Преподобный Силуан Афонский – о том, как доверить свою жизнь Богу

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28), – как обнадеживающе звучат эти слова Евангелия! Как радостно становится на сердце, когда ты понимаешь, что есть Тот, Кому можно доверить свою проблему. Доверить – и успокоиться, больше не переживать и не волноваться. Как бы хотелось жить именно так, но возможно ли это? Иногда можно услышать такой совет: «Отдайте эту ситуацию Богу» или «Предайтесь на волю Божию» – и опять эти слова о том, чтобы мы доверили себя, своих близких, всю свою жизнь Ему. Легко сказать… А на деле обычно получается следующее: ты молишься, просишь Бога вмешаться в ситуацию, просишь разрешить проблему, но все равно переживаешь, не спишь ночами, думаешь о том, что необходимо что-то делать и самому тоже; тревожишься, унываешь, ропщешь, если ситуация не разрешается быстро или все идет не так, как хочется. В итоге никакого покоя нет. Почему так происходит?

Как-то раз я была участницей одной дискуссии. На богословских курсах обсуждали смысл прошений молитвы Господней. Преподаватель попросил рассказать, какое прошение этой молитвы близко для каждого из студентов. Кто-то считал первое прошение самым важным для себя. Были те, кто говорили, что близкими их сердцу являются слова: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Были и другие варианты. Преподаватель всех внимательно выслушал, а потом задумчиво сказал: «А святые отцы считают, что самые важные слова в этой молитве: ‟да будет воля Твоя”».

«Великое благо – предаться на волю Божию», – пишет Силуан Афонский. В книге «Старец Силуан» есть целая глава, посвященная этой теме. Называется она «О воле Божией и о свободе». Интересно рассмотреть подробно высказывания старца, ведь он отвечает на очень многие важные вопросы. Так, он пишет:

«Смиренная душа имеет преданность в волю Божию, и живет пред Ним в страхе и любви. В страхе: как бы не оскорбить чем-нибудь Бога. В любви: душа познала, как нас любит Господь… Душа знает, что Господь милостиво печется о нас. Свидетельствует о делах Божиих Дух Святой, Которого знает душа».

«Смиренная душа имеет преданность в волю Божию»: доверие Богу требует смирения. Иногда можно прочитать у святых отцов, что полное доверие Богу они приравнивают к святому смирению. Об этом, например, пишет старец Порфирий Кавсокаливит: «Простота (аплотита) – это святое смирение, то есть полное доверие Христу».

«Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собою сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою. И я, когда жил в миру и не знал еще Господа и Его Святого Духа, не знал, как нас любит Господь, полагался на свой разум; но когда Духом Святым познал я Господа нашего Иисуса Христа, сына Божия, то душа моя предалась Богу, и все, что случается со мною скорбного, принимаю и говорю: ‟Господь смотрит на меня; чего мне бояться?” А раньше я не мог так жить», – делится своим опытом старец Силуан.

Если ты примешь, что Бог благ и безмерно любит тебя, то будешь смотреть иными глазами на все происходящее

«Душа познала, как нас любит Господь»: чтобы доверять, нужно знать Того, Кому доверяешь. Знание о Боге дается Духом Святым. Если ты примешь, что Бог благ и безмерно любит тебя, то будешь смотреть иными глазами на все происходящее. Все, через что Господь попускает пройти человеку, бывает только во благо.

«Господь милостиво вразумляет человека, что надо с благодарностью терпеть скорби. Я за всю жизнь ни разу никогда не роптал за скорби, но все принимал от руки Божией, как лекарство, и всегда благодарил Бога, и потому дал мне Господь легко нести скорби», – пишет Силуан Афонский.

«Все принимал от руки Божией». Есть прекрасная молитва Серафима Вырицкого «От Меня это было». В ней очень хорошо объясняются смысл и причина всего того внешнего, что с нами происходит. В нашей жизни нет места случайностям, совпадениям, везению или невезению. Все происходящее в мире, все, что касается нас самих, происходит только по Божественному Промыслу. В «Душеполезных поучениях» аввы Дорофея описан следующий случай. Один святой старец был болен. Брат, который за ним ухаживал, влил ему в пищу вместо меда льняное масло, которое было очень вредно для здоровья старца. Старец же ел приготовленную пищу молча и ни в чем не укорил брата. Когда брат узнал, что он сделал, то начал скорбеть, говоря: «Я убил тебя, авва, и ты возложил сей грех на меня тем, что промолчал». Старец с кротостью отвечал ему: «Не скорби, чадо, если бы Богу угодно было, чтобы я ел мёд, то ты влил бы мне мёду». И, таким образом, он все возложил на Бога. Даже самую малость святые отцы возлагали на Бога – принимали от руки Божией.

В этой же книге приводится эпизод из жизни Царя Давида. Когда в один из тяжелейших периодов своей жизни Давид подошел со своим войском к Бахуриму, некто Семей из рода Саулова стал злословить его и кидать в него камнями. Подданные Давида хотели убить Семея, но Царь запретил им, сказав: «Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие». Люди ведут себя с нами так, как попускает Господь. Пророк безропотно принял это злословие, как от руки Божией, понимая, что искушения, наносимые во время скорби и нужды, привлекают особую милость Божию. Таким образом, и злословие, и поношение, принимаемое от других людей, становятся благом для человека, потому что очищают от грехов, учат терпению, смиряют. Если человек терпит безвинно, то удостаивается особой милости от Бога.

Если человек терпит безвинно, то удостаивается особой милости от Бога

Старец Силуан за все, и даже за скорби, всегда благодарил Бога. Апостол Павел повелевает христианам за все благодарить Бога. И добавляет, что такова воля Божия о нас. Благодарный человек всегда всем доволен. Он не ропщет, даже если не получает просимого от Бога.

«Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, ничего. Но что ни случится – она говорит: ‟так Богу угодно”. Если болен, – думает: значит, мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне ее. И так сохраняется мир в душе и теле… Если скорби нам кажутся великими, это значит, что мы не предались воле Божией», – так пишет Силуан Афонский.

Душа, которая предалась на волю Божию, становится мужественной и уже ничего не боится.

В словах ектении «сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» заключается суть христианской жизни. Это призыв ко всем христианам. Можно ли научиться жить так, чтобы полностью доверять Богу? Да, можно. В книге «Иллиотропион» описан именно такой случай. В одном монастыре жил инок. Он не отличался от других монахов особенными аскетическими подвигами, но между тем от одного прикосновения к его одеждам исцелялись больные. Однажды начальник монастыря, желая раскрыть причину такого дара и узнать тайну сердца этого монаха, стал его расспрашивать. Монах рассказал, что ежедневно он старался приносить себя Божественной воле, то есть охотно принимал все то, что случалось с ним. И так преуспел в этом, что уже и не молил Бога о том, чтобы все сбывалось по его желанию. Этот монах просил в молитве, чтобы все сбывалось по воле Божьей, то есть так, как совершается в самих происшествиях. Таким образом, он проводил жизнь очень спокойную и радостную: ничто его особенно не услаждало, ничто не сокрушало печалью и не смущало. Во всех своих молитвах он просил, чтобы воля Божественная всегда в нем и во всех созданиях Божиих всецело совершалась. Тогда старейшина спросил монаха, как тот отнесся к недавнему пожару в монастыре. На это монах ответил, что вся эта монастырская потеря не причинила ему ни малейшей скорби, потому что он привык за все – и за скорбное, и за приятное – благодарить Бога и равнодушно принимать то и другое, и уверен, что все, сбывающееся с нами, бывает попущением Божьего Промысла и для нашей пользы. Когда игумен остался один, то произнес:

«Я вынужден сознаться, что дорога, по которой идет этот человек, – ни долгая, ни неудобная, напротив – это самый краткий и простой путь к достижению вершины несомненного и благонадежного душевного успокоения. Путь этот не требует больших пустынножительных подвигов: ни чрезмерных постов, ни долговременных изнурений постоянным ночным бодрствованием, – все это вознаграждается одним истинным желанием во всем подчиняться вполне воле Божией. Это наше желание мы должны каждый день обновлять, поддерживать и укреплять самим делом, чтобы никогда и ни в чем не поступать нам по своему мудрованию, против всепремудрой и всемогущей воли Божией».

Анна Четверикова

23 сентября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Кому не страшно жить Кому не страшно жить
Прот. Александр Шаргунов
Кому не страшно жить Кому не страшно жить
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь хочет напомнить нам, что самое главное в жизни – всецелое доверие Промыслу.
О чем мы пожалеем О чем мы пожалеем
Священник Валерий Духанин
О чем мы пожалеем О чем мы пожалеем
Священник Валерий Духанин
Сейчас, в этот текущий момент, быть верным Богу, хранить чистоту души, искоренять в себе зло и поступать по любви к нашим ближним – вот что такое христианская жизнь.
Пути Господни и дороги человеческие Пути Господни и дороги человеческие
Три истории сельского батюшки
Пути Господни и дороги человеческие Пути Господни и дороги человеческие
Три истории сельского батюшки
Священник Димитрий Торшин
Отец Илий сказал бизнесмену прямо: «Оставляй свой бизнес и поезжай жить в Белев». Мой знакомый так и сделал: переписал все бумаги на компаньона, посадил жену в машину, вбил в навигатор: «Белев» – и отправился в неизвестность.
Комментарии
Александр29 сентября 2022, 14:29
Глубоко сожалею, что комментарий вызвал бурю эмоций. Это всего лишь мое восприятие и вы вправе с ним не согласиться, оно никому не навязывается. Основанное не на мирском мудровании, или привязанности к собственной логике, а опирающееся на труды духовных писателей и богословов, некоторые библейские моменты, что для нас крайне полезно. Повторюсь, автор выбрал прекрасную тему, которую довольно не плохо раскрыл читающим для рассуждения. Не ищите совета в частных вопросах у таких же «странников». Для этого есть священник, или духовный наставник, пасущие стадо словесное, обладающие духовным опытом, помогающим скорректировать действия, чтобы не заблудиться.
Иоанна_ 29 сентября 2022, 11:20
Стремление к счастью как земному "аналогу" блаженства, если этот поиск не ведётся на путях греховных, никак не противоречит спасению. Можно рассматривать счастье как мир душевный, "гармонизацию" внутреннего устроения, ощущение полноты бытия. Мне кажется, волю Божию невозможно искать, но можно угадать. Именно по этому мирному (неотмирному) отблеску. Но для этого всё же надо иметь определённую чуткость духовную. Чего надо остерегаться - так это самому насочинять "волю Божию" и потом ломать через колено жизнь себе, а то и ещё кому-то.
Александр28 сентября 2022, 23:40
Господь ведает последнее Свое определение участи каждого человека. Но Он не стесняет свободы людей и не делает их невольными исполнителями Своих определений. Спасение - плод обоюдного действия благодати и свободы. Основное — это поиск Царствия Божьего (Мф. 6:33), но предпочитая остальное основному, мы не получаем в качестве приложения счастья, так как ищем именно его, а не того, что ему предшествует. Христиане убеждены, что Бог направляет все обстоятельства жизни к нашему благу (Пс. 138:16), а не делят жизнь на везения и невезения.
Иоанна_ 28 сентября 2022, 17:05
Маргарита, зачем же человеческое разумение трактовать как волю Божию? Может быть, воля Божия совсем в другом проявляется - во внутреннем отторжении к этому человеку? Выходить замуж или нет и за кого именно - это только сам человек решает, и решает СВОБОДНО, опираясь на Богом дарованное рассуждение и прислушиваясь к своему сердцу.
Маргарита28 сентября 2022, 08:01
Если принятие всего, что посылает Бог, в части социально-бытовых вещей не вызывает вопросов (например, машину помяли, с работы уволили и т.д), то как быть с волей Бога, направленной на знакомство с человеком- потенциальным мужем, а этот человек не нравится? Пусть он трижды благочестив и хорош (для отношений всегда нужно больше, чем просто хорошее отношение - нужен "щелчок в груди"). Тоже принимать такой расклад? Но это видится очень печальным. Наверное, одно из самых скорбных обстоятельств, что может случиться с человеком,- жизнь с нелюбимым. Как просто соседство. И зачем Бог посылает этого человека, если реакция моего сердца на него Ему известна?
Александр27 сентября 2022, 11:53
Продолжение... Осмысленно принимая веру человек понимает, что тем самым изъявляет желание разделить земную судьбу Христа, конец которой нам известен. Апостол говорит: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). В миру же мы находим только одно — кладбище.
Александр27 сентября 2022, 11:51
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. С праздником! Мир вам. Безусловно, счастье — это когда мы идет за Богом, а не наоборот. Чем сильнее духовная жизнь, тем тяжелее будет взятый крест. Согласен с Виктором, что в большинстве своем, мы маловеры. Не смущающееся сердце — состояние благодатное, но мы торопливы, потому что встревожены, медлительны, потому что испуганы и боимся. О важности веры для воина и его служения говорит Пятикнижие Моисея. Иисус Навин, творивший чудеса веры, укреплявший свое войско в вере (Числ. 14:8-9), как образ воина идущего в бой с Божием благословением.
Александр26 сентября 2022, 22:02
Назидательное чтение, составляющее пищу для души (1 Пет. 2:2)! Есть выражение: «Видеть глазами — это наблюдение, а видеть сердцем — это постижение». Назначение духовной жизни ничто иное, как обретение чистоты сердца для постижения Истины, и стяжание Божественной благодати, с помощью которой будет действовать воля Творца, даруя человеку выбор цели и смысла жизни (Втор. 30:19–20).
Андрей*******25 сентября 2022, 01:33
Как много ответов на мои вопросы! Да будет воля Твоя,Господи!
р.Б.Сергий24 сентября 2022, 14:13
Дай Бог,воспринимать все происходящее,так,как написано в этом материале.По моему мнению,это,- было бы большим духовным приобретением..
Ирина24 сентября 2022, 13:23
Как это просто, и как это невозможно без благодати Божией!
Виктор23 сентября 2022, 20:12
«Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится" В идеале, так и должно быть. Но как же трудно это обычному грешному человеку. Например, как сохранять душевное спокойствие солдату во время войны, знать, что тебя могут убить, но доверять Богу, верить в его Божественный Промысл. Или как сохранять душевное спокойствие матери, чей сын воюет? Вера должна быть, с Большой буквы Вера. А многие ли её имеют? Господи, прости меня, грешного.
Natalja23 сентября 2022, 12:15
Все упование мое на ГОСПОДА!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×