Подворье Афонского Андреевского монастыря
«Мы остановились на Галате, на подворье Афонского Андреевского монастыря. Заведовал им Софроний, чудный старец, который заботливо за нами ухаживал и старался залечить и наши духовные раны. Помещение подворья во время войны отобрали под казармы турецких солдат, они привели его в крайне антисанитарное состояние: вонь, скользкие грязные стены, в щелях клопы, тучи москитов от сырости, которая развелась вследствие отсутствия за эти годы отопления», — пишет в своих воспоминаниях Митрополит Евлогий, который в 1919-м году был здесь.
Позже он еще вернется в Стамбул на пароходе «Иртыш», но уже в качестве эмигранта, где снова встретится с отцом Софронием, который вытащит его с корабля, остановленного на карантин, по пути в Сербию.
С тех самых пор за церковью Св. Апостола Андрея Первозванного в Стамбуле, которая находится на пятом этаже Свято-Андреевского подворья на Афоне, навсегда закрепится статус «эмигрантской церкви».
«Я из Латвии. В 1992-м году я переступила порог нашего храма и подружилась здесь с детьми русских эмигрантов первой волны. Это были люди, которые родились уже в Стамбуле в 1920-30-е годы. Это незабываемое впечатление, когда ты видишь русских, которые чем-то неуловимо отличаются от нас», — рассказывает Лина Афанасьевна, регент хора, которая встретила нас, пока отец Виктор был занят Венчанием.
Но давайте начнем сначала. 10 минут пешком от Галатской башни по узким улицам, мимо баров и ресторанов, держитесь левее — и обнаружите перед собой пятиэтажное здание, которое можно легко упустить из виду в силу невероятно плотной застройки.
Неприметная пятиэтажка, построенная в конце XIX века, окажется подворьем Афонского Свято-Андреевского монастыря
Неприметная пятиэтажка, построенная греческими архитекторами в конце XIX века, окажется подворьем Афонского Свято-Андреевского монастыря. Оно было построено более 130 лет назад, чтобы приютить в своих стенах тех, чей путь к святым местам лежит через Стамбул. На пятом этаже для паломников оборудовали православный храм с небольшим куполом на крыше, который вы с легкостью найдете на панорамных снимках разных лет.
«Под кровлей подворий русский паломник находит мирный уголок России, и после шума и гама и всего, что он видит и слышит на улицах турецкой столицы, ему приятно здесь отдохнуть. Дома подворий довольно обширные, в несколько этажей, и выстроены скорее в европейском, чем азиатском вкусе. При каждом подворье имеется церковь, где богомольцы ежедневно могут слушать богослужение на родном языке. Комнаты для паломников светлы и опрятны; нет в них излишних затей, но есть все необходимое; комнаты имеются и общие, и отдельные. Пища в подворьях предлагается одинаковая с братской», — пишет архиепископ Александр Трапицын, бывший здесь в 1894-м году.
Сюда мы и приехали, чтобы узнать, как теперь живет Русская Церковь в Стамбуле, когда Россия снова переживает волну эмиграции, а Константинопольский Патриархат, которому подчиняется церковь, с 2018 года не состоит в евхаристическом общении с Московским.
Это было воскресенье. Поднявшись на пятый этаж, пройдя мимо дверей храма, мы отправились в трапезную, где за длинным столом прихожане обедают после службы. Нас посадили прямо в центре зала, где задолго до нас сидели многочисленные гости храма. Здесь начинается наш разговор.
«Помимо нашего подворья, здесь рядом располагаются Пантелеймоновское и Ильинское, куда также приезжали русские паломники, оба сооружения можно увидеть с балкона. Здесь хранят традиции и любят гостей. И с годами это не меняется, я здесь уже 30 лет, и все это время у нас царит семейная обстановка, хотя среди наших прихожан есть люди самых разных национальностей. Это и русские, и гагаузы, и болгары, и белорусы, и украинцы, и грузины. Есть представители новой волны эмиграции. Все эти люди смогли найти свое место в церкви. Все помогают, как могут, и церкви, и друг другу», — говорит Лина Афанасьевна.
Напротив нас сидит молодой человек и пенсионерка. Женщина внимательно смотрит в телефон и пытается объяснить парню, как здесь снять квартиру, какие тонкости нужно знать, и как работает сленг турецких риелторов. Подле изучающих недвижимость сидит женщина в белых перчатках — это внучка звезды немого кино Веры Холодной, Вера Владимировна Гилберт.
Из трапезной мы вышли в коридор, где на стене есть стенд, посвященный протоиерею Симеону, который служил в храме около 50 лет, но в 2015-м году умер, и на его место пришли два новых священника — отцы Панарет и Виктор. Кстати, отец Виктор только что закончил с Венчанием молодых и спешит убрать под замок венцы, которыми здесь уже многие десятилетия венчают прихожан, после чего подходит к нам. Он гагауз по происхождению, востоковед-тюрколог, получивший образование в Московском государственном университете им. Михаила Ломоносова. Кажется, он здесь заведует связями с общественностью — ведет страницу храма на Facebook и переписку во «Вконтакте».
После нашего разговора отец Виктор удаляется общаться с прихожанами, а мы идем дальше по коридору. Здесь сотни фотографий, десятки историй, и каждая — особенная. Вот три поколения Усовых, живших в Стамбуле, здесь купцы Черепенниковы, подарившие храму привезенные из Петербурга иконы, и художник Николай Перов, расписавший храм в начале 1920-х годов, и женщина-скульптор Ираида Барри, и семья Паккер, и многие другие, чьи судьбы связаны с этим местом.
Сквозь коридор мы идем до двери. За ней — компактный музей, где хранится множество документов эпохи. Здесь, за стеклом, десятки оригинальных денежных купюр. Рубли всех сортов и расцветок, копии счетов, таблички, церковная утварь, книги XIX века, иконы и плащаница, вышитая золотом — все это привезено сюда прихожанами и может потянуть на коллекцию небольшого краеведческого музея. Вообще, многие вещи в этом здании носят отпечаток своих владельцев, включая колокола, на которых выбито имя мастера Башлаева, подаривших их храму.
После музея мы, наконец, зашли в храм. Купол, незаметный с оживленной улицы, пропускает через витражные окна свет, падающий на фрески и иконы, которые никогда не реставрировали. Они несут свою службу уже более ста лет, а вокруг них только меняются лица, меняется мир. На семи холмах Стамбула кипит жизнь, торговля и политика, а за этими холмами укрылась крохотная церковь Апостола Андрея Первозванного, где время остановилось. Тайна этого места — в том, что оно скрыто от глаз, но доступно любому, кто постучит в дверь.