«Расписывая храм, художнику нужно понять замысел Творца об этом храме»

Иконописец Андрей Патраков о принципах построения храмовой живописи

Проект внутреннего благоукрашения храма – это отдельное художественное и богословское произведение, состоящее из различных композиций и образов. Порой современные иконописцы, не думая, переносят программу росписей из древних храмов в другую архитектуру, и эти попытки удачными точно не назовешь.

Среди иконописцев, по-настоящему осмысляющих храмовое пространство и богословские смыслы образов, – Андрей Патраков, автор и руководитель многих больших проектов храмовых росписей, среди которых – росписи Христорождественского собора в Южно-Сахалинске, росписи храма Живоначальной Троицы в селе Горетово, храма Царственных Страстотерпцев в Павловской Слободе и многие другие. Мы поговорили с ним о том, как создается программа внутренней храмовой росписи…

Иконописец Андрей Патраков Иконописец Андрей Патраков – Когда вы понимаете, что проект росписи храма получился?

– Когда в голове этот храм представился законченным. Проект – это две составляющие: сценарий, программа росписи и визуализация программы, то есть уже собственно роспись. Я всегда начинаю с программы, а когда ее разрабатываешь, смотришь, где будет размещаться та или иная композиция, тот или иной сюжет, в голове рождаются и конкретные образы, которые будут раскрывать эту программу. Непосредственно приступать к росписи можно только тогда, когда понимаешь, что ты нащупал это соотношение: ЧТО будет располагаться в пространстве церкви и КАК это можно визуально выразить, то есть когда на словесный образ ложится зрительный образ, и они совпадают.

– Покажите, пожалуйста, на конкретных примерах, как богословские идеи сочетаются с художественными решениями.

– Все зависит от задачи. Например, мы, в силу разных причин, уже долго работаем над росписями собора Рождества Христова в Южно-Сахалинске. Сахалин – своего рода восточные ворота в Россию. Поэтому основная задача этого собора – катехизаторская, важно познакомить японцев, китайцев, корейцев и другие народы Дальнего Востока с духом русского Православия. Сейчас собор недописанный, идея еще не воплощена полностью.

Проект внутреннего благоукрашения храма – это отдельное художественное и богословское произведение

Вполне логично, что при выборе стиля мы опирались на названную выше главную задачу и был выбран стиль, показывающий, как русский человек понимает красоту. Богословская задача росписей совпадает с просветительской идеей – рассказать историю Православной Церкви. Храм архитектурно делится на ярусы – этажи. Один ярус, естественно, посвящен Евангелию. Другой ярус – Вселенской Церкви, еще один этаж посвящен истории Русской Церкви. Росписи задуманы так, что туда можно водить экскурсии, рассказывать об истории Русской Церкви и иллюстрировать рассказ визуальными образами. На последнем этаже – история нашего времени (новомученики).

Новомученики Церкви Русской. Горетово. Троицкий храм Новомученики Церкви Русской. Горетово. Троицкий храм

Вообще, когда смотришь храм, который предстоит расписывать, придумать концепцию, в том числе богословскую, нужно помнить: в Небесной Канцелярии наверняка есть проект на этот конкретный храм. Наша задача – понять замысел и попытаться к нему приблизиться.

Южно-Сахалинск. Собор Рождества Христова Южно-Сахалинск. Собор Рождества Христова

Наверное, потому бывают всякого рода озарения. То есть тебе долго непонятно, как решить то или иное пространство, а потом раз – и все встало на свои места. Вот, например, думая над собором в Южно-Сахалинске, я долго не мог понять, как решить лифтовые холлы (а их по два на каждом этаже). А потом раз – и пришла мысль воспринимать их как притворы. Каждый ведет в определенную часть – ветхозаветную, в часть истории Русской Церкви и так далее.

Горетово. Троицкий храм. Роспись Северного придела Горетово. Троицкий храм. Роспись Северного придела

Поскольку у нас катехизаторский храм, мы распределяем святых по сторонам света. На севере – святые Валаама, Соловков. На востоке – Якутск, Тобольск и так далее. На юге – Лука Крымский, украинская Русь, Грузия…

Вообще, хорошо, что у нас в работе был перерыв на пять лет. За это время появились новые идеи, и они лучше, чем те, которые были тогда. В этом тоже есть промысел.

Роспись собора в Южно-Сахалинске Роспись собора в Южно-Сахалинске

– А как же заказчики? Бывает, что ваши взгляды не совпадают?

– Конечно, с заказчиком необходимо согласовывать свои идеи и у него есть собственные мысли по поводу проекта. Ты либо его переубеждаешь, либо понимаешь, что ему, даже если он не очень опытный в области церковного искусства человек, Господь тоже открывает тот самый замысел, порой через какие-то не оформившиеся желания.

Тогда идет череда компромиссов между тем, что хочешь ты, что ты представил, и тем, что видит и представляет заказчик.

А вообще, важно молиться, читать Евангелие – и Господь открывает, обязательно открывает правильное решение.

Горетово. Троицкий храм Горетово. Троицкий храм

– А как решается, какие сцены совмещать на одной стене? Приведите примеры из вашей практики.

Иногда цельный замысел рождается уже в процессе росписи

– Интересная роспись есть у нас в храме Живоначальной Троицы в селе Горетово в Можайском районе Подмосковья, где по поручению протоиерея Димитрия Смирнова росписями занимался протоиерей Илья Шапиро, ныне настоятель этого храма. В самом начале там не было проекта росписи всего храма, и мы начали работу с алтаря, потом расписали южный притвор, затем северный, после – центральную часть. То есть цельный замысел рождался в процессе росписи. У заказчика возникало множество идей, которые мы пытались переосмыслить и воплотить. В процессе работы появлялись невероятно интересные, порой буквально провидческие идеи, которые специально не задумаешь, если просто сидеть и размышлять умозрительно.

Например, у этого храма нет парусов, и получалось так, что, когда напишем четырех евангелистов в верхней части, окажется еще четыре свободных места. Мы решили к каждому из евангелистов написать его толкователя. Оказалось, что все толкователи – Григории…

Горетово. Троицкий храм. Роспись Северного придела Горетово. Троицкий храм. Роспись Северного придела

Северный придел посвящен священномученнику Михаилу (Маркову). И там есть композиция «Крестный путь Русской Церкви». Показываются ключевые моменты гонения на Русскую Церковь в прошлом веке. А после идет изображение Иоанна Предтечи, держащего свою главу на подносе – образ жертвы – перед жертвенником. Запрестольный образ – «Снятие с креста».

Святые жены. Горетово. Троицкий храм Святые жены. Горетово. Троицкий храм

Там расположена очень глубокая, двухметровой глубины арка, которая идет в четверик, и она выходит под изображение апостола Матфея. Мы написали арку с композицией, в которой священника Захарию, отца Иоанна Предтечи, убивают между храмом и алтарем. Написали мы и сцену убийства Вифлеемских младенцев. То есть с разных сторон раскрывается тема мученичества. А потом, когда уже леса разобрали, мы ахнули, поняв, что именно у апостола Матфея говорится и об Иоанне Предтече, и об убийстве Вифлеемских младенцев. То есть оно так сложилось, специально мы не придумывали…

Когда там же, в Горетове, надо было писать Страшный Суд, я обратил внимание, что место, где должен находиться в огненном озере сатана, представляет собой угол, выходящий вовне. И прямо на этом угле-выступе я написал сатану с Иудой, так что они получились как бы разрезаны пополам, их нельзя посмотреть сразу целиком, смотришь либо на одну часть, либо на другую. От этого отталкивающее впечатление только усиливается. Причем настолько, что кто-то даже жалобу написал. Отец Дмитрий приехал на ревизию, постоял, посмотрел и вынес вердикт: «Наглядно».

Горетово. Троицкий храм Горетово. Троицкий храм

– В Горетове у вас такой изящный отсыл к мозаикам Сант-Аполлинаре-Нуово – в композициях «Вход Господень в Иерусалим» и «Рождество Христово».

– Да, тоже интересная находка, когда с женской, с северной стороны, идут к новорожденному Христу новомученицы в хронологическом порядке – начиная от императрицы Александры Феодоровны до Анастасии Строгилу, пострадавшей в 1995 году. В композиции «Вход Господень в Иерусалим» сразу за апостолами идет государь Николай II с цесаревичем Алексием на руках, заканчивает шествие сщмч. Филумен Святогробец, мученически погибший в 1979 году.

Мы изобразили их всех в белых одеждах, отбеленных, которые выделяются среди темноватых в целом росписей.

Здесь тоже неровности архитектуры пришли на помощь замыслу. Так, на стене, где нужно было разместить Успение Богородицы, дверь на хоры расположена несимметрично. Так что традиционную композицию Успения сделать бы не удалось. В итоге получилось, что около одра Божией Матери только три апостола, которые были с Ней по Ее смерти, а все остальные с другой стороны двери, как бы у дверей стоят. Присутствуют, но не в этом помещении, не дерзают приблизиться. А вот не было бы этой несимметрично расположенной двери, такой композиции бы не вышло.

Роспись храма Царственных Страстотерпцев в Павловской Слободе Роспись храма Царственных Страстотерпцев в Павловской Слободе

– Расскажите, почему появились изображения русских царей в храме Царственных Страстотерпцев в Павловской Слободе?

– Это изображение – «Древо Романовых» – размещено в притворе храма. Там действительно изображены все царствовавшие Романовы, что вполне логично, так как церковь посвящена Царственным Страстотерпцам. Это родословная последнего русского царя, в которой были разные люди. Повод обратиться к истории страны.

Важная тема в храме – тема мученичества, начиная от первых русских страстотерпцев – Бориса и Глеба. Раскрывается она и глобально – через Страсти Христовы: события Великого Четверга, Христос у Пилата, несение Креста…

Павловская Слобода. Благовещенский храм. Росписи четверика Павловская Слобода. Благовещенский храм. Росписи четверика

– На восточной стене в четверике тема земного пути Спасителя показана очень зримо: Благовещение и над ним – Распятие.

– Да, нам было важно сделать акцент именно на страстях. Но напротив Распятия – Воскресение Христово, то есть итог, главное, к чему ведет основная тема, главный путь.

– Как долго идет подготовка к работе над проектом, над росписью?

– Чем старше становлюсь, тем медленней: отбор материала, размышления становятся все существеннее, основательнее. Прежде чем приступить к работе, начинаешь читать, в том числе о самом храме, о его истории, о людях, которые там когда-то служили.

Проект росписей каждого храма должен иметь в себе что-то индивидуальное, уникальное. У каждого храма должно быть свое лицо, которое, в том числе, зависит и от прихожан, от уровня их образованности, их вкусовых предпочтений. Например, стиль XIII века уместен там, где это любят, понимают и ценят. А где-то нужен именно XVII век, потому что настоятель – не просто ценитель XVII века, но и специалист в этой области, и через его научный интерес любовью к этому периоду заражается и весь приход. Где-то акцент делается именно на богословском звучании, а стилистические особенности оказываются не столь важны. Везде по-разному.

Проект росписей каждого храма должен иметь в себе что-то индивидуальное, уникальное

И всегда задача художника – оформить именно сакральное пространство, найти решение и в особенностях архитектуры, даже если она не особенно ясная.

Вы уже приводили примеры, когда не очень понятные архитектурные решения не мешали, а наоборот, помогали сделать росписи. Можете еще проиллюстрировать это утверждение?

– Например, в храме Ксении Блаженной в Новобурейском поселке Амурской области паруса выпирают, буквально вогнуты внутрь храма. Получается, что там не четыре плоскости парусов, а восемь, и они тяжелые, массивные, давящие. Но в процессе оформления нашлось решение: рядом с евангелистом – избранные святители, которые в этом храме особенно почитаются, и интересные орнаменты. В итоге именно это стало уникальной особенностью внутреннего оформления.

Роспись храма Ксении Блаженной в Новобурейском поселке Амурской области Роспись храма Ксении Блаженной в Новобурейском поселке Амурской области

Среди иконописцев и просто прихожан можно встретить мнение, что современный человек устает от обилия информации, в том числе визуальной. И в храме ему необходимо несколько выразительных образов и белые стены. Что думаете по этому поводу?

– Мне это мнение представляется очень надуманным. Русскому человеку свойственно стремление к красоте, к яркости. А упрощение ни к чему хорошему не приведет.

Вот говорят, у нас много информации, у человека мозг перегружен. Несколько лет назад была конференция «Подвиг сосредоточенного труда», их смысл был такой: человек всегда на связи, постоянно отвлекается на смс-сообщения, сообщения в мессенджерах. Минут 15 поработал, отвлекся и так далее. И вот уже не может сосредоточиться даже на какой-то простой задаче. Ведь для того, чтобы родилась какая-то идея, нужно сидеть над ней порой часами. И вывод тут напрашивается простой: приходя на работу, просто выключи телефон. Тогда точно не будешь перегружен информацией. Если человек не может отказаться от этого и потребляет информацию бездумно, при чем тут храмовые росписи?

Русскому человеку свойственно стремление к красоте, к яркости

Вообще, я считаю, что предлагать глобально упрощать могут люди, которым нечего сказать.

Повторяю, расписывая храм, художникам нужно попытаться приблизиться к замыслу Творца об этом храме, почувствовать его. Если смотреть на прекрасный разнообразный мир, созданный Господом, вряд ли можно предположить, что в храме Он задумывает визуальную пустоту.

С Андреем Патраковым
беседовала Оксана Головко

11 декабря 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Художник отвечает не только перед заказчиком, но и перед Творцом» «Художник отвечает не только перед заказчиком, но и перед Творцом»
Иконописец Андрей Патраков
«Художник отвечает не только перед заказчиком, но и перед Творцом» «Художник отвечает не только перед заказчиком, но и перед Творцом»
Беседа с иконописцем Андреем Патраковым
В работе над иконой требуются строгость и серьезность. Здесь не должно быть ремесленного, механического подхода.
Иконописец Андрей Патраков Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Иконописец Андрей Патраков Иконописец Андрей Патраков и артель «Благовещение»
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Написать икону сложнее, чем пейзаж или натюрморт» «Написать икону сложнее, чем пейзаж или натюрморт»
Иконописец Глеб Мамонов
«Написать икону сложнее, чем пейзаж или натюрморт» «Написать икону сложнее, чем пейзаж или натюрморт»
Беседа с иконописцем Глебом Мамоновым
Икона забирает больше сил, чем живопись: последнее дает эмоциональную разрядку, а при работе над иконой тебе нужно сильно сконцентрироваться, чтобы что-то получилось.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×