Как реагировать на замечания в храме

Однажды после литургии Митрополит Антоний Сурожский вышел для проповеди на амвон. Немного помолчав, он сказал:

– Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм!

Сказав это, он развернулся и ушел в алтарь. Это была вся проповедь.

Этот случай уже для многих известен, однако проблема все так же актуальна, и подобные ситуации в разных храмах и монастырях повторяются каждый день. Как видим, не только священники, но и архиереи болезненно реагируют на поступки неумеренных ревнителей храмового благочестия, и каждый со своей стороны вносит небольшой вклад в разрешение этой проблемы. Священники и епископы говорят об этом в проповедях и личных беседах, в передачах, на своих каналах и сайтах, о запрете делать замечания настоятели пишут объявления в своих храмах, но воз и ныне там.

Дело даже не в том, что «ревнители» не знают, что нужно внимать себе и помалкивать. Они это прекрасно знают

И дело даже не в том, что «ревнители» не знают, что нужно внимать себе и помалкивать. Они это прекрасно знают. Дело в том, что они не могут себя сдержать, или, говоря проще, раболепствуют своей страсти. Автору данной статьи неоднократно приходилось и приходится быть свидетелем подобных ситуаций. Еще будучи в должности благочинного (а в монастыре это, по сути, второй человек после наместника), не раз приходилось видеть, как некоторые «знатоки» буквально хватают людей за руки и оттаскивают от раки с мощами за то, что те якобы не вовремя прикладываются. А тот факт, что рядом стоит благочинный и не запрещает людям прикладываться, им вообще ни о чем не говорит.

Люди настолько больны обличительством, что даже не осознают этого. Ведь и в светском обществе такое поведение является проявлением неуважения, показателем отсутствия элементарного такта. А если говорить о духовной жизни, то вопрос стоит еще более остро. Ведь все знают, какова сила слова. Словом можно воскресить, а можно убить. Слово может даровать крылья, на которых человек перелетит океан своих проблем, а может стать бетонной плитой, которая похоронит все его надежды.

Одно неосторожное слово может далеко и надолго увести человека от Церкви

Одно неосторожное слово может далеко и надолго увести человека от Церкви, т.е. буквально изменить его судьбу и жизнь, а следовательно, и вечную участь, а может, наоборот, расположить человека к Церкви, привести ко Христу, и незнакомца сделать вашим лучшим другом. Именно поэтому Бог, для Которого слово равносильно делу, призывает нас к ответу за каждое праздное слово.

Итак, что же делать и как вести себя тем, кому не посчастливилось стать жертвой «храмовых доброжелателей»? Здесь самый главный вопрос – кто и как делает вам замечание. Если это настоятель храма или его помощник, доверенное лицо, уполномоченное на соблюдение порядка, то это одна ситуация. Тут, конечно, нужно прислушаться и лишь поблагодарить за помощь, особенно если замечание сделано тактично и с любовью, по апостолу: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6, 1). Так же, если замечание делают представители паломнической службы, храмовые служители, обязанностью которых является помощь прихожанам. Такие службы действуют сейчас во многих храмах. Эти люди не только имеют полномочия, но и начальное богословское или катехизаторское образование (курсы). Они знают не только что ответить посетителю, но и как это сделать, чтобы не обидеть человека.

Надо заметить, что священнослужители в большинстве случаев вообще не делают замечаний. За штаны или шорты в храме, отсутствие платков, за свечи на Шестопсалмии и прочие не имеющие отношения к спасению «нарушения» священники вряд ли вам что-то скажут. Все нормальные люди прекрасно понимают, что человеку элементарно нужно время. Только что пришедший в храм по определению не знает и, главное, не понимает, что и для чего нужно делать. А потому он должен адаптироваться, походить в храм, и в свое время прийти к осознанию необходимости исполнения внешних предписаний. Если женщина пришла к Богу в брюках, то, начав исповедаться и причащаться, сознательно приобщаться к деятельному благочестию, а значит, и к традициям Церкви, она без всяких внешних стимулов сама наденет юбку и платок. Но если бесцеремонно указать ей на этот «смертный грех», то она имеет все шансы найти пристанище у протестантов, которые приголубят и обласкают ее. Если же человек и не планировал связывать свою жизнь с Церковью и зашел просто свечку поставить, тогда тем более не нужно его чему-то учить. Это лишь ускорит его отход.

Но как поступить, если вам делают замечание случайные люди? Проблема состоит именно в этом. Став постоянным прихожанином храма (монастыря) и в общих чертах изучив его традиции, человек начинает не только считать себя способным наставлять других, но и обязанным это делать. Как быть при встрече с такими «учителями»? Можно за пример взять поведение Спасителя, Который говорил, когда Его хотели слушать (ср. Мф., 5–7), но молча уходил, когда Его просили уйти (ср. Мф. 8, 34). Иногда Он отвечал прямо (ср. Мф. 26, 63–64), но мог ответить иносказательно (ср. Лк. 7, 40–43) или вопросом на вопрос (ср. Мф. 21, 24). Мы также видим Его поддерживающим местные правила и законы (ср. Мф. 17, 24–27), но при этом Он мог пресечь бесчинства в храме (ср. Ин. 2, 15) и призвать к ответу за неправомерные обвинения (ср. Ин. 18, 23).

Так же можно поступать и нам. Самым простым решением будет молча выполнить то, о чем вас просят. Если в каком-то храме (чаще монастыре) вам, например, сказали, что это мужская половина храма, то в большинстве случаев лучшим решением будет молча перейти на другую сторону. Если у вас хорошее, благодушное настроение или вы по жизни неконфликтный человек, то этот вариант для вас. Тем более что всем известно, что приходить в чужой монастырь со своим уставом – дело неблагодарное. Мы не против соблюдения местных обычаев и правил, если нам тактично на них указали.

Но бывают другие ситуации, когда посторонний человек, например, не пускает вас к иконе или к мощам. Здесь, в принципе, тоже можно молча сделать, как вам сказали. Однако можно и поинтересоваться, имеет ли этот человек полномочия запрещать вам проход, тем более оттаскивать вас за руку. Свобода передвижения является одним из законных прав граждан своей страны. Ограничивать человека в передвижении можно лишь на законных основаниях. Поэтому вполне нормальным в данной ситуации будет встречный вопрос: «Имеете ли вы благословение не пускать меня?», или: «Кто вам благословил запрещать мне прикладываться к мощам?», или: «Знает ли отец настоятель, чем вы занимаетесь?» Если человек адекватный и просто забылся и увлекся, то после этого вопроса он вряд ли вас еще потревожит. Но бывают и совсем запущенные случаи, когда «ревнители» ни во что не ставят даже рекомендации настоятелей. Если вам попался именно такой дерзкий «учитель», то он, скорее всего, проигнорирует ваш вопрос и станет настаивать на вашем подчинении, апеллируя к местным традициям.

Разве вам дали полномочия оттаскивать людей от икон?

Традиции – это, конечно, хорошо, но хочется спросить: разве вам поручили следить за их соблюдением? Разве вам дали полномочия оттаскивать людей от икон? Этим людям ваше нарушение кажется настолько критичным, что если вы пройдете, например, позади праздничного аналоя, то либо купол храма тотчас рухнет, либо ядерная война начнется. Преувеличение второстепенных вещей и упущение главных (любви и внимания к человеку) – это основная черта подобных «ревнителей». Господь называет это «оцеживанием комара и поеданием верблюда» (Мф. 23, 24). В этом случае спокойно повторите свой вопрос и дождитесь ответа. Ответа, скорее всего, не последует. После этого можете вернуться к своему занятию, от которого вас оторвали.

Нужно помнить, что враг будет нападать на нас даже в храме, даже у Чаши с Причастием

К сожалению, после таких эксцессов у многих на душе остается неприятный осадок, так как чаще всего такие замечания делаются грубо и неуважительно. Здесь просто нужно сохранять хладнокровие и помнить, что враг будет нападать на нас даже в храме, даже у Чаши с Причастием. У него, к сожалению, много своих человекоорудий и среди христиан, которые не ведают, что творят. Даже если «ревнители» делают вам замечание спокойным голосом, они все равно остаются неисцеленными служителями своей страсти. Это легко обнаруживается, когда при вашем отказе они начинают гневаться и обижаться на вас. С опытом (в особенности с опытом внутренней молитвы) человек приобретает внутренний мир, и стрессовые ситуации уже не переживаются так остро. Но для неофита, для человека еще не окрепшего, не снявшего розовые очки, любая бестактность в храме, как уже было сказано, может стать разочарованием всей жизни.

Объективности ради нужно заметить, что в появлении таких «ревнителей» часто виноваты мы сами. Задавая свой вопрос кому попало, мы сами порождаем этих знатоков и советчиков. Например, желая приложиться к мощам и спрашивая рядом стоящего случайного человека, можно ли вам это сделать, вы тем самым провоцируете его на ответ, на некое благословение. В другой раз этот человек уже не будет дожидаться вопроса, но сам полезет со своими советами, которые со временем превратятся в рекомендации, а затем и в требования. Поэтому, желая что-то узнать в храме, нужно всегда делать поправку на человеческое честолюбие, которое никому из нас не чуждо, и спрашивать не просто компетентных, но именно уполномоченных людей. Лучше всего спросить у священника, диакона, либо у любого клирика храма (алтарники, певчие, чтецы и проч.), либо у представителя уже упоминавшейся приходской службы. Наконец, можно поинтересоваться «на кружке» (у человека, принимающего записки). После этого в ответ на замечание вы можете спокойно сказать, что у вас есть благословение приложиться к иконе или к мощам.

Церковь – это живой организм. Она состоит не из святых людей, а из кающихся грешников

Церковь – это живой организм. Она состоит не только и не столько из святых людей, сколько из кающихся грешников, т.е. людей, пока еще стремящихся к святости. Трудностей на этом пути хватает, а потому ни у кого не получается пройти этот путь без преткновений. Это нужно учитывать, когда сталкиваемся с подобными искушениями. В какую бы ситуацию нам ни довелось попасть, отнесемся ко всему со спокойным пониманием. При этом внутренняя молитва и молчание уст будут одним из лучших решений в любых искушениях. Со временем придет опыт, который, с Божией помощью, сделает нас неприступными для любых волн в этом бушующем море и научит отделять грех от человека. Ведь только отделив грех от самого человека, мы научимся носить тяготы ближнего и сможем не просто принять человека таким, какой он есть, но и помочь исправиться тому, кто временно угодил в дьявольские сети.

Комментарии
Игорь Ковалев19 февраля 2024, 21:48
И.//Продолжение.Свт. Игнатий Брянчанинов:"Непрестанно молится","Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте,воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления."Под именем мужей Апостол разумеет христиан, достигших христианского совершенства.Только совершенным христианам свойственно молиться без гнева и размышления,то есть в глубоком мире,в чистейшей любви к ближнему,без малейшего памятозлобия к ближнему и осуждения его,без развлечения посторонними помыслами и мечтаниями (без размышления)... Очевидно,что непрестанная молитва не может быть достоянием новоначального инока; но, чтоб сделаться способным в свое время к непрестанной молитве,он должен приучиться к частой молитве."
Игорь Ковалев19 февраля 2024, 21:38
И.//Продолжение. Почитал св. Отцов и все они пишут,что непрестанная молитва- это либо постоянное призывание имени Божия, либо постоянное памятование о Боге. Что,это сделать непросто, а новоначальному НЕВОЗМОЖНО, может подтвердить любой, кто начинал молиться.(кроме вас) Вначале тяжело держать внимание даже на молитвенном правиле, 20-30 минут, а не то, что непрестанно.И вы же утверждали, что правильная молитва- это непрестанная,что противоречит и словам св. Отцов(поэтому вы и не смогли привести ни одной цитаты св. Отцов в подтверждение) и просто логике. Где вы прочитали,что непрестанная молитва - это начало?
Игорь Ковалев19 февраля 2024, 21:36
И./Прп.Иоанн Кассиан:"А чей ум,отрешившись от уз всяких плотских страстей,придет в твердое состояние спокойствия,чье сердце всею крепостью прилепится к одному верховному благу,тот в состоянии будет исполнить апостольскую заповедь:непрестанно молитесь".Прп. Варсонофий и Иоанн:"во всякое время и во всяком месте должно призывать имя Божие."Прп.Максим Исповедник:"Высочайшее состояние молитвы есть...то,когда ум во время молитвы бывает вне плоти и мира совершенно безвеществен и безвиден.Кто сохраняет такое состояние ненарушимым,тот воистину непрестанно молится."Прп.Пётр Дамаскин:"непрестанно молитеся,то есть чтобы иметь памятование о Боге во всякое время,на всяком месте и при всяком деле."
И.17 февраля 2024, 20:45
Игорь Ковалев,Практически никто из святых отцов не оставил без внимания наставление "непрестанно молитесь". Рассуждения, пояснения, наставления в достаточном количестве на все случаи жизни и для всех (монашествующих и мирян). Возвращаю Вам Ваш же совет: почитайте. Может, наконец, увидите, что "непрестанно молитесь" - и начало, и процесс, и результат. Больше добавить нечего. Повода для дискуссии не вижу. Всего доброго.
Игорь Ковалев17 февраля 2024, 11:13
И.15//Вы путаете, непрестанная молитва - плод частой молитвы , а не правильной. Почитайте "Откровенные рассказы странника...", пример типичной,непрестанной молитвы в прелести, когда обращают внимание только на количество молитв.
Игорь Ковалев16 февраля 2024, 21:01
Катерина//У свт. Игнатия только 5-й том "Приношение современному монашеству" , как понятно из названия для монахов,а остальные для всех христиан. Свт. Феофан Затворник тоже для всех писал. Так, что и мирянину есть, что аскетического почитать, чтобы знать "Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться." (название книги свт. Феофана)
Игорь Ковалев16 февраля 2024, 18:10
И./Я никого не учу,а веду дискуссию.Как вы написали,так вас и понимаю.Правильная молитва может быть и единичной,например просто "Господи помилуй".Правильной молитва бывает,когда она произносится с покаянием, смирением,сокрушением духа и вниманием,держа ум безвидным.Непрестанная молитва может быть и не правильной,если совершается без внимания,без смирения и сокрушения духа.Чтобы приобрести правильную непрестанную молитву,надо специально заниматься Иисусовой молитвой продолжительное время.То,что вы называете правильной молитвой(непрестанную молитву и держание ума "бесцветным,безвидным и бесформенным")есть принадлежность совершенных,я к ним не отношусь,а занимаюсь правильной покаянной молитвой.
Игорь Ковалев16 февраля 2024, 15:19
Катерина15 февраля//Если для вас главное в духовной жизни порядок на приходе и борьба со всезнайками, то можно вообще ничего не читать.Только и спорить тогда о духовных вопросах не надо.А, для спасения надо изучать св. Отцов. «Читайте святителя Игнатия, внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам», - старец Иоанн (Крестьянкин). Всего хорошего вам, удачи в борьбе со всезнайками))).
Катерина16 февраля 2024, 14:00
свт. Игнатий Брянчанинов письмо 197, том 7/Игорю Кононову: 《Христианину,живущему посреди мира, не должно читать святых Отцов, которые писали для монашествующих.Какая польза от чтения тех добродетелей,которых нельзя исполнить самим делом? Пользы никакой не может быть, а может быть вред, состоящий в том, что в человеке возбудится мечтательность духовнаго состояния, ему никак не идущаго. Эта мечтательность будет временем лестно услаждать воображением высоких добродетелей, временем наводить на душу уныние и отчаяние, когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей; – всегда и постоянно отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих, таким образом соделывать жизнь нашу пустою,бесплодною》
И.15 февраля 2024, 13:30
Игорь Ковалев, я и обсуждаю. С приходским священником. Его авторитета мне достаточно. Если Вы понимаете свт.Игнатия так же, как комменты - беда. Непрерывность - плод правильной молитвы, а не первичный признак. Святые отцы учат, что правильная молитва просто не может не принести доброго плода. Выходит только сам человек может затормозить восхождение по этому пути, остановиться, вовсе свернуть. Учите Вы тут годами, захотелось узнать, себя как оцениваете, правильно молитесь или тормозите. Да, предпочитаю конкретные поступки рассматривать и говорить, есть или нет в них противоречия Евангелию. А не тащить все грехи до кучи, не ведая раскаялся человек или нет, и метелить его. С Праздником Вас!
Катерина15 февраля 2024, 11:27
Игорь,чтобы понять, как важен порядок в приходе и уважительное отношение к слову священства, совсем нк обязательно перечитывать все тома И.Брянчанинова. В храмах, монастырях ВСЁ делается по благословению настоятеля,игумена, поставленных соблюдать в том числе и порядок. Для Вас это всё ещё новость? Епископ, являющийся в Церкви вторым главным лицом после Предстоятеля поместной Церкви,откоректировал неправильное по его мнению поведение подопечного ему лица в веренном его заботам помещении,в той педагогической форме,в которой он,как главное (человеческое)лицо в храме,считает нужным. Да,он сделал это в более жёсткой форме, я "за", поскольку достали уже всезнайки, которые знают ВСЁ лучше епископа.
Игорь Ковалев15 февраля 2024, 08:19
Каткрина//Вот описано состояние , очень похожее на ваше нежелание изучать аскетические творения св. Отцов.Игумен Никон Воробьёв :"Но Игнатия Брянчанинова редко кто понимает и читает, мало кому он доступен. А почему? Потому, что, и это главное, не живут теперь духовной жизнью, нет борьбы со своим ветхим человеком, нет понуждения жить по слову Божию. Большинство живет как придется, и если и читает Евангелие, Святых Отцов, то лишь одним рассудком,без участия сердца, жаждущего ответа на вопрос: как правильно жить?...Такие люди и Святых Отцов не любят и не читают, а если читают, то лишь богословские их сочинения, философские, где есть пища для рассудка,но не аскетические."
Игорь Ковалев15 февраля 2024, 08:08
И.14 февраля 2024"Да ради Вашего блага,найдите уже авторитет и обсудите с ним Ваше духовное состояние."//Может быть вы своё духовное состояние обсудите с авторитетом?Вы же,как и Катерина,не знаете,как правильно молиться,утверждая, что правильно,значит непрерывно.Кствти,непрестанно можно молиться и в состоянии прелести,когда обращают внимание только на количество,а не на качество.(см. "Откровенные рассказы странника...") Да и в правильном духовном состоянии при правильной молитве не будешь читать наставления для безмолвников и требовать от других их выполнения.И выгораживать людей,которые сами неправильно молились и учили этому других,тоже не будешь.
Игорь Ковалев14 февраля 2024, 23:45
Катерина/Согласен и ум у меня полон страстей,и самомнение есть.А,если бы вы были в правильном духовном состоянии,то увидели бы в себе тоже самое(вы же не бесстрастны)и в вину бы мне это не выставляли.Но для этого надо правильно молиться,с сердцем сокрушенным и смиренным.А вот глупым я никого не называл,говорю вам это в очередной раз.Ваши слова- это ложь и клевета,неподобающая для христианина.Также ложь,что я не слушаю пастырей,если они не уровня свт.Игнатия.Я на исповеди прислушиваюсь к советам и замечаниям,обыкновенного батюшки.А работы митрополита я стал читать,соблазнившись известным именем.Но прочитать смог всего несколько страниц и был в шоке,что такое пишет православный архиерей.
Игорь Ковалев14 февраля 2024, 23:02
И.//Во-первых,свт.Игнатий пишет,что чтение Отцов надо избирать согласно своему образу жизни.Я не безмолвник,непрестанной молитвой не занимаюсь,поэтому и приведённая вами цитата была мне неизвестна.Я просто этот вопрос ещё не изучал,не дорос духовно.Во-вторых,непрестанная молитва-это молитва,повторяемая большое количество раз,поэтому,это однозначно количество,а правильность молитвы зависит от смиренного и сокрушенного состояния нашего сердца.(См. притчу Господа о молитве мытаря и фарисея).Свт.Игнатий Брянчанинов:"Научись молиться Богу правильно.Научившись молиться правильно,молись постоянно."Видите,сначала правильно,а по вашему получается,кто непрерывно не молится,тот молится не правильно.
Игорь Ковалев14 февраля 2024, 20:47
Катерина//"Вы этот момент упорно обходите"//Потому что мы вели разговор о правильной и неправильной молитве,а правильной молитве в наше время можно научиться только по книгам св.Отцов с советом опытных наставников.Во время Таинств не учат правильно молиться.Люди неправильно молящиеся тоже исповедуются и Причащаются и даже служат в алтаре,имея священный сан.Вы об этом не знаете?Участие в Таинствах автоматически не приводит к правильной духовной жизни,надо изучать аскетику по книгам св.Отцов.Не пойму,то ли вы не понимаете этого,то ли таким способом пытаетесь оправдать своё нежелание изучать св.Отцов.Не знаю,как вы спастись собираетесь,я бы давно был в явной прелести,если бы не изучал св.Отцов.
И.14 февраля 2024, 19:23
Игорь Ковалев14 февраля 2024, 00:34 Да ради Вашего блага, найдите уже авторитет и обсудите с ним Ваше духовное состояние.
Катерина14 февраля 2024, 18:13
Игорь Ковалев14 февраля 2024, 00:34 -- уже в третий раз на этой дискуссионной ветке поражаюсь Вашему самомнению: 1. Пример ни больше ни меньше Святого Писания и святых отцов в качестве аргумента для употребления слова "глупый" в отношении оппонента 2. Непременным условием для выслушивания Вами поучений пастырь должен находиться духовно как минимум на уровне свтятителя Игнатия Б. 3. Возмущение автором статьи, посмевшим привести в пример архиепископа РПЦЗ, которого ВЫ не считаете авторитетом,хотя ни мои, ни Ваши глаза автор не принуждал к прочитыванию этой статьи,также как и к прочитыванию соблазнивших Вас работ(зачем Вас в работы митрополита занесло, ума не приложу, вероятно, избыток времени)
И.14 февраля 2024, 14:36
Игорь Ковалев, Это Вы ошибаетесь. Непрерывность молитвы это качественная характеристика, которая приобретается вследствие неизбежного переход количества в качество. На канале "Спас" в программе "Не верю" протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер в беседе с профессором С.В.Савельевым сказал, что его духовный отец Кирилл Павлов поставил ему внутреннюю молитву, когда он еще был сильно занят работой и находился в окружении множества людей. Так что молитвенное состояние ума не одних только безмолвников удел. Вы приводили слова свт. Игнатия, адресованные тоже в первую очередь монахам. И от множества Вами прочитанного могли бы уже распознать по духу, верно учение или нет, не обязательно наизусть учить.
Игорь Ковалев14 февраля 2024, 13:31
Катерина//Пару цитат для общего понимания важности изучения аскетических творений св. Отцов и конкретно свт. Игнатия Брянчанинова.Игумен Никон Воробьёв:"Миллионный раз говорю: хочешь понять духовную жизнь и уяснить себе множество вопросов, связанных с ней, – читай, тщательно изучай творения епископа Игнатия (Брянчанинова), особенно его первый и второй тома. .. Однако если человек не понимает аскетической жизни Отцов, не интересуется ею, то это означает, что он мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни, – кто бы он ни был – архиерей ли,профессор богословия, монах или священник."
Игорь Ковалев14 февраля 2024, 00:34
И.13 февраля//Я не отталкивался от слова "соблазнить" (эту цитату из Евангелия привела Алла) и не доказывал, что соблазнить и обидеть одно и тоже(просто привёл толкование Иоанна Златоуста и Феофилакта Болгарского).И мне , вообще, не интересно ,какая цель была у митрополита, оставил он выполнение приказа или нет и т.д.Он для меня НЕ АВТОРИТЕТ, как человек , находящийся в неправильном духовном состоянии и любой пример с ним или его словами не уместен.
Игорь Ковалев14 февраля 2024, 00:31
И.13 февраля//К сожалению, я не знаю наизусть все творения св. Отцов, а прп. Григория Синаита, вообще, не читал.Вы не заметили, что прп. Григорий даёт наставление безмолвникам, обучающимся непрестанной молитве? Я,к сожалению,не безмолвник и ,к сожалению ,очень далёк от духовного состояния непрестанно молящихся и имеющих память о Боге.Так, что вы написали не по адресу.Также , вы ошибаетесь, правильно молиться, не значит непрерывно. Правильность молитвы - это её качество(приводил слова свт. Игнатия), а непрерывность - количество и это совсем разные вещи.
Катерина14 февраля 2024, 00:24
《Вы разве в школе не учили по учебнику или только вопросы учителям задавали?》 --вообще-то прежде чтения неплохо б обыкновенному первокласснику изучить азбуку и притом под руководством родителей или наставников,к тому же сравнение чрезвычайно хромое, разве в школе находится алтарь,на котором приносится Бескровная Жертва,совершаются Таинства Церкви и учителя в храмах не просто люди в униформе, а рукоположенное духовенство,которому с апостольских времен дана власть вязать и разрешать. Вы этот момент упорно обходите, сводя всё богатство и сложность духовной жизни верующего к самостоятельному чтению святых отцов и тщательному контролю священства (а вдруг они все еретики и недостойные Вас учить).
Катерина13 февраля 2024, 22:45
Игорь Ковалев, Прп. Никон Оптинский: "Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя приходят на исповедь. Это большая ошибка. Надо веровать в самое Таинство исповеди, в его силу, а не в исполнителя Таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком Таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств." А Вам вот как минимум свт. Игнатия подавай, на меньший калибр не согласны. И всё Вашим умом,полным страстей, со святоотеческой литературой сверяетесь.
Катерина13 февраля 2024, 20:50
В комментариях к статье Галина И. упомянула о причине таких методов воспитанмя православных прихожан за рубежом.
Игорь Ковалев13 февраля 2024, 20:49
Катерина12 февраля//И ещё раз повторю, чтобы получить правильный ответ, надо быть точно уверенным в духовном состоянии и опытности советующего. Игнатий Брянчанинов:"Слово ложное и лицемерное не может не быть словом злым и зловредным. Против такого настроения необходимо принять меры осторожности.«Изучай Божественное Писание, – говорит Симеон Новый Богослов, – и писания святых отцов,особливо деятельные,чтоб с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и сердца,ты мог их видеть(это учение и поведение) как в зеркале и понимать;согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли;ложное же и худое познавать и отвергать,чтоб не быть обманутым."
Игорь Ковалев13 февраля 2024, 20:41
Катерина//Как раз,наоборот,я на свой ум не полагаюсь,а полагаюсь на мнения св. Отцов,поэтому их постоянно и цитирую.Свт. Игнатий Брянчанинов:"Вы убедились,что единственный непогрешительный путь ко спасению- неуклонное следование учению св. Отцов, при решительном уклонении от всякого учения постороннего,от самых своих разумений,доколе разум не исцелится от недуга своего и не сделается из плотского и душевного - духовным".Я писал не правильный вопрос задать,а конкретный и для этого надо знать учение о молитве.Задавая вопрос,можно уточнить какую-то непонятную деталь,а часами о молитве никто вам рассказывать не будет.Вы разве в школе не учили по учебнику или только вопросы учителям задавали?
Александр13 февраля 2024, 16:23
Продолжение... Если в доме Божием творятся беззакония, вы обязаны сделать замечания, в противном случае у вас так и будут Pussy Riot танцевать перед алтарём. Если вам сделали замечание не по делу, как считаете, стоит ли обижаться, навсегда покидать церковь с обидой? Ещё не имея опыта благодати, здесь требуется внимание, чтобы правильно оценивать свои состояния. Ведь мы — сыны Божии, избранные, которых Бог предопределил, призвал и оправдал, а впоследствии и прославит (Рим. 8:29-30). Если вы непрестанно держитесь такой сердцевины нашего предназначения, то никакая изменчивость или применение естества не могут преградить вам дороги, потому что дарования и решения Бога изменению не подлежат.
Александр13 февраля 2024, 16:22
В храм приходят Богу помолиться и соборно, и лично, а не выискивать делающих замечания, заостряя на этом внимание, критически реагировать. Если у вас проблема с такими людьми, может не в них дело? В личном опыте никогда не возникало претензий к людям, делающим замечания. К чему душе нагнетание напряжённости? Никто никогда не оттягивал меня от икон, потому что стараюсь такого повода не давать. Считаю, и считал всегда, что икона — это окно в мир духовный. Молитвенное состояние перед ней действенно и на расстоянии 2 метров и на 10-ти и более, нет необходимости «висеть» на ней, это не добавляет дополнительных бонусов для спасения. Даже если не удалось к ней приложиться — трагедии не состоялось.
И.13 февраля 2024, 14:42
Игорь Ковалев, "припомнить" Вы можете только то, что посчитали нужным записать, прочее остается неизвестным для нашего блага. Целью Митрополита было встряхнуть паству, подтолкнуть к осмыслению их собственного поведения. Женщина пришла в храм, привела ребенка. Таки подвиньтесь, не загораживайте собой проход, дайте этим троим - Богу, женщине и ребенку - встретиться. Разве не храм наиболее очевидное место встречи для ищущего Бога? Брюки и непокрытую голову увидели, а ребенка (с неокрепшей душой) не заметили. Или он тоже "не по форме" одет? Знаете, и в армии приказы могут нарушать, только там сразу последует наказание. А Митрополит оставил исполнение "приказа" на совести слушающих.
И.13 февраля 2024, 14:08
Игорь Ковалев, Видимо без кавычек Вы не можете распознать учение святых отцов. Прп. Григорий Синаит "О прелести", оттуда. Если, как Вы учите, правильно молитесь, то непрерывно находитесь в состоянии молитвы, разве нет? Тогда это Ваше обычное состояние ума. Или, по крайней мере, Вы знаете как и можете в нужный момент вернуть его в надлежащее состояние. Не так? Вот просто и предлагаю, отделить факты (в общем-то скудные), от того, что Вы дорисовали, позволив своему уму выйти из молитвенного состояния. Или Вы тоже неправильно молитесь? Митрополит не употребил слово "соблазнить", от которого Вы оттолкнулись и доказывали, что обидеть и соблазнить - одно и то же.
Игорь Ковалев13 февраля 2024, 00:18
Алла11 февраля,"но силу соблазна, идущую от других людей, нельзя преуменьшать."//И преувеличивать тоже нельзя. Не так этот соблазн или обида критичны для спасения соблазнённого,обиженного.Мы все, по причине нашей страстности, соблазняем и обижаем ближних.И это неизбежно.А разве все соблазнённые и обиженные не спасутся?Поэтому здесь, думаю,надо держаться "золотой середины", делать замечания в храме не надо,но,если кто-то сделал и человек ушёл,то ничего страшного, Господь приведёт его опять в Церковь.
Катерина12 февраля 2024, 15:26
... кстати... являюсь постоянной благодарной пользовательницей страницы с ответами на вопросы мирян священоначалия, где есть и автор этой статьи, к ответам которого отношусь с большим уважением и периодически перечитываю пару сотен из них, хотя они уже старенькие. Да, в сравнении с ответами архиепископов он резкий, и даже порезче, чем пример архиепископа в этой статье, но во многих случаях это был пожалуй что и необходимый хирургический инструмент, чтобы через текст донести до упорно нежелающего понимать спасительный смысл.
Катерина12 февраля 2024, 11:07
Игорь Ковалев, судя по Вашим ответам, Вы начали чрезмерно полагаться на свой ум, на свои собственные размышления и на свое собственное духовное руководство самим же собой, иначе почему же Вы, веря в Божий Промысел, способный по Вашему же выражению для спасения души послать Ангела этой душе, другого какого спасающего человека, параллельно отказываете моей душе в этом же Божьем Промысле, который даст мне возможность задать "правильный" (Ваше выражение, не моё...) вопрос, дейстивуя во мне благодатью через Таинства Церкви и мое собственное желание спастись и получить "правильный" (Ваше выражение..)спасающий мою душу ответ от рукополженного не находящегося под прещением православного священника.
Игорь Ковалев11 февраля 2024, 23:15
И.10 февраля //Автор приводит митрополита в качестве примера,т.е. придаёт ему авторитет. Слова:"Я приказываю...",уместны в армии,а не в храме среди мирян.Не припомню,чтобы даже Апостолы так обращались к пастве.Неверие во Всемогущество Божие и Его Промысл,якобы женщина с ребёнком из-за одного замечания никогда не вернётся в Церковь и не сможет спастись.Откуда вы взяли про бесформенный и бесцветный ум???Безвидным ум должен быть на молитве,т.е. ничего не представлять в воображении во время молитвы.А вы о чём пишите не понятно. И, что женщина обиделась я не писал, вы перепутали.
Игорь Ковалев11 февраля 2024, 20:16
Катерина/Чтобы задать конкретный вопрос,надо знать о чём спрашивать.Чтобы получить правильный ответ,надо знать у кого спрашивать.Если митрополиты неправильно молятся и дают неправильные советы о молитве,вы думаете,что все священники находятся в духовном состоянии свт.Игнатия Брянчанинова или Феофана Затворника и дадут вам правильный совет?Любой совет надо сверять с Писанием и св.Отцами,согласное принимать, а несогласное отвергать.А для этого надо изучать Писание и творения св.Отцов.Изучение работ свт.Игнатия мне лично очень помогло,в том числе помогло и правильно молиться.Извинения я назад не забирал,а пытался до вас донести,что сказать "глупо сделал" и назвать "глупым" далеко не одно и тоже
Алла11 февраля 2024, 16:34
Игорь Ковалев, так, погодите, но если и в самом деле здесь мы принимаем соблазн за обиду (согласна, я не подумав отвергла этот вариант, а ведь он, наоборот, логичен), то разве это и не перекликается напрямую с темой статьи? Человека обидели и он ушел из храма, и такому обидевшему лучше жернов бы на шею надеть. Бог, безусловно, может послать даже Ангела, но силу соблазна, идущую от других людей, нельзя преуменьшать. Я не пытаюсь свалить вину за это только на обидчика, сам обиженный тоже виноват, что обиду поставил выше Истины, но всё же не зря столько слов было сказано Спасителем, что христиане должны жизнью своей проповедовать христианство, в том числе добрыми делами.
Катерина10 февраля 2024, 14:22
Игорь Кононов, "вы даже и не знаете, какая правильная молитва,а какая нет." - у нас всех есть рукоположенное священство,т.е. духовные наставники, которым лично я могу задать тот или иной конкретный вопрос о молитве, Таинства,через которые Господь подает мне благодать на нужном по Его Мнению мне уровне, а также теория святых отцов,которых Вы сами же и цитируете,которые говорят,что дар молитвы,как любой другой,дается Им тому, кто СМИРЯЕТ сердце. Чтож смиренного в том, что Вы перелопатили все произведения святителя Игнатия,голова теорией забита,на практике выходит у Вас неумение применить это знание даже в самых простых ситуациях к самому себе. Извинились..и тут же забрали извинение обратно.
И.10 февраля 2024, 12:36
Игорь Ковалев, Митрополит Антоний произнес краткую проповедь. Какие вредоносные противоречия с Евангелием, святыми отцами Вы в ней узрели? В ней нет поучений об абортах и молитве. Вы же вместо того, чтобы сохранять свой ум бесцветным, безвидным и бесформенным, позволили ему окрасить проповедь черной краской, дорисовать неведомое, развить ситуацию до гипертрофированных размеров. Ради чего? чтобы "обличить" Митрополита? С чего решили, что женщина обиделась? Если перед Вами красный сигнал светофора загорается, Вы на него обижаетесь или ПДД соблюдаете? Она просто приняла озвученные правила и ушла. Обиделась или нет, Митрополит не говорил, предупредил паству о возможных последствиях формализма.
Игорь Ковалев 9 февраля 2024, 23:42
Катерина//Также,далее пишет свт. Игнатий,что молитва должна быть с чувством покаяния, со вниманием (заключать ум в слова молитвы (прп. Иоанн Лествичник) и ум должен быть безвидным. Сравните,что пишет в "Школе молитвы" митр. Антоний плюс его высказывания об абортах, восточных религиях и т.д. Поэтому для православного человека,знакомого со святоотеческими творениями,его слова авторитетными НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.Почему бы вам и другим защитникам митрополита самим не изучить этот вопрос? Нет же надо спорить,основываясь на каких то своих мыслях и чувствах сердца.А вы даже и не знаете, какая правильная молитва,а какая нет.Изучать обязательно надо эти вопросы, от этого зависит наше спасение.
Игорь Ковалев 9 февраля 2024, 23:13
Катерина//Это не тонкий лёд,а краеугольный камень,на котором основывается правильная духовная жизнь.Изучать надо признанных св. Отцов,а не монаха Софрония.Кстати,сам прп.Силуан вначале неправильно молился,пока Бог его не вразумил "держать ум во аде и не отчаиваться".Свт. Игнатий Брянчанинов:"Научись молиться Богу правильно.Научившись молиться правильно,молись постоянно – и удобно наследуешь спасение.Спасение является от Бога в свое время,с неоспоримым сердечным извествованием о себе,молящемуся правильно и постоянно.Для правильности молитвы надобно,чтоб она приносилась из сердца,наполненного нищеты духа,из сердца сокрушенного и смиренного."
Катерина 9 февраля 2024, 01:43
Для Игоря https://bible.optina.ru/new:mf:18:06 -- собраны толкования нескольких великих богословов. См. Свт. Василия Великого 《что значит соблазнять? Или как остеречься сего, чтобы не пало на нас столь страшное осуждение? Ответ. Соблазняет, кто преступает закон словом или делом и другого вводит в беззаконие, как змий Еву и Ева Адама; ..》 и т.д. (а то Вы спорите... спорите)
Катерина 8 февраля 2024, 21:50
Вот еще из прп. Силуана того же автора: 《Но усердная молитва о помощи — есть доброе дело и всем необходимое: начальствующим и подчиненным, старшим и младшим, учащим и учащимся, отцам и чадам. Старец настаивал, чтобы все без исключения, независимо от своего положения, или состояния, или возраста, всегда и во всем, каждый как умеет, просили Бога о вразумлении, чтобы таким образом постепенно приближать свой путь к путям святой воли Божией, доколе не достигнут совершенства》. Ни слова о "правильной" или "неправильной" молитве. Если вспомнить о Господе, Который и ослицей говорящей может вразумить, что почему же Он не может вразумить собравшихся в Его доме через служителя Церкви, Им и призванного?
Катерина 8 февраля 2024, 21:42
Игорь Ковалев,у монаха Сафрония о прп. Силуане Афонском 《По слову Старца,у того,кто усердно молится, бывает много перемен в молитве: борьба с врагом, борьба с самим собою, со страстями, борьба с людьми, с воображением, и в таких случаях ум не чист и все не ясно.》У Вас же представление о молитвеннике прямо как о каком-то уверовавшем искусственном интеллекте, который молится правильно (0) или неправильно (1). И на этом тонком льду Вы пытаетесь обосновать Ваше отношение к приведенной пастырской цитате? Что касается Вашей попытки обьяснить мне в стиле "лучшая защита это нападение",что слово "глупо" употребленно Вами правильно - а у меня принцип этого слова к моему окружению не применять.
Игорь Ковалев 8 февраля 2024, 20:39
Алла 7 февраля0/Не знаю,как вы смотрели?Свт. Иоанн Златоуст:"так понесут жесточайшее наказание и пренебрегающие их (это означается словом - соблазнит). Не удивляйся,что Он обиду называет соблазном:многие малодушные нередко соблазнялись тем,что их презирали и бесчестили.",блж. Феофилакт Болгарский:"Затем и наоборот говорит:«кто соблазнит»,то есть обидит,«одного из малых сих»,то есть из тех,которые уничижают и смиряют себя,хотя бы и велики были".Здесь противопоставляется предыдущим словам Господа:"Кто примет одного из малых сих"./Вы согласны,что Бог может послать к той же женщине,которая ушла из храма,человека и даже Ангела,чтобы он её вернул в Церковь,если,конечно,она сама хочет спастись?
И. 8 февраля 2024, 16:26
Галина29 января 2024, 11:46 "Последнее время всё чаще вижу как приводят в пример слова людей, еще не прославленных в лике Святых в Церкви, это странно..." Простите, а что в храме Вам проповеди исключительно прославленные в лике святых читают? Вас надо так понимать, что замечания Митрополита можно игнорировать, усомниться в его авторитете со всеми вытекающими последствиями, не "святой" же. А вот у прихожан такой авторитет, что они могут наговорить что угодно, не задумываясь о последствиях.
Алла 7 февраля 2024, 22:09
Игорь Ковалев, я прочитала сейчас толкование Феофилакта Болгарского, нет там ничего про обиду. Да и никакой логики в подобном нет, ведь дальше Господь говорит: "И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый". Очевидно, что раз употребляется одно и то же слово, значит и смысл их одинаков. Да и никогда соблазнение не равнялось обиде, это абсурд. Соблазн, если ему поддаться, ведет в геенну, от кого бы от ни шёл, от себя или от других. Черным по белому написано.
Павел 7 февраля 2024, 18:21
Игорь, мысль о том, что сердце, чтобы различать истину, должно быть чистым, лежит на поверхности. И может быть вообще-то не только источником блага. Мне не раз приходилось бороться именно с ней как с источником бесовских сомнений в минуты испытаний. Хотя польза от неё тоже велика. Антония Сурожского я всё же немного читал, не со всем был согласен, но всё же не мы с вами ему чета. Извинения принимаю и предлагаю закончить дискуссию.
Игорь Ковалев 7 февраля 2024, 13:40
Катерина 6 февраля "его работы,которые ни я,ни Ваш фигурант в руки не брали (может и не возьмем, зачем, если есть куча книг на эту тему"//Разве вы не понимаете, что если человек не правильно молится, то он не авторитет НИ В КАКОМ духовном вопросе? Разве вы не понимаете, что если вы не изучили вопрос и не собираетесь этого делать, то НЕЛЬЗЯ обвинять другого во лжи? Разве вы не понимаете, что НЕЛЬЗЯ обвинять человека во лжи на основании каких-то чувств своего сердца, даже не изучив вопрос? Разве вы не понимаете, чем отличается, сказать , что человек поступил глупо, от того, чтобы назвать человека глупым? И ещё,я не собираюсь никому делать замечания в храме.
Игорь Ковалев 6 февраля 2024, 19:28
Катерина 6 февраля//Да, немного резковато написал, не смог подобрать более мягкого слова. Прошу извинения у Павла. Если мы все в прелести, то и я не исключение. И Писание и св. Отцы про глупцов пишут. Я , кстати, назвал некоторые действия глупыми, а не дал оценку человеку. Надо было , конечно написать "не разумно" или "не логично", а не "глупо". Виноват, каюсь.
Катерина 6 февраля 2024, 18:37
Игорь Ковалев,Вы,обсуждая конкретную цитату нелюбимого Вами митрополита,почти мгновенно перескочили на какие-то его работы,которые ни я,ни Ваш фигурант в руки не брали (может и не возьмем, зачем, если есть куча книг на эту тему,написанная вселенскими богословами?)В результате назвали глупым вежливого человека, просто с Вами несогласного. Как же Вы собираетесь делать замечания в храме другим? Представляю себе..."что же Вы, гражданочка, Ваши глупые брюки нацепили" или еще лучше "платок наденьте на Вашу глупую голову!"Это я утрирую,но принцип ведь понятен?А пастырь должен воспитывать паству,тем более в стране,где тогда на всем островном участке стоял один православный храм.Вот куда б она пошла?
Катерина 6 февраля 2024, 18:23
Игорь Ковалев,только сверхестественное? Вот же определение свт. Филарета Дроздова: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества,премудрости и благости Божией,которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует,а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает,или исправляет и обращает к добрым последствиям»,в соответствии с которым намерение женщины в брюках и без платка (к тому же ведущей себя часто даже скромнее,чем многие из нас,закутанные до бровей) быть на спасительной Литургии также Божий Промысел.Препятствующий же этому своими оскорбительными замечаниями законник вполне возможно попадает в ту же категорию,что и ученик Петр.
Катерина 6 февраля 2024, 12:36
Игорь Ковалев -- а вот два раза повторяемое в таком коротком тексте слово "глупо" в качестве оценки собеседника - не признак ли это прелести уже Вашего сердца, и это не смотря на чтение работ святителя Игнатия? Или как раз благодаря этому чтению не по разуму?.. Найдите где-нибудь такую оценку по отношению к кому-нибудь у святых отцов, которых мы с Вами так ценим.
Игорь Ковалев 6 февраля 2024, 12:31
Катерина//По поводу примеров Промысла Божия, мы говорим о явных сверхъестественных вмешательствах Бога в дело исправления человека и направление его на путь спасения.Примеры обращения ап. Павла, Марии Египетской,раскаяния царя Давида очень показательны в этом смысле.По поводу "мёртвой буквы", мы же не "неверующие нигилисты", которых заставляют зубрить, а верующие христиане, которые ищут путь ко спасению. А путь ко спасению полон опасностей(см. видение прп. Антония Великого о сетях дьявола), поэтому на этом пути нужны РУКОВОДИТЕЛИ, которых мы находим в лице св. Отцов и придерживаемся их наставлений, чтобы не впасть в явную прелесть и ересь. Это простая духовная безопасность.
Игорь Ковалев 6 февраля 2024, 00:02
Павел 5 февраля 2024, " я смею думать, что всё на свете мерится сердцем."/Единственно забыли , что сердце для того, чтобы им мерить должно быть ЧИСТЫМ. Как сказал Господь :"Чистые сердцем Бога узрят".Глупо же мерить всё сердцем, которое находится в прелести, как и наш ум. Также глупо считать критику Антония Сурожского, основанную на фактах, ложной. Хотя сами вы этот вопрос изучить не хотите.Ещё раз повторяю, что до очищения от страстей нельзя доверять своим мыслям и чувствам сердца, т.к. они омрачены страстями. Вы никак этот очевидный факт не можете понять.
Игорь Ковалев 5 февраля 2024, 23:45
Павел/Прочитайте главу свт.Игнатия Брянчанинова "О прелести" и надеюсь всё поймёте.Вот немного оттуда:"Начало зол–ложная мысль!Источник самообольщения и бесовской прелести – ложная мысль!...Мы родимся такими;мы не можем не быть такими:и потому все мы,без всякого исключения,находимся в состоянии самообольщения и бесовской прелести.Из этого воззрения на состояние человеков в отношении к добру и злу,на состояние,которое по необходимости принадлежит каждому человеку,вытекает следующее определение прелести, объясняющее её со всею удовлетворительностью:прелесть есть усвоение человеком лжи,принятой им за истину."А, чтобы ложь не принимать за истину надо держаться Истины(Писания и творений св.Отцов)
Павел 5 февраля 2024, 12:05
Игорь, я смею думать, что всё на свете мерится сердцем. "Всякая истинная мысль заключает в себе самой доказательство своей истины. Это доказательство - животворность её для сердца" (Св. Прав. Иоанн Кронштадтский). Про ложь он говорит в том же духе, только доказательство ложности, по Иоанну Кронштадтскому - смертельность ложной мысли для сердца. Важно не то, что мы говорим, в том числе не то, что мы цитируем из Св. Отцов, а то, что у нас на сердце, когда мы это делаем. Вы высказали достаточно для меня, чтобы я сердцем счёл ложной вашу критику Антония Сурожского, несмотря на то, что я его почти не читал. Пускай вы начитаны и много цитируете.
Павел 4 февраля 2024, 23:29
Уважаемый Игорь, спаси Господи! Вы невольно напомнили мне слова, сказанные в видении Богом Иоанну Крестьянкину. Будьте всегда и во всём осторожны! Так что вашу осторожность я понимаю и именно исходя из осторожности думаю, что в случае с Игнатием Брянчаниновым надо бы проверить контекст. Но, откровенно говоря, я не понимаю, почему полемика православных между собой должна превращаться в поток цитат. Из осторожности? Не думаю.
Александр 4 февраля 2024, 17:32
Продолжение... Всегда полезно послушать людей если их слова не сопряжены с нарушением слов Божиих, ведь если человек не научился слушать других, то и Бога слушать не будет. Такое послушание должно оказываться свободно, разумно с рассуждением тому кому доверяете, кого считаете более опытным. Спаси, Господи.
Александр 4 февраля 2024, 17:31
Продолжение... «Чтобы стать мудрее, прийти в смирение и получить благодать, познай самого себя какой ты есть воистину, а не каков ты думаешь, что ты есть», — наставляют нас преподобные отцы, прошедшие своими стопами по этому пути, опыт которых бесценен и по сей день (Сир. 8:11-12). Без самопознания, рассчитывая только на свой труд мы всегда будем вдали от пути. На это указывает и псалмопевец Давид: «призри на страдание мое (т. е. смирение) и на изнеможение мое (т. е. труд) и прости все грехи мои (Пс. 24:18). Стоит ли прислушиваться к замечаниям в храме? А почему бы и нет, борясь, к примеру, со своей жестоковыйностью. Иногда Господь посылает нам это, чтобы испытать нас.
Александр 4 февраля 2024, 17:30
Всем известен стих Священного Писания о том, что борьба наша не против человека (Еф. 6:12). Сети врага опутывают души человеческие, обманывая их, отводя от спасения, зная к какой славе и блаженству люди призываются. Оружие победы в этой схватке — смирение и терпение, влекущие свободу от страстей. «Неосторожное слово может далеко и надолго увести человека от Церкви» — так не думаю, всё это сродне маловерию. Многие, не имеющие терпения, принимающие своеволие, возмущение и смятение, сразу же отступают от послушания, слагают с себя обеты, не желая зажечь свечу подвижничества — отказываются от битвы (бросают оружие).
Игорь Ковалев 4 февраля 2024, 00:31
Алла 3 февраля/А где вы видите взаимосвязь между "жерновами на шею" и соблазнённый не спасётся? Почитайте толкования на эту цитату. Св. Отцы, вообще пишут , что соблазнит ,значит уничижит, обидит.(свт. Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский).Православный катихизис определяет Промысл Божий следующим образом: «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которыми Бог сохраняет бытие и силы твари, направляя их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям"
Катерина 3 февраля 2024, 15:43
Для Игоря и Павла. Из жития исповедника Никона Оптинского: 《Если видеть в монашестве одну форму, то жить не только тяжело, но ужасно. Держитесь духа. Смотрите, в семинариях духовных и академиях какое неверие,нигилизм, мертвечина, а все потому, что только одна зубрежка, без чувства и смысла. Революция в России произошла из семинарии. Семинаристу странно, непонятно пойти в церковь одному, стать в сторонке, поплакать, умилиться, — ему это дико. С гимназистом такая вещь возможна, но не с семинаристом. Буква убивает» — добавил отец Варсонофий.》
Катерина 3 февраля 2024, 15:25
Игорь Ковалев и Алла обсуждают идею Божественного Промысла, ответ на который есть в Святом Евангелии и отражается в двух ситуациях. Ученик Петр и ученик Иуда. Один пытается остановить Господа из лучших побуждений по любви к Учителю в деле исполнения Божественного замысла. Другой же наоборот, но из побуждений самых худших, материальных. Одному Господь говорит "отойди от меня, сатана", а другой вообще...
Алла 3 февраля 2024, 01:27
Игорь Ковалев, ну так если человек не может помешать другому спастись, почему же Господь говорил о жерновах для соблазнителей?
Игорь Ковалев 2 февраля 2024, 19:30
Павел./"Думаю, что самость скорее уж в том, чтобы цитировать мёртвую букву. Точнее, в том, чтобы омертвлять церковное учение, заботясь о букве и забывая о духе."//Эта ваша мысль явно от бесов. С чего это у вас слова св. Отцов стали "мёртвой буквой". На оборот, слова св. Отцов, написанные по внушению Святого Духа , передают нам Благодать и оживляют наш дух. И это каждый может почувствовать, читая творения св. Отцов. Поэтому ,ещё раз, повторяю совет св. Отцов, не доверять своему уму и своим мыслям.Желаю и вам следовать этому совету.
Игорь Ковалев 2 февраля 2024, 19:22
Павел 2 февраля//"Читаю комментарии и диву даюсь.Неужели...мы должны непременно кого-нибудь цитировать,чтобы сказать истину?"//Конечно должны!Потому,что ум наш омрачён страстями и все мы находимся в прелести.Свт.Игнатий Брянчанинов:"Величайшая прелесть,считать себя свободным от прелести".В Писании сказано:"Всяк человек ложь"."Как же из того,кто ложь вы хотите услышать истину". Логично, как раз не доверять своему уму и мнению до очищения его от страстей и стяжания Святого Духа.У нас в Церкви действует принцип истинности общего мнения св.Отцов(консенсус патрум),т.к. даже один св.Отец может ошибаться.Поздние св.Отцы цитируют предшествующих.Поэтому наша "Церковь есть столп и утверждение истины"
Павел 2 февраля 2024, 02:16
Читаю комментарии и диву даюсь. Неужели ввиду церковного учения о том, что такое самость, мы должны непременно кого-нибудь цитировать, чтобы сказать истину? Не важно, кого именно цитировать, высказавшиеся здесь приводят слова и Св. Отцов, и современных авторов. Думаю, что самость скорее уж в том, чтобы цитировать мёртвую букву. Точнее, в том, чтобы омертвлять церковное учение, заботясь о букве и забывая о духе. Не всякая защита Церкви во всеоружии, если так можно сказать, и с цитатами есть защита Церкви. В конце концов, воображаемому старцу, заглянувшему на эту страницу, скорее всего будет достаточно сказать два-три предложения, чтобы снять все вопросы.
Алла 1 февраля 2024, 19:52
Игорь, вся ваша логика ведет именно к предопределению. Лишь единицы удостаиваются гласа с небес, как Павел. Но спасения-то Бог хочет каждому. Тем не менее спасаются далеко не все. Почему? Много есть причин, и пагубное влияние других людей в том числе. Вы так и не ответили, почему горе тем, через кого соблазны приходят? Ведь по вашей логике это спасению не помешает. Жернов-то тогда откуда?
Игорь Ковалев 1 февраля 2024, 18:46
Алла 1 февраля //"...а кому-то чинит препятствия.Знать и вмешиваться - отнюдь не одно и то же."//И ещё,препятствия ни кому не чинит,т.к. призывает всех к спасению и желает всем спастись.Но,вмешивается, помогая спастись,либо наставляя на путь спасения,кого кнутом(болезни,скорби),кого пряником(действие Благодати, Ангелов,Святых),кого простым вразумлением и т.д., т.к. Бог знает,что кому нужно для спасения.Хотя и оставляет за человеком выбор,откликнуться на Его вмешательство или нет,что подтверждается МНОЖЕСТВОМ случаев и в Писании,и в Житиях Святых,и в жизни.Утверждать, что Бог не вмешивается-это ересь(деизм)."Деизм – теории об отстранённости Бога (полной или частичной)от сотворённого Им мира."
Игорь Ковалев 1 февраля 2024, 14:11
Алла, Галина И.//Я разве говорил про предопределение?Про предведение и промысел Божий. Можно сказать, что кого-то и "за шкирку" разворачивает на путь спасения.Опять же пример обращения ап. Павла и Марии Египетской.Любое слово и действие попускается Богом, если оно против Воли Божией,а у Него может и человек онеметь и ослица заговорить,как мы видим из Писания.Утверждение, что из-за чьих то слов в храме, человек может не спастись ,просто глупость и отрицание промысла Божия.
Игорь Ковалев 1 февраля 2024, 13:41
Галина И.31 января //Я тоже считаю, что митр. Антоний(Сурожский) имел харизму,к тому же был хорошим психологом и оратором. Но вот с духовной жизнью(молитвой) и Православным вероучением у него были большие проблемы.Просто посмотрите в интернете критику митр.Антония.Почитайте его высказывания про восточные религии,аборты и т.д.Сравните его "Школу молитвы" с учением о молитве св. Отцов.Причём , его критикуют и профессор богословия А. И. Осипов,и архимандрит Рафаил (Карелин), которых моськами не назовёшь. Потом и св. Отцы призывают испытывать учителей, сверяя их учение с Писанием и словами св. Отцов. Учение митр. Антония (Сурожского) эту проверку НЕ ПРОШЛО!
Галина 1 февраля 2024, 12:50
Галина И., благодарю и за "Моську" и за "ржавую колокольню",добрый последователь Антония. У нас нет догмата о непогрешимости, и уж тем паче о непогрешимости не прославленных, это раз. Второе, я читала интервью уважаемого владыки Антония, и там есть совершенно странные мысли об отношении к абортам детей с недостатками, после которых, считать все слова митрополита истиной просто невозможно. Я не знаю сердца этого человека, и не считаю, что он мало сделал и тд итп. Я не его сужу, а относится с разумом к словам, сказанным другими людьми, мы просто обязаны, Господь нам не запрещал думать!
Алла 1 февраля 2024, 10:13
Игорь, мы не кальвинисты, а православные, и не верим в предопределение в спасении. Да, Бог знает заранее, кто спасется, но это не значит, что Он специально кого-то за шкирку тащит в рай, а кому-то чинит препятствия. Знать и вмешиваться - отнюдь не одно и то же. А вот люди как раз могут друг другу чинить препятствия. В ком-то зажглась искра, желание в храм прийти, но другой своим поведением её загасил. Может она и снова зажжется, много позже, но ведь и жизнь сложится иначе тогда. А может и не зажжется вовсе...
Галина И. 1 февраля 2024, 07:29
По православному учению, человек изначально свободен и призван к обожению. О предопределении и Промысле Божием см. Катехизис свт. Филарета Московского 123-128. Св. отцы говорят, что образ Божий- в свободной воле человека и его способности выбора. Бог не принуждает нас к слепому повиновению, но ждет от нас ответной любви. "Ибо Он [Бог] заранее знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходило зло, но не принуждает насильно к добру" (прп. Иоанн Дамаскин). Бог не освобождает нас от ответственности за свои грехи. В храм мы идем к Богу, а не в гости, но там есть два гордящихся лагеря-высокомерные "наставницы" и супер нежные захожане.
Игорь Ковалев31 января 2024, 18:58
Алла/Речь идёт не про падение, а про спасение.О том,что человек,которому сделали замечание в храме больше не придёт,а вне Церкви спасения нет.И никто не утверждал,что Бог насильно спасает,но по предведению Он знает,кто спасётся.И ни люди,ни бесы этого изменить не могут,потому что и искушения сверх сил Бог не попускает и помогает спастись всеми возможными способами,в том числе и сверхъестественными."Ибо кого Он предузнал,тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего"(Рим8:29) "Потому он и говорит,что спасение званных совершено не одним призванием,но и предуведением,призвание же не было вынужденное и насильственное.Итак,все были призваны,но не все послушались."(Св.Иоанн Златоуст)
Павел К.31 января 2024, 12:35
Спасибо отцу Роману за статью ! Человек -существо забывчивое . При опасных работах обязателен предварительный инструктаж .В армии перед заступлением в караул всегда напоминают важные моменты несения службы . Подобная памятка-устав внутрихрамового поведения была бы полезна для всех ,а для тех ,кто благословляется присматривать за подсвечниками и порядком,для певцов и алтарников -просто обязательна .Цена вопроса велика.
Елена О.31 января 2024, 12:23
Катерина28 января 2024, 00:26 "Чтоб людей от икон с мощами оттаскивать это для меня что-то новенькое. Буду знать. Прямо бесовщина какая-то." Это новенькое, уже забытое старенькое. Раньше боролись с женской губной помадой, которая отпечатки на иконах оставляла. Ну, а теперь ещё и "ковид" отпечатки оставляет.
Галина И.31 января 2024, 12:14
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, вспоминая о своей первой встрече со Владыкой Антонием, сказал: «Уже тогда и умом, и сердцем почувствовал, что это совершено особый человек, богоодаренный, обладавший совершенно особой харизмой. ...Мы всегда очень откровенно говорили даже о самых деликатных вещах, связанных с положением Церкви в Советском Союзе. По многим вопросам мы были очень единомысленны". По его словам, наш долг - хранить память о митрополите Антонии «бережно, с великим благочестием, с любовью». Но, как и всегда, находятся превозносящиеся малые сии, дерзостно считающие себя достойными судить обо всех со своей ржавой колокольни. "Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона!"
Алла31 января 2024, 04:27
Игорь Ковалев, у человека есть свобода воли. Никого Господь насильно не спасает. И человек очень даже может стать причиной падения другого, негативно повлияв на его волю. Если бы это было не так, то зачем Христос сказал: "невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят"?
Игорь Ковалев30 января 2024, 18:19
Поддерживаю слова Галины.Во- первых,митр.Антоний(Сурожский) далеко не авторитет и стоит прочитать его книгу "Школа молитвы",которая противоречит учению св.Отцов,чтобы понять, владыка неправильно молился, т.е.находился в неправильном духовном состоянии,что показывают и его слова:"Я приказываю...").Во-вторых, Господь приводит человека в Церковь и спасает,даже сверхъестественными способами(ап.Павел,Мария Египетская,прп.Досифей и т.д.) и ничьи слова в храме этому не помешают.Утверждать обратное - это неверие в промысел Божий и во всемогущество Божие.И, наконец,пускать в храм в шортах- это перебор,так недалеко до того,что и в купальниках будут заходить свечку поставить,например с пляжа в Сочи.
Галина И.30 января 2024, 17:25
Эта "проповедь" митрополита Сурожского Антония (Блума) была произнесена в основанной им епархии РПЦ в Великобритании, в Успенском кафедральном соборе Лондона, состав которой был пестрый: русские олигархи и элита, много иммигрантов из бывших сов. республик, а также англичан, православных греков, поляков, сербов, болгар и др. У всех их были свои особенности церковных традиций, Таинств и подходов к внешнему виду женщин на богослужении. Тем более, культура и поведение людей в Англии значительно отличаются от российских, поэтому митрополиту Антонию приходилось избирать наиболее приемлемые методы создания и жизни церковной общины. Так что здесь надо все учитывать, а не просто так.
А.30 января 2024, 01:45
Раньше в юбочках ходили. Сейчас многие в брюках заходят. Всё это похоже на упадок веры. Словами митр.Антония хотят узаконить хождение в брюках и без платка в храм. Печально всё это. Бог всем Судья.
Павел29 января 2024, 21:19
Если не срываться на грубость, то ничего особенного в замечаниях нет. Примеры с недопущением мирянами других до мощей и икон - примеры неадекватного поведения, их нельзя ставить на одну доску с замечаниями, сделанными спокойно и взвешенно. Сам имел только одну оказию сделать замечание - когда женщина поставила мне в упрёк потушенную на шестопсалмии свечу. Вроде Божьей милостью объяснился.
Галина29 января 2024, 11:46
Последнее время всё чаще вижу как приводят в пример слова людей, еще не прославленных в лике Святых в Церкви, это странно.... А по отношению к человеку, которого возможно враг смутил или возможно действительно слишком ревностного, это не жестоко? Как другой человек не вернется в храм из-за человека?! Ведь люди оказываются в храме благодаря Самому Богу, и если человек действительно идет к Господу никто и ничто не смутит его! Как правило искушения попускаются тому, кому они необходимы, и искушаются обе стороны, тот , кто делает замечания, тоже в этот момент в уязвимом положении перед врагом рода человеческого.
Катерина28 января 2024, 00:26
Чтоб людей от икон с мощами оттаскивать это для меня что-то новенькое. Буду знать. Прямо бесовщина какая-то. Видимо, новый усиленный приемчик врага рода человеческого, поскольку все эти старомодные штучки (замечания про юбки и платки), пожалуй, уже и не работают. Кстати, и нас, мирян, ведь надо воспитывать, не пуская на самотек духовность, и за такие вот уже из ряда вон выходящие вещи можно было бы и епитимью накладывать по примеру владыки Антония. Пару месяцев помолятся на сквозняке у входа, не прикладываясь к иконам и мощам, глядишь, ненужное рвение приобретет симпатичные и полезные формы.
Алина26 января 2024, 14:34
Как только у меня возникает желание сделать замечание, вспоминаю, что их можно делать только С ЛЮБОВЬЮ. А с любовью я не умею, поэтому ничего и не говорю)))
Александр26 января 2024, 14:04
Тоже боялся когда впервые пошел на службу, думал еще выгонят если что нибудь не так сделаю. Стоял тогда вообще на женской стороне, делал все невпопад, даже садился на лавку когда с непривычки ноги устали. И никто мне и слова не сказал, что я что то делаю не так. Пришел - и Слава Богу, наверно так думали мудрые прихожане, а может и ничего не думали, и каждый за собой следил, не знаю. Теперь сам стараюсь не обращать внимание на новеньких, ведь когда то таким же был
Татьяна26 января 2024, 11:23
Спасибо, отец Роман! Очень нужные и актуальные слова. Моя бабушка боялась ходить в храм. И одной из причин были такие "ревнители". Но бабушка всегда говорила, что Бог есть, когда приходя из школы, я ей доказывала обратное. Нас учили, что верующие люди просто глупые и смешные. А бабушка всё равно крепко стояла на своей вере. Господи спаси и сохрани мою бабушку! Господи помоги нам любить людей и не делать им злых замечаний!
Антоний 26 января 2024, 07:50
На замечания в Храме следует реагировать адекватно. Убедившись в наличии в своих действиях канонического нарушения, немедленно его прекратить. А при отсутствии такового следует "вернуться к своему занятию, от которого вас оторвали".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×