О храмовых финансах и других неудобных вопросах

Размышления в режиме самоизоляции

Когда крепкого русского крестьянина спрашивали, каков его доход, он, хитро прищурившись, отвечал: «Хватает и давать в долг, и отдавать долг, и на ветер бросать». Что означает этот непростой ответ, можно погуглить в интернете. Но на самом деле это не ответ, а уход от ответа. Примерно так отмахнется от вопроса и любой уважающий себя современный россиянин: «Хватает». Дело в том, что в нашем менталитете тема доходов, так сказать, табуирована: от зарплаты чиновника до зарплаты соседа и даже родственника. Такие вопросы задавать как-то неудобно. Хорошо это или плохо, но так есть. Так уж сложилось. Да и, действительно, зачем спрашивать? Человека, который доел сегодня последнюю краюху хлеба, а на завтра у него ничего нет, видно издали. А остальным хватает. Кому – на хлеб, кому – на хлеб с маслом, а кому еще и на икру сверху. Ну, опять же, красную, черную или кабачковую, спрашивать не принято.

Тема церковного бюджета сегодня тоже табуирована. Зачастую не только прихожане, но даже и рядовые священники не знают, много ли у прихода денег, на что они тратятся, – это забота настоятеля и казначея. И это тоже особенность нашего менталитета. Одно можно сказать наверняка: существование прихода на какой-то территории означает, что пожертвований хватает. То есть на данной территории хватает людей, которым нужен храм и служители при нем, чтобы покрестить ребенка, отпеть усопшего, повенчать молодых и просто прийти помолиться. Пожертвования людей, посещающих храм, как раз и создают тот бюджет, из которого начисляется заработная плата священнослужителям, певчим, уборщицам, сторожам, оплачиваются коммунальные услуги, налоги, ремонт и все остальное.

Каким-то приходам повезло: они находятся в центре города, в удобной транспортной развязке, до них легко добраться, у них много состоятельных прихожан. Этим храмам хватает и на богатую роспись, и на прекрасный хор, и на серьезную социально-благотворительную работу, общественную и образовательную деятельность. Другим храмам повезло меньше: они находятся, например, в вымирающем селе. Им тоже хватает, но только на то, чтобы едва свести концы с концами, иногда за счет средств самого священника, кстати. Но раз приход действует, значит, хоть как-то можно существовать, значит, денег хватает. Еще раз повторюсь: жизнеспособность храма зависит от «денежного потока», формируемого прихожанами, ну или от личного подвига сельского священника-одиночки. Наши храмы не содержит ни государство, ни Москва, ни олигархи, за редким, даже редчайшим исключением.

Сегодня в вопросе содержания храмов у многих, даже постоянных прихожан, нет четкого понимания ситуации, а есть некая отстраненность: «Не мое это дело». Как же мы пришли к такому отношению? Отчасти нас избаловало некое смутное воспоминание о царских временах, когда Церковь была в значительной степени на государственном финансировании. Многие (но далеко не все) церковные учреждения и храмы строились и содержались за счет государевой казны, а также православных меценатов, коих было немало. Память об этом осталась в нашем менталитете: «Я, конечно, принесу в церковь свой гривенник, но ведь этого явно мало; очевидно, что содержит ее кто-то другой, богатый и могущественный, наверное, помещик или сам царь-батюшка». Справедливости ради нужно отметить, что до революции официально публиковались ежегодники, в которых подробнейшим образом расписывалось имущество и доход каждого прихода. Все было предельно прозрачно: сколько десятин земли, сколько средств из казны, какой кружечный сбор и требы. Но это было уже очень давно.

После революции отделение Церкви от государства, то есть от государственного финансирования, физические репрессии верующих, закрытие и разрушение храмов загнали Церковь буквально в подполье, вынудили старательно прятать от враждебного государства (и от возможных осведомителей среди прихожан) всё, включая и свои финансы. Церковная казна потеряла прозрачность. Приходская община в результате гонений была разрушена: верующие, приезжавшие в единственный храм со всего региона, перестали чувствовать себя единым организмом, ответственным за судьбу своего храма, приходские собрания стали пустой формальностью, ну а распределение средств сосредоточилось в руках настоятеля, а в некоторых случаях – даже засланного советской властью «церковного старосты».

В позднесоветское время гонения ослабли, а рубликов, пожертвованных пенсионерами, с избытком хватало и на содержание храма, и на очень неплохое (по советским меркам) жалование священникам и сотрудникам храма. Ведь храм, как правило, был один на областной центр, а верующих было немало. Да и тратить особо некуда было, ведь любая деятельность кроме богослужения была по-прежнему запрещена. Церковь стремительно богатела, и на фоне брежневского дефицита и горбачевских талонов выглядела уже вполне респектабельно, а прихожане не особо задумывались, на что живет Церковь, просто покупали свечки, подавали записки, и было очевидно, что этого вполне хватает.

До сих пор живы стереотипы: «государство нам должно» и «Церковь богата, проживет и без меня»

С другой стороны, советская власть приучила нас к социальной безответственности, ведь мы ни за что не платили. Детский сад, школа, институт, больница, жилплощадь… Всё было за государственный счет, за все платило большое и могучее советское государство. И вот эта смесь советского «государство нам должно» и «Церковь богата, проживет и без меня» пришла в 1990-е годы, когда «новые русские» и старые партийные функционеры стали строить храмы. И будущие прихожане с этим радостно согласились: «Вот, у них есть деньги и власть, пусть они нам построят, тогда мы и будем ходить». Конечно, были замечательные исключения, но массово дело обстояло именно так.

Вся эта предыстория сформировала современное отношение к церковным финансам – не только со стороны далеких от темы «диванных финансистов», но зачастую и постоянных прихожан. Все перечисленные «архетипы» постоянно всплывают в разговоре: «Вы же на госфинансировании, почему за свечки еще деньги берете? В Церкви все должно быть бесплатно! Вас же “Газпром” спонсирует! Вам же губернатор дает! У вас же богатые спонсоры!» Увы, не содержит нас «Газпром». Наши главные благотворители – вы, дорогие прихожане. И если хотите, чтобы ваш храм действовал, а священники в нем служили, а не ждали покойников в прощальном зале или не подрабатывали таксистами по ночам, вам нужно полностью храм содержать. Не просто купить свечку и посетовать, что подорожали записки, а содержать. Богатые благотворители, конечно, есть, но они могут сделать разовое пожертвование, заказать дорогую икону или целый иконостас, оплатить какие-то конкретные строительные работы или даже построить храм. Но редко какой храм сможет похвастать регулярной спонсорской помощью, постоянно покрывающей все расходы. Содержать храм приходится приходскими силами.

Все эти рассуждения касались недавнего «мирного времени». А в сегодняшней непростой ситуации всем храмам категорически не хватает средств. И тут уже вопрос не в дорогих иконах и не в позолоте куполов. Не хватает на оплату труда работников храма. По причине эпидемии вместе с прихожанами исчезли из наших храмов и пожертвования. Это означает только одно: абсолютное большинство прихожан жертвуют на храм только в виде треб и свечей, не представляя себе, какой процент расходов покрывает его личный вклад, считая, что эти пожертвования – некие «сверхдолжные заслуги», без которых приход в общем-то может и обойтись.

Без эпидемии денег хватало. По закону больших чисел: не один, так другой, не другой, так третий; не постоянный прихожанин – так проезжий: кто-нибудь да пожертвует. Сейчас не жертвуют ни постоянные прихожане, ни тем более «захожане». Конечно, ситуация не совсем катастрофическая, но если у крупных приходов была какая-то финансовая «подушка безопасности», был штат сотрудников, без которых можно обойтись, на которых можно сэкономить (что, на самом деле, тоже очень печально), то в маленьких сельских приходах эпидемия ударила непосредственно по единственному работнику – священнику. Если из храма уйдет красивый хор, это неприятно, но не страшно; даже если уйдут просфорница, уборщица, сторож и дворник – все это можно стерпеть. Но если приход не обеспечит священника и не сможет оплатить коммуналку – храм будет стоять пустым, без отопления и света, а долги будут только расти.

Здесь мне видится два вопроса. Вопрос ближней перспективы уже озвучен многими: #поддержисвойхрам. Подсчитай, сколько ты жертвуешь в обычное время, прибавь к этому немного за своих соседей, друзей и знакомых, которые приходили в храм гораздо реже и сейчас вряд ли задумываются о содержании храма, еще прибавь за престарелых прихожан, которые не умеют пользоваться интернет-банком, и переводи регулярно на храмовый счет. Ну, или подавай записки в режиме онлайн, заказывай молебны, панихиды… Все, как в обычное время. Если ты считаешь себя прихожанином, конечно. Не нужно думать, что чужой богатый дядя продержит храм на плаву во время эпидемии. Если не мы – то никто.

Прихожане должны быть ответственны за формирование и распределение церковного бюджета

Вопрос дальней перспективы – серьезный и честный диалог о приходских финансах и активное привлечение прихожан к ответственности за формирование и распределение церковного бюджета. Безусловно, этот диалог будет сложным. С одной стороны, далеко не всем входящим в храм можно доверить распределение церковных средств. Нужно, чтобы человек ориентировался в современной обстановке, в уровне цен, разбирался в хозяйстве, социальных вопросах и, наконец, сам был жертвователем и, конечно, верующим прихожанином, а не просто сторонним спонсором. Открытость, прозрачность – да, для всех прихожан, но вот «рулить», конечно, захотят многие, но не многие смогут. Следовательно, нужен механизм формирования попечительского совета – не формальной, а реально действующей структуры. С другой стороны, будет сопротивление некоторой части духовенства «позднесоветского образца», привыкшей мыслить, перефразируя Людовика XIV, так: «Церковь – это я», воспринимающей церковный бюджет как свой личный источник дохода. Ну, это вполне понятно, ведь на очередном собрании может встать вопрос: откуда у батюшки новая машина, сопоставимая по стоимости с расходами, необходимыми на достройку храма?

Если такой диалог состоится и будет продуктивным, мы убьем нескольких зайцев сразу. Мы снимем с Церкви и священнослужителей постоянные обвинения либеральных СМИ в финансовых интригах, так как сможем ответить: «Извините, сколько средств собрали, столько и распределили, туда, куда сами решили, это уж наше общинное дело». И даже если прихожане решили купить батюшке дорогую машину или, например, в знак благодарности за труды отправить его с семьей на курорт – то это будет их общинное решение, а не его личный произвол. Во-вторых, прихожане будут чувствовать ответственность за свой храм. Ведь если человек принес свои деньги, не просто положил их в копилку, а два часа аргументированно спорил о том, куда их направить, ему будет далеко не все равно, на что их в итоге потратили, что в храме обновилось и чего еще не хватает. Коллегиальные финансовые решения позволят избежать многих несуразностей, таких как нереальные, надуманные, нерентабельные приходские проекты, бесполезные печатные издания, чрезмерно раздутые штаты или, наоборот, слишком низкие зарплаты служащим в храме, нецелевые расходы и т.д., ведь не секрет, что далеко не все настоятели одновременно и хорошие хозяйственники.

Коллегиальные финансовые решения позволят рационально распределять приходские средства

Мы сможем освободить священника от поисков цемента, профнастила, арматуры, пиломатериала, от необходимости ругаться с бригадами строителей, ведь священнику нужно служить, а не быть прорабом на стройке храма. Наконец, это будет серьезный шаг к формированию реальной приходской общины, поскольку совместные дела, как известно, объединяют.

Ну, а если все останется по-старому, если мы не проведем работу над ошибками?..

Пройдет эпидемия, вернутся в храм прихожане, снова принесут свои пожертвования, и все вернется на свои места. Если, конечно, не будет второй волны… Или опасности возникновения второй волны… Или профилактических мер по предупреждению опасности возникновения второй волны… Или настоящих, а не надуманных алармистами гонений… Или еще чего.

Сегодня нам дан шанс пересмотреть приходскую жизнь и сделать наши приходы более устойчивыми, в том числе в финансовом отношении. Конечно, финансы – далеко не самый важный, но, пожалуй, самый трудный и болезненный вопрос. Другие вопросы надеюсь затронуть в других публикациях.

А пока, как это ни банально звучит, – огромная благодарность всем, кто, несмотря ни на что, поддерживал и поддерживает храмы, с пониманием и смирением воспринимая нынешнюю суровую реальность.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
А 3 июня 2022, 11:30
Прекратите ругать советское время. Оно же спасло народ на 70лет от погружения в грязь капитализма. На Западе не было 70лет советской власти- казалось бы они могли верить спокойно, ну и куда они пришли? У нас хотя бы что-то сохранялось еще: доброта в людях, отзывчивость, взаимопомощь, понятие стыда и совести. Надоело восхваление капитализма священниками. Никому не нужны священники-"прорабы", священники-"бухгалтера", нужны священники-пастыри. С Пастырем все последним поделятся. Почитайте святых Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадского, Оптинских святых - что они писали о происходящем, о падении духовности, о том что через 1-2поколение не будет православия на Руси.
Олег25 августа 2020, 08:29
У в далеко не бедном районе Москвы сначала был один прекрасный приход. Храм восстанавливали в нищих 90-х годах всем миром. Получилось прекрасно. В 2010-х в районе появилось ещё три храма, которые за 10 богатых лет не удалось хорошо обустроить. Раньше в районе было 3 священника, а сейчас 12. Батюшки приехали из разных мест бывшего СССР, у всех большие семьи, нужны квартиры и т.д. Как-то все это не совсем правильно получилось. Особенно это видно сейчас, когда "захожан" почти не стало. Сейчас видно и первый храм тяжело содержать в районе, а четыре вообще тяжко.
Валерий25 июня 2020, 12:47
Мое мнение:жертвы прихожан-это общие финансовые средства.Значит,для их расход требуется бюджет и контроль.Деньги от треб и пожертвования идут в общую кассу.Далее достойно распределяются советом:у одного батюшки 5 детей+квартиру снимает,а у другого квартира в собственности и двое детей.Одному операция нужна,а другой здоров.Расходы одинаковые или разные?..У одинокой,бедной прихожанки сына на операцию положили?Где искать помощи?...Земная церковь-это прежде всего любовь,забота и взаимопомощь между всеми ее членами.Храм,приход-центр взаимной любви.Знают ли священники и прихожане материальные проблемы друг друга?Любят и помогают ли друг другу на деле, а не на словах? В каких делах это проявляется?
Другой Дмитрий11 июня 2020, 06:38
Галина Ник, ну вы же помните - первый уровень "раба", второй - "наёмника" и только третий - по любви. Конечно третий - лучше всего, но ведь уровни потому так и расположены что их не миновать. Вы же помните - "начало премудрости - страх Божий...". Я когда крестился - пытался сразу "из любви". Ну, типа я такой смиренный, всех людей люблю... Вот только Богу как оказалось нужна искренность. И у Него есть "посох" чтобы вразумлять глупых овец (это я про себя, если что).
Галина Ник10 июня 2020, 13:32
Другой Дмитрий Да, один ребенок поможет по хозяйству, потому, что заставили, а другой потому, что маму жалко. К чему будем стремиться?
Другой Дмитрий10 июня 2020, 10:25
Галина Ник, мне почему-то кажется что бытовые вопросы - они и есть самые духовные.
Галина Ник10 июня 2020, 09:56
Продолжение. Здесь нет теории-только практика. Практикует каждый: один читает и познает Бога, другой наблюдает окружающий мир и находит Господа, третий через болезнь ищет дорогу, четвертый просто трудится и совершенствуется духовно. Прийти в храм, отдать деньги и освятиться нельзя. Утверждение: отдай десятину, прочитай утреннее и вечернее правило и простятся тебе грехи –грубое фарисейство. И никакие ссылки на Галилея, Ветхий Завет, святых отцов не помогут. Чтобы в храме были верующие нужен личный пример священника - «Делай как я». А дальше все уладится, бытовые проблемы тоже. Сейчас, после самоизоляции, многие батюшки в панике, но иначе и быть не могло. Не философ, простите,если что не так
Галина Ник10 июня 2020, 09:52
Дмитрий, в церкви разные люди, каждый со своим представлением о жизни. Один послушный – как сказали, так и сделал, другой копается, пока не поймет, как устроено. Один замкнут в себе, другой устремлен к всеобщему. Таковы и клир, и миряне. Наблюдаю разделение Церкви на три части: монашествующие отдельно, священничество с семьями отдельно, миряне сами по себе - три неперемешиваемые части. Но монахи сейчас не те, что были даже 30 лет назад, равно как и священники. Мирянин же меняется не так стремительно, но и он зачастую идет в храм «получить услуги». Это правильно? Из любой точки Вселенной до Бога расстояние одно и то же и зависит от состояния души и никак не связано с физическими законами
Другой Дмитрий10 июня 2020, 03:55
Галина, я вовсе не хотел сказать будто Вы не жертвуете на Храм. А к чему я призываю ? Ну, наверное, если Вас мои слова "не зацепили" то Вам это и не надо. Просто простите что я отнял у Вас время.
Галина Ник 9 июня 2020, 22:54
Екатерина,Богу наши материальные приношения не нужны - Он взыскует сердца. Вопрос десятины - вопрос человеческий. Можно отдать миллионы и пыжиться от гордыни, а можно две лепты. Не стоит бытовые вопросы ставить на первое место. Быт устроится естественным образом при устроении вопросов духовных. Это возможно субьективное впечатление. Я ведь тоже не из прилежных прихожан.
Екатерина 9 июня 2020, 18:13
Галина 9 июня 2020 10:41, на самом деле решение всех этих вопросов кроется в нашем личном отношении к Богу, в ответе на Его безграничную любовь к нам. А отношения "Ты мне - я тебе" в любви неуместны, да и не можем мы Ему воздать за все благодеяния. И материальные блага, которые якобы мы сами зарабатываем, мы приобретаем, используя таланты, просто так подаренные нам Богом. Дары Божии нельзя ни купить, ни заработать. И много еще есть, что сказать. А то, что Вы сочли меня "церковной" очень лестно и весело))). Я обычный человек, в Церковь стала ходить не так давно, большую часть жизни как раз провела в статусе захожан,о чем искренне жалею. "Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец".
Галина 9 июня 2020, 14:42
Другой Дмитрий 9 июня 2020 Не пойму, к чему призываете? Хотите сказать, не жертвую на храм?Ошибаетесь. Жертва зависит от достатка семьи: бывает десятина, бывает - меньше, бывает - больше или ничего. Но мы не можем пожаловаться на свой приход, у нас достойный настоятель, а в храме, в котором меня крестили, другое. Сейчас строят церкви не думая, кто и как их будет содержать, батюшек "пекут" как блинчики и половина из них мало-верующие. Не служат - работают. Даже гос.служащие получают не зарплату, а содержание, а батюшки - зарплату. Непрестанные отсылки к Ветхому Завету также удивительны. Бог неизменен, но человек изменчив - сколько бы шаров лично я не сбросила с башни, это ничего не изменит.
Другой Дмитрий 9 июня 2020, 11:42
Галина Ник, финансовый проблемы людей понятны. Но у Вас есть возможность совершить эксперимент и самой прийти к выводам. Галилео Галилей бросал шары с Пизанской башни и он разобрался с законом всемирного тяготения экспериментально а не теоретически. Также и верующий может всю жизнь спорить и никогда ничего не узнать точно. В Библии написаны требования вместе с обетованиями. Неразрывно. Вы можете выполнить требования и узнать, получите ли обетования. Или не выполнить - и никогда не узнать.
Галина 9 июня 2020, 10:41
Екатерина 8 июня 2020, 22:27 Позиция "какое вам дело, куда тратятся средства" отталкивает людей от храма, делает "верующими в душе" или ищущими Бога в сектах. "..почему мы считаем себя вправе следить за Церковью.." - мы не следим, мы и есть Церковь, неужели не понятно? Нельзя относится к мирянам, как к дойной корове и только и ждать от мирянина подношений. Надо дать и ему что-то. Он не ищет материального, так как материальное сам создает и делится им, мирянин ищет духовного. Получает ли - вот в чем вопрос. Если получает, то с радостью отдаст что имеет, а не получает, то никто его и не заставит делится плодами своего труда. Высокомерное отношение - мы церковные - а вы "захожане" - порочна.
Екатерина 8 июня 2020, 22:27
И потом, если уж на то пошло, если обернуть этот суд на самих себя. Работодатели не следят, как мы тратим заработанные деньги; тогда почему мы считаем себя вправе следить за Церковью в этом направлении? А если оценить заработки на честность (не говорю о воровстве, а даже хотя бы о том, что отработано ли положенное время полностью (без опозданий), качественно ли выполнена работа?), чтобы иметь дальнейшие претензии? А по поводу дорогих машин (тошнит уже читать) - никто не думал, что они может быть просто экономнее, потому что прослужат дольше и без поломок?
Екатерина 8 июня 2020, 22:12
Вдобавок можно перечитать прекрасный рассказик для детей "Синие листья" Валентины Осеевой,в котором точный вывод - давать надо так, чтобы можно было взять.
Екатерина 8 июня 2020, 22:01
Порядок финансирования Церкви установлен Самим Богом. Есть и другие цитаты из Библии все о том же (например, "Доброхотно дающего любит Бог"). И при этом в Самой Главной Книге нигде нет предписаний следить, куда именно Церковью эти приношения будут потрачены. В связи с этим возникает вопрос : до каких пор люди, считающие себя православными, будут унижать священнослужителей и всех тех, которых Господь (Который Сам управляет Своей Церковью) освятил и приблизил к себе (а по сути, Его Самого)? Ещё вопрос : никто не боится, что Господь попросту не примет деньги, принесенные с таким настроем (Он же видит сердце), или примет, а потом вернёт обратно? (Вот будет, мягко говоря, неприятно)
Екатерина 8 июня 2020, 21:38
Лично для меня громко звучат слова из Библии (Сирах, гл. 35,стихи 4-12):"...Не являйся пред лице Господа с пустыми руками, ибо все это - по заповеди. Приношение праведного утучняет алтарь, и благоухание его - пред Всевышним; жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет. С веселым оком прославляй Господа и не умаляй начатков трудов твоих; при всяком даре имей лице веселое и в радости посвящай десятину. Давай Всевышнему по даянию Его, и с веселым оком - по мере приобретения рукою твоею, ибо Господь есть воздаятель и воздаст тебе всемеро. Не уменьшай даров, ибо Он не примет их: и не надейся на неправедную жертву, ибо Господь есть судия, и нет у Него лицеприятия... "
Галина Ник 8 июня 2020, 20:23
Дмитрий, повторюсь: в храме нужны верующие, в первую очередь это священник. Тогда и статьи такие писать не придется и разговоры о десятине вести. Мы платим 13% налога с дохода, если прабавить еще 10, в церкви вообще людей не останется как в Европе. Храм место молитвы, а не место реализации амбиций некоторой части населения. И потом откуда вы знаете, почему человек в храм один раз приходит? Может он за этот один раз больше чем некоторые в годы трудов приносит? Пути Господни неисповедимы.
Дмитрий 8 июня 2020, 13:18
Очень грустно и печально, что Церковь в принципе вынуждена писать статьи в таком "оправдывающемся" тоне, что, мол, мы не просто так деньги клянчим, а они нам действительно необходимы. В храме должно быть тепло и светло, должна быть вода. Но ни одна коммунальная служба бесплатно не даст ни электричество, ни газ, ни воду. В магазине не дадут бесплатно продукты, чтобы можно было накормить сотрудников храма. Храм сам не отливает свечи, серебряные изделия, не печатает книги - все это закупается. И кстати, постоянные прихожане как раз жертвуют без проблем, потому что понимают необходимость. А те, кто бывают в храме раз в год, они то и кричат громче всех, что священники занимаются поборами.
Алексей 8 июня 2020, 02:41
Именно так и живет все зарубежная православная диаспора уже десятилетия - когда прихожане являются еще и официально членами прихода - то есть могут учувствовать в голосовании и избирать приходской совет, который уже ВМЕСТЕ со священником занимается управлением прихода. Все члены прихода имеют возможность ознакомиться с годовым балансом прихода - откуда в общих чертах видно откуда приходили и куда уходили средства. А за текущим балансом следить также избираемый всеми казначей.
Галина Ник 5 июня 2020, 21:08
Денис, но мне дорог храм в котором крестили моих детей, меня, моих родителей,родителей их родителей - храмз построен и освящен в 1737 г. Я не хочу выбирать, это чудовищно.
Денис 5 июня 2020, 15:53
Галина Ник, вы поступаете верно. Слава Богу, что хоть в городах есть возможность выбирать приход по душе.
Галина Ник 4 июня 2020, 20:13
Павел и Дмитрий,не отрицаю, что священнику и его семье надо кушать. Повторюсь, прихожане не слепые и видят, что на приходе делается, кода уходят средства. Выросла в сельской местрости, храм у нас никогда не закрывался, батюшек содержали. И дожили: пришел и первое что сделал это на сайте дал обьявление "храму нужен цветной принтер, газонокосилка, снегоуборочная машина" и т.д. Много лет живу в большом городе, зожу в другой храм, но раз в году бывала в родном храме, старалась пожертвовать что-то, как и другие мои земляки. После этого обьявления наисала батюшке, что храму нужны верующие и не дала больше ни копейки. И другие в бодьшинстве тоже оскорбились.А пели всегда прихожанки и денег не надо
Дмитрий 4 июня 2020, 10:31
Галина Ник, у меня нет никакой болезненной реакции. Вы помянули "обеспокоенных уменьшением финансов батюшек" и написали что Апостол Павел делал палатки. Намёк конкретный. Я дал ссылку материал посвященный истории этого вопроса. Я ответил строго в русле темы. Кстати, у Павла в посланиях вопрос финансов поднимался. Флп. 4, 14-16 "Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду".
Дмитрий 4 июня 2020, 10:18
Денис, мы сейчас обсуждаем не садомитов а конкретный вопрос финансов. Смешать всё в одну кучу самый верный способ во всём и запутаться. Есть конкретные факты. Например, в Латинской Америке традиционное вероисповедание - католицизм. Но в последние десятилетия популярен переход в протестанты. Есть чёткая статистика что после этого перехода доходы семей серьёзно растут. А почему ? Ведь с православной точки зрения это переход из одной ереси в другую. Тут надо вспомнить что человеческая жизнь в руках Господа (первый член Символа веры). При переходе они начинаю платить десятину - Господь начинает заботится о их благосостоянии. Вот и всё.
Денис 4 июня 2020, 06:19
Дмитрий, специально посмотрел, что представляет собой крупнейшая из протестантских организаций ФРГ - Евангелическая "церковь" Германии, собирающая церковный налог: женское "священство", рукоположение открытых содомитов, "венчание" однополых пар... Не знаю, как любителям церковной десятины, а по мне меньшее зло быть безбожником, чем прихожанином такой "церкви".
Павел 3 июня 2020, 22:28
Галина, чтобы уметь регентовать, петь и грамотно разбираться в богослужебных книгах, в Уставе (попробуйте сами составить службу, для начала - самую рядовую, будничную, не говорю уж о сложных вариантах праздничных и великопостных служб), люди учаться годы, например - в регентских школах. Если человек специально этому учился и решил посвятить этому всю свою жизнь, - на что ему жить, не получая за свой труд никакой зарплаты? В оплате труда регента и певчих нет ничего предосудительного, священник так же получает зарплату, ведь он тоже человек, у него семья, и ему тоже надо на что-то жить.
Alex Nevskiy 3 июня 2020, 22:15
[quote]вот стоит огромный собор в маленьком провинциальном городе.[/quote] На 100 % такая же ситуация и в моем маленьком городке в Беларуси. Так тяжело и долго строился огромнейший храм, я считаю, люди тоже должны участвовать в решении, какой храм им нужен, потянут ли они собор. Также и в храме думаешь давать ли или не давать, если машина у настоятеля супер крутая, (при том, я противник очень дешевых машин из-за их качества, но не на столько же), и тоже дорогие командировки людей в Израиль, и облачения и утварь заменились на очень роскошные. Я сам стараюсь жить скромно и экономлю, и не могу давать деньги, которые на непозволительную роскошь тратятся.
Галина Ник 3 июня 2020, 22:02
Дмитрий, читала, знаю и не только это. Но, позвольте, а певчих и иже с ними это не касается? Или для них в храме есть только возможность заработка? Может, все-таки что-то в "консерватории" не так? И почему такая болезненная реакция? Прихожанин он ведь человек верующий и к тому же не слепой.
Дмитрий 3 июня 2020, 19:38
Денис, продолжение. Таким образом намекать на помощь сатаны это уже очень опасно. Это уже не просто нарушение девятой заповеди - тут можно нарваться на хулу на Духа Святаго. Денис, если кто угодно - атеист или мусульманин выполнит например 5-ю заповедь он получит обетование 5-й заповеди. Ибо Господь не лицеприятен. Протестанты выполняют заповедь о десятине - Господь не оставляет их без денег. Духовные законы - это как законы физики.
Дмитрий 3 июня 2020, 19:31
Денис, я Вас ни в чём не стыжу. Я вообще чужие финансы не обсуждаю. По поводу протестантов - они очень разные бывают. Подавляющее большинство воспринимают содомию как грех. Те, что легализуют находятся в соответствующих странах под соответствующим давлением и направленными манипуляциями. Не надо укорять их слабость - надо радоваться что у нас пока не так. А то в советские времена и у нас много кто шёл на сотрудничество с государством и делал много чего, чего лучше не вспоминать... По поводу источника. Люди выполняют заповедь Божию (про которую Иисус сказал - не оставлять Мф. 23:23). Выполняя заповедь Божию получают обетование Божие.
Дмитрий 3 июня 2020, 19:08
Галина Ник, по поводу палаток и т.д. вот тут хорошо написано https://pravoslavie.ru/129581.html
Галина Ник 3 июня 2020, 16:22
Владимир 3 июня 2020, 11:25 Что-то не припомню, чтобы Федору Шаляпину платили за то, что он Литургию в храме пел. Ну и для чего такой хор? Для красоты? Для показу? Попробуйте, мысленно уберите из храма всех кто ради денег. Печально. Батюшки, некоторые, сейчас так обеспокоены уменьшением доходов, а помнится апостол Павел зачем-то изготавливал палатки.
Алла 3 июня 2020, 15:30
НН,2 июня: Вы правильно догадались - храм восстановлен на деньги прихожан (причем всех, а не 1-2 богатых спонсоров). Я (и многие другие) пришла уже "на готовое", но практики прихода - все открыто и все - общее дело, что бы это ни было (храм убрать, больных навестить, деньги на текущий ремонт найти и т.п.) быстро "подтягивают" вновь пришедших. Стала понимать, что так и должно это работать, чтобы у причта не болела голова, где деньги взять - им хватает дел у Престола служить и нас же всех по кругу выслушивать, исповедовать, крестить, венчать, отпевать, утешать и навещать в больницах. Если мы хотим, чтобы все это было, надо самим обеспечить священникам такую возможность.
Антон 3 июня 2020, 14:49
Эта статья непонятно кому адресована. Есть правящий архиерей. Есть настоятели храмов. Почему они молчат и бездействуют, почему не скажут: "Дорогие наши прихожане! Сейчас наступили трудные времена, поддержите наши храмы." И я думаю люди помогут. Понесут последнюю тысячу, но помогут. Но почему этот вопрос стал поднимать о. Андрей? Мы хотим услышать нашего архипастыря или нашего настоятеля. Почему церковное руководство молчит? Или мы сами должны проявить каждый со своей стороны, так сказать, сознательность, - пойти и принести пожертвования? Надо налаживать связь между настоятелем и прихожанами. Быть более открытым.
Дмитрий 3 июня 2020, 13:29
Денис, среди моих близких "богачей" вообще нет. Все (и я в том числе) живут на зарплату. Когда нужна реальная помощь - мимо не проходим. Но взаимопомощь родственников это не единственное, что требуется от людей. Есть и милостыня. Когда Христос говорит что на Суде будет рассмотрено что делал человек хорошего - там она упоминается. Значит, оказывать её требуется от человека. Обратите внимание на те 2 главы из послания св. Ап. Павла. Там он собирает деньги у христиан города Коринф на помощь христианам города Иерусалим. Говорит как это важно для самих коринфян. О сборах на содержание церкви самих коринфян речь вообще не идёт. Это как само собой. Оценит ли Бог помощь кошечке также высоко ?
Владимир 3 июня 2020, 11:25
Галина, если это профессиональные певцы, которые поют в городском кафедральном соборе на регулярной основе - то их труд должен быть оплачен. Как и труд сторожа и труд продавца в лавке. Потому что эти люди в церкви работают и, следовательно - имеют полное право питаться от храма. В соборе служат почти каждый день, плюс некоторые дни - еще и раннюю и позднюю литургии. Потому там, бывает, даже два хора поют, посменно. В маленьких церквях - совсем другой расклад. Служб немного. Хор, как правило, народный. Там зарплату, в полном смысле этого слова, получает только регент и то, не всегда. Так, если есть что разделить, иногда на дорогу денег дадут и еды с канона. И это тоже нормально.
Денис 3 июня 2020, 02:14
Дмитрий, у вас есть право стыдить меня - инвалида второй группы за жадность? С какой стати мне отдавать десятину со своей пенсии в пару сотен баксов (в пересчёте с рублей) "батюшкам" ездящим на иномарках?! Касательно протестантов, легализовавших "венчание" однополых пар, то от Бога или дьявола они получают материальное благополучие?
Денис 3 июня 2020, 02:06
Елена, когда Церковь обласкана сильными мира сего, когда щедро снабжается богачами, то священнослужителями слишком многие становятся ради власти и денег с понятными последствиями для духовной жизни. Так почему век тому назад за безбожными большевиками пошло больше в том числе и поголовно крещёных русских людей, чем за белыми? В том числе потому, что их критика Церкви основывалась на реальных злоупотреблениях священноначалия, на реальной подчиненности Церкви государству, которое даже ещё при Петре Первом упразднило патриаршество на Руси.
Денис 3 июня 2020, 01:57
Владимир, сравните как с коронокризисом справляются КНР под властью КПК и США, где капиталисты довели народ до массовых погромов во всех крупных городах страны. Касательно тяжкого наследия, так в России капиталисты вот уже 30 лет правят. Поймите, первые виновники наших бед мы сами, а не наши предки. Наши советские предки в своём большинстве уже предстали перед Страшный Судом, где справедливо с поправкой на милосердие Божье оценены, как гонения на Церковь, так и Победа в Великой Отечественной Войне с настоящей заботой друг о друге в том числе посредством всеобщего здравоохранения за счёт общих средств.
Денис 3 июня 2020, 01:43
Дмитрий, если дать рыбку кошке, а кусок мяса собаке, то они их не пропьют. Касательно людей, то неужели у вас среди близких (родственников, друзей, соседей) сплошь богачи, да хорошо обеспеченные?
Галина Ник 2 июня 2020, 22:55
Понять не могу: о какой зарплате певчим идет речь? Разве мы в театр ходим,чтоб билеты покупать?
Константин 2 июня 2020, 20:14
Будучи отцом семейства и человеком, как мне кажется весьма ответственным, не могу пройти мимо. Что такое ответственность для меня: это умение понимать к каким последствиям ведет твоя деятельность или бездеятельность. Должны ли прихожане содержать храмы? Да, конечно. Должны ли отцы-настоятели или другие лица на приходе давать отчет? Да. конечно. В любой момент и любому человеку. И до этого очень далеко. Но лично меня смущает не это. А совершенно непомерные епархиальные взносы и поборы. Я готов положить в кружку в воскресение тысячу, не обеднею от этого. Но сколько из этой тысячи пойдет на коммуналку храма? А сколько уйдет в патриархию? У меня нет ответа на этот вопрос, а знать хотелось бы...
Светлана 2 июня 2020, 19:07
Батюшка так хорошо объяснил проблемы финансирования, но проблемы прихожан не легче, мы также остались без зарплат и дохода на неопределенный срок, а детей кормить надо, и школьные поборы продолжились, правда, чуть скромнее. Даже за март зарплату единственному кормильцу нашей многодетной семьи не выплатили, простой оплатили по минимуму, впереди неизвестность. И те же долги за коммуналку и ипотеку, которые совсем нечем гасить. А расходуют настоятели замечательно, и доверие к ним полное, потому что все в а виду,без отчётов и советов прозрачно на приходе
Дмитрий 2 июня 2020, 16:19
Денис, не надо подсчитывать кто и сколько тратит. Это позорно. Кажый "сеет" сколько может ориентируясь на десятину и свои возможности. В конце концов это то, что делает любая протестантская община. И у них нет проблем с деньгами. Мы же их духовнее ? Мы ведь точно их духовнее ? Вот и не надо подсчитывать ложечки которые потратит часто причащающаяся бабушка.
НН 2 июня 2020, 15:01
Алла 1июня, Согласна с Вами, так должно быть.Но бывает редко,когда храм выстрадан приходом,когда построить новый храм-это инициатива прихода,а не предписание сверху. Храм в шаговой доступности-очень хорошо,но и"засада". Многие из нас идут туда,как в магазин,и одеваются так же. Детей приводят из песочницы с грязными руками. Отношение сформировано отстранённое с самого начало- храм построили- деньги нашлись,так и на его содержание без нас найдутся.На требах,свечах и записках храм не проживёт.Да,священник не должен превращаться в завхоза и тд."Советские прихожане" ответственно деньги жертвоали Богу,а не храму и настоятелю,но учились и лечились"безответственно бесплатно".Вот на всё и хватало.
Елена 2 июня 2020, 13:39
Я знаю случаи ,когда приход платил батюшкам издевательски маленькую зарплату.В статье предлагается отправлять священника на курорт в знак благодарности за труды. А просто нельзя его отправить отдохнуть? Со священиками не заключается трудовой договор с обозначенные окладом,выходными.Их могут переводить на приходы, где нечем платить зарплату,негде жить. И они едут выполнять свой долг. Сколько еще мы будем не доверять священникам ? Считать их деньги,обсуждать машины, следить как бы им не жилось слишком хорошо? Лучше бы платили батюшкам централизованно хорошую зарплату, доплату на детей из тех отчислений,что собираются в Патриархии. А согласился бы о. Андрей на 12 тыс.жить по решению прихода?
Дмитрий 2 июня 2020, 11:54
Александр, Вы сами решаете с какой суммы. Никто не будет вас контролировать - Церковь не налоговый инспектор.
Евгения для Аллы 2 июня 2020, 10:44
"Как тогда узнали,что Иисус был плотником, раз об этом не сказано прямо?" - "Вопрос о профессии Христа имеет разные предположения. Известный богослов архиепископ Таушев писал, что греческое слово «тектон», употребленное в Евангелии, может быть переведено не только как «плотник», но и как «строитель» или «каменщик». Как бы то не было, нужно сказать, что в те времена дети чаще всего продолжали дело своих родителей и если святой Иосиф был плотником (в русском варианте), то логично предположить, что Христос был с детства обучен этому ремеслу"(Священник Антоний Скрынников).
Александр 2 июня 2020, 09:51
Алла 2 июня 00:39 Я ведь не против помощи, и батюшка, конечно не виноват, что эпидемия. У ап. Павла в посланиях много о пожертвованиях и в разы больше о вере и спасении. А тут как-то однобоко - про деньги. Я, кстати, заметил, что на Пасху многие священники писали о богослужениях в пустых храмах, о прихожанах, лишенных храмов. А сейчас разворот пошел в сторону финансовую. Кушать, конечно, всем надо, но как-то центр тяжести публикаций смещается не в ту сторону. И размышления о десятине. Допустим, у прихожанина ипотека. И больше 50% он отдает банку. Десятина должна быть с остатка после платежа банку, или с первоначального дохода? Как Вы понимаете, сумма оставшихся для семьи денег будет разная
Владимир 2 июня 2020, 09:12
Про прозрачность же финансов - на усмотрение настоятеля надо вопрос оставить. Ему виднее. Если есть доверие настоятелю - то оно должно быть во всем, в том числе в финансовых вопросах. У нас, например, тайна финансов открыта не всем, а только приходскому совету - совет дедов) И слава Богу, что не все в этом участвуют, был бы бардак. Я бы не хотел в финансовых вопросах участвовать, например
Дмитрий 2 июня 2020, 08:45
Александр, я и не думал настаивать на десятине от другого человека. Ибо "2Кор.8:13. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.". Уделять надо только по расположению сердца ибо "2Кор.9:7. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.". Вообще в этом послании 8-я и 9-я глава посвящена обсуждаемому здесь вопросу. Там св. Апостол Павел собирал деньги на нужды Иерусалимской церкви. Обратите внимание - "доброхотно дающего любит Бог". А десятина - это ОРИЕНТИР для понимания того, о каких деньгах идёт разговор. "2Кор.9:6. При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет"
Владимир 2 июня 2020, 08:34
В остальном же - поддержу Веронику. Для храма как наш, почти сельского, хорошо, если все, кроме священника работают Богу даром или почти даром. В алтаре помогают и читают на буднях пенсионеры, в выходные работающие. Хор поет за символическую плату, чтобы петь Богу, большая часть хора - даром, кто не постоянно поет, для кого пение - не профессия. Кухня живёт на пожертвования, готовят не только повара, но и все, кто хочет помочь. Трапеза после службы - для всех желающих. Община собралась, при этом, вокруг Евхаристии. Т.е. вокруг Христа. Тут отцу можно и на Иерусалим и на Крым и на Луганск денег собрать. Потому что храм - Божий и общий, а священик - наш, служит для нас и с нами Богу
Владимир 2 июня 2020, 08:18
Отец Андрей. Бесплатные образование и медицина - это не иждевенчество и социальная безответственность, к которым нас приучили коммунисты, а обеспечение равного доступа к базовым жизненным благам для всех, через перераспределение налогов, от богатых к бедным. Права на образование и медицинскую помощь прописаны в нашей конституции. Берём пример с Германии, например. А не с Мозамбика и Конго. К дорогим машинам, тоже, не советские батюшки обычно склонных они если когда-то и любили дорогого коня и быструю езду, то их уже Бог возрастом смирил, и нас смирит, в своё время, а молодые, активные, современные во всех смыслах отцы. Нельзя так, одновременно, быть и за индивидуализм и за общину.
Денис 2 июня 2020, 07:45
Касательно кому сколько в бюджет прихода вносить. Надо ещё учитывать, а кто сколько использует из числа людей со сравнимым уровнем свободных средств. К примеру одни причащаются раз-два в год, а другие почти еженедельно. Так кому следует в первую очередь одноразовые ложки или спирт для дезинфекции лжицы покупать?
Денис 2 июня 2020, 06:45
Всеволод Токарев, в рядом храме Красноярска (крупнейшего города Восточной Сибири) львиная доля дохода прихода уходит на отчисления в патриархию и епархию, на содержание священнослужителей и храма. Причём на храмы наверное больше всего тратится, оцениваю по своему последнему приходу. Появился храм, почти на нет сошли благотворительность и миссионерство. Да и прихожане отдалились "друг" от "друга" (кавычки не случайны).
Дмитрий 2 июня 2020, 06:45
Денис, ну вот сейчас в кризис много нуждающихся. Но я не понимаю как Вы сможете им серьёзно помочь "без посредников". Ну вот, например - https://www.miloserdie.ru/campaign/umerla-ot-goloda-v-zheludke-nashli-nitki/ . Вы что, лично организуете закупку и развоз дешёвого продовольствия ? Идти на улицу и давать деньга бомжам - дело хорошее, но если дать деньги тем, кто УМЕЕТ им помогать - будет лучше. По очевидным причинам.
Денис 2 июня 2020, 06:37
Андрей, Христос есть Сын Бога Творца и ныне на Небесах Спаситель. К чему ему что-то материальное от нас? "Жертва Богу - дух сокрушенный" Псалтирь. Жертвуя Церкви, мы передам деньги и материальные ценности конкретным людям, а с людей уместен спрос. Сам же я последнее время стремлюсь заботиться о животных, причём лично. Кошке купил, дал, съела. К тому же животные обычно благодарнее людей. Так кошка ласкается к руке дающей, а среди людей не каждый и на словах поблагодарит.
Андрей 2 июня 2020, 03:13
От общины много конечно зависит, но кто способен создать, организовать общину, а не малую группку настоящих прихожан. Далеко не в каждом приходе из прихожан найдется такой организатор. Пастырь нужен для общины. Есть случаи разные, родственники рассказывают у них в соседнем селе на приходе батюшка окормлял несколько деревень, с матушкой организовывали мероприятия разъезжали, общались с людьми и от людей много слов добрых в его адрес и люди тянулись в храм. Заменили на молодого и народ отошел. Жалобы на строгость и безраличие, как им кажется, с его стороны. Народ простой деревенский в своих заботах не сильно к Богу тянулся, но сколько от священника зависит организовать или нет общину.
Алла 2 июня 2020, 00:55
Денис, а вот я не хочу, чтобы батюшки разменивались на работу таксиста. Священник должен всецело посвятить себя делу Божьему.
Алла 2 июня 2020, 00:39
Александр 1 июня 2020, 21:53 "Но если бы нас в храм, как в других городах не пускали, а настоятель бы только денег на содержание просил, я бы, наверное, перешёл в другой храм." Александр, настоятель ведь не виноват, что пришла эпидемия. И храм чаще всего закрыт только для прихожан, а священник служит и молится о всех, ездит причащать домой, помогает. Что же, его бросить в трудную минуту и пойти искать, где получше?
Евгения 1 июня 2020, 23:32
А почему служить и подрабатывать таксистом - события взаимоисключающие? Знаю инженера МГТС (моск.гор.телефонная сеть), подрабатывающего грузчиком и чистильщиком газовых колонок. Бесперебойность телефонной связи и интернета он обеспечивает на 100%. Дополнительная информация: у него трое детей.
Александр 1 июня 2020, 21:53
Настаивающим на десятине - наверное надо быть благотворителями за свой счёт, а не за счёт соседа. Каждый жертвует в меру своей финансовой обеспеченности. И ещё по поводу содержания храма. У нас, слава Богу, богослужения не прекращались. Но если бы нас в храм, как в других городах не пускали, а настоятель бы только денег на содержание просил, я бы, наверное, перешёл в другой храм.
Vlad S 1 июня 2020, 21:44
Дмитрий 1.06.20 08:35 Подтверждаю, что удивительным образом Господь возмещает десятину. Фарисей платил в Храм чем получал - тмином, зерном и прочим. Но если я здоров и в силах, то мне ли прятаться за вдовицей с 2 лептами? Стараюсь от любого дохода, продажи своего имущества отдавать десятину, благодаря Его за сделки, за сытость. Отдаю через кружку, или покупаю в приход что-нибудь, или батюшкам молча в руку, или нуждающимся у храма. И не спрашиваю, куда потратили, в епапрхию, себе, или налог- незачем. Отцы, братья, сестры! Не о себе говорю грешном мирянине, но о Христе, который всё отдаст сполна, и еще Немного - призываю всех вас отдавать с любовью в храм Его 10% после налогов, это укрепляет
Алекс 1 июня 2020, 21:10
Дмитрий 1 июня 2020, 08:35 "Есть один интересный момент. Очень похоже что люди материально не обеспечены не потому, что "таков их крест". А просто потому что они не доверяют Богу. В данном случае - свои финансы. Я не знаю полезно ли писать на эту тему (а я, конечно, полный эгоист) но когда человек начинает серьёзно жертвовать (скажем, стараясь приближаться к десятине) он с удивлением обнаруживает что Бог находит способы ему это компенсировать." Абсолютно согласен! Так же не знаю на сколько полезно обсуждать эти аспекты, но полностью подтверждаю!
Галина 1 июня 2020, 21:08
Настоятель должен создать общину,единую .Не делить людей на прихожан, на захожан .Если кто-то пришел в Храм ,значит этому человеку нужен Бог,а его в захожаны записали !Еще такая ситуация-настоятель говорит,что " зашел в Храм,положи соточку".Неважно за чем человек зашел,главное "положи соточку"!Священник -это посредник между человеком и Богом,а об этом все забыли!Главное "соточку".
Алла 1 июня 2020, 20:10
Я согласна, что ответственность за свой храм должна быть на каждом члене общины. И открытая отчетность этому очень, на мой взгляд, способствует. После первого же открытого обсуждения общиной финансового отчета за год быстренько формируется чувство личной ответственности за храм (даже у тех, кто, как я, пришел в свое время с привычкой "пожертвую, как могу"). При этом сбором средств и отчетами занимается приходской совет, а вовсе не настоятель - у него все-таки другая в Церкви задача, согласитесь. Хочется ответить и тем, кому отчетов и на работе хватает - как раз нужно, по-моему, свои навыки бухгалтера, строителя, руководителя в храм принести и с пользой употребить.
Всеволод Токарев 1 июня 2020, 20:01
В зарубежных приходах священники подрабатывают не от хорошей жизни; вообще-то это, как я понимаю, запрещено канонами, а именно 6 апостольским правилом. Есть такие случаи, когда матушка, часто многодетная, зарабатывает, а батюшка без отвлечения служит и получает символическую зарплату; сами судите, хорошо ли это и укрепляет ли семью. Полагаю, постоянные члены прихода должны регулярно и жертвовать, не 10%, так пусть 5 или 2%; так и происходит во многих православных юрисдикциях; а за торговлю в храме Христос плёткой выгонял.
Денис 1 июня 2020, 19:26
Дмитрий, бывают экстренные случаи, когда нуждающиеся далеко, а помощь нужно доставить срочно. Тогда посредники уместны. В остальных же случаях лучше самому приютить, напоить, накормить... Лучше лично помочь кошке, чем отдать кому-то деньги под благовидным предлогом фактически на новый мерседес.
Мария 1 июня 2020, 18:09
Отец Андрей, обратите Ваши вопросы Патриархии. Вы изложили историю вопроса, и Вы тоже знаете, что в своё время в Церкви победили стяжатели. Это было время Иосифа Волоцкого. Опыт есть, пример тоже. Глядя на архиереев, заметно, что вроде как справляются. А мы, милостью Божией, делаем посильные - я настаиваю на этом определении! - пожертвования. Сам термин пожертвования уже о многом говорит. И даже закрываем глаза на ценники в некоторых храмах/монастырях, которые откровенно кусаются. Длинный помянете тянет приличную сумму. Ну, значит, тут так, не моего скудного ума дело. Смиряемся.
Карина 1 июня 2020, 17:16
Мне бы не хотелось знать как батюшка расходует деньги.По многим причинам,и так видно как священник надрывается на стройке и тянет два храма! Предлагаю ,для тех у кого сомнения не целесообразного расходования (по их мнению),давать не деньгами ,а конкретно :если видят ступеньки посыпались -нанять сами строителей и сделать, нужен подсвечник-купите,износилось облачение-закажите ,купите.Против десятины-с каждого по возможностям,кто деньгами ,кто трудом.Трудом для многих священников будет предпочтительнее,не всё можно купить!
Наталия Ростова 1 июня 2020, 16:16
Священникам надо иметь организаторские способности. Он должен быть не только хорошим пастырем,но и руководителем.Тогда и проблем в храме не будет, как с ЛЮДЬМИ, так и с КАССОЙ. Дружу с одним из таких батюшек. На своём новом приходе (строят храм), он организовал в короткие сроки крепкую общину.Знает каждого по имени и кто и как живёт,чем дышит. Пример - женщина, пропустила одну воскресную службу. Звонит ей. "Мария Ивановна, как ваше здоровье? Давно вас не видел." Давно - это неделю. "Так! Мария Ивановна приболела, надо навестить, помочь. Кто пойдёт?" И люди с радостью идут, потому что знают, что и им потом помогут.Молодёжь вообще от него не отлипает.К каждому имеет свой подход. Вот, как надо.
Андрей 1 июня 2020, 16:08
К сожалению,те,кто меньше всего жертвуют,больше всего интересуются вопросом : "а куда пошли мои деньги?" Иуда Искариот возмущался поступком грешной женщины,вылившей драгоценное миро на Иисуса Христа, ведь его можно было бы дорого продать..Но Иуда был вор,как о нем сказал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Поэтому рыться носом в церковных финансах как то по иудински получается...Глава Церкви - Христос? Мы к Кому в церковь идем? Кому жертвуем ? Отдал денежку и забыл об этом сразу, как и Евангелие учит..пусть левая рука не знает,что правая делает...А те,кто Церковь святую с общественным фондом сравнивает,очень далеко заблудились..
Татьяна 1 июня 2020, 15:48
В будние дни не всегда могу попасть в свой приходской храм, хожу, что ближе к работе в храм Малого Вознесения на Большой Никитской, Москва. Это радость: с какой любовью укарашается храм, пишутся новые иконы, службы неспешные, все доброжелательные, ведется активно приходская жизнь, всегда собираются на чаепитие. А приход то маленький, может быть, человек 30-40, трудно, наверное, содержать храм, но не чувствуется недостатка денег на такое замечательное и красивое убранство, и когда батюшки обращаются за помощью, хочется участвовать в этом деле, потому что все в этом храме все с любовью (зайдите на сайт храма, сами убедитесь). Больно за свой храм,где по Воскресным дням до 500 чел, а нет такого.
1 июня 2020, 15:29
Полностью поддерживаю комментарий Вероники. Люди обязательно откликнутся любовью на любовь.
Андрей 1 июня 2020, 14:51
Без единства в главном - в вере - общины получиться не может. Единобуквие есть - Символ Веры все на Литургии вместе споют. А если начать задавать вопросы, как именно кто его понимает, то окажется, что далеко не все веруют, что Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь - это Православная Церковь, и что без пребывания в Ней спастись вообще невозможно. Или не все принимают тот факт, что мир сотворён за шесть календарных суток, а не за шесть неких "йомов", которые каждый толкует, как ему удобнее (для наведения мостов с эволюционизмом, например). Только единство в Православной вере способно открыть людей друг другу, создать необходимую степень доверия, без которой община невозможна.
Владимир 1 июня 2020, 14:13
Юлия, Вы затронули очень важный вопрос - создание общины. Это большая проблема, особенно в больших городах. Где постоянные прихожане составляют максимум 15-20% (но даже и эта часть - отправляется летом "на дачи" и становятся деревенскими прихожананами). Все это обуславливается политико-экономическими фактороми следствием которых становится малая осёдлость населения. В связи с такой высокой мобильностью прихожан необходимо вообще переосмыслить, что такое современный приход. Требуются какие-то новый формы взаимодействия, приспособленные к таким изменениям. Хотя по мне - слабая оседлось и излишняя мобильность - вредна сама по себе. И тут, конечно, изживается она другими социально-политически
Дмитрий 1 июня 2020, 13:39
Ольга, а ещё лучше жертвовать на Храм и не думать, куда идут деньги. Мы ходим на службы по субботам-воскресеньям, в остальное время работаем. Охота Вам изучать эту отчётность ? И что, наше решение будет лучше чем профессионального священника ? Жертвовать надо ибо это отношения человека с Богом (а не с Церковью). А в остальном - лучше не брать на себя сверх необходимого. Отчётностей мне и на работе хватает...
1 июня 2020, 13:37
Опять же, вот стоит огромный собор в маленьком провинциальном городе. Нужно ли было строить такой большой, требующий и отопления зимой, и свет, и проч. Прихожане, бабушки просто не тянут всё это. Собор начинает разрушаться. Одновременно,народ видит, на каких машинах ездит настоятель, какие у него облачения, обязательно ежегодно паломничество заграницу, что не может позволить себе ни разу за всю жизнь обычная какая-нибудь бабушка, приходящая на службу, а таких большинство прихода. Пример совершенно конкретный. К кому претензии, что собор разваливается и приход в запустении?...
1 июня 2020, 13:31
Очень многое зависит от настоятеля. Если с любовью с амвона скажут, что проблемы в храме, надо собрать, как это происходит в некоторых приходах в Москве, конечно, люди откликнутся. Знаю один собор, где настоятель запрещал говорить об этом в таком формате, и деньги собирались во время богослужения, например, в момент полиелея или во время литургии. К каждому подходили и просили. При этом, казначея собора была очень злой женщиной. Конечно, там и нужда в деньгах всегда была и осталась. Если есть в храме любовь к людям, люди будут отвечать помощью.
Лариса 1 июня 2020, 13:28
Многие прихожане остались без работы,и,соответственно, без средств к существованию.
Евгений 1 июня 2020, 13:20
Как-то не очень понятна озабоченность отца протоиерея. По существующему Уставу ВСЁ отдано ему в руки. Из прихожан сделали захожан, т.к. их никто не спрашивает особо, собрания формальны на бумаге, в средствах перед ними не отчитываются, считая и распределяя их узким кругом. Всё в руках настоятеля храма. Доход упал? Проблема, конечно, но не мы не идём в храм, а нас не пускают. Собраний же реальных батюшки боятся, т.к. кроме финансовых, поднимутся вопросы чистоты каноники и догматики. Но повторяю, всё в руках настоятелей храмов. Люди и сейчас многие жертвуют втайне от души, как могут, но их держат часто за дураков, ИГНОРИРУЯ даже письменные вопросы. И ладно, Бог нас будет судить всех.
Ольга 1 июня 2020, 12:05
Хорошо жертвовать на храм, когда есть открытая отчетность куда идут деньги. Я за. А закрытая или сфабрикоаанная отчетность вызывает недоверие. Если есть призыв к христианскому отношению паствы о содержании храма, то пусть и управление храма поступает по христианских и не скрывает куда идут доходы. Иначе возникает недоверие.
Вероника 1 июня 2020, 11:52
Благодарю за статью! Вопрос и правда серьезный, и он совсем не надуманный, не раздутый. Но вот вмешательство прихожан в финансы - это большое искушение для всех. Поэтому просто скажу от себя, или может хотя бы частично от нашего прихода. На самом деле всё это идет от священства: когда ты видишь, на какой разбитой колымаге ездят помощники батюшки, какое скромное облачение, но при это очень красиво убран храм, на праздничной иконе всегда свежие и красивые цветы, когда тебя и многих-многих щедро одаривают просфорами, и при этом в глазах духовенства только любовь, смирение и кротость, ну как тут не помочь, тем более в нынешней трудной ситуации...
раиса 1 июня 2020, 10:39
Я бывший казначей большого собора, уже на пенсии. Знаю не понаслышке, как тяжело содержать храм и какие надо иметь огромные доходы для этого.А прихожане постоянно отмахивались, когда я пыталась им объяснить, что нас никто не содержит, государство денег не дает, церковного налога у нас нет как в западных странах. Вот и приходилось ходить с протянутой рукой по предприятиям и фермерским хозяйствам и просить, просить. И так обидно, когда приходят в храм и даже свечи свои приносят с собой. Ведь это грех ,когда так наплевательски относятся к дому Божию. Всегда настаивала, что давно пора ввести десятину, каждый должен внести на содержание храма десятую часть своих доходов по совести и долгу.
Нелли 1 июня 2020, 10:12
Да не храм мы должны содержать, а отчисления в епархию и в Москву. Вот именно поэтому и не хочется лишние деньги оставлять. Если бы были изменения на этом уровне, то, возможно, и люди бы иначе думали. А так, нету сейчас слепых и глухих. Нету
Сергий 1 июня 2020, 08:53
Добрый день. Очень хорошая и современная статья. Данный вопрос уже давно назрел.
Дмитрий 1 июня 2020, 08:35
Есть один интересный момент. Очень похоже что люди материально не обеспечены не потому, что "таков их крест". А просто потому что они не доверяют Богу. В данном случае - свои финансы. Я не знаю полезно ли писать на эту тему (а я, конечно, полный эгоист) но когда человек начинает серьёзно жертвовать (скажем, стараясь приближаться к десятине) он с удивлением обнаруживает что Бог находит способы ему это компенсировать. Я понимаю что в Православии человек ищет небесного а не земного. И даже разговаривать как-то неудобно. Но жить как-то надо а это - серьёзный способ получить стабильность. Проверено. Думаю, что это вообще единственный способ "накопить" себе на пенсию.
Анна 1 июня 2020, 07:41
Сложный и неоднозначный это вопрос. Из поездок по стране, из общения с людьми, из наблюдений за последние 8 лет сделала вывоз один: тот, кто на месте близок к настоятелю, частенько пользуется своим положением. А было бы чем пользоваться! Не все, но многие. Это факт. И доверители их просто остаются по итогу обманутыми очень часто. Допускать общину к формированию и распределению бюджета. Тоже весьма спорная история. Давно заметила, где устраиваем колхоз, там ничего не получается. Где-то дела обстоят хуже, а где-то лучше. Дело не в ментальности. Дело в том, что чем больше знает человек, тем больше домыслов. Особенно в том, что касается денег.
Денис 1 июня 2020, 07:37
"Но если приход не обеспечит священника и не сможет оплатить коммуналку – храм будет стоять пустым, без отопления и света, а долги будут только расти". Пишет протоиерей Андрей Ромашко. Однако, когда львиную долю доходов прихода сжирает содержание храма. Возникает вопрос. Так ли уж необходим дорогой в содержании храм бедному приходу? Помню, ходил одно время на кружок православной молодёжи, что за символическую плату арендовал пустующее в выходные и праздничные дни офисное помещение. Зато хватало на активную миссионерскую работу.
Денис 1 июня 2020, 07:29
"И если хотите, чтобы ваш храм действовал, а священники в нем служили, а не ждали покойников в прощальном зале или не подрабатывали таксистами по ночам, вам нужно полностью храм содержать" пишет протоиерей Андрей Ромашко. Однако даже на богатом Западе священники зачастую в будние дни работают на светской работе, а служат по призванию в воскресенье. Бывает и чаще служат, если основная работа со скользящим графиком вроде работы того же таксиста.
Александр Салий 1 июня 2020, 06:26
Хорошая статья. Все по делу. Если бы наши прихожане (не говоря о всех людях)приносили десятину со всех своих доходов на храм(как это было раньше),то таких проблем финансовых не было бы. А так элементарная жадность и скупость у наших прихожан создает такие проблемы. Любят говорить,что Господь не требует приношение десятины в Новом Завете,чтобы ее не приносить.С виду все такие верующие,молятся,постятся,а как дело касается финансов,придумают тысячи причин. Десятину никто не отменял,и каждый христианин должен !!! ее приносить в храм Божий,на его содержание. Это заповедь Божия,как и все остальные,которую нужно соблюдать. Аминь.
юлия 1 июня 2020, 02:17
Дорогой протоиерей Андрей Ромашко, может вам начать в первую очередь больше внимание своей пастве, обьеденить людей, СОЗДАТЬ общину, сделать так, чтобы для людей ваш храм стал домом? Глядишь, и проблем с финансами не будет. Начните делать что-то сами и люди к вам потянутся.
Андрей 1 июня 2020, 01:53
Мне кажется в этом направлении нужно двигаться. Дай Бог что-бы побольше приходов переходили на такую форму ведения хоз.дел. Но сложно предположить что-бы прихожане начинали этот вопрос поднимать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×