«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28), – как обнадеживающе звучат эти слова Евангелия! Как радостно становится на сердце, когда ты понимаешь, что есть Тот, Кому можно доверить свою проблему. Доверить – и успокоиться, больше не переживать и не волноваться. Как бы хотелось жить именно так, но возможно ли это? Иногда можно услышать такой совет: «Отдайте эту ситуацию Богу» или «Предайтесь на волю Божию» – и опять эти слова о том, чтобы мы доверили себя, своих близких, всю свою жизнь Ему. Легко сказать… А на деле обычно получается следующее: ты молишься, просишь Бога вмешаться в ситуацию, просишь разрешить проблему, но все равно переживаешь, не спишь ночами, думаешь о том, что необходимо что-то делать и самому тоже; тревожишься, унываешь, ропщешь, если ситуация не разрешается быстро или все идет не так, как хочется. В итоге никакого покоя нет. Почему так происходит?
Как-то раз я была участницей одной дискуссии. На богословских курсах обсуждали смысл прошений молитвы Господней. Преподаватель попросил рассказать, какое прошение этой молитвы близко для каждого из студентов. Кто-то считал первое прошение самым важным для себя. Были те, кто говорили, что близкими их сердцу являются слова: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Были и другие варианты. Преподаватель всех внимательно выслушал, а потом задумчиво сказал: «А святые отцы считают, что самые важные слова в этой молитве: ‟да будет воля Твоя”».
«Великое благо – предаться на волю Божию», – пишет Силуан Афонский. В книге «Старец Силуан» есть целая глава, посвященная этой теме. Называется она «О воле Божией и о свободе». Интересно рассмотреть подробно высказывания старца, ведь он отвечает на очень многие важные вопросы. Так, он пишет:
«Смиренная душа имеет преданность в волю Божию, и живет пред Ним в страхе и любви. В страхе: как бы не оскорбить чем-нибудь Бога. В любви: душа познала, как нас любит Господь… Душа знает, что Господь милостиво печется о нас. Свидетельствует о делах Божиих Дух Святой, Которого знает душа».
«Смиренная душа имеет преданность в волю Божию»: доверие Богу требует смирения. Иногда можно прочитать у святых отцов, что полное доверие Богу они приравнивают к святому смирению. Об этом, например, пишет старец Порфирий Кавсокаливит: «Простота (аплотита) – это святое смирение, то есть полное доверие Христу».
«Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собою сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою. И я, когда жил в миру и не знал еще Господа и Его Святого Духа, не знал, как нас любит Господь, полагался на свой разум; но когда Духом Святым познал я Господа нашего Иисуса Христа, сына Божия, то душа моя предалась Богу, и все, что случается со мною скорбного, принимаю и говорю: ‟Господь смотрит на меня; чего мне бояться?” А раньше я не мог так жить», – делится своим опытом старец Силуан.
Если ты примешь, что Бог благ и безмерно любит тебя, то будешь смотреть иными глазами на все происходящее
«Душа познала, как нас любит Господь»: чтобы доверять, нужно знать Того, Кому доверяешь. Знание о Боге дается Духом Святым. Если ты примешь, что Бог благ и безмерно любит тебя, то будешь смотреть иными глазами на все происходящее. Все, через что Господь попускает пройти человеку, бывает только во благо.
«Господь милостиво вразумляет человека, что надо с благодарностью терпеть скорби. Я за всю жизнь ни разу никогда не роптал за скорби, но все принимал от руки Божией, как лекарство, и всегда благодарил Бога, и потому дал мне Господь легко нести скорби», – пишет Силуан Афонский.
«Все принимал от руки Божией». Есть прекрасная молитва Серафима Вырицкого «От Меня это было». В ней очень хорошо объясняются смысл и причина всего того внешнего, что с нами происходит. В нашей жизни нет места случайностям, совпадениям, везению или невезению. Все происходящее в мире, все, что касается нас самих, происходит только по Божественному Промыслу. В «Душеполезных поучениях» аввы Дорофея описан следующий случай. Один святой старец был болен. Брат, который за ним ухаживал, влил ему в пищу вместо меда льняное масло, которое было очень вредно для здоровья старца. Старец же ел приготовленную пищу молча и ни в чем не укорил брата. Когда брат узнал, что он сделал, то начал скорбеть, говоря: «Я убил тебя, авва, и ты возложил сей грех на меня тем, что промолчал». Старец с кротостью отвечал ему: «Не скорби, чадо, если бы Богу угодно было, чтобы я ел мёд, то ты влил бы мне мёду». И, таким образом, он все возложил на Бога. Даже самую малость святые отцы возлагали на Бога – принимали от руки Божией.
В этой же книге приводится эпизод из жизни Царя Давида. Когда в один из тяжелейших периодов своей жизни Давид подошел со своим войском к Бахуриму, некто Семей из рода Саулова стал злословить его и кидать в него камнями. Подданные Давида хотели убить Семея, но Царь запретил им, сказав: «Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие». Люди ведут себя с нами так, как попускает Господь. Пророк безропотно принял это злословие, как от руки Божией, понимая, что искушения, наносимые во время скорби и нужды, привлекают особую милость Божию. Таким образом, и злословие, и поношение, принимаемое от других людей, становятся благом для человека, потому что очищают от грехов, учат терпению, смиряют. Если человек терпит безвинно, то удостаивается особой милости от Бога.
Если человек терпит безвинно, то удостаивается особой милости от Бога
Старец Силуан за все, и даже за скорби, всегда благодарил Бога. Апостол Павел повелевает христианам за все благодарить Бога. И добавляет, что такова воля Божия о нас. Благодарный человек всегда всем доволен. Он не ропщет, даже если не получает просимого от Бога.
«Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, ничего. Но что ни случится – она говорит: ‟так Богу угодно”. Если болен, – думает: значит, мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне ее. И так сохраняется мир в душе и теле… Если скорби нам кажутся великими, это значит, что мы не предались воле Божией», – так пишет Силуан Афонский.
Душа, которая предалась на волю Божию, становится мужественной и уже ничего не боится.
В словах ектении «сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» заключается суть христианской жизни. Это призыв ко всем христианам. Можно ли научиться жить так, чтобы полностью доверять Богу? Да, можно. В книге «Иллиотропион» описан именно такой случай. В одном монастыре жил инок. Он не отличался от других монахов особенными аскетическими подвигами, но между тем от одного прикосновения к его одеждам исцелялись больные. Однажды начальник монастыря, желая раскрыть причину такого дара и узнать тайну сердца этого монаха, стал его расспрашивать. Монах рассказал, что ежедневно он старался приносить себя Божественной воле, то есть охотно принимал все то, что случалось с ним. И так преуспел в этом, что уже и не молил Бога о том, чтобы все сбывалось по его желанию. Этот монах просил в молитве, чтобы все сбывалось по воле Божьей, то есть так, как совершается в самих происшествиях. Таким образом, он проводил жизнь очень спокойную и радостную: ничто его особенно не услаждало, ничто не сокрушало печалью и не смущало. Во всех своих молитвах он просил, чтобы воля Божественная всегда в нем и во всех созданиях Божиих всецело совершалась. Тогда старейшина спросил монаха, как тот отнесся к недавнему пожару в монастыре. На это монах ответил, что вся эта монастырская потеря не причинила ему ни малейшей скорби, потому что он привык за все – и за скорбное, и за приятное – благодарить Бога и равнодушно принимать то и другое, и уверен, что все, сбывающееся с нами, бывает попущением Божьего Промысла и для нашей пользы. Когда игумен остался один, то произнес:
«Я вынужден сознаться, что дорога, по которой идет этот человек, – ни долгая, ни неудобная, напротив – это самый краткий и простой путь к достижению вершины несомненного и благонадежного душевного успокоения. Путь этот не требует больших пустынножительных подвигов: ни чрезмерных постов, ни долговременных изнурений постоянным ночным бодрствованием, – все это вознаграждается одним истинным желанием во всем подчиняться вполне воле Божией. Это наше желание мы должны каждый день обновлять, поддерживать и укреплять самим делом, чтобы никогда и ни в чем не поступать нам по своему мудрованию, против всепремудрой и всемогущей воли Божией».