Советское государство катком прошлось по устроению христианской жизни в России. И, несмотря на 30 лет свободы вероисповедания, многие институты до сих пор не восстановлены. В их числе один из важнейших – христианская община, которая немыслима без деятельных мирян. Мы попросили российских и зарубежных священников рассказать о том, в какой мере мирянам следует участвовать в приходской жизни.
Община нуждается в твоем участии
Иерей Николай Тихончук, клирик храма в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость и Святой Женевьевы Парижской в Корсунской епархии Русской Православной Церкви, медбрат Парижского госпиталя:
Иерей Николай Тихончук – По мере возможностей. Потому что большинство прихожан имеет и другие обязанности по жизни: семья, работа. Это нужно учитывать и постараться относиться с пониманием. Когда есть приходской совет и живая община, то все работает, как в часовом механизме. Каждый на своем месте, получается органичная работа. Мы у себя собираемся на приходе 3 раза в год. Мы все обсуждаем – священники с членами приходского совета, который постоянно обновляется, чтобы все могли участвовать в жизни общины по мере возможностей.
Мы стараемся всегда говорить, что другие формы служения в Церкви существуют – даже уборка, и это важно, как выпечка просфор или клиросное послушание. Люди, которые вливаются общину, сразу входят в курс дела: быть христианином – это и дополнительная обязанность, а не просто прийти в выходной день и причаститься. Община нуждается в твоем участии. Важно, когда человек чувствует, что в нем нуждаются. И мы стараемся понять, что интересно людям, которые к нам приходят, чем бы они хотели заниматься. Петь на клиросе, заниматься катехизаторской деятельностью? Пожалуйста. Интересно, как сам прихожанин видит свое место на приходе и чем хочет заниматься. Важно, чтоб человек чувствовал себя нужным на приходе. Это его мотивирует к деятельности, и он приносит что-то новое в жизнь общины.
«Варяги»
Протоиерей Александр Дьяченко, настоятель прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери села Иваново Александровской епархии, епархиальный миссионер:
Протоиерей Александр Дьяченко – Миряне должны чувствовать свою причастность ко всему происходящему в храме. Это их храм, и заботы по его содержанию, украшению и другим вопросам они должны разделять со своими настоятелями. Но пастырское окормление лежит на священстве. Если на приходе существует доверие и взаимопонимание между настоятелем и остальными членами общины, то к участию в делах общины и даже к ее руководству можно и нужно побуждать мирян.
Но, бывает, – чаще всего это «болезнь» малых, сельских общин, где священник старается создать деятельный приход и радуется любым новым прихожанам, в том числе и приезжим… Вот к таким «варягам», прежде чем их допускать к активному участию в делах прихода, – а они порой очень активничают, – нужно серьезно присматриваться. Потому как нередко бывает, что «варяги» – это те, кто не может ужиться ни в каком коллективе и дрейфует с прихода на приход. Из-за таких людей чаще всего и возникают в общинах нестроения и склоки. Все зависит от опытности настоятеля.
Посильная жертва, посильный труд
Протоиерей Георгий Завершинский, благочинный приходов Сурожской епархии Шотландии и Северной Ирландии, доктор философии, кандидат технических наук, магистр богословия, член Союза писателей России, писатель:
Протоиерей Георгий Завершинский – В полной мере. В той мере, в которой человек посвящает себя Богу, жизни по заповедям и участию в церковных таинствах, то есть жизни прихода, которая и состоит вокруг таинства литургии. Чтобы было все необходимое для ее совершения и чтобы помочь тем, кто готовится к вхождению в церковное общение или обращается с вопросами. Важно, что жизнь прихода есть литургическая жизнь, которая не ограничивается только молитвой и пребыванием в стенах церкви, но продолжается в церковно-приходском доме, в семьях и на работе, которой занимается прихожанин. Это и есть участие в жизни прихода, при непосредственном участии тех, кто себя считает членом общины: посильная жертва, посильный труд для благоукрашения храма, привлечение тех, кто интересуется и желает узнать больше, чтобы стать православным христианином.
Духовная семья
Протоиерей Гавриил Макаров, настоятель Свято-Николаевского собора РПЦЗ в Брисбене (Австралия):
– Приход – ведь это большая духовная семья. Плохо делают прихожане, которые привыкают идти в церковь на «всё готовое» и не желают вникать в цели, трудности и обязанности прихода и прихожан. Каждому прихожанину полезно для своей души быть не просто свидетелем жизни на своём приходе, но и участником!
Важна самоорганизация прихожан
Иерей Алексий Гугливатый, настоятель единоверческих общин города Куровское, сел Авсюнино и Мисцево:
Иерей Алексий Гугливатый – Вопрос не в бровь, а в глаз. Нужно определиться, какая именно это мера. Есть поговорка: «Quod licet Iovi, non licet bovi» («что дозволено Юпитеру, не дозволено быку» – лат.). Одно дело, когда приход городской. Другое – когда сельский.
Первый вариант: городской приход, где служат каждый день три священнослужителя. Есть воскресная школа, постоянные прихожане, певчие с левого клироса («народный хор»). Спектр трудов очень широк. В городе есть разного рода учреждения, которые требуют благотворительной помощи. На приходе может возникнуть инициативная группа, желающая помогать одиноким пенсионерам, заключенным, детям из приютов – это мера приходской деятельности, в которую могут и должны быть вовлечены прихожане. Организация трапезы – почему нет? Но по инициативе прихожан. Важна самоорганизация прихожан, пусть и действующих по благословению настоятеля, но принимающих решения сами. Это условие важно для всех типов приходов.
На приходе может возникнуть инициативная группа, желающая помогать одиноким пенсионерам, заключенным, детям из приютов
Второй вариант: маленький город. Служит один священник, не каждый день, у него прихожане в основном преклонного возраста, но есть небольшое количество молодежи. Скорее всего, на таком приходе будет петь народный хор, который не получает зарплаты (в лучшем случае – регент). Прихожане могут дежурить в храме, мы так у себя сделали. На свечном ящике в течение недели дежурят прихожане из числа активных. Они же и убираются, когда дежурят, берут пожертвование за свечи и требы, ухаживают за прихрамовым садом, получают задание по чтению текстов на церковнославянском языке, чтобы в будущем войти в состав народного хора.
Третий вариант: сельский приход. Батюшка служит, когда может. У кого-то есть свой огород, подсобное хозяйство. Люди в основном пожилые. Но мы знаем, что частенько ходят в такие храмы не жители самой деревни, а едут верующие из других населенных пунктов. Как они могут быть вовлечены? Думаю, что посредством воскресного дня. В этот день они могли бы исполнить послушание за богослужением: кто-то пономарит, кто-то поет на клиросе, кто-то звонит в колокола. Можно разбить сад-огород при храме. Нужно, чтобы всем занимался не священник, а прихожане.
Общины без людей не бывает
Иерей Валерий Духанин, клирик храма Преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидат богословия:
Иерей Валерий Духанин – Приходская жизнь немыслима без участия мирян. Это ведь церковная община, а общины без людей не бывает. Если пастырь не научился правильно выстраивать отношения с прихожанами, жизнь на приходе быстро оскудеет. Люди будут приходить на службу как сторонние посетители. А если ты действительно отец, то тебя и поддержат, и помогут, и храм вместе с тобой восстановят, праздники организуют, воскресную школу наполнят преподавателями, и юридическую помощь окажут, и вместе с тобой поедут в паломнические путешествия, и много еще чего.
В наши дни на общецерковном уровне принято, чтобы каждый приход организовывал различные виды служения. В частности, катехизаторское, молодежное, социальное – это на постоянной основе. Где-то еще и миссионерское служение. Где-то – волонтерская служба. Кроме того, надо вести сайт храма, наполнять его материалами. Страницы в социальных сетях и т.д. А кто всем этим будет заниматься? Только прихожане и будут. В этом смысле хорошо, когда настоятель является духовником мирян, занимающихся разными приходскими служениями. Чтобы все было подчинено главному – спасению души, а не чьим-то личным амбициям.
Чтобы все было подчинено главному – спасению души, а не чьим-то личным амбициям
То есть в наши дни деятельность мирян на приходе однозначно должна быть активной. Но вот чего точно не должен касаться мирянин – это управление приходом, навязчивые советы настоятелю, кого принимать, а кого увольнять, с кем общаться, а кого избегать, то есть попытки как бы заместить настоятеля своим «активным» участием. Подобная активность исключена.
Таким образом, миряне пусть участвуют в приходской жизни ровно настолько, насколько это созидает жизнь храма и насколько способствует их личному пути к Богу. Если же твое участие начинает ломать жизнь прихода и разорять твою собственную духовную жизнь, то лучше тебе смиренно молиться на богослужении, не вмешиваясь в сокровенную жизнь твоего храма.