Любому человеку важно найти дело, которым он горит, которое позволяет наиболее полно реализовать творческие ресурсы, заложенные Богом. Часто это совсем не та профессия, которую выбирают после школы. Чтобы понять, к чему лежит душа, не стоит бояться тратить время и силы на то, что действительно интересно. Керамист Юлия Смирнова нашла свое призвание через хобби, доведя его до степени искусства.
– Юлия, чем вы занимались до того, как увлеклись керамикой?
– Много чем! Я поэт, у меня вышло две книги, которые имеют гриф Издательского Совета РПЦ. Одно из основных моих занятий – я 18 лет работала начальником отдела социальных программ в Благотворительном фонде имени Сергия Радонежского. И поскольку я человек творческий, мне сложно сидеть в офисе и работать по чужой указке, основатели фонда дали мне свободу. Я сама искала храмы, монастыри, многодетные семьи, детей, которым мы помогали.
Керамика в моей жизни появилась каким-то чудесным образом, но позже стало ясно, что всё случилось промыслительно. Мы с мужем просто переезжали с одной квартиры на другую, и мне захотелось в новую квартиру купить новую посуду. Стала искать такую, чтобы мне понравилась, но ничего не могла найти. Как-то в ресторане увидела красивые тарелки; сфотографировала клеймо и начала искать такие же, но нигде не было даже похожих.
Спустя некоторое время мы с сестрой поехали в Италию. Гуляя по маленькому городу, зашли в магазин, и я увидела там те самые тарелки! Купила 10 штук, специально для них приобрела чемодан и увезла их в Москву. А в магазине остались чашки, чайники, салатники, блюда... Там было всё! Я ходила, думала об этой посуде, а в голове крутились слова: «ручная работа, ручная работа...». И я решила, что попробую сделать такую посуду самостоятельно. В 2015-м году нашла курсы керамики и пошла учиться. У меня была вполне конкретная цель – изготовить посуду, но на курсах учили лепить только декоративные вещицы, яблоки с грушами. Я отучилась полгода, но как делать тарелки и салатники, мне никто не показал.
Керамика в моей жизни появилась каким-то чудесным образом, но позже стало ясно, что всё случилось промыслительно
– У вас раньше была склонность к прикладному творчеству?
– У нас вообще семья очень творческая, в ней были дизайнеры, художники, музыканты, мой прадед делал мебель из красного дерева; но никто никогда не занимался керамикой, так что в этой области я стала первопроходцем. Потратив энное количество денег на обучение, в том числе на индивидуальные уроки, я так и не приобрела навыки, к которым стремилась. Тем не менее базовые знания у меня уже накопились, и на их основе я начала создавать своё. Устроила дома мастерскую; все терпели грязь и пыль, которые я там развела; возила глину на своей машине... Довольно долго у меня не было ни своей мастерской, ни печи – я их арендовала. Фото изделий, которые у меня получались, выкладывала в Инстаграме. Я не собиралась продавать посуду, у меня была цель сделать набор посуды для себя; но уже под вторым фото тарелки появился комментарий моего знакомого: «А ты их продаешь?» Я мужу говорю: «Представляешь, их можно продавать!» И задумалась, сколько может стоить тарелка. У меня не было страхов, что нет своей печи, что я не знаю, какую поставить цену, не знаю, как вести Инстаграм – я всё делала интуитивно. Так появился мой личный бренд «JLV Ceramics». Заказы пошли один за другим, и в какой-то момент я осталась без тарелок. Я до сих пор не успеваю сделать себе сервиз, о котором мечтала!
Юлия Смирнова Так я поняла, что людей, подобных мне, очень много – они хотят обучаться керамике не для того, чтобы изготавливать декоративные вещицы, они хотят делать посуду для себя. И я придумала мастер-класс под названием «Набор посуды». Мы за два дня делаем 7 предметов и расписываем их.
– Сколько времени прошло с момента, когда вы занялись керамикой, до момента, когда начали преподавать?
– Обучать я начала примерно через год. У меня в принципе большой опыт, я преподаю с 17 лет – сразу после школы работала учительницей английского языка в шестых классах по уникальной методике моей преподавательницы. Вот тогда я поняла, что преподавание – это мое самое любимое занятие. За год работы с керамикой я создала собственную методику, потому что мне пришлось самой учиться делать посуду, набивать шишки, исправлять ошибки. Ты же имеешь дело с незнакомым материалом, у него много подводных камней. Ты сделала тарелку – а она трещит, и ты не можешь понять, почему она трещит? И как сделать, чтобы трещин не было? Керамика – непредсказуемый материал; даже мастер с большим опытом не знает заранее, что у него выйдет из печи. Запросто может всё разлететься. Нащупать все эти тонкости – большой труд, мозг все время должен анализировать. Я работала каждый день по многу часов, обжигала, делала выводы, пробовала заново.
Керамика – непредсказуемый материал; даже мастер с большим опытом не знает заранее, что у него выйдет из печи
Сейчас я продаю посуду по всему миру – в Россию, Европу, Америку. Моя собственная печь появилась у меня только через 3 года после того, как я начала заниматься керамикой. Было очень удобно работать дома, но мне понадобилась мастерская, чтобы проводить мастер-классы. Сначала я арендовала помещение, но со временем это стало неудобно, потому что ученики за один мастер-класс делали до 80 работ. Так у меня появилась своя мастерская, сначала небольшая, а потом и своя печь. А недавно я переехала в большую светлую мастерскую с двумя печами, и мастер-классы провожу уже там. Курс набирал популярность, ко мне приезжали даже из других городов – из Питера, из Ростова… Жители других стран тоже проявляли интерес, хотели научиться, но приехать в Москву, скажем, из Китая довольно проблематично. Поэтому год назад у меня открылась онлайн-школа керамики, и теперь я преподаю уже по всему миру.
– Ваша посуда расписана в интересном узнаваемом стиле. У вас есть художественное образование?
– У меня в семье много художников, но я себя никогда художником не считала. Я расписываю посуду в примитивном стиле, который очень востребован. Он тоже выработался благодаря ежедневному труду. Если ты тренируешь руку и рисуешь каждый день, стиль формируется примерно в течение года. Ты уже понимаешь, что ты внутри, потому что у каждого человека есть собственный стиль, просто нужно ежедневно практиковаться, чтобы вытащить его из себя и переложить во внешние формы. Я наблюдала день за днем, как развивается моя фантазия. Если вначале просто сидела и думала, что же нарисовать, то сейчас мне даже эскизы не нужны – я просто беру тарелку и рисую. Мне как-то сделали заказ из ресторана на 60 тарелок и спросили: можно, все они будут с разными росписями? Я ответила: можно. И сама себе удивилась – я действительно не повторила ни одну роспись. У меня есть свое видение, я не стремлюсь воспроизвести растения натуралистично – могу цветок нарисовать один, а листья к нему другие. И это нашло колоссальный отклик у людей, особенно полевая серия.
Сейчас мне даже эскизы не нужны – я просто беру тарелку и рисую
– Кажется, что такая увлеченность любимым делом не оставляет времени и сил для чего-то еще. У вас есть семья, как вы распределяли приоритеты?
– На первом месте у меня всегда был муж, потом дети. Это мое правило. Я замужем за мультиинструменталистом и композитором Михаилом Смирновым. Первую половину дня он проводит дома, ему нужно моё внимание; потом, он любит, чтобы я была с ним везде, на всех концертах. Дети у нас уже взрослые, не так во мне нуждаются.
– И как получалось это совмещать с занятиями керамикой?
– В первую очередь важно желание. Я верю, что если у человека есть желание, то средства для его достижения всегда найдутся. Когда мастерская располагалась у меня дома, я не тратила времени на дорогу, могла быстро суп сварить, еще что-то сделать по дому; любую свободную минуту использовала, чтобы заняться глиной. Со временем я научилась делегировать обязанности, в онлайн-школе у меня уже есть помощники. Планировать я не умею, всё делаю интуитивно. Но если есть желание, все получится.
– Такое количество дел не приводит к нервным перегрузкам?
– Любые нервные перегрузки исцеляет вера. Вообще, для меня спасением является муж. Он как штиль – спокойный и уверенный, во всем полагается на Бога. Его вера очень глубока, это у него семейное: Михаил – племянник отца Димитрия Смирнова. Такую черту не воспитаешь, с ней рождаются. В тяжелые моменты первая реанимация для меня – мой муж.
А вообще, пиковые ситуации – лучшее состояние, чтобы писать стихи. Когда накатывает, я думаю: о, ну ладно, сейчас будем стихи писать. Так что тяжелым временам тоже можно порадоваться, потому что когда всё хорошо и гладко, ничего не пишется.
Моя целеустремленность, вера в себя и любовь к делу принесли плоды
– Что вы могли бы посоветовать людям, которые хотели бы сменить род деятельности, но испытывают опасения?
– Всё, за что берётесь, доводите до конца. У меня не было дел, которые я бросила на полпути. Это принципиальный момент. Второе – дело, которым ты занимаешься, нужно любить. Ко мне приходили люди, которые хотели просто заработать на керамике, но не факт, что ты сможешь этим зарабатывать! Нужно любить, много трудиться, и потом, возможно, это дело начнет приносить тебе доход. Мне было очень непросто, я работала ночами, и моя целеустремленность, вера в себя и любовь к делу принесли плоды. Это, пожалуй, и можно назвать рецептом успеха.