Царское дело – просить прощения

Книга Натальи Савушкиной о летних каникулах в деревне, бабушкиной мудрости, вине и раскаянии

Царское дело, книга Натальи Савушкиной Царское дело, книга Натальи Савушкиной

Сейчас бытует мнение, что хороших современных детских книг мало. Вот в советские годы – да, и Гайдар был, и Катаев, и Осеева. А сейчас ничего такого нет, про нравственность не пишут, одни пустые развлечения.

Это не так. Сейчас выходит много мудрых, глубоких, интересных детских книг. Они близки современному ребенку по тематике и атмосфере, легко читаются, при этом раскрывают важные нравственные истины. Одна из таких книг – «Царское дело» Натальи Савушкиной.

Эта история читается на одном дыхании. Она близка детям и понятна – без туманных намеков, без интертекстуальных отсылок. А взрослым, особенно нынешним тридцати-сорокалетним, она напомнит об их детстве: многое узнается. Приметы времени, крошечные, но важные, ведут по тексту, как маячки.

Автору удалось уместить в легкой летней истории живые образы, увлекательный сюжет и глубокие христианские смыслы

Мне было интересно разобраться, в чем секрет «Царского дела», как автору удалось уместить в легкой летней истории живые образы, увлекательный сюжет и глубокие христианские смыслы. Потому что эта книга действительно важная: она рассказывает историю серьезного проступка и большой душевной работы, она раскрывает на живом примере, что значит прощение, как оно меняет нашу жизнь.

Вот что у меня получилось.

Актуальность

«Царское дело» – книга про летние каникулы. История начинается в последний школьный день и заканчивается 31 августа, вечером перед началом учебы. Она вмещает 3 месяца – небольшой временной отрезок, особенно по нашим взрослым меркам. А для ребенка это целая эпоха, когда он успел кое-что понять о мире, обрадоваться, разочароваться, снова обрадоваться. Провалить нравственный экзамен, а потом с блеском его пересдать.

Хорошая детская книга должна быть актуальной для своей аудитории. Банальная вроде бы истина, но не так-то просто воплотить это в жизнь. Нужна чуткость, внутренний такт, огромная наблюдательность. У Натальи Савушкиной все это есть: долгое время она работала в Российской государственной детской библиотеке, поэтому знает, какие темы актуальны для детей.

А актуальны для них не открытые поучения, не «правильные» образы, которые, как ни пристраивай, не укладываются в нашу суматошную жизнь. Нужны живые герои, нужен мир, детали которого легко узнать и присвоить. Узнавание – вот залог актуальности. А приходит оно, если автор честен и не смотрит на героев свысока, даже если те ошибаются.

Герои

«Царское дело» – книга о вчерашних первоклассниках, о детях городских и деревенских. Главную героиню зовут Тая, в книге много ее внутренних монологов. Тая размышляет о школе и каникулах, об одноклассниках и самой себе. Она представляет заветную строчку в дневнике: «Переведена во второй класс». Это важный для девочки рубеж ее собственной взрослости.

Еще в книге нам встретятся добродушный Таин одноклассник Мишка, и Горбункова, которую интересуют только прически, и деревенские девчонки – Аленка, Манька и Анька. И Вадик – не очень-то приятный двоюродный братец, который обижает Таю. Приходится его терпеть: родственник все-таки, да и растет без отца, родители его жалеют.

Всех этих героев, хотя их разделяет с нынешними детьми два-три десятилетия, легко узнать. Вот они, сидят за соседней партой, бегают в соседнем дворе, живут в бабушкиной деревне. Меняются времена, а ребятишки те же – дружат, ссорятся, мирятся, обижают друг друга и помогают. И вот это узнавание сделало «Царское дело» настоящим хитом. Дети любят читать о сверстниках – о настоящих, а не таких, какими их хотели бы видеть взрослые.

Ребенку не нужен идеальный пример. Что с ним делать, как применить в своей неидеальной жизни?

Это очень важно: ребенку не нужен идеальный пример. Что с ним делать, как применить в своей неидеальной жизни? Именно поэтому бытует так много шуток про «сына маминой подруги» – гипотетического идеального ребенка, который вызывает лишь раздражение и протест.

В хорошей книге герои изображены достоверно – то есть они настоящие, и поэтому неидеальные. Именно такой Наталья Савушкина изобразила Таю. Рядом с ней не стыдно своих ошибок, но можно сравнивать, сочувствовать, переживать и радоваться за нее. За идеальных героев нет смысла беспокоиться – у них и так все хорошо.

Атмосфера

Одна из главных характеристик книги «Царское дело», которая возникает в голове у читателя, – атмосферная. Это такое неуловимое свойство, которое делает книгу не просто интересной, но и приятной. В ней хочется оказаться. Читатель живо представляет себе звуки и запахи, свет и тепло, находит соответствия в собственной жизни. «Царское дело» точно передает атмосферу деревенского лета у бабушки с дедушкой. Как это удается автору?

«Царское дело» точно передает атмосферу деревенского лета у бабушки с дедушкой

Мне кажется, ее секрет – в простоте языка и наглядности описаний. Вместе с Таей мы идем прохладным лесом от пыльной автобусной остановки, вместе с ней выхватываем внутренним взглядом зеленый дом с белыми наличниками, который хорошо виден с пригорка. И вместе с ней попадаем в теплые, пахнущие сдобой бабушкины объятия. Почти каждый из нас, больших и маленьких, был в таких спокойных и надежных объятиях, и неважно, что в других обстоятельствах. И если ты взрослый, а бабушки уже нет рядом – от этого начинает щемить сердце.

Но есть у Натальи Савушкиной еще один секрет, который похлеще виртуальной реальности погружает в деревенскую атмосферу. Это душевный мир самой Таи, ее внутреннее зрение, через которое мы не только видим, но и чувствуем то, что ее окружает. И все это просто, ясно, выпукло.

«Взрослые уже в доме, а Тая отстала. Сейчас она переступит порог высоких темных сеней, и начнется совсем другая – деревенская – жизнь. В сенях пахнет пылью и бабушкиными сушеными травами. Четыре шага – и Тая тянет за железную ручку тяжелой двери. Аромат выпечки мешается со знакомым, забытым за зиму, запахом деревенского дома. Кажется, что в избе темно: маленькие окошки не освещают всей комнаты. На третьем этаже городской Таиной квартиры солнца больше, но здесь свет живой, он несет запахи, звуки и тепло».

Незначительные, на первый взгляд, детали вместе с детскими размышлениями и ясными, не перегруженными описаниями создают ту самую атмосферу, которую узнает и принимает сердце.

Идея

В любом литературном произведении должен быть конфликт. Без него оно теряет не только увлекательность, но и смысл. Это в равной мере касается и взрослых, и детских книг. Идеальные истории про то, как зайчики дружат с белочками, ничего не дают уму и сердцу ребенка. Их сейчас немало: красиво изданных, но пустых и плоских.

Но конфликт бывает не только внешним. Не менее, а иногда и более, интересен внутренний – тот, что происходит в душе героя. Описать его непросто: нужна чуткость, глубокий взгляд, художественная достоверность. В книге для детей это сделать еще сложнее – важно, чтобы маленькие читатели поняли и прониклись.

Наталья Савушкина сделала удивительную вещь: в ее книге внешний конфликт органично перерастает во внутренний. И уже там, в душе героини, ширится, как река, вбирает в себя новые смыслы-притоки, достигает своего апогея и разрешается естественно и мудро. Строго говоря, книга не сколько о деревенских каникулах, сколько о жизни души, которую виртуозно описывает автор.

В последний учебный день Тая, сама того не желая, совершает зло: она крадет у одноклассника Мишки «гордость коллекции» – самый редкий и ценный фантик. Зачем она это делает? Это не простая жажда обладания, тут все гораздо сложнее. Тая расстроена неудачной игрой и собственной потерей и не знает, как справиться со своими чувствами.

Проходит время, и сделанное возвращается бумерангом: кто-то крадет подсолнухи, что растут под бабушкиными окнами. Тая возмущается, ищет виновных и придумывает для них жестокое наказание. Только счастливая случайность (ангел-хранитель?) уберегает ее и воришек от несчастья.

А главный урок Тае преподает бабушка. Она рассказывает внучке о святой Таисии Египетской и ее раскаянии в собственных злодеяниях. Тая слушает и напряженно думает – о тех, кто украл подсолнухи… и о себе самой. А бабушка произносит загадочную фразу: «Царское дело – прощение».

« – Почему – царское? – удивилась Тая, забыв про щи.

– А как же? Кто сильный, как Царь, тот по доброй воле прощение может дать. А человек мелкий, жалкий простить не может. Ходит, ходит со своей обидой, она его мучает, а у него и власти над ней нет. Разве ж это – Царь?»

Вот и еще один секрет книги Наталии Савушкиной: идея, воплощенная просто, целостно и логично. Маленький человек Тая совершает ошибку, видит, как ошибки совершают другие, и постепенно понимает, где ключ от этих бед. Нужно не мстить, а находить в себе силы прощать. А если виноват ты – самому просить прощения.

Финал

Я знаю много книг и особенно фильмов с интересной идеей, увлекательным сюжетом и слабой, нелогичной развязкой. Сделать сильный финал – искусство, это не всегда удается даже хорошим рассказчикам.

У Натальи Савушкиной в книге «Царское дело» финал получился по-настоящему счастливым. При этом он не слащавый, но естественный и поучительный – без морали. Читатель радуется за Таю и одновременно делает собственные выводы.

Тая находит в себе силы признаться Мишке в воровстве и попросить прощения. Более того: она возвращает старую игрушку, которую подарил ей дедушка и которую она променяла на фантики. Приходит вечер последнего летнего дня, и девочка предвкушает новые встречи, учебу. Лето было длинным, она успела не только отдохнуть, но и научиться кое-чему не менее важному, чем таблица умножения или орфографические правила.

Мне кажется, секрет популярности «Царского дела» Натальи Савушкиной – в простоте. В книге нет напряженного, болезненного драматизма, внешне история вполне благополучная, от нее не больно, а хорошо. При этом в произведении достаточно внутреннего напряжения, душевной работы. Автор касается сердца каждого читателя: напоминает о лете, погружает в беззаботную радость каникул – и одновременно раскрывает важный рецепт того, как жить в мире с самим собой.

Мария Минаева

13 июля 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Уральские сказы» Бажова: зачем они христианину «Уральские сказы» Бажова: зачем они христианину
Мария Минаева
«Уральские сказы» Бажова: зачем они христианину «Уральские сказы» Бажова: полезно ли читать их детям и вообще зачем они христианину
Мария Минаева
Так получилось, что идейный большевик Павел Бажов хотел создать новый социалистический фольклор, а создал историю великой любви и верности.
Мирные труды, умные звери, мудрые люди: что почитать с детьми о деревне Мирные труды, умные звери, мудрые люди: что почитать с детьми о деревне
Мария Минаева
Мирные труды, умные звери, мудрые люди: что почитать с детьми о деревне Мирные труды, умные звери, мудрые люди: что почитать с детьми о деревне
Мария Минаева
В книгах «Коровья удочка» С. Востокова и «Рассказы о всякой живности» В. Белова национальное – не формальная идея, а сама жизнь – неяркая, но такая настоящая.
«Как это вкусно – просить прощения!» «Как это вкусно – просить прощения!»
Мария Минаева
«Как это вкусно – просить прощения!» «Как это вкусно – просить прощения!»
О маленькой книге с глубоким смыслом
Мария Минаева
Ключевой образ в сказочной повести Софьи Прокофьевой «Не буду просить прощения» – холод. Он преследует мальчика везде. И каждая новая «мама», которая встречается Васе, не может дать ему самого главного, насущного – тепла.
Комментарии
Алексей Л.14 июля 2023, 12:23
т.н.13 июля,16:55. В интернет магазине "Вверх тормашками"-228 руб.Правда доставка почтой платная,но думаю все равно дешевле выйдет.
т.н.13 июля 2023, 16:55
К сожалению, при объёме в 168 стр. цена книги более 700руб
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×