Нешаблонные отношения

Глава из книги об архиепископе Алексии (Фролове)

По многочисленным просьбам читателей, в том числе нашего портала, у автора Православие.ру Ольги Орловой вышла книга «Достигайте любви. О жизни архиепископа Алексия (Фролова)».

В книге собран опыт многих великих, в том числе уже прославленных в лике святых, старцев и стариц, у которых окормлялся будущий архиерей, и сам ставший для многих наставником и старцем – носителем Евангельского духа, подлинной церковной традиции, образцом стяжания духовной силы и глубины Православия. Всё это в книге есть: и сбывшиеся пророчества, и неоднократные явления святых в наши дни, их предостережения, ободрения, советы.

Но есть и неожиданные страницы…

Вот как-то разговорился владыка с Лидией Глазуновой в славном русском сельце Эммануиловка, что на Рязанской земле, рассказывая про заграницу, где новоспасский хор регулярно бывал с миссионерскими поездками, а в конце и обронил: «Но мы там, матушка, жить не смогли бы». – «Почему?» – «Не можем мы так жить. Мы русские! – и доходчиво так для нее, домохозяйки, объясняет: – Вот, представь, женщины там ничего сами не готовят, всё продаётся в магазинах в виде полуфабрикатов. И взаимоотношения между людьми шаблонные…».

А следующая глава – как раз об их дружбе с бывшим некогда у него преподавателем тогда игуменом, впоследствии митрополитом Ионой (Карпухиным), – и это явно пример нешаблонных отношений…

Ольга Орлова. «Достигайте любви. О жизни архиепископа Алексия (Фролова)» Ольга Орлова. «Достигайте любви. О жизни архиепископа Алексия (Фролова)»

Сидят как-то, чаёвничают в сторожке у отца Георгия Глазунова там, в Эммануиловке. А отец Георгий тогда уже благочинным был Шацкой земли. Ему отъехать по делам понадобилось, а тут младенца крестить принесли…

Так что настоятель к своим разомлевшим гостям и нагрянул. А те так хорошо сидят…

– Ты пойдёшь крестить! – начинают шутливо препираться.

– Нет, ты!

– Нет, ты крестить будешь!

Отец Иона встаёт, как бы так нависая, обхватив стол, и только намеревается по-преподавательски изречь нечто эдакое… А отец Алексий в него, надкусив её с хрустом, морковкой запульнул…

А ещё владыке Ионе там лавочку рядом с этим гостевым домиком между сосенок примостили: «И так мне на ней хорошо было, – вспоминал, – тишина, красота, воздух чистый… Я и прилягу на ней порою».

Любил он там и на паперти так в тенёчке полежать, а потом ещё юморил, завидев друга-настоятеля:

– Ю-ю-юрочка! Лежал я тут, лежал, никто мне ничё не подал… – и разводил руками.

Отец Алексий в годы преподавания в Московской Духовной академии Отец Алексий в годы преподавания в Московской Духовной академии А то вдруг смотрит – отец Алексий идёт. Ну, всё! «Не хлебом единым»(Втор. 89, 3). «Начитается житий, и давай их пересказывать! И так изо дня в день», – вспоминал потом, то картинно насупившись, то с улыбкой, его бывший преподаватель.

– Ну, сколько можно, Лёш?! – не выдержит, бывало, отдыхающий, не зная уже, куда и спрятаться от него.

Или, вот, приехал уже как-то отец Георгий Глазунов в Свято-Троицкую Сергиеву лавру…

Идёт по коридорчику общежития преподавателей Московской духовной академии в Уточьей башне, а отец Алексий, тогда ещё иеродиакон, весело ему так навстречу выворачивает:

– Отец Георгий! – и сразу гостю: – Что-то у тебя ряска плохонькая! – делает вид, что ещё и пылинки сдувает.

И так громозвучно сказал, что при тоненьких там, в общежитии, перегородках отец Иона насторожиться успевает…

– Ну-ка, пойдём! – заводит уже к нему – благочинному академического храма.

Отец Иона и рта не успел открыть, как отец Алексий уже в шкафчике перебирает:

– Иона, ты смотри, отец Георгий приехал в лавру, а у него и рясы нормальной нет. Раскошеливайся давай! – уверенно так и резко выдёргивает ту, что попрезентабельней.

– Ах, злыдни! Идите отсюда! – начинает поднывать тот, кто в ней и пофорсить не успел.

– Да ты только посмотри, сколько у него тут ряс, – распахивает тогда отец Алексий широко створки рясохранилища…

Еще и говорит намеренно громко – там же всё в соседних келлиях слышно…

– Меряй, отец Георгий, меряй!

Тот стоит, мнётся:

– Да я не буду…

– Вот! – одобрительно кивает отец Иона. – Вот!

– Одевай давай! – собрат Алексий уже шёлк по плечам разглаживает. – В самый раз!

Хозяин келлии нахмурился: лучшую ведь взяли, – вздыхает.

– Пошли-пошли, у него хватит ряс! – подталкивает уже к выходу отец Алексий, чтобы это всё не обратили в шутку.

– И не вздумай ему отдавать! – это уже у себя в келлии, деловито ставя чайник, наливая в него воду с запасом. Отец Иона всё равно к ним сейчас присоединится.

Митрополит Евгений (Решетников) Митрополит Евгений (Решетников)

А то едва закончивший академию, первый год тогда преподававший будущий её ректор владыка Евгений (Решетников; ныне Митрополит Таллинский и всея Эстонии) идёт себе как-то по всё тому же коридорчику общежития в мантии, клобуке…

– О! – навстречу, откуда ни возьмись, в сатиновом подрясничке, он у него ещё и с заплатками был, отец Алексий – тут как тут. – Евгений!! Иона болеет! Как бы не помер, – опять всё громко. – Пошли проведаем?

И уже кулаком бьёт в дверь:

– Ио-о-о-на! Открывай! Живой ещё?[1]

А тот уж кряхтит из-за двери, хотя человек компанейский. Может быть, отец Алексий так его и отучал от излишней общительности? Потому как, чуть что, отец Иона всех сразу к отцу Алексию в келлию вёл или отправлял.

Вспоминает настоятель Казанского храма на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев:

«У отца Алексия была последняя келлия, у меня предпоследняя, а в первой келлии на этаже жил игумен Иона. Он особенно полюбил почему-то пить чай в келлии тогда отца Алексия (чтобы тот не читал постоянно, наверно. – Прим.), и, пока шёл от своей в его, то стучал подряд во все двери:

– Пойдём чай пить!

– Батюшка, да я не могу! У меня завтра занятие, готовиться надо… – раздавалось то и дело. А у нас перегородки между келлиями были совсем тонкие, и ты всё это слышал… Доходя до моей двери, зная, что я уже в курсе его фиаско, он с порога брал на абордаж:

– Нечего тебе готовиться! И так всё знаешь…».

А вот, что рассказывает митрополит Вятский и Слободской Марк (Тужиков):

Если ты встал на путь служения Богу, то должен разбираться в догматике, уметь говорить на богословские темы

«Отец Алексий был требователен к осознанности веры. Возился с нами по-отечески, – если ты встал на путь служения Богу, то должен быть заинтересован и разбираться в догматике, уметь говорить на богословские темы. Мы и тренировались как раз в его келлии.

Даже если соберёмся у отца Ионы, как только разговор достигнет догматической кульминации:

– Ну, ладно, о Троице идите говорить к Лёше, – выпроваживал нас.

И мы дружной гурьбой топали по коридорчику через несколько келлий к отцу Алексию. Он тут же ставил чайник, собирал нас всех за столом, и беседа продолжалась. Вскоре в дверях, как правило, появлялся отец Иона...

Отец Алексий часами говорил о Боге-Троице, о рае, о святых, о жизни духовной. Какой же это увлечённый человек! А как он рассказывал о старцах, с кем лично общался. Было видно: они все в его опыте живы».

А тогда вот будущий владыка Алексий захватил с собой, как ни в чём не бывало, шедшего по коридорчику собрата, и эти двое из молодых уже весело стоят на пороге первой в их коридорчике келлии…

– Чего, злыдни, пришли? – раздаётся из-под одеяла.

– Болеешь? – отец Алексий пытается заглянуть под пуховые баррикады. – Лежи! Лежи! – а сам, затаскивая самого молодого из них и оттого робеющего, командует: – Евгений! Давай за здоровье Ионы! А то помрёт ещё (будущий владыка Иона постоянно выпрашивал себе побольше лет жизни, и собрат над ним то и дело подшучивал).

И пока будущий владыка Евгений с непривычки к таким шуткам переминается с ноги на ногу...

– Ой, смотри-ка, – отец Алексий уже безошибочно определяет, где что нашарить: – У него и винцо есть, – а в уголочке за дверью натыкается взглядом на… арбуз! – Режь, Евгений! – тут же выкатывает его победоносно и водружает на стол.

– Вот ведь злыдни… – выглядывает из-под одеял отец Иона.

– Иона, болеешь? – оборачивается. – Болей! Так, чем тут ещё можно поживиться?..

Митрополит Иона (Карпухин). Фото: imperialhouse.ru Митрополит Иона (Карпухин). Фото: imperialhouse.ru

Отец Евгений в ступоре. Так что и арбуз режет, и вино разливает сам отец Алексий, оглядываясь по сторонам, что ещё в каком уголке заныкано.

(Хотя к алкоголю владыка Алексий относился спокойно, – если и пил, вспоминают, не пьянел).

– Ох, злыдни, пришли же…

– Евгений, а если Иона помрёт, – поднимает отец Алексий стаканчик, не чокаясь, – ты какую себе… митру прихватишь?

Тот от неожиданности:

– Голубую! – выпалил.

А отцу Ионе как раз только что сан архимандрита дали, и он заботливо обзавёлся всем набором митр…

– Ладно, тебе голубую, – соглашается отец Алексий. – А я возьму красную! (ему старцы еще с юности предрекали, что он станет мучеником. «Как я стану мучеником? Убьет меня, что ли, кто-то?» – будучи искрометно-веселым, всё недоумевал… Кстати, на обложке книги – владыка как раз в пасхальной красной митре. – Прим.).

– Ох, злыдни, – всё постанывает отец Иона, хотя всё равно чувствуется, что ему полегче с друзьями. Да и соседи за тонкими перегородками слушают очередной «радиоспектакль»…

Они с владыкой Ионой и потом, уже оба будучи архиереями, подтрунивали друг над другом.

Они с владыкой Ионой, уже оба будучи архиереями, подтрунивали друг над другом

– Иона Белужский и Севрюжский! – раздавалось уже в коридорах Патриаршей резиденции в Чистом переулке столь же раскатисто, что и тут все в кабинетах улыбались, – стоило их высокопреосвященствам там столкнуться.

Владыка Иона был тогда уже Астраханским и Енотаевским (потом вторую часть титула поменяют на Казымякский), а в тех краях рыба водится, которую он уж очень любил, впрочем, щедро делясь ею и с той же лаврской братией.

Как-то спевка в келлии у архимандрита Матфея (Мормыля) идёт, дверь приоткрылась (скучно ему одному):

– Ребята, кланяйтесь владыке Ионе! – заботливо объявил семинаристам регент, краем глаза увидев, как заходящий было поклонился иконе в красном углу. – Он вам икры привезёт! – весь хор тут же, продолжая пытаться петь, методично откланялся.

За это его и владыка Алексий шутливо нахваливал:

– Владыка осетровый и икринский!

Имелась в виду чёрная икра – её, в широких рукавах рясы ныкая пластиковые стаканчики, выносил порою отец Матфей своим хористам-семинаристам, подзывая первого попавшегося:

– У тебя ведь именины? На, отметьте с ребятами!

Но владыка Иона решил в тот раз сострить было:

– Кабачковой!

Но это всегда были раунды: кто кого.

– Ну, тогда и хоронить мы тебя будем, как кабачка!

Тут уж пение прервалось смехом, который семинаристы, как ни старались, чтобы не обидеть поставщика, но сдержать уже не смогли. Просто отец Иона был не в курсе того, что отец Матфей передаривает полученное.

(Шуткам отца Матфея посвящена отдельная глава книги «Весёлость помогает побеждать. Уроки архимандрита Матфея (Мормыля)». – Прим.).

А то и владыку Алексия там же, в лавре, разгуливающий в поисках встреч увидит:

– Иона, его же изблева морский зверь! – тут же раздавалась ещё одна вариация приветствия.

– А твой титул – зубы поломаешь: Орехо-Зубо… зубо… – и показательно клацал так зубами, коверкая: – Орехово-Зуевский…

С самоиронией владыка Алексий рассказывал, как, будучи диаконом, и сам встречал в академии епископа с этим титулом подмосковного Орехово-Зуево: «Я тогда внутренне усмехнулся, какой смешной титул… А Господь мне его в будущем и уготовил». (В книге много таких причинно-следственных связей, на основе которых можно понять, как мы сами, благо, если в соавторстве с Промыслом Божиим, а не действуя вопреки ему, определяем свою судьбу. А еще владыка постоянно напоминал, как ответственно надо относиться к каждому слову: слово остается в вечности. – Прим.)

…В 1995-м году, когда владыку Алексия только хиротонисали в августе на Преображение, а епископ Иона уже был 3 года как архиерей, – в сентябре впервые устроили крестный ход из Кремля с Владимирской иконой Божией Матери. Хлестал дождь. Образ-оригинал привезли из Третьяковки в собор Сретения Владимирской иконы тогда ещё подворья Псково-Печерской обители в Москве – ныне это Сретенский монастырь. Тут, под стеклом, для поклонения верующим святыню и оставили. А крестным ходом понесли список.

И вот, идёт огромная такая процессия по Большой Лубянке. Во главе крестного хода – Святейший Алексий II. Вокруг – несколько викарных архиереев, в том числе недавно рукоположенный владыка Алексий… Столица остановилась. Такое видят впервые, поэтому сосредоточенно всматриваются. И вдруг – на всю улицу:

– Лёш! А, Лёш! – владыка Алексий узнаёт этот голос…

Сам он сейчас идёт рядом со Святейшим… Эх, если б он так отчаянно не потешался над владыкой Ионой в другие разы…

Берёт паузу, но точно спиной чувствует: сейчас ведь повторится, и еще и по нарастающей, с чем-нибудь эдаким, что он собрату всё не давал изречь, прерывая его сентенции то запущенной надкусанной морковкой, то еще каким-либо неожиданным вывертом… Но сейчас, рядом со Святейшим, было не до шуток.

– Ну, чего тебе, владыка Иона? – не выдержав, делает полуоборот.

А тот – так громко:

– Хм-м, – а после – с доверительной такой интонацией, что и все любопытствующие, облепившие тротуары, вслушиваются, даже и не будучи в курсе деталей епископского облачения. – Лёш, подсакосник подтяни, а то по земле тащится. Замочишь.

***

Старица Агафия Старица Агафия     

Так потом и из Ялтуново, что там же, на Рязанщине, старицы сестры Петрины (общению с ними посвящена следующая глава. – Прим.) подшучивали над собравшимся в обратный путь пешком архимандритом:

– Да, в юбке тебе несподручно (так старица Агафия называла подрясник. – Прим.).

По пути тогда отец Алексий с племянницей Верой и ее подругой Анной пели молебен, а как только вступили на порог их дома в соседнем селе Старочернеево, тут же хлынул ливень, ради которого их и благословили на этот крестный ход.

P.S.: В книге очень много шуток, по-христиански искреннего и теплого общения, непосредственности, как много и глубочайших откровений о вечных истинах Православия и настоящем дне.

Ольга Орлова

3 августа 2023 г.

[1] В контексте книги понятны все эти шутки, – им, еще молодым, неоднократно прозорливые старцы, старицы предсказывали, кто сколько проживет. И всё сбылось.

Книгу можно приобрести в интернет-магазине «Сретение» .

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Мы ловили каждое слово владыки» «Мы ловили каждое слово владыки»
Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
«Мы ловили каждое слово владыки» «Мы ловили каждое слово владыки»
Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
Мария Чупрова
У меня было безусловное доверие к владыке – именно потому, что я знала: это человек, который любит Бога.
Стезя к святой тайне преображения человека Стезя к святой тайне преображения человека
Из поучений архиепископа Алексия (Фролова)
Стезя к святой тайне преображения человека Стезя к святой тайне преображения человека
Из поучений архиепископа Алексия (Фролова)
«На нас, христианах, – убеждал владыка, – лежит величайшая ответственность – показать каждому человеку то, как любит каждого человека Бог».
«О Троице идите говорить к Леше» «О Троице идите говорить к Леше»
Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
«О Троице идите говорить к Леше» «О Троице идите говорить к Леше»
Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
Владыка жил так, как будто не было провала в безбожие в истории нашей страны. Когда кто-то оправдывал свое неверие: «Мы жили в такое время…» «Я жил в то же самое время», – удерживал он эти разглагольствования.
Комментарии
Игумен Всеволод 7 августа 2023, 19:17
Очень хотелось бы услышать голос владыки Алексия. Нельзя ли как-то опубликовать сохранившиеся записи.
Анна 3 августа 2023, 20:31
Андрей, ну, чтобы получить полное представление о книге, её надо прочитать
Андрей 3 августа 2023, 19:21
Все-таки отрывки не дают полного впечатления от книги. Шутки кажутся вне контекста надуманными. Проще говоря , несмешными. Вот как-то так...
Андрей 3 августа 2023, 10:42
Замечательный текст. Но маленькая поправка: у Вас написано: Владыка Иона был тогда уже Астраханским и Енотаевским (потом вторую часть титула поменяют на Казымякский). Правильно: Камызякский (Камызяк - город на юге Астраханской обл.).
Ольга Орлова 3 августа 2023, 07:15
Мать Агафия не была монахиней. Ее просто как старицу называли - мать. Тогда лучше подписать: Старица Агафия (она не была в постриге)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×