав собой труды первых четырех евангелистов. Так что ветхозаветные и новозаветные события воспринимаются сознанием вполне реалистично, с привязкой к месту и реалиям Ближнего Востока. Хотя Благовестие Христово есть слово Божие, оно воспринимается духом и не сильно выигрывает от знания земных подробностей.

– Я знаю, что в Русской Духовной Миссии есть прекрасные программы пребывания паломников на Святой Земле. Что бы вы посоветовали тем, кто планирует такое паломничество? Можно ли исповедаться и причаститься во время паломничества? Как причаститься на греческой службе в Храме Гроба Господня? Что вообще нужно учесть, посещая греческие службы на Святой Земле?

– Действительно, в настоящее время у Миссии есть сильная Паломническая служба, предлагающая большой набор услуг, опытных гидов из числа сестер Горненского монастыря, детально разработанные программы паломничества. Есть недорогие гостиницы в Горненском монастыре и Вифлееме, наработки по заказу проживания и транспорта у других организаций. В последние годы поток паломников резко возрос, поэтому, советуя обращаться по этому вопросу непосредственно в Миссию, порекомендовал бы делать это заранее, за несколько месяцев, особенно если речь идет о наиболее популярных сезонах – с сентября по ноябрь и с середины Великого поста до конца мая.

Что касается Причастия и Исповеди, мы рекомендуем паломникам исповедаться у своих духовников перед поездкой на Святую Землю, а здесь причащаться уже без Исповеди. Дело в том, что в храме Гроба Господня греки сами не исповедают и нашим священникам не позволяют – в лучшем случае архиерей прочитает разрешительную молитву для всех с амвона. Исповедь у них совершается не массово, перед литургией, а частным образом, по мере потребности, чаще всего раз в году, перед Великим постом. У этой традиции больше минусов, чем плюсов, но нашим верующим приходится исповедоваться здесь по возможности, например, если есть в группе священник, или же в наших храмах, но причащаться желательно при любой возможности.

Рейтинг: 10 Голосов: 865 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Тамара 17 января 2020, 13:00
Господь и меня сподобил и пожить на святой земле, и увидеть и поклониться всем этим святыня.. Отцу Леонтию Божией помощи в служении у Божиего престола везде, где бы он не был..
Николай 7 октября 2018, 12:26
Ирине 6 октября 2018, 07:05
Ирина, не сочтите за труд, расскажите подробнее об организационной стороне исповеди в Греции. Для меня это важно. Много раз бывал в странах, где служат греки (Греция, Св.Земля, Синай, Кипр и пр.), но так и не смог разобраться, где, когда и как проходит исповедь.
Катерина 6 октября 2018, 09:56
Когда мы были у Иордана, то на другой стороне как раз крестили арабского православного крошку:) толпа родственников малыша увидела нашего батюшку в православном облачении и радостно стали нас приветствовать) это было трогательно, так чудесно)
Ирина 6 октября 2018, 07:05
Спасибо за интересную статью! Но вот уже не первый раз сталкиваюсь с тем, что даже русские священники и монахи пишут о редкой исповеди греков раз в год. Но это же совсем не так! Я сама живу в Греции и мой свекр является священником, так вот греки исповедуются постоянно! Не всегда после исповеди они причащаются, но перед причастием всегда исповедуются. Так хочется, чтоб это разхожее заблуждение все таки уже прояснилось. А многие христианские греческие семьи ходят на исповедь почти каждую неделю.
Анна Резе 6 октября 2018, 03:47
Здравствуйте, люди добрые. По благословению,мне посчастливилось побывать на Святой Земле с паломнической группой службы Радонеж. В группе был священник,мы исповедовались у него кратко (он просил,чтоб исповедь наша была не за всю жизнь,а за время поездки,он ведь тоже был на тот момент паломником) и дважды причастились. В храме Гроба Господня,во время ночной греческой службы и в Вифлееме,в храме Рождества Христова. Слава Богу за всё.
Катерина 6 октября 2018, 00:22
Разрешение на вторичный брак священнослужителей вообще выстрел в свою собственную коленку - ну какой искренне верующий захочет слушать пастыря-разведенца и ходить в церковь, глава которой нарушает всевозможные каноны. Если кому Врата Православия были слишком узки, то тот всегда мог попрбовать войти вратами последователей Лютера. Думаю, что начнется отток верующих в другие православные приходы.
Катерина 5 октября 2018, 21:21
Хотя бы один раз в жизни туда стоит съездить.
Елена 5 октября 2018, 07:27
Благодарю за беседу, прекрасно все сказано и описанию Помощи Божией в служении на Святой Земле,
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×