Виновато ли в русском революционном терроризме царское правительство?

Часть 2. Впустите доброго человека – а не то он выломает дверь!

Выстрел Дмитрия Каракозова Выстрел Дмитрия Каракозова

Часть I. От декабристов до выстрела Каракозова

И здесь в начале было слово

Выстрел Дмитрия Каракозова в Александра II был тесно связан с революционно-демократической идеологией 1860-х годов. Ишутинцы, к которым принадлежал террорист, считали себя последователями Чернышевского. Огромное влияние на них оказал роман «Что делать?», который они восприняли как учебник жизни. Ишутинцы подражали его герою Рахметову и вели аскетический образ жизни. В соответствии с заветами и их перепахавшего романа (см. слова главного революционера в истории России – Владимира Ленина – о том, что «этот роман меня всего глубоко перепахал»), они основали в Москве воскресную школу, переплётную и швейную мастерские на артельных началах, арендовали ватную фабрику в Можайском уезде, чтобы организовать производство на кооперативных началах.

Однако были у них и менее почтенные намерения. Обсуждались и такие предложения, как, например, устроиться почтальоном, чтобы ограбить почту, или с той же целью поступить на службу к богатому купцу. Один участник кружка, А В. Федосеев, хотел даже отравить собственного отца, чтобы полученные по наследству деньги передать «Организации».

Впрочем, не все члены ишутинского кружка одобряли подобные методы. В нем было и умеренное крыло, желавшее действовать преимущественно посредством школ, мирной пропаганды знаний и распространения книг. Даже пугающе звучащий «Ад» остался, скорее, игрой озлобленного ума. Тот же Каракозов действовал на свой страх и риск, независимо от «Организации», и некоторые ее члены даже пытались отговорить Каракозова от покушения.

Тем не менее после выстрела 4 апреля были арестованы все члены ишутинского кружка, организация была полностью разгромлена. Каракозова казнили, Ишутина приговорили к смертной казни, позже замененной пожизненной каторгой.

Как заметил марксистский историк М.Н. Покровский, организация ишутинцев предварила в себе в миниатюрном и схематичном виде «все признаки всех этапов народнической революции – от хождения в народ и попыток кустарной реализации социализма до заговорщической тактики, террора, подготовки вооруженного восстания и цареубийства».

Казалось бы, можно говорить, что заговорщицкая тактика революционеров и их первый реальный террористический акт были вызваны и правительственной политикой: ведь были крестьянские бунты после февральского манифеста 1861-го года и их подавление, арест и осуждение на каторгу Чернышевского по не совсем доказанному делу, восстание 1863-го года в Польше, закрытие журнала «Современник» и т.д. Но все же и здесь сначала были бунты, а потом их подавление. И разве последнее означало, что в отместку надо было поднимать руку на Императора, помазанника Божия?

Крестьянам такое заступничество было непонятно и не нужно

Скажут, что Каракозов заступался за крестьян. Но крестьянам такое заступничество было совершенно непонятно и не нужно. Террориста у Летнего сада схватили и повязали простые люди. На самом деле и здесь, как и в случае с Заичневским (см. первую часть статьи), в начале было слово, слепая и фанатическая вера в построения теоретического и политического социализма. Достоевский в черновых записях к «Преступлению и наказанию» проницательно писал про Раскольникова, что его двойное убийство «все вышло из правильной логической идеи». Мне кажется, что эти слова вполне применимы к русским революционным террористам в целом.

Первый успешный террористический акт

Сергей Нечаев Сергей Нечаев
Последующие деятели революционного подполья видели свою прямую связь с выстрелом Каракозова и во многом от него вели отсчет освободительной деятельности. В том числе и главный герой драмы, которая послужила основой для другого романа Достоевского – «Бесы». Речь идет о знаменитом Сергее Нечаеве, организаторе «Народной расправы» и авторе «Катехизиса революционера», который стал пугалом даже для товарищей Нечаева по революционному делу. Нечаев печально прославился тем, что организовал убийство студента Иванова, который задумал выйти из нечаевского кружка – просто для того, чтобы сплотить членов своего кружка общей кровью. Ложь, провокацию и террор он возвел в принцип своей деятельности, оправдывая необходимость их использования полезностью для дела. И по-своему он был очень логичен, доведя до мрачного предела революционную логику:

«§1. Революционер человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью – революцией.

§2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он для него – враг беспощадный, и если он продолжает жить в нем, то для того только, чтоб его вернее разрушить...

§4. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех ея побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции.

Безнравственно и преступно все, что мешает ему.

§5. Революционер – человек обреченный. Беспощадный для государства и вообще для всего сословно-образованного общества, он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между ними и им существует тайная или явная, но непрерывная и непримиримая война на жизнь и на смерть. Он каждый день должен быть готов к смерти. Он должен приучить себя выдерживать пытки.

§6. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела. Для него существует только одна нега, одно утешение, вознаграждение и удовлетворение – успех революции. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель – беспощадное разрушение. Стремясь хладнокровно и неутомимо к этой цели, он должен быть всегда готов и сам погибнуть и погубить своими руками все, что мешает ея достижению».

Катехизис революционера

Процесс над группой Нечаева стал первым публичным политическим процессом в истории нашей страны

Однако нечаевский террор в итоге был применен не к «извергам в блестящих мундирах, обрызганных народной кровью», а к революционно настроенному студенту, просто не согласившемуся с диктаторством Нечаева и решившему выйти из его организации. По сути, он совершил уголовное преступление, которое стало, по определению историка О.Г. Будницкого, «первым успешным террористическим актом» в истории России, а процесс над группой Нечаева стал первым публичным политическим процессом в истории нашей страны.

Это был уже террор против своих. Мне кажется, вполне можно говорить, что нечаевская стратегия предвосхитила сталинскую. Сталин через 50 лет тоже начал истреблять старых ленинцев по фальсифицированным обвинениям, и тоже в интересах дела. Его действия на самом деле диктовались «революционно-государственной логикой» тех лет. Просто Нечаев открыто говорил то, о чем умный Сталин позже молчал, но делал.

Многих революционеров ужаснули нечаевские откровения и предвосхищения. Они всячески открещивались от Нечаева и его методов (ложь, провокация, террор). Однако дальнейшее развитие событий, уже сталинские методы борьбы с бывшими соратниками показали, что нечаевщина действительно неотделима от радикальной революции.

Впрочем, к Нечаеву у многих революционеров было на самом деле двойственное отношение. Возьмем, например, народовольщицу Веру Фигнер, обладавшую безусловным моральным авторитетом среди своих товарищей. С одной стороны, она осуждала «пролитую кровь невинного, денежные вымогательства, добывание компрометирующих документов с целью шантажа – все, что развертывалось под девизом ‟цель оправдывает средства”, всю ту ложь, которая окутывала революционный образ Нечаева».

Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Бесы» Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Бесы»

Об этом она пишет в своих мемуарах «Запечатленный труд». Но в них же она дает и положительную оценку Нечаеву:

«В революционном движении Нечаев представляет собою фигуру совершенно исключительную. Это особый тип, в целом не повторявшийся. Как бы ни тяжела была память об убийстве Иванова и самом беззастенчивом пользовании правилом “цель оправдывает средства", нельзя не изумляться силе его воли и твердости характера; нельзя не отдать справедливости бескорыстию всего поведения его: в нем не было честолюбия, и преданность его революционному делу была искренна и безгранична. Несмотря на отсутствие высших моральных качеств, в его личности было нечто внушительное, покоряющее, на простые души действующее как гипноз».

За преданность делу и силу воли революционер прощает товарищу иезуитство и ложь

О чем говорит такая двойственность? О том, что за преданность революционному делу и силу воли революционер прощает, способен простить своему товарищу иезуитство и ложь. Получается, что уже тогда, еще задолго до тотальных репрессий, которые позже романтично осудил XX съезд КПСС, революционерам в идеологическом смысле оставалось до них не более чем полшага. Радикальные революционеры всячески отрицали, прежде всего, перед самими собой, что их мировоззрение чревато нечаевщиной и рано или поздно загубит все их дело (как сталинские преступления дискредитировали коммунизм), но дальнейший ход истории показал, что так оно и случилось.

Впустите доброго человека! А не то он выломает дверь!

Покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Федора Трепова. Рисунок Le Monde illustré, 1878 год Покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Федора Трепова. Рисунок Le Monde illustré, 1878 год

В эпоху открытого революционного террора Россия вступила 24 января 1878 года, с выстрелом Засулич в петербургского градоначальника Трепова. Вторым громким террористическим актом через полгода стало убийство революционером Степняком-Кравчинским шефа жандармов Н.В. Мезенцева – прямо среди бела дня, в центре Петербурга. Кравчинский (кстати, прототип знаменитого в советское время Овода из одноименного романа Э. Войнич) заколол генерала кинжалом. Изначально, по свидетельству Льва Тихомирова, он намеревался отрубить Мезенцеву голову и даже заказал для этого «очень короткую и толстую саблю». Однако такой способ был признан товарищами «непрактичным», и в итоге Кравчинский действовал кинжалом.

Мезенцеву мстили за то, что он уговорил царя не смягчать приговоры по «процессу 193-х» – народников, устроивших знаменитое «хождение в народ». Но так совпало, что за два дня до убийства Мезенцева был казнен одесский революционер-народник Иван Ковальский, и Кравчинский в своей брошюре «Смерть за смерть» объяснил свое покушение местью и за эту крайне несправедливую, по его мнению, казнь. Между прочим, Ковальский с товарищами при аресте оказали вооруженное сопротивление, было ранено несколько жандармов. Арестовали их за организацию нелегальной типографии и призывы к вооруженному восстанию. Характерен сентиментально-выспренний пафос Кравчинского, посвятившего свою брошюру «святой памяти Мученика Ивана Мартыновича Ковальского, расстрелянного опричниками за защиту своей свободы 2 августа 1878 года в г. Одессе». Также и известный революционер-радикал П.Н. Ткачев говорил о «палачах, забрызганных кровью мученика Каракозова».

Сергей Степняк-Кравчинский Сергей Степняк-Кравчинский
Что же касается «хождения в народ», то народники там занимались отнюдь не только тем, что лечили больных крестьян и открывали школы. Главной целью этих хождений была социалистическая агитация и «пробуждение народа» к революции и вооруженному восстанию. Правда, крестьяне, в которых было сильно монархическое сознание, в подавляющей массе откровенно не поняли ходоков, и «хождение в народ» провалилось. Были даже случаи, когда они сдавали «ходоков» полиции. Такие результаты стали обескураживающими для революционеров. Уж они-то думали, что Россия – это готовый пороховой погреб. Поднеси только спичку, и все вспыхнет. Однако все оказалось совсем не так, и тогда революционеры и перешли к террору, как более эффективной тактике.

В целом дело было совсем не в том, что правительственные репрессии якобы усилились, и ничего другого революционерам не оставалось. Репрессии, может, и усилились. Но это был естественный ответ на пропаганду смены режима, призывы к революции и вооруженному восстанию. Между прочим, еще до «процесса 193-х», результаты которого якобы так разозлили революционеров, что они решили перейти к террору, уже в 1876-м году, устав партии «Земля и воля» содержал такие пункты, как:

  • «цель оправдывает средства (исключая те случаи, когда употребленные средства могут подрывать авторитет организации)»;
  • «привлечение на свою сторону по временам появляющихся в разных местах разбойничьих шаек»;
  • «систематическое истребление наиболее зловредных или выдающихся лиц из правительства»;
  • «в дни расчета массовое истребление правительства и вообще людей, которыми держится или может держаться тот или другой ненавистный нам порядок».

Для радикальных революционеров очень характерным было, если так можно выразиться, демагогическое «делание невинности на лице» при объяснениях, почему они перешли к террору. Дескать, мы лишь хотели устранить экономическое неравенство, дать народу волю, землю и собственность. Однако царские сатрапы почему-то встали на пути к народному счастью (вот странно!). Что же, раз они посмели сопротивляться, то, как писал Кравчинский в своей брошюре, это «само правительство толкнуло нас на тот кровавый путь, на который мы встали. Само правительство вложило нам в руки кинжал и револьвер». Такая аргументация очень напоминает слова Бармалея в исполнении Ролана Быкова из фильма «Айболит-66»: «Впустите доброго человека! Впустите доброго человека, а не то он выломает дверь!»

Важен еще такой психологический мотив, как нетерпение. Недаром советский писатель Юрий Трифонов посвятил народовольцам – убийцам Императора Александра II роман под таким же названием – «Нетерпение». Г.В. Плеханов говорил, что в переходе к террору сыграла главную роль не невозможность работы в деревне, а настроение революционеров, которые, кстати, практически все были молодыми или очень молодыми людьми. Тридцатилетние среди них выглядели чуть ли не стариками. По наблюдениям бывшего радикального революционера и идеолога «Народной воли» Льва Тихомирова, позже ставшего монархистом и православным христианином,

террор вытекал «в глубине своего психологического основания вовсе не из какого-нибудь расчета и не для каких-нибудь целей... Люди чуть не с пеленок, всеми помыслами, всеми страстями были выработаны для революции. А между тем никакой революции нигде не происходит, не на чем бунтовать, не с кем, никто не хочет. Некоторое время можно было ждать, пропагандировать, агитировать, призывать, но наконец все-таки никто не желает восставать. Что делать? Ждать? Смириться? Но это значило бы сознаться пред собой в ложности своих взглядов, сознаться, что “существующий строй” имеет весьма глубокие корни, а “революция” никаких, или очень мало... Оставалось одно – единоличный бунт... Оставалось действовать в одиночку, с группой товарищей, а стало быть – против лица же... В основной подкладке это просто был единственный способ начать революцию, то есть показать себе, будто бы она действительно начинается, будто бы собственные толки о ней – не пустые фразы».

Своей славой партия «Народная воля», члены которой убили Императора Александра II, обязана именно террору. Народовольцы много чем пытались заниматься: социалистической пропагандой среди рабочих и молодежи, организацией стачек, нелегальной литературой и т.д. Однако, вопреки их намерениям и программам, террор стихийно выдвигался как основной способ борьбы, поглощая все больше сил и средств. До такой степени, что А. Желябов вынужденно признавался: «Мы затерроризировались».

Юрий Пущаев

21 августа 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Виновато ли в русском революционном терроризме царское правительство? Часть I Виновато ли в русском революционном терроризме царское правительство? Часть I
Юрий Пущаев
Виновато ли в русском революционном терроризме царское правительство? Часть I Виновато ли в русском революционном терроризме царское правительство?
Часть I. От декабристов до выстрела Каракозова
Юрий Пущаев
Выстрел Каракозова стал первым и очень громким террористическим делом в истории русского революционного движения.
Как будто в буре есть покой Как будто в буре есть покой
Прот. Андрей Ткачев
Как будто в буре есть покой Как будто в буре есть покой
Протоиерей Андрей Ткачев
Чем более стремишься узнать историю не в схемах и датах, а в живых лицах и судьбах, тем более поражаешься дальности разброса, на который в разные стороны от эпицентра взрыва раскидала людей идейная смута эпохи перемен.
Злодейство и гениальность Злодейство и гениальность
Виктор Аксючиц
Злодейство и гениальность Злодейство и гениальность
Виктор Аксючиц
Ленин был идеологическим маньяком, вполне реализовавшим свои патологические фантасмагории.
Комментарии
Александр Ломакин 7 сентября 2018, 09:54
Уважаемому автору - хотел обратить ваше внимание о разобщенности русского общества. Существовал свет разговаривающий по французски и относившийся ко всему русскому иногда с брезгливостью и патриархальный русский народ. Отрезвление пришло только после 1912 г.
Полное отсутствие социальных лифтов. А на пятки Российской империи наступала англосаксонская империя и очень эффективная. Только экономическое положение вещей и конкуренция империй вынуждает освободить крестьян. Появление производственного конвейера и глубокое разделение труда.
Где те социальные лифты которые осушали бы революционное болото - только Столыпин это понимал.
Дмитрий27 августа 2018, 15:40
Нужно отдавать себе отчёт, что зараза гуманизма (человекоцентризма) появилась не вчера и даже не позавчера, она пришла к нам вместе с научно-техническими знаниями Запада и воспринималась столь же однозначно истинной, как и, открытые западными мыслителями, физические законы. Особенно привлекательными идеи гуманизма были в 19 веке. Поэтому вся русская культура того периода заражена гуманизмом и нет никакого смысла ссылаться на авторитет классиков "золотого века русской литературы": все их произведения, прекрасные по форме, в своём содержании несут вирус гуманизма, а позже и марксизма. Вот эта более чем 200-летняя история и создаёт впечатление истинности учения об освобождении всех страстей.
р.Б. Евгений27 августа 2018, 12:35
НН:
"Царь - "хозяин земли Русской", он же обязан заботиться о стране и народе, странно бы было, если бы роста не было. Только рост этот практически никак не сказывался на благосостоянии простого народа, ощущала его малююююсеннькая часть".

Рост благосостояния сказывался на ВСЕХ слоях Российской Империи.
р.Б. Евгений27 августа 2018, 12:28
Арина26 августа 2018, 14:46
"р.Б.Евгений, сказка про белого бычка? Из области мечтаний: если бы не февральская революция 1917, октябрьская не потребовалась. Не рассматриваете?не выгодно"?

Почему же? Мы рассматриваем тему материала.

Я уже об этом писал - Николай II был слишком мягок.

При Александре III такого бы не было.

СССР приблизился к 300 миллионам в КОНЦЕ, а не в середине 20 века.


К концу 20 века численность населения Российской Империи намного бы превзошла 300 миллионов.

Арина:
"СССР 2-ая экономика мира".

НИКОГДА СССР не была 2-ой экономикой мира.

Арина:
"Обсуждайте факты, если еще не надоело".

Этим и занимаемся, Уважаемая Арина.
Арина27 августа 2018, 10:14
Уважаемая НН, с моей стороны было только перечисление фактов, которые опускают р.Б.Евгений и Павел, не более того. Свое отношение к прогнозам о явлениях, где основной движущей силой является человек, уже высказала. Человек на 99% иррациональное существо, в чем, наверное, и кроется возможность спасения. Иначе человеческая рациональность давно уничтожила бы ее носителя и все вокруг.
НН26 августа 2018, 19:16
Арина26 августа, а как быть с Китаем и Индией? Китай - почти1,5млд человек, Индия - чуть меньше. Даже СССР 1-ое место не светило, с передовой медициной, ничтожной детской смертностью. Все эти прогнозы - гадание на кофейной гуще. Даже Д.И.Менделеев другую цифру называл и опасался, что Москва может испытывать огромные проблемы с вывозом навоза (это он о транспорте говорил, лошадях). Воля Божия на ВСЁ! ПАВЕЛ и ЕВГЕНИЙ, никто не спорит, что рост был, а как же иначе? Царь - "хозяин земли Русской", он же обязан заботиться о стране и народе, странно бы было, если бы роста не было. Только рост этот практически никак не сказывался на благосостоянии простого народа, ощущала его малююююсеннькая часть.
Арина26 августа 2018, 14:46
р.Б.Евгений, сказка про белого бычка? Из области мечтаний: если бы не февральская революция 1917, октябрьская не потребовалась. Не рассматриваете?не выгодно? Из области фактов. Монархию свергло ближайшее окружение Николая II в феврале 1917. Российская республика провозглашена 1 сентября 1917 г. Т.о. к октябрю 1917 Российская империя не существовала. Была совсем другая страна, в отношении которой прогнозы никто не строил и не давал. На декабрь 1991 численность населения СССР превысила 294 млн. СССР 2-ая экономика мира. Чуть меньше прогнозированных для РИ трехсот, чуть позже, место чуть ниже, все невзирая на гражданскую, ВОВ, пр. Обсуждайте факты, если еще не надоело. Спасибо за внимание.
р.Б. Евгений25 августа 2018, 22:22
Павел24 августа 2018, 21:58


Арина и НН давайте всё-таки придерживаться фактов.А факты таковы, что к 1913 году Россия входила в пятерку ведущих мировых стран по основным экономическим показателем-это никто не оспаривает.Население Российской империи с 1894 по 1914 год увеличилось с 131миллиона до 180 миллионов.Страна динамично развивалась в области промышленности.образования, медицинского обслуживания населения и т.д.Все это можно при вашем желании прочитать в независимых источниках.Так что если бы не революция с ее бесчисленными жертвами и колоссальным падением экономики ,то население России по мнению экспертов к середине 20 века достигло бы 300млн и вышло безоговорочно на 1 место в мире.
НН25 августа 2018, 17:58
Павел:/Так что если бы не революция с ее бесчисленными жертвами и колоссальным падением экономики/-"Если бы да кабы.." На всё воля Божия. Как на революцию снизу 1917г так и на революцию сверху 1991-93г. Почему мы отбрасываем, что неизлечимо больной наследник и гнилое правительство Горбачева и Ельцина - это тоже воля Божия? Одним не нравится первое, другим - второе. Каждый защищает свою правду, помимо всякой логики и здравого смысла. Оправдывая тех, кто субъективно нравится и порицая или даже клевеща на тех, кто не угодил, сугубо лично МНЕ. Оба: и Николай2, и Горбачев получили один и тот же результат, "дерево узнают по плодам". Святость Николая2 безразлична подавляющему числу населения. Увы.
Андрей25 августа 2018, 17:43
Интересно, почему комментаторы так усердно ищут причин появления терроризма в Российской империи ни в чём ином, как сфере материальной? Ужели предан забвению тот факт, что господство над стихиями земными и жительство в райском саду не избавило первых людей от падения? Глубже надо бы смотреть на историю, да не забывать наше славянское обыкновение доводить всё до абсурда. Кстати, кто пытается оправдать зло, тот соглашается с ним и сам становится злодеем.
Арина25 августа 2018, 12:40
Павел, где оспаривание фактов? Только дополнение: в России кроме промышленности развивались социальные неравенство и напряжённость, как и в ее окружении. Мы не в стерильном бункере, даже когда за занавесом. Слишком много факторов, не учитывалось в упоминаемых Вами прогнозах. ПМВ не исключение-число родившихся в14-16гг падало как при любой войне. А демографы подвергают их сомнению, т.к. в демографии не все так линейно и однозначно. Мое мнение, делать прогнозы в отношении явлений, где превалирует человеческий фактор (та же экономика плод чел. деятельности в чистом виде), дело более неблагодарное, чем прогноз погоды. В любом случае это только прогноз, и лишь одна из возможных моделей развития.
р.Б. Евгений25 августа 2018, 05:02
В продолжение:

"Народ наш и при царе, и при коммунистах, был и остаётся при капиталистах очень доверчивым, беззаботным и добрым. Это очень хорошие качества для верующих людей, надеющихся на Бога и Его святую волю, а для неверующих - оборачиваются трагедией".

Замечательные слова, НН!

Вот поэтому - проходят тысячелетия, а Россия "Хранимая Богом" (слова из Гимна), жила, живет и будет жить.
р.Б. Евгений25 августа 2018, 04:56
НН24 августа 2018, 11:26
"Евгений, так "ВИНОВАТО ЛИ В РУССКОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ТЕРРОРИЗМЕ ЦАРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО?"- вопрос прямой и лично к Вам. Я считаю что ДА, однозначно виновато, точно так же, как виноват Горбачев и ЦК КПСС в развале СССР".

Согласен, уважаемая НН, с одним исключением.

Николай II был слишком мягок и не смог предотвратить падение Империи.

Но он был достаточно мужественен, чтобы принять за Россию мученическую смерть.

Горбачев же СОЗНАТЕЛЬНО развалил страну.

р.Б. Евгений25 августа 2018, 04:49
Арина24 августа 2018, 10:30
"р Б.Евгений, если бы не было 1991 г."

Полностью согласен, уважаемая Арина.

1991 для России был такой же катастрофой, как и 1917.

Павел24 августа 2018, 21:58
Арина и НН давайте всё-таки придерживаться фактов.А факты таковы, что к 1913 году Россия входила в пятерку ведущих мировых стран по основным экономическим показателем-это никто не оспаривает.Население Российской империи с 1894 по 1914 год увеличилось с 131миллиона до 180 миллионов.Страна динамично развивалась в области промышленности.образования, медицинского обслуживания населения и т.д.Все это можно при вашем желании прочитать в независимых источниках.Так что если бы не революция с ее бесчисленными жертвами и колоссальным падением экономики ,то население России по мнению экспертов к середине 20 века достигло бы 300млн и вышло безоговорочно на 1 место в мире в экономике и геополитике.



НН24 августа 2018, 14:25

Евгений:/Но советская пропаганда почему то упорно сравнивает уровень жизни,объемы производства и тд с царской Россией 1913г/- СОВпропаганда была ребёнком по сравнен с современ. Ответ простой:по статистике 1913г был самым удачным и благополучным,поэтому советские несмышлёныши сравнивали с ЛУЧШИМ,что было в царской России.Не было бы революции в России-не было бы изменений к лучшему в положении народа ни в Европе,ни в Америке,ни в России. Посмотрите, как сейчас ВЕЗДЕ распоясались капиталисты, какое давление они оказывают на трудящихся, потому что нет сдерживающего фактора- СССР и соцлагеря.На все недовольства ответ один:не нравится-ищите другую работу,а мы за наймём гастарбайтеров(беженцев).
НН24 августа 2018, 11:26
Евгений, так "ВИНОВАТО ЛИ В РУССКОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ТЕРРОРИЗМЕ ЦАРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО?"- вопрос прямой и лично к Вам. Я считаю что ДА, однозначно виновато, точно так же, как виноват Горбачев и ЦК КПСС в развале СССР. Народ наш и при царе, и при коммунистах, был и остаётся при капиталистах очень доверчивым, беззаботным и добрым. Это очень хорошие качества для верующих людей, надеющихся на Бога и Его святую волю, а для неверующих - оборачиваются трагедией. Права народа, особенно при капитализме, прописаны только на бумаге, а власть ВСЕГДА у тех, у кого деньги и сила. А если деньги неограничены и развращают, то и власть неограничена и развращает абсолютно, интересы власти и народа не совпадают.
Арина24 августа 2018, 10:30
р Б.Евгений, если бы не было 1991 г. рабочие, крестьяне, инженеры, научные работники, учителя, врачи, уборщицы, даже священники, все кроме диссидентствующей "творческой" интеллигенции, пожалуй, жили бы лучше, чем при царской России, СССР 30-х годов и 70-х тоже. А орханники нужны были бы только на объектах со спецрежимом и это не гулаги, смею вас уверить. Попробуйте опровергнуть.
р.Б. Евгений24 августа 2018, 07:11
Для НН23 августа 2018, 13:56

Уважаемая НН, рад вновь общаться с Вами!

На большинство Ваших вопросов я уже ответил (для "Алла23 августа 2018, 12:57").

Но так же, как и Вы считаю "по мне так это плохо в обоих случаях".

Удачи!
р.Б. Евгений24 августа 2018, 04:33
В продолжение:

"8-ми часовой рабочий день, отпуск по беременности и родам, вообще трудовое законодательство, защищающее права работника - достижение советской власти".

Все то же самое было бы и в Имперской России - только - намного эффективнее.

Так в Российской Империи за 7 лет (с 1897 по 1904 годы)продолжительность рабочего дня для пролетариата снизилась с 11,5 часов до 10,5 часов.

Для сравнения:

В это же время продолжительность рабочего дня рабочих:

Швеции, Франции, Швейцарии – 10,5 часов.

Германии – 10,75 часов

Бельгии, Италии и Австрии – 11 часов.
р.Б. Евгений24 августа 2018, 04:13
В продолжение:

"Никакое единичное свидетельство Хрущева это не изменят. Кстати, источник слов можно? Может вообще фальшивка".

Вообще то - информация открытая и весьма доступная.

Первая часть высказывания - из ПУБЛИЧНОЙ речи Н.С.Хрущева в присутствии МНОГОЧИСЛЕННЫХ свидетелей, ЗАФИКСИРОВАННАЯ на аудионосителях на на завтраке в его честь, устроенном 19.09.1959 киностудией "ХХ век Фокс" (США).

Вторя часть - из автобиографической книги Н.С. Хрущева "Воспоминания. ч. II".


р.Б. Евгений24 августа 2018, 04:06
В продолжение:

"Рабочие при СССР жили значительно лучше, чем при царе, это общеизвестный факт".

Согласен - начиная с 70-ых.

Но советская пропаганда почему то упорно сравнивает уровень жизни, объемы производства и т.д. с царской Россией 1913 года.

Если бы не было революции - к 70-м годам в России "рабочие жили бы значительно лучше", чем жили в 70-ые в СССР.
р.Б. Евгений24 августа 2018, 03:45
Алла23 августа 2018, 12:57
"р.Б. Евгений, при всех несовершенствах демократий, полномочия правителя в них не так широки, как в монархиях".

И от этого демократия - ЭФФЕКТИВНЕЕ? Глубоко сомневаюсь. Поэтому согласен - "Нет смысла спорить с очевидным".

"К чему ваши цитаты, как это "отменяет" Ленский расстрел?"

А к чему тогда Ваша информация про Ленский расстрел? Говоря Вашими словами - "Ленский расстрел" как отменяет "расстрел Новочеркасский"?

"Какие бы не были недостатки советской власти, до революции страну довела именно царская, и это мы и обсуждаем".

Довела - как? При Сталине революции в принципе быть не могло - он мгновенно утопил бы ее в море крови еще на стадии подготовки.
НН23 августа 2018, 13:56
Евгений, я правильно Вас поняла, что и в царской России при монархии, и в СССР при советах, демократии не было, но Вы считаете, что несмотря на то, что трудящиеся в СССР экономически жили несравнимо лучше и имели все социальные гарантии, а в царской России народ в основной массе жил очень бедно и не имел никаких гарантий - всё равно при монархии народу жилось лучше и он был обязан быть всем довольным; но если не был доволен и смел заявлять обэтом - то было правильно и допустимо расстреливать мирные демонстрации. Но если в СССР единожды применили эту варварскую меру - то это недопустимо и плохо(по мне так это плохо в обоих случаях)? Царь-батюшка "более правее" любимца либералов Хрущева?
Алла23 августа 2018, 13:14
Алексей, у нас была абсолютная монархия до 1905 года. У власти априори было больше возможностей, чем у этих террористов. Так что с власти и спрос больше. А народ не устраивает теракты. Народ устраивает бунты и революции. Собственно 1905 и 1917 показали, как народ относился к власти.
Алла23 августа 2018, 12:57
р.Б. Евгений, при всех несовершенствах демократий, полномочия правителя в них не так широки, как в монархиях. Нет смысла спорить с очевидным. К чему ваши цитаты, как это "отменяет" Ленский расстрел? Какие бы не были недостатки советской власти, до революции страну довела именно царская, и это мы и обсуждаем. Рабочие при СССР жили значительно лучше, чем при царе, это общеизвестный факт. Никакое единичное свидетельство Хрущева это не изменят. Кстати, источник слов можно? Может вообще фальшивка. 8-ми часовой рабочий день, отпуск по беременности и родам, вообще трудовое законодательство, защищающее права работника - достижение советской власти. Причем это прямо с первых дней вводилось.
Алексей23 августа 2018, 09:11
Алла,
Да и мотивы террористов ведь были не личные. Сами то они могли достичь, чего хотели и в РИ, возможно, не хуже, чем если бы жили в других странах. Им за кого-то другого было обидно, при том что сами "другие" себя обиженными вовсе не ощущали. Условно, Каракозов, как он сам был уверен, понимал некое несовершенство устроения общества, скажем, для крестьян (несправедливая, думал он, реформа), и шел убивать царя. А крестьянин-то ему и помешал.
И сегодня, террор есть везде, и где, как считается, жить хорошо, и где плохо.
Алексей23 августа 2018, 08:57
Алла,
Безусловно, власть несет ответственность, но ответственность власти не отменяет и не умаляет ответсвенности личной, хоть террористов 19 века, хоть бандитов 90-х, хоть нас с Вами. Внешние обстоятельтва лишь создают предпосылки, выбор за человеком, кем быть, комиссаром в пыльном шлеме, падающим духом поручиком, или защищать и прятать своего приходского батюшку до последнего. А внешние обстоятельства в РИ 19 века, на мой взгляд, не имели критических отличий от других стран "первого мира" того времени.
р.Б. Евгений23 августа 2018, 08:14
В продолжение:

В тюрьмы было брошено свыше 100 человек.


О наказаниях:

Генерал-лейтенант, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза
М. К. Шапошников получил приказ двинуть танки на демонстрантов.

Шапошников отказался выполнить приказ со словами: «Не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками». Во избежание случайных инцидентов Шапошников также приказал мотострелкам разрядить автоматы и карабины и сдать боеприпасы.

В 1966 году Шапошников уволен в запас. В 1967 году - исключён из КПСС. 26 августа 1967 года возбуждено уголовное дело по обвинению М. К. Шапошникова в антисоветской пропаганде.
р.Б. Евгений23 августа 2018, 08:01
В продолжение:

"Одновременно с этим дирекция Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ)
почти на треть увеличила норму выработки для рабочих (в результате заработная плата и, соответственно, покупательная способность существенно снизились).

Рабочие забастовали и вышли на площадь к горкому КПСС. Руководство СССР приказало всеми возможными мерами подавить сопротивление.

Министр обороны СССР маршал Р. Я. Малиновский отдал приказ при необходимости задействовать 18-ю танковую дивизию Северо-Кавказского военного округа.

В результате расстрела погибли (по официальным данным)26 человек. Еще 87 - получили ранения.

В последствии были расстреляны по приговору суда еще 7 человек.
р.Б. Евгений23 августа 2018, 07:36
Алла22 августа 2018, 19:05
"почему, например, случился Ленский расстрел. И какое наказание получил ответственный за открытие огня по людям. Я вам подскажу - ротмистр Трещенков был просто РАЗЖАЛОВАН. Даже в тюрьму не попал. А погибших было 150-250 человек".

Цитата:

"В конце мая (30 или 31 числа) 1962 года было решено повысить в СССР розничные цены на мясо и мясные продукты в среднем на 30 % и на сливочное масло — на 25 %. В газетах это событие преподнесли как «просьбу всех трудящихся».
р.Б. Евгений23 августа 2018, 07:33
Алла22 августа 2018, 19:05
"Насчет нищеты: почитайте как жили рабочие, почему, например, случился Ленский расстрел".

Про сравнительный образ жизни при большевиках и в царской России я уже приводил высказывание РУКОВОДИТЕЛЯ СССР И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.

Куда уж весомее.

р.Б. Евгений23 августа 2018, 07:26
Алла22 августа 2018, 19:05
"Абсолютная монархия плоха тем, что не имеет законной системы сдержек и противовесов против самодурства монарха, который к тому же получает свою власть не из-за своих способностей, а просто по наследству".

В результате революции Россия получила (вместо абсолютной монархии)ВОСТОЧНУЮ ДЕСПОТИЮ.

Вот уж где точно не было НИКАКОЙ ДЕМОКРАТИИ,свободы слова, печати, митингов и собраний, свободных демократических выборов, "законной системы сдержек и противовесов", где самодур- руководитель страны делал ВСЕ, чего хотел (в том числе - и вопросах передачи власти) -

так это все было ИМЕННО В СССР!
р.Б. Евгений23 августа 2018, 07:16
Алла22 августа 2018, 19:05
"Абсолютная монархия плоха тем, что не имеет законной системы сдержек и противовесов против самодурства монарха".

Уважаемая Алла!

Вы хотите сказать, что в модели так называемой "Западной демократии" такие системы действуют?

Наивно...

Они просто НОМИНАЛЬНО заявлены.

Те же американцы признают, что все "покупается и продается", "предается" и "подставляется".

Убийство Кеннеди, "Уотергейт", коррупционные скандалы и т.д.

Продвижение своих родственников, преимущественное положение детей богатых родителей.

Президент США Дональд Трамп:

"Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родится в нужной семье"
НН23 августа 2018, 01:12
Александр Алле: /Кто вам сказал что Россия должна культурно и ментально частью Европы?/- Александр, припомните, на ком женились наши цари. Уж точно не на российских дворянках! Почитайте хотя бы "Евгения Онегина" и "Войну и мир". Что читали и на каком языке, что смотрели, танцевали, на каком языке говорили наши дворяне и на каком языке писали письма - Вы удивитесь: по-русски они не очень. Как понимаете, это и была просвящённая и имеющая неограниченную власть часть общества со своим менталитетом. А простонародье плясало трепака и пели русские песни, читали, кто умел, Библию, о романах не говорим, о бесправии народа знаем все. Они вообще культурно не пересекались, это 2части. Монархия, однако.
Алла23 августа 2018, 00:48
Павел, так все правильно, в США такая дикость, как рабство в середине 19 века, привела к гражданской войне, в России такая дикость, как крепостное право в середине 19 века, отмена которого произошла крайне несправедливо (не надо про помощь государства, это несерьезно, государство соблюло интересы только помещиков, а не простых людей), в итоге привела к революции и гражданской войне. Разница в том, что в Америке негров было примерно 10%, а у нас крепостные составляли большинство населения. Отсюда и последствия для страны совершенно несопоставимого масштаба. Все монархи самодуры в какой-то степени, абсолютная власть развращает абсолютно.
Павел22 августа 2018, 23:53
Иван Грозный-самодур?Ну что ж.При нем было казнено около 5 тысяч человек. Кромвель,первый револлюционер,залил Англию кровью.По приказу деятелей Великой Французской революции, учеников великих гумманистов и просветителей Руссо и Вольтера,только в одной Вандейской бойне было уничтожено около полумиллиона человек.Самая демократическая страна в мире США-было уничтожено в результате целенаправленного геноцида(по признанию самих американцен) несколько десятков миллионов индейцев.Алла, а вы знаете, что в Англии в 19 веке за мелкую кражу публично вешали даже несовершеннолетних?
Павел22 августа 2018, 23:21
Алла,всё познается в сравнении.Как Вы правильно заметили, Америка входит в культурное пространство Европы.И в тех же Соединённых Штатах в середине 19 века существовало реальное,законодательно оформленное рабство.Да,не всё было гладко с отменой крепостного права в России.Но это был действительно позитивный шаг со стороны власти,конкретно Александра2.Даже советские историки это отмечают.Факт в том ,что крестьяне получили свободу и в материальном плане стали жить как минимум не хуже.И в выкупе земли государство помогало.Смею Вас уверить,что на тот момент это было пожалуй оптимальное решение.Самодурство монархии...А кого Вы конкретно из наших монархов считаете самодуром?
Павел22 августа 2018, 22:17
Дмитрий: "что происходит в народном сознании в стране, которая, имея все возможности для спокойной созидательной жизни, вдруг попадает под влияние кучки смутьянов и уничтожает собственную государственность" Вы это серьезно, Дмитрий? Вы серьезно считаете, что народ в царской России имел "все возможности для спокойной созидательной жизни"? Вы вообще книги-то читаете? Пушкин, Некрасов, Короленко, Гиляровский, Чехов, да тот же Достоевский, - все, кто описывал ужасы отсталой, полуфеодальной России - они что, с Луны свалились? Или были наивными людьми? Они жили в это России, которую сейчас кто-то-там потерял, и видели все своими глазами. В ТОМ ЧИСЛЕ ГРЯДУЩУЮ РЕВОЛЮЦИЮ.
Алла22 августа 2018, 19:05
р.Б. Евгений, крепостное право было отменено на крайне несправедливых условиях, и эхо этой несправедливости отдавалось до самой Революции. Абсолютная монархия плоха тем, что не имеет законной системы сдержек и противовесов против самодурства монарха, который к тому же получает свою власть не из-за своих способностей, а просто по наследству. Насчет нищеты: почитайте как жили рабочие, почему, например, случился Ленский расстрел. И какое наказание получил ответственный за открытие огня по людям. Я вам подскажу - ротмистр Трещенков был просто РАЗЖАЛОВАН. Даже в тюрьму не попал. А погибших было 150-250 человек.
Алла22 августа 2018, 18:49
Алексей, да хотя бы крепостное право - в Европе ничего подобного уже давно не было. А у нас его отменили в середине 19 века, и крайне несправедливым способом, взвалил все бремя выплат за землю на крестьян. И земельный вопрос в РИ никогда не был до конца разрешен. А те из дворян и "среднего сословия", которые хотели что-то поменять, не имели возможностей. Это к вопросу о политических правах. И оправдание террора тут не причем. Оправдываете ли вы бандитский беспредел 90-х? Едва ли, но едва ли вы и сваливаете все это только на самих бандитов: власть предержащие были виноваты в том, что вообще допустили подобную криминогенную обстановку в стране. То же и с масштабом террора в Российской империи.
Арина22 августа 2018, 13:02
р.Б.Евгений, во-первых затрагивали. Во-вторых, перечитайте свой комментарий. Больше не буду дискутировать с Вами на эту тему.
Димитрий22 августа 2018, 10:57
Название этой статьи вводит читателя в заблуждение. Любое правительство отвечает за то, что происходит в стране, которой народ доверил ему управлять. Для того правительство и существует, это его первая обязанность перед Богом и народом.
р.Б. Евгений22 августа 2018, 09:58
Арина21 августа 2018, 22:53
"А почему не виновата? Князья на Руси убивали друг друга в борьбе за власть, убиенные трехлетний Иван Дмитриевич как конкурент Романовых, Петр III, Павел I".

Дворцовые перевороты не затрагивали ни систему, ни людей, населяющих страну.
р.Б. Евгений22 августа 2018, 09:22
Н.С. Хрущев: "...иной раз брали грех на душу и говорили, что в старое время, дескать, жилось хуже. Грех потому, что хотя и не все, но высококвалифицированные рабочие в том районе Донбасса, где я трудился, до революции жили лучше, даже значительно лучше. Например, в 1913 г. я лично был обеспечен материально лучше, чем в 1932 г., когда работал вторым секретарем Московского комитета партии".
р.Б. Евгений22 августа 2018, 09:19
В продолжение:

Насчет нищеты

Н.С. Хрущева: "Я женился в 1914-м, двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия (слесарь), я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая. ... Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40-45 рублей в месяц. Черный хлеб стоил 2 копейки фунт (410 граммов), а белый - 5 копеек. Сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо - копейка за штуку. Хорошие сапоги стоили 6, от силы 7 рублей. А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же - сильно поднялись..."
р.Б. Евгений22 августа 2018, 09:17
Алла21 августа 2018, 18:16
"Крепостное право в середине 19 века"

Уважаемая Алла!

В рассматриваемый автором материала период - крепостное право в России было отменено.

Алла21 августа 2018, 18:16
"абсолютная монархия и нищета"

А чем плоха была абсолютная монархия?

Алексей22 августа 2018, 07:41
Алла,
В чем именно состояла двухвековая отсталость России от других европейских стран, по Вашему мнению? Каких именно элементов социальной справедливости, какие были у "них", не было в России? Парламента и ограничения власти монарха? Но ведь это лишь инструмент (возможной) справедливости, а еще не сама справедливость. Что могли люди там, чего не могли здесь, и если и были таковые отличия, могут ли они оправдывать террор?
Алла22 августа 2018, 00:09
Александр, не должна, а является. Это просто факт. В европейское цивилизационное пространство входит не только Россия, но и находящиеся далеко от Европы США, Австралия, даже Латинская Америка большей частью. И это не имеет ничего общего с тем, что под "Европой" подразумевают свидомые украинцы. Это общие вера, история, культура тех народов, что зародились в Европе и потом разошлись по карте. Простой пример: мы читаем классику других европейских народов, они читают нашу, а вот классику восточных народов куда меньше знают и у нас, и у них. Но я говорила о том, что русские в РИ сравнивали свою жизнь явно не с Азией или Африкой, а с Европой. И сравнение это во многих отношениях было невыигрышным.
Александр21 августа 2018, 23:04
Алле 21 августа 2018 18:16" Кто вам сказал что Россия должна культурно и ментально частью Европы? Россия это Россия и должны быть всегда только Россией. Иначе пример Украины и в размерах более страшных.
Арина21 августа 2018, 22:53
А почему не виновата? Князья на Руси убивали друг друга в борьбе за власть, убиенные трехлетний Иван Дмитриевич как конкурент Романовых, Петр III, Павел I. Власть сама не гнушалась политическими убийствами задолго до революционеров, только об этом не принято вспоминать. Выходит пока трон стоит, претенденты и наследники могут себе позволять что угодно. А декабристы организовали восстание, не террористический акт, совершенно разные вещи. И какая-то странная тенденция, отделять власть от последствий проводимой ею политики во все исторические периоды, кроме советского.
Алла21 августа 2018, 18:16
Дмитрий, а вам не кажется, что если такое происходило именно в России в таких масштабах, то в нашей стране что-то было очень неправильным? Россия чувствовала себя да и была культурно и ментально частью Европы, но наша система правления далеко отставала от своего времени. Крепостное право в середине 19 века, абсолютная монархия и нищета с бесправием большей части населения в начале 20 века - это всё находилось в вопиющем диссонансе с другими европейскими странами. То есть, мы вроде бы были и частью просвещенного мира, с выдающимися деятелями науки и культуры, но при этом социальная справедливость и политические права населения отставали от других развитых европейских стран на век-другой.
Николай21 августа 2018, 16:19

Спасибо,интересный материал,профессионально представлено хронологию событий.
Павел21 августа 2018, 12:53
До сих пор мне кажется невероятным, что убийства во имя революции могли быть основаны на "чисто логических построениях", как выразился Достоевский. Может быть, поэтому я не понимаю большинство его книг... Неужели такие люди, как Раскольников, действительно могли существовать на самом деле? По-видимому, исходя из этой статьи, придется дать ответ - да, хотя, повторюсь, у меня это не укладывается в голове.
Дмитрий21 августа 2018, 09:47
Мы так и не можем ответить окончательно для себя на вопрос: что происходит в народном сознании в стране, которая, имея все возможности для спокойной созидательной жизни, вдруг попадает под влияние кучки смутьянов и уничтожает собственную государственность? Какие соблазны и ценностные установки должны сформироваться в обществе, чтобы оно, как осёл с привязанной перед носом морковкой, неслось к краю пропасти, в погоне за недостижимой целью? И как сделать так, чтобы больше никогда не повторять ошибок прошлого? Эта мысль должна красной нитью проходить в программе изучения истории!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×