Когда мы жалуемся, зачастую справедливо, на невоспитанность наших детей, на их какую-то даже озлобленность, возмущаемся их недостойным поведением по отношению к старшим и к сверстникам, мне кажется, мы забываем, упускаем из внимания простую вещь: «А судьи кто?»
Монолог Чацкого вообще недурно перечитывать, как и все произведение классика – там много интересных замечаний, касающихся не только XIX века. Итак, кто же сами негодующие, жалующиеся, возмущающиеся? Не мы ли сами провоцируем наших детей на недостойные поступки? Не мы ли то ли стыдимся, то ли боимся призвать их к порядку, когда требуется уступить место в транспорте или прекратить сквернословие? Потом с завистью смотрим на жителей Кавказа: попробуй там младший не уступить место старику. Кстати, недавно был в Северной Осетии, подтверждаю: все правда. Многое, очень многое зависит от нас самих. Если наша педагогика заключается в беззаветном обеспечении детей цифровыми новинками, зачастую дорогущими, в тотальной изоляции их в социальных сетях, то, согласитесь, ждать хороших плодов от такой педагогики опрометчиво.
Забота исключительно о материальном благополучии ребенка, при полном отказе от этики – вот беда, мне кажется
Дело, конечно, далеко не только в электронике: религиозная забота исключительно о материальном благополучии ребенка, при полном отказе от этики – вот беда, мне кажется. Потом сами и страдаем, когда подросшее на материалистических харчах чадо вдруг повергает нас, старых и немощных, в ужас.
На днях я увидел примеры доброй педагогики, качественного воспитания и начавшие появляться плоды его в, как многие, наверное, считают, суровой и неприветливой Арктике, на Русском Севере. Приведу их.
Мурманск, центр города, перекресток, красный свет. Машины ждут зеленого. На углу, у какой-то двери, стоит старенький нищий с кружкой в руке. Кто-то равнодушно проходит мимо, кто-то кладет мелочь. В ряду автомобилей – джип. Открывается задняя дверь, и оттуда выскакивает жутко стесняющийся паренек, сжимающий в руке купюру. Бежит к старичку: «Здравствуйте! Вот, папа просил передать». Пока бегал, свет переключился на зеленый, часть автомобилей тронулась, а джип стал помехой. Смотрю – отец за рулем виновато разводит руками, просит подождать стоящих сзади водителей, паренек суетится, торопится и заскакивает на свое сиденье. Машины тронулись, очередь уменьшилась. Кто-то в этой очереди нетерпеливо сигналил: мол, давай быстрее, пестерь на джипе, а большинство, смотрю, улыбались, поднимали палец вверх и махали руками парню и его отцу. Нищий дедушка проговорил вдогонку: «Спаси тебя и папу с мамой Христос!» Думаю, такая молитва вдогонку будет посерьезней «пятерки» за обществознание – это то, что касается мальчугана. Общество, законы, по которым оно все еще остается человеческим, он, похоже, начал хорошо узнавать.
Работники столовой «Благодельня»
Другой пример из того же сурового и неприветливого Мурманска. В марте там открылась благотворительная столовая для всех нуждающихся. В городе долго думали, что делать со старой достопримечательностью – зданием бывшей «Пельменной» на Ленина, которое, как вспоминают старожилы, было «рассадником человеческих отношений в советские времена». Здание отремонтировал Благотворительный фонд «Добрый мир», его сотрудники оборудовали там столовую, которую назвали «Благодельня». Столовая открылась на средства предпринимателя, председателя попечительского совета благотворительного фонда «Добрый Мир» Александра Терлецкого. Ранее он взял на себя оплату еженедельных «добрых обедов». Президент фонда, предприниматель Алексей Пенкин, – прихожанин Свято-Троицкого Феодоритова Кольского монастыря. Он считает совершенно естественным помогать ближнему:
– Если есть у тебя такая возможность, то поскорей воспользуйся ей – накорми голодного, напои жаждущего. Дни лукавы суть, так что имеет смысл поспешить.
У «Благодельни» уже хорошие контакты с социальными службами города и области – все нуждающиеся получают еду бесплатно. А кто из посетителей к нуждающимся не относится, может просто помочь каким-то пожертвованием. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин), побывавший в благотворительной столовой и освятивший ее, говорит:
– В этой заботе о тех, кто нуждается, проявляется существо жизни Церкви и существо души русского человека. Русскому человеку плохо, когда кому-то что-то не досталось, кто-то голоден, кто-то наг, не присмотрен. В прошлом промышленники и купцы завещали половину своего богатства на питание убогих, нищих, на пожертвования монастырям, заботу о неимущих больных в больницах. В советское время это было забыто, а нищих не должно было быть, отправляли на 101-й км, если упорствовали. Поэтому открытие столовой для нуждающихся – это элементы исконной русской традиции.
Уверен, что подобных примеров множество – что в Арктике, что на Кавказе, что по всей России. Об этом мы должны говорить, это показывать, это культивировать – тогда не будет стыдно ни перед собой, что воспитали самовлюбленных чудовищ, ни перед детьми, что не тому научили, ни перед Христом, что отведенное время зря потратили.