В марте в Печорах прошли XXI Корнилиевские православные образовательные чтения, в которых принял участие настоятель храма св. мц. Татианы, что при МГУ, протоиерей Владимир Вигилянский – член Союза писателей и Союза журналистов России, пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Не одно десятилетие отец Владимир приезжает в Псково-Печерскую обитель, и иеромонах Никон (Горохов) попросил поделиться его воспоминаниями о первом паломничестве в Печоры.
– Отец Владимир, как вы познакомились с монастырем?
– Впервые в обитель я приехал ровно 36 лет назад, на память преподобномученика Корнилия. А привез нас сюда вместе с моей супругой Олесей игумен Зинон (Теодор).
Мы познакомились с ним на похоронах старца архимандрита Серафима (Тяпочкина). Отец Зинон был пострижеником вашей обители, но потом переехал в Троице-Сергиеву Лавру. Когда мы с ним познакомились, то у него был такой период жизни, когда он мечтал вернуться в Печоры. Мы от него впервые узнали о монастыре и попросили взять нас с собой.
– Каково было первое впечатление?
– Приехали мы поездом Москва–Таллин, который приходил на станцию в 6 утра. Печоры встретили нас страшным холодом. Термометр показывал –25, а через какое-то время и –30 градусов. В начале марта такие морозы – это редкость большая, но в 1983 году так и было.
Вокзал был довольно далеко от города, в то время такси не было, а автобуса надо было ждать целый час. Отца Зинона встречала какая-то монахиня, они решили идти до города пешком, и мы к ним присоединились. Это оказалось очень тяжелым испытанием: одеты мы были легко и страшно замерзли. Согреться смогли только у печки в Никольском храме, где шла ранняя служба. Вскоре ко мне подошел монах и попросил помочь в просфорне: «Понимаете, завтра праздник, сегодня всенощная, а к завтрашнему дню нужно много просфор – без помощников не обойтись». Отца Зинона не было, чтобы спросить, и я решил, что помогу. Надо сказать, что в то время я только начинал воцерковляться, и мне было интересно всё.
Пекли мы просфоры целые сутки с перерывами, и на всё это время я оказался выключен из обыденной жизни и введен в особый внутренний мир обители. Работа в просфорне была как на конвейере: печки не хватало, приходилось печь в несколько этапов. Сутки пришлось жить на просфорне. Помощников было много, приходили еще и местные жители, всего человек 20. Вечером меня даже отпустили в храм на акафист.
– Получилось ли в первый приезд встретиться с кем-либо из старцев?
– Да, ведь отец Зинон нас взял с собой еще и поэтому. Мы хотели попасть на прием или к отцу Иоанну, или к отцу Адриану. Отец Иоанн был в отъезде, а отец Адриан принял нас. У жены было много вопросов к старцу, а у меня особенно ничего и не было.
Архимандрит Адриан, неожиданно для нас самих, сказал: «Ну что же вы приехали из Москвы по таким вопросам? У вас там есть наш постриженик – отец Зинон, вот к нему и обращайтесь». И таким образом от старца мы получили наставника в период нашего воцерковления. Отец Зинон сыграл очень большую роль в нашей будущей жизни.
От старца Адриана мы получили духовного наставника – отца Зинона
– А как же его работа в Даниловом монастыре?
– Данилов монастырь – это командировка отца Зинона из Лавры, которая длилась два года. Он вернулся в Печоры в 1985 году, а в 1986-м был закончен иконостас Корнилиевского храма.
– А с нашим митрополитом Тихоном вы тоже познакомились в Печорах?
– Мы были знакомы, потому что он часто приходил к отцу Зинону. Но общение наше было довольно коротким. По-настоящему мы подружились в 1986 году. Так получилось, что мы в одном купе возвращались из Печор в Москву и проговорили с ним всю ночь. Нынешний владыка Тихон тогда был вызван на работу в Издательский отдел к митрополиту Питириму и приезжал в монастырь забрать свои вещи.
Протоиерей Владимир Вигилянский и Митрополит Тихон (Шевкунов)
– А потом какое-то время вы и в Сретенском монастыре служили?
– Да, на этом печорская история не заканчивается. Когда мне настала необходимость рукополагаться, то по указу Святейшего Патриарха Алексия II я стал клириком именно Московского подворья Псково-Печерского монастыря (так тогда еще числился Сретенский монастырь).
После рукоположения я стал клириком именно подворья Псково-Печерского монастыря
Получается, что я почти клирик Псково-Печерской обители! Рукополагали меня 14 февраля 1995 года ради Белорусского подворья (которое было открыто только через 20 лет). А временно благословили служить в Сретенском монастыре. Позже встал вопрос о втором священнике в Татианинский храм, и меня направили туда.
А когда 20 лет назад отец Тихон открывал Сретенскую семинарию, то сразу же пригласил меня преподавать там. Что я до сих пор и делаю.
Вот так и получается, что значимые события в моей жизни так или иначе связаны с Псково-Печерской обителью и ее незабвенными старцами.
Искренне благодарю о. Владимира за рассказ-воспоминание о своем пути к Богу.
Пресвятая Троица - это Любовь и Свет и каждый человек несет в своей душе частицу Света и Любви к людям и чем больше мы встречаем в своей жизни светлых людей, тем яснее и наш жизненный путь (и свет во тьме светит и тьма не объяла его).
Желаю о. Владимиру доброго здравия, благополучия и помощи Божией благодати во всех делах!
Воистину Воскресе Господь!
Никто не посмотрел косо, ни интонацией даже не обидел, не то что словами. Слава Богу! Как же хорошо в этом монастыре! Слава Богу!