В какой мере прихожанам следует участвовать в жизни общины?

Ответы священников

Советское государство катком прошлось по устроению христианской жизни в России. И, несмотря на 30 лет свободы вероисповедания, многие институты до сих пор не восстановлены. В их числе один из важнейших – христианская община, которая немыслима без деятельных мирян. Мы попросили российских и зарубежных священников рассказать о том, в какой мере мирянам следует участвовать в приходской жизни.

Община нуждается в твоем участии

Иерей Николай Тихончук, клирик храма в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость и Святой Женевьевы Парижской в Корсунской епархии Русской Православной Церкви, медбрат Парижского госпиталя:

Иерей Николай Тихончук Иерей Николай Тихончук – По мере возможностей. Потому что большинство прихожан имеет и другие обязанности по жизни: семья, работа. Это нужно учитывать и постараться относиться с пониманием. Когда есть приходской совет и живая община, то все работает, как в часовом механизме. Каждый на своем месте, получается органичная работа. Мы у себя собираемся на приходе 3 раза в год. Мы все обсуждаем – священники с членами приходского совета, который постоянно обновляется, чтобы все могли участвовать в жизни общины по мере возможностей.

Мы стараемся всегда говорить, что другие формы служения в Церкви существуют – даже уборка, и это важно, как выпечка просфор или клиросное послушание. Люди, которые вливаются общину, сразу входят в курс дела: быть христианином – это и дополнительная обязанность, а не просто прийти в выходной день и причаститься. Община нуждается в твоем участии. Важно, когда человек чувствует, что в нем нуждаются. И мы стараемся понять, что интересно людям, которые к нам приходят, чем бы они хотели заниматься. Петь на клиросе, заниматься катехизаторской деятельностью? Пожалуйста. Интересно, как сам прихожанин видит свое место на приходе и чем хочет заниматься. Важно, чтоб человек чувствовал себя нужным на приходе. Это его мотивирует к деятельности, и он приносит что-то новое в жизнь общины.

«Варяги»

Протоиерей Александр Дьяченко, настоятель прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери села Иваново Александровской епархии, епархиальный миссионер:

Протоиерей Александр Дьяченко Протоиерей Александр Дьяченко – Миряне должны чувствовать свою причастность ко всему происходящему в храме. Это их храм, и заботы по его содержанию, украшению и другим вопросам они должны разделять со своими настоятелями. Но пастырское окормление лежит на священстве. Если на приходе существует доверие и взаимопонимание между настоятелем и остальными членами общины, то к участию в делах общины и даже к ее руководству можно и нужно побуждать мирян.

Но, бывает, – чаще всего это «болезнь» малых, сельских общин, где священник старается создать деятельный приход и радуется любым новым прихожанам, в том числе и приезжим… Вот к таким «варягам», прежде чем их допускать к активному участию в делах прихода, – а они порой очень активничают, – нужно серьезно присматриваться. Потому как нередко бывает, что «варяги» – это те, кто не может ужиться ни в каком коллективе и дрейфует с прихода на приход. Из-за таких людей чаще всего и возникают в общинах нестроения и склоки. Все зависит от опытности настоятеля.

Посильная жертва, посильный труд

Протоиерей Георгий Завершинский, благочинный приходов Сурожской епархии Шотландии и Северной Ирландии, доктор философии, кандидат технических наук, магистр богословия, член Союза писателей России, писатель:

Протоиерей Георгий Завершинский Протоиерей Георгий Завершинский – В полной мере. В той мере, в которой человек посвящает себя Богу, жизни по заповедям и участию в церковных таинствах, то есть жизни прихода, которая и состоит вокруг таинства литургии. Чтобы было все необходимое для ее совершения и чтобы помочь тем, кто готовится к вхождению в церковное общение или обращается с вопросами. Важно, что жизнь прихода есть литургическая жизнь, которая не ограничивается только молитвой и пребыванием в стенах церкви, но продолжается в церковно-приходском доме, в семьях и на работе, которой занимается прихожанин. Это и есть участие в жизни прихода, при непосредственном участии тех, кто себя считает членом общины: посильная жертва, посильный труд для благоукрашения храма, привлечение тех, кто интересуется и желает узнать больше, чтобы стать православным христианином.

Духовная семья

Протоиерей Гавриил Макаров, настоятель Свято-Николаевского собора РПЦЗ в Брисбене (Австралия):

Протоиерей Гавриил Макаров Протоиерей Гавриил Макаров

– Приход – ведь это большая духовная семья. Плохо делают прихожане, которые привыкают идти в церковь на «всё готовое» и не желают вникать в цели, трудности и обязанности прихода и прихожан. Каждому прихожанину полезно для своей души быть не просто свидетелем жизни на своём приходе, но и участником!

Важна самоорганизация прихожан

Иерей Алексий Гугливатый, настоятель единоверческих общин города Куровское, сел Авсюнино и Мисцево:

Иерей Алексий Гугливатый Иерей Алексий Гугливатый – Вопрос не в бровь, а в глаз. Нужно определиться, какая именно это мера. Есть поговорка: «Quod licet Iovi, non licet bovi» («что дозволено Юпитеру, не дозволено быку» – лат.). Одно дело, когда приход городской. Другое – когда сельский.

Первый вариант: городской приход, где служат каждый день три священнослужителя. Есть воскресная школа, постоянные прихожане, певчие с левого клироса («народный хор»). Спектр трудов очень широк. В городе есть разного рода учреждения, которые требуют благотворительной помощи. На приходе может возникнуть инициативная группа, желающая помогать одиноким пенсионерам, заключенным, детям из приютов – это мера приходской деятельности, в которую могут и должны быть вовлечены прихожане. Организация трапезы – почему нет? Но по инициативе прихожан. Важна самоорганизация прихожан, пусть и действующих по благословению настоятеля, но принимающих решения сами. Это условие важно для всех типов приходов.

На приходе может возникнуть инициативная группа, желающая помогать одиноким пенсионерам, заключенным, детям из приютов

Второй вариант: маленький город. Служит один священник, не каждый день, у него прихожане в основном преклонного возраста, но есть небольшое количество молодежи. Скорее всего, на таком приходе будет петь народный хор, который не получает зарплаты (в лучшем случае – регент). Прихожане могут дежурить в храме, мы так у себя сделали. На свечном ящике в течение недели дежурят прихожане из числа активных. Они же и убираются, когда дежурят, берут пожертвование за свечи и требы, ухаживают за прихрамовым садом, получают задание по чтению текстов на церковнославянском языке, чтобы в будущем войти в состав народного хора.

Третий вариант: сельский приход. Батюшка служит, когда может. У кого-то есть свой огород, подсобное хозяйство. Люди в основном пожилые. Но мы знаем, что частенько ходят в такие храмы не жители самой деревни, а едут верующие из других населенных пунктов. Как они могут быть вовлечены? Думаю, что посредством воскресного дня. В этот день они могли бы исполнить послушание за богослужением: кто-то пономарит, кто-то поет на клиросе, кто-то звонит в колокола. Можно разбить сад-огород при храме. Нужно, чтобы всем занимался не священник, а прихожане.

Общины без людей не бывает

Иерей Валерий Духанин, клирик храма Преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидат богословия:

Иерей Валерий Духанин Иерей Валерий Духанин – Приходская жизнь немыслима без участия мирян. Это ведь церковная община, а общины без людей не бывает. Если пастырь не научился правильно выстраивать отношения с прихожанами, жизнь на приходе быстро оскудеет. Люди будут приходить на службу как сторонние посетители. А если ты действительно отец, то тебя и поддержат, и помогут, и храм вместе с тобой восстановят, праздники организуют, воскресную школу наполнят преподавателями, и юридическую помощь окажут, и вместе с тобой поедут в паломнические путешествия, и много еще чего.

В наши дни на общецерковном уровне принято, чтобы каждый приход организовывал различные виды служения. В частности, катехизаторское, молодежное, социальное – это на постоянной основе. Где-то еще и миссионерское служение. Где-то – волонтерская служба. Кроме того, надо вести сайт храма, наполнять его материалами. Страницы в социальных сетях и т.д. А кто всем этим будет заниматься? Только прихожане и будут. В этом смысле хорошо, когда настоятель является духовником мирян, занимающихся разными приходскими служениями. Чтобы все было подчинено главному – спасению души, а не чьим-то личным амбициям.

Чтобы все было подчинено главному – спасению души, а не чьим-то личным амбициям

То есть в наши дни деятельность мирян на приходе однозначно должна быть активной. Но вот чего точно не должен касаться мирянин – это управление приходом, навязчивые советы настоятелю, кого принимать, а кого увольнять, с кем общаться, а кого избегать, то есть попытки как бы заместить настоятеля своим «активным» участием. Подобная активность исключена.

Таким образом, миряне пусть участвуют в приходской жизни ровно настолько, насколько это созидает жизнь храма и насколько способствует их личному пути к Богу. Если же твое участие начинает ломать жизнь прихода и разорять твою собственную духовную жизнь, то лучше тебе смиренно молиться на богослужении, не вмешиваясь в сокровенную жизнь твоего храма.

Подготовил Владимир Басенков

13 декабря 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Протоиерей Александр Трушин: «У верующих военных особое понимание Бога» Протоиерей Александр Трушин: «У верующих военных особое понимание Бога» Протоиерей Александр Трушин: «У верующих военных особое понимание Бога» Протоиерей Александр Трушин: «У верующих военных особое понимание Бога»
Беседа с устроителем уникального приходского военного музея
Здесь можно подержать копию княжеского щита, можно померить шлем, кольчугу, у нас есть реплика исторического меча, его тоже можно вынуть из ножен, ощутить вес.
Полтора месяца самоизоляции: наблюдения приходского священника Полтора месяца самоизоляции: наблюдения приходского священника
Протоиерей Андрей Ромашко
Полтора месяца самоизоляции: наблюдения приходского священника Полтора месяца самоизоляции: наблюдения приходского священника
Протоиерей Андрей Ромашко
Выросло поколение верующих, не имеющих опыта духовной жизни без Литургии: они самостоятельно молиться и жить в одном богослужебном ритме с Церковью не могут. И еще один вывод: прихожане оторваны от экономики храмовой общины.
Как община становится семьей? Как община становится семьей?
Отвечают пастыри и заслуженные миряне
Как община становится семьей? «Одно сердце и одна душа»
Как община становится семьей и что позволяет выстоять в наши сложные времена? – отвечают пастыри и заслуженные миряне
От пастыря зависит, от того, кто руководит общиной: станет ли она семьей. Без пастыря семьи быть не может.
Комментарии
Наталья М. 27 ноября 2022, 01:45
Спасибо,полезная публикация, очень полезные советы Батюшек.Когда я только несколько раз(редко) пришла в храм, в тот, где я и двое моих детей были крещены,то я и не догадывалась,что мои какие-то дела могут быть полезными.Когда одна, потом другая дочь пошли в Воскресную школу,мы стали чаще бывать в храме.К Рождеству Христову! готовили учителя и дети спектакль,класс украшали и учителя, и дети и родители.На уроках можно было присутствовать и родителям и любому прихожанину.Когда снегопады были,желающие сами находились чистить снег,сосульки опасные убирать с козырька.Весной на клумбе(небольшой)учитель и желающие дети сажали красивые растения,так же потом иногда поливали.Как то дружно было, хорошо
Светлана25 января 2022, 14:26
Приход-приходу рознь. У нас священник молодой, на приходе много молодёжи. Нет никакой зависти, все очень доброжелательны. Помощь нужна всегда. Каждый выбирает, что ему по душе больше:петь, украшать храм, дежурить, преподавать в воскресной школе и т. д Главное - желание. Чувствуешь себя, как в родной семье. Мне кажется, много зависит от самого священника.
Павел 2 января 2022, 16:35
Я думаю, что современные церковные уставы никак не способствуют вовлечению мирян в церковную жизнь, скорее наоборот. Священник отчитывается только перед епископом, и зависит только от епископа. Заинтересован ли священник в поддержке мирян? Да, но исключительно в финансовой поддержке. Могут ли миряне выражать своё мнение в церкви? Теоретически могут, но практически - никак не могут, если это мнение в чем-то расходится с мнением священника или епископа. Поэтому в сложных ситуациях мирянам остается только "голосовать ногами", что - увы! - многие и делают. Возможно, уже пора менять устав и обращаться лицом к мирянам тоже, а не только лишь к епископам.
Виктор29 декабря 2021, 13:38
Надо по Божией воле выстраивать, чтобы была польза для спасения души, а не вред! Кто-то нынче знает как это сделать?
Ирина19 декабря 2021, 21:34
По моим наблюдениям в приходах обшины как таковой нет. Поучаствовали в литургии, помолились и так до следующего воскресного дня. А настоятели приходов не занимаются нуждами мирян, у них своя жизнь
Елена16 декабря 2021, 15:18
Важная тема для обсуждения. В нашем городском храме стали постоянно менять настоятеля. Ни разу в проповедях я не слышала о том, что мы должны не только участвовать в литургической жизни, но и быть активными соучастниками общинной жизни храма- каждый своим посильным совместным трудом и а не только денежкой. Только крепкая община при храме укрепляет истинную веру, сильную общую молитву, украшает сам храм и территорию вокруг его во всей красоте. Правильно, "Если пастырь не научился правильно выстраивать отношения с прихожанами, жизнь на приходе быстро оскудеет. Люди будут приходить на службу как сторонние посетители". Похоже не обучают священников этому, а пастырь постоянно меняющийся-беда!
Александр15 декабря 2021, 06:17
Галина, скопировал из постановления, чтоб прихожане знали учение ЦЕРКВИ в этом вопросе. – "Человек должен сохранять свою волю и сам принимать решения… А принуждение человека для Бога, для святости Божией недопустимо. Принудительное добро не может быть добром… – А если духовник откровенно ломает человеческую волю, пытается не учить, а приказывать? – Тогда это не духовник. Что тут говорить, ведь все сказано в Евангелии. Схиархимандрит Илий (Ноздрин). "Господь даровал человеку духовную свободу, и Он, Он сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее.. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Галина14 декабря 2021, 15:18
Александр 14 декабря 2021, 06:49 Гладко было на бумаге, да забыли про овраги... с того времени все только усугубилось.
Александр14 декабря 2021, 06:49
28-29 декабря 1998 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. *** ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью «вязать и решить» (Мф. 18:18)... ПОСТАНОВИЛИ: 1. Имея в виду участившиеся жалобы мирян на канонически неоправданные действия отдельных пастырей, указать священникам, несущим духовническое служение на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям:... несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований...
Natalja13 декабря 2021, 21:13
Согласна с Галиной полностью: испытала на себе Христианскую ,,любовь,священника и клироса, уже прошло почти восемь лет, а до сих пор содрагаюсь от этой любви. Очень плохо когда на приходе есть симпатии, антипатии , зависть. Зависит все от священника, он обязан не допускать такого в приходе.Хочется убежать из такого прихода, да некуда.
Наталия13 декабря 2021, 15:52
Как-то много мнений и условий для общины. На самом деле нужна любовь священника к прихожанам, а когда её нет, тогда и времени нет на народ, и желания. Община- это и труд, и радость, и награда. И совсем здесь не при чем советская власть. В нынешнее время общинакак древний институт уходит из Церкви. Батюшки не готовы к этому подвигу.
Павел Завгородний13 декабря 2021, 15:42
Не поднят важный вопрос финансирования (т.е. - десятины) и, соответственно, совместного решения о денежных расходах тех, кто вкладывает деньги.
Галина13 декабря 2021, 12:21
Более 20 лет хожу в один и тот же храм. С горечью могу сказать, что никакой заинтересованности в вовлечении в приходскую жизнь мирян нет и не было. Допущен только узкий круг лиц. поначалу у меня были какие-то попытки, но за тщетностью оставила их. Из-за нескольких не очень симпатичных случаев в храме и на подворье о которых и вспоминать-то не хочется, стала ходить в храм значительно реже. Да еще плюс ковид. С горечью могу заметить, что к мирянам интерес часто сугубо меркантильный.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×