Опубликована докладная записка по ситуации в церковной жизни на Украине, подготовленная митрополитом Киккским и Тиллирийским Никифором для членов Синода Кипрской Православной Церкви. Перевод документа ниже приводится полностью.
Ваше Блаженство,
Святые собратья,
касательно проблемы, которая возникла вследствие [необходимости] или нет автокефалии для Православной Церкви Украины, я со смирением и непритязательностью хотел бы отметить следующее:
С самого начала, когда впервые встал вопрос об автокефалии Украинской Церкви, я был открытым сторонником этой автокефалии. В различных беседах на эту тему с разными лицами, церковными и нецерковными, я поддерживал точку зрения о том, что сегодня, по сути, утвердилась практика, чтобы каждая православная и независимая в политическом отношении страна имела и собственную автокефальную Церковь.
Я полагал, что желаемая автокефалия Православной Украинской Церкви будет предоставляться не в спешке и на скорую руку, а медленно и крайне осторожно, в согласии с православной традицией, священными канонами, да и вообще церковным номоканоническим правом нашей Святейшей Православной Церкви.
К сожалению, во всем процессе провозглашения и признания автокефалии Православной Украинской Церкви вместо демократических, православных соборных процедур восторжествовали не демократические и соборные образ мыслей и подходы, а, как я с сожалением должен заметить, самочинные и волюнтаристские.
В то время, как Всесвятейший Вселенский Патриарх Константинопольский Варфоломей в своем письме признал и утвердил наложенное Православным Московским Патриархатом двадцать лет назад на отколовшихся от Русской Православной Церкви и, более широко, от Тела Единой, Святой, Соборной и Апостольской Христовой Церкви митрополита Филарета и его сторонников прещение в виде извержения из сана и отлучения от Церкви, три года назад, в 2016 году, как подчеркивает в своем публичном интервью Блаженнейший Патриарх Московский Кирилл, на собрании Предстоятелей Православных Церквей Патриарх Константинопольский обещал ему самому, Блаженнейшему Патриарху Московскому, что не будет предпринимать этого, т.е. не будет односторонне предоставлять статус автокефальной Церкви Украинской Православной Церкви и особенно раскольникам, он совершенно необоснованно провозгласил данную Церковь автокефальной. Кроме того, и это самое печальное, он сам спустя двадцать лет и вопреки своему письменному согласию с наложенными прещениями на согрешивших восстанавливает упомянутых осужденных, опровергая на практике самого себя и восстанавливая изверженных из сана и отлученных от Русской Православной Церкви.
По моему скромному мнению, подобное деяние представляется антиканоничным, поскольку, согласно священным канонам, любое прещение, и в данном случае извержение из сана и отлучение вышеуказанных лиц, снимается тем органом, который и наложил его, при условии, конечно, предварительного деятельного покаяния осужденных. В этой связи только Православный Московский Патриархат, который изверг из сана и отлучил от Церкви, имел номоканонические полномочия восстановить и вернуть согрешивших в лоно Православной Церкви.
Но есть и другая, по моему скромному мнению, серьезнейшая ошибка Вселенского Патриарха — пренебрежительное игнорирование кир Онуфрия, митрополита единственной общепризнанной Православной Церкви Украины, а вместо него — признание в качестве митрополита Киевского и всея Украины не имеющего канонического рукоположения самосвята Епифания и предоставление ему соборного Томоса об автокефалии во время сослужения с ним.
Ваше Блаженство и святые собратья, в заключение я с сожалением должен подчеркнуть, что предоставление Вселенским Патриархом Варфоломеем раскольническому сообществу Филарета и Епифания статуса автокефальной Церкви не только не уврачевало существующий раскол в Православной Церкви Украины, но, напротив, опасным образом углубило и усугубило его, поскольку сегодня, после предоставления синодального Томоса об автокефалии, мы столкнулись на Украине с трагическим явлением, когда есть каноническая Православная Церковь во главе с митрополитом Онуфрием и есть раскольническая во главе с изверженными из сана Филаретом и Епифанием. При этом, к сожалению, видна опасность того, что уже три года продолжающееся военное противостояние единоверного украинского народа выродится в религиозное противостояние. И есть еще большая опасность, что неуврачеванный украинский церковный раскол, как многие подчеркнули, проникнет в Тело всего Вселенского Православия с трагическими для него последствиями.
На основании всего вышесказанного у меня сложилось убеждение, что мы, Священный Синод Кипрской Церкви, не можем признать в качестве канонического митрополита Киевского и всея Украины не имеющего канонического рукоположения раскольника Епифания. И тем более, с точки зрения канонов нам не позволительно иметь евхаристическое общение с раскольниками и, особенно, с самосвятами.
Таким образом, мое предложение заключается в следующем:
1) Наш Священный Синод должен уклониться и не занимать позицию в пользу ни одного Патриархата, ни другого, т. е., ни в поддержку Константинопольского Патриархата, ни Московского. И это для того, чтобы не свести к нулю возможные посреднические усилия Кипрской Церкви для нахождения канонического решения.
Кроме того, я одержим страхом (и это самое худшее), что как бы славяноязычные Православные Церкви не приняли сторону Православного Московского Патриархата, а грекоязычные — Вселенского Патриархата, потому что тогда злосчастный раскол, к огромному удовлетворению врагов вселенского православия, затянется надолго.
в) Наш Священный Синод должен принять предложение, которое озвучивал в своих заявлениях Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн, о как можно скорейшем созыве Всеправославного собора. А мы говорим, что, если это сложно или вообще невозможно, то созвать собрание Предстоятелей Православных Церквей для обсуждения положения на Украине и нахождения номоканонического решения этой проблемы в целом, т.е. решения согласно священным канонам и преданию Православной Церкви.
3) Я верю, что Кипрская Православная Церковь, которая ведет свою автокефалию от III Вселенского собора в Эфесе и облечена авторитетом и ореолом Апостольской Церкви, должна и может сыграть первостепенную примирительную роль в реализации вышеуказанных предложений и разрешении всей проблемы в целом.
Ваше Блаженство и святые собратья, помолимся все, да осенит нас благодать Всесвятого Духа, Который весь собирает собор церковный, дабы мы все, епископы Православной Церкви, смиренномудрствовали и правомудрствовали к вечной славе ее Основателя — Господа нашего Иисуса Христа.