Есть некоторые вещи, которые Бог сохранил в тайне до момента, когда мы будем способны их понять. Пророку Даниилу было сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан. 12, 4). Что случилось бы, например, если бы священные писатели заявили, что Земля движется в космическом пространстве? Несколько тысяч лет – вплоть до эпохи Ньютона – религиозные споры не утихали бы, причем противники Священного Писания непрерывно атаковали бы его правдивость. Все виды передвижения, известные древним людям, – пешком, на животных (лошади, верблюде, слоне), на колеснице, корабле и т.д. – всегда сопровождались каким-то осязательным сотрясением. Вспомним, что, когда Коперник, а затем и Галилей пришли к пониманию, что Земля вращается вокруг Солнца, не только религиозные лидеры, но и светские ученые объявили это учение несостоятельным.
5. Дни Творения
Ситуация со временем аналогична. Мы уже уверились в том, что суть времени с научной точки зрения неизъяснима и непонятна даже для современного человека. Слово «йом» в Библии может означать как обычный день, так и неопределенный период времени. Поэтому в христианских кругах часто спорят о том, в каком из этих смыслов нужно толковать творческие дни из Книги Бытия. Многие богословы и сегодня считают, что это 24-часовые сутки, поскольку в большей части священных текстов этим словом обозначается тот или иной день недели. Но здесь мы прокомментируем иную точку зрения. Можно ли в рассказе о Творении мира понимать еврейское слово «йом» не как некий точно определенный промежуток времени? В Книге Иова (20, 28) «йом» относится к моменту Божьего гнева, а в Псалтири (19, 1) – ко дню скорби. Допускают также, что в 2 Пар. 21, 19, Ос. 6, 2, Быт. 2, 4 и некоторых других местах это слово употребляется для обозначения продолжительного периода времени.
В первый творческий день был вызван к бытию свет: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1, 3). Некоторые предполагают, что этот свет исходил из некоего точечного источника света (который сейчас отсутствует?), и, поскольку Земля вращалась вокруг своей оси, день и ночь сменялись за 24-часовой период. Выражение «был вечер и было утро» предполагает восход и закат. Но если это так, то Бог должен был творить в точно определенном месте земной поверхности, а не созидать всю планету, как это следует из контекста. Поэтому более правдоподобна точка зрения, согласно которой свет, озаривший Землю и небесные просторы в этот день, шел со всех направлений, и, вероятно, остатком его является т.н. космический микроволновый фон (КМФ).
При расширении Вселенной он постепенно ослабевал, и поэтому в четвертый творческий день были созданы Солнце, Луна и звезды, чтобы люди могли отличать день от ночи, а также для «для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1, 14). Хотя слово «ночь» и употребляется еще в начале рассказа (Быт. 1, 5), оно, очевидно, относится к чему-то, что появится позже, ибо для Бога не существует тьмы: «Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. 138, 11–12). В этом случае интервал «вечер – утро» (т.е. «творческая ночь») может пониматься единственно как приостановка Божьей деятельности в этот промежуток времени. Здесь нужно отметить также, что для того, чтобы звезды заблестели на нашем небе, необходим значительный срок. Невооруженным глазом можно различить около двух тысяч звезд, которые находятся на различном расстоянии в космосе. Их свет, однако, должен был идти от четырех (в случае Проксимы Центавра) до нескольких тысяч лет (в случае наиболее отдаленных звезд), чтобы первые люди смогли насладиться их красотой.
В начале шестого творческого дня Бог создал животных суши, а затем и Адама «по Своему образу и подобию», который должен был править всем сотворенным, возделывать и хранить Эдемский сад. В связи с этим Чарльз Такстон и Нэнси Пирси пишут:
«Из Книги Бытия мы узнаем также, что Бог привел животных к Адаму, чтобы он дал им имена (Быт. 2, 19–20). В древнееврейском языке выражение ‟дать имя чему-то” означает ‟приобрести власть над чем-то”, т.е. этот библейский текст указывает на власть человека над природой. Кроме того, согласно еврейскому мышлению, имя данного предмета должно выражать его сущность, его природу. Следовательно, чтобы дать имена животным, нужно было внимательно исследовать их и определить, что они из себя представляют, – задача, требующая подробного наблюдения, описания и классификации»[1].
По этой причине человек должен был пожить известное время вместе с обитателями этого «зоопарка», чтобы опознать их и наименовать в соответствии с их характерными особенностями. Если допустить, что было наименовано около нескольких тысяч сухопутных животных (может быть, тех, которые Ной взял с собой в ковчег), то подобное поручение требовало значительного времени и интеллектуальных усилий[2]. В дальнейшем человек общался с ними известное время, чтобы убедиться, что ни одно из них не может служить ему подходящим помощником. Затем Бог усыпил его и из его ребра сотворил Еву, которую Адам полюбил. Этим творение было завершено. Все это не могло совершиться в рамках 12 часов светлого времени суток!
О последнем, седьмом творческом дне не сказано, что он закончился (после него не «наступил вечер и утро»), т.е. он должен был быть бесконечным. В таком случае благословенная и освященная Богом «суббота» была тем безгрешным состоянием физического и духовного порядка, гармонии и мира, в котором находился построенный Создателем совершенный мир. Итак, семидневная неделя стала прообразом и примером, которому должны были следовать израильтяне, как об этом говорится в четвертой заповеди:
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20, 8–11)[3].
Из сказанного становится ясно, что земные дни являются отображением «творческих дней», но ни в коем случае нельзя утверждать, что те и другие одинаковы по продолжительности. Разумеется, есть и другие библейские аргументы, которые поддерживают наш вывод, но здесь мы ограничимся только самыми главными.
6. Как отцы Церкви понимают творческие дни из Книги Бытия
Согласно христианской точке зрения, Бог создает Вселенную ex nihilo, но Сам Он остается вне материи, пространства и времени. Момент возникновения мира является также и началом времени (что находится в полном соответствии и с теорией относительности), и в этом смысле Блаженный Августин отмечает: «Бог творил не во времени, а вместе со временем».
Бог создает Вселенную ex nihilo, но Сам Он остается вне материи, пространства и времени
Отцы Церкви также считали, что невозможно определить продолжительность творческих дней. Иеромонах Серафим (Роуз), который дает обширный комментарий на их толкования Книги Бытия, пишет:
«Но большинство отцов вообще не говорит об этом: это не было предметом спора в то время, и им, вероятно, и в голову не приходило настаивать на переносе временной шкалы нашего падшего мира назад, на изумительные и чудесные события этих шести дней. Блаженный Августин резюмировал в полноте святоотеческую позицию, сказав: ‟Для нас очень трудно или даже совершенно невозможно заключить, какого именно рода были эти дни; еще невозможнее нам говорить об этом” (O градe Божием, ХІ, 6)»[4].
Многие христианские авторы (св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, св. Киприан Карфагенский и др.), не уточняя продолжительности творческих дней, допускали, что они, возможно, прообразно отвечают периодам человеческой истории (каждый порядка тысячи лет) до конца света[5].
Некоторые (например, прп. Ефрем Сирин) считали, что это были 24-часовые сутки, но подавляющее большинство церковных писателей вообще не обсуждало их длительность. Интересно отметить и другую общую тенденцию, а именно: по мнению большинства из них, процесс созидания совершался путем последовательных, но моментальных творческих актов.
Процесс созидания совершался путем последовательных, но моментальных творческих актов
Вначале был оформлен земной рельеф: по велению Божию мгновенно поднялись континенты, образовались горы, равнины и реки; очертились берега морей и океанов. Таким же образом позднее появляется и живая природа – травы, цветы, деревья, рыбы, птицы и звери, а в конце и человек, как «образ и подобие» невидимого Бога.
Святые отцы часто повторяют, что Бог творит непосредственно и мгновенно (т.е. вне времени), что именно Его слово, и только оно, приводит к бытию мертвую и живую природу. Св. Василий Великий отмечает:
«Или, может быть, поскольку акт творения мгновенен и не длится во времени, потому и сказано: в начале сотворил; ибо начало есть нечто, не состоящее из частей и нерастяжимое. Как начало пути все еще не есть путь и начало дома все еще не есть дом, так и начало времени все еще не есть время и даже малейшая часть времени [...] Итак, дабы мы могли уразуметь то, что мир сотворен Божьим произволением не во времени, сказано: в начале сотворил. Дабы подчеркнуть это, древние истолкователи, выражая еще яснее эту мысль, сказали: ‟короче говоря (ἐν κεφαλαίῳ), Бог сотворил”, то есть вдруг и мгновенно» (Шестоднев І: 6).
То же подтверждает и Климент Александрийский:
«И как возможно, чтобы творение мира совершилось во времени, когда мы видим, что само время родилось вместе с сотворенными вещами? [...] И вот, чтобы мы уразумели, что мир начался таким образом, и не полагали, что Бог создал его во времени, пророчество добавляет: ‟Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо” (Быт. 2, 4). Ибо выражение ‟когда... создал” показывает неопределенное и вневременное созидание» (Климент Александрийский, Miscellanies 6:16).
Св. Василий Великий делает еще одно исключительно важное замечание: в начале творческого процесса была создана не только природа, но и законы, которыми она управляется. Он учит, что для вод не было естественной необходимости занимать самое низкое место; таков закон нашего мира, но тогда, когда еще не было Божьих велений, не было и никаких законов:
«Почему... то, что свойственно воде по природе, то есть силу стремиться по наклону вниз, Писание приписывает велению Создателя? [...] Если таково свойство воды, то не было нужды повелевать ей собраться в ‟в собрание единое”. [...] На (этот вопрос) мы отвечаем, что нам известны движения воды только после повеления, данного ей Владыкой. Сейчас вода разливается повсюду, стремится к наклонным и углубленным местам, но какую силу она имела раньше, до того, как ей было предписано стремиться к такому движению, ты не знаешь и не можешь узнать ни от какого очевидца» (Беседы на Шестоднев, ІV, 2).
Некоторые церковные учители пытались вычислить, сколько лет прошло от начала мира. Климент Александрийский доходит до 5592 (Miscellanies 1, 21), Юлий Африканский – до 5550 (Chronology, Fragment 1), Ипполит Римский – до 5500 (Даниил, 2, 4), Ориген – до менее 10 000 (Против Цельса, 1, 20), и Августин Блаженный – до менее 5600 лет (О Граде Божием, 12, 11)[6].
В середине ХVІІ века ирландский епископ Джеймс Эшер сделал некоторые расчеты, основанные на родословиях патриархов, и вычислил, что мир был создан в 4004-м г. до н. э. Однако в 1890-м году профессор Уильям Грин из Принстонского университета на базе серьезного анализа библейской хронологии пришел к заключению, что она не последовательна и не непрерывна[7].
Поэтому, имея в виду все, сказанное выше, и возможность немалого количества пропущенных родословий, можно сказать лишь то, что, согласно Библии, от создания человека (и, соответственно, от грехопадения), но не от возникновения мира (!), до наших дней прошло около десяти (или, самое большее, несколько десятков) тысяч лет.
7. Можно ли согласовать рассказ о Творении мира с наукой
Акт Творения сверхъестественен, т.е. не обусловлен природными законами, не подчинен им и не проистекает из них, вследствие чего ни один его аспект не может быть повторен и строго проанализирован учеными. И все же последние сделанные наукой открытия необъяснимых свойств времени могут помочь нам получить хотя бы частичное и интуитивное представление о случившемся в ту чудесную первую неделю.
Каждый прямой результат Божьей творческой деятельности необходимо появляется в законченном виде – Солнце, Луна, звезды, растения, животные, Адам и Ева – но выглядит так, как будто имеет долгую историю. То же относится и к многим чудесам Иисуса – вино, появившееся из воды в Кане Галилейской, хлеба, которыми Он накормил несколько тысяч человек, словно прошли через процессы сбора винограда, помола зерна и т.д., вплоть до производства готового продукта.
Если Вселенная была создана за короткое время (или даже мгновенно!), как полагают отцы Церкви, то, очевидно, свет далеких галактик не смог бы дойти до нас, и для того, чтобы объяснить этот феномен, нам пришлось бы сослаться на чудо. (В отличие от Хокинга и Млодинова, которые очень часто пользуются недоказанными теориями, не упоминая об этом, мы готовы признать, что это только наша спекуляция, и мы не будем пользоваться ею, рассуждая в дальнейшем о том, возможно ли доказать существование Бога). Если бы лучи света двигались с бесконечной скоростью, то мы бы наблюдали все галактики одновременно. А ведь благодаря тому, что скорость света ограничена, мы в состоянии проследить прошлое Вселенной, причем скоро, по всей вероятности, станем свидетелями и самого момента Сотворения!
Вспомним, что при «виртуальном времени» Хокинга «разница между пространством и временем полностью исчезает». Когда отцы Церкви заявляют, что творение мироздания было мгновенным актом, то, с точки зрения современной науки, они, по сути, приходят к весьма похожему (но ведущему к иным следствиям!) выводу, а именно, что время слилось с пространственными измерениями. Сейчас мы наблюдаем пространную Вселенную, но она, по выражению Климента Александрийского, является продуктом неопределенного и вневременного сотворения. В отличие, однако, от Вселенной Хокинга, которая является «вечно существующей», эта Вселенная имеет начало и конец во времени.
Другая аналогия, которая помогает нам проиллюстрировать проблему времени в Библии, – это аналогия с космонавтом. В то время как события в его орбитальной станции протекают нормально, галактические системы кружатся с головокружительной скоростью перед его глазами. Точно так же и грандиозные космические эоны могут равняться всего лишь одному «творческому дню» на Земле (ибо «для Господа тысяча лет – как один день» (2 Петр. 3, 8)).
Мы всегда понимаем движение как функцию времени. Но, как уже упоминалось, виртуальные частицы способны менять свое положение, даже если время полностью остановилось. Другими словами, возможно, что планетные, звездные и галактические системы возникли в движении, даже если Вселенная в целом была создана вне времени.
Более того, оказывается, что радиоизотопная датировка совсем не столь надежна. Совсем недавно делались попытки определить возраст скал, образованных в последние несколько десятилетий извержениями вулканов, путем радиоизотопного датирования. Результаты дали от сотен тысяч до нескольких миллионов лет. Закономерно возникает вопрос: если радиоизотопное датирование не может верно датировать скальные породы известного нам возраста, то почему мы должны верить ему, имея дело с породами неизвестного возраста?[8]
При прегрешении Адама пострадала природа всей Вселенной, вследствие чего мы наблюдаем взрывающиеся звезды, сталкивающиеся галактики и т.д.
Как правильно отмечает свт. Василий Великий, при возникновении мироздания законы могли быть иными. В первозданном совершенном мире закон энтропии должен был не порождать хаос и разрушение, а поддерживать порядок и гармонию (или же должен был существовать некий дополнительный закон, уравновешивающий его, т.е. не позволяющий процессов дезорганизации). Если второй принцип термодинамики действительно связан с протеканием времени, то поменявшееся состояние дел после грехопадения (когда творение было подчинено «рабству тления» (ср. Рим. 8, 20–21), должно было привести и к изменению хода физических процессов. Более того, при прегрешении Адама пострадала не только природа Земли, но и – мгновенно – всей Вселенной, вследствие чего мы наблюдаем взрывающиеся звезды, сталкивающиеся галактики и т.д.
На вопрос о возрасте Вселенной (и, соответственно, Земли) украинский ядерный физик проф. Владислав Ольховский отвечает так:
«Для альфа-активных ядер существует закон, что на каждый один мегаэлектронвольт возбуждения время распада может уменьшаться в сотни тысяч раз. А для бета-распада был открыт еще один закон, что если атом лишен электронной оболочки, то время распада может уменьшиться от десятков миллиардов лет до нескольких десятков лет. Поэтому наука окончательного ответа на этот вопрос не дает»[9].
Его слова подтверждаются и двумя недавними открытиями. Группа ученых установила, что при радиоактивном распаде уран (U238) → гелий (He) + свинец (Pb206), в скальных породах наблюдается слишком много гелия, что говорит о том, что в какой-то момент истории ядерный распад значительно отличался от нынешнего. Ученые пришли к следующему выводу:
«Данные и наш анализ показывают, что за очень короткое время до нас, от около 4 тыс. до около 8 тыс. лет, протек ядерный распад, которому в нормальных условиях потребовалось бы более миллиарда лет»[10].
Другое исследование показало, что в пробах угля и алмазов, датируемых сотнями миллионов и миллиардами лет, находится (С14), что можно объяснить только в том случае, если их действительный возраст – порядка 10 (или, самое большее, нескольких десятков) тысяч лет[11]. Как мы уже говорили, указанные периоды прекрасно согласуются со временем грехопадения.
В ископаемых останках животного происхождения, чей возраст оценивается в десятки миллионов лет, находят мягкие ткани
В последние два десятилетия в ископаемых останках животного происхождения, чей возраст оценивается в десятки миллионов лет, часто находят … мягкие ткани. Например, в останках Tyrannosaurus rex, чей возраст датирован в 65 млн. лет, обнаружен фибриллярный белок коллаген вместе с кровеносными сосудами[12]. Проведенные впоследствии тесты показали, что в кровеносных сосудах содержатся остатки кровяных клеток с сохранившимися следами гемоглобина[13]. Любому биологу более чем ясно, что нет никакого шанса на то, чтобы эти органические вещества сохранились за такой огромный промежуток времени. То же самое подтверждается и выделением хорошо сохранившейся ДНК из растительных ископаемых останков, находящихся в скалах, относительно которых считается, что им миллионы лет. Из-за скорости ее распада невозможно, чтобы ДНК уцелела больше 10 тысяч лет[14][15].
Многие богословы и ученые уверяют нас, что Библия и природа – суть две книги, написанные Богом, которые не противоречат друг другу, но взаимно дополняют друг друга.
Если природа – это другая «книга», в которой Бог записал Свои мысли, то ее свидетельство должно совершенно независимо подтверждать сказанное в Библии! К сожалению, сегодня эволюционная теория обладает повсеместной гегемонией, не допуская никакой интерпретации тех научных результатов, которые находятся в противоречии с нею. И все же мы надеемся в будущем на большую корректность и содействие со стороны ученых, что откроет дверь для научного объяснения рассказа о Творении мира[16].