Храм Рождества Богородицы в селе Пенино
22 августа 2021 года произошло освящение полностью восстановленной церкви Рождества Богородицы в селе Пенино Сланцевского района Ленинградской области. Его совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий с сонмом духовенства.
Для того чтобы понять масштаб этого события, стоит напомнить, что первое освящение храма произошло 120 лет назад.
Храм Рождества Богородицы села Пенино
Тогда его совершил Никон (Софийский), еп. Нарвский, позднее – Экзарх всея Грузии, много сделавший для ее духовного просвещения и убитый террористами в 1908-м г. в Тифлисе. Сослужил владыке Никону святой праведный Иоанн Кронштадтский, который был тесно связан с Гдовщиной, в которую тогда входило село Пенино.
Епископ Нарвский Никон (Софийский)
Жена прав. Иоанна, Елизавета Константиновна Несвицкая, родилась в гдовском пог. Кярово, старинной вотчине дворян Коновницыных, недалеко от уездного г. Гдова, где ее отец, протоиерей Константин Несвицкий, был настоятелем храма. Впоследствии он будет настоятелем гдовского храма во имя Вмч. Димитрия Солунского и благочинным округа. Отметим, что о. Константин отпевал и провожал в последний путь героя войны 1812 г. П.П. Коновницына.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский с супругой Елизаветой Константиновной
Кроме того, неподалеку от Пенино, в с. Ополье Ямбургского уезда, о. Иоанн навещал служившего там священников Николая (†1931) и Философа (†1918) Орнатских, будущих петроградских новомучеников, которые также состояли в родстве с о. Иоанном и были наиболее близки ему духовно. Поэтому о. Иоанн обратил особое внимание на храм Рождества Богородицы в Пенино и дважды участвовал в его освящении: 16–17 августа 1900 г. (главный престол Рождества Богородицы) и 20–21 августа 1901 г. (боковые приделы во имя Сретения Господня и Александра Невского).
Храм Рождества Богородицы села Пенино. Дореволюционная фотография
До нас дошли две его проповеди на освящение данного храма, исполненные глубокого богословия. Приведем наиболее значимые фрагменты одной из них:
«Сегодня совершилось, благодатию Божиею, освящение сего, вновь созданного благолепного храма в честь и славу Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Это истинно небесе подобный храм. При молитвах, священнодействиях и положении св. мощей на святом престоле совершилось вхождение в сей храм Господа неба и земли (Деян. 17, 24). Для чего созидаются и освящаются храмы Божии на земле, когда Вышний, по слову Писания, не в рукотворенных храмах живет: ибо небо престол Его, а земля – подножие ног Его (Деян. 7, 49) и небо небес вмещает Его (3 Цар. 8, 27). Храмы рукотворенные созидаются и освящаются по повелению Божию, для того, чтобы в них освящались и, яко камение живо, созидались (1 Петр. 2, 5) в храмы Божии люди, и делались храмами нерукотворенными, живыми и одушевленными. Человек сотворен по образу Божию, по образу святости и правды Его. Господь, по своей неизреченной благости, хочет жить в нем, но человек грешен, а Бог свят. Какое же общение света со тьмою, правды с беззаконием (2 Кор. 6, 14)? Чтобы Бог мог обитать в человеке, человек должен очиститься, покаяться, примириться с Богом, получить прощение грехов, чрез уполномоченное от Него освященное лице, вступит в живое общение чрез Причастие Св. Его Таин. – И вот для этого-то и нужен храм – такое место, где Бог мог из Своей бесконечности приблизиться к человеку, сделаться как бы осязаемым и удобоприступным. Храм и устрояется, и приспособляется именно для этого общения человека с Богом. Тут проповедуется Слово Божие, как свет жизни нашей и стезям нашим духовным; тут совершается Боголепное богослужение и поставление в священные степени; тут священнодействуются таинства: Крещение, Миропомазание, Покаяние; тут священнодействуется Божественная литургия и преподаются Животворящие Тайны – Тело и Кровь Христова. Чрез все эти таинства мы возрождаемся, очищаемся, освящаемся, обновляемся, вступаем в живой союз с Богом и делаемся живыми храмами...».
Николай Никитич Никонов, архитектор Санкт-Петербургской епархии
Многие благотворители не пожалели своих кровных средств для созидания дома Пресвятой Богородицы
Далее, значим сам по себе величественный пятиглавый храм с высокой колокольней, выстроенный в древнерусском стиле по проекту архитектора Санкт-Петербургской епархии Николая Никитича Никонова (†1918), мастера, работавшего в византийской и русской традиции, прославленного своими постройками в Полтаве, Москве, Санкт-Петербурге, в особенности – зданием знаменитого Иоанновского монастыря на Карповке (завершен к 1902 г.). Не случайны слова св. прав. Иоанна Кронштадтского о храме в селе Пенино:
«Возблагодарим Господа, давшего сердце пространное, щедрое и рачительное к славе Божией – создателям храма сего, не пощадившим вещественных средств для его построения и украшения. Такой храм был бы и в столице одним из лучших».
И действительно, многие благотворители не пожалели своих кровных средств для созидания дома Пресвятой Богородицы. Среди них следует особо выделить подвиг основного ктитора, а затем и старосты храма – Симеона Гавриловича Гаврилова (†1908), в прошлом крестьянина д. Ожево Пенинского прихода, умного, благочестивого и деятельного человека
Купец Симеон Гаврилович Гаврилов
К началу 1880 годов, благодаря своему неустанному честному труду, он стал Санкт-Петербургским купцом второй гильдии. Симеон Гаврилович решил послужить своим богатством ближним – сделать доброе дело для своего родного края, вместе с прихожанами с. Пенино соорудить в селе новый каменный трехпрестольный храм. Старый деревянный, построенный еще в 1789-м году давно обветшал и сделался тесным для прихода, который насчитывал уже 4000 человек. Знаменательно, что если первый боковой придел он решил посвятить Сретению Господню, то второй – Святому благоверному Великому князю Александру Невскому, небесному покровителю Императора Александра II, Александра Освободителя, злодейски убитого террористами в 1881-м году, чью память Симеон Гаврилович Гаврилов глубоко чтил. Собственно, в память страдальчески скончавшегося Царя-освободителя и строился храм в Пенино: замысел о его постройке появился у Симеона Гавриловича после злодейского убийства Императора 1 марта 1881 года.
Весьма внушительно выглядят данные из строительных отчетов: только материалов потребовалось
«дикого расколотого камня для бучения фундамента 150 кубических саженей; серого тесанного гранита 225 погонных саженей; кирпича хорошего качества 900,000 штук; 10 тысяч пудов извести; 470 дерев леса».
На постройку храма было истрачено 155000 руб., из них почти половину, 68000 руб., Симеон Гаврилович пожертвовал из собственных средств. В 1887-м году состоялась закладка храма и освящение закладного камня, и уже в 1901-м г. храм был полностью готов.
В 1900–1910-х гг. храм стал одним из самых красивых и знаменитых в уезде. В эти годы здесь служили священники Сергий Николаевич Иванов и Николай Семенович Никольский, уроженец с. Пенино, сын прежнего настоятеля местной деревянной церкви, диаконом был Василий Валентинович Кедров, сын настоятеля и строителя Старопольской Христорождественской церкви.
Благодаря освящению величественного храма в с. Пенино и участию в этом св. праведного Иоанна Кронштадтского, в местечке Козья Гора, у деревни Поречье в 4 верстах от храма была основана Свято-Покровская Поречская женская община. В 1907-м г. на вершине горы по проекту архитектора В.А.Косякова был выстроен величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырем община стала в 1919-м году, здесь в 1920-е годы подвизалось до 20 сестер. Духовником обители был протоиерей Василий Добронравин, скончавшийся у Престола Божия, в алтаре Покровского храма за литургией.
Судя по архивным документам, до 1925 года клиру и верующим края в целом удавалось регулировать отношения с Советской властью. В 1921-м году Пенинский приход заключил договор с Ложголовским волостным Советом рабочих и крестьянских депутатов.
В 1922-м г., как и по всей стране, из церкви Рождества Богородицы было совершено изъятие церковных ценностей (некоторые были возвращены назад). В документах первой половины 1920-х годов мы видим фамилии тех же самых священнослужителей, что и в 1915-м г.: священник Иванов Сергей Николаевич, священник Никольский Николай Семенович, диакон Кедров Василий Яковлевич. В дальнейшем их следы теряются. Однако у нас нет документальных свидетельств о том, что они были репрессированы. Их имена отсутствуют в базе данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие». Более того, нам не удалось найти документы о закрытии храма Рождества Богородицы в Пенино.
Не исключено, что церковь не закрывали. Судя по фотографии 1941 г., храм не разорялся, в нем находился иконостас, видны священные изображения, церковное имущество не реквизировалось, и, когда в 1942-м г. протоиерей Алексий Кибардин стал служить в храме Рождества Богородицы в Пенино, то для богослужения существовали все условия. Старый деревянный храм Рождества Богородицы не был уничтожен властями, как об этом временами пишут, а сгорел до 1 января 1923 г. от удара молнии. По этому поводу власти даже провели расследование. Однако недостаток документации не позволяет нам проследить историю прихода во всех подробностях. После 1926 г. теряются следы о. Сергия Иванова, о. Николая Никольского, о. Василия Кедрова. Известно, что в 1932-м г. в Пенино служил священномученик Иоанн Васильевич Кадников. Свидетельства о других священнослужителях между 1933-м и 1942-м г. отсутствуют. Может быть, служба совершалась приходящими священниками. Однако, возможно, после 1937, в силу репрессий, таковых не стало. Богослужение восстановил на время в 1942-м г. прот. Алексий Кибардин.
Храм Рождества Богородицы в Пенино. Осень 1941 года
Во время гонений за веру мученически скончались уроженцы села Пенино священник Валентин Левитский (1867–1937), священник Арсений Голосов (1969–1937), священник Михаил Виноградов (†1937), служивший на Козьей Горе и проживавшего в с. Поречье, священник Филимон Алексеев (1866–1937), уроженец д. Кошелевичи, служивший и проживавший в с. Самро. В Доложске (Заручье), ближайшем к Доложскому Успенскому скиту приходе, пострадали за веру уроженцы этого села братья-священники Николай (1866–1937) и Иоанн Покровские (1869–1937), а также диакон из Заручья Василий Соколов (1878–1937).
Во время Великой Отечественной войны закрытый храм Рождества Богородицы в с. Пенино был вновь открыт, и в нем совершались богослужения, благодаря настоятелю Покровского храма в Козьих горах протоиерею Алексию Кибардину.
Отец Алексий Кибардин – один из замечательнейших русских священников ХХ века. Он был последним духовником преподобного Серафима Вырицкого, а ранее духовником Собственного Его Императорского Величества Конвоя и настоятелем Феодоровского Государева собора в Царском Селе (о. Алексий известен также как неофициальный духовник Царской семьи). Он прошел лагеря и ссылки в 1930-е годы. В годы Великой Отечественной войны служил в Покровском храме на Козьей Горке, а также в храме Рождества Богородицы в Пенино. После войны, с 1945 по 1950 год, отец Алексий служил настоятелем Вырицкого храма во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1950-м г. по ложному доносу был арестован и сослан в сибирский лагерь Озерлаг, где провел в тяжелых условиях 5 лет.
С 1955 до 1957 года служил вторым священником в Казанском храме в Вырице, затем вышел за штат. Скончался о. Алексий 5 апреля 1964 г., ровно через 15 лет (с разницей в 2 дня) после смерти прп. Серафима Вырицкого, как и предсказал ему в свое время старец.
Во время своего служения в Пенино и на Козьей горе о. Алексий Кибардин неоднократно помогал партизанам, жертвуя им деньги и продукты. После войны они свидетельствовали в его пользу на суде, и все равно ему дали 25 лет за мнимое сотрудничество с немцами. Очевидцы вспоминают, что отец Алексий во время войны истово служил, стремился помогать всем нуждающимся, в особенности беженцам и военнопленным. Он явился одним из прототипов отца Александра в фильме «Поп».
После войны, за отсутствием прихода, богослужение в храме Рождества Богородицы прекратилось. Иконостас храма был перенесен в Крестовоздвиженскую церковь села Ополье в 1948-м году. А в церковных домах села Пенино была устроена коррекционная школа-интернат, просуществовавшая до 1985 года.
После 1991 года храм постепенно стал разрушаться.
Так продолжалось до 2010 года, пока благочинный храмов при высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, настоятель Воскресенского Смольного собора протоиерей Петр Мухин не получил благословение от правящего архиерея восстанавливать церковь Рождества Богородицы в Пенино.
Благодаря энергии о. Петра, помощи благотворителей и усердию его помощников, в храме была восстановлена литургическая жизнь, налажено ежедневное богослужение, совершились реставрационные и строительные работы. Были заново перекрыты купола, установлены кресты, восстановлена колокольня, полностью восстановлен цокольный этаж, а в криптовом пространстве освящен храм во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского, а затем полностью восстановлено верхнее храмовое помещение и поставлен иконостас.
Восстановлена часовня Параскевы Пятницы и сооружена купальня на святом источнике, устроен особый «пчельный храм». В этом храме, рядом с которым находится приходская пасека, можно поправить здоровье благодаря особому благоуханному медвяному воздуху.
Построен и отреставрирован целый ряд подсобных и жилых помещений: гостевой дом, баня, прачечная, мастерские.
В окрестностях храма с 2010 года регулярно проводятся православные молодежные лагеря. Благодаря поездкам в Пенино социально реабилитируются трудновоспитуемые подростки из центра Василия Великого. Там также получают уроки православного воспитания скауты из Организации российских юных разведчиков (ОРЮР), в окрестностях храма проводится работа Школы народной традиционной культуры Ленинградского областного отделения Российского фольклорного союза и проходят другие мероприятия, способствующие духовному и общественному возрастанию участников.
После того, как был произведен полный ремонт храма и поставлен иконостас, было решено совершить полное освящение храма. Накануне освящения по уставу было свершено всенощное бдение во главе с митрополитом Варсонофием.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель храма протоиерей Петр Мухин с клиром, протоиерей Александр Румянцев и другие священнослужители. На всенощном бдении молился сенатор Сергей Перминов.
Вечерня завершилась, взошла луна, и небо покрылось множеством звезд.
В самый день праздника митрополит Варсонофий совершил освящение храма в сослужениии 10 священников, 6 диаконов и в совместной молитве с 300 прихожанами храма и паломниками, прибывшими на торжество.
Сводный хор Смольного собора пел псалмы освящения: «Господь воцарися, в лепоту облечеся... Омыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи». Проникновенно и глубоко звучал диалог архиерея и хора перед входом, напоминая нам не только об освящении ветхозаветного храма и внесении Ковчега Завета, но и о Вознесении Господа Христа: «Возьмитеся врата ваша и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». «Кто есть Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы».
После освящения состоялась Божественная литургия, за которой молились депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, представители администрации Сланцевского района Ленинградской области, благотворители храма Рождества Богородицы, прихожане Смольного собора, храмов Св.апостолов Петра и Павла и Святой равноапостольной Марии Магдалины, жители Сланцев и окрестностей, прибывшие на торжество освящения.
В проповеди после запричастного стиха прозвучала мысль о том, что исполняются слова «Ты же, Чистая, красуйся Богородице, о восстании Рождества Твоего», ибо восстает из руин храм Рождества Богородицы, и является истина слов этого праздника: «Иже чудес Бог и ненадеющихся надежда», ибо 10 лет тому назад невозможно было бы и представить, что храм возродится, причем за столь краткое время. Ныне радуются души тех, кто строил этот храм, здесь служил и молился, кто защищал эту землю, политую кровью русских воинов, ибо вновь нисходит благодать освящения, и храм становится небом на земле.
Ныне радуются души тех, кто строил этот храм, ибо вновь нисходит благодать освящения, и храм становится небом на земле
После Божественной литургии митрополит Варсонофий тепло поздравил с тезоименитством и днем рождения настоятеля и возобновителя храма Рождества Богородицы протоиерея Петра Мухина, которому исполнился 51 год.
В своей проповеди Высокопреосвященнейший владыка сказал:
«Еще одно важное сегодняшнее событие – освящение храма. Этот храм посвящен Богородице и Ее Рождеству. Вот как наши предки любили Божию Матерь. Каждое село хотело иметь небесного покровителя: Спасителя, Богородицу, кого-то из святых. Царица Небесная ближе всех к Богу, и наши предки решили здесь построить храм в Ее честь, чтобы обращаться к Ней как к посреднице и заступнице. Она знает все Свои храмы и иконы, Своей благодатью присутствует в них. И какая радость, что хозяйкой этого села является Царица Небесная, к которой мы сегодня обращались с молитвой и просили простить грехи наших непутевых предков, которые превратили этот храм в руины. Трудами благотворителей храм приводится в достойный вид как дом Царицы Небесной. Сегодня у настоятеля, отца Петра, – День ангела. Почему мы носим имена святых? Потому что стараемся всегда быть в их обществе. У каждого есть ангел-хранитель и святой предстатель за нас у престола Господня. И сегодня мы просили мученика Петра, чтобы он помогал настоятелю в нелегком несении жизненного креста, в трудах и заботах об этом и других храмах. Желаем, чтобы отцу Петру хватило на это сил. И сил хватит, если чаще служить, причащаться, потому что храм – место, в котором мы укрепляем духовные силы. Храм нужен любому городу и селу, потому что это школа, где учит сам Господь. Каждый раз за богослужением мы слышим в Евангелии поучение от Господа. Он учит, как жить и спасаться. Храм – великая милость Божия, и сегодня радуется тот, кто был благотворителем при строительстве этой святыни – раб Божий Симеон (купец Семен Гаврилов – прим. ред.). Его душа на небе печалилась, когда храм закрыли, и люди ничего не делали, чтобы спасти его. Но сегодня он радуется: храм возрожден, Божественная литургия совершается, люди приходят, спасаются. В храме мы учимся быть гражданами Царствия Небесного: иметь любовь, кротость, смирение, воздержание и другие добродетели. Желаю вам обильной благодати Божией, духовных сил и помощи в несении жизненного креста».
Владыка Варсонофий подарил отцу Петру крест-мощевик, а храму – икону святого благоверного Великого князя Александра Невского.
В ответном слове отец Петр заметил:
«В зимнее время здесь, в деревне Пенино, служат священники, а пономарями – только волки и медведи. А сегодня благодать и радость обращения к Богу собирает нас на западных рубежах нашего Отечества. Господь не случайно 120 лет назад совершил призвание молитвы в этом месте».
После митрополита выступил председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга, один из благотворителей храма Вячеслав Серафимович Макаров. В своей речи он, в частности, сказал:
«Мы сегодня с вами приобщились Святой Евхаристии и молились на месте, где проходили воины Александра Невского, 800 лет со дня рождения которого мы празднуем в этом году. Этому великому полководцу, государственному деятелю, но прежде всего – святому был посвящен придел в этом храме. Здесь же шли воины Иоанна Грозного, Петра Великого, который подавал личный пример своим воинам в трудах. И этот храм стоит на охране западных рубежей нашей Родины. Мы понимаем, что возвращение храма есть возвращение народной души… Будут возрождаться храмы – возродится Россия. И на сегодняшний день Россия – последнее прибежище веры, последнее прибежище духа и человечности. И если мы будем подражать святым в их вере, надежде и любви, то покров Божией Матери пребудет с нами. Санкт-Петербург – город святого апостола Петра – будет самым православным городом России».
Затем он тепло поздравил настоятеля отца Петра Мухина с тезоименитством и днем рождения.
Медалью Святого апостола Петра были награждены благотворители храма Ирина Дрозденко и Алексей Ефимов, почетной грамотой – Ольга Калинушкина.
По окончании литургии состоялась братская трапеза и обширная концертная программа. А у храма был заложен цветник.
Отца Петра тепло поздравили владыка Варсонофий, собратья-священники, прихожане. Этот день войдет в историю не только села Пенино, но и всей Ленинградской области и Петербурга в целом, поскольку храм Рождества Богородицы уже является центром паломничества и духовного возрождения для Сланцевского района и для принарвского приграничья.