«Моя жизнь не пролетела, потому что она шла с именем Христовым»

Памяти архимандрита Антония (Гулиашвили)

Часть 1: А в душе – улыбка

Пока душа почившего недавно в Грузии архимандрита Антония путешествует где-то там по райским обителям, где действительны уже совсем другие паспорта, мы вспоминаем, как же было с ним здорово здесь, где пока все мы отбываем еще свои епитимии, – на земле. Продолжаем публикацию воспоминаний послушника Сретенского монастыря Иоанна Шевчука о новопреставленном.

Архимандрит Антоний (Гулиашвили) с фотографиями отца Иоанна (Крестьянкина) Архимандрит Антоний (Гулиашвили) с фотографиями отца Иоанна (Крестьянкина)

А иначе чего и кричать-то?

Для нас всех, сретенской молодежи, отец Антоний при всем его грузинском колорите был еще и олицетворением традиций печерского старчества – тем, кто перенял его дух, опыт, более 40 лет окормляясь у отца Иоанна (Крестьянкина).

Внимание к людям, молитва, эти огроменные синодики… И что-то такое неуловимое во всем его облике. Это точно: чадо. То есть тот, кто рожден в духе отца Иоанна. А у батюшки Иоанна, известно, был дух любимейшего ученика Христова – апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

А иногда – взгляд! Посмотрит – ну точно отец Иоанн. И – столько любви, что вот тоже любящий и любимый ученик Христов. И батюшка Иоанн на тебя будто смотрит – жив в его опыте. И вместе с тем ты чувствуешь эту силу любви, сохраняющей нас всех для вечности.

Отец Антоний все время говорил про отца Иоанна:

– Это святой человек. Вы доживете, его прославят в лике святых. И он будет великим святым нашего времени. Вы доживете, я не доживу. Но для меня он уже святой. Он уже с Богом, мой молитвенник перед Богом.

В келье мы отцу Антонию повесили портрет отца Иоанна (а дома в Грузии у него целых несколько портретов батюшки прямо перед кроватью висели), еще какую-то батюшкину цитату примостили. И этот грузинский витязь постоянно к нему обращался.

– Отец Иоанн, ну где же ты? Ты видишь, как мне трудно?! – просто крики души раздавались. И ответ получал – а иначе чего и кричать-то?

Топливо от отца Иоанна, чтобы газовать в жизнь вечную

Отец Антоний и отец Иоанн Отец Антоний и отец Иоанн

Отец Антоний и про Печоры рассказывал: приехал как-то раз «на заправку» – как над ним там смеялись (он обмолвился было при тамошних монахах, что к отцу Иоанну «подзаправиться» является и потом, мол, на целый год хватает; так они над ним и стали потешаться: «О! На заправку?»; «Ну всё, пока этот грузин не уедет, нам батюшку не видать»). Но и отец Антоний однажды старца не застал на месте (батюшка был на отдыхе), да там его келейница Мария Владыка вышла:

– Ты, отче, в келью заходи, – оглядевшись, говорит, – духом-то батюшка всё равно тут, побеседуете.

Отец Антоний зашел, сделал три земных поклона, уселся на диванчик, на котором батюшка обычно общался, а потом… Вспоминал: ощущение было, что не только бак, но и еще «канистры» запасные с собою в тот раз уволок.

Нас всех, послушников, да и вообще многих, отец Антоний «деточка моя» называл – так же, как и отец Иоанн (Крестьянкин). Это было его постоянное обращение – и он мягко, ласково говорил:

– Деточка моя, дай, пожалуйста, вот это…

Какая-то в нем такая сердечность была – точно то топливо, полученное от батюшки Иоанна, и не истощалось больше никогда. Хотя облик его и обещал обратное… Но сердце – точно с пропиской на Небе: доброе.

«Дядя, не кричи»

Как же он жалел людей. Особенно в больнице.

– Вот, бедненькая, мучается лежит.

А в реанимации мы с ним чего только не насмотрелись. Было не то что страшно, но не по себе. Это я про себя: ты один там сидишь и не страдаешь. Врачи-то – они, понятно, привыкли, у них служение такое, они носятся-спасают. Вот женщину привезли: остановка сердца – ей массаж сердца минут 20 делали, вытянули с того света.

Некоторые из сродников к батюшке распластанному, всему в трубках, подходили – просили помолиться за родных на соседних кроватях-каталках. Я уже говорил: у него просто на лице было написано, что это священник. Так отец Антоний и молился за 97-летнего ветерана, доктора наук, который рядом лежал, – отошел потом.

Кто-то спокойно умирал, а то человек – его затрясло сильно, врачи сбежались, и ничего сделать не могут. Просто стоят рядом и всё. Потом мне сказали, что ничего и нельзя было сделать, только смотреть. Я тоже смотрел.

Всегда чувство возникало: смерть – это что-то неестественное, ненормальное, богопротивное. Совсем по-другому на жизнь начинаешь смотреть. Человек пять только при мне рядом на соседних кроватях умерли. А я тогда через сутки дежурил, меня подменяли.

Батюшке скажешь – да он и сам все видел, знал. К смерти относился как к заслуженной нами всеми последней от Господа епитимии. Перекрестится – лежит дальше молится.

К смерти он относился как к заслуженной нами всеми последней от Господа епитимии

Как-то раз один старичок, тоже грузин, в другой части реанимационной палаты бушевал просто: всё кричал что-то, звал кого-то… Отец Антоний наверняка понимал, что он там по-грузински выкрикивает. Подзывает меня и так весело заговорщически:

– Слушай, что он кричит? Подойди к нему и скажи: «Бедзия, ну кверихар» («Дядя, не кричи» по-грузински).

И батюшка потом всё смеялся, как бы он отреагировал: подходит молодой парень в подряснике с чисто русской внешностью и говорит по-грузински: «Дядя, – смотрит выразительно, – не кричи». Тогда мне к тому грузину в реанимации неудобно было все-таки подкатить с таким предложением (я же не знаю, о чем он там кричал) – но в сретенской келье отца Антония я, бывало, и вспоминал этот набор грузинской языковой вязи. К святым же можно и потихоньку.

У отца Антония были собственные реанимационные меры

Однажды сам отец Антоний уже просто умирал в реанимации: у него была нехватка воздуха, зашкаливало давление, высочайшая температура… Балансировал на грани жизни и смерти. Врачи его зареанимировали. И чтобы больше не попадаться им под такие прямые действия, буквально на следующий день уже, когда лишь на чуточку стало лучше:

– Давай синодики! – хрипит.

И стал приподниматься, чтобы сесть! Молитва за других и была его жизнью.

Архимандрит Антоний (Гулиашвили) Архимандрит Антоний (Гулиашвили) Порою задумается:

– Живу-живу-живу-живу… Иногда и хочется уже к Господу… Устал я жить. Страшно к Богу на суд, потому что грешный. Но мне хочется к Богу уже.

А Господь – постоянно напоминал батюшка эту строчку из Писания – «не хочет смерти грешника» (ср.: Иез. 33: 11).

– Поэтому, – улыбнется, – и живем. Надо каяться.

Посмеемся:

– Как в том анекдоте: молись и кайся.

Ему и в отношении его мамы отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Не умрет, пока не примет иночество». И действительно, хотя она всю жизнь воевала на его желание служить Богу, за пять дней до смерти приняла от него пострижение. Это, конечно, милость Божия.

И вот батюшка иногда в сердцах, помню, так и скажет:

– Это неправильно, но… очень хочется уже. Очень хочется!

Окорачивал себя: «Понимаю: пока я живу, значит, я здесь нужен Богу. И пока я нужен Ему, я буду работать Ему»

Окорачивал себя:

– Я все-таки понимаю: пока я живу, значит, я здесь нужен Богу. И пока я нужен Ему, я буду работать Ему. Буду молиться за людей, которые меня об этом просят, буду читать свои правила. Принимать людей, выслушивать их скорби, пытаться наставлять. Передавать им то, что я знаю, чем могу делиться с ними.

Он верил, что за это его служение Господь еще и сохраняет его дни.

Смысл посвящения

Как-то я сижу, задумался…

– Отец Антоний, вот вы 80 лет прожили… – а он любил такие искренние на прямоту разговоры. – Я помню, бабушка, да так и все обычно старики, как запричитает: «Не заметила, как жизнь пролетела. Раз – и уже старая, как и не жила». Многие так говорят. А у вас, батюшка, так же? Время пролетело – вы и не заметили? – почти риторически поинтересовался я.

– Нет. Моя жизнь прошла так, как нужно. Не без греха, не без трудностей. Но она шла с именем Христовым, с Богом.

И дальше он продолжил о том, что его жизнь была осмысленна. Она потому и не промелькнула, что каждый день имел определенную цель: он знал, для чего он встает по утрам. Думал о людях, которые его ждут. Им нужна его помощь. У него есть его служение, Господь вручил ему паству. Так что жизнь не пролетела. Он так и говорил про свои ежедневные хлопоты:

– Каждый день, каждый его момент я прожил. Жизнь прожита, и она в каждой своей минуте наполнена смыслом посвящения. Я не прожил ее быстро или пусто. Для меня она полна.

Это осознание пройденного пути, которое и должно быть у каждого верующего человека, у которого есть цель в жизни и осмысленность всего, что он делает. Мы же не просто по широкому течению плывем.

Он говорил, что понимание цели в каждый момент своего бытия очень важно:

– Всё имеет в этой жизни цель, свое назначение. Человеку нельзя жить бесцельно. Он по образу Божию создан, но не как бессловесное животное, он – сам творец.

Где наш паспорт?

Помню, батюшка историю рассказывал, как приехал к отцу Иоанну, когда началась вся эта бодяга с паспортами, ИНН и пр. Обычно отец Антоний предупреждал о своем приезде звонком (если звучало «Аминь», ехал; если не раздавалось – отбой!). А тут вдруг так заявился.

И всё никак подойти к батюшке не может: тот стоит с кем-то разговаривает. С этой стороны подойдет к нему – батюшка отвернется, с той… И вдруг отец Иоанн поворачивается к нему:

– А ты верующий? – ошарашил.

Он аж дар речи потерял. Зато бесы за свое взялись: тут уж помыслы бушуют. А отец Иоанн опять оборачивается к нему:

– А ты верующий?!

Очень обидно, потом пересказывал: «Что это такое батюшка спрашивает у меня?..» Зато батюшка знал, что и сам спрашивает, и у него спросить хотят, отпустил другого собеседника и стал уже без всякого озвученного ему вопроса развернуто отвечать:

– Паспорт – это всего лишь бумажка. Ты можешь его на стол положить. Ты можешь его на полку поставить. Ты можешь его выбросить. Ты можешь его восстановить. А если нужно, ты можешь им и… подтереться (так как батюшка сидел, он иногда выражался без экивоков, а так как отец Антоний тоже сидел, он это и нам передавал как есть).

А потом отец Иоанн показывает на сердце:

– А вера – вот тут. Вот наш паспорт. Вот твой паспорт. Здесь твой паспорт. А это – бумажка.

Сколько раз чекисты ошибаются

Еще неоднократно при мне рассказывал историю, как раньше, уже десятилетия назад, он останавливался в Москве где-то на Кутузовском проспекте – а там квартиры всякой элиты: художественной, чиновничьей и т.д. И вот они сидят где-то в гостях у отставного генерала-НКВДшника, а тот так извиняющимся тоном, глядя прямо в глаза, вещает:

– Отец Александр (это еще до пострига, когда отец Антоний был целибатом. – И.Ш.), мы совершили большую ошибку…

В силу того, что беседа проходила в неформальной обстановке, можно было предположить и раскаяние в стареющем работнике органов. Все-таки смерть скоро… Но он, выждав этого сочувствия, с каким-то одичалым наслаждением продолжил:

– Мы вас, попов, стреляли, ссылали. А вы их теперь сделали святыми. Впредь мы будем умнее: создадим вам все условия: дадим много денег, власти, свободы – но вы сами перегрызете друг другу глотки.

– И это, – с сожалением добавлял, вспоминая эту историю, отец Антоний, – действительно происходит.

Причем говорил, что сейчас верующим труднее, чем даже при советской власти: тогда уполномоченный и его приспешники прямо говорили: «Моя обязанность – тебя растоптать». И ты ему просто старался под копыта не попадаться. А сейчас в багряницу обряжают, да от палочных ударов кровь проступает.

«Прастытэ» – не игра на балалайке чужих нервов,
или О том, какие мы можем быть разные, даже не подозревая о том

Поэтому-то и не переставал убеждать:

– Кем бы ты в жизни ни был – дворником или митрополитом, – не переставай оставаться человеком. Не меняйся.

Это он мне дальше уже лично, послушнику-мальчишке, говорил:

– Запомни свое нынешнее внутреннее состояние и не меняйся. Понятно, у всех нас есть грехи – в них надо каяться. Но внутреннее ядро твоей личности должно не поддаваться коррозии. Со страстями борись, но вот таким непосредственным, веселым, готовым откликнуться, спокойным – оставайся. Будь собой. Не изменяй себе. Своему доброму устроению, готовности помочь – это пусть остается.

Господь говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1: 26), – это неизменно, а всё остальное – текучка.

Вспоминал: бывало, одернешь завравшегося: «Что ты делаешь?» – «Ой, батюшка, простите!» – «Да надоели мне твои “простите!” Сколько мне тебя прощать?!!» И добавлял, как их Католикос-Патриарх Ефрем еще припечатывал: «Не нужно мне твоего “простите”, ты лучше на деле покажи, как исправился».

Отец Антоний, кстати, умел внутреннее через нечто внешнее отрегулировать. Мог поупражнять тебя. Кажется, мы были еще в санатории в Пушкино. Принесли нам хлебушек.

У батюшки послушаться – за милую душу, так что я ему и самые элементарные вопросы задавал. Правда, не без последствий…

А у батюшки попослушаться – за милую душу, так что я ему и самые элементарные вопросы задавал:

– Куда хлеб положить?

– Положи в холодильник, – батюшку взорвало: да ты что, мол, совсем того?! Всякую чушь у меня спрашиваешь?! А характер у него был взрывоопасный. Это еще и насчет мамы известный эпизод: «Что, я тебе газовая плита, что ли, чтобы ты на мне разряжался?»

Но я сделал, как мне было велено. На следующий день батюшка интересуется:

– Где хлеб?!

– В холодильнике.

И на этот раз разнесло с жестами, как те дикторши по «грузинским новостям» выписывают, и с непередаваемым грузинским акцентом:

– Ты что, сумасшедший? Кто кладет хлеб в холодильник?!

– А я всегда так делаю, – признаюсь чистосердечно и простыми русскими словами, хотя иногда я ему и отвечал с грузинским акцентом: «Прастытэ», – и мы оба смеялись.

Впрочем, мой хохот мог быть прерван: «Зарэжу».

(Я уж не хорохорился в жанре лезгинки: «За-топ-чу» – хотя у нас весело бывало, а в силу разности наших комплекций – тем более.)

Но в этот раз ему почему-то было не до смеха. Он вообще считал, что то и объединяет Грузию и Россию, что в Иверии – виноград для вина, а в России – пшеница для хлеба, – а значит, Литургия может совершаться и жизнь мира продолжается пока.

– Ненормальный, – махнул на меня рукой.

Потом уже, вспоминая, смеялся:

– Не, ну какой нормальный человек в здравом уме и твердой памяти может положить хлеб в холодильник…

А я ему неизменно улыбался, несколько склонив голову и вытаращив глаза, – впрочем, не проговаривая: «у нас пол-России так делает».

Он был, кстати, очень аккуратным человеком.

– А почему эта чашечка здесь стоит? – поначалу, бывало, деликатно так поинтересуется… – Она должна вон там стоять.

Не пройдет и пяти минут, уже раскомандуется:

– Это сюда, то к тому-то, это здесь положи…

Но тут-то самое интересное и начиналось. Это было какое-то священнодейство. И вот я всё это миллиметрово двигаю, вслушиваюсь, присматриваюсь: куда точно и что он ставить определяет. Длилось это всякий раз по-разному. Пока не наступит момент, когда от всей этой наведенной четкости и что-то вдруг в самой атмосфере комнаты преображается!

Все книжки у него стояли в строго заданной очередности, все иконки были по какому-то ему одному ведомому порядку расставлены. Известно, что смышленые люди так и у отца Иоанна (Крестьянкина) по малейшим перестановкам в келье могли определить, что сейчас в Церкви происходит: чья канонизация намечается и пр.

Что имел в виду преподобный?

Но они и от мира в каком-то хорошем смысле не отворачивались. Каждый вечер, помню, мы с отцом Антонием в 21:00 садились и начинали смотреть грузинские новости… по моему телефону или ноутбуку. Он слушал, а я неимоверно смущался этим. «Ну как монах изо дня в день может погружаться в такую мирскую суетищу? С интересом еще вникать во весь этот глвалт?!» А они же, грузины, на наш слух по крайней мере, такие крикливые! Особенно если женщина-телеведущая – это вообще караул! Просто сносящая крышу энергетика прет, что непонятно, как вообще всё это можно понять?! А смотреть… – у них и мимика, и жесты – я просто за голову брался! – такие экспрессивно-активные, что я даже выучил: «Дэйда, ну кверихар!!!» И произносил неизменно с русским акцентом. Мне трансляции вообще в замедленном темпе хотелось, если уж это неизбежно, включать.

– О-тец Ан-то-ний, – однажды взмолился я, – ну зачем мы эти новости смотрим? (я-то всё равно ничего по-грузински не понимал).

Архимандрит Антоний (Гулиашвили) Архимандрит Антоний (Гулиашвили)

А он там весь в экране: мол, не мешай, Ваня. И поясняет, не отрываясь:

– Я должен быть в курсе того, что происходит в моей стране, чем живет народ. Как же я смогу понять человека, если ничего не буду знать?.. – и так серьезно и спокойно сказал, что у меня отлегло: он не входил в резонанс, просто меня всё это по слабости духа «накручивало».

Объяснил про новости: «Я должен быть в курсе того, что происходит. Как же я смогу понять человека, если ничего не буду знать?»

А в это время в Грузии, оказывается, происходили массовые протесты против правительства, нестроения – поэтому-то они так все там и кричали, были на эмоциях. Отец Антоний очень переживал, молился.

Тяга к родной Грузии в нем настолько намагничивала воздух вокруг, что рядом с ним ощущалось, будто границы у нас в обе стороны открыты. Он с одинаковой силой любил и Грузию, и Россию – особенно Печоры, наш Сретенский монастырь, в чем неоднократно признавался. Однако дом его был все-таки там, в Грузии, – в старой части Тбилиси. Там, где они жили неподалеку друг от друга с его старым знакомым преподобным Гавриилом (Ургебадзе), который говорил про себя: «Мой крест – вся Грузия и половина России».

А ты распят?

Отец Антоний очень переживал, если видел, что мужики сейчас не хотят брать на себя ответственность. Уклоняются от крестоношения. Приходил тут к нему всё один «хлопец» лет уже под 40, на жизнь жаловался, на усталость да что «не понимает его» никто – в общем, всячески жалел себя и холил. Ныл и ныл: «Ну помолитесь, батюшка» да «помолитесь». Отец Антоний тоже его жалел, но по другой причине.

– Слушай, как ты живешь?! – смотрит просто с негодованием на эту «размазню» (баба мужика должна жалеть, а не духовник). – Нет жены, нет детей, только один грех. Как же ты хочешь быть счастливым?! Женись. Так нельзя.

Тот притекает в очередной раз, а отец Антоний уже прямо в крик на него – ну надо же его как-то привести в чувство!

– Почему ты не слышишь меня? – чуть ли не за ухо его берет. – Живешь, как хочешь, в грехе, а все у Бога что-то клянчишь да клянчишь! Как же Бог тебя услышит?

А он так заискивающе морщит мордашку: «Батюшка, помолитесь…»

Надо было видеть, что с «батюшкой» происходило. Но эта мужская хватка была просто уже необходима: как-то же надо его привести в чувство. Может быть, его, конечно, тетки воспитывали, потому что мужики не хотят брать сейчас на себя ответственность… Но отец Антоний и про себя вспоминал, что его практически мама сама воспитала – отец танцевал в ансамбле и почти всегда был на гастролях. Но батюшка-то вырос не бесполой амебой: он мог и врезать, когда того требовала честь рясы.

У него прямо сердце кровью обливалось: что же этот человечек сам не понимает, отчего у него в жизни все так неустроенно? А от его безалаберности именно в это же время еще какая-нибудь женщина страдает – места себе в жизни не находит.

Точно так же, кстати, и грех аборта – у Господа на каждого уже вся жизнь предусмотрена: чей он будет жених, чья невеста, – а когда младенцев убивают еще в утробе, это же чья-то жизнь не состоится, кто-то пары себе не найдет. Отсюда и столько боли, страданий, неприкаянности – когда стали после всех этих атеистических десятилетий умножаться беззакония и грехи. Любовь охладевает, известно, по какой причине (см.: Мф. 24: 12). А так и чувство жизни извращается и покидает семьи, целые народы.

Один раз явился этот холостяк и прямо с порога:

– А может, мне священником стать?

Отец Антоний был совсем болен, лежал… А тут вдруг – поднимается! «Священство?!» – и чуть ли не с кулаками на него

Отец Антоний был совсем болен, лежал… А тут, смотрю, вдруг – поднимается! Такой громадой…

– Ка-ко-е тебе священство?! – чуть ли не бросился на него с кулаками. – Чему ты людей научишь?!

Тот сник.

Батюшка без раздражения кричал, было видно, что он искренне хочет помочь, но не может, потому что его не могут услышать, – и от этого бесконечно страдает.

Он был как-то у батюшки Иоанна, как всегда, поклон от Католикоса-Патриарха Илии передавал, и старец в тот раз сказал ему нечто, что он не сразу решился Святейшему передать. Но когда тот настоял: «Ваше Святейшество, – сдался, – отец Иоанн сказал: “Ваш Патриарх распят на кресте”». Вот это можно рядом с каждым святым или по крайней мере стремящимся в неосуждение себе причащаться христианином почувствовать.

Отец Антоний про каждую исповедь напоминал: это встать перед Крестом и Евангелием и сказать: «Господи, я принимаю участие в Твоем распятии, потому что я нарушил все то, что написано в Евангелии». Но если ты исполнишь – распинать будут тебя. Но это и есть христианство – быть с Господом (см.: Ин. 12: 26).

С какой болью в сердце отец Антоний говорил всегда про этого настойчиво навещающего его стареющего юнца:

– Как трудно говорить с человеком, который тебя не понимает, не хочет исправляться. «Помолитесь, батюшка, помолитесь, чтобы все у меня было хорошо» (все о себе думает), а сам ничего не делает.

И делать весь загадочный из себя такой не хочет.

«Что ты там за белиберду читаешь?»

В Издательстве Сретенского монастыря у отца Антония вышла замечательная книга – так просто излагающая суть христианства. Понятная. Я прочитал ее взахлеб за вечер – и она на меня произвела глубочайшее впечатление. «Вот это да!»

Я и потом постоянно возвращался к ней. Сижу рядом с отцом Антонием в реанимации. Какая-то процедура идет, на него кладут магниты, батюшка прикорнул… Я достаю книгу… Вчитываюсь…

– Что ты там за белиберду читаешь? – тут же метнул он в меня вопрос (хотя странно, видеть книгу он не мог – как будто почувствовал, что за картины передо мной рисуются, – вгляделся и – они ему показались знакомыми).

– Ваша книга, – возвращаюсь мыслями в палату.

– Там соображения глупого человека. Зачем ты это читаешь?!

Но от такой его самокритичности мне еще интереснее становилось. Он сам в другой раз признавался, что всё рассказанное там – искренне: «Ничего в этой книге не придумано, ни строчки искусственного. Всё, как есть, так и рассказано – как я верю, как я чувствую». Там весь его характер раскрыт, его стремление Богу угодить, его служение, как оно – подчас внешне весело, но внутренне требуя колоссального напряжения – происходило.

Священническое служение он ставил всегда превыше всего.

«Слава не нужна человеку! Вся слава принадлежит Богу»,
или За что могут врезать святые и несвятые святые грузины

Отец Антоний до дрожи не любил, когда ему хотя бы намекали на то, что он праведник. Тут уж он мог не совладать с собой (считай, джекпот всего собранного на Небесах сокровища тебе устраивают), и – лучше было «не нарываться». Особенно если скажут что-то о «высокой духовности» – он прямо по-настоящему злился. И такие витии, как правило, совершенно не ожидая до того схлопотать такую реакцию, ретировались. Это бывало очень смешно.

Но батюшка чудовищно не любил, когда его хоть как-то начинали прославлять.

Я у него как-то спрашивал про отца Гавриила (Ургебадзе). Всё так же, по обыкновению, задумавшись, витаю в облаках… Вдруг чувствую: разряд грома собирается.

– Ты знаешь, – молнии в интонациях сверкают, – вот отец Гавриил (Ургебадзе), если бы ты подошел к нему и сказал, что он святой, знаешь, что бы он с тобой сделал?

Я протрезвел, спустился на землю.

– Нет, не знаю, – отвечаю, приготовившись, впрочем, услышать о чем-нибудь вплоть до пиротехнического шоу – известно же, как тот сжег гигантский портрет Ленина на демонстрации: «Слава не нужна человеку! Вся слава принадлежит Богу», – и действительно от отца Антония слышу:

– Да он бы палкой тебя измочалил! Бежал бы за тобой по улице и лупил нещадно! Очень бы он был недоволен! Никаких праведников! Все мы грешные, один Господь свят. И мы его распинаем!!!

Так и отец Антоний: свирепел просто, когда кто-то настраивался на лад дифирамбов, брал уже верхнюю ноту… «Духовные дарования… – и далее уже настраиваясь произнести: – а прозорливость какая!» У батюшки был такой вид, что он мог просто врезать. Несвятой святой.

Иоанн Шевчук
Записала Ольга Орлова

12 февраля 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
А в душе – улыбка А в душе – улыбка
Памяти архимандрита Антония (Гулиашвили)
А в душе – улыбка А в душе – улыбка
Памяти сурового на вид архимандрита Антония (Гулиашвили)
Иоанн Шевчук
Во всех своих болезнях, страданиях он всегда имел твердое упование на Бога. В самих этих тяготах он научился видеть любовь Божию к себе.
О советском времени, России и Грузии и об о. Иоанне (Крестьянкине) О советском времени, России и Грузии и об о. Иоанне (Крестьянкине)
Архимандрит Антоний (Гулиашвили)
О советском времени, России и Грузии и об о. Иоанне (Крестьянкине) Архимандрит Антоний (Гулиашвили) о советском времени, России и Грузии и об отце Иоанне (Крестьянкине)
В советское время к вере относились более ответственно и серьезно. А сейчас больше «прохожан» и «захожан», чем прихожан.
«Я 40 лет был духовным чадом отца Иоанна» «Я 40 лет был духовным чадом отца Иоанна»
Архим. Антоний (Гулиашвили) об о. Иоанне (Крестьянкине)
«Я 40 лет был духовным чадом отца Иоанна» «Я 40 лет был духовным чадом отца Иоанна»
Архимандрит Антоний (Гулиашвили) об отце Иоанне (Крестьянкине)
Батюшка любил говорить: «Господи, помилуй, Господи, прости». Так мы «Господи, помилуй» часто говорим, а «Господи прости» – редко. Вот этому надо научиться.
Комментарии
Алексей18 февраля 2021, 21:11
Вечная память арх. Антонию, Царствие Небесное.
Лариса16 февраля 2021, 11:41
Спасибо за интересный рассказ! А я тоже хлеб в холодильнике храню :)) и не понимаю, что тут такого :)) Он так дольше сохраняется, не плесневеет. А вообще, спасибо огромное за такие рассказы. Про грузин очень много рассказов на сайте. А я всё воспринимаю через личность. Читаю, читаю... и вдруг поймала себя на мысли, что Грузия мне стала родной :)
Светлана15 февраля 2021, 00:43
Мне было около семи лет, когда я впервые увидела отца Антония. Это было в храме...свечи, ладан, иконы, позолота, тихий хор. И вдруг стремительно, как ветер, мимо меня пронесся кто то в монашеской длинной мантии. У меня возникло ощущение какое то внеземное... От мантии, от этого стремительного движения, от этой величественной фигуры. Как будто ангел или царь прошел мимо... я готова была пасть ниц.... Детские впечатления очень сильны. И потом, уже став взрослой, я благоговела перед инаковостью этого человека. При нем хотелось стать лучше, подтянуться как то внутренне. Отец Антоний, Царство Вам Небесное и простите меня... Я грешна перед Вами...каюсь здесь...помолитесь о нас перед Господом!
Тамара13 февраля 2021, 01:00
Очень интересные воспоминания,такое тепло от них идет,читала бы и читала!! Царствие Небесное отцу Иоанну,отцу Антонию,м.Иулиании,вечная им память.С любовью из Белоруссии.
Ирина12 февраля 2021, 20:47
Спаси Господи за интересную полезную статью !
Ирина12 февраля 2021, 13:13
Царствия Небесного архимандриту Антонию! И спасибо всем, кто с такой любовью вспоминает недавно преставившегося священнослужителя. К сожалению, лично я его не знала, но была знакома с его публикациями на Вашем портале. Но нас с этим человеком объединяла наша Родина - Грузия и любовь к Богу и одному человеку -архимандриту Иоанну (Крестьянкину), с которым я также познакомилась благодаря Вашему сайту и который для меня с первого же дня знакомства был святым! Спаси Бог! У меня просьба, вспомнить на портале вашу коллегу покойную монахиню Иулианию (Анастасию Рахлину), её публикации познакомили с замечательными людьми, а она сама, простите, если ошибаюсь, как-то оказалась в забвении...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×