На Иордане Иоанн Креститель видит, как на Христа Спасителя сходит Святой Дух (см. Мф. 3, 16). То же самое происходит с каждым христианином в таинстве Крещения. Почему же апостол уподобляет наше крещение не иорданским, а голгофским событиям (см. Рим. 6, 3)?
Пророк Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иордана, призывая всех покаяться. Он объяснял необходимость покаяния приближением Небесного Царства (см. Мф. 3, 2). Об этом Царстве Спаситель впоследствии сказал, что пришедшее в силе Царство Божие увидят некоторые Его ученики еще до своей кончины (см. Мк. 9, 1). Апостолы твердо запомнили это обещание, хотя еще не знали, что Христос имеет в виду Свою Церковь. Она и есть Царство Божие на земле, ибо соединяет человека с Богом.
К этому был призван первозданный Адам. Но он нарушил Божию заповедь и утратил свой изначальный духовный потенциал, и вместе с удобопреклонностью ко греху смерть вошла в природу всех его потомков. Во Христе человеческая природа восстановилась в своем неповрежденном состоянии. И нам, чтобы иметь возможность соединиться с Богом, – а с Ним не может сочетаться ничто нечистое, – необходимо очиститься от греха, то есть покаяться.
Миссия святого Крестителя Иоанна заключалась в приготовлении людей к принятию грядущего Царства Божия. На Иордане он проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1, 4). Но его крещение еще не было тем таинством, которое установлено в Новозаветной Церкви. Из Ветхого Завета мы знаем множество примеров покаяния, когда согрешившие люди раскаивались и получали прощение от Бога. Например, призванные к покаянию через пророка Иону жители Ниневии покаялись и были прощены Господом. Так и жители Иерусалима и всей страны Иудейской шли к пророку Иоанну Крестителю и каялись в грехах, чтобы «заслужить прощение Бога», как пишет святитель Хроматий Аквилейский.
Пророк может только получить откровение от Бога, что Бог простил, и засвидетельствовать это перед людьми. Прощение грехов — прерогатива Бога, а святой Иоанн Креститель лишь возвещал об этом крестившимся людям. Господь прощал согрешения каявшихся и погружавшихся в воды Иордана, подобно тому, как прежде простил ниневитян и ветхозаветных царей Манассию и Давида.
Грехи христиан, как и ветхозаветных людей, прощаются при условии раскаяния в них. Но дело в том, что одного прощения грехов для обретения вечной жизни недостаточно. По выражению святителя Афанасия Великого, «если бы было только прегрешение, а не последовало за ним тления, то прекрасно было бы покаяние». Святитель поясняет, что покаянием можно обрести только прощение грехов. Крещение Иоанново было такого же рода: кающийся человек, получив прощение от Бога, оставался в состоянии тления.
Как учит преподобный Максим Исповедник, Адам должен был сначала потрудиться, а потом получить наслаждение. А в грехопадении он поступил наоборот: прежде труда устремился к наслаждению — вкушению плода. В результате все перевернулось с ног на голову: человек в течение жизни стремится получить наслаждение, а умирает в страдании. Выйти из этого круга ни один человек не мог. После раскаяния царя Давида обличавший его пророк Нафан промолвил, что Господь простил его грех, но все равно будут серьезные последствия, которые принесут страдания.
Христос Своим бесстрастным рождением выводит человечество из этого круга. Он рождается от Девы Марии бесстрастно, затем претерпевает все тяготы земной жизни, неприятие, преследование, предательство, поношение, крестные страдания, смерть и погребение. И как результат этого добровольного Божественного обнищания Он приносит верующим в Него воскресение.
До воскресения Христова все праведные люди оставались за пределами Царства Божия. После смерти они нисходили в ад, в том числе и сам пророк Иоанн Креститель. Христос говорит об Иоанне Предтече, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11, 11). То есть даже малейший член Церкви Христовой, который не просто формально считает себя прихожанином, а реально пребывает в единении с Богом или всеми силами стремится к этому единению, имеет дарование большее, чем имели ветхозаветные пророки и праведники.
В таинстве Крещения каждому христианину дается возможность выйти за пределы состояния тления уже здесь, в земной жизни. Каждый новый член Церкви, принимающий Крещение, заново рождается от воды и Духа, и ему открывается возможность «войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5). По этой причине это таинство совершается единожды в жизни. Крещение не может быть повторено, потому что связано не только и не столько с оставлением грехов, сколько с новым рождением человека.
Преподобный Максим Исповедник подчеркивал, что, погружаясь в купель, мы умираем — делаемся мертвенными для той жизни, для которой мы некогда родились по плоти. И вместе с тем мы рождаемся заново и бесстрастно, подобно тому, как Христос бесстрастно родился от Девы Марии. Апостольское сравнение таинства крещения со смертью (см. Рим. 6, 4) неслучайно. Крещение — это наша смерть для греха, и она должна быть не символической, но реальной. Тогда реальным будет и наше воскресение со Христом.
Вся наша дальнейшая жизнь на земле может и должна стать устремленностью ко Господу и очищением от всего, что с Ним несовместимо. Это и есть христианский подвиг, который увенчивается вечной жизнью с Богом в Его Царстве. Если человек крестится во взрослом возрасте, он отрекается от прошедшей жизни и получает возможность полностью разорвать свою связь с грехом и начать жизнь с чистого листа, но уже во Христе, с Богом.