Во-первых, нужно сказать пару слов о влиянии искусства на коллективное и индивидуальное сознание. Вот в период, когда был самиздат и жесточайшая цензура в печати, слово имело огромную ценность — это была твёрдая валюта. Написанные на папиросной бумаге какие-нибудь рассказы, например, Солженицына, Даниэля или Синявского, переписываемые от руки и передаваемые тайком из рук в руки, представляли великую ценность. Люди обсуждали написанное, думали, шептались. Это написанное слово, без глянцевой упаковки, без всякого маркетинга, без книжных полок, имело серьёзнейшую цену для человека читающего, думающего. Совсем иначе происходит дело во времена вседозволенности, когда пиши всё, что хочешь, говори всё, что хочешь. Когда самая гениальная книжка совершенно теряется в море печатного продукта, словно капля. В книжных павильонах, на книжных ярмарках, на полках книжных магазинов стоят книги тысяч наименований. И самое умное слово рискует раствориться среди дамских романов, эзотерики, кухонных рецептов, описаний путешествий, справочников, словарей, детективов и т.п. Цензура, таким образом, делала скрытую рекламу умному продукту. Она устанавливала высокую цену слова самим фактом внимания к слову. А то, что делает сегодня рынок и общество потребления — это убийство настоящего влияния слова на человека. Слово обесценивается: слов так много, их так много произносят, что потерялось всякое уважение к говорящему и пишущему человеку. Нужно совершать какие-то титанические труды. Ещё и Божие помазание должно быть на этих титанических трудах, чтобы слово пробило толщу безразличия, макулатурную толщу слов праздных и не нужных и добралось до сердца человека.
То же касается и кино. Люди, которым посчастливилось провести своё детство в Советском Союзе, хорошо помнят как фильмы влияли на человека. Кстати, хорошее было детство: со спортивными бесплатными секциями; время отсутствия порнографии, массового детского алкоголизма, время полного отсутствия наркотиков на улицах. В те времена каждый незнакомый дядя или тётя могли тебе, подростку, замечание сделать на улице и ты понимал, что они имеют на это право. И ещё много было разных хороших вещей. В общем, хорошее было детство. Тогда стоило, допустим, выйти на экраны четырёхсерийному фильму «Д'Артаньян и три мушкетёра», как стали вскоре забиты секции фехтования: мальчишки на фоне всего этого шли в эти секции и там по законам подражания брали в руки шпаги и рапиры. Кто-то быстро оттуда ушёл, а кто-то там и остался, и воспитался через спорт. Стоило выйти на мировые экраны, допустим, фильму о Тарзане, как тут же возникала масса людей, которые делали тарзанки, висели на ветвях, пытались подтягиваться, воспитывали себя. Позже многие ходили с бревном на плече как Шварценеггер в каком-то фильме про что-то (это я уже не очень люблю). Целое направление молодёжного спортивного движения родили голливудские кунг-фу-фильмы 70-х годов, начавшиеся с небезызвестного Брюса Ли. Западный масскульт тонкими ручейками просачивался через железный занавес, и у нас тут же возникали подпольные секции. Люди кричали «кия» и неуклюже махали ногами, они отжимались на кулаках и читали брошюры по китайской философии. Это потому что кино имеет огромный пропагандистский эффект и способно влиять на бытовое поведение зрителя.
Так бывало раньше. Что сейчас? Пусть специалисты скажут больше, но я думаю, что цивилизованный мир устал, пресытился и изрядно поглупел. Сегодня трудно взорвать общество каким-то одним фильмом. Их снимается так много! Фабрики грёз выпускают грёзы в таком огромном количестве, что никого уже ничем не удивишь. Да и нет ничего такого, что могло бы взорвать сознание общества и перевернуть его в ту или иную сторону. Тарковские, в атмосфере вседозволенности и перенасыщенности рынка, в атмосфере падения вкуса, просто не рождаются. А если рождаются, то рискуют умереть в безвестности. Вкус надо воспитывать. Например, опера, человеку не готовому ничего не скажет, а человеку подготовленному скажет очень многое. Для него она будет источником высоких наслаждений. И если человека не учить и не готовить, то он пройдёт мимо любой картины, любого стихотворения, как Пушкин писал о варваре: «Печной горшок тебе дороже, ты пищу в нём себе варишь». Что нужно варвару? — Плясать, радоваться чужому несчастью, блудить, жрать, душить врага, иногда проверять у сына уроки. Так вот шум по поводу взрывоопасности «Левиафана» был несколько преувеличен.
Фабула проста, как говорят в Киеве, «словно дорога на Борисполь». Какой-то местный «князь», совершенно отвратительный человек, вечно пьяный (в этом фильме вообще все вечно пьяные) депутат или не знаю, кто он там, совершает каскад беззаконных действий, за которые его никто не наказывает. И его там покрывает местный епископ, не совсем может даже и знающий о делах этого человека, просто покрывающий его, как власть имущего. В этом заключается «наезд» на Церковь, что обижает верующих, безразлично индифферентным и сильно нравится тем, кто Церковь в принципе ненавидит.
В фильме всё время ждёшь, что главный герой, как в голливудских фильмах, достанет какую-нибудь семизарядную винтовку и начнёт всех крушить. А он никого не крушит, у него всё разваливается: погибает жена, сына забирают в опекунский совет интерната, его самого сажают в тюрьму, якобы за убийство им же горячо любимой жены. Фильм страшен тем, что там пережёвываются человеческие судьбы, и никто не берёт в руки ни молоток, ни топор, ни пистолет, и не наводит киношную справедливость, к которой все привыкли. Это такой «черный» жанр, когда преступник не найден, зло торжествует, а последние кадры фильма оставляют человека в недоумении. «Как дальше жить, если все вот так?» Кстати, моральный кодекс американского кинематографа очень долго запрещал показывать фильмы, в которых зло не наказывается. Не думайте, что свободный мир всегда снимает свободное кино, ничего подобного. Кино — это серьёзнейший пропагандистский рычаг для переворачивания мира на нужный бок. Так вот: американское общественное сознание очень долго не принимало фильмов, в которых зло не наказано. Нельзя было снять такое кино, в котором, например, злодей совершил убийство и не пойман. Сейчас уже можно. Сейчас сознание поменялось, хеппи-энд ушёл в небытие. Сейчас можно снимать фильмы, где зло торжествует, добро не побеждает. Человек как бы смирился со злом. Вот в фильме «Левиафан» так и есть.
Епископ, покрывающий общественное зло, вышел ходульным. Это не живой человек, а функция, нужная Звягинцеву. Звягинцеву нужен был тип умного, но гордого, сильного, но безразличного человека. Такими в советском кино изображали западных «акул Уолл Стрита»: сильны, умны, в словах сдержаны, за деньги и ради власти смелют в порошок любого. Это, конечно, агитка, как на плакате. В отечественном кинематографе вообще до крайности мало фильмов, где, глядя на священника, не ёжишься. Выйдет актёр в бороде и с крестом, а на лбу написано: ряженый. Ходит, как на ходулях, благословляет, как робот и слова говорит какие-то ненастоящие. А все оттого, что у нас нет в режиссуре людей, которые знали бы Церковь «по нюху», с детства или на протяжении многих десятилетий вблизи. Оттого они Церковь снимают снаружи, как нечто чужое и незнакомое. Причем о буддийском монастыре они снять фильм отказались бы. Сказали бы: мы ничего в этом не понимаем. А о своих – пожалуйста, хотя то, что под носом, обычно знают хуже, чем то, что за горами.
Вот Робер Брессон, любимый режиссёр Андрея Тарковского. У него есть фильм «Дневник сельского священника». Медленное, тягучее, двухсерийное, глубокое кино, которое ошарашивает и исцеляет зрителя развязкой. Вот там священник — настоящий. И переживания его настоящие, и проблематика фильма настоящая. И там никому не стыдно за то, что он смотрит на экране. Или другой мэтр - Луис Бунюэль. Это человек, который закончил католический колледж, который знал Церковь со всех сторон. Он знал хороших священников и плохих священников, он знал красивые службы и службы, отслуженные наспех и кое-как. Он знал набожных лицемеров, и набожных людей, подобных ангелам, он различал ханжество и святость, праздник и молитва с детства ему были известны. В зрелом возрасте Бунюэль стал атеистом. Хотя, в своей автобиографической книге, в конце, писал: «Я был хотел перед смертью пособороваться, к ненависти всех своих друзей-атеистов». Что бы он ни снимал про Церковь, он снимал прочувствованную правду. Католическая Церковь подвергла запрету все его фильмы. Хотя, лично я считаю, что его фильмы чрезвычайно христианские, сняты с тревожной совестью, и некоторые из них имеют просто катехизическое направление. Если угодно — «Млечный путь». Этот фильм нужно показывать в семинарии как обучающую ленту по истории христианской цивилизации. Это печальный фильм. Он говорит о тихом и вялом приходе христианства к концу и своему отрицанию. О том, что уже никто не верит и мы «приплыли». В этом фильме два человека путешествуют сквозь историю. Они идут по дороге и попадают, как бы, в исторические ниши, в разные периоды: в средневековую Испанию, в третий век к манихеям, к иезуитам в шестнадцатый век, к янсенистам. Они лицезреют историю христианской Церкви в развитии, со всеми ересями, со всеми глупостями, со всеми красотами. Нам даётся развёрнутая аллегорическая картина, в которой мы видим развитие христианской теологии, христианской истории, и постепенный упадок христианской цивилизации. Такие фильмы возможны там, где Церковь известна изнутри. А наши, — уже в который раз говорю, — лгут, когда снимают всё это. Они лгут, когда изображают святых, очень часто. Вот исключение, точное попадание — это «Остров». Но это благодаря Мамонову, поскольку Мамонов в параллельном мире живёт, из этого параллельного мира пришёл к нам и согласился сняться. По сути, он не снимался даже в кино, он просто жил на экране. И он так прожил на экране свою параллельную жизнь, что все поняли: другой мир есть. И не нужно огонь с небес сводить и по водам ходить, просто есть другие люди, и есть другой мир. Это редкие исключения. В подавляющем большинстве у наших получается лгать и изображая святых, и изображая грешников.
К таким людям, которые «не в теме» относится и Звягинцев. У его фильма четкая целевая аудитория – те, кто причисляет себя к интеллигентам и изображает на лице боль по поводу несправедливо устроенной российской действительности. Фильм хорошо ложится на западные представления о России, словно снят по заказу. Но так бывает: заказа не было, а фильм так снят. Это потому что заказ в воздухе летает. В контексте событий на Украине, где кровь по колено начала литься с манифестаций против чиновничьего произвола и мечты о справедливом обществе, можно еще кое-что подумать. Уж больно много на свете мерзавцев, мечтающих раздражить народ песнями о справедливости, да вывести их на площади против обобщенного образа чиновника. А там, глядишь, и кровь брызнет, как уже было в истории, и можно снова распинать не свое Отечество под гром демократических барабанов.
Кто знает фильм, пусть вспомнит: там есть очень жизненный момент. Приезжает адвокат из столицы, чтобы помочь человеку, на которого «наехал» местный барон. Адвокат собрал компромат на этого барона, чем перепугал его до смерти. Показал папку, мол, у меня есть на вас хорошие документы, в Москве о ваших подвигах слышали. И тот перепугался. Уже шёл разговор о том, что дело получает обратный ход. Но дальше происходит блуд между женой потерпевшего и адвокатом. И тут начинает всё сыпаться. Главный злодей обратно набирается смелости и наглости. Адвоката вывозят за город, чуть не убивают и т.д. Всё сыплется, и в конце концов трагедия: смерть, тюрьма, безотцовщина. Зло побеждает. Я спрашиваю у режисера: «Вы это специально сделали или оно само так получилось?» У Пушкина вот Татьяна вышла замуж сама. Он даже не хотел, а она взяла и сама вышла замуж. Сюжет ведь часто живёт сам собой, по внутренним законам. И Чичиков живёт отдельно от Гоголя: Гоголь умер, а Чичиков — нет. Но Андрей не дослушал всего этого, — очень жалко мне, — пошёл в штыки на мой вопрос, не поняв сути. А я почему спрашивал? — Потому что, снимая своё кино, режиссёр должен знать всё о своих героях. Один из принципов хорошей режиссуры — это когда, например, выводишь в кадр какого-нибудь лакея, который появляется в фильме всего-навсего на минуту. Он просто приносит водочки с огурчиком хозяину, потом исчезает и больше не появляется. Но режиссёр должен знать об этой эпизодической личности все: когда он родился, давно ли он здесь работает, знает ли он всех, есть ли у него семья, любит ли он своих хозяев. Режиссер должен сочинить ему историю полностью, чтобы он вошёл в кадр на минуту живым человеком, а не ходульной картонкой. Флобер писал: «Романист в романе — это как Господь Бог в творении, он везде есть, но его не видно». Романист в романе и режиссёр в фильме знают всё: почему этот лист бумаги лежит на столе у главного героя, почему он одет в тапочки, например, а не босиком ходит, почему не зажглась лампа, когда он её включил — он должен знать всё про то, что снимает. Не все, я так понимаю, заморачиваются на этом вопросе, и снимают что-нибудь и как-нибудь. И вот там так получается, что блуд случился — всё посыпалось. Именно так в жизни и бывает. Вот, например, совершенно другой фильм, другого смысла, другого содержания, и по-другому снятый, и вообще не про то, и их нельзя сравнивать — про адмирала Колчака. Там, где, помните, если кто видел, он показывается в Первую мировую войну, когда он проходил по немецким минным полям. И жив остался вместе с командой. А потом, когда уже революция свершилась, у него был роман с женой боевого товарища. И многие зрители отметили связь между трагической концовкой и грехом. Это правильная реакция: верен Богу – в огне не сгоришь. Отягчился грехами – в луже утонешь.
Был еще один момент. Фактом, давшим фильму путевку в жизнь, была реальная история, произошедшая (!) в США. Там в одном из штатов чиновники «достали» простого человека по фамилии Хименес по земельному вопросу и он их стал крушить в голливудском духе экскаватором. За что конечно пострадал. Они ему предлагали деньги за землю, нужную под строительство чего-то, а он отказывался по причине того, что земля наследственная и он ее ни за что не отдаст. Уже сам факт «тихого» переноса трагедии с американской на российскую землю пахнет чем-то. Уж не водорослями ли из того залива, где кит плавал? Ну, да ладно. Тема борьбы власти с маленьким человеком за родовое наследство это ведь калька с конфликта царя Ахава с Навуфеем за виноградник. Виноградник отцов своих некто Навуфей отказался продать царю за серебро. Наученный Иезавелью, Ахав убил человека за землю! Это стало причиной гнева Божия и затем смерти самого Ахава и Иезавели. Бог на стороне маленького человека с его маленьким кусочком земли, когда сильный мира сего раскрывает несытый рот на чужое и даже не очень нужное. Это библейская тема и она не раскрыта. Вернее раскрыта наоборот, то есть закрыта. Наглухо.
Депрессивный фильм с антибиблейскими смыслами и суицидальным послевкусием. Об этом всем нужно было поговорить. Не заладилось. Но мудрый народ в ажиотаже замечен не был. Обещанное синицами поджигание моря не удалось. И поскольку разговор наш был более о кино вообще, чем о конкретной грустной новинке, я позволю себе сказать следующее.
Новый фильм, это не тот, который сняли вчера. Новый для вас любой фильм, который вы не видели. Откройте посему для себя нового Куросаву, нового Брессона, нового Дрейера. Впрочем, фамилий слишком много для продолжения списка. Смотрите хорошее кино, друзья. Русский человек должен разбираться в хорошем искусстве.
Это все действительно страшно видеть, но это МЫ в зеркале. Это ПРАВДА и самое страшное, что это не вся правда. Самый страшный зверь живет в каждом из нас: мы совсем не умеем понимать друг друга, мы даже НЕ ПЫТАЕМСЯ понять ДРУГОГО. Из гордыни, тщеславия, самомнения МЫ ВЫРАСТИЛИ В СЕБЕ ЛЕВИАФАНА, который все решает с позиции силы. И нет исключений ни в фильме , ни в жизни.
А "невинный" автослесарь, разве он не пытается выкормить собственного левиафана компроматом из москвы и тоже решить вопрос силой. И его левиафан позднее обвиняет Бога: разве он воскресит мне жену??? А когда жена была жива ты разве просил Бога сохранить её???
И мы растим этого левиафана каждый день, с детского садика: или ты будешь сильнее, образованнее, богаче, выше, и сможешь всех топтать или тебя будут топтать, тогда ты неудачник, лузер, отстой и т.д. Третьего не дано. И растет количество самоубийств, психических заболеваний, разводов; и радуется левиафан - сатана: давай -давай, ты не можешь быть " просто счастлив", ты должен быть победителем или самоубийцей.
В голову не приходит что люди могут быть счастливы все вместе, для этого не надо всем высших должностей, мерседесов и даже айфонов.
"И КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК И ВЫ ПОСТУПАЙТЕ С НИМИ. " (Св. Евангелие от Луки 6:31) - это сказал Истина. Сильнее левиафана только Бог и человек с Богом(это показано на примере праведного Иова).
Ваше "Уж больно много на свете мерзавцев" удивительным образом перекликается с фрагментом моего любимого стихотворения, принадлежащего перу Шандора Петефи:
"О, сколько на земле мерзавцев!
Клянусь: когда бы сволочь вся
В дождя бы капли превратилась -
Дней сорок бы несчастье длилось,
Потоп бы новый начался!"
Знал человек, о чем говорил...
Спасает Иисус Христос, жаль что Вы этого не знаете.
Мне кажется, что режиссёр что то подобное говорит фильмом, а все возмущаются, что он отбирает у них красивые упаковки.
Говорят, что Звягинцев мало знает жизнь и историю церкви. Однако отображенная в фильме симфония иерархии и власти напомнила о гибели Византии и Российской империи.
Всех в фильме жалко, наверно потому, что это мы и есть такие. Церковь вроде есть, но никого не спасает. Я увидел вот это самым важным в фильме. Но не как повод для депрессии.
Что делать людям, попавшим в подобную ситуацию? Спасать свою семью, уехать из этого места, снимать квартиру, трудиться, поддерживать друг-друга? Это порой приравнивается к подвигу, особенно когда кто-то из членов семьи пьет. Как отец Андрей написал: "Верен Богу - в огне не сгоришь".
Был ли выход?
Жаль потраченного времени.
Интересно, что на такое кино находятся финансы.
А на фильм с уникальным сюжетом найти средства крайне сложно.Есть опыт.Перечитываю книгу "Ностальгия по Тарковскому" и мне смешно говорить о "достоинствах" фильма Звягинцева... Поклонница творчества Тарковского, режиссер Галина В.
Спасибо за хороший и откровенный обзор.
Священник - это врач, только врачует души, это известно.
Спасибо Вам за то, что есть священники по призванию, понимающие. Я всегда в это верю, но опыт в жизни бывает разный.
Спасибо за умную и искреннюю статью.
Добрых Вам дней.
Печально другое. Я недавно разговаривала с одним молодым человеком об этом фильме. И поняла, что цель достигнута- " Это все правда, так оно и есть!"- услышала от него. Так считают и его товарищи.
Задала два вопроса: Пересмотреть захочешь"?
Ответ: " Нет!".
"Своему ребенку покажешь?"
Ответ:" Нет!"
Главный герой почему-то сочувствия большого не вызывает, хотя на него свалилось казалось бы много бед. Он не смирился с первой напастью, но каждую возникающую проблему он заливал горькой. Чего ж удивляться, что проблемы не решаются, а нарастают как снежный ком?
И относительно основы сюжета - отъема земли у героя, можно и иначе на это посмотреть. Я вот живу в 1,5 миллионном городе (откуда и сам режиссер родом), власть решила построить третий автомобильный мост через реку. Для этой цели тоже потребовался выкуп земли у местных жителей. Суммы были предложены адекватные, но часть жителей начали судиться, требовать возмещений как за усадьбу. Суды проиграли. Да, с одной стороны жаль людей - это их дом, там все построено и это не их выбор переезжать. С другой - этот мост стоится для большого количества людей и прослужит десятелетиями. И такое ли абсолютное зло государство-левиафан в данном случае?
Спаси всех Боже,
Эта ЛИНЕЙНАЯ драматургия как асфальтоукладчик негативом укладывает чувства веры, подавляет и цементирует Этот фильм каждой секундой пропитан фатальностью, победой сатаны над Истиной. И СОВЕРШЕННО создатель фильма НЕ ДУМАЕТ С КАКИМИ МЫСЛЯМИ ОСЛАБЛЕННОЙ ПСИХИКОЙ МОЛОДОЙ ЗРИТЕЛЬ ОСТАЕТСЯ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ЭТОГО ФИЛЬМА. Им молодым , после просмотра фильма, ничего не остается после такой фатальности идти и тоже заниматься криминалом, убивать,пить , врать и изменять..... Вот сам режиссер фильма и подтвердил свой сатанизм. А НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ! Может быть этот фильм и надо смотреть но при подготовленном зрителе и в закрытом показе-впрочем подготовленный зритель все это хорошо и так знает и отвечает за свои поступки сам...
Давайте учиться видеть добро в ближних - мы уже забываем эту заповедь - "...если око твое темно, весь мир вокруг тебя будет темным".
Иначе, в наших душах поселится "левиафан", как у Звягинцева. А выгнать его оттуда очень и очень тяжело.
Мне видится, что тут гордынька "великого мастера"задета. А жаль!
Ибо Иов говорит, - Если совесть чиста , то человек не боится суждений общества !
Я из советского детства, которое было счастливым реально и для меня и для моих друзей, одноклассников. Мир наш не был абсолютно розовым. Но он был абсолютно не депрессивным. И фильмы были и про счастье и про несчастье, но всегда оставалась надежда. Теперь в кино не хожу, смотреть практически нечего. И понимаю почему так упорно МВФ и ЕС требуют от нас ( Молдовы, Украины) сокращение расходов на пенсии и повышения коммунальных платежей ( пенсии и при этих ценах не хватает на них) - необходимо чтобы мы , пенсионеры, поскорее покинули этот мир и не могли рассказать нашим внукам и правнукам про другую жизнь. Сожалею только, что в нашем мире не было места Господу Богу. Сознание того, что 10 заповедей в виде кодекса строителя коммунизма не имеют жизненной силы без Бога, пришло, но слишком поздно. И мы тому свидетели.
Спаси Бог и помилуй!
Посмотрела фильм до шумихи и не поняла почему "это" шедевр . Я живу в "этом" всю жизнь. Бытовуха -да, но не шедевр.
В Подмосковье сотни таких же городов с одинаковыми проблемами, со своими князьями и бедами.
Верующий человек всегда сделает свой вывод отличный от толпы!
А что все же сказал А.З.?
И, Вы уж простите меня, наверное не очень правильно говорить "Режиссер должен, художник должен", Флобер так мог сказать о писателях и все равно это не является законом. Вот, простите. Наверное и сам режиссер не считает свои персонажи типическими для России вообще, и неужели невозможно представить себе такую ситуацию и преисполнится жалости к герою, но, поскольку ты христианин не преисполняться ненависти к врагам героя - найти пользу. А то ведь не Запад главный враг, а внутри у нас похуже бывает. У меня, простите, за всех говорить не буду. Простите.
***
Вот он - западно лукавый, лицемерный, тщеславный прославительный коктейль, который точь в точь схожий с тем прославительным коктейлем, которым напоили американского президента Обаму под названием - Нобелевская премия мира.
Российский фильм "Левиафан" режиссера Андрея Звягинцева, получивший недавно "Золотой глобус", завоевал премию Лондонского сообщества кинокритиков (London Critics' Circle Film Awards) в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Ранее "Левиафан" вошел в число номинантов на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке" и т. д.
***
С сюжетом фильма история очень символическая. Библейская подкладка оригинального американского фильма понятна отцу Андрею и миллионам американцев. Но держу пари, что ни сценарист русского Левиафана, ни сам Звягинцев об этом не догадывались в силу незнакомства с Библией.
Это весьма характерно, что многие идеи с Запада либералами воспринимаются очень поверхностно в силу их (либералов) невежества. В результате возникают уродливые интелектуальные конструкции.
А разве где то сказано, что добро победит в вещном мире? Царствие Божие наступит после конца времен. Разве не так?
У нас действительно практически не возможно найти правды и справедливости.... общество в принципе не справедливо, поэтому христиане ждут ее на суде Божьем в вечно жизни.
Мелькали в интернете высказывания, что это фильм-притча о современном Иове... То же удивляет: св.праотец Иов, будучи искушаем диаволом, но при этом всецело стремясь к Богу, к Истине, к Высшей Правде, хотя и допускал ропот, сомнеиния, свойственные нашей ограниченной природе, но в итоге его верность и искреннось сделала его боговидцем и, я бы сказал даже несколько евангелистом. Его жертвенное искание правды, и привлекло Бога стать Лицом к лицу с Иовом, возвысить Иова от исполнителя закона [совести], приносящего жерты, до присного Богу (в смысле, что только близкие общаются лицом к лицу), и стать одним из ветхозаветных благовестников Всеобщего Воскресения.
Где этот поиск у героя фильма, где это возвышение к Высшей Правде, чрез сокрушение и познание греховности падшего естества?... Я так понял, что его нет... Герой фильма (скорее -- персонаж переднего плана, героев что-то там не видать) не обрёл ничего из этого... В чём тогда декларировавшаяся "сногсшибательность" фильма, если (кроме клеветы на Церковь) всё остальное мы и так прожевали в 90-е?..
Просто старая жвачка?..
-----------
Попытался посмотреть фильм (несмотря на все отрицательные комменарии), дошёл до эпизода, где епископ искажает слова Св.Писания "всякая власть от Бога" до несуществующего в Церкви понимания "ты -- у власти, ты -- и прав", и выключил... Смотреть фильм , в которм просто или нетрезвая, или намеренно клеветническая деталь создаёт фон для оценки всего содержания (делает подложку, задаёт проблематику), не стоит... Если для критического разбора -- может и стоит, а если чему-то научиться , то -- нет...
(см. далее)