Мистик Огня и Света

К тысячелетию преставления преподобного Симеона Нового Богослова

Братолюбивый нищий, неистовый ревнитель о славе Божией, мистик Огня и Света — все эти эпитеты характеризуют личность преподобного Симеона Нового Богослова. В этом году празднуется тысячелетие кончины святого отца: в честь этого события в Волоской богословской академии в Греции прошла международная конференция[1], посвященная его наследию; в ней приняли участие специалисты и профессора из разных стран христианского мира. Однако в русскоязычной среде столь значимая дата не получила, к сожалению, должного освещения. Общецерковная традиция указывает, что преподобный Симеон Новый Богослов скончался 12/25 марта 1022, однако поскольку память святого приходилась на Великий пост, Церковь перенесла празднование на 12/25 октября, к чему мы и приурочиваем настоящую публикацию.

Святой Симеон Новый Богослов Святой Симеон Новый Богослов Святой Симеон Новый Богослов (949–1022) — представитель аскетико-мистической традиции византийского монашества, игумен Студийской обители, затем монастыря Святого Маманта в Константинополе, и в конце жизни — скита Преподобной Марии. В 27 лет, оставив путь госслужбы при дворе, удалился в монастырь в поисках духовного руководства, которое обрел у преподобного Симеона Благоговейного в Студийской обители[2]. Церковная традиция наградила его титулом Богослов — наряду с апостолом и евангелистом Иоанном и святым Григорием, епископом Назианза. И это неслучайно: преподобный Симеон по глубине своей созерцательной жизни по праву стоит в одном ряду со своими предшественниками, и, однако, остается как бы в их тени. При жизни официальная церковная власть его теснила, притесняли его и братия обители Святого Маманта — одним словом, память о нем старательно стремились вытравить из соборного сознания Церкви. Даже его именование «Новый Богослов» поначалу носило иронично-отрицательный характер: его противники видели в богословии преподобного непонятное для устоявшихся форм византийского Православия дерзновение, граничащее с безумием. Он словно шел против течения, нарушая оформленный, формализованный уклад монастырской жизни, ставший привычным для многих поколений монахов Студийской обители. Образ жизни святого Симеона и его духовное руководство ставили слишком высокую планку для братии — казалось, он проповедует какие-то новые истины.

Образ жизни святого Симеона и его духовное руководство ставили слишком высокую планку для братии — казалось, он проповедует какие-то новые истины

Но что «нового» было в богословии преподобного Симеона на самом деле? По сути, новаторство преподобного Симеона — лишь возвращение к истокам богословской мысли Евангелия и святых отцов первых веков христианства: святой отец говорит о необходимости стяжания Царствия Небесного ещё в земной жизни; о новом Адаме, об обожении и души, и плоти; о дыхании Святого Духа и Его всепросвещающей благодати, изменяющей не только душу человека, но и его тело, так что и человек «вохристовывается»:

«Он (Бог — Г.Б.) даровал мне неизреченные блага, всего меня обновив, всего обессмертив и Христом соделав»[3].

Все его писания пронизаны опытом Боговидения, опытом переживания Божественного присутствия, о котором он не мог не говорить, которого не мог сокрыть:

«И хотел я молчать (о, если бы я мог!), но страшное чудо возбуждает сердце мое и отверзает оскверненные уста мои. Говорить и писать даже и не хотящего меня заставляет Тот, Кто воссиял ныне в моем мрачном сердце»[4].

Этот опыт выражен многогранно, антиномично, парадоксально. Главный пафос мысли преподобного заключается в следующей идее: Бога возможно познать уже сейчас, в текущей жизни — в Его благодотной силе; видеть её, эту спасающую любовь, слышать и, даже таинственно осязать. Именно это стало камнем преткновения для братии и христиан-современников Симеона.

Протопресвитер Иоанн Мейендорф так определял ключевые черты, которыми должен обладать богослов:

«Истинным богословом был тот, кто видел и испытал суть своего богословия; и этот духовный опыт полагали принадлежащим не одному лишь интеллекту (хотя интеллект не исключался из восприятия), но и ‟очам духовным”, которые позволяли человеку в целом, во всей его полноте — интеллекта, чувства и даже ощущения — войти в соприкосновение с Божественным существованием»[5].

Эти слова с полной уверенностью можно отнести к преподобному Симеону Новому Богослову. Его особое взаимообщение с Богом, ради стяжания которого он брал на себя тяжелейшие аскетические подвиги, было в первую очередь плодом не его усилий, но благодати Святого Духа, о чем он неоднократно свидетельствует в своих писаниях, облекая свои прозрения в дивные метафорические выражения. В его богословии прослеживается несколько основных тем: он пишет о покаянии и плаче сокрушенной личности, осознающей свою греховность; о том, как этот плач покаяния постепенно переходит в плач радости и умилостивления, после чего подвижник мало-помалу восходит к созерцанию Бога в таинстве Евхаристии, а затем и в видениях Света — нетварного, как позже о нем скажет святитель Григорий Палама, который был знаком с учением святого. Бог для преподобного Симеона — это Свет, Огонь, Пламя, Солнце, Молния, увидеть которые сподобляются лишь воспринявшие благодать Святого Духа. Богословствовать и совершать таинство Евхаристии, считал преподобный, может лишь тот, кто стяжал благодать и ежедневно проводит время в очищении сердца через покаяние. Его учение сыграло ключевую роль в развитии монашества на Афоне, предопределив традицию исихазма и богословские споры о природе Фаворского света в XIV в.

Преподобный Симеон был человеком, который не побоялся коснуться Бога «духовными руками» — и которого Бог в ответ коснулся Своей любовью

Преподобный Симеон был человеком, который не побоялся коснуться Бога «духовными руками» — и которого Бог в ответ коснулся Своей любовью. Вся его жизнь была жертвой, которую он положил на алтарь священнослужения во имя спасения себя и своих братьев. Каждый день он служил литургию и причащался Христовых Таин — на протяжении 50 с лишним лет. Итоги его духовного пути подводятся в Божественных гимнах — одном из самых уникальных произведений святоотеческой литературы, представляющем собой автобиографию, в которой автор очень живым и вместе с тем интимным языком, в стихотворной форме дает возможность познакомиться со своими мистическими откровениями, богословскими воззрениями и учением. В них раскрывается и глубина его личности, и высота его подвига, и та предельная, искренняя любовь, которой он любил Бога: «Я хочу умереть из-за любви (к Нему), зная, что я не умру»[6].

Он пишет о том, что познал на собственном опыте, — чуткий читатель ощущает это и доверяет словам святого

Авва Симеон звал за собой всех неравнодушных к стяжанию святости и обожения тысячу лет назад — продолжает он это дело и сейчас, через свои писания: богословские, огласительные и нравственные слова, послания, благодарения, ёмкие сотницы и гимны. Его эпистолярное наследие обширно и богодухновенно: он пишет о том, что познал на собственном опыте, — чуткий читатель ощущает это и доверяет словам святого. Хочется пожелать всем жаждущим видения Света во мраке жизни прийти к его созерцанию вместе с этим прекрасным Световидцем, Божественным Симеоном.

В заключение приводим русскоязычную библиографию трудов преподобного Симеона Нового Богослова.

  1. Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские, умозрительные и практические / Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические сочинения в новых переводах / Сост. И общ. ред. Епископа Илариона (Алфеева). — изд. 3-е, испр. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2009. — 224 с.
  2. Симеон Новый Богослов, прп. «Прииди, Свет истинный». Избранные гимны в стихотворном переводе игумена Илариона (Алфеева). — СПб., 2000.
  3. Симеон Новый Богослов, прп. Слова. / Пер. с древнегреч. свящ. Максима Михайлова; вст. ст. П.К. Доброцветова — М.: Изд-во Введенского ставропиг. Муж. М-ря Оптина пустынь; Изд. Перервинской духов. Семинарии, 2021. — 480 с.
  4. Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. В 3 т. Т. 3. Божественные гимны. — СТСЛ, 2017. — 544 с. [перевод основных гимнов по изданию: Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова / пер. с греческого иеромонаха Пантелеймона (Успенского). — Сергиев Посад, 1917].

Приводим также список литературы, посвященной исследованию трудов прп. Симеона Нового Богослова на русском языке:

  1. Алфеев Иларион, митр. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. — М.: Издательский дом «Познание»: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017. — 7-е изд. — 448 с.
  2. Исихазм. Аннотированная библиография. / Под общ. и науч. редакцией С.С. Хоружего. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. — 912 с.
  3. Кривошеин Василий, архиеп. «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова / Богословские труды // Составитель, автор биографических вступлений диакон Александр Мусин. Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2011. C. 565–586.
  4. Кривошеин Василий, архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). YMCA-PRESS, Париж, 1980. — 354 c.
  5. Мейендорф И., прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. / Пер. с англ. В. Марутика. – Мн.: Лучи Софии, 2001. — 334 c.
  6. Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. — 488 с.
  7. Шлёнов Дионисий, игум. Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов как учители безмолвия / Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие – 2-е изд. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура свв. Кирилла и Мефодия, 2017. — с. 333–349.

Герман Бондин

25 октября 2022 г.

[1] Completion of International Conference: Saint Symeon the New Theologian / URL: https://acadimia.org/en/news-announcements/press/1007-completion-of-international-conference-saint-symeon-the-new-theologian (22.10.2022).

[2] Более подробно о жизни святого см. Кривошеин Василий, архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). YMCA-PRESS, Париж, 1980. / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivoshein/prepodobnyj-simeon-novyj-bogoslov/1_1 (дата обращения 22.10.2022). Владыка Василий много потрудился в исследовании творчества прп. Симеона: он положил начало переводу полного собрания сочинений святого отца с последующей его публикацией во французской серии Sources Chrétiennes издательства Cerf. Номера выпусков серии, содержащие творения прп. Симеона в оригинале с параллельным французским переводом: N51, 96, 104, 113, 113, 122, 129, 156, 174, 196.

Гимн 1 / Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. В 3 т. Т. 3. Божественные гимны. — СТСЛ, 2017. C. 74–75.

[3] Гимн 1 / Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. В 3 т. Т. 3. Божественные гимны. — СТСЛ, 2017. C. 74–75.

[4] Гимн 27 / Божественные гимны, с. 205.

[5] Мейендорф И., прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. / Пер. с англ. В. Марутика. – Мн.: Лучи Софии, 2001. С. 16.

[6] Гимн 21 / Божественные гимны. С. 176.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Константинопольский Патриархат на рубеже X и XI столетий Константинопольский Патриархат на рубеже X и XI столетий
Прот. Владислав Цыпин
Константинопольский Патриархат на рубеже X и XI столетий Константинопольский Патриархат на рубеже X и XI столетий
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
В этой мистической идее, что видение Бога доступно искренне ищущему богообщения уже в земной жизни, своеобразие учения Нового Богослова.
Кто взойдет на гору Господню? Кто взойдет на гору Господню?
Епископ Григорий (Кация)
Кто взойдет на гору Господню? Кто взойдет на гору Господню?
Епископ Цалкинский Григорий (Кация)
Человек душой, часто не осознавая этого, тянется к вечному. Но, к сожалению, за символом, за внешней красотой и величием не видят Творца этого величия и красоты.
Преподобный поэт о прозе жизни Преподобный поэт о прозе жизни
О св. Симеоне Новом Богослове
Преподобный поэт о прозе жизни Преподобный поэт о прозе жизни
Диакон Павел Сержантов
Как это хорошо – не «витать в облаках», найти свое место в жизни, ежедневно трудиться над собой и не мечтать о будущем величии. У преподобного Симеона в гимнах есть рассуждения о высоком, есть и о вещах обыденных.
Комментарии
Галина И.25 октября 2022, 13:40
Ув. Герман, большое спасибо вам! Я читала о том, что "ПЦ не разделяет некоторых...преувеличений в учении прп.Симеона Нового Богослова". Но ведь он действительно не был новатором в своем учении, опыт Боговидения был характерен для многих отцов ранней Церкви: "Повсюду открывается Отсвет вечного света, Чтобы в свете Человеку явилось сияние, И сам он весь стал светом" (свт.Григорий Богослов); "Зеркало души самой природой предназначено отразить черты и лучезарный образ Христа" (прп Филофей Синаит); и мн. др. Подробный ответ на возможность Боговидения дан св. Максимом (Капсокаливи) в кн."Отечник"свт. Игн.(Брянчанинова), с.266. Тех, кто эту возможность отрицает, он называет "слепотствующими душою".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×