Часть I. От декабристов до выстрела Каракозова
И здесь в начале было слово
Выстрел Дмитрия Каракозова в Александра II был тесно связан с революционно-демократической идеологией 1860-х годов. Ишутинцы, к которым принадлежал террорист, считали себя последователями Чернышевского. Огромное влияние на них оказал роман «Что делать?», который они восприняли как учебник жизни. Ишутинцы подражали его герою Рахметову и вели аскетический образ жизни. В соответствии с заветами и их перепахавшего романа (см. слова главного революционера в истории России – Владимира Ленина – о том, что «этот роман меня всего глубоко перепахал»), они основали в Москве воскресную школу, переплётную и швейную мастерские на артельных началах, арендовали ватную фабрику в Можайском уезде, чтобы организовать производство на кооперативных началах.
Однако были у них и менее почтенные намерения. Обсуждались и такие предложения, как, например, устроиться почтальоном, чтобы ограбить почту, или с той же целью поступить на службу к богатому купцу. Один участник кружка, А В. Федосеев, хотел даже отравить собственного отца, чтобы полученные по наследству деньги передать «Организации».
Впрочем, не все члены ишутинского кружка одобряли подобные методы. В нем было и умеренное крыло, желавшее действовать преимущественно посредством школ, мирной пропаганды знаний и распространения книг. Даже пугающе звучащий «Ад» остался, скорее, игрой озлобленного ума. Тот же Каракозов действовал на свой страх и риск, независимо от «Организации», и некоторые ее члены даже пытались отговорить Каракозова от покушения.
Тем не менее после выстрела 4 апреля были арестованы все члены ишутинского кружка, организация была полностью разгромлена. Каракозова казнили, Ишутина приговорили к смертной казни, позже замененной пожизненной каторгой.
Как заметил марксистский историк М.Н. Покровский, организация ишутинцев предварила в себе в миниатюрном и схематичном виде «все признаки всех этапов народнической революции – от хождения в народ и попыток кустарной реализации социализма до заговорщической тактики, террора, подготовки вооруженного восстания и цареубийства».
Казалось бы, можно говорить, что заговорщицкая тактика революционеров и их первый реальный террористический акт были вызваны и правительственной политикой: ведь были крестьянские бунты после февральского манифеста 1861-го года и их подавление, арест и осуждение на каторгу Чернышевского по не совсем доказанному делу, восстание 1863-го года в Польше, закрытие журнала «Современник» и т.д. Но все же и здесь сначала были бунты, а потом их подавление. И разве последнее означало, что в отместку надо было поднимать руку на Императора, помазанника Божия?
Крестьянам такое заступничество было непонятно и не нужно
Скажут, что Каракозов заступался за крестьян. Но крестьянам такое заступничество было совершенно непонятно и не нужно. Террориста у Летнего сада схватили и повязали простые люди. На самом деле и здесь, как и в случае с Заичневским (см. первую часть статьи), в начале было слово, слепая и фанатическая вера в построения теоретического и политического социализма. Достоевский в черновых записях к «Преступлению и наказанию» проницательно писал про Раскольникова, что его двойное убийство «все вышло из правильной логической идеи». Мне кажется, что эти слова вполне применимы к русским революционным террористам в целом.
Первый успешный террористический акт
Последующие деятели революционного подполья видели свою прямую связь с выстрелом Каракозова и во многом от него вели отсчет освободительной деятельности. В том числе и главный герой драмы, которая послужила основой для другого романа Достоевского – «Бесы». Речь идет о знаменитом Сергее Нечаеве, организаторе «Народной расправы» и авторе «Катехизиса революционера», который стал пугалом даже для товарищей Нечаева по революционному делу. Нечаев печально прославился тем, что организовал убийство студента Иванова, который задумал выйти из нечаевского кружка – просто для того, чтобы сплотить членов своего кружка общей кровью. Ложь, провокацию и террор он возвел в принцип своей деятельности, оправдывая необходимость их использования полезностью для дела. И по-своему он был очень логичен, доведя до мрачного предела революционную логику:
«§1. Революционер человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью – революцией.
§2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он для него – враг беспощадный, и если он продолжает жить в нем, то для того только, чтоб его вернее разрушить...
§4. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех ея побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции.
Безнравственно и преступно все, что мешает ему.
§5. Революционер – человек обреченный. Беспощадный для государства и вообще для всего сословно-образованного общества, он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между ними и им существует тайная или явная, но непрерывная и непримиримая война на жизнь и на смерть. Он каждый день должен быть готов к смерти. Он должен приучить себя выдерживать пытки.
§6. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела. Для него существует только одна нега, одно утешение, вознаграждение и удовлетворение – успех революции. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель – беспощадное разрушение. Стремясь хладнокровно и неутомимо к этой цели, он должен быть всегда готов и сам погибнуть и погубить своими руками все, что мешает ея достижению».
Катехизис революционера
Процесс над группой Нечаева стал первым публичным политическим процессом в истории нашей страны
Однако нечаевский террор в итоге был применен не к «извергам в блестящих мундирах, обрызганных народной кровью», а к революционно настроенному студенту, просто не согласившемуся с диктаторством Нечаева и решившему выйти из его организации. По сути, он совершил уголовное преступление, которое стало, по определению историка О.Г. Будницкого, «первым успешным террористическим актом» в истории России, а процесс над группой Нечаева стал первым публичным политическим процессом в истории нашей страны.
Это был уже террор против своих. Мне кажется, вполне можно говорить, что нечаевская стратегия предвосхитила сталинскую. Сталин через 50 лет тоже начал истреблять старых ленинцев по фальсифицированным обвинениям, и тоже в интересах дела. Его действия на самом деле диктовались «революционно-государственной логикой» тех лет. Просто Нечаев открыто говорил то, о чем умный Сталин позже молчал, но делал.
Многих революционеров ужаснули нечаевские откровения и предвосхищения. Они всячески открещивались от Нечаева и его методов (ложь, провокация, террор). Однако дальнейшее развитие событий, уже сталинские методы борьбы с бывшими соратниками показали, что нечаевщина действительно неотделима от радикальной революции.
Впрочем, к Нечаеву у многих революционеров было на самом деле двойственное отношение. Возьмем, например, народовольщицу Веру Фигнер, обладавшую безусловным моральным авторитетом среди своих товарищей. С одной стороны, она осуждала «пролитую кровь невинного, денежные вымогательства, добывание компрометирующих документов с целью шантажа – все, что развертывалось под девизом ‟цель оправдывает средства”, всю ту ложь, которая окутывала революционный образ Нечаева».
Об этом она пишет в своих мемуарах «Запечатленный труд». Но в них же она дает и положительную оценку Нечаеву:
«В революционном движении Нечаев представляет собою фигуру совершенно исключительную. Это особый тип, в целом не повторявшийся. Как бы ни тяжела была память об убийстве Иванова и самом беззастенчивом пользовании правилом “цель оправдывает средства", нельзя не изумляться силе его воли и твердости характера; нельзя не отдать справедливости бескорыстию всего поведения его: в нем не было честолюбия, и преданность его революционному делу была искренна и безгранична. Несмотря на отсутствие высших моральных качеств, в его личности было нечто внушительное, покоряющее, на простые души действующее как гипноз».
За преданность делу и силу воли революционер прощает товарищу иезуитство и ложь
О чем говорит такая двойственность? О том, что за преданность революционному делу и силу воли революционер прощает, способен простить своему товарищу иезуитство и ложь. Получается, что уже тогда, еще задолго до тотальных репрессий, которые позже романтично осудил XX съезд КПСС, революционерам в идеологическом смысле оставалось до них не более чем полшага. Радикальные революционеры всячески отрицали, прежде всего, перед самими собой, что их мировоззрение чревато нечаевщиной и рано или поздно загубит все их дело (как сталинские преступления дискредитировали коммунизм), но дальнейший ход истории показал, что так оно и случилось.
Впустите доброго человека! А не то он выломает дверь!
В эпоху открытого революционного террора Россия вступила 24 января 1878 года, с выстрелом Засулич в петербургского градоначальника Трепова. Вторым громким террористическим актом через полгода стало убийство революционером Степняком-Кравчинским шефа жандармов Н.В. Мезенцева – прямо среди бела дня, в центре Петербурга. Кравчинский (кстати, прототип знаменитого в советское время Овода из одноименного романа Э. Войнич) заколол генерала кинжалом. Изначально, по свидетельству Льва Тихомирова, он намеревался отрубить Мезенцеву голову и даже заказал для этого «очень короткую и толстую саблю». Однако такой способ был признан товарищами «непрактичным», и в итоге Кравчинский действовал кинжалом.
Мезенцеву мстили за то, что он уговорил царя не смягчать приговоры по «процессу 193-х» – народников, устроивших знаменитое «хождение в народ». Но так совпало, что за два дня до убийства Мезенцева был казнен одесский революционер-народник Иван Ковальский, и Кравчинский в своей брошюре «Смерть за смерть» объяснил свое покушение местью и за эту крайне несправедливую, по его мнению, казнь. Между прочим, Ковальский с товарищами при аресте оказали вооруженное сопротивление, было ранено несколько жандармов. Арестовали их за организацию нелегальной типографии и призывы к вооруженному восстанию. Характерен сентиментально-выспренний пафос Кравчинского, посвятившего свою брошюру «святой памяти Мученика Ивана Мартыновича Ковальского, расстрелянного опричниками за защиту своей свободы 2 августа 1878 года в г. Одессе». Также и известный революционер-радикал П.Н. Ткачев говорил о «палачах, забрызганных кровью мученика Каракозова».
Что же касается «хождения в народ», то народники там занимались отнюдь не только тем, что лечили больных крестьян и открывали школы. Главной целью этих хождений была социалистическая агитация и «пробуждение народа» к революции и вооруженному восстанию. Правда, крестьяне, в которых было сильно монархическое сознание, в подавляющей массе откровенно не поняли ходоков, и «хождение в народ» провалилось. Были даже случаи, когда они сдавали «ходоков» полиции. Такие результаты стали обескураживающими для революционеров. Уж они-то думали, что Россия – это готовый пороховой погреб. Поднеси только спичку, и все вспыхнет. Однако все оказалось совсем не так, и тогда революционеры и перешли к террору, как более эффективной тактике.
В целом дело было совсем не в том, что правительственные репрессии якобы усилились, и ничего другого революционерам не оставалось. Репрессии, может, и усилились. Но это был естественный ответ на пропаганду смены режима, призывы к революции и вооруженному восстанию. Между прочим, еще до «процесса 193-х», результаты которого якобы так разозлили революционеров, что они решили перейти к террору, уже в 1876-м году, устав партии «Земля и воля» содержал такие пункты, как:
- «цель оправдывает средства (исключая те случаи, когда употребленные средства могут подрывать авторитет организации)»;
- «привлечение на свою сторону по временам появляющихся в разных местах разбойничьих шаек»;
- «систематическое истребление наиболее зловредных или выдающихся лиц из правительства»;
- «в дни расчета массовое истребление правительства и вообще людей, которыми держится или может держаться тот или другой ненавистный нам порядок».
Для радикальных революционеров очень характерным было, если так можно выразиться, демагогическое «делание невинности на лице» при объяснениях, почему они перешли к террору. Дескать, мы лишь хотели устранить экономическое неравенство, дать народу волю, землю и собственность. Однако царские сатрапы почему-то встали на пути к народному счастью (вот странно!). Что же, раз они посмели сопротивляться, то, как писал Кравчинский в своей брошюре, это «само правительство толкнуло нас на тот кровавый путь, на который мы встали. Само правительство вложило нам в руки кинжал и револьвер». Такая аргументация очень напоминает слова Бармалея в исполнении Ролана Быкова из фильма «Айболит-66»: «Впустите доброго человека! Впустите доброго человека, а не то он выломает дверь!»
Важен еще такой психологический мотив, как нетерпение. Недаром советский писатель Юрий Трифонов посвятил народовольцам – убийцам Императора Александра II роман под таким же названием – «Нетерпение». Г.В. Плеханов говорил, что в переходе к террору сыграла главную роль не невозможность работы в деревне, а настроение революционеров, которые, кстати, практически все были молодыми или очень молодыми людьми. Тридцатилетние среди них выглядели чуть ли не стариками. По наблюдениям бывшего радикального революционера и идеолога «Народной воли» Льва Тихомирова, позже ставшего монархистом и православным христианином,
террор вытекал «в глубине своего психологического основания вовсе не из какого-нибудь расчета и не для каких-нибудь целей... Люди чуть не с пеленок, всеми помыслами, всеми страстями были выработаны для революции. А между тем никакой революции нигде не происходит, не на чем бунтовать, не с кем, никто не хочет. Некоторое время можно было ждать, пропагандировать, агитировать, призывать, но наконец все-таки никто не желает восставать. Что делать? Ждать? Смириться? Но это значило бы сознаться пред собой в ложности своих взглядов, сознаться, что “существующий строй” имеет весьма глубокие корни, а “революция” никаких, или очень мало... Оставалось одно – единоличный бунт... Оставалось действовать в одиночку, с группой товарищей, а стало быть – против лица же... В основной подкладке это просто был единственный способ начать революцию, то есть показать себе, будто бы она действительно начинается, будто бы собственные толки о ней – не пустые фразы».
Своей славой партия «Народная воля», члены которой убили Императора Александра II, обязана именно террору. Народовольцы много чем пытались заниматься: социалистической пропагандой среди рабочих и молодежи, организацией стачек, нелегальной литературой и т.д. Однако, вопреки их намерениям и программам, террор стихийно выдвигался как основной способ борьбы, поглощая все больше сил и средств. До такой степени, что А. Желябов вынужденно признавался: «Мы затерроризировались».
Полное отсутствие социальных лифтов. А на пятки Российской империи наступала англосаксонская империя и очень эффективная. Только экономическое положение вещей и конкуренция империй вынуждает освободить крестьян. Появление производственного конвейера и глубокое разделение труда.
Где те социальные лифты которые осушали бы революционное болото - только Столыпин это понимал.
"Царь - "хозяин земли Русской", он же обязан заботиться о стране и народе, странно бы было, если бы роста не было. Только рост этот практически никак не сказывался на благосостоянии простого народа, ощущала его малююююсеннькая часть".
Рост благосостояния сказывался на ВСЕХ слоях Российской Империи.
"р.Б.Евгений, сказка про белого бычка? Из области мечтаний: если бы не февральская революция 1917, октябрьская не потребовалась. Не рассматриваете?не выгодно"?
Почему же? Мы рассматриваем тему материала.
Я уже об этом писал - Николай II был слишком мягок.
При Александре III такого бы не было.
СССР приблизился к 300 миллионам в КОНЦЕ, а не в середине 20 века.
К концу 20 века численность населения Российской Империи намного бы превзошла 300 миллионов.
Арина:
"СССР 2-ая экономика мира".
НИКОГДА СССР не была 2-ой экономикой мира.
Арина:
"Обсуждайте факты, если еще не надоело".
Этим и занимаемся, Уважаемая Арина.
Арина и НН давайте всё-таки придерживаться фактов.А факты таковы, что к 1913 году Россия входила в пятерку ведущих мировых стран по основным экономическим показателем-это никто не оспаривает.Население Российской империи с 1894 по 1914 год увеличилось с 131миллиона до 180 миллионов.Страна динамично развивалась в области промышленности.образования, медицинского обслуживания населения и т.д.Все это можно при вашем желании прочитать в независимых источниках.Так что если бы не революция с ее бесчисленными жертвами и колоссальным падением экономики ,то население России по мнению экспертов к середине 20 века достигло бы 300млн и вышло безоговорочно на 1 место в мире.
"Народ наш и при царе, и при коммунистах, был и остаётся при капиталистах очень доверчивым, беззаботным и добрым. Это очень хорошие качества для верующих людей, надеющихся на Бога и Его святую волю, а для неверующих - оборачиваются трагедией".
Замечательные слова, НН!
Вот поэтому - проходят тысячелетия, а Россия "Хранимая Богом" (слова из Гимна), жила, живет и будет жить.
"Евгений, так "ВИНОВАТО ЛИ В РУССКОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ТЕРРОРИЗМЕ ЦАРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО?"- вопрос прямой и лично к Вам. Я считаю что ДА, однозначно виновато, точно так же, как виноват Горбачев и ЦК КПСС в развале СССР".
Согласен, уважаемая НН, с одним исключением.
Николай II был слишком мягок и не смог предотвратить падение Империи.
Но он был достаточно мужественен, чтобы принять за Россию мученическую смерть.
Горбачев же СОЗНАТЕЛЬНО развалил страну.
"р Б.Евгений, если бы не было 1991 г."
Полностью согласен, уважаемая Арина.
1991 для России был такой же катастрофой, как и 1917.
Евгений:/Но советская пропаганда почему то упорно сравнивает уровень жизни,объемы производства и тд с царской Россией 1913г/- СОВпропаганда была ребёнком по сравнен с современ. Ответ простой:по статистике 1913г был самым удачным и благополучным,поэтому советские несмышлёныши сравнивали с ЛУЧШИМ,что было в царской России.Не было бы революции в России-не было бы изменений к лучшему в положении народа ни в Европе,ни в Америке,ни в России. Посмотрите, как сейчас ВЕЗДЕ распоясались капиталисты, какое давление они оказывают на трудящихся, потому что нет сдерживающего фактора- СССР и соцлагеря.На все недовольства ответ один:не нравится-ищите другую работу,а мы за наймём гастарбайтеров(беженцев).
Уважаемая НН, рад вновь общаться с Вами!
На большинство Ваших вопросов я уже ответил (для "Алла23 августа 2018, 12:57").
Но так же, как и Вы считаю "по мне так это плохо в обоих случаях".
Удачи!
"8-ми часовой рабочий день, отпуск по беременности и родам, вообще трудовое законодательство, защищающее права работника - достижение советской власти".
Все то же самое было бы и в Имперской России - только - намного эффективнее.
Так в Российской Империи за 7 лет (с 1897 по 1904 годы)продолжительность рабочего дня для пролетариата снизилась с 11,5 часов до 10,5 часов.
Для сравнения:
В это же время продолжительность рабочего дня рабочих:
Швеции, Франции, Швейцарии – 10,5 часов.
Германии – 10,75 часов
Бельгии, Италии и Австрии – 11 часов.
"Никакое единичное свидетельство Хрущева это не изменят. Кстати, источник слов можно? Может вообще фальшивка".
Вообще то - информация открытая и весьма доступная.
Первая часть высказывания - из ПУБЛИЧНОЙ речи Н.С.Хрущева в присутствии МНОГОЧИСЛЕННЫХ свидетелей, ЗАФИКСИРОВАННАЯ на аудионосителях на на завтраке в его честь, устроенном 19.09.1959 киностудией "ХХ век Фокс" (США).
Вторя часть - из автобиографической книги Н.С. Хрущева "Воспоминания. ч. II".
"Рабочие при СССР жили значительно лучше, чем при царе, это общеизвестный факт".
Согласен - начиная с 70-ых.
Но советская пропаганда почему то упорно сравнивает уровень жизни, объемы производства и т.д. с царской Россией 1913 года.
Если бы не было революции - к 70-м годам в России "рабочие жили бы значительно лучше", чем жили в 70-ые в СССР.
"р.Б. Евгений, при всех несовершенствах демократий, полномочия правителя в них не так широки, как в монархиях".
И от этого демократия - ЭФФЕКТИВНЕЕ? Глубоко сомневаюсь. Поэтому согласен - "Нет смысла спорить с очевидным".
"К чему ваши цитаты, как это "отменяет" Ленский расстрел?"
А к чему тогда Ваша информация про Ленский расстрел? Говоря Вашими словами - "Ленский расстрел" как отменяет "расстрел Новочеркасский"?
"Какие бы не были недостатки советской власти, до революции страну довела именно царская, и это мы и обсуждаем".
Довела - как? При Сталине революции в принципе быть не могло - он мгновенно утопил бы ее в море крови еще на стадии подготовки.
Да и мотивы террористов ведь были не личные. Сами то они могли достичь, чего хотели и в РИ, возможно, не хуже, чем если бы жили в других странах. Им за кого-то другого было обидно, при том что сами "другие" себя обиженными вовсе не ощущали. Условно, Каракозов, как он сам был уверен, понимал некое несовершенство устроения общества, скажем, для крестьян (несправедливая, думал он, реформа), и шел убивать царя. А крестьянин-то ему и помешал.
И сегодня, террор есть везде, и где, как считается, жить хорошо, и где плохо.
Безусловно, власть несет ответственность, но ответственность власти не отменяет и не умаляет ответсвенности личной, хоть террористов 19 века, хоть бандитов 90-х, хоть нас с Вами. Внешние обстоятельтва лишь создают предпосылки, выбор за человеком, кем быть, комиссаром в пыльном шлеме, падающим духом поручиком, или защищать и прятать своего приходского батюшку до последнего. А внешние обстоятельства в РИ 19 века, на мой взгляд, не имели критических отличий от других стран "первого мира" того времени.
В тюрьмы было брошено свыше 100 человек.
О наказаниях:
Генерал-лейтенант, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза
М. К. Шапошников получил приказ двинуть танки на демонстрантов.
Шапошников отказался выполнить приказ со словами: «Не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками». Во избежание случайных инцидентов Шапошников также приказал мотострелкам разрядить автоматы и карабины и сдать боеприпасы.
В 1966 году Шапошников уволен в запас. В 1967 году - исключён из КПСС. 26 августа 1967 года возбуждено уголовное дело по обвинению М. К. Шапошникова в антисоветской пропаганде.
"Одновременно с этим дирекция Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ)
почти на треть увеличила норму выработки для рабочих (в результате заработная плата и, соответственно, покупательная способность существенно снизились).
Рабочие забастовали и вышли на площадь к горкому КПСС. Руководство СССР приказало всеми возможными мерами подавить сопротивление.
Министр обороны СССР маршал Р. Я. Малиновский отдал приказ при необходимости задействовать 18-ю танковую дивизию Северо-Кавказского военного округа.
В результате расстрела погибли (по официальным данным)26 человек. Еще 87 - получили ранения.
В последствии были расстреляны по приговору суда еще 7 человек.
"почему, например, случился Ленский расстрел. И какое наказание получил ответственный за открытие огня по людям. Я вам подскажу - ротмистр Трещенков был просто РАЗЖАЛОВАН. Даже в тюрьму не попал. А погибших было 150-250 человек".
Цитата:
"В конце мая (30 или 31 числа) 1962 года было решено повысить в СССР розничные цены на мясо и мясные продукты в среднем на 30 % и на сливочное масло — на 25 %. В газетах это событие преподнесли как «просьбу всех трудящихся».
"Насчет нищеты: почитайте как жили рабочие, почему, например, случился Ленский расстрел".
Про сравнительный образ жизни при большевиках и в царской России я уже приводил высказывание РУКОВОДИТЕЛЯ СССР И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.
Куда уж весомее.
"Абсолютная монархия плоха тем, что не имеет законной системы сдержек и противовесов против самодурства монарха, который к тому же получает свою власть не из-за своих способностей, а просто по наследству".
В результате революции Россия получила (вместо абсолютной монархии)ВОСТОЧНУЮ ДЕСПОТИЮ.
Вот уж где точно не было НИКАКОЙ ДЕМОКРАТИИ,свободы слова, печати, митингов и собраний, свободных демократических выборов, "законной системы сдержек и противовесов", где самодур- руководитель страны делал ВСЕ, чего хотел (в том числе - и вопросах передачи власти) -
так это все было ИМЕННО В СССР!
"Абсолютная монархия плоха тем, что не имеет законной системы сдержек и противовесов против самодурства монарха".
Уважаемая Алла!
Вы хотите сказать, что в модели так называемой "Западной демократии" такие системы действуют?
Наивно...
Они просто НОМИНАЛЬНО заявлены.
Те же американцы признают, что все "покупается и продается", "предается" и "подставляется".
Убийство Кеннеди, "Уотергейт", коррупционные скандалы и т.д.
Продвижение своих родственников, преимущественное положение детей богатых родителей.
Президент США Дональд Трамп:
"Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родится в нужной семье"
"А почему не виновата? Князья на Руси убивали друг друга в борьбе за власть, убиенные трехлетний Иван Дмитриевич как конкурент Романовых, Петр III, Павел I".
Дворцовые перевороты не затрагивали ни систему, ни людей, населяющих страну.
Насчет нищеты
Н.С. Хрущева: "Я женился в 1914-м, двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия (слесарь), я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая. ... Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40-45 рублей в месяц. Черный хлеб стоил 2 копейки фунт (410 граммов), а белый - 5 копеек. Сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо - копейка за штуку. Хорошие сапоги стоили 6, от силы 7 рублей. А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же - сильно поднялись..."
"Крепостное право в середине 19 века"
Уважаемая Алла!
В рассматриваемый автором материала период - крепостное право в России было отменено.
Алла21 августа 2018, 18:16
"абсолютная монархия и нищета"
А чем плоха была абсолютная монархия?
В чем именно состояла двухвековая отсталость России от других европейских стран, по Вашему мнению? Каких именно элементов социальной справедливости, какие были у "них", не было в России? Парламента и ограничения власти монарха? Но ведь это лишь инструмент (возможной) справедливости, а еще не сама справедливость. Что могли люди там, чего не могли здесь, и если и были таковые отличия, могут ли они оправдывать террор?
Спасибо,интересный материал,профессионально представлено хронологию событий.