Пост в последние годы привлекает симпатии многих людей, которые с этой традицией Православной Церкви знакомы очень поверхностно. При этом многие такие «постники», потчуя себя постной пищей, остаются далеки от Церкви: ни дома не молятся, ни в службах церковных не участвуют, духовной литературы не читают, а уж об участии в Таинствах Исповеди и святого Причащения и говорить не приходится.
«В конце концов, – спросит кто-то, – что плохого в том, что человек проявляет солидарность с православными людьми в дни Великого поста, исключив из своего повседневного рациона мясо, молоко, яйца и рыбу и сильно снизив, а то и вовсе исключив употребление алкоголя?» Ответ может быть только один: ничего плохого в этом нет, поститесь на здоровье!
Но иногда при этом возникает немало курьезов.
Так, одна начинающая постница, уже немолодая женщина, решила в кои-то веки попоститься Великим постом, но не рассчитала своих сил и подошла к началу поста с полным холодильником приготовленных мясных блюд. «А! Ничего! – подумала про себя женщина, – не пропадать же еде! Сделаю так: на первой неделе (седмице) доем скоромное, зато потом на неделю дольше попощусь». Довольная собственным решением, она поделилась этими постническими планами со своей племянницей – человеком церковным. Та, услышав о тетушкиных намерениях, сначала прыснула от смеха, но потом сдержала себя и постаралась мягко объяснить ей, что если нет ничего хорошего в том, чтобы войти в первую, довольно строгую седмицу поста с таким грубым его нарушением, то еще хуже – продолжить пост на Светлой седмице, когда пост совсем не уместен.
Однажды стою на автобусной остановке, сумерки наступают, дождь накрапывает, рядом никого. Вдруг появляется молодой мужчина, здоровается со мной. Отвечаю на приветствие, смотрю: знакомое лицо, узнаю – живет в соседней четырехэтажке. Выходит, сосед. Минуты не проходит, как на остановке появляется еще один молодой мужчина, который приветливо здоровается с моим соседом, – сразу становится понятно, что они приятели, – и между ними завязывается оживленная беседа. Приятель моего соседа начинает, однако, сразу явно злоупотреблять матерными словами. Я отхожу как можно дальше, и всё-таки через минуту-другую слушать это становится невыносимым. Я бросаю взгляд на моего соседа – раз, другой. Наконец тот, прерывая разговор, говорит негромко своему приятелю-матерщиннику: «Тут, знаешь, такое дело… священник рядом стоит, неудобно». Я вижу, как сквернослов растерянно косится в мою сторону и вдруг объявляет с вызовом: «А я пощусь!»
Сквернослов растерянно косится в мою сторону и вдруг объявляет с вызовом: «А я пощусь!»
С трудом сдерживаю смех и с облегчением сажусь в подъехавший автобус, оставив двух приятелей на остановке.
Эта поучительная жизненная сценка, которой «нарочно не придумаешь», невольно навела меня на некоторые размышления. Вот уж действительно верна поговорка: «И смех, и грех», когда и посмеяться хочется, и тут же одергиваешь себя, вспоминая слова молитвы: «…греху брата моего посмеяхся».
Впрочем, подобные курьезы порой вызывали смех и у весьма известных подвижников. Так, преподобный Амвросий Оптинский смеялся над неразумной попыткой одного помещика «отпоститься» за все предыдущие годы невоздержания – в течение всего Великого поста просидеть на толокне с квасом. В итоге местным лекарям хватило хлопот спасать от расстройства пищеварения беднягу, вынужденного бесславно прервать свой постнический «подвиг».
Одним словом, рассудительность не повредит тем, кто впервые вступил в Великий пост и надеется получить от поста пользу и для души, и для тела.