Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

«Сила Божия в немощи совершается»

О безруком и безногом иконописце Григории Журавлеве

Рисунок Людмилы Кулагиной Рисунок Людмилы Кулагиной

В Успенском храме Пюхтицкого женского монастыря есть небольшая иконка святого Георгия Победоносца, поражающего грозного змия. Мало кто знает, что её написал известный в предреволюционной России иконописец Григорий Журавлёв – художник без рук и без ног.

Об этом удивительном человеке заговорили после того, как в 1963-м году сербский историк живописи и реставратор Здравко Кайманович обнаружил в югославском селе Пурачин икону с изображением святых Кирилла и Мефодия, на обратной стороне которой была надпись по-русски:

«Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля».

О своей находке учёный впоследствии написал так:

«Тщательная и тонкая работа, и в первый момент подумалось, что это произведение иконописца с академическим образованием, а надпись – монашеская мистификация. Я рад, что такой феномен, как Журавлев, на самом деле существовал и, преодолев жестокость природы, сумел подняться до завидных высот изобразительного искусства».

Ребёнок-калека

Родился Григорий Журавлёв в 1858-м году в глухом поволжском селе Утевка, недалеко от Самары, в крестьянской семье. Мать, когда увидела, что на свет Божий появился младенчик-калека (без ручек и ножек, вместо них – обрубочки), решила, что Господь наказал её с мужем за что-то. Долгое время была она безутешна в своём горе, а соседушки, жалея убогонького младенца, шептались меж собой: «Богом обижен. Не жилец он на этом свете». А «не жилец» и не думал покидать сей мир без воли Отца Небесного – своим звонким криком постоянно напоминал о себе…

Через 8 дней понесли малыша в церковь. Окрестили Григорием. Крестный дядька Яким, принимая мальчика из рук настоятеля церкви, ворчал: «И что это за робёнок такой, один только рот». А батюшка Василий на такие слова укоризненно покачал головой:

«Мы, Якимушка, ещё не знаем, какой Божий Промысл об этом ребёнке… Погоди, погоди, ещё не ты, а он тебя будет кормить… Что человеку невозможно, то Богу возможно».

Вся деревня жалела Гришеньку. Жалеть – значит сердцем любить. Все старались для калеки-малыша сделать что-нибудь доброе, помочь чем-либо, угостить вкусненьким. Даже деревенские задиры никогда не обижали и не дразнили его. А так как отец Гришеньки не вернулся с Кавказской войны, то «добрый мир» взял на себя заботу о большой семье, в которой рос ребёнок-инвалид: соседи распахивали и засеивали земельный надел, собирали урожай, а батюшка Василий и отставной генерал князь Тучков не только «денежкой» помогали, но и дали возможность улыбчивому Гришеньке заниматься с хорошими учителями. Мальчик научился писать, держа перо в зубах – в дом Журавлёвых потянулись односельчане с просьбами написать прошение чиновнику или письмецо родным.

Дар от Бога!

В Грише рано проявились необыкновенные способности, показывающие всем, что он не обижен Богом, а наоборот – особо отмечен талантом художника: ползая по двору, он часто брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, животных, растения… Эти картины поражали воображение людей, а рассуждения Гришеньки удивляли даже стариков, потому что своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Ребёнок смотрел на Божий мир глазами зрелого человека, через свои страдания понимая многое из того, что другие даже не замечали.

Григорий и Афанасий Журавлёвы. Рисунок Людмилы Кулагиной Григорий и Афанасий Журавлёвы. Рисунок Людмилы Кулагиной

В Грише рано проявились необыкновенные способности, показывающие всем, что он не обижен Богом, а наоборот

Наполненная светом душа всегда тянется к Богу. Вот и Гришу постоянно тянуло в Божий храм. Всё ему хотелось «покивать головой Божией Матери». Брат и сестра, всегда находившиеся рядом с ним и опекавшие его, часто возили его на колясочке в маленькую церковь. Проталкиваясь через плотную людскую стену, Гришу подвозили к каждой иконе и поднимали, чтобы он мог приложиться к ним. Малыш целовал святые образы, а по щекам его струились слёзы… Наблюдавшие эту картину прихожане тоже плакали, и эти слёзы очищали их души.

Князь Тучков, не оставляя семью Журавлёвых своей милостью, отправил Гришу учиться в Самарскую гимназию.

Одноклассники вначале сторонились «обрубыша», но со временем даже полюбили его за весёлый нрав и острый ум. Учился он радостно. Гимназию окончил с отличием.

Подвиг всей жизни

Григорий Журавлёв с братом Афанасием. Фото кон. 19 века Григорий Журавлёв с братом Афанасием. Фото кон. 19 века Первые профессиональные навыки работы с кистью Григорий приобрёл в иконописной мастерской Алексея Ивановича Сексяева. Специально для Гриши у окна был поставлен отдельный столик, к которому были приделаны кожаные ремни. Этими широкими ремнями Гришу пристёгивали к столу, когда он, зажав в зубах кисть, с головой погружался в совсем другой мир – мир светлых духовных переживаний, в котором (благодаря данному Богом таланту!) на простой кипарисовой доске в ярких красках рождалось Святое Евангелие.

Через 5 лет упорного труда Григорий Журавлев уже уверенно писал иконы и расписывал храмы. Даже купол каменного храма, построенного в честь Святой Троицы в Утёвке, художник расписал сам, лёжа в специальной люльке. Труд этот был до неистовой боли. После 2–3 часов подобной работы у художника наступал такой сильный спазм челюстных мышц, что невозможно было разжать зубы и вытащить кисть изо рта. Кровоточили губы, болели буквально стёртые до корешков передние зубы, на лопатках и затылке от лежания в люльке появлялись кровавые язвы… Но велика была сила духа этого человека. Это был подвиг всей его жизни.

В личном архиве генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо от 1884 года, адресованное Журавлевым Цесаревичу Николаю, будущему Российскому Императору:

Икона Святителя Николая Чудотворца письма Григория Журавлёва, Преподнесённая в дар цесаревичу, будущему императору Николаю Второму. Хранится в Эрмитаже. Изображение: chiffa-lis.livejournal.com Икона Святителя Николая Чудотворца письма Григория Журавлёва, Преподнесённая в дар цесаревичу, будущему императору Николаю Второму. Хранится в Эрмитаже. Изображение: chiffa-lis.livejournal.com «Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно прошу Ваше Императорское Высочество, что я, крестьянин Самарской губернии Бузулукского уезда с. Утевка Григорий Журавлев, от всего моего сердца желаю поднести Вашему Императорскому Высочеству икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы и движения в руках и ногах своих. Ваше Императорское Высочество, покорно прошу Вашего Высочайшего имени принять сию икону, которую я подношу к Вашему Императорскому Высочеству от всей моей души и любви. Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего имени, потому что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий…».

Господь «допустил на Свет Божий» калеку по Замыслу Своему!

Человек, родившийся без рук и ног, по всем земным понятиям, должен был бы быть «несчастнейшим из людей», но жизнь Григория Журавлева, всем сердцем любившего Христа и принявшего Его волю, стала в православном мире явным воплощением духовного закона: «Сила Божия в немощи совершается».

Ольга Майер

19 января 2023 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 968 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий
Наталья Волкова
Иконописец Григорий Журавлев осуществил свою мечту — научился рисовать, несмотря на атрофированные с рождения ноги и руки. Одна из его икон даже хранилась в царской семье
«Без рук, но славит Бога»: художник Бранко Радункович отпраздновал 75-летие «Без рук, но славит Бога»: художник Бранко Радункович отпраздновал 75-летие
Бранко Радункович родился 75 лет назад в Хорватии без рук, однако это не дало ему повода ненавидеть Бога, напротив, заставило полюбить Его еще больше
Свет журавлёвских икон Свет журавлёвских икон
О безруком и безногом иконописце Григории Журавлёве
Свет журавлёвских икон Свет журавлёвских икон
Исполнилось 150 лет со дня рождения замечательного иконописца Григория Журавлёва – безрукого и безногого художника из села Утевка Самарской губернии. Его имя стало широко известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля».
Комментарии
Жанна23 февраля 2023, 19:30
Спасибо огромное,дорогая Оленька, за такие замечательные статьи. Очень скучаю по Вашим публикациям.Бог управил и я сегодня увидела на этом сайте все Ваши прекрасные статьи. Храни Вас Господь и Вашу семью.Вы светлый и отзывчивый человек.
Екатерина25 января 2023, 15:13
Спасибо за статью. Вот причтёшь такое и словно всё лишнее, напускное уходит сразу из сердца.
Наталья21 января 2023, 19:21
Большое спасибо за такую просветительную статью!!!!!
Тамара21 января 2023, 02:50
Спаси Бог, Ольга, за рассказ о таком талантливом художнике и иконописце Григории Журавлеве!!!А икона Николая Чудотворца так вся и светится, какая красота и чудо!! Подарок от него будущему царю Мученику, страстотерпцу царю Николаю!!
Марина Бирюкова20 января 2023, 12:14
Очень хорошо, что вспомнили об этом человеке, но жаль, что мало иллюстраций - у него ведь, действительно, изумительные работы, тонкий, четкий рисунок, экспрессия... И еще - судьба Григория Журавлева, как и глухого художника Андрея Егорова, тоже крестьянского мальчика - это характеристика не только их самих, но и тогдашней России, которая смогла предоставить этим детям такие возможности. В ту эпоху по всей России открывались специальные школы для слепых, глухонемых, неспособных передвигаться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×