Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

31 января

1918 год – Принято решение о временном закрытии Всеукраинского Церковного Собора.

Предводитель раскольников протопресвитер Александр Марычев предложил проголосовать за автокефалию, но это предложение (150 голосами против 60) было отвергнуто. Никаких постановлений Собор не принял.

1919 год – Принято решение об увеличении издания духовной литературы.

Высшее Церковное Управление утвердило разработанный Миссионерским советом при Синоде план издания «различных видов апологетической литературы, включая брошюры и листки с разбором положений современной антирелигиозной литературы». В постановлении Высшего Церковного Управления особо подчеркивалось, что «полемическая литература должна давать ответ на все положения выпускаемых в свет антирелигиозных произведений». Однако осуществить этот план из-за противодействий органов власти не удалось.

"Блаженнейший
Блаженнейший Стефан І, экзарх Болгарский
1945 год – Состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви (31 января - 2 февраля).

Собор работал в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В его работе приняли участие 46 архиереев, 87 клириков, 38 мирян. Общее число членов и гостей Собора составляло 204 человека. Широко было представлено вселенское Православие. В качестве почетных гостей на Соборе присутствовали патриархи Александрийский Христофор, Антиохийский Александр III, Грузинский католикос-патриарх Каллистрат, представители патриархов: Константинопольского – митрополит Фиатирский Герман, Иерусалимского – архиепископ Севастийский Афинагор, а также делегации – Церквей Сербской во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом и Румынской – во главе с епископом Аржемским Иосифом. Собор стал отправной точкой создания системы православного единства в Восточной Европе под покровительством Москвы.

Первый день заседания Собора закончился обсуждением и единогласным принятием «Положения по управлению Русской Православной Церковью». Положение было зачитано архиепископом Псковским и Порховским Григорием (Чуковым), который отметил, что отправным пунктом Положения является 31-е Апостольское правило. Открывался документ следующим определением: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, административная, судебная – принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому в составе епископов, клириков и мирян». (По сути, оно подтвердило определение Поместного Собора 1917–1918 гг.)

Первый раздел определял права и обязанности патриарха в реальных условиях существования Церкви в советском государстве. Параграф 7 гласил: «Патриарх для решения назревших важных церковных вопросов созывает, с разрешения Правительства (курсив здесь и далее наш. – Ред.), Собор Преосвященных Архиереев и председательствует на Соборе, а когда требуется выслушать голос клира и мирян и имеется внешняя возможность к созыву очередного Поместного Собора, созывает таковой и председательствует на нем». Таким образом, Положение не закрепляло регулярный созыв Архиерейских и Поместных Соборов, как того требовали акты Поместного Собора 1917–1918 гг., а увязывало их созыв с «внешними возможностями». То, что документ, организующий жизнь Церкви с точки зрения гражданских установлений, назвали именно Положением, а не Уставом, как предлагал Г. Г. Карпов, говорит о том, что его составители стремились подчеркнуть: нормы церковной жизни, закрепленные в Положении, не вполне соответствуют соборной практике Церкви и представляют собой уступку «внешним» условиям церковной жизни, а потому носят временный характер.

"Молебен
Молебен и крестный ход в станице Ново-Александровской Ставропольского края в честь Победы в Великой Отечественной войне. 1945 г.
Второй раздел Положения был посвящен деятельности Священного Синода, третий — епархии, четвертый – приходу.

При обсуждении четвертого раздела разгорелся спор о роли настоятеля прихода. Участники Собора отметили: «…Имеются настоятели, которые считают, что в число их обязанностей входит лишь богослужение и проповедничество, от хозяйственной же деятельности они устраняются. Это неправильно». После долгих обсуждений в Положение вошла такая формулировка: «Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом».

Никто из присутствующих тогда на Соборе не мог предположить, как будет меняться положение настоятеля в разные политические эпохи в будущем. Пока же Положение наделяло патриарха, епископа и духовенство широкими правами, что было вполне оправданно при той исторической ситуации.

""2 февраля состоялись выборы патриарха. Архиереи, начиная с младшего, поочередно, от своего имени, от имени духовенства и мирян своей епархии называли имя кандидата на пост патриарха.

Тринадцатым Патриархом Московским и всея Руси единогласно был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). 25 лет он будет стоять у кормила Русской Церкви. Это будет самое долгое патриаршество в ее истории.

Собор также принял «Обращение к правительству Союза Советских Социалистических Республик», в котором прозвучали «слова благодарности не только правительству и главе его, глубокочтимому Иосифу Виссарионовичу Сталину», но и искренние слова благодарности сражающейся армии. Шли последние дни войны, победа была близка. Участники Собора в своем «Обращении к христианам всего мира» призвали молить Господа «единеми усты и единем сердцем» о даровании окончательной победы над врагом.

Дальнейшие события показали, что Поместный Собор 1945 г. не только имел важное внутрицерковное значение, но и явился отправной точкой создания системы православного единства в Восточной Европе под покровительством Московского Патриархата. Не случайно на Поместный Собор были приглашены делегации Православных Церквей.

Глава Сербской Церкви патриарх Гавриил, известный своими антинацистскими взглядами и проанглийскими настроениями, увезен немцами. Возглавляющий в настоящее время Сербскую Церковь митрополит Скоплянский на днях через югославских руководителей передал советской военной миссии письмо, текст которого прилагается».

«Глава Сербской Церкви», по мнению Вышинского, проявляет большое желание к установлению «связи с Русской Церковью и посылке на Собор в Москву делегации Сербской Церкви». Дружественное расположение сербов нужно было использовать как можно скорее, так как «англичане проявляют живой интерес к Сербской Церкви, дело доходит до того, что официальные работники Миссии выясняют возможность для епископа Йоркского обратиться с посланием к Сербской Церкви».

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 г. принял редчайшую по представительности делегацию Автокефальных Православных Церквей.

Из доклада Карпова правительству о Соборе:

«Собор явился наглядным доказательством отсутствия преследования религии в СССР и имел также некоторое политическое значение. Московская Патриархия, в частности, договорилась с патриархами Александром, Христофором, представителями Константинопольского и Иерусалимского патриархов о прекращении связей с митрополитом Анастасием (Грибановским – главой Русской Зарубежной Церкви. – Ред.) и о необходимости совместной борьбы против Ватикана».

Общность взглядов подкрепили ценными подарками: по высочайшему указанию Сталина гости Собора получили 42 предмета из фондов музеев Москвы и 28 – из Загорского музея. В ответ на заботу патриарх Христофор заверил патриарха Алексия, что «Восточные патриархи будут ожидать распространения на них покровительства России в чисто христианском духе».

Начало православного центра в Москве было положено.

31 января 2006 г.

Рейтинг: 2 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×