Мать матери Серафимы,
или Чудо всегда случается вовремя

Протоиерей Олег Врона, настоятель Никольской церкви в Таллине, рассказывает о христианском подходе к терпению, о благости этой добродетели, свидетельствующей о нашем доверии к Христу. Живя в молодости в Пюхтицкой Успенской обители, батюшка смог воочию убедиться в возможности приобретения этого качества и его неизменной благотворности для нас самих. Вот пример.

    

Невежда и подселенцы

Во второй раз в Пюхтицкую обитель я приехал в марте 1978 года, но уже не как паломник, а с целью подготовиться к рукоположению.

Меня поселили в знакомой и полюбившейся мне гостинице «на горке» в довольно аскетичной полуподвальной келье для паломников, где было мне совсем не скучно, поскольку в келью что ни день подселяли кого-нибудь из паломников. Порой среди моих подселенцев попадались бывалые паломники, многие из которых выглядели, как монахи: с нестрижеными бородами и с пучком длинных волос, стянутых резинкой на затылке. Они рассказывали складные истории о монастырской жизни тех немногих монастырей, которые чудом избежали печальной участи разоренных и закрытых обителей, щеголяя передо мной, почти полным невеждой в этой области, знанием имен монастырских игуменов, схимников и диковинных прозорливых старцев.

Часто эти разговоры заканчивались далеко за полночь, а это означало, что утром мне неминуемо предстояла борьба с искушением позволить себе проспать как минимум полунощницу. Всеми силами я старался не просыпать службы, и, кажется, мне это удавалось, ведь по моему отношению к церковной службе составлялось мнение у монастырского духовенства, сестер и у самой игумении о степени моей подготовленности или, если хотите, годности к рукоположению.

Две добрые противоположности

Игумения Ангелина (Афанасьева) Игумения Ангелина (Афанасьева)
Подготовка же состояла в следующем: с утра – полунощница, Литургия, потом общие послушания, а вечером – вечерня и утреня. И так изо дня в день. Благо, в Питере, когда я пел в Шуваловской церкви, один певчий подарил мне старенький, дореволюционного издания Часослов, и я в домашних условиях научился довольно бегло читать по-церковнославянски, что мне очень помогло в обители. Мне стали поручать читать девятый час, потом предначинательный псалом и далее по порядку: шестопсалмие, кафизмы и канон. Полунощницу сестры всегда читали сами, а в мои обязанности входило чтение часов и Апостола. Словом, ради приобретения необходимых навыков мне давали читать все или почти все, что входит в обязанности каждого псаломщика, будь то в монастыре или на приходе.

Перед каждой службой надо было прибежать в храм пораньше, чтобы узнать у уставщицы, кому служим и какую службу: бденную, полиелейную или рядовую, и, соответственно, получить распоряжение, кому и сколько читать тропарей в каноне, разобраться с чтением тропарей и кондаков на часах. Уставщиц было две: монахиня Серафима и монахиня Ангелина. Обеим было чуть больше пятидесяти. Воспринимались они мной как две противоположности, но противоположности очень добрые. Мать Ангелина – общительная, улыбчивая и прямая в своих суждениях: когда объясняла что-то по службе, то говорила с тобой не как с учеником, а как с таким же, как она, уставщиком, который просто слегка подзабыл Устав, и ему надо было только кое-что напомнить.

Мать Серафима – напротив: вся в себе, немногословная, говорила ровным тихим голосом, не располагая своего слушателя отвлечься на что-то иное, кроме того предмета, о котором шла речь. В зеркале ее души – больших серых глазах – отражалась отрешенность от всего земного и погруженность в молитву.

Тяжелый выбор

Как поступить, чтобы исполнить дочерний долг и остаться в монастыре?

С воспоминанием о матери Серафиме у меня неразрывно связана одна история, которую я услышал в те дни от сестер обители и которая меня тогда очень тронула. Сестры рассказали следующее. Когда мать Серафима в молодые годы поступила в Пюхтицкий монастырь, то в миру у нее кроме родной матери никого не осталось. Пока и мать, и дочь были молоды, то больших опасений за дальнейшую судьбу матери не возникало. Но годы пролетели гораздо быстрей, чем сулила молодость, и в итоге мать Серафима оказалась лицом к лицу перед большим и трудно разрешимым жизненным вопросом: как поступить, чтобы исполнить дочерний долг и при этом остаться в монастыре. Любому человеку понятно, что в такой ситуации выход напрашивается один: оставить монастырь и ухаживать за престарелой и больной матерью.

Тут за примерами далеко, как говорится, ходить не надо. В Таллине я знал одну такую инокиню, которая вынуждена была оставить Пюхтицкую обитель из-за того, что она должна была ухаживать одновременно за отцом и старшим братом, которые после раскулачивания в Печорах их семьи и ссылки в Сибирь вернулись оттуда совершенно больными. Когда эта инокиня по прошествии многих лет похоронила и отца, и брата, то и сама состарилась, а вдобавок еще приобрела тяжелую хроническую форму панкреатита – и в монастырь уже не вернулась. Может быть, ее даже и взяли бы обратно в монастырь, но она не могла себе позволить стать для сестер обузой. Сколько смирения в этом решении, согласитесь! Не настаивать на своем во что бы то ни стало, а подчиниться воле Бога – это очень ценное приобретение для христианина. К счастью, у инокини этой в Таллине еще оставалась младшая сестра со своей семьей, так что о ней самой было кому позаботиться, но то, что она всегда скучала по родной обители, было видно, да и слышал я от нее об этом не раз.

Был ли еще какой-то достойный выход из этого положения для матери Серафимы? Да, он был. Этим выходом могло бы стать поступление в монастырь самой матери, но игумения Пюхтицкой обители никак не давала на это согласия. И матушку понять было можно. В послевоенные годы монастырь жил очень бедно. От монахини Валерии, келейницы игумении Варвары, я слышал, что зимой в эти годы даже дров купить в обители было не на что и сестры вынуждены были собирать в лесу хворост. К тому же престарелых сестер в обители было много, и недоставало сил, чтобы обеспечить достойный уход за ними. Не хватало рук и на скотном дворе, не говоря уже о покосе – самом трудном для многих сестер монастырском послушании. И, взяв в монастырь одну престарелую родственницу кого-то из монастырских сестер, нельзя будет отказать в подобной ситуации и другим сестрам.

Печаль по Бозе и «случайная встреча» с епископом

Пюхтицкий монастырь. Святой источник Пюхтицкий монастырь. Святой источник

Владыка вдруг явственно услышал горький плач, который доносился откуда-то из леса

Раз за разом, то есть в каждый свой приезд в обитель получая отказ игумении о принятии в монастырь, мать матери Серафимы уходила к Святому источнику – месту явления Пресвятой Богородицы, где, уединившись в лесу, предавалась слезной молитве, изливая перед Богоматерью свою материнскую скорбь.

Однажды, в очередной свой приезд в обитель, как и прежде, пошла она к Святому источнику, чтобы в очередной раз излить свою печаль Пресвятой Богородице. А в этот день – не раньше, заметьте, и не позже – епископ, управлявший в то время Эстонской Православной Церковью, приехал в Пюхтицкую обитель и отправился, по своему обычаю, перед вечерней службой прогуляться к источнику.

Немного не дойдя до цели своей прогулки, владыка вдруг явственно услышал горький плач, который доносился откуда-то из леса. Владыка пошел по направлению плача и через несколько минут увидел пожилую женщину, которая, погрузившись в свою скорбь, не услышала шагов епископа. Владыка заговорил с ней. Узнав от пожилой незнакомки причину ее рыданий, он был глубоко тронут горем женщины и твердо пообещал ей помочь.

Бабушка-монахиня

Пюхтицкий монастырь Пюхтицкий монастырь

Постригаемой и была мать матери Серафимы!

В этот же день после вечерней службы епископ объявил изумленным игумении и сестрам, что завтра в обители состоится постриг. Все остававшееся время до пострига сестры взволнованно спрашивали друг у друга, кого намерен постричь владыка, но ответа не находили. Каково же было удивление сестер, когда во время пострига они узнали в постригаемой мать матери Серафимы. Многие сестры плакали при этом, радуясь и за мать, и за дочь. А как чувствовала себя при этом матушка игумения? Надо думать, что и она радовалась такому исходу, потому что владыка, взяв на себя ответственность за дальнейшую судьбу матери и дочери, успокоил совесть игумении Ангелины, вынужденной до той поры под давлением обстоятельств причинять скорбь монахине Серафиме и ее матери.

Дай Богу время разобраться с тобой

Не чудо ли это? Конечно, чудо. И оно всегда-всегда случается вовремя. Надо только немного подождать. Наша поспешность, как очень часто оказывается, просто мешает Богу устроить нашу жизнь лучшим для нас же образом. «Как велика милость Его, так велико и обличение Его. Он судит человека по делам его. Не убежит от Него грешник с хищением, и терпение благочестивого не останется тщетным» (Сир. 16: 13–14), – читаем в Книге Иисуса, сына Сирахова. Вспомним и простые слова Господа: «Терпением вашим стяжите души ваша» (Лк. 21: 19). Слова, казалось бы, простые, но – как трудно их исполнить! Слава Богу, однажды я увидел, что они исполняются.

Протоиерей Олег Врона
Подготовил Петр Давыдов

Книги Давыдова Петра в интернет-магазине "Сретение"

24 октября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О маме О маме
Эльвира Шахбазова
О маме О маме
Эльвира Шахбазова
Несмотря на склонность к проказам и озорству, она обладала такой добротой, что могла снять с себя последнюю рубашку и раздать последнее добро.
Батюшки и матушки о родительском благословении Батюшки и матушки о родительском благословении Батюшки и матушки о родительском благословении «Послушание родителям есть исполнение заповеди Божией»
Батюшки и матушки о родительском благословении
В преддверии Красной Горки о важности родительского благословения напоминают пастыри Александр Ильяшенко, Филипп Ильяшенко и Димитрий Фетисов; своими мыслями на эту тему поделилась и матушка Елена Фетисова.
Беседа с настоятельницей Пюхтицкого монастыря игум. Филаретой Беседа с настоятельницей Пюхтицкого монастыря игум. Филаретой Беседа с настоятельницей Пюхтицкого монастыря игум. Филаретой «К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь»
Беседа с игуменией Филаретой, настоятельницей Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря
Сергей Мудров
Для всех открыты двери Пюхтицкой обители, где под Покровом Богородицы совершается великая молитва за весь мир и, конечно, за эстонскую землю, на которой, волею Божией, выпало оказаться этому удивительному монастырю.
Комментарии
17 ноября 2018, 10:54
Слава Богу за все!
Замечательная история и нам, внушение, что в жизни все по Промыслу Божию!
Несколько лет тому назад мне посчастливилось побывать в Пюхтицах!
Послушания у нас были и мы были этому рады.
После службы мы с подругой общались на разные темы и я помечтала о том, что хорошо бы салатик поесть с крабовыми палочками. И отбросили эти мечты.
Но нас пригласили на трапезу, и на столе стояла огромная салатница с салатом, именно с крабовыми палочками.
Там и ещё были события чудесные.
Слава Богу за все! Дивны дела Твои, Господи!
Георгий29 октября 2018, 20:03
О.Олег,пишите ещё!)
Елена Киев25 октября 2018, 10:48
"Наша поспешность, как очень часто оказывается, просто мешает Богу устроить нашу жизнь лучшим для нас же образом." Как же это верно! Спасибо!
Мария24 октября 2018, 19:26
Как вовремя этот рассказ! Как же важно мне было его прочитать именно сейчас, особенно последний абзац! Спаси Господи отца Олега!
тамара24 октября 2018, 17:08
Спаси Господи всех .И насельниц монастыря,и паломников.Очень интересный рассказ.И как Господь всё управил...Все остались в утешении.
протоиерей Олег Врона24 октября 2018, 15:17
Маленькое уточнение: согласно только что полученной информации, игуменией обители в то время была матушка Рафаила, а епископом, совершившим постриг мамы матери Серафимы, Владыка Роман ( Танг).

С любовью о Господе, протоиерей Олег Врона.
Ирина24 октября 2018, 08:37
Спаси Господи! Очень трогательно,до слёз.И какое счастье матери и дочери!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×