Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня в ночь отошел ко Господу Владыка Алексий (Фролов).
Мы все помним его. Не раз он совершал Божественную Литургию здесь, в Сретенском монастыре, совершал рукоположения, иноческие постриги, постриги во чтецы наших воспитанников-студентов.
Сегодня важный и великий день для Владыки Алексия. И, веруем, он достойно подготовился к нему.
В последний период жизни Господь даровал ему особое время и испытание — продолжительное и тяжелейшее онкологическое заболевание, связанное со страданием и болью. Даровал… Звучит, конечно, духовно-хрестоматийно и правильно. Но как не признаться, что все мы страшимся насилия болезни, страданий, страшимся боли, беспощадно отрешающей нас от привычной жизни.
Вот к какой молитве призывает Церковь нас, православных христиан: «Избави мя, Господи, от напрасныя смерти». «Напрасная» по-славянски — внезапная. Но разве мы не мечтаем об обратном: мгновенная, неожиданная смерть, так чтобы не успеть и понять ничего. Без страданий — и тебя уже нет…
А с духовной точки зрения, и об этом единодушно говорят нам Святые отцы, великое благо для нашей души совсем в другом. Смерть человека, никак не подготовленного к переходу в вечность, оставшегося страстным, стремящимся всей покинувшей тело душой к земным благам, которые уже никогда не найдет за гробом, — разве это желанная смерть и будущность для христианина? Это вечный ад неисполненных желаний. Смерть без времени на то, чтобы перед Небесным судом, с предельной ответственностью и глубиной, осмыслить то добро и зло, которые мы привнесли в этот мир, в чем и заключается спасительное покаяние, — разве это то, чего мы желаем себе и своим близким? Впрочем, не будем называть всякую внезапную кончину наказанием Божьим: не нашего ума это дело! Каждая смерть — особое свершение Промысла Божьего.
Что же это за страшное для нас и великое благо — приготовление к смерти болезнью и страданиями, как единодушно свидетельствуют отцы Церкви? Месяцы и дни, а то и годы неисцелимых недугов перед неминуемой смертью, страдания, которых мы все так искренне страшимся, — именно они, и ничто другое отрешают христианина от мира и смертельно навязчивых земных забот, возводят к воспоминанию о совершенных грехах, к истинному, спасительному покаянию, к осознанию бренности многоликой суеты и в то же время к благодарности за величайшую ценность жизни, которую по дару Господню человек прожил.
Владыка Алексий прошел замечательный, ревностный, сосредоточенный на вере во Христа Спасителя путь православного христианина.
Родился он, как и многие из здесь стоящих, в Советском Союзе. Получил духовное и гуманитарное образование. Я знаю его друзей: Виктор Бурдюк, Николай Блохин и будущий Владыка Анатолий Фролов были приятелями. Не думаю, что подростками они отличались сверхпримерным поведением. Но учились блестяще, получили прекрасное образование, а главное, жили по совести, жили так, что искренне и горячо пришли к вере. В семидесятые годы будущий Владыка поступил в семинарию, потом закончил академию и стал монахом Троице-Сергиевой лавры и сотрудником Издательского отдела у митрополита Питирима.
Владыка Алексий любил историю и профессионально ею занимался. Думаю, с благословения, в том числе и Владыки Питирима, он продолжил то дело, которое когда-то было начато тогда ещё архимандритом Питиримом (Нечаевым) и протоиереем Алексеем Остаповым: они создали первый в советские годы церковный музей — знаменитый Церковно-археологический кабинет Московской Духовной академии. Сегодня мы и представить не можем значения этого собрания святынь и церковной памяти в тот атеистический период, и в первую очередь, для утверждения веры воспитанников тогдашних духовных школ, тысяч будущих пастырей Русской Церкви.
Долгие годы Владыка служил диаконом и не был даже священником. Но вот в начале 1990-х годов Патриарх Алексий поставил его наместником разоренного Новоспасского монастыря. И все православные москвичи знают, с какой любовью, с каким сердцем Владыка Алексий возрождал эту древнюю обитель.
Много лет Владыка был председателем Синодальной комиссии по делам монастырей. Казалось бы — бюрократическая должность. Но нет: он и здесь всем сердцем участвовал в жизни возрождающихся обителей, в том числе и нашего Сретенского монастыря. Всегда к нему можно было прийти за советом, всегда он был доступен, и всегда эти советы были по-настоящему мудры и духовны.
Он был необычайно, жестко требовательным человеком. К самому себе. К другим он относился более, чем снисходительно, с бесконечным милосердием. Братия Новоспасского монастыря, думается, особенно понимают это.
Мы помним, как Владыка Алексий предстоял пред Престолом Божиим на Божественной Литургии. Молиться с ним всегда было огромным духовным счастьем.
Верным Своим рабам Господь дает право и честь в конце жизни взойти на Голгофу. Это происходит по разному. Вспоминается житие преподобного Оптинского старца Варсонофия. Незадолго до смерти по решению Святейшего Синода отец Варсонофий был оторван от бесконечно любимого им скита Оптиной пустыни, возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем в Ново-Голутвинский монастырь. Казалось бы: настоятельствуй, трудись, исполняй послушание! Но старец Варсонофий воспринял то, что произошло с ним, как настоящую Голгофу. Нам такого порой не понять, но если человек всю душу отдал одному делу, и вдруг, даже за послушание, даже по необходимости его отрывают куда-то, это действительно ощущается как тяжелейшее испытание.
Наверное, такой Голгофой — благодатной, необходимой и спасительной — стало перемещение Владыки Алексия из Новоспасского монастыря по благословению Священноначалия на должность архипастыря древнейшей Костромской епархии. Владыка очень тяжело переживал это назначение, но никогда не роптал, прекрасно понимая, что это — Промысл Божий, долг, который он должен отдать трудом и послушанием.
В Костроме Владыка Алексий, как и везде прежде, потрудился по устроению духовной жизни епархии.
А потом пришла болезнь. Такая же, кстати сказать, как и предсмертный недуг Владыки Питирима. И воспринимал эту болезнь Владыка Алексий так же духовно, как митрополит Питирим, который однажды, среди долгих уже страданий, сказал, что благодарен Богу за эту болезнь: она привела его в то состояние, к которому он стремился многие годы монашеской жизни. Владыка Питирим еще добавил как свое открытие, как нечто очень важное для себя: «Онкология — тяжелая болезнь, но и особый путь души к Богу». Также воспринимал свое испытание и Владыка Алексий.
И еще о Промысле Божием. Владыка Алексий умирал в Москве. За несколько дней до его последнего часа Матерь Божия паче всякого чаяния, особо и явственно показала и Владыке и всем, кто молился за него, что все испытания и все его служение — и в Москве, и в Костроме — есть Божие благословение, и нет ничего напрасного и случайного.
Мы помним, как совсем недавно — еще и десяти дней не прошло — в столице на выставке «Православная Русь» находилась привезенная из Костромы Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Владыка уже долгие месяцы пребывал в больничной палате, его могли видеть лишь несколько человек. А бесценная чудотворная икона целыми днями не покидала Манеж, находясь под неусыпной охраной. Но Господь устроил так, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Владыка Алексий смог в последние дни земной жизни помолиться и припасть к этой прибывшей к нему из его епархии чудотворной иконе.
Помолимся о нем.
Не будем забывать его в своих молитвах! Поблагодарим Господа, что на нашем пути был такой замечательный человек. И порадуемся за Владыку Алексия: он, веруем, достойно и праведно прошел жизненный путь, предначертанный ему Господом Богом. Аминь!
И вот он ушел, перестрадав свою Голгофу, задолго зная о ней.
Мне жутко больно.Но я и счастлива, потому что даже в дни его земных страданий он сумел показать мне, что останется со всеми нами, любящими его и еще живущими здесь его любовью.
Был бы от всего сердца рад, если бы православная литература пополнилась жизнеописанием владыки Алексия.
Наверняка его очень многие знают с детства или юности, с кем-то он сам делился воспоминаниями, сам не один раз видел, как "белые платочки" с диктофонами записывали его проповеди. Это ведь очень важно для нас, а вероятно и другим окажется полезным.
Сам владыка Алексий не раз советовал почаще обращаться к житиям, кому-то в начале прихода в Церковь, кому-то и далее, чтобы согреваться, когда сердце остывает... Не только жития древних святых, но и живших среди нас праведников.
С любовью,
А.
Лидия
Владыко Алексий.
Все, что он говорил в наставление, было твёрдо и со властию, которая основывалась на твердой вере в Бога. И любви к Нему.
Это все расставляло по местам. Мало кто так умеет.
Царствие ему Небесное!
А как ругал за слишком короткую стрижку в алтаре, это навсегда запомнилось. Священник должен быть похож на священника.
Потом в 2012 встретились в Костромской епархии, я возглавлял часть миссионерской поездки по его епархии, а он икону Федоровскую привез в село где 450-летний юбилей был. Он вместо застолья с местной администрацией стал им о главном в жизни говорить, о Боге, и еще переспрашивал, я вас не утомил дескать... Нет, что Вы.. И продолжал. И так продолжал, что это дорогого стоит так рассказывать о Боге.
Вечная память дорогому Владыке.
Царство небесное!
Мысли мелькнули о Патриархе Алексее II - ушел в этот же день всего несколько лет назад, Святителе Тихоне, который перешел в Вечность в День Благовещения Пресвятой Богородицы. Честно, порадовалась за Владыку.
Слово о.Тихона было подтверждением этих мыслей, и - огромным подарком к Празднику, хоть и странно звучит такая связь смерти и праздника.
меня прости - скорблю ...
Господи, упокой душу новопреставленного раба Своего Алексия.
Помолитесь о иеросхимонахе Иосифе, который умер в 43 года от сердечного приступа.Он с Афона, поставлял ладан в Россию. Монастырь Филофей.
Спаси Господи.
И прости ему вся согрешения вольная и невольная,
И даруй ему Царствие Небесное,
И со святыми упокой.
Аминь.
Владыка был также замечательным проповедником, причём он мог произнести слово совершенно неожиданно, по наитию Духа Святого. Однажды владыка уже в конце службы в Новоспасском монастыре прервал отпуст и около получаса вдохновенно говорил о том, что есть наша вера православная и как жить по ней. К сожалению, из той проповеди я не помню ни единого слова, но сохранилось поразительное впечатление, что только со словами владыки я наконец-то стал понимать, как нужно жить во Христе.
Конечно, горько, когда от нас уходят такие служители, как архиепископ Алексий. Но разве не должна согревать наши сердца надежда на то, что мы обрели на небе ещё одного молитвенника за нас грешных?
С сею надеждою, как думаю, духовные чада владыки и обращаются ко Господу нашему Иисусу Христу, который да упокоит душу усопшего раба Своего Алексия со праведниками!
В ночь на 4 декабря отошёл ко Господу Алексий, архиепископ Костромской и Галичский.
Воистину, владыка Алексий был Божьим человеком, и его кончина стала большой утратой для нашей Церкви, особенно же для насельников Новоспасского монастыря и его многолетних прихожан.
Когда в начале года на монастырских службах вдруг стали молиться о здравии владыки Алексия, у многих кольнуло сердце. И вот, он ушёл!
Для многих христиан владыка навсегда останется образцом архипастыря. Он был истинным епископом, о котором справедливо можно повторить слова апостола Павла: «непорочен, (…) трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив» (1 Тим. 3:2-3).
Те, кому посчастливилось молиться вместе с владыкой, помнят, насколько благоговейно и сосредоточенно он относился к богослужению. Помнят его строгость в том, что касается следования святоотеческому Православию и неприятия греха, и вместе с тем мягкость и ласковость в обращении с людьми.
Весная память дорогой Владыко Алексий.
Все службы с его участием были особенными.
новопрествленного архиепископа отца святаго Алексея
и с ним все души
в эти мгновения пред ТОБОЮ представшие.