Находясь в Москве, можно совершить настоящее паломничество в православную Грузию. Для этого достаточно зайти на Грузинское подворье – в храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Самобытные фрески, пение, богослужение на грузинском языке, иконы грузинских святых – в том числе и образ любимого многими преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе) с частицей мощей. А настоятелем этого храма является русский священник, протоиерей Феодор Кречетов. Мы познакомились с батюшкой на вечере памяти преподобного Гавриила, который проводил Фонд Архангела Михаила[1], и побеседовали с ним.
– Отец Феодор, вас поставили служить в грузинском храме еще молодым священником, не имевшим никаких связей с Грузией. Тяжело было входить в новую для себя среду, в том числе языковую?
– Конечно, было много необычного и непростого. Это произошло в далеком 1996-м году. Общину храма составляли представители грузинской диаспоры, которые хотели, чтобы службы совершались на грузинском языке, да и попросту были не готовы, что настоятелем их храма станет русский священник. Впереди был долгий и сложный путь. В 1996-м году я служил в храме, где настоятелем был отец Димитрий Смирнов. Он мне помог: обратился к грузинам, которые были среди его прихожан, и один из них дал мне записанную русскими буквами малую ектенью на грузинском языке. Это стало началом. Я нашел самоучитель грузинского языка, стал пытаться разобраться в нем. В храме Великомученика Георгия начал служить молебны по воскресеньям, а затем и литургии. Познакомился с певчими, которые служили там еще до меня – они были русские, но умели петь по-грузински. С большим трудом, преодолевая себя, я стал читать Евангелие на богослужении на грузинском языке. Постепенно мои языковые знания росли, а отношения с прихожанами улучшались. Сейчас я уже и Исповедь принимаю на грузинском, и проповедь могу прочесть. Я уже свой. Служба у нас практически полностью идет по-грузински. Евангелие и «Отче наш» читаем на двух языках: грузинском и русском, поскольку около 10 % прихожан составляют русские люди.
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах
– Помимо языка, есть еще менталитет. Что представляет собой грузинский национальный характер?
– Главные черты грузинского характера, которые я познавал в течение этих лет, – это любовь к своему народу, Родине, наследию, желание сохранить его и то благоговение, с которым они относятся к нему. Те, кто приезжает в Грузию, замечают, что там в храмах гораздо больше мужчин, нежели в России: мужчины очень чтут свою веру. Грузины, как известно, люди горячие – и с этой горячностью они откликаются на нужды других людей, им присуща широта, готовность помочь. А поскольку грузинский народ – это маленький народ, у них нет «лишних» людей. Для них каждый человек ценен, даже если он в чем-то странноват, даже если он, например, не работает, – они будут его поддерживать.
В поведении, в том числе и в храме, у них принята большая свобода, терпимость, чем у нас
Там стараются каждому дать высказаться. Пожилые вообще могут говорить все что угодно. У нас бы начали насмехаться, затыкать рот, а там – нет. Не надо. Если человек ничего плохого не делает, останавливать его не надо. В поведении, в том числе и в храме, у них принята большая свобода, терпимость, чем у нас, – и к детям, и ко всем. Из-за этого на богослужениях даже бывает довольно шумно.
– Эта открытость распространяется и на отношения прихожан и духовенства?
– Священник в Грузии участвует во всех важных событиях жизни людей: не только крестит, но и едет на крестины, после Венчания – на свадьбу, после похорон – на поминки и т.п. Батюшка должен благословить трапезу. Иногда он так и передвигается из дома в дом. Конечно, это сближает мирян и духовенство – причем на всех уровнях иерархии. Святейший Патриарх Грузии Илия однажды рассказал, что как-то один польский журналист спросил его: «Как вы справляетесь с этим сумасшедшим народом?» – видя ту любовь, те порывы, с которыми верующие бросаются к нему, чуть ли не за ноги его хватают, желая прикоснуться. А он ответил: «Да, мы сумасшедший народ, но мы должны быть сумасшедшими в любви». Грузинский Патриарх очень близок к людям. Например, в день его рождения еще недавно каждый мог прийти в Патриархию и лично поздравить. Сейчас он находится уже в очень преклонных летах, и все становится сложнее. Патриарх всея Грузии записывался крестным каждого третьего ребенка в семье и последующих – и благодаря этому родилось около двух десятков тысяч ребятишек! Конечно, такая близость к народу поражает.
Прихожане храма Святого Великомученика Георгия Победоносца
– А еще грузинскому народу присуще знаменитое гостеприимство.
– Его проявлением является культура грузинской трапезы. Сев за стол, они уже никуда не спешат. Даже в храме после молебна обязательно раздают угощение, которое специально для этого освящают: конфеты, выпечку. У них все очень тесно, близко, по-семейному. Вместе празднуют церковные праздники, устраивают трапезы со знаменитыми грузинскими тостами. Слава Богу, в Грузии сохранилась традиция гостеприимства – раньше она была и в русском народе. Гость – Божий, Божие благословение. Его принимают в любое время дня и ночи, кормят. А на Пасху ты вообще можешь зайти в любой дом. Грузины всегда готовы отозваться на просьбу, помочь, изменив ради этого свои планы. При этом они никуда не спешат, как и другие южные народы, – а значит, могут и опоздать.
– Православные русский и грузинский народы сегодня по Промыслу Божию объединило почитание преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе) – практически нашего современника, жившего в советское время и прославленного совсем недавно. А ведь этот святой тоже имеет типичный грузинский характер?
– Да, преподобный Гавриил – самобытное грузинское явление. В грузинском характере есть желание блеснуть, проявить свою щедрость, помочь, забыв о себе; ценится умение красиво говорить. Преподобному Гавриилу это тоже было присуще: у него всегда был накрыт стол для гостей. И конечно, необычность, экспрессивность поведения, которую мы видим у этого святого, – это грузинская черта.
Необычность, экспрессивность поведения, которую мы видим у этого святого, – это грузинская черта
Там его пение, танцы не выглядели столь странно, как если бы это происходило у нас. Преподобный не принадлежал себе, он полностью отдавал себя людям – но это как раз высшее развитие той грузинской культуры, где гостя всегда примут, днем ли, ночью ли он придет, отложат ради него свои планы. Сколько бы раз ты ни посетил дом, тебя всегда посадят за стол и поставят на него все, что есть. Эта культура и породила преподобного Гавриила. И благоговение к святыне, почитание святых – тоже исконные грузинские черты.
– Преподобный Гавриил перенес много гонений, преследований, и все же ему удавалось проповедовать в советское время. В Грузии гонения на веру были менее жесткими, чем в России?
– Помню, как отец Владимир Вигилянский рассказывал, что в юности он бывал в Грузии, и там его сопровождал местный секретарь комсомольской ячейки, который ночью под Пасху гонял молодежь от храма. А днем этот же секретарь предлагал ему зайти в любой дом и принять участие в праздничном застолье! То есть пасхальной трапезе борьба с религией не помеха. Обычаи там соблюдались как национальные, вне зависимости от веры. Преподобный Гавриил, видя это раздвоение, соблюдение обычаев при забвении веры, очень страдал сердцем. Но эта особенность и помогала людям услышать его. Отец Гавриил был готов пострадать за Христа и проповедовал о Нем, а Господь за чистоту открывал ему сердца людей. И он, под личиной сумасшедшего, мог помогать им. Советская система, когда он выступил против нее открыто – поджег портрет Ленина на Горсовете, – должна была его уничтожить. Его хотели расстрелять, но буквально чудом Божиим оставили в живых, только продержали в психиатрической больнице и объявили сумасшедшим. Он принял это как волю Божию и указание пути. Понял, что, прикрываясь сумасшествием, сможет проповедовать Христа. И принял на себя подвиг юродства.
Преподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе) – Преподобный Гавриил очень необычно воспитывал своих духовных чад – и не только чад, но и всех, кто доверялся ему. Вы могли бы сравнить это с традиционной педагогикой опытных духовников, старцев?
– Моя бабушка была духовным чадом праведного Алексия Мечева. Она оставила нам воспоминания о нем, и я понимаю, в каком духе он их воспитывал. И дух этот, при всей внешней несхожести действий, схож с духом преподобного Гавриила. Бабушка потом встречалась со священномучениками, подвижниками, но говорила, что такой любви, как у отца Алексия, она больше никогда не видела. Каждому казалось, что он любит его больше, чем всех остальных. Умом люди понимали, что этого не может быть, но старец умел дать каждому приходящему такой максимум любви (так радоваться каждому, так к каждому относиться), что создавалось это впечатление. Каждого он помнил, о каждом молился. Преподобному Гавриилу посвящена книга «Сердце, полное любви» – и отец Алексий был таким сердцем. Праведный Алексий каждому своему чаду давал задания. Кому-то – просто убраться у себя дома. Чадо приходит в следующий раз, а он спрашивает: «Ты убралась?» Мою бабушку он воспитывал через отношения с ее мамой. Они были непростыми, и батюшка все время спрашивал: «А как у тебя с мамой, а что там?» Для каждого находил то, что ему трудно, и через это совершенствовал. А отец Гавриил создавал неожиданные, часто неловкие ситуации: ставил на колени, одну монахиню заставлял просить милостыню – вырабатывал и послушание, и смирение, выбивал из тех, кто ему доверял, тщеславие. Он все время поступал не так, как от него ожидали. Пути разные, а суть одна – отказ от эгоизма.
– Почему люди так тянутся к преподобному Гавриилу?
– Для нас это образ человека, который и в советское время открыто исповедовал Христа. И еще – святого, близкого к народу. К нему любой мог подойти – хотя, конечно, можно было от него и «получить»: он мог обличить, очень не любил, когда его хвалили, начинал ругаться.
– А для вас что главное в преподобном Гаврииле?
– Смирение, с которым он сумел принять благословение Божие на то, чтобы навсегда прослыть сумасшедшим ради того, чтобы говорить о вере. Это очень непросто. И конечно, любовь, которая всегда жила в его сердце.
– У вас на приходе бывали случаи чудесной помощи преподобного Гавриила?
– Отец Гавриил – великий предстатель. Например, сейчас, во время СВО, одна женщина рассказала, что она молится преподобному Гавриилу о своем сыне, который находится на фронте, – и много раз ему приходила помощь, причем, что интересно, через грузин. Преподобный посылал ему на помощь своих соотечественников.
– У Грузинской Православной Церкви есть свои, очень интересные праздники. Расскажите о них вкратце, пожалуйста.
– Многие знают, что в Грузии по-особому почитают великомученика Георгия Победоносца – потому что он приходится родственником равноапостольной Нине. Она и принесла его почитание в Грузию. И вот, в Грузии есть праздник 23 ноября – в честь начала страданий святого Георгия, его колесования. Это была самая страшная мука. После этого его еще длительное время держали в темнице и казнили только 6 мая – в день, когда память этого великомученика чтят во всем православном мире. Месяц ноябрь на старогрузинском даже так и называется – «Месяц святого Георгия».
1 июня грузины празднуют день входа в их страну равноапостольной Нины.
12 мая отмечают день входа в Грузию апостола Андрея Первозванного.
22 мая у нас день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, а у них празднуется еще и память преподобных Шио Мгвимского и Иоанна Зеданзийского – отцов, которые пришли в Грузию из Сирии в VI веке и укрепили страну в вере. Монастырь Преподобного Шио находится недалеко от Мцхеты – на горе напротив нее, эта гора так и называется – Зедазени. Я там бывал. На горе очень тихо. Внизу шумит шоссе, а там – словно и нет суетного мира. И там, на горе, есть колодец. В обычное время вода в нем находится далеко внизу, а 22 мая она чудесным образом поднимается почти до краев.
Убранство храма Святого Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах
На Светлой седмице, во вторник, одновременно с праздником в честь Иверской иконы Божией Матери, совершается память 6000 гареджийских монахов, пострадавших от персов.
А в праздник Покрова, 14 октября, в Грузии чтут память Хитона Господня и Столпа Животворящего. Мы знаем, что Хитон Господень был скрыт в земле. Иудейский священник Элиоз выкупил его у распявших Господа воинов и привез в Грузию. Сестра Элиоза, святая Сидония, взяла хитон, прижала его к груди – и сердце ее не выдержало рассказа о страданиях Христа, она скончалась. По Промыслу Божию руки ее так и не смогли разжать, и Сидонию похоронили вместе с хитоном. На этом месте вырос кедр, он стал мироточить, начали происходить исцеления, и из него сделали колонну храма Двенадцати апостолов, который построили на этом месте во времена святой Нины. Сейчас можно увидеть, что колонна эта не доходит до свода храма – потому что древний храм был значительно меньше, чем существующий ныне. Эта колонна именуется Светицховели, что в переводе означает «Живоносный столп». Его называют сердцем Грузии, праздник в честь него – один из наиболее почитаемых в грузинском церковном календаре.
Эта колонна именуется Светицховели, что в переводе означает «Живоносный столп». Его называют сердцем Грузии
– Убранство вашего храма несет на себе черты грузинского национального искусства?
– Конечно. В частности, росписи, которые начали делать еще в 1996-м году, а закончили в 2000-м. Расписывал молодой художник Лаша Кинцурашвили, выпускник Тбилисской Художественной Академии. Это был очень большой труд: он старался объединить историю русской и грузинской святости. Поэтому в центральной части храма у нас написаны традиционные сюжеты, в частности, вселенские святители – Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, святитель Николай. В задней части, возле клиросов, изображены по три наиболее почитаемых русских и грузинских преподобных подвижника: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский и Иоанн Зеданзийский, Давид Гареджийский и Шио Мгвимский. Фрески в западной части нашего храма посвящены святым Грузии. На правом столпе – благоверные грузинские Цари Давид Строитель, Вахтанг Горгосал, на левом – благоверные грузинские Царицы: святая Тамара, великомученицы Кетеван и Шушаник. С левой стороны столпа, наверху, мы видим колесование великомученика Георгия и сцены из его жития. Всего не описать. Приходите в наш храм и смотрите, будем рады!