За семью холмами

Как сегодня живет Русская Православная Церковь на берегу Босфора

Подворье Афонского Андреевского монастыря Подворье Афонского Андреевского монастыря

«Мы остановились на Галате, на подворье Афонского Андреевского монастыря. Заведовал им Софроний, чудный старец, который заботливо за нами ухаживал и старался залечить и наши духовные раны. Помещение подворья во время войны отобрали под казармы турецких солдат, они привели его в крайне антисанитарное состояние: вонь, скользкие грязные стены, в щелях клопы, тучи москитов от сырости, которая развелась вследствие отсутствия за эти годы отопления», — пишет в своих воспоминаниях Митрополит Евлогий, который в 1919-м году был здесь.

Позже он еще вернется в Стамбул на пароходе «Иртыш», но уже в качестве эмигранта, где снова встретится с отцом Софронием, который вытащит его с корабля, остановленного на карантин, по пути в Сербию.
С тех самых пор за церковью Св. Апостола Андрея Первозванного в Стамбуле, которая находится на пятом этаже Свято-Андреевского подворья на Афоне, навсегда закрепится статус «эмигрантской церкви».

«Я из Латвии. В 1992-м году я переступила порог нашего храма и подружилась здесь с детьми русских эмигрантов первой волны. Это были люди, которые родились уже в Стамбуле в 1920-30-е годы. Это незабываемое впечатление, когда ты видишь русских, которые чем-то неуловимо отличаются от нас», — рассказывает Лина Афанасьевна, регент хора, которая встретила нас, пока отец Виктор был занят Венчанием.

Но давайте начнем сначала. 10 минут пешком от Галатской башни по узким улицам, мимо баров и ресторанов, держитесь левее — и обнаружите перед собой пятиэтажное здание, которое можно легко упустить из виду в силу невероятно плотной застройки.

Неприметная пятиэтажка, построенная в конце XIX века, окажется подворьем Афонского Свято-Андреевского монастыря

Неприметная пятиэтажка, построенная греческими архитекторами в конце XIX века, окажется подворьем Афонского Свято-Андреевского монастыря. Оно было построено более 130 лет назад, чтобы приютить в своих стенах тех, чей путь к святым местам лежит через Стамбул. На пятом этаже для паломников оборудовали православный храм с небольшим куполом на крыше, который вы с легкостью найдете на панорамных снимках разных лет.

«Под кровлей подворий русский паломник находит мирный уголок России, и после шума и гама и всего, что он видит и слышит на улицах турецкой столицы, ему приятно здесь отдохнуть. Дома подворий довольно обширные, в несколько этажей, и выстроены скорее в европейском, чем азиатском вкусе. При каждом подворье имеется церковь, где богомольцы ежедневно могут слушать богослужение на родном языке. Комнаты для паломников светлы и опрятны; нет в них излишних затей, но есть все необходимое; комнаты имеются и общие, и отдельные. Пища в подворьях предлагается одинаковая с братской», — пишет архиепископ Александр Трапицын, бывший здесь в 1894-м году.

Сюда мы и приехали, чтобы узнать, как теперь живет Русская Церковь в Стамбуле, когда Россия снова переживает волну эмиграции, а Константинопольский Патриархат, которому подчиняется церковь, с 2018 года не состоит в евхаристическом общении с Московским.

Это было воскресенье. Поднявшись на пятый этаж, пройдя мимо дверей храма, мы отправились в трапезную, где за длинным столом прихожане обедают после службы. Нас посадили прямо в центре зала, где задолго до нас сидели многочисленные гости храма. Здесь начинается наш разговор.

«Помимо нашего подворья, здесь рядом располагаются Пантелеймоновское и Ильинское, куда также приезжали русские паломники, оба сооружения можно увидеть с балкона. Здесь хранят традиции и любят гостей. И с годами это не меняется, я здесь уже 30 лет, и все это время у нас царит семейная обстановка, хотя среди наших прихожан есть люди самых разных национальностей. Это и русские, и гагаузы, и болгары, и белорусы, и украинцы, и грузины. Есть представители новой волны эмиграции. Все эти люди смогли найти свое место в церкви. Все помогают, как могут, и церкви, и друг другу», — говорит Лина Афанасьевна.

Напротив нас сидит молодой человек и пенсионерка. Женщина внимательно смотрит в телефон и пытается объяснить парню, как здесь снять квартиру, какие тонкости нужно знать, и как работает сленг турецких риелторов. Подле изучающих недвижимость сидит женщина в белых перчатках — это внучка звезды немого кино Веры Холодной, Вера Владимировна Гилберт.

Ираида Барри Ираида Барри

Из трапезной мы вышли в коридор, где на стене есть стенд, посвященный протоиерею Симеону, который служил в храме около 50 лет, но в 2015-м году умер, и на его место пришли два новых священника — отцы Панарет и Виктор. Кстати, отец Виктор только что закончил с Венчанием молодых и спешит убрать под замок венцы, которыми здесь уже многие десятилетия венчают прихожан, после чего подходит к нам. Он гагауз по происхождению, востоковед-тюрколог, получивший образование в Московском государственном университете им. Михаила Ломоносова. Кажется, он здесь заведует связями с общественностью — ведет страницу храма на Facebook и переписку во «Вконтакте».

После нашего разговора отец Виктор удаляется общаться с прихожанами, а мы идем дальше по коридору. Здесь сотни фотографий, десятки историй, и каждая — особенная. Вот три поколения Усовых, живших в Стамбуле, здесь купцы Черепенниковы, подарившие храму привезенные из Петербурга иконы, и художник Николай Перов, расписавший храм в начале 1920-х годов, и женщина-скульптор Ираида Барри, и семья Паккер, и многие другие, чьи судьбы связаны с этим местом.

Сквозь коридор мы идем до двери. За ней — компактный музей, где хранится множество документов эпохи. Здесь, за стеклом, десятки оригинальных денежных купюр. Рубли всех сортов и расцветок, копии счетов, таблички, церковная утварь, книги XIX века, иконы и плащаница, вышитая золотом — все это привезено сюда прихожанами и может потянуть на коллекцию небольшого краеведческого музея. Вообще, многие вещи в этом здании носят отпечаток своих владельцев, включая колокола, на которых выбито имя мастера Башлаева, подаривших их храму.

После музея мы, наконец, зашли в храм. Купол, незаметный с оживленной улицы, пропускает через витражные окна свет, падающий на фрески и иконы, которые никогда не реставрировали. Они несут свою службу уже более ста лет, а вокруг них только меняются лица, меняется мир. На семи холмах Стамбула кипит жизнь, торговля и политика, а за этими холмами укрылась крохотная церковь Апостола Андрея Первозванного, где время остановилось. Тайна этого места — в том, что оно скрыто от глаз, но доступно любому, кто постучит в дверь.

Павел Кузнецов

17 ноября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×