Вопрос о времени в науке и в Библии

Часть ІІ. Время в Библии

    

Часть I.

Есть некоторые вещи, которые Бог сохранил в тайне до момента, когда мы будем способны их понять. Пророку Даниилу было сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан. 12, 4). Что случилось бы, например, если бы священные писатели заявили, что Земля движется в космическом пространстве? Несколько тысяч лет – вплоть до эпохи Ньютона – религиозные споры не утихали бы, причем противники Священного Писания непрерывно атаковали бы его правдивость. Все виды передвижения, известные древним людям, – пешком, на животных (лошади, верблюде, слоне), на колеснице, корабле и т.д. – всегда сопровождались каким-то осязательным сотрясением. Вспомним, что, когда Коперник, а затем и Галилей пришли к пониманию, что Земля вращается вокруг Солнца, не только религиозные лидеры, но и светские ученые объявили это учение несостоятельным.

5. Дни Творения

Ситуация со временем аналогична. Мы уже уверились в том, что суть времени с научной точки зрения неизъяснима и непонятна даже для современного человека. Слово «йом» в Библии может означать как обычный день, так и неопределенный период времени. Поэтому в христианских кругах часто спорят о том, в каком из этих смыслов нужно толковать творческие дни из Книги Бытия. Многие богословы и сегодня считают, что это 24-часовые сутки, поскольку в большей части священных текстов этим словом обозначается тот или иной день недели. Но здесь мы прокомментируем иную точку зрения. Можно ли в рассказе о Творении мира понимать еврейское слово «йом» не как некий точно определенный промежуток времени? В Книге Иова (20, 28) «йом» относится к моменту Божьего гнева, а в Псалтири (19, 1) – ко дню скорби. Допускают также, что в 2 Пар. 21, 19, Ос. 6, 2, Быт. 2, 4 и некоторых других местах это слово употребляется для обозначения продолжительного периода времени.

В первый творческий день был вызван к бытию свет: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1, 3). Некоторые предполагают, что этот свет исходил из некоего точечного источника света (который сейчас отсутствует?), и, поскольку Земля вращалась вокруг своей оси, день и ночь сменялись за 24-часовой период. Выражение «был вечер и было утро» предполагает восход и закат. Но если это так, то Бог должен был творить в точно определенном месте земной поверхности, а не созидать всю планету, как это следует из контекста. Поэтому более правдоподобна точка зрения, согласно которой свет, озаривший Землю и небесные просторы в этот день, шел со всех направлений, и, вероятно, остатком его является т.н. космический микроволновый фон (КМФ).

При расширении Вселенной он постепенно ослабевал, и поэтому в четвертый творческий день были созданы Солнце, Луна и звезды, чтобы люди могли отличать день от ночи, а также для «для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1, 14). Хотя слово «ночь» и употребляется еще в начале рассказа (Быт. 1, 5), оно, очевидно, относится к чему-то, что появится позже, ибо для Бога не существует тьмы: «Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. 138, 11–12). В этом случае интервал «вечер – утро» (т.е. «творческая ночь») может пониматься единственно как приостановка Божьей деятельности в этот промежуток времени. Здесь нужно отметить также, что для того, чтобы звезды заблестели на нашем небе, необходим значительный срок. Невооруженным глазом можно различить около двух тысяч звезд, которые находятся на различном расстоянии в космосе. Их свет, однако, должен был идти от четырех (в случае Проксимы Центавра) до нескольких тысяч лет (в случае наиболее отдаленных звезд), чтобы первые люди смогли насладиться их красотой.

В начале шестого творческого дня Бог создал животных суши, а затем и Адама «по Своему образу и подобию», который должен был править всем сотворенным, возделывать и хранить Эдемский сад. В связи с этим Чарльз Такстон и Нэнси Пирси пишут:

«Из Книги Бытия мы узнаем также, что Бог привел животных к Адаму, чтобы он дал им имена (Быт. 2, 19–20). В древнееврейском языке выражение ‟дать имя чему-то” означает ‟приобрести власть над чем-то”, т.е. этот библейский текст указывает на власть человека над природой. Кроме того, согласно еврейскому мышлению, имя данного предмета должно выражать его сущность, его природу. Следовательно, чтобы дать имена животным, нужно было внимательно исследовать их и определить, что они из себя представляют, – задача, требующая подробного наблюдения, описания и классификации»[1].

По этой причине человек должен был пожить известное время вместе с обитателями этого «зоопарка», чтобы опознать их и наименовать в соответствии с их характерными особенностями. Если допустить, что было наименовано около нескольких тысяч сухопутных животных (может быть, тех, которые Ной взял с собой в ковчег), то подобное поручение требовало значительного времени и интеллектуальных усилий[2]. В дальнейшем человек общался с ними известное время, чтобы убедиться, что ни одно из них не может служить ему подходящим помощником. Затем Бог усыпил его и из его ребра сотворил Еву, которую Адам полюбил. Этим творение было завершено. Все это не могло совершиться в рамках 12 часов светлого времени суток!

О последнем, седьмом творческом дне не сказано, что он закончился (после него не «наступил вечер и утро»), т.е. он должен был быть бесконечным. В таком случае благословенная и освященная Богом «суббота» была тем безгрешным состоянием физического и духовного порядка, гармонии и мира, в котором находился построенный Создателем совершенный мир. Итак, семидневная неделя стала прообразом и примером, которому должны были следовать израильтяне, как об этом говорится в четвертой заповеди:

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20, 8–11)[3].

Из сказанного становится ясно, что земные дни являются отображением «творческих дней», но ни в коем случае нельзя утверждать, что те и другие одинаковы по продолжительности. Разумеется, есть и другие библейские аргументы, которые поддерживают наш вывод, но здесь мы ограничимся только самыми главными.

6. Как отцы Церкви понимают творческие дни из Книги Бытия

Согласно христианской точке зрения, Бог создает Вселенную ex nihilo, но Сам Он остается вне материи, пространства и времени. Момент возникновения мира является также и началом времени (что находится в полном соответствии и с теорией относительности), и в этом смысле Блаженный Августин отмечает: «Бог творил не во времени, а вместе со временем».

Бог создает Вселенную ex nihilo, но Сам Он остается вне материи, пространства и времени

Отцы Церкви также считали, что невозможно определить продолжительность творческих дней. Иеромонах Серафим (Роуз), который дает обширный комментарий на их толкования Книги Бытия, пишет:

«Но большинство отцов вообще не говорит об этом: это не было предметом спора в то время, и им, вероятно, и в голову не приходило настаивать на переносе временной шкалы нашего падшего мира назад, на изумительные и чудесные события этих шести дней. Блаженный Августин резюмировал в полноте святоотеческую позицию, сказав: ‟Для нас очень трудно или даже совершенно невозможно заключить, какого именно рода были эти дни; еще невозможнее нам говорить об этом” (O градe Божием, ХІ, 6)»[4].

Многие христианские авторы (св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, св. Киприан Карфагенский и др.), не уточняя продолжительности творческих дней, допускали, что они, возможно, прообразно отвечают периодам человеческой истории (каждый порядка тысячи лет) до конца света[5].

Некоторые (например, прп. Ефрем Сирин) считали, что это были 24-часовые сутки, но подавляющее большинство церковных писателей вообще не обсуждало их длительность. Интересно отметить и другую общую тенденцию, а именно: по мнению большинства из них, процесс созидания совершался путем последовательных, но моментальных творческих актов.

Процесс созидания совершался путем последовательных, но моментальных творческих актов

Вначале был оформлен земной рельеф: по велению Божию мгновенно поднялись континенты, образовались горы, равнины и реки; очертились берега морей и океанов. Таким же образом позднее появляется и живая природа – травы, цветы, деревья, рыбы, птицы и звери, а в конце и человек, как «образ и подобие» невидимого Бога.

Святые отцы часто повторяют, что Бог творит непосредственно и мгновенно (т.е. вне времени), что именно Его слово, и только оно, приводит к бытию мертвую и живую природу. Св. Василий Великий отмечает:

«Или, может быть, поскольку акт творения мгновенен и не длится во времени, потому и сказано: в начале сотворил; ибо начало есть нечто, не состоящее из частей и нерастяжимое. Как начало пути все еще не есть путь и начало дома все еще не есть дом, так и начало времени все еще не есть время и даже малейшая часть времени [...] Итак, дабы мы могли уразуметь то, что мир сотворен Божьим произволением не во времени, сказано: в начале сотворил. Дабы подчеркнуть это, древние истолкователи, выражая еще яснее эту мысль, сказали: ‟короче говоря (ἐν κεφαλαίῳ), Бог сотворил”, то есть вдруг и мгновенно» (Шестоднев І: 6).

То же подтверждает и Климент Александрийский:

«И как возможно, чтобы творение мира совершилось во времени, когда мы видим, что само время родилось вместе с сотворенными вещами? [...] И вот, чтобы мы уразумели, что мир начался таким образом, и не полагали, что Бог создал его во времени, пророчество добавляет: ‟Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо” (Быт. 2, 4). Ибо выражение ‟когда... создал” показывает неопределенное и вневременное созидание» (Климент Александрийский, Miscellanies 6:16).

Св. Василий Великий делает еще одно исключительно важное замечание: в начале творческого процесса была создана не только природа, но и законы, которыми она управляется. Он учит, что для вод не было естественной необходимости занимать самое низкое место; таков закон нашего мира, но тогда, когда еще не было Божьих велений, не было и никаких законов:

«Почему... то, что свойственно воде по природе, то есть силу стремиться по наклону вниз, Писание приписывает велению Создателя? [...] Если таково свойство воды, то не было нужды повелевать ей собраться в ‟в собрание единое”. [...] На (этот вопрос) мы отвечаем, что нам известны движения воды только после повеления, данного ей Владыкой. Сейчас вода разливается повсюду, стремится к наклонным и углубленным местам, но какую силу она имела раньше, до того, как ей было предписано стремиться к такому движению, ты не знаешь и не можешь узнать ни от какого очевидца» (Беседы на Шестоднев, ІV, 2).

Некоторые церковные учители пытались вычислить, сколько лет прошло от начала мира. Климент Александрийский доходит до 5592 (Miscellanies 1, 21), Юлий Африканский – до 5550 (Chronology, Fragment 1), Ипполит Римский – до 5500 (Даниил, 2, 4), Ориген – до менее 10 000 (Против Цельса, 1, 20), и Августин Блаженный – до менее 5600 лет (О Граде Божием, 12, 11)[6].

В середине ХVІІ века ирландский епископ Джеймс Эшер сделал некоторые расчеты, основанные на родословиях патриархов, и вычислил, что мир был создан в 4004-м г. до н. э. Однако в 1890-м году профессор Уильям Грин из Принстонского университета на базе серьезного анализа библейской хронологии пришел к заключению, что она не последовательна и не непрерывна[7].

Поэтому, имея в виду все, сказанное выше, и возможность немалого количества пропущенных родословий, можно сказать лишь то, что, согласно Библии, от создания человека (и, соответственно, от грехопадения), но не от возникновения мира (!), до наших дней прошло около десяти (или, самое большее, несколько десятков) тысяч лет.

7. Можно ли согласовать рассказ о Творении мира с наукой

Акт Творения сверхъестественен, т.е. не обусловлен природными законами, не подчинен им и не проистекает из них, вследствие чего ни один его аспект не может быть повторен и строго проанализирован учеными. И все же последние сделанные наукой открытия необъяснимых свойств времени могут помочь нам получить хотя бы частичное и интуитивное представление о случившемся в ту чудесную первую неделю.

Каждый прямой результат Божьей творческой деятельности необходимо появляется в законченном виде – Солнце, Луна, звезды, растения, животные, Адам и Ева – но выглядит так, как будто имеет долгую историю. То же относится и к многим чудесам Иисуса – вино, появившееся из воды в Кане Галилейской, хлеба, которыми Он накормил несколько тысяч человек, словно прошли через процессы сбора винограда, помола зерна и т.д., вплоть до производства готового продукта.

Если Вселенная была создана за короткое время (или даже мгновенно!), как полагают отцы Церкви, то, очевидно, свет далеких галактик не смог бы дойти до нас, и для того, чтобы объяснить этот феномен, нам пришлось бы сослаться на чудо. (В отличие от Хокинга и Млодинова, которые очень часто пользуются недоказанными теориями, не упоминая об этом, мы готовы признать, что это только наша спекуляция, и мы не будем пользоваться ею, рассуждая в дальнейшем о том, возможно ли доказать существование Бога). Если бы лучи света двигались с бесконечной скоростью, то мы бы наблюдали все галактики одновременно. А ведь благодаря тому, что скорость света ограничена, мы в состоянии проследить прошлое Вселенной, причем скоро, по всей вероятности, станем свидетелями и самого момента Сотворения!

Вспомним, что при «виртуальном времени» Хокинга «разница между пространством и временем полностью исчезает». Когда отцы Церкви заявляют, что творение мироздания было мгновенным актом, то, с точки зрения современной науки, они, по сути, приходят к весьма похожему (но ведущему к иным следствиям!) выводу, а именно, что время слилось с пространственными измерениями. Сейчас мы наблюдаем пространную Вселенную, но она, по выражению Климента Александрийского, является продуктом неопределенного и вневременного сотворения. В отличие, однако, от Вселенной Хокинга, которая является «вечно существующей», эта Вселенная имеет начало и конец во времени.

Другая аналогия, которая помогает нам проиллюстрировать проблему времени в Библии, – это аналогия с космонавтом. В то время как события в его орбитальной станции протекают нормально, галактические системы кружатся с головокружительной скоростью перед его глазами. Точно так же и грандиозные космические эоны могут равняться всего лишь одному «творческому дню» на Земле (ибо «для Господа тысяча лет – как один день» (2 Петр. 3, 8)).

Мы всегда понимаем движение как функцию времени. Но, как уже упоминалось, виртуальные частицы способны менять свое положение, даже если время полностью остановилось. Другими словами, возможно, что планетные, звездные и галактические системы возникли в движении, даже если Вселенная в целом была создана вне времени.

Более того, оказывается, что радиоизотопная датировка совсем не столь надежна. Совсем недавно делались попытки определить возраст скал, образованных в последние несколько десятилетий извержениями вулканов, путем радиоизотопного датирования. Результаты дали от сотен тысяч до нескольких миллионов лет. Закономерно возникает вопрос: если радиоизотопное датирование не может верно датировать скальные породы известного нам возраста, то почему мы должны верить ему, имея дело с породами неизвестного возраста?[8]

При прегрешении Адама пострадала природа всей Вселенной, вследствие чего мы наблюдаем взрывающиеся звезды, сталкивающиеся галактики и т.д.

Как правильно отмечает свт. Василий Великий, при возникновении мироздания законы могли быть иными. В первозданном совершенном мире закон энтропии должен был не порождать хаос и разрушение, а поддерживать порядок и гармонию (или же должен был существовать некий дополнительный закон, уравновешивающий его, т.е. не позволяющий процессов дезорганизации). Если второй принцип термодинамики действительно связан с протеканием времени, то поменявшееся состояние дел после грехопадения (когда творение было подчинено «рабству тления» (ср. Рим. 8, 20–21), должно было привести и к изменению хода физических процессов. Более того, при прегрешении Адама пострадала не только природа Земли, но и – мгновенно – всей Вселенной, вследствие чего мы наблюдаем взрывающиеся звезды, сталкивающиеся галактики и т.д.

На вопрос о возрасте Вселенной (и, соответственно, Земли) украинский ядерный физик проф. Владислав Ольховский отвечает так:

«Для альфа-активных ядер существует закон, что на каждый один мегаэлектронвольт возбуждения время распада может уменьшаться в сотни тысяч раз. А для бета-распада был открыт еще один закон, что если атом лишен электронной оболочки, то время распада может уменьшиться от десятков миллиардов лет до нескольких десятков лет. Поэтому наука окончательного ответа на этот вопрос не дает»[9].

Его слова подтверждаются и двумя недавними открытиями. Группа ученых установила, что при радиоактивном распаде уран (U238) → гелий (He) + свинец (Pb206), в скальных породах наблюдается слишком много гелия, что говорит о том, что в какой-то момент истории ядерный распад значительно отличался от нынешнего. Ученые пришли к следующему выводу:

«Данные и наш анализ показывают, что за очень короткое время до нас, от около 4 тыс. до около 8 тыс. лет, протек ядерный распад, которому в нормальных условиях потребовалось бы более миллиарда лет»[10].

Другое исследование показало, что в пробах угля и алмазов, датируемых сотнями миллионов и миллиардами лет, находится (С14), что можно объяснить только в том случае, если их действительный возраст – порядка 10 (или, самое большее, нескольких десятков) тысяч лет[11]. Как мы уже говорили, указанные периоды прекрасно согласуются со временем грехопадения.

В ископаемых останках животного происхождения, чей возраст оценивается в десятки миллионов лет, находят мягкие ткани

В последние два десятилетия в ископаемых останках животного происхождения, чей возраст оценивается в десятки миллионов лет, часто находят … мягкие ткани. Например, в останках Tyrannosaurus rex, чей возраст датирован в 65 млн. лет, обнаружен фибриллярный белок коллаген вместе с кровеносными сосудами[12]. Проведенные впоследствии тесты показали, что в кровеносных сосудах содержатся остатки кровяных клеток с сохранившимися следами гемоглобина[13]. Любому биологу более чем ясно, что нет никакого шанса на то, чтобы эти органические вещества сохранились за такой огромный промежуток времени. То же самое подтверждается и выделением хорошо сохранившейся ДНК из растительных ископаемых останков, находящихся в скалах, относительно которых считается, что им миллионы лет. Из-за скорости ее распада невозможно, чтобы ДНК уцелела больше 10 тысяч лет[14][15].

Многие богословы и ученые уверяют нас, что Библия и природа – суть две книги, написанные Богом, которые не противоречат друг другу, но взаимно дополняют друг друга.

Если природа – это другая «книга», в которой Бог записал Свои мысли, то ее свидетельство должно совершенно независимо подтверждать сказанное в Библии! К сожалению, сегодня эволюционная теория обладает повсеместной гегемонией, не допуская никакой интерпретации тех научных результатов, которые находятся в противоречии с нею. И все же мы надеемся в будущем на большую корректность и содействие со стороны ученых, что откроет дверь для научного объяснения рассказа о Творении мира[16].

Валентин Велчев
Перевел с болгарского Андрей Романов

11 октября 2022 г.

[1] Такстън, Ч., Н. Пиърси. Душата на науката. София: Нов човек, 2001. С. 33.

[2] Классификация – распределение организмов по иерархическим группам (таксонам) в соответствии с характерными для них признаками. Современная стройная систематика живого мира является плодом усилий огромного числа ученых на протяжении сотен лет. Чтобы справиться с подобным заданием, Адаму были необходимы продолжительные наблюдения, сопоставления, углубленный сравнительный анализ. Все это возможно только если наш прародитель обладал исключительными интеллектуальными способностями, а не был каким-то промежуточным звеном между обезьяной и человеком, как считают сторонники т.н. «теистической эволюции».

[3] Как именно мы соблюдаем «новозаветную субботу», показано в полемике с адвентистами в гл. 2 книги «Кратък исторически и библейски анализ на адвентизма» / «Краткий исторический и библейский анализ адвентизма» // http://kosmos-21.blogspot.com/2011/07/blog-post_8349.html

[4]Йером. Серафим (Роуз). Битие: Сътворението на света и първите ветхозаветни хора. См. гл. ІІ: Шестте дни на Сътворението // http://pravoslavna-vyara.blogspot.com/2009/06/blog-post.html

[5]Марчев, Р. Научният креационизъм – догма или алтернатива. См. ч. 5: Отците на Църквата и дължината на творческите дни // http://rado76.wordpress.com/2011/06/29/creationism_5/

[6]. Там же.

[7]Грийн, У. Х. Древната хронология // http://rado76.wordpress.com/2010/02/01/chronology/

[8]Хам, К. Книгата с отговори І. См. гл. 9: Дали радиометричното датиране доказва, че Земята е стара? // http://bojidarmarinov.com/bgrecon/Ham/khab/chap09.htm

[9]. Профессор в области ядерной физики Владислав Ольховский: «Вся Вселенная создана под человека» // http://2010.orthodoxy.org.ua/content/vsya-vselennaya-sozdana-pod-cheloveka-18647

[10] В 1997-м году команда из восьми исследователей, известная как группа RATE (Radioisotopes and the Age of the Earth) решила исследовать допущения, используемые в стандартных практиках радиоизотопной датировки. Например, при анализе проб, полученных через введение зонда в «основную» скалу в Нью Мексико на глубину до 4,3 км, уран-свинцовым методом ее возраст был определен в 1,4 млрд. лет. Расчет по количеству гелия дал, однако, возраст в 6 тыс. лет. Это показывает, что предположение о постоянной скорости распада (на котором основаны все радиометрические датировки) ошибочно, и что скорость распада в прошлом была значительно больше. Если это так, то все радиометрические «данные», о которых предполагается, что они определяют возраст Земли и ее осадочных пород во много миллионов лет, исключительно обманчивы. // Larry Vardiman, Andrew Snelling and Eugene Chaffin, (eds.), Radioisotopes and the Age of the Earth, vols 1 and 2 (El Cajon, CA: Institute for Creation Research, 2000). A popular-level version is also available: Don DeYoung, Thousands Not Billions (Green Forest, AR: Master Books, 2005).

См. также: Хам, К., «Книгата с отговори І», гл. 9 «Дали радиометричното датиране доказва, че Земята е стара?» / Хам, К. Книга ответов І, гл. 9: ‟Доказывает ли радиометрическое датирование, что Земля старая?” // http://bojidarmarinov.com/bgrecon/Ham/khab/chap09.htm

Для большей объективности, однако, нужно отметить, что эта теория сталкивается с серьезной проблемой, которая по крайней мере на данном этапе не находит хорошего естественного объяснения. Ускоренный ядерный распад сопровождался бы огромным количеством тепла и радиации, выделенным за весьма короткое время, что испепелило бы жизнь. Radiohalos in Granites: Evidence for Accelerated Nuclear Decay // https://www.icr.org/i/pdf/technical/Radiohalos-in-Granites.pdf

[11] Углерод-14 весьма часто обнаруживается в фоссилиях, о которых предполагается, что им десятки и сотни миллионов лет – раковинах моллюсков, костях животных, угле, нефти и природном газе. Эволюционисты настойчиво поддерживают мнение о том, что они наверняка были загрязнены в последние 100 тыс. лет отложениями, содержащими углерод-14. Коллектив RATE, однако, сумел определить возраст алмазов, которые из-за своей твердости не могли подвергнуться загрязнению. Результаты вновь подтвердили наличие углерода-14, что показывает, что возраст алмазов вовсе не составляет миллионы лет, как утверждают геологи.

Хам, К., «Книгата с отговори І», гл. 7 «Датирането с въглерод-14 не опровергава ли Библията?» / Хам, К. Книга ответов І. См. гл. 7: “Не опровергает ли Библию датирование с помощью углерода-14?” // http://bojidarmarinov.com/bgrecon/Ham/khab/chap07.htm

[12]Mary Schweitzer and Tracy Staedter. The Real Jurassic Park, Earth (June 1997), p. 55–57; Mary Schweitzer et al. Analyses of Soft Tissue from Tyrannosaurus Rex Suggest the Presence of Protein, Science, 316 (2007), pp. 277–280;
Shaun Doyle. Squishosaur Scepticism Squashed:Tests Confirm Proteins Found in T. Rex Bones, CMI, April, 2007, at: creationontheweb.com.

[13]. Carl Wieland. ‘Sensational Dinosaur Blood Report!’, Creation, 19/4 (1997), pp. 42–43, at:creationontheweb.com; answersingenesis.org; Carl Wieland, ‘Evolutionist Questions CMI Report: Have Red Blood Cells Really Been Found in T. Rex Fossils?’, 25 March 2002, at:creationontheweb.com; ‘Evolutionist Questions AiG Report’, at: answersingenesis.org.

[14]. Carl Wieland. ‘DNA Dating: Positive Evidence that the Fossils Are Young’, Creation, 14/3 (1992), p. 43, at: creationontheweb.com; answersingenesis.org.

[15] «Огромное количество научных работ по сохранности органики в земле при различных условиях и температурах свидетельствует, что даже самые устойчивые молекулы органических веществ едва ли могут пролежать в земле более 100 000 лет. А потому, когда в печати стали появляться публикации об обнаружении лабильной органики в костях динозавров, научное сообщество воспринято это «в штыки». Критики говорили, что обнаруженная органика – это более позднее загрязнение, бактериальная пленка или прости мистификация. Однако тщательно проведенный анализ показал, что это действительно ткани ископаемых животных». «Свежая» органика возрастом 550 миллионов лет? // http://www.biolar.ru/?p=829

[16] В статье изпльзованы материалы из книги «Вышний замысел. Заочная дискуссия со Стивеном Хокингом». Поседнюю версию книги на русском языке можно скачать здесь: https://burevestnik-bg.com/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как Бог творил мир (+ВИДЕО) Как Бог творил мир (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Как Бог творил мир (+ВИДЕО) Как Бог творил мир (+ВИДЕО)
Беседы на Книгу Бытия
Андрей Солодков
Какой свет творит Бог в первый день творения? Что надо понимать под твердью второго дня? Как объяснить критикам Библии, почему растения появляются прежде Солнца? Что было образом Божиим в сотворенном человеке и что подобием?
Ответ на вызов Стивена Хокинга Ответ на вызов Стивена Хокинга
Валентин Велчев
Ответ на вызов Стивена Хокинга Ответ на вызов Стивена Хокинга
Размышления о философии науки и книге «Высший замысел»
Валентин Велчев
О часах, возникших в процессе эволюции меди, студенте-инопланетянине, создавшем нашу Вселенную, и о том, действительно ли «нет необходимости в Боге».
«Гамлет», обезьяны и эпистемология «Гамлет», обезьяны и эпистемология
Свящ. Евгений Селенский
«Гамлет», обезьяны и эпистемология «Гамлет», обезьяны и эпистемология
Священник Евгений Селенский
О том, сколько времени обезьяна будет набирать текст «Гамлета», объясним ли интеллект неинтеллектуальными факторами и как лингвистические машины могут объяснить происхождение жизни.
Комментарии
Павел21 октября 2022, 20:34
Интересная мысль. Сначала Бог создал мир без энтропии, а после грехопадения заработало второе начало термодинамики... Вполне логично - в условиях действия законов сохранения и второго начала возникновение жизни, а уж тем более ее эволюция от простого к сложному, маловероятна.
Галина И.14 октября 2022, 09:04
Простите. Бог непостижим, и имя Его, и деяния Его "чудны и святы". Можно ли выпавшим из вечности вследствие прародительского греха верно судить о времени в Библии, благоговея перед человеческими теориями и чел. заповедями? "Тайна Господня- боящимся Его, и Завет Свой Он открывает им". Ап. Павел учит "не мудрствовать сверх того, что написано". "Не должно делать исследований и обнаруживать любопытство относительно того, что не передано нам св. пророками и апостолами, и евангелистами" (прп. Иоанн Дамаскин). Бог сказал, что "мудрость мудрецов погибнет и разума у разумных не станет", но "блуждающие духом познают мудрость", если свято будут чтить имя Его и благоговеть пред Ним (Ис 29:13-14,23-24).
Павел К.13 октября 2022, 09:54
Бойтесь закваски саддукейской -"ревизии" Божественного откровения . Подчерпнув из океана премудрости чайной ложечкой, уже спешим создавать всеобъемлющие теории -на меньшее горделивый умишко не соглашается .Наука не может "дополнить" Библию .Строго придерживаясь библейских истин, можно безопасно наблюдать за потугами ученых.Безусловно наука собрала ,систематизировала огромный пласт экспериментальных данных ,которые сведены в "правила","законы" работающие в одних пределах и не работающие в других .Все это позволило произвести грандиозный рывок в технике -несмотря на то ,что природа ядерной,гравитационной , электромагнитных сил только описана ,но не понята.Космология-научная фантастика.
Галина И.- Антону12 октября 2022, 20:02
Есть эмпирическое время, пораженное грехом и зависящее от человека. И есть «время Господне», сотворенное и управляемое Богом,- это вечность. В период эсхатологических событий происходит встреча двух времен, или «разрыв времени»: «Бог, когда хочет, превышает естества чин». Здесь действует «благодать на благодать». Воплощение, служение, смерть и Воскресение Христа, а также Его 2-е пришествие -центр.-ное событие новозаветной истории, еще не законченное. В связи с ним произошло исцеление и трансформация пораженного грехом времени, и оно, по утверждениям св. отцов, реально действует в Церкви во время Литургии. Но этого (пораженного грехом) «времени уже не будет», когда "совершится тайна Божия".
Антон11 октября 2022, 20:03
А я вот слышал еще такую гипотезу: Когда произошло самое главное событие в истории человечества - Воплощение, Смерть и Воскресение Христа - то это не могло не отразиться и на "физическом" мире, он стал как бы более упорядоченным, стабильным. Другими словами, те физические законы, которые мы наблюдаем сейчас (и ход времени тоже), по Воскресении Христа - это уже немного (или значительно) другие законы, чем они были до Его Воплощения. Поэтому, пытаясь смоделировать поведение мира до нашей эры, мы всегда будем получать абсурдные результаты, т.к. пытаемся измерять "сегодняшней меркой". Раз в духовном смысле все изменилось при Искуплении и примирении с Богом, то почему в физическом-то не могло?
Галина И.11 октября 2022, 14:57
3.за эту измену, за это религиозное самоубийство». Торжество человеческого разума как шагреневая кожа, и прогресс заменяется регрессом. Бог «в Свое время явил СВОЕ слово» (Тит 1,3), и Он сказал :«Мои мысли- не ваши мысли. Мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55,8-9). А «наука бессильна против нравственного зла» (свт. Феофан Затворник). И не она ли привела мир на край бездны, ко всеобщему системному кризису цивилизации совместно с падением нравственности? Наступаем -то на одни и те же грабли... Ведь наш разум - это только Божий дар, что хорошо осознавал великий ученый Михайло Ломоносов: "Господь! Объятому мне тьмою Прости премудрости лучи И, что угодно пред Тобою, Всегда творити научи".
Галина И.11 октября 2022, 14:24
2."Книга о том, как мир стал таким, каков он есть". Бог - это Тайна, и время Его творения - это тоже тайна, перед кот. надо благоговейно остановиться. Мы можем только предполагать, но не отвергать. Прп. Е.Сирин писал: "Что мы видим в природе, тому же учит Писание. И природа, и Писание, если правильно будем вникать, показывают одно и то же. Кажущиеся противоречия между ними наступают тогда, когда мы неправильно читаем либо Великую Книгу Природы, либо Библию, либо обе вместе». Еще в 1909 г. прот. С. Булгаков писал: «Интеллигенция отвергла Христа, она отвернулась от Его лица.Исторгла из сердца своего Его образ, лишила себя внутреннего света жизни и платится, вместе со своею Родиной,(прод.)
Галина И.11 октября 2022, 14:17
1.Среди ученых с мировым именем много монахов, священнослужителей и светских лиц глубокой веры. Но в соврем. мире много и таких научных делателей, кот. не веруют в Бога, или же их вера на чисто интеллектуальном уровне. «Это …люди душевные, не имеющие духа» (Св.Духа)[Иуды 19]. Бог - это Высший Разум, и человеческий разум просто не может соответствовать Божественному, а чел. логика часто находится в прямом противоречии с Божественной. Духовный мир -он иной, чем мы думаем, и Самим Богом может посылаться дух заблуждения. Библейская теория сотворения мира в осн.-х позициях не противоречит теории эволюции, но категорически отвергает идею развития человека из обезьяны. Бытие- (греч.Genesis)-(прод.)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×