Царское дело, книга Натальи Савушкиной
Сейчас бытует мнение, что хороших современных детских книг мало. Вот в советские годы – да, и Гайдар был, и Катаев, и Осеева. А сейчас ничего такого нет, про нравственность не пишут, одни пустые развлечения.
Это не так. Сейчас выходит много мудрых, глубоких, интересных детских книг. Они близки современному ребенку по тематике и атмосфере, легко читаются, при этом раскрывают важные нравственные истины. Одна из таких книг – «Царское дело» Натальи Савушкиной.
Эта история читается на одном дыхании. Она близка детям и понятна – без туманных намеков, без интертекстуальных отсылок. А взрослым, особенно нынешним тридцати-сорокалетним, она напомнит об их детстве: многое узнается. Приметы времени, крошечные, но важные, ведут по тексту, как маячки.
Автору удалось уместить в легкой летней истории живые образы, увлекательный сюжет и глубокие христианские смыслы
Мне было интересно разобраться, в чем секрет «Царского дела», как автору удалось уместить в легкой летней истории живые образы, увлекательный сюжет и глубокие христианские смыслы. Потому что эта книга действительно важная: она рассказывает историю серьезного проступка и большой душевной работы, она раскрывает на живом примере, что значит прощение, как оно меняет нашу жизнь.
Вот что у меня получилось.
Актуальность
«Царское дело» – книга про летние каникулы. История начинается в последний школьный день и заканчивается 31 августа, вечером перед началом учебы. Она вмещает 3 месяца – небольшой временной отрезок, особенно по нашим взрослым меркам. А для ребенка это целая эпоха, когда он успел кое-что понять о мире, обрадоваться, разочароваться, снова обрадоваться. Провалить нравственный экзамен, а потом с блеском его пересдать.
Хорошая детская книга должна быть актуальной для своей аудитории. Банальная вроде бы истина, но не так-то просто воплотить это в жизнь. Нужна чуткость, внутренний такт, огромная наблюдательность. У Натальи Савушкиной все это есть: долгое время она работала в Российской государственной детской библиотеке, поэтому знает, какие темы актуальны для детей.
А актуальны для них не открытые поучения, не «правильные» образы, которые, как ни пристраивай, не укладываются в нашу суматошную жизнь. Нужны живые герои, нужен мир, детали которого легко узнать и присвоить. Узнавание – вот залог актуальности. А приходит оно, если автор честен и не смотрит на героев свысока, даже если те ошибаются.
Герои
«Царское дело» – книга о вчерашних первоклассниках, о детях городских и деревенских. Главную героиню зовут Тая, в книге много ее внутренних монологов. Тая размышляет о школе и каникулах, об одноклассниках и самой себе. Она представляет заветную строчку в дневнике: «Переведена во второй класс». Это важный для девочки рубеж ее собственной взрослости.
Еще в книге нам встретятся добродушный Таин одноклассник Мишка, и Горбункова, которую интересуют только прически, и деревенские девчонки – Аленка, Манька и Анька. И Вадик – не очень-то приятный двоюродный братец, который обижает Таю. Приходится его терпеть: родственник все-таки, да и растет без отца, родители его жалеют.
Всех этих героев, хотя их разделяет с нынешними детьми два-три десятилетия, легко узнать. Вот они, сидят за соседней партой, бегают в соседнем дворе, живут в бабушкиной деревне. Меняются времена, а ребятишки те же – дружат, ссорятся, мирятся, обижают друг друга и помогают. И вот это узнавание сделало «Царское дело» настоящим хитом. Дети любят читать о сверстниках – о настоящих, а не таких, какими их хотели бы видеть взрослые.
Ребенку не нужен идеальный пример. Что с ним делать, как применить в своей неидеальной жизни?
Это очень важно: ребенку не нужен идеальный пример. Что с ним делать, как применить в своей неидеальной жизни? Именно поэтому бытует так много шуток про «сына маминой подруги» – гипотетического идеального ребенка, который вызывает лишь раздражение и протест.
В хорошей книге герои изображены достоверно – то есть они настоящие, и поэтому неидеальные. Именно такой Наталья Савушкина изобразила Таю. Рядом с ней не стыдно своих ошибок, но можно сравнивать, сочувствовать, переживать и радоваться за нее. За идеальных героев нет смысла беспокоиться – у них и так все хорошо.
Атмосфера
Одна из главных характеристик книги «Царское дело», которая возникает в голове у читателя, – атмосферная. Это такое неуловимое свойство, которое делает книгу не просто интересной, но и приятной. В ней хочется оказаться. Читатель живо представляет себе звуки и запахи, свет и тепло, находит соответствия в собственной жизни. «Царское дело» точно передает атмосферу деревенского лета у бабушки с дедушкой. Как это удается автору?
«Царское дело» точно передает атмосферу деревенского лета у бабушки с дедушкой
Мне кажется, ее секрет – в простоте языка и наглядности описаний. Вместе с Таей мы идем прохладным лесом от пыльной автобусной остановки, вместе с ней выхватываем внутренним взглядом зеленый дом с белыми наличниками, который хорошо виден с пригорка. И вместе с ней попадаем в теплые, пахнущие сдобой бабушкины объятия. Почти каждый из нас, больших и маленьких, был в таких спокойных и надежных объятиях, и неважно, что в других обстоятельствах. И если ты взрослый, а бабушки уже нет рядом – от этого начинает щемить сердце.
Но есть у Натальи Савушкиной еще один секрет, который похлеще виртуальной реальности погружает в деревенскую атмосферу. Это душевный мир самой Таи, ее внутреннее зрение, через которое мы не только видим, но и чувствуем то, что ее окружает. И все это просто, ясно, выпукло.
«Взрослые уже в доме, а Тая отстала. Сейчас она переступит порог высоких темных сеней, и начнется совсем другая – деревенская – жизнь. В сенях пахнет пылью и бабушкиными сушеными травами. Четыре шага – и Тая тянет за железную ручку тяжелой двери. Аромат выпечки мешается со знакомым, забытым за зиму, запахом деревенского дома. Кажется, что в избе темно: маленькие окошки не освещают всей комнаты. На третьем этаже городской Таиной квартиры солнца больше, но здесь свет живой, он несет запахи, звуки и тепло».
Незначительные, на первый взгляд, детали вместе с детскими размышлениями и ясными, не перегруженными описаниями создают ту самую атмосферу, которую узнает и принимает сердце.
Идея
В любом литературном произведении должен быть конфликт. Без него оно теряет не только увлекательность, но и смысл. Это в равной мере касается и взрослых, и детских книг. Идеальные истории про то, как зайчики дружат с белочками, ничего не дают уму и сердцу ребенка. Их сейчас немало: красиво изданных, но пустых и плоских.
Но конфликт бывает не только внешним. Не менее, а иногда и более, интересен внутренний – тот, что происходит в душе героя. Описать его непросто: нужна чуткость, глубокий взгляд, художественная достоверность. В книге для детей это сделать еще сложнее – важно, чтобы маленькие читатели поняли и прониклись.
Наталья Савушкина сделала удивительную вещь: в ее книге внешний конфликт органично перерастает во внутренний. И уже там, в душе героини, ширится, как река, вбирает в себя новые смыслы-притоки, достигает своего апогея и разрешается естественно и мудро. Строго говоря, книга не сколько о деревенских каникулах, сколько о жизни души, которую виртуозно описывает автор.
В последний учебный день Тая, сама того не желая, совершает зло: она крадет у одноклассника Мишки «гордость коллекции» – самый редкий и ценный фантик. Зачем она это делает? Это не простая жажда обладания, тут все гораздо сложнее. Тая расстроена неудачной игрой и собственной потерей и не знает, как справиться со своими чувствами.
Проходит время, и сделанное возвращается бумерангом: кто-то крадет подсолнухи, что растут под бабушкиными окнами. Тая возмущается, ищет виновных и придумывает для них жестокое наказание. Только счастливая случайность (ангел-хранитель?) уберегает ее и воришек от несчастья.
А главный урок Тае преподает бабушка. Она рассказывает внучке о святой Таисии Египетской и ее раскаянии в собственных злодеяниях. Тая слушает и напряженно думает – о тех, кто украл подсолнухи… и о себе самой. А бабушка произносит загадочную фразу: «Царское дело – прощение».
« – Почему – царское? – удивилась Тая, забыв про щи.
– А как же? Кто сильный, как Царь, тот по доброй воле прощение может дать. А человек мелкий, жалкий простить не может. Ходит, ходит со своей обидой, она его мучает, а у него и власти над ней нет. Разве ж это – Царь?»
Вот и еще один секрет книги Наталии Савушкиной: идея, воплощенная просто, целостно и логично. Маленький человек Тая совершает ошибку, видит, как ошибки совершают другие, и постепенно понимает, где ключ от этих бед. Нужно не мстить, а находить в себе силы прощать. А если виноват ты – самому просить прощения.
Финал
Я знаю много книг и особенно фильмов с интересной идеей, увлекательным сюжетом и слабой, нелогичной развязкой. Сделать сильный финал – искусство, это не всегда удается даже хорошим рассказчикам.
У Натальи Савушкиной в книге «Царское дело» финал получился по-настоящему счастливым. При этом он не слащавый, но естественный и поучительный – без морали. Читатель радуется за Таю и одновременно делает собственные выводы.
Тая находит в себе силы признаться Мишке в воровстве и попросить прощения. Более того: она возвращает старую игрушку, которую подарил ей дедушка и которую она променяла на фантики. Приходит вечер последнего летнего дня, и девочка предвкушает новые встречи, учебу. Лето было длинным, она успела не только отдохнуть, но и научиться кое-чему не менее важному, чем таблица умножения или орфографические правила.
Мне кажется, секрет популярности «Царского дела» Натальи Савушкиной – в простоте. В книге нет напряженного, болезненного драматизма, внешне история вполне благополучная, от нее не больно, а хорошо. При этом в произведении достаточно внутреннего напряжения, душевной работы. Автор касается сердца каждого читателя: напоминает о лете, погружает в беззаботную радость каникул – и одновременно раскрывает важный рецепт того, как жить в мире с самим собой.