Фотография Марии Апересиды Берушки (†1986), которая может стать первой православной святой Латинской Америки |
В распоряжении международных археологических экспедиций, производящих раскопки в Судане, считанные часы. В следующем году долина Нила в районе Четвертого порога будет затоплена после реализации масштабного проекта строительства дамбы.
Христианство процветало в изолированной от всего мира Нубии до насильственного обращения страны в ислам в XV веке. Памятники, сохранившиеся от нубийских христиан, чрезвычайно редки[1].
Мало кто знает, что, по ряду свидетельств, в Нубии сохранялась именно православная вера, и, конечно, новая замечательная находка сможет пролить больше света на это. К слову сказать, уже то, что упомянутый пергамен был написан на греческом языке, свидетельствует о православном исповедании тех, кто посещал эту церковь: монофизиты к этому времени уже давно не использовали греческий. Мусульманское нашествие полностью уничтожило эту африканскую православную культуру. В настоящее время в северном Судане на землях древней Нубии живет всего несколько сотен православных. Печально, что нынешние мусульманские власти страны приняли проект, который уничтожает христианские храмы с тысячелетней историей. Но отрадно, по крайней мере, что удалось обнаружить и спасти древнюю библиотеку, которая пополнит сокровищницу древнехристианского наследия.
Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена следующих подвижников:
от Брянской епархии: священника Григория (Фаддеева; 1895 – 26 декабря 1937);
от Московской епархии: протоиерея Василия (Мирожина; 1865 – 20 декабря 1941), протоиерея Александра (Орлова; 1885 – 13 октября 1937), диакона Феодора (Смирнова; 1890 – 5 июля 1938), диакона Гавриила (Архангельского; 1885 – 5 июля 1938);
от Чебоксаро-Чувашской епархии: игумении Тамары (Сатси; 1876 – 1 мая 1942).
При подготовке этого выпуска рубрики мне удалось найти некоторые сведения только об одном из новопрославленных мучеников – диаконе Феодоре Смирнове. В первой половине ХХ века он был клириком храма в честь сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище и сохранил по себе добрую память как глубоко верующий, благоговейный человек.
Он был свидетелем, как один за другим подвергались арестам и ссылкам священники его храма: протоиерей Алексий Страхов, священник Илия Гумилевский – и, конечно, понимал, что со временем та же участь ожидает и его. Но с ним поступили более жестоко: 10 декабря 1937 года он был арестован, а 5 июля 1938 года расстрелян на Бутовском полигоне.
Святый отче Феодоре и все новомученики Российские, молите Бога о нас!
Учительница украинского происхождения Мария Апересида Берушки (Берушко) из бразильского города Суритиба (штат Паран), которая погибла в 1986 году, спасая своих учеников от пожара в школе, может стать первой православной святой Латинской Америки.
Вопрос о причислении ее к лику святых уже обсуждается в Украинской Православной Церкви Латинской Америки (Константинопольский Патриархат). Вскоре материалы по канонизации будут переданы в Патриархат Константинопольской Церкви, который в течение трех лет примет окончательное решение.
Одна из улиц города Суритиба уже названа в честь Марии, которую здесь давно считают святой и рассказывают о чудесных исцелениях людей, обратившихся к ней с молитвой.
Трагедия, в результате которой погибла Мария Берушки, произошла 4 апреля 1986 года в местечке Жоаким Тавора. В сельской школе загорелся и взорвался баллон с газом. Мария Апересида могла спастись первой, однако она осталась в горящем классе, помогая выбраться детям. Благодаря подвигу православной учительницы, спастись смогли пять учеников, успев выпрыгнуть в окно. Оставшиеся восемь ребят погибли в огне вместе с 27-летней Марией[2].
Священным Синодом решено принять новообразованный приход в честь Успения Божией Матери в Республике Сингапур в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Архипастырское окормление Успенского прихода поручено епископу Уссурийскому Сергию, викарию Владивостокской епархии.
В Сингапуре до недавнего времени существовал только один «квартирный» Воскресенский храм Константинопольского Патриархата, который не мог вместить всех желающих, тем более что многим русскоязычным жителям страны хотелось присутствовать на богослужении с понятным языком.
Русская община Сингапура уже давно просила нашу Церковь о духовном окормлении. В ответ на эти просьбы в июле этого года страну посетил епископ Уссурийский Сергий и совершил здесь всенощное бдение и литургию. Теперь же можно надеяться, что православная жизнь прихожан упорядочится и присутствие Православия в Сингапуре усилится. Хотелось бы, чтобы со временем была построена настоящая церковь. Пока же и приход Константинопольского Патриархата, и наш приход, и православная болгарская община вынуждены обходиться квартирами.
На том же заседании Синода приняли в юрисдикцию нашей Церкви новообразованный приход в честь Святой Троицы в г. Кито, Республика Эквадор, и включили его в состав Аргентинской и Южноамериканской епархии. Настоятелем новообразованного Свято-Троицкого прихода в г. Кито назначен протоиерей Алексий Карпов, клирик Калужской епархии.
При том что в целом на южноамериканском континенте благодаря миграции в ХХ веке число православных существенно возросло, в Эквадоре до недавнего времени не было ни одного официального прихода – только одна община в г. Мачала. Теперь наша Церковь не только первой устроила такой приход, но и направила в Эквадор постоянного священника. Это очень важный шаг, поскольку в приходах таких стран, как правило, своих священников нет, и прихожане вынуждены довольствоваться посещениями отцов из других приходов, расположенных иногда в соседних странах, что, естественно, может, в лучшем случае, поддерживать, но не укреплять и не развивать православную жизнь. Так было и в общинах Эквадора.
Теперь же есть надежда, что все изменится к лучшему, хотя для устроения полнокровной приходской жизни придется приложить еще немало усилий и настоятелю, и прихожанам.
По прошению епископа Саратовского и Вольского Лонгина Синод благословил открытие Сергиевского женского монастыря в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Настоятельницей новой обители назначена монахиня Ксения (Афанасьева).
До революции здесь был лишь приходской храм во имя преподобного Сергия Радонежского – один из самых больших сельских храмов Саратовской области, построенный в 1884 году. В 1930-е годы он был частично разрушен и вновь открыт в начале 1990-х годов. Здесь сложилась крепкая община, силами которой храму возвращается былое благолепие. Из этой общины, видимо, и сформировалось сестричество новой обители.
В день престольного праздника в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Тургиново Калининского района Тверской области прошла первая после реставрации храма Божественная литургия.
Храм был построен в 1837 году. В 2000 году в небольшой комнатке внутри церкви стали проводить службы. В мае 2006 года она закрылась на реставрацию. Богослужения проходили в селе Дудино, что в шести километрах от Тургинова. С апреля 2007 года богослужения стали проходить в домике рядом с церковью.
Новый облик храма максимально приближен к дореволюционному. Работы по восстановлению проводились по заказу Управления делами президента России. Считается, что именно в этой церкви в свое время крестились и венчались родители нынешнего президента России – Владимир Путин и Мария Шеломова[3].
Документ, предусматривающий создание специального совместного органа для решения имеющихся проблем, был подписан премьер-министром Польши Ярославом Качинским и митрополитом Варшавским и всея Польши Саввой.
«Православная Церковь играет в Польше позитивную роль, и мы хотим, чтобы эта роль усиливалась», – сказал Ярослав Качинский. Он отметил, что в настоящее время Православие в Польше является второй по численности религиозной конфессией после католицизма.
«Важным моментом и для государства, и для Православной Церкви» назвал этот акт митрополит Савва. Среди вопросов, которые будут обсуждаться на заседаниях совместной комиссии, он назвал вопросы предоставления православным верующим в дни больших церковных праздников освобождения от работы и учебы, свободного доступа к государственным архивам, содержащим информацию о Православной Церкви, а также содержания школьных учебников.
В настоящее время в Польше проживают около 600 тыс православных граждан, населяющих главным образом восточные и юго-восточные воеводства[4].
Известно, что в первой половине ХХ века в Польше было настоящее гонение против православных, документы о котором открыты до сих пор не все. В 1990-е годы, хотя гонений и не было, отношение к православным оставалось прохладным. То, что теперь подписано официальное соглашение, – знак признания государством значения Православия. Что дело не ограничивается одной лишь бумагой, можно видеть и из другой новости, а именно: Министерство обороны Польши приняло решение построить в Варшаве новый храм для православных военнослужащих Войска польского. Служить в храме будет епископ Мирон, возглавляющий группу армейских православных капелланов, состоящую в настоящее время из 25 священников, регентов и псаломщиков.
Польша считается демократическим и светским государством, но в нем уже давно действуют капелланы в армии и на обязательной основе преподается религия в школах. И общество этим довольно. А у нас, прикрываясь именно идеей демократичности и светскости государства, пытаются запретить введение института полковых священников в армии и преподавание курса «Основы православной культуры» в школе. Парадокс!..
Не секрет, что в бывшей югославской республике Македония на протяжении последних пяти лет были гонения на православные общины Сербского Патриархата, инспирированные местными раскольниками и осуществляемые государственными органами. Ситуация здесь во многом схожа с той, что сложилась на Западной Украине, где нашим общинам приходится совершать богослужения в частных домах. При этом глава Православной Охридской Архиепископии владыка Иоанн дважды претерпел заключение, а самой Архиепископии было отказано в государственной регистрации (что и служило формальным поводом для разорения храмов канонической Церкви). Наши македонские братья и сестры были в полной информационной изоляции от общества.
Но в последнее время начались положительные изменения. Во-первых, был принят новый государственный закон о религиозных объединениях, более мягкий по сравнению со старым, и возникла надежда, что теперь регистрация Православной Охридской Архиепископии Сербского Патриархата наконец произойдет. А вторым добрым знаком стало то, что впервые за пять лет архиепископа Иоанна (Вранишковского) пригласили на общенациональный телеканал, позволив ему высказать свою точку зрения[5].
В таком изменении отношения немалая заслуга мирового православного сообщества, многократно направлявшего просьбы к правительству республики Македония. Не малая роль принадлежит и Патриарху Алексию, который писал письма в поддержку владыки Иоанна и просил президента страны освободить архиепископа, когда тот был в тюрьме.