14/27 января – день памяти святой равноапостольной Нины, покровительницы Грузии. В этот день – успения святой – и 1 июня, в день прихода святой в Грузию, в Тбилисском соборе Сиони выносится для поклонения верующим крест, который хранится там как особая святыня – около северных врат алтаря, в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины. Это крест, сплетённый из виноградной лозы, который вручила святой Пресвятая Богородица, явившись ей во сне со словами: «Иди в страну Иверскую, благовествуя там Евангелие Господа Иисуса Христа». Святая Нина обвила его своими волосами в знак того, что она отрекается от себя и всю свою жизнь посвящает служению Богу.
Святая Нина обвила крест своими волосами в знак того, что всю свою жизнь посвящает служению Богу
К этому кресту мы пришли в январе, 8 лет назад. Пока стояли в очереди на поклонение, я молила святую Нину за сына, который тогда учился в начальной школе, чтобы святая помогла ему с письмом, которое ему с трудом давалось. Придя домой, я с удивлением обнаружила, что сын, делая домашнее задание по грузинскому языку, стал писать так красиво, как никогда раньше. Я просто не могла поверить, что мой сын так каллиграфически может писать непростые грузинские буквы!
Святая Нина явила мне ещё одно чудо, которое я запомнила на всю жизнь. Мы с мамой и моей духовной сестрой давно собирались поехать в Бодбе, в монастырь, где покоятся мощи святой Нины. И вот, когда наша поездка должна была уже состояться, тяжело заболела мама моей очень близкой подруги. Она попала в больницу в остром состоянии, лежала на ИВЛ. Лучше ей не становилось, срок ее бесплатного пребывания в больнице как пенсионерки закончился, и предстояло платить огромные деньги за каждый день нахождения там. Тогда, в середине 2000-х, в Грузии были такие законы. Подруга больше не могла оставить маму в больнице, так как не было денег, и она, под свою ответственность, забрала ее домой. Когда я пришла к ним, Лилия Леонидовна, так звали маму подруги, находилась в плохом состоянии, бредила, никого не узнавала. Подруга старалась держаться и не отчаиваться, но видно было, что ей это очень нелегко. Я, и так всё это время молившаяся за Лилию Леонидовну, которую знала очень много лет, как могла, поддерживала подругу и уповала на поездку в монастырь, к мощам святой Нины.
Наконец наша долгожданная поездка состоялась. Мы приехали в монастырь засветло. Он поразил нас своей неотмирной тишиной.
Мы приехали в монастырь засветло. Он поразил нас своей неотмирной тишиной
Паломников в такой ранний час, к нашему удивлению, было немало, и к мощам святой выстроилась большая очередь. Помолиться за маму подруги долго и спокойно, к моему огорчению, могло не получиться. Я стояла у мощей долго и всё ждала, что, может быть, очередь поредеет. К моей радости, в какой-то момент у мощей почти никого не осталось, и я смогла подойти и долго, на коленях, молилась за маму подруги. Рядом с мощами ощущалась такая благость, такое умиротворение, что молитва текла сама. После молитвы мне внутренне стало легче, ушла тяжесть, и я смогла ещё приложиться к нескольким иконам в храме Святого Георгия, в том числе к Иверской иконе Божией Матери. Это чудотворная икона, оригинал которой находится на Афоне. Другое ее название – Вратарница. В 1924-м году советская власть закрыла монастырь, он был разорен и превращен в больницу. Хирург-атеист использовал большую икону Пресвятой Богородицы в качестве операционного стола, на котором проходили операции, и потому икона была вся изрезана скальпелем. Медсестры пытались образумить хирурга, но он оставался невменяем. Ночью тайком они залезали под операционный стол, смотрели на истерзанный лик Богородицы и молились. Изрезанная икона Иверской Божьей Матери несколько раз мироточила.
Мы еще помолились, полюбовались необычайно красивым видом на Алазанскую долину со стен монастыря, на хребты виднеющихся оттуда Кавказских гор, – и уехали обратно домой.
А через несколько дней, когда я пришла к подруге, меня ждало настоящее чудо. Дверь открыла... сама Лилия Леонидовна! Узнав меня, что было не менее удивительным, сказала: «Ирочка, как хорошо, что ты пришла, проходи». Я не могла поверить, что мама подруги стоит и говорит со мной, как в былые времена, до болезни, что она меня узнала, ведь после больницы она не узнавала даже собственную дочь! Мы сели на диван, я стала расспрашивать, как она, как ее самочувствие. И Лилия Леонидовна с радостью отвечала: «Ничего, вот видишь: хожу потихоньку, иду на поправку». Это было чудо, я просто не могла в это поверить, вспоминая, как плоха она была буквально недавно!
Я поспешила в церковь, чтобы поблагодарить святую Нину и Пресвятую Богородицу
Поговорив ещё немного и порадовавшись вместе с подругой за такое скорое исцеление и такую милость Божью, я поспешила в церковь, чтобы поблагодарить святую Нину и Пресвятую Богородицу. Я, немощная в вере, так ждала чуда – и оно свершилось!
Лилия Леонидовна прожила ещё несколько лет, на радость своей дочери, а я, приходя в храм, подхожу к иконе святой Нины и всегда вспоминаю ту нашу поездку в монастырь и такую скорую помощь Божью по предстательству этой удивительной святой.