Москва, 23 марта 2018 г.
Как сообщили английские издания The Observer/The Guardian, личные данные почти 50 миллионов пользователей соцсети Facebook были без их ведома использованы в ходе президентской гонки в США для адресно-направленной рекламы c политическими целями. Разгорелся крупнейший скандал, в ходе которого компания «Фейсбук» понесла самые серьезные имиджевые и финансовые потери с момента своего основания. На волне скандала за несколько дней на бирже Facebook потерял 60 млрд. долларов США в своей стоимости, и лично 6 млрд. долларов США потерял основатель и глава компании Марк Цукерберг.
Он уже принес свои извинения: «Если мы не можем обеспечить их безопасность, то не заслуживаем служить вам. Я пытаюсь разобраться в ситуации и хочу убедиться, что этого не повторится. Ряд мер для предотвращения подобного были предприняты нами еще несколько лет назад, но нам есть над чем еще работать»,— написал он на своей странице в Facebook.
Любопытен и поучителен для обычного пользователя этой соцсети имевший место механизм утечки данных. Центральную роль тут сыграл жанр очень популярных тестов и опросов. А именно, компания Cambridge Analytica создала приложение для «Фейсбука», которое в 2013 году предложило 320 000 американских избирателей за 2-5 долларов пройти тест-опрос о своих политических пристрастиях, якобы с научными целями. Для этого в том числе пользователи сообщали в приложении данные о своих друзьях из «Фейсбука», когда им задавали вопрос, не возражают ли они против этого. Созданная сотрудником Cambridge Analytica, 32-летним выходцем из России, профессором Кембриджского университета Великобритании Александром Коганом в сотрудничестве с другими учеными компьютерная программа thisisyourdigitallife («это твоя цифровая жизнь»), как утверждают критики, помогает определять на основе «лайков» пол, возраст, расу, уровень интеллекта, политические пристрастия и даже наличие психических травм, полученных в детстве.
Полученная база данных была продана компанией Cambridge Analytica предвыборному штабу Доналдьда Трампа, который, как утверждают американские и английские СМИ, после соответствующего анализа использовал ее для рассылки политической рекламы, что могло повлиять на результаты выборов.
Правда, стоит отметить, «Фейсбук» считает продажу и использование полученной базы данных нарушением своей политики, поскольку он не давал разрешения использовать в коммерческих целях собранные приложением для тестов данные. Кроме того, «Фейсбук» еще в 2014 году запретил своим приложениям запрашивать и получать данные о друзьях, если они не присоединились сами к этому же приложению.
Также в своем заявлении М. Цукерберг рассказал о планах компании изучить все приложения, которые имели доступ к большим объемам информации до введенного ограничения, датированного 2014-м годом. Также соцсеть намерена провести проверку приложений, на которых замечена подозрительная активность и закрыть доступ тем разработчикам, «которые злоупотребляли информацией».
Тем не менее, данная история показывает, с какой осторожностью нужно подходить к разным тестам и опросам, благодаря которым их разработчики получают доступ к вашим данным в соцсетях: профилю, друзьям. и т.д, если на основе только анализа ваших лайков могут пытаться определить политические пристрастия и совершат прочие вторжения в личную сферу.