Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

О монашестве и о России

Архимандрит Василий (в миру – Михаил Гондикакис) – известный во всём православном мире греческий богослов и духовный писатель. Родился в феврале 1936 года в Ираклионе на острове Крит в Греции, где получил среднее образование. Закончил Богословский факультет Афинского университета и в течение трёх лет обучался во Франции, где написал свой первый труд «Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви» (переведен на русский язык).


С 1965 года поселился на Афоне,где принял монашеский постриг. С 1968 года был настоятелем монастыря Ставроникита.

С 2005 года был настоятелем Иверского монастыря на Афоне. В качестве игумена Иверского монастыря неоднократно посещал Россию.

С 2005 года проживает в скиту (келье) Иверского монастыря на Афоне.

В 2010 году по дорогев обитель автомобиль отца Василия упал в пропасть глубиной в 10 метров. Отец Василий повредил плечо и ребра. Хотя последствия тяжелой травмы преодолеть до сих пор не удалось, старец продолжает участвовать в жизни своей обители и издавать новые статьи и книги.

Отец Василий не отказал в беседе корреспонденту AgionOros.ru, несмотря на то, что перед этим присутствовал на многочасовой ночной службе.

- Что такое монашество?

Монашество – это посвящение себя Богу и Церкви. Символично, что во время пострига старец не апеллирует к своему авторитету и добродетели, а ведет постригаемого в Алтарь к Святому Жертвеннику (тем самым как бы говоря: я не доверяю себе, но доверяю Богу, который создал все и заботится обо всем).

Православное монашество отличается от католического. На Западе могут существовать целые ордена, которые защищают «непогрешимость» папы, или имеют какие-то другие земные задачи. На Востоке перед монахом стоит одна приоритетная цель – достигнуть святости.

Каждую минуту праведник славословит Бога. Радуется, что он человек, радуется, что он христианин, радуется, что он монах... Это внутреннее непрестанное благодарение Богу – свидетельство жизни, которое выше эпох, расстояний и географического положения. Эта благая весть всегда находит того, кто имеет в ней необходимость.

Основа монашества – искание духовного здоровья. Принятие пострига – это второе крещение. В браке человек посвящает себя своему спутнику жизни, в монашестве безраздельно отдает себя Богу.

Когда я пришел на Святую Гору Афон, поначалу у меня были некоторые трудности. Ответ на свои вопросы я нашел в «Добротолюбии» в словах аввы Евагрия: «Монах есть тот, кто, удалившись от всех, со всеми соединен». Монах не одинок, приближаясь к Богу он становится ближе к людям.

- Геронда, что Вы думаете о России?

Я очень люблю русских. Как говорил Достоевский, русский человек может быть или святым, или преступником. Он не находит удовлетворения в обывательской сытости и поэтому с точки зрения мира он безумен.

Сегодня особое значение приобретает обращение к святоотеческому наследию. Творениям Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника, Лавсаику, Отечнику, Ареопагитикам…

Мне особенно нравятся творения Симеона Нового Богослова, кому-то ближе труды Исаака Сирина, кому-то – Иоанна Лествичника. В любом случае, что бы мы не выбрали, через чтение Святых отцов мы открываем суть Православия и постигаем значение литургической жизни Церкви.

Возвращение к Православному Преданию очень важно для России. Когда я был в Москве, я посетил “Оружейную палату” в Кремле: до Петра I вся церковная утварь и предметы быта были русско-византийские, после него на всем лежит печать западного влияния.

Сейчас возврат к православной традиции постепенно начинается: в храмы возвращаются канонические иконы и фрески, появились замечательные иконописцы и резчики. Делаются попытки вернуться от «оперы» к православному монофоническому церковному пению.

В Сербии это уже во многом произошло благодаря преподобному Иустину Поповичу и его ученникам Амфилохию Радовичу, Афанасию Евтичу, Иринею Буловичу. Они часто бывали на Афоне, были знакомы со старцем Паисием и старцем Порфирием, и под их влиянием вернули сербов к православной (византийской) певческой традиции. Будем надеется, что каноническое православное пение зазвучит вскоре в большинстве русских храмов.

- Почему из современных авторов вы советуете книги старца Порфирия Кавсокаливита?

По двум причинам. Самое главное, он ни в чём не отклоняется от Православного Предания. Кроме того, его язык ясен и близок современным людям. Книги отца Порфирия читают во всех уголках земного шара. Несколько творений старца переведены на сербский язык и их читают католические монахини во время трапезы в одном из хорватских монастырей. Вы представяет что это такое: чтобы хорватки читали православного автора (то же самое, как если бы греки стали читать турка)! Какая у него должна быть для этого сила слова и глубина!

- Как спасаться в условиях отхода от Предания?

- Самое главное и в большом, и в малом монастыре (да и в мирской жизни тоже) - подвизаться на правильной духовной основе. Состояние прелести – это легкий и доступный путь, но оно отравляет и приводит к духовному параличу. Православие, напротив, не усыпляет а пробуждает человека, дает ему возможность развиваться.

Русский народ благочестив. Я побывал на службе в нескольких московских храмах и чувствовал, что народ не просто стоит в церкви, а молитвенно участвует в Богослужении.

В России сохранилась правильная “духовная закваска”, главное теперь - не растерять ее и дать возможность развиться Церкви с опорой на Православное Предание.

Надо понимать, что святоотеческое наследие не осталось в прошлом, а по-прежнему актуально. Поэтому современные обители должны основываться на установлениях отцов Церкви.

Конечно, жизнь в пустыне проще, чем жизнь в монастыре, который находится посреди мира. Здесь мирской дух неизбежно сталкивается с монашеским.

Но необходимо помнить, что монашество – это полнота жизни. В нем нет какой-либо нехватки или недостатка в чем-либо. Нет необходимости искать мирского утешения, когда есть утешение духовное.

Монашество – это целая вселенная. Это мир Божественной литургии и подлинного богословия.

Рейтинг: 9.1 Голосов: 11 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лики Афона. Ч. 4. Старцы Паисий и Емилиан Лики Афона. Ч. 4. Старцы Паисий и Емилиан
Павле Рак
Лики Афона. Ч. 4. Старцы Паисий и Емилиан Лики Афона
Часть 4 (окончание). Старцы Паисий и Емилиан
Павле Рак
Когда старец Паисий замечал, что со мной что-то неладно, он просто спрашивал: «Почему ты грустишь?» И всегда находил такое слово… а иногда даже без многих слов… посмотрит на тебя таким добрым взглядом, и все твои проблемы исчезают.
Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино
Александра Никифорова
2 декабря - день памяти греческого старца Порфирия Кавсокаливита. В преддверии мы предлагаем вам рассказ о нем архимандрита Георгия (Алевраса) из Трикалы, с которым мы неожиданно познакомились в Киккском монастыре на Кипре. «Я очень рад говорить с человеком из России, – признался он, – и через Вас обратиться ко всему русскому народу. Мой город связан с Россией через своего уроженца, святого архиепископа Суздальского и Тарусского Арсения Элассонского, который вел переговоры о введении в России патриаршества, а в 1589 году участвовал в избрании первого Патриарха Московского и всея Руси Иова».
Лики Афона. Ч. 1. Отцы Иоаким и Исидор Лики Афона. Ч. 1. Отцы Иоаким и Исидор
Павле Рак
Лики Афона. Ч. 1. Отцы Иоаким и Исидор Лики Афона
Часть 1. Отцы Иоаким и Исидор
Павле Рак
Есть Афон, сокрытый от посторонних глаз, Афон отшельников и аскетов. О нем рассказывает Павле Рак, перелистывая страницы альбома монаха Харитона и вспоминая дорогие лица, изображенные на фотографиях.
Здесь можно прикоснуться к живому Православию Здесь можно прикоснуться к живому Православию
Бывают такие путешествия, которые хочется запечатлеть для самого себя. Не потому, что это где то далеко и там водятся неведомые звери и люди, а потому что там получил что то новое для души. Какой то новый, неизведанный для себя опыт. Этот опыт для меня драгоценен, и зная, что время все приводит к забвению, захотелось написать что-то типа дневника.
Моя встреча со старцем Паисием Святогорцем Моя встреча со старцем Паисием Святогорцем
Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос)
Сегодня мы публикуем отрывок из книги владыки Иерофея, в котором он рассказывает о своей встрече с великим старцем и подвижником нашего времени – Паисием (Эзнепидисом).
Братия, храните любовь! Братия, храните любовь!
Архимандрит Ефрем
Афонский старец Дионисий (Игнат; 1909–2004) широко известен во всем – не только православном – мире. Приходившие к нему получали ответы на свои самые глубинные, экзистенциальные вопросы, получали совет и помощь в том, как познать глубины своего сердца, обретали покой. У тех, кто знал его, в сердце отложились три вещи, которые он словом ли, жизнью ли своей деликатно предлагал им, и эти три суть следующие: послушание, терпение в скорбях и смиренномудрие.
Комментарии
Мария11 декабря 2012, 13:16
Как Вы посвятите себя Богу, если не посвятите себя своему мужу (или жене)?
Вы не сможете посвятить себя Богу, не посвятив себя ближнему.
А-то у нас много таких православных, которые думают что посвящаю себя Богу, а мужу достаются только упреки и ругань.

Антон10 декабря 2012, 20:58
Здравствуйте. Слава Богу - есть ещё монахи. А вот семейных мирян почему-то уже никто не относит к подвижникам Православия. Даже несмотря на то, что цели и задачи у них с монахами одинаковые(а иначе они уже не православные). Православный женатый(замужний) христианин, так же как и монах ставит перед собой цель - достижение святости. Так же всецело посвящает себя Богу, а не спутнику жизни, как утверждается в статье, в противном случае он уже-ещё не Православный. У Православного мирянина есть поручение от Бога - ему вручены души других людей на попечение. И мирянин ищет духовного здравия и для себя и для своих подопечных. И каждый мирянин на страшном суде скажет вот я и дети мои, которых Ты мне дал на воспитание, и вот как я их воспитал... . Как-то раз мне пришла мысль,что разница между мирянином и монахом такая-же как между воином-разведчиком и воином линейной части. Цели и задачи одни, а специфика исполнения совершенно разные... . И не стоит забывать всё-таки, что мы все на войне, на самой неигрушечной войне...
р.Б. Александр10 декабря 2012, 20:55
Не могу согласиться с фразой "В браке человек посвящает себя спутнику жизни, я в монашестве - Богу".
Я состою в браке, но посвящаю себя только Богу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Архимандрит Василий (Гондикакис)

Новые материалы

Выбор читателей

×