Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

Уходя из храма

    

Представьте себе картинку. Пришла семья из церкви в воскресенье домой. Стол накрыт, на весь дом пахнет вкусно. Мама говорит: «Мойте руки и садитесь скорей». Руки помыли, усаживаются. Но потом вдруг голос: «Стойте. Ты, Маша, – дочке, – перескажи, что сегодня из Апостола на службе читали?» Маша тык-мык, пару нечленораздельных звуков произносит и упирается взглядом в пол. Следующий вопрос. «Ты, Коля, – сыну, – расскажи, что на проповеди священник говорил?» Коля издает примерно те же звуки, краснеет и смотрит в пол. «А что читали из Евангелия?» Тут компания оживает, поскольку с евангельской историей все более-менее знакомы, она на слуху, ее пересказать легче. В конце мама говорит: «Еще раз вот так придете с пустой головой к столу после службы – останетесь с пустыми желудками. Читайте “Отче наш” и садитесь».

Это была фантазия на тему «Как заставить ленивого христианина приложить сердце к библейскому тексту, чтобы он уходил из храма обогатившимся, а не таким, каким зашел». Впрочем, не такая уж это и фантазия. Прежние поколения, не отравленные ложной мягкостью и, следовательно, не потакавшие лени на каждом шагу, понимали: не заходит мудрость в душу через голову – надо искать другие пути. Через мозоли на руках, через след ремня на известной части тела. Через пустой желудок, наконец. Ведь разве это хорошо? Да что там хорошо! – разве это терпимо, чтобы выходящий из храма со службы человек не помнил смысл прочитанного Евангелия и Апостола? А ведь сплошь и рядом не помнят. Проверьте – встаньте в дверях и поспрашивайте. А ведь если бы помнили, то были бы подлинные богачи. Если бы помнили, то размышляли бы об услышанном, познавали бы сладость сказанного Давидом о блаженном муже: «Поучится в законе Господнем день и ночь». Евангелие из Книги превращалось бы постепенно в достояние помнящей и любящей души и уже хранилось бы не на бумажных листах только, но на плотяных скрижалях сердца.

Сам человек никогда этого не сделает, за редким исключением, и до этого не додумается. Ему напомнить надо, подсказать. Для этого священство и есть. «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник (ангел) Господа Саваофа» (Мал. 2: 7). Священство напоминает людям о Боге и о воле Его. Как крест всегда сияет на небе и взоры тянет к себе, как колокол регулярно звонит и зовет людей в церковь, так и священство призвано напоминать людям о Господе постоянно и будить их чистый смысл к трезвению, внутреннему поучению, молитве. И поскольку запоминается лучше не то, что в середине звучало, а то, что прозвучало под конец, можно отпускать людей из храма, напомнив или прочитав еще раз дневное зачало Писания. «Думайте теперь о том, что услышали. Домой придя, хорошо сделаете, если найдете время еще прочесть что-то из Писания: пророков, или псалмы, или Евангелие. А потом отдыхайте. Готовьте с детьми уроки на завтрашний день, идите в гости или гостей принимайте, гуляйте в парке. Катайтесь на велосипеде. Что хотите в день отдыха делайте. Только бы день воскресный прошел свято, мирно и безгрешно».

Вопрос не в формальности – когда, что и сколько читать. Вопрос в принципе: слово Божие, голос Христов нужно полюбить.

Если вы и не слышали ничего подобного, нет причины унывать. Коль скоро принцип вами узнан, вы можете теперь понуждать себя на деятельное изучение слов Господних. Можно до службы прочесть рядовое зачало Апостола и Евангелия. Тогда на самой службе чтение врежется глубже в сознание, засияет ярче, запомнится сильнее. И такой человек без напоминания, сам уже после службы захочет прочесть еще что-то. Уговаривать его не надо будет. Сладость и силу Писания он уже ощутил. И сознание, засеянное словами Божиими, словно поле – семенами, рано или поздно принесет плод свой. Об этом мне сладко мечтается и конкретно думается.

    

Вопрос не в формальности – когда, что и сколько читать. Вопрос в принципе: слово Божие, голос Христов нужно полюбить. А поскольку у нас нет и быть не может ни одной требы, ни одного молебна, тем более ни одного Таинства, на которых бы не звучало слово Божие, то начинать нужно с того, что под рукой. Готовишься к воскресному дню – поупражняйся в Писании. Выходишь из храма – проэкзаменуй сам себя: что помнишь, что понял, чем проникся? Среди дня не раз себя одерни, возвратись от месива различных помыслов к тем текстам, которые наизусть знаешь. Если всё это делаешь, то садись в воскресенье за обеденный стол, и пусть тебе будет вкусно. А если не делаешь, не садись за стол. Голодом понудь себя к богомыслию. Таким образом сердце наше верно поймет сказанное Христом в пустыне: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Протоиерей Андрей Ткачев

28 октября 2014 г.

Рейтинг: 7.7 Голосов: 52 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ekaterina Zimina19 февраля 2016, 23:31
Согласна с комментарием о церковнославянском языке и опере! Ничего непонятно, а иногда поют специально смыкая губы, грудью, для придания важности, так что все слова остются во рту. В статье говорится:понуди себя, напоминай, что было на службе. А для этого надо разобрать хотя бы, что тебе говорят или поют. Почему-то об этом никто не говорит. Хотя... говорят, что церковно-славянский чистый и возвышенный, а для меня - очень режет слух и вызывает ассоциации с глубокой древностью только. По моему убеждению, на каком языке человек думает, на таком должен и разговаривать, и общаться. И Слово должно быть понятным. А проповеди простыми, тогда они запомнятся легко
Ольга Придатько11 ноября 2014, 11:55
Знающий грамоте и не читающий Святое Писание крещеный человек христианином считаться может лишь с большой натяжкой. Зане Господа презрел и слов Его не любит, а значит и заповедей не творит.

Кто читает охотно все, что угодно, кроме слова Божия, явно доказывает, что любит все что угодно больше, чем Самого Господа.
Наталья Иннокентьевна 7 ноября 2014, 09:15
Во многих храмах, я заметила поют и читают не только оченрь спешно, но и с большими сокращениями, чем и обкрадывают себя и нас. Например вначале литургии псалмы Давида, а ведь в них красота-то какая! А у нас Храме Тихона Задонског все читают спокойнро, внятно и четко и псалмы царя и пророка Давида поются полностью. И из Храма ухожу насыщенная и радостная, чего не могу сказать о многих других храмах.Спаси всех Господь. Простите за ошибки.
Павел 2 ноября 2014, 12:57
Спаси Господи батюшку Андрея и всех, кто дал мне советы здесь по поводу слышания службы.
Феврония31 октября 2014, 17:09
Спасибо за простой совет: прочитывать до службы фрагменты Апостола и Евангелия. А проповедь, по-моему, сама запомнится, если хорошая. Я некоторые проповеди в Ново-Тихвинском монастыре слышанные помню уже много лет.
Анна30 октября 2014, 09:49
Низкий поклон о.Андрею из Киева! Спаси Вас Господи.
Как всё правильно. Как всем нам не хватает Еванглия и Апостолов чтение. Читали бы и не было б того, что сейчас творится у нас на Украине.
Хочу сказать тем, кто не понимает службу. Ходите, слушайте и всё прийдёт, и всё полюбится!!! Сама такая была. Батюшке исповедывала, что как бетонная колона стою. И слышала тот же ответ:"Ходи и стой ..." А теперь без службы не могу. Если не могу быть на службе, то иногда даже плакать хочется. А Псалтырь как полюбился!
Дай Вам Бог, Павел, терпения и усердия.
Наталия30 октября 2014, 00:31
Вот Андрей почти слово в слово написал мои сомнения три года назад.
Но сейчас я точно знаю, что надо знать литургию - наизусть, как и многие другие молитвы. Многие же знают наизусть утренние и вечерние правила. Некоторые миряне знают наизусть Праздничные акафисты и уж Пасхальную Службу знают наверное почти все. Надо не в слепую в Храм идти: как бы случайно зашли и вот стоим оглядываемся. Надо точно знать службу этого дня и имена Святых. чью память и подвиги справляют в этот день на Литургии. а потом на заутрене к следующему дню. Тем более - даже на этом сайте есть подробное описание службы на каждый день . С вечера зайти да для себя родимого прочесть. Тем более, если идти на исповедь и Причастие. Наверняка все ранние христиане знали литургическое служение - Чтение, пение и возгласы. Т.е - Литургия с чтением Евангелия и Апостола в естественном жизненном пространстве и взрослых и детей. Это Таинство, но мирянам ведь не запрещено знать. Священник служит, но все присутствующие должны ЗНАТЬ, а не догадываться о том, что происходит. ... А Отец Андрей практически ответил на все вопросы. АМИНЬ
Андрей29 октября 2014, 21:22
По моему этот вопрос пора уже выносить на уровень патриарха , почему в храмах поют громко и красиво , но разобрать ничего нельзя , как в опере ? Почему дьяконы читают невнятно ? Стоишь постоянно и думаешь - неужели Богу действительно нужно чтобы я стоял по 2 часа в храме ничего не понимая ? Неужели никак нельзя сделать чтобы служба была понятна и внятна ? Пусть она будет на церковно-славянском , раз уж батюшки на русском не умеют служить , но внятна и понятна....
Алла29 октября 2014, 19:35
Спасибо батюшка.Буду готовиться к службе.потому что Апостол так быстро у нас читают.что ничего не понимаю. только и помню ....Братие... и тра-тат-тата.Мне стыдно,прости Господи
Михаил29 октября 2014, 15:58
В церкви, в которую я хожу чаще всего, почти что всегда, там читают очень плохо, вообще хор один из худших в городе. По праздникам поют какой-то грандж. Псаломщика постоянного нету, кто придет, тот и читает и поёт, вообще не понятна логика причта. Да ещё и полы скрипят. Но сама церковь так нравится, что не до души как-то в других храмах молится, где все четко слышно и понятно, где хор и хорошие благоговейные священники.
У нас много старых икон, сама церковь древняя, есть чудотворные иконы, ну или подозревают, что они чудотворные. Несколько раз пытался сменить приход и сейчас даже подумываю, но всё как-то...
Наверное привыкаешь к месту, а привычка - вторая натура.
Попробую так делать, как о. Андрей говорит, мы с мамой раньше так делали, я ей звонил и рассказывал, о чем была проповедь, но сейчас батюшка перестал проповедовать, так что после службы матери и сказать нечего.
НН29 октября 2014, 15:41
Андрей:
..."Я не решусь священнослужителю напрямую какие-то замечания делать. И указывать, как в храме должны хоры петь"...

Андрей, поделюсь своей "хитростью": Вам надо пойти на исповедь к настоятелю храма и исповедовать свой РОПОТ на то, как хор поёт; НЕДОВОЛЬСТВО тихим и невнятным чтением - Вас это искушает, Вы не можете справиться с искушением. Настоятель всё поймет.
Бог Вам в помощь!
Андрей29 октября 2014, 09:57
У нас тоже читали так, что я не мог понять. Причём, проблем с церковно-славянским у меня нет. Я молитвы и псалмы на нём читаю. Хочу Библию на церковно-славянском прочесть, только русскими буквами. Но найти такую не могу. Так вот - мне неслышно, что поют на клиросе, что читает священник. Я уж и голову вытягиваю, и вслушиваюсь (становлюсь всегда поближе)... Боюсь, не поможет даже то, что я заранее прочту текст. Но вот стал ходить в другой храм. В сельский. Он небольшой деревянный. Красота! Всё чётко слышно, всё понятно. Хор поёт просто и чётко - я молюсь вместе с хором. Священник читает внятно и чётко. Т.е. я в храме не с ноги на ногу переминаюсь, а участвую в службе. Но вот тот храм, где я ничего не слышу - он мне очень нравится. Там и священники замечательные, и сам храм красивый и удобный. И ходить в него я собираюсь и дальше, если Бог даст. Но вот как бы им сказать, чтобы почётче всё делали? И хор заставили нормально петь, и сами бы читали повнятней? Я не решусь священнослужителю напрямую какие-то замечания делать. И указывать, как в храме должны хоры петь. Но вот хочется, как лучше. Хоть бы наши батюшки читали здесь комментарии... Кстати, слышал, что есть два вида пения - знаменное и оперное. У нас в основном в храмах по-оперному поют. Оно вычурно, но не так чётко, как знаменное. То попроще, но более ясное. Я в этом не понимаю, просто слышал такое. Стеняев что-ли говорил.
Елена29 октября 2014, 09:36
А в нашем храме, к сожалению, очень плохая акустика. Силишься понять, что читают из Евангелия и Апостола, но часто нельзя разобрать. Хорошо, что после чтения Евангелия, часто бывает разъясняющая его проповедь. Люди подходят ближе к амвону, где лучше слышно, затем опять становятся на свои места.
Наталья28 октября 2014, 22:58
К сожалению не всегда понятно, что читают, особенно Апостол, только отдельные фразы. Надо самой готовиться в субботу.
Светлана28 октября 2014, 21:33
Очень больной вопрос о понимании читаемого в храме.Если священник читает тихо и на церковно-славянском языке и вдобавок нет тишины, чтобы услышать( о понимании нет и речи ).От всего этого накопилась такая разочарованность и что с этим делать?.Вот дома и читаю ,тогда зачем ходить в храм.1.Невозможно подойти к священнику и сказать читайте погромче и пояснее.2 Невозможно начать наводить тишину в храме.Чтобы запомнить надо сначала услышать.
Денис28 октября 2014, 20:30
Спаси Господи, отец Андрей!Из Ваших проповедей хорошие книги получились бы, и должны получиться!)
р. Б. Иулия28 октября 2014, 20:15
Павлу.
1.Есть такая тоненькая книжечка - "Божественная Литургия", туда с вечера можно вложить листочик с воскресным "Апостолом" и отрывком из Евангелия, встать в сторонке и следить построчно. Кондаков и тропарей текущего праздника там, конечно, нет, но зато остальное все будет понятно.(из личного опыта :)
2.В Вашем городе наверняка есть воскресная школа для взрослых, там часто бывает такой предмет как " Основы богослужения", вот где разбирается все что касается утр. и веч. молитв и богослужения в храме.

Про поклоны на возглас "оглашенные изыдите".
Несмотря на несколько лет в церкви, себя пожизненно считаю недооглашенной (в 90е нас крестили пачками без всякого оглашения) и только сейчас пытаюсь восполнить потерянное с помощью воскресной школы и катехизаторских курсов.
Божьей помощи!
НН28 октября 2014, 19:22
Храни Вас Господь, дорогой отец Андрей! Вы напомнили мне мою бабушку (Царствие ей Небесное!). Когда я была совсем маленькая, она пересказывала мне, о чём читали, что говорили на проповеди, как ПЕВЧИЕ пели (как Ангелы!) и какого цвета были облачения...
Да, с Апостолом сложноато, далеко не всегда слышно, выручает то, что часто по словосочетанию догадываешься, что читают...

Павел, не смущайтесь. Священник Вам всё правильно сказал. Придёт время - КОЛИЧЕСТВО перейдёт в КАЧЕСТВО. У меня было так: сначала основная нагрузка ложилась на ноги, потом через какое-то время включилась голова, а потом работа, проделанная ногами и головой соединилась в области сердца. У всех по-разному бывает... Ведь можно службу наизусть знать, а она всё равно мимо пройдёт. Господь обязательно вознаградит Ваше усердие, вот увидите! Помощи Божией Вам. Простите!
Александр28 октября 2014, 19:08
А что такое "полюбить"?
дюдмила28 октября 2014, 18:52
о. Андрей,Вы правы,как всегда правы.
Александр Бутов28 октября 2014, 18:26
Замечательное слово!
Огромное спасибо Вам, батюшка, за этот материал!
Особенно за Ваш призыв о том, чтобы "Евангелие из Книги превращалось бы постепенно в достояние помнящей и ЛЮБЯЩЕЙ души и уже хранилось бы не на бумажных листах только, но на плотяных скрижалях сердца", т.е. о том, что "слово Божие, голос Христов нужно ПОЛЮБИТЬ"!

Да хранит Вас Господь в добром здравии и духе!
Низкий поклон Вам.
P.S. Лично мне неописуемо нравится слышать в храме чтение и Апостола и Евангелия именно на церковнославянском языке, хотя далеко не все понятно. Особенно если читается и/или слышно отчетливо: бывает, что плохая дикция чтеца в полной мере компенсируется хорошей акустикой храма или, если она плохая, качественными акустическими средствами.
N-a28 октября 2014, 18:04
А разве СЛОВО должно попадать в голову, а не в сердце человека? Что вынесут дети, если их будут заставлять зазубривать тексты? В школе зубрили, и мало что запомнилось, а слова добрых учителей люди помнят долго.
р.Б. Иосиф28 октября 2014, 17:09
Лучше просто дома заранее ознакомиться с тем, что будет читаться на Литургии. Тогда и на службе Вы будете понимать то, что читается.
Павел28 октября 2014, 17:01
Конечно, я имел в виду, что не воспринимаю службу на слух, но что уловил, запомнил и о чем читал, например, именно ектеньи, стараюсь понимать.
Павел28 октября 2014, 16:59
Вот с каким вопросом хочу обратиться. Если вообще службы не слышишь и не понимаешь, как поступить? Это моя беда, я выносил это на последнюю исповедь. Батюшка не нашел сказать ничего иного, кроме как то, что само присутствие в храме на службе очень важно. Мне даже Иисусова молитва не помогает слышать службу, иногда читаю прочитанные зачала после службы, чтобы понять, но проблемы это особо не решает.
Елене: мне не понять Ваши чувства по поводу ектеньи об оглашенных, даже странно, что такое мнение вообще есть и что в нем присутствуют упреки в гордыне. Службу надо понимать, в этом я с Александром согласен. Одно понимание службы может заменить собой очень многое и много помогает в исправлении грехов - непонимание службы часто есть следствие многих грехов, к самой службе прямого отношения не имеющих. В моем случае - человекоугодия (я часто кланяюсь там, где, как говорится, "все" кланяются, потому что боюсь отстать от всеобщего мнения и получить чье-то порицание; между тем поклоны мои эти неправильны и неуместны, как и многие поступки в миру). Тем более что Александру жалко не понимающих, и мне жалко. Без понимания службы, я уверен и знаю на своей шкуре, портится и домашняя молитва, и вообще всякое богопочитание вне стен храма.
Елена28 октября 2014, 16:05
Есть в каждой приходской лавке календари на будущий или текущий год с чтением Евангелия и Апостолов. Удобно прочесть перед службой, тогда и церковно-славянские слова приобретают смысл и просто радуешься "узнаванию".
Юлия28 октября 2014, 15:15
Спасибо, отец Андрей. Это тема для размыщления и путь к работе над собой
Елена28 октября 2014, 15:14
Александру: не вижу ничего неверного в поклоне на призыв "помолитеся, оглашеннии..." можно кланяться с мыслью, что когда-то был(а) "оглашенной", а также с молитвой за своих близких, редко бывающих в храме. Я знаю текст и смысл Литургии и было раз неприятно услышать как раз на ектенье об оглашенных шепот: "что кланяются? разве все оглашенные?", с чувством превосходства - что вот я знаю и понимаю, а все вокруг глупые - не понимают и кланяются.
Зоя28 октября 2014, 14:40
У нас в храме на проповеди игумен Агафангел спрашивает, о чем читалось в сегодняшнем Евангелии. Стыдно стало не знать или прослушать. Стали готовиться к службе. Заранее прочитаешь и толкование, а уж если и возник вопрос-пожалуйста- задавай его и на службе.И Литургия стала понятней и ближе.Спасибо о.Андрею- теперь еще и Апостолов возьмем на вооружение. Спаси Вас Господь, батюшка и Ваших близких, за нужные и спасительные слова!
Александр 28 октября 2014, 14:39
Эк загнули, - Апостол... Лучше посмотрите, как весь храм исправно кланяется на возглас "помолитеся, оглашеннии". Понимания службы вообще почти никакого у большинства. А Вы - Апостол... Редкий прихожанин вообще знает, что это и когда звучит. К сожалению, это правда.
Александр28 октября 2014, 14:35
Часто,стоя на службе, силюсь понять или даже услышать Апостол, но его читают, к сожалению, иногда очень неразборчиво и тихо.
р.Б. Алексей28 октября 2014, 12:23
Спаси Господи батюшка, хорошую тему подняли, заставили задуматься. Раньше подобные мысли и в голову не приходили.
Елена28 октября 2014, 11:58
Спасибо большое! Мне ещё учиться и учиться..
раба Божия Ольга28 октября 2014, 11:53
Храни Вас Господь, отец Андрей! Нужные, очень нужные, обращенные к нам маловерам, слова.
Дмитрий28 октября 2014, 11:43
Спасибо, батюшка за Ваши рассказы, очень интересно читать. Понравились Ваши "письма Церквям", некоторые берут за душу.
Господи помоги, нам всем!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×