Самый разгар лета – отпускного и дачного сезонов, пора школьных и студенческих каникул. А значит, долгожданных встреч с друзьями и родственниками, немыслимых в нашей стране без праздничных застолий. А у православных с 20 июня начинается Петров пост…
Чаепитие. Художник: Семён Кожин
В путь – к свободе
«Ну почему?» – словами известной песни встретят эту новость даже не сами прихожане (каждый осознанно постящийся уже нашел свой личный ответ), а те самые родственники и одногруппники, которые собирались разделить с нами застолье. А мы лишь улыбнемся в ответ – Церковь, как не только любящая, но и очень мудрая мать, знает нашу переменчивость, да и просто лень. И немощь тоже знает. Поэтому есть у нас время труда, есть время отдыха.
«Постный подвиг помогает нам быть в духовном тонусе. Представьте спортсмена, который будет только участвовать в соревнованиях, а о постоянных тренировках забудет. Сомневаюсь, что его ждет множество побед. Для побед духовных очень важна свобода – от лишней информации, от привязанности к земному. Обрести ее – одна из целей любого поста», – рассуждает священник Димитрий Попеко, настоятель Успенского храма Покровска-Энгельса Саратовской области.
А еще есть время подготовки к большому делу и время особых просьб, обращенных к Господу.
Постный подвиг может изменить судьбу всего народа, отвести от него беду
«Петров пост – это традиция, берущая начало в древности. Посмотрите – Пятидесятница, сошествие Духа Святого на апостолов, особая радость. А что потом они делают? Помолившись, отправляются в путь – на великую проповедь по всему миру. Недаром в древней Церкви это время называли еще пост Пятидесятницы. Кроме того, постный подвиг может изменить судьбу всего народа, отвести от него беду. Вспомните, когда после проповеди пророка Ионы ниневитяне наложили на себя трехдневный пост. И Господь помиловал их, отвратив наказание», – поясняет отец Димитрий.
Силой пламенной веры
«Светозарными сияниями вы, как звезды, концы земные просвещаете учениями святой проповеди, в небесные тайны посвященные, Господни Апостолы», – будем петь мы 12 июля, в день праздника первоверховных апостолов Петра и Павла. Все концы земли – это, конечно, не весь земной шар. Но география апостольских путешествий, при отсутствии самолетов и скоростных поездов, впечатляет. И везде находились души, открытые для их проповеди, и везде созданы общины, продолжающие жить и развиваться после того, как апостолы пошли дальше.
В чем секрет успешности их миссии?
«Представьте извержение вулкана и горящую лаву, которая все превращает в однородную горящую массу. А потом в какой-то момент она застывает. После Пятидесятницы сила благодати Божией, воздействие Духа Святого на апостолов и на тех людей, которые слышали их проповедь, были подобны лаве. Это период такой – явного действия благодати Духа Святого на сердца людей», – отвечает отец Димитрий.
Вспомним, кем были Его апостолы? Они принадлежали к самому низкому классу и поэтому не могли опираться на авторитет благородного происхождения. Они не были учеными книжниками, чтобы увлекать людей силой красноречия и логикой убеждения. Они не были воинами, чтобы распространять учение Христа силой меча. И было их совсем немного.
Нет в мире ничего сильнее Божией правды
Единственное, чем они обладали, – это пламенная вера и желание поделиться вестью о Христе Воскресшем со всеми людьми. Той силой, которая и преобразила весь мир. Прошло едва три столетия, и язычество рухнуло – со всей своей политической и военной мощью, античной философией и культурой, – не устояв перед проповедью галилейских рыбаков и одиноких проповедников. Великая Римская Империя стала христианским государством. И оказалось, что нет в мире ничего сильнее Божией правды.
Для чего мы постимся Петровым постом? Может, для того, чтобы стать причастниками этой правды. А еще для того, чтобы слова нашей проповеди о Христе, обращенной к родным, близким, соседям, друзьям, тоже обретали вес и силу.
Наша миссия
Как современный христианин может подготовиться к дню апостольской памяти? В первую очередь постом, молитвой и чтением Священного Писания. Почаще открывать послания апостолов и удивляться яркой лаконичности, ясности и абсолютной злободневности строк, которым уже практически две тысячи лет. В них – настоящая жизненная мудрость и сила веры тех людей, что смогли зажечь сердца многих, пешком обходя страны и даже континенты.
Нужно постараться понять, что же хотели сказать нам ученики Христовы, от чего пытались уберечь, к чему призывали. В этом и состоит актуальность Священного Писания, которое направляет нас на путь обновлённой жизни. Чтобы её плодом стала святость, а её конец – началом жизни вечной.
Мы постимся для Бога и для себя, и даже не знаем порой о том, что кто-то смотрит за нами. И думает: «А этот человек постится». Смотрят, конечно, по-разному – кто с умыслом найти нарушение, а кто-то и с сочувствием. Но рассуждать об этом не наше дело, наше – сеять, вспоминая апостолов.
Мы постимся для Бога и для себя, и даже не знаем порой о том, что кто-то смотрит за нами. И думает: «А этот человек постится»
Перед нами не лежат, призывая в путь, дороги Римской Империи. Но вспомним праведного Иоанна Кронштадтского, мечтавшего просвещать язычников. А Господь даровал ему миссионерское поприще гораздо ближе – на окраине столицы православной Империи.
«Чтобы наставлять людей, для начала надо зажечь их своей искренностью, поделиться тем, чем живет ваше сердце. Наше дело – сеять, и не только на плодородной, но и на каменистой почве. А зерна веры дадут всходы, хотя, может быть, и через много лет», – говорит епископ Покровский и Новоузенский Пахомий.
Нашей проповеди – словесной, а чаще молчаливой, из добрых дел и отношения – ждут окружающие. Порой даже не знают, что ждут. Священник Вячеслав Москалев рассказал мне однажды такую историю:
«Прихожанка нашего Преображенского храма поделилась:
– Батюшка, а ведь это вы меня в храм привели!
– Да? – удивляюсь. – Каким образом?
– А у меня окна кухни выходят на дорогу, по которой вы в храм ходите. И вот, раз я чай пью, а вы в храм идете, второй, сто второй… И совесть меня мучает: люди молиться Богу идут, а у меня все чай с бутербродами. И вот встала я один раз, отложила бутерброд в сторону, да и пошла за вами на службу. Так вот теперь все время и хожу».