Когда-то, более полутора веков назад, село Шовское было многолюдным, и в нем жил будущий известнейший русский святой — преподобный Силуан Афонский. А сегодня это место лишь иногда посещают паломники, а по большим праздникам в храме, где, вероятно, и был крещен преподобный, собираются жители окрестных сел. Как и чем сегодня живет приходская община, рассказывает настоятель Христорождественского храма села Шовское иерей Андрей Задорожный.
Христорождественский храм села Шовское
— Насколько я знаю, храм Рождества Христова в Шовском был закрыт в советские годы, а потом разграблен. И до сих пор, несмотря на связь с известным святым, этот храм многим неизвестен…
— К юбилею наши историки издали книгу о Шовском. Для поиска информации немало сделал Андрей Анатольевич Найденов (начальник Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области – Ред.) и другие. Книга вышла небольшим тиражом.
Первое упоминание о храме в селе Шовское относится к 1676 году. Тогда был построен деревянный храм. Но деревянные дома и храмы в наших краях стоят, как правило, около ста лет. Поэтому в середине XVIII здесь был выстроен новый деревянный храм, а еще спустя век, в 1865-м г., — каменный. Настоятелем в то время был иерей Михаил Черниговский, который много сил посвятил делу возведения храма. Вкладывались в строительство и помещики, жившие тогда в селе.
Освящение храма совпало с рождением будущего святого — Симеона Иоанновича Антонова. И хоть у нас и нет доказательств, что крещен он был именно в этом храме, но, вероятнее всего, это так — другие храмы находились в 10–20 километрах от села.
— Каменный храм ведь был построен не на месте деревянного?
— Сегодня на месте алтаря старого деревянного храма стоит часовня, а рядом располагается кладбище. В 1892-м году было открыто церковно-приходское попечительство под председательством полковника Василия Алексеевича Дурасова. В попечительство входили 14 человек. Они заботились обо всех нуждах храма. Их стараниями был приобретен 20-пудовый колокол, но, к сожалению, он не сохранился.
— А сохранились ли какие-то сведения о семье Антоновых?
Преподобный Силуан Афонский — Село в то время было многочисленным. Известно, что Антоновы были плотниками. Преподобный Силуан вспоминал, как они с братом были вольнонаемными у местного помещика. Жители соседнего села Волчье даже называли их «чаевниками» — может быть, потому, что они были вхожи в дом помещика, могли выпить с ним чаю. Семен был обычным сельским парнем, любил гуляния, играл на гармонике.
— А о его родителях, кроме рода деятельности, что-нибудь известно?
— К сожалению, не сохранилось практически никаких сведений. Даже имя матери святого доподлинно неизвестно. Митрополит Липецкий и Задонский Арсений после каждой литургии служит заупокойную литию, на которой поминает Иоанна и Соломониду — есть версия, что мать преподобного носила это имя. По другой версии, ее звали Стефанида.
— А их дом? Он открыт для посещения?
— Он восстановлен, и, хоть и заявлен как Дом-музей, но постоянных сотрудников там нет. Паломников встречаем мы, иногда желающие посетить село звонят и в Лебедянский кафедральный собор.
Дом прп. Силуана до восстановления
Интерьер дома-музея прп. Силуана Афонского в Шовском. Фото: Носиков С. П. / temples.ru
Дом разделен на две части: одна — монашеская экспозиция (образцы монашеских облачений, фото преподобного Силуана, афонского Пантелеимонова монастыря, где он подвизался – Ред.), а вторая — экспозиция крестьянского быта, вещи, домашняя утварь, печь. В доме есть святой уголок, а под потолком подвешена люлька для младенца. И до сих пор многие, приезжая в этот дом, сразу вспоминают свое детство. И даже говорят, что люлька висела так же (улыбается).
Личные вещи его и родителей, к сожалению, не сохранились. Ведь прославился он на Афоне, а у себя на Родине, как мы знаем, был «обычным» человеком. До прославления здесь даже немногие знали его имя. Просто знали, что здесь жил святой, но не более.
— А когда вы узнали о родине преподобного Силуана?
— Узнал, будучи студентом. Отдыхал у родных в Крыму, и там, в Бахчисарайском Успенском монастыре, услышал проповедь игумена Силуана (Макея), в которой и прозвучало, что он родился в Лебедянском районе. А ведь и моя мама родом из Лебедяни. А я до той поры и не знал, что совсем рядом есть такое место (улыбается).
— В Шовском ведь есть еще и храм-часовня в честь преподобного?
— Да. Стоит она на месте, где, предположительно, находилась его землянка. Когда преподобный Силуан приезжал в Шовское, уже будучи монахом, он не мог находиться среди мирян, в родительском доме. И выстроил себе землянку неподалеку.
Из уст в уста жителями села передавались рассказы, как они, будучи еще детьми, бегали к доброму монаху, который рассказывал им о Боге. В советское время об этом не принято было рассказывать, но сейчас об этом охотно вспоминают.
— Слышала, что родители святого захоронены, вероятнее всего, на ближайшем кладбище…
— Да, есть старое кладбище, на котором уже почти нет крестов и памятников. Осталось только несколько надгробных плит без дат. Известно, что здесь были захоронены те, кто скончался до 1906 года. Захоронения более поздние, начиная от 1906 года, уже на новом кладбище. Чтобы это место не «терялось», мы решили обозначить место кладбища и сделать поклонный крест, а также табличку, указывающую, что здесь, вероятнее всего, захоронены родители преподобного.
— А были ли попытки найти могилы по архивным записям?
— Еще будем пытаться. Мы входили в Тамбовскую губернию. Возможно, надо искать в местных архивах. А еще ранее село входило в Рязанскую — попытаемся поискать и там.
— Интересно было бы узнать и о том, как открывали приход…
Три школьные учительницы ходили по селу и собирали подписи жителей, чтобы добиться открытия прихода
— Это давалось очень тяжело. Три школьные учительницы ходили по селу и собирали подписи жителей, чтобы добиться открытия прихода. Обращались за помощью и на подворье Пантелеимонова монастыря в Москве. Тогда и в городах-то с трудом восстанавливали храмы… Но в 2011-м была совершена первая Божественная литургия.
Иерей Андрей Задорожный. — Да, Господь помогает в таких делах…
— Одна из первых прихожанок рассказывала, как это было. В то время она жила в Москве. В 2000-м году она приехала в село с целой паломнической группой почти из сорока человек — в нее входили и прихожане Афонского подворья в Москве, и корреспонденты газеты «Покров», и писательница Анна Ильинская. Паломники спели акафист преподобному Силуану на месте, где предположительно находилась его землянка. А на следующий день иеромонах с Афонского подворья, приехавший с группой, совершил в храме молебен, а после они решили пройти крестным ходом по селу, и к ним начали присоединяться люди. Получился довольно многочисленный «спонтанный» крестный ход. Рассказывают, что во время него начала благоухать икона Царственных Страстотерпцев, а над крестоходцами летали голуби.
Иерей Андрей Задорожный с прихожанами храма
— Община тогда сформировалась большая?
— Община тогда сформировалась из тех, кто боролся за открытие храма, но сейчас остался небольшой костяк, человек из пяти. Паломники, конечно, нас посещают, но нечасто.
— А в праздники?
— В день памяти преподобного Силуана Афонского у нас второй престольный праздник (улыбается). В 2016-м году было масштабное паломничество по случаю 150-летия со дня рождения святого. Ехали из всех уголков России. Тогда честную главу преподобного привозили на его малую родину. Это было событие всероссийского масштаба, состоявшееся благодаря стараниям игуменьи Иулиании (Каледы), за что мы безмерно ей благодарны.
— Приход сейчас наверняка имеет немало нужд — община немногочисленная…
— Нередко люди, посещающие наш храм, видя красивый бело-золотой иконостас, пожертвованный нам, говорят: «Какой у вас богатый храм!» Но на самом деле мы рады любой помощи. В 2000-м году — если не ошибаюсь — при помощи федеральных средств был восстановлен главный купол храма. Сейчас мы делаем боковые крылечки, фасадное крыльцо требует ремонта.
Еще думаем о восстановлении фресок. После разорения храма многие из них были утрачены, но в притворе сохранилась фреска Рождества Христова, которая требует восстановления. Есть фрески в храме — Феодосия Черниговского и Иоанна Златоуста.
Алтарник Димитрий — А приезжают ли сейчас в храм жители соседних деревень?
— Как правило, по праздникам. Например, из деревни Сурки на Пасху собираются целыми семьями, освящают куличи.
Прихожан у нас немного, но есть те, кому дорого это место. Одна из жительниц нашего села, у которой дом прямо рядом с храмом, трудится в храме и на клиросе. А со временем к храму потянулся и ее внук Дмитрий. Так у меня появился алтарник. Он сейчас учится в Липецке и не всегда может присутствовать на службах, но радует то, что он тянется к Церкви. Он очень быстро научился читать по-церковнославянски, а еще научился звонить. А позже научил звонить бабушку (улыбается).
Я думаю, что духовную базу человеку дает семья. А если человек тянется к Богу, то и Господь откроет ему дорогу. То же самое и в приходе — если есть те, кому важно продолжать труды по восстановлению, то и возможности Господь обязательно даст.
К 24 сентября, дню памяти преподобного Силуана Афонского, планируется закончить ряд работ в храме, а также облагородить кладбищенскую территорию. Вы можете помочь приходу, перечислив средства по реквизитам:
- Местная православная религиозная организация Приход Христо-Рождественского храма с. Шовское Лебедянского района Липецкой области Елецкой Епархии РПЦ (Моск. Патриархат)
- К/с: 30101810800000000604
- Р/с: 40703810235150000061
- ИНН: 4811005705
- КПП: 481101001
- ОГРН: 1024800006505
- БИК: 044206604
- Наименование банка: Липецкое отделение №8593 ПАО СБЕРБАНК