Православная Монголия: вчера, сегодня, завтра

Часть 2. От 1990-х гг. до нашего времени

Духовенство и прихожане Свято-Троицкого храма в г. Улан-Батор, Монголия. Фото: vk.com/pravoslavie_mn Духовенство и прихожане Свято-Троицкого храма в г. Улан-Батор, Монголия. Фото: vk.com/pravoslavie_mn

Часть 1. От первой проповеди до XX века

Возрождение приходской жизни в 1990-е гг.

Возрождая свою деятельность в Монголии в 1990-е гг., Русская Православная Церковь, по словам священника Николая Корниенко, «не ставила своей задачей обращение монгольского населения»[1]. Для начала действительно необходимо было зарегистрировать приход и возобновить после долголетнего перерыва приходскую жизнь. Дальнейшая цель Церкви состояла в окормлении российских жителей (вернее – всех русскоязычных) Монголии. К этой группе населения относятся как российские специалисты, прибывшие сюда в командировку, так и условно называемые местнорусские – потомки переселенцев из России конца XIX – начала XX века и обосновавшихся на новой родине на постоянной основе. Юридически в документах эта категория российских граждан, постоянно проживающих в Монголии, именуется «российские соотечественники», которые объединены в некоммерческую общественную организацию «Координационный совет организации российских соотечественников в Монголии» (КСОРС).

В 1990-е гг. был зарегистрирован приход, и после долголетнего перерыва приходская жизнь стала возобновляться

Именно активные представители местнорусской общины Улан-Батора в 1995 году обратились сначала к В.А. Дунаеву – председателю «Общества российских граждан, проживающих в Монголии» и А.В. Федулову – советнику Посольства РФ в Улан-Баторе. В результате предварительных переговоров соотечественниками было принято решение об обращении лично к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой восстановить деятельность православного прихода в стране. После чего в феврале 1996 года окормление воссозданной православной общины Улан-Батора через специальное письмо от руководителя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева; сегодня – Святейший Патриарх Московский и всея Руси) на имя епископа Читинского и Забайкальского Палладия было возложено на священника Олега Матвеева, настоятеля ближайшего к Улан-Батору действующего православного храма – во имя Успения Божией Матери в г. Кяхта Республики Бурятия[2].

Протоиерей Олег Матвеев Протоиерей Олег Матвеев В результате этого обращения для первоначальной организации жизни православной общины и проведения подготовительной работы по регистрации прихода 1 апреля 1996 года на территорию Монголии выехала делегация мирян и священнослужителей, в состав которой вошли благочинный Бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии протоиерей Игорь Арзуманов, настоятель Успенского храма г. Кяхта священник Олег Матвеев и историки О.В. Бычков (кандидат исторических наук, ученый секретарь Бурятского благочиния) и А.Д. Жалсараев (кандидат исторических наук, референт Бурятского благочиния). Именно отец Олег Матвеев будет окормлять монгольскую паству до официальной регистрации ставропигиального прихода (в штате ОВЦС МП) и назначения сюда на должность постоянного настоятеля отца Анатолия Фесечко (25 декабря 1997 г.), совершив в Улан-Батор за примерно 1,5 года 9 поездок[3].

Символично, что первая организационная встреча бурятского духовенства и ученых с православными Монголии состоялась 3 апреля 1996 года, т.е. за день до знаменитой даты, в которую совершалась первая Божественная литургия в консульском храме Урги.

Отмечая задачи воссоздаваемого прихода, протоиерей Игорь Арзуманов в рапорте на имя председателя ОВЦС МП митрополита Кирилла указывал, что необходимо «сохранение православной веры среди русской эмиграции» и «организация миссионерской деятельности самих российских граждан среди автохтонного населения»[4].

Первые молебны и крещения отец Олег Матвеев совершал на частных квартирах, в гостиницах, поскольку у зарождающегося православного прихода не было ни помещения, ни отведенного земельного участка. Эти насущные вопросы были решены исключительно благодаря тесному взаимодействию ОВЦС, Читинской и Забайкальской епархии, Посольства России в Монголии, Торгового представительства России в Монголии, монгольского руководства и неравнодушных верующих страны.

27 ноября 1996 года в результате стараний церковных иерархов, светских властей России и Монголии Министерство юстиции Монголии зарегистрировало православный приход, который был принят в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Через некоторое время 16 марта 1997 года в Улан-Баторе священниками Игорем Арзумановым и Олегом Матвеевым была отслужена первая, спустя многие годы, Божественная литургия, а 22 декабря 1997 года ОВЦС утверждает Устав Свято-Троицкого прихода г. Улан-Батор[5].

Решением Священного Синода РПЦ 25 декабря 1997 года настоятелем Свято-Троицкого прихода в г. Улан-Батор был назначен протоиерей Анатолий Фесечко, клирик Владимирской и Суздальской епархии. Назначение отца Анатолия на должность в Монголию неслучайно: он обучался в аспирантуре при ОВЦС, где готовили священников для служения за рубежом. По окончании аспирантуры отцу Анатолию было предложено выехать на служение в Улан-Батор[6].

За первые 8 месяцев было крещено 10 человек из числа местных русских и командированных из России сотрудников

В пользование Свято-Троицкого приходу ОАО «Внешинторг» передало двухэтажное жилое здание на 8 квартир площадью более 450 м2, располагавшееся на территории Торгового представительства России в Монголии. После соответствующей перестройки и ремонта здания был оборудован домовый храм, помещения для церковных нужд и квартира семьи настоятеля. На крыше над домовым храмом была выстроена колокольня.

В августе 1998 года отец Анатолий рапортовал в ОВЦС, что численность прихожан насчитывает 40 человек, а по воскресным дням в храме молятся 8–15 православных. На Пасху молилось около 100 человек. За первые восемь месяцев было крещено 10 человек из числа местных русских и командированных из России сотрудников. Постепенно к 2003 году общее количество прихожан Улан-Баторского храма составило 25–30 человек[7].

Кроме столицы Монголии православная община была сформирована в г. Эрдэнэт на севере страны, где проживала большая русскоязычная община, сформированная в т.ч. и из работников горно-обогатительного комбината «Эрдэнэт» и членов их семей. Здесь вплоть до конца 2010-х годов на регулярной основе совершались выездные богослужения и требы. По мере сокращения в городе православного населения поездки священника в Эрдэнэт прекратились. Оставшиеся жители города, исповедовавшие Православие, стали сами выезжать в Улан-Батор на большие праздники, такие как Пасха и Рождество Христово. Кроме того, планировалось создание прихода в г. Дархан, в котором также имеется российское Генконсульство, это так и не было осуществлено по естественным причинам малочисленности православных в данном населенном пункте.

Важно, что отец Анатолий, помимо свободного владения английским языком, за время пребывания в Монголии освоил монгольский язык. Тем не менее среди прочих миссионерских трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться в Монголии, отец Анатолий отмечал богослужение на церковнославянском языке, «который иногда и русским был непонятен, а монголам тем более»[8].

Протоиерей Алексий Трубач Протоиерей Алексий Трубач

Важной вехой в жизни прихода на начальном этапе стал архипастырский визит в Улан-Батор председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, состоявшийся с 7 по 10 июля 2001 года. Владыка освятил домовой храм и закладной камень отдельного нового православного храма, возведение которого на прилегающей к приходскому корпусу территории активно вместе с прихожанами и представителями российского бизнеса планировал отец Анатолий, осуществив большую подготовительную работу. Но основные труды по возведению храма были возложены Богом на следующего настоятеля прихода протоиерея Алексия Трубача.

По состоянию здоровья и в связи с необходимостью продолжения обучения детей в высших учебных заведениях Российской Федерации отец Анатолий рапортовал священноначалию об освобождении от должности настоятеля. Священный Синод 20 апреля 2005 года принял решение освободить протоиерея Анатолия Фесечко от послушания настоятеля Свято-Троицкого храма в г. Улан-Батор[9].

Со 2-й пол. 1990-х гг. в Монголии начинают совершаться регулярные богослужения

Итак, со 2-й половины 1990-х годов в Монголии начинают совершаться регулярные богослужения: сначала на квартирах, а после – на территории прихода в домовом храме. Вместе с этим возрождается жизнь православной многонациональной общины, решаются ее внутренние проблемы. Все это есть важная часть миссии, что согласуется с принятой Синодом РПЦ 6 октября 1995 года и действовавшей до 2007 года «Концепцией возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», во втором разделе которой, среди прочего, говорится, что «смысл миссии Православной Церкви заключается в том, что она нацелена не только на передачу интеллектуальных убеждений, нравственных идеалов, но на передачу опыта Богообщения, жизни общины, существующей в Боге»[10].

Свято-Троицкий храм, г. Улан-Батор Свято-Троицкий храм, г. Улан-Батор Из соответствующей главы обширной монографии священника Николая Корниенко, написанной в соавторстве с А.М. Плехановой, можно подчерпнуть немало сведений о накале страстей, сопровождавшем возрождение жизни православной общины в Улан-Баторе, о системных внутрицерковных проблемах, выражавшихся в противостоянии духовенства и отдельных мирян, стоявших у истоков возрождения православного прихода в Монголии. Эти проходные сюжеты поверхностно интересовали журналистов как некая сенсация, но знакомые с не менее «скандальными» обстоятельствами рождения Церкви Христовой, описанной в первых главах книги Деяний святых апостолов (обман Анании и Сапфиры, ропот еллинистов в отношении евреев из-за «раздаяния потребностей», грех Симона-волхва и др.), не будут удивляться этому.

Причины приходских конфликтов в Улан-Баторе в конце 1990-х – начале 2000-х годов имели, в большей степени, духовную составляющую, прикрытую и едва заметную за внешней материальностью. Многолетний отрыв православных жителей Монголии от участия в церковной жизни, продолжительное пребывание их в инославной среде – все это требовало проведения серьезной миссионерской работы по восстановлению приходской жизни в Монголии. Большая часть организационных и юридических вопросов этого процесса была решена клириками Читинской и Забайкальской епархии (священниками Игорем Арзумановым и Олегом Матвеевым) и первым настоятелем возрожденного прихода – отцом Анатолием Фесечко. Начинался новый этап.

Православие в Монголии на современном этапе

В апреле 2005 года на должность настоятеля Свято-Троицкого храма в г. Улан-Батор был назначен отец Алексий Трубач, бывший до этого настоятелем Сергиевского прихода в г. Йоханнесбург (ЮАР) и имевший опыт зарубежных командировок в Индию и Непал. Отец Алексий в совершенстве владел английским языком, а уже в Улан-Баторе в довольно короткие сроки освоил разговорный монгольский язык, читал и переводил (со словарем) с монгольского на русский.

Все служение отца Алексия в Монголии связано с активной миссионерской деятельностью. В первую очередь новый настоятель продолжил переустройство приходского здания, оборудовав на первом этаже помещения для воскресной школы, трапезной и учебные аудитории.

Свято-Троицкий храм по настоящий день продолжает оставаться единственным православным храмом во всей стране

Ключевым событием в жизни прихода стало возведение в Улан-Баторе в 2006–2009 годах Свято-Троицкого храма, который по настоящий день продолжает оставаться единственным православным храмом во всей стране. 21 июня 2009 года архиепископ Марк (Головков), секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, совершил чин Великого освящения храма и возглавил Божественную литургию в нем. В июле 2009 года земельный участок площадью 0,83 га, прилегающий к храму, был передан РПЦ в безвозмездное пользование сроком на 60 лет с правом последующего продления.

Возведение православного храма в Улан-Баторе – определенный рубеж в истории Русской Православной Церкви в Монголии. Вкупе с прилегающей благоустроенной парковой зоной он является одним из наиболее выразительных и ярких в архитектурном плане сооружений города. Это своеобразная проповедь Православия. Проповедь в камне и позолоте.

Наличие всего лишь одного православного священника на всю Монголию в определенной степени ограничивало масштаб миссионерской деятельности. Тем не менее настоятельство отца Алексия Трубача несомненно поспособствовало активизации приходской деятельности во всех ее возможных формах.

Одним из основных методов работы в начале служения в Улан-Баторе священника Алексия Трубача стал инкультурационный (инкультуративный) подход, т.е. «принцип церковной рецепции культуры» – «согласование средств и методов миссионерства со спецификой разных культур, традиций и обычаев»[11], «использование всех форм существующей культуры для выражения основных аспектов библейского миросозерцания»[12]. В условиях православной миссии данный подход раскрылся лишь частично.

Постепенно отец Алексий стал отходить от данного подхода, поскольку в Монголии для проповеди Православия не всегда требовалось обращаться к категориям местной культуры. Отдельные монголы обращались в Православие из-за того, что вера у них ассоциировалась именно с русской культурой, русским языком и российской цивилизацией в целом, к которой они испытывали определенные симпатии:

«Вдохновляющим центром русской культуры является православное древнее христианство, и монголы, принимая русское Православие, опять как показал опыт, постепенно катехизируются уже после крещения. И хотя это долгий, занимающий не один десяток лет процесс, но в итоге он даст не русифицированных монголов, а монголов, которые, сохранив свою собственную идентичность, примут вселенское православное христианство. Западные же миссионеры, напротив, перевоспитывают новообращенных монголов в южнокорейцев, американцев и т.д.»[13].

Практически вся деятельность РПЦ в Монголии среди местного населения может быть обозначена как «внешняя миссия», которая осуществляется среди народа, в традициях и обычаях которого нет христианских основ и сюжетов. На территории Монголии также проживает большое количество представителей народов, которые традиционно (по умолчанию) воспринимаются как православные. Речь идет как о местнорусских, так и о представителях других народов (белорусах, украинцах, сербах, грузинах и т.д.). Именно среди православных «по умолчанию» и проводятся «внутренние» формы миссии, но в условиях зарубежья на практике происходит творческое сочетание всех доступных методов ведения проповеди Евангелия.

Так, например, воспитательная форма миссия, помимо известной подготовки к таинству Крещения через участие в богослужениях, проведение огласительных бесед, катехизации и последующего научения-тайноводства, реализовывалась при отце Алексии благодаря активному социальному служению, «ибо в делах милосердия явно проявляется сила христианской любви»[14].

В 2007 году при содействии Фонда «Русский мир» на территории прихода был открыт детский Русский культурный центр, в котором стали работать классы русского языка, балета, изобразительного искусства, гончарного мастерства и компьютерный класс[15]. Детский культурный центр в полном объеме функционировал до начала 2010-х годов. В 2011 году в стенах приходского здания начала свою деятельность четырехлетняя художественная школа «Анима». Сегодня примерное количество обучающихся составляет 50 человек, преподавателей – 13 человек.

В 2007–2010 годах при храме действовал клуб «Троица» по хоккею с мячом. В команду входили монгольские и местнорусские юноши. За это время было обращено в Православие четыре игрока, двое из которых были благословлены на обучение в Московской духовной семинарии, но не завершили курс обучения и были отчислены.

В 2010 году на приходской территории был возведен спортивный зал площадью 512 кв. м. Для жителей не только района Баянзурх, в котором расположен приход, но и для всего 1,6-миллионного населения столицы это один из немногочисленных благоустроенных и доступных залов с современными тренажерами, спортивным оборудованием, налаженной системой вентиляции и душевыми. Помимо спортивных мероприятий, на первых порах в зале организовывались культурные мероприятия (концерты, показ фильмов, просветительские лекции[16]). В настоящее время здание поделено на две части, в одной из которых проходят тренировки по кроссфиту, во второй – самбо, дзюдо, бокс, монгольская национальная борьба.

Свято-Троицкий храм в Улан-Баторе, приходской корпус, спортзал и парковая зона вокруг храма стали местом, которое часто посещало множество официальных лиц, как российских, так и иностранных, приезжавших в Монголию с визитами разного уровня. Из архиереев Русской Православной Церкви приход посетили 18–19 сентября 2012 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев; председатель ОВЦС в 2009–2022 гг., ныне – митрополит Будапештский и Венгерский) и 23–24 февраля 2019 года – архиепископ Венский и Будапештский Антоний (Севрюк; руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, сегодня – митрополит Волоколамский, председатель ОВЦС с 2022 г.).

С начала 1990-х гг. ни одна из Поместных Православных Церквей, кроме Русской, ни отправила своих миссионеров в Монголию

В феврале 2016 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви вносит изменения в Устав РПЦ, согласно которым Монголия включается в состав канонической территории Русской Православной Церкви. Это свидетельствует об особом отношении к данной территории со стороны РПЦ. Данное дополнение доказывалось и историческим нахождением Внешней Монголии в сфере влияния Российской империи, и современностью: с начала 1990-х годов ни одна из Поместных Православных Церквей, кроме Русской, ни отправила своих миссионеров в Монголию.

За 14 лет настоятельства отца Алексия Трубача (2005–2019 гг.) в Монголии (преимущественно в городах Улан-Батор и Эрдэнэт) была организована активная миссионерская деятельность по различным направлениям. В результате этого в Монголии сформировалась крепкая многонациональная православная община, состоящая не только из русскоязычных граждан России и Монголии, но и из тех монголов и граждан третьих стран, для кого современный русский язык столь же непонятен и далек, как и богослужебный церковнославянский.

Удивительным образом исполнилось ожидание отца Евгения Старцева (тогда – настоятеля Свято-Одигитриевского храма г. Улан-Удэ, ныне – клирика Иркутской епархии), которое он высказал во время своей поездки на Халхин-гол в августе 2005 года:

«Батюшка трудится совершенно самоотверженно на этом поприще… Ревностен батюшка своим радением. В храме он служит один: сам кадило подает, сам читает и поет. Планы у отца Алексия большие. Я думаю, что в большей части им суждено сбыться, т.к. он священник серьезный. Уверен, что и хор у него появится, и пономари»[17].

Действительно, на том основании, которое было положено клириками Читинской и Забайкальской епархии и первым настоятелем прихода протоиереем Анатолием Фесечко, протоиерей Алексий организовал упорядоченную системную богослужебную и внебогослужебную деятельность: был сформирован церковный хор из профессиональных монгольских певчих – редкое явление для современного зарубежья, в алтаре храма трудилось три пономаря, был начат перевод богослужения на монгольский язык.

Во время Божественной литургии великая ектения и антифоны начали возглашаться и исполняться по-монгольски, чтение Апостола и Евангелия осуществляется на трех языках: церковнославянском, монгольском и английском. Этот принцип обращения к основному населению страны на их родном языке был заложен уже в саму роспись Свято-Троицкого храма, на стенах которого присутствуют начальные слова «Символа веры» на монгольском языке. Третий и шестой час также читаются на монгольском языке.

Помимо совершения всех положенных уставных богослужений на приходе начал стабильно функционировать спортивный и культурно-образовательный центр. С декабря 2008 года[18] по январь 2013-го на русском и монгольском языках выходила приходская газета «Троица». Был осуществлен перевод на монгольский язык катехизической литературы (брошюры свт. Николая Сербского (Велимировича) и современного автора – иерея Георгия Максимова) и молитвословов (утренние и вечерние молитвенные правила). Также с конца 2006 года действовал приходской сайт, находящийся сегодня на модернизации. Кроме сайта уже при следующем настоятеле, священнике Антонии Гусеве, начала активную деятельность страница прихода в социальных сетях.

Протоиерей Алексий Трубач выполнил все возложенные на него обязательства и 30 мая 2019 года в связи с окончанием срока командировки решением Священного Синода был освобожден от послушания настоятеля Свято-Троицкого храма в г. Улан-Батор.

Священник Антоний Гусев с супругой Анастасией и сыном Тимофеем Священник Антоний Гусев с супругой Анастасией и сыном Тимофеем На освободившееся место Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 5 июля 2019 года был назначен клирик Оренбургской епархии иерей Антоний Гусев. Священноначалием перед новым настоятелем до отправки его в Монголию была поставлена цель, которая может показаться простой: «Сохранить приход». Промыслительно, что это было сказано еще за полгода до того, как человечество познакомилось с новым явлением – пандемией Covid-19.

Имея опыт в организации и проведении проектных и ремонтных работ, отец Антоний в первые же месяцы по прибытии в Улан-Батор провел ремонт приходской квартиры, крыши приходского здания и спортивного зала (вентиляция, освещение), внешнюю побелку корпуса и самого храма. В дальнейшем, по мере аккумулирования средств, была усовершенствована система отопления внутри храма, произведена частичная замена мебели в алтаре.

Задача, которую священноначалие поставило перед отцом Антонием, максимально актуализировалась в период карантинных мероприятий и строгого локдауна, вводимого в Монголии на довольно продолжительное время в ответ на распространение коронавирусной инфекции. С февраля 2020 года по сентябрь 2021-го (с незначительными краткосрочными перерывами) храм был закрыт для общественных богослужений и в целом для посещения. Перемещения по городу в период карантина были ограничены, многие прихожане заболели, а большинство жителей страны попросту боялись покидать свои квартиры. В таких условиях сохранить у людей молитвенное настроение, подкрепить их веру, организовать богослужения и предоставить возможность православным прихожанам посещать их – это абсолютно новый вызов, который встал перед Русской Православной Церковью в Монголии.

В период локдауна появилась возможность совершать литургию в здании Посольства РФ в Монголии

Благодаря личному участию Посла Российской Федерации в Монголии И.К. Азизова и тесным контактам, которые установил в Улан-Баторе отец Антоний Гусев с российским дипломатическим корпусом стало возможно совершать Божественную литургию в период локдауна сначала в кинозале здания Посольства РФ в Монголии, где и прошла встреча Пасхи в 2020 году, а затем во флигеле Торгпредства. Таким образом, активное взаимодействие Церкви и государства позволило православным в Монголии даже во время ограничительных мер участвовать в самом главном церковном Таинстве – Евхаристии.

При действенной поддержке российских фирм и представительств российских компаний на приходе два раза в год стал организовываться сбор продуктовых наборов с целью поддержки социально незащищенных слоев населения, количество представителей которых заметно увеличилось в связи с потрясениями, вызванными мерами по борьбе с пандемией Covid-19. Кроме того, временно в июле-августе 2021 года в стенах приходского здания была организована группа продленного дня для детей российских соотечественников, которые, опять же в условиях карантинных мер, были вынуждены постоянно находиться дома и не имели возможности посещать дошкольные образовательные учреждения.

Также одним из вариантов социального служения стали неоднократные сборы на территории прихода гуманитарной помощи для жителей зоны проведения СВО, проводимые при активном участии Координационного совета организации российских соотечественников в Монголии.

Стоит отдельно сказать про апологетическую работу, проводимую Русской Православной Церковью в Монголии. Под «апологетикой» в Православии понимается «отстаивание достоинства христианского вероучения как единственно истинного перед отрицающими это достоинство» и «раскрытие и защита христианского вероучения при помощи средств, принимаемых иноверцами и неверующими»[19].

Известно, что в Монголии широко распространено практически все разнообразие протестантских направлений. По отдельным устаревшим данным, наиболее многочисленны евангелисты (ок. 36 тыс. чел., порядка 400 общин, 47 НПО) и члены «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» (ок. 8–10 тыс. членов, 30 отделений, свыше 160 миссионеров)[20].

В Монголии широко распространено практически все разнообразие протестантских направлений

Энциклопедия «Религии мира» американского религиоведа Дж. Г. Мелтона (члена Объединенной методистской церкви) в 2010 году оценивала долю христиан в стране в 1,7% от всего населения (47,1 тыс. чел.)[21]. По данным переписи 2020 года, количество христиан в стране среди граждан старше 15 лет сократилось до 2,2%[22]. По данным опроса, проведенным Институтом философии Академии наук Монголии, среди религиозных граждан страны христианами себя называет 2,4% населения[23].

Кроме того, определенные условия для апологии Православия в Монголии налагают отдельные статьи уже рассмотренного во введении Закона Монголии «Об отношении государства и религиозных организаций», который регулирует порядок миссионерской деятельности для проповедников «нетрадиционных» религий. Так, например, по ст. 3, п. 2 «запрещается принуждать граждан к принятию или не принятию веры», по ст. 4, п. 7 «запрещено проводить организованные мероприятия по распространению религии из-за рубежа», по ст. 4, п. 8 «государство регулирует общее количество священнослужителей и местоположение храмов»[24]. Последнее обстоятельство сводится к ежегодной практике прохождения государственной регистрации религиозной организации, в т.ч. и православного прихода.

Сам процесс ежегодной перерегистрации религиозной организации в некоторой степени непростой, длительный и требующий определенных навыков при прохождении нескольких инстанций. Несмотря на юридические особенности, в последнее время Свято-Троицкому приходу отдельные представители столичной администрации идут навстречу, отходя от пресловутого формализма. Немало этому способствует как дипломатичность настоятелей православного прихода, так и искреннее удивление столичных властей: оказывается, православные в Монголии «просто молятся», не участвуя в иной нерелигиозной деятельности по примеру множества протестантских организаций[25].

Обилие и разнообразие христианских учений в Монголии создает для православных миссионеров насыщенную полемическую среду. Православные священнослужители и миряне регулярно проводят беседы о вере с населением столицы и страны не только на приходе, но и в повседневных жизненных практиках, в результате чего отдельные монголы, россияне и граждане третьих стран, постоянно проживающие в Монголии, обращаются в Православие. Причем многие монголы, живущие в Улан-Баторе не в районе расположения храма, узнают о факте существования Свято-Троицкого прихода и о православном христианстве только из таких бесед.

В целом, население страны довольно мягко и отчасти индифферентно относится к облачению православного священника, поэтому отец Алексий Трубач вполне свободно на протяжении 14 лет своего служения в Монголии в повседневной жизни всегда ходил по городу в подряснике, что, по его собственному высказыванию, также являлось одной из форм миссии. Подобной практики придерживается и отец Антоний.

На протяжении двух современных этапов при настоятельстве священников Алексия и Антония проводятся регулярные беседы с жителями Монголии, пострадавшими в результате общения с шаманами и обращающимися к православным священнослужителям за оказанием духовной помощи и поддержки. Это касается как некрещеных монголов (некоторые из которых впоследствии принимают Святое Крещение, но большая часть остается со своими убеждениями и обращается за дальнейшей «помощью» снова к шаману), так и крещеных, но не воцерковленных местных русских жителей, частично в культурном отношении сливающихся с коренным населением страны, чья религиозная картина преимущественно представляет собой сплав буддийских представлений и верований и шаманистских и иных добуддийских культов.

Еще на этапе настоятельства отца Алексия Трубача Русская Православная Церковь в Монголии установила теплые дружеские отношения как с главой крупнейшей местной буддийской сангхи (Ассоциации буддистов Монголии, настоятелем столичного монастыря Гандантэгченлин) Д. Чойжамцем (в должности настоятеля с 1993 г. по 2023 г.), так и с католическими епископами Венцеслао Падилья (2002–2018 гг.) и сменившим его Джорджо Маренго (кардинал с августа 2022 г.) и другими клириками Римско-католической церкви.

С 2021 года стала регулярной практика организации и проведения межрелигиозных диалогов (православно-католического, православно-буддийского, иных круглых столов), взаимных визитов, организуемых по случаю проведения памятных и торжественных мероприятий.

За время своего пятилетнего служения отец Антоний, несмотря на вызовы пандемии, не прервал богослужебную деятельность, организовал сбор гуманитарной помощи как для малоимущих жителей Улан-Батора вне зависимости от конфессии (в период карантина), так и для жителей зоны СВО, провел ремонт приходского корпуса, спортивного зала и побелку храма, не проводившуюся с момента его постройки. Он принимает активное участие в официальных мероприятиях Посольства РФ в Монголии и РЦНК («Русский дом»), сотрудничает со множеством российских и монгольских общественных организаций, привлекая всех заинтересованных граждан в дело развития приходской жизни, поддерживает отношения с членами многочисленных инославных конфессий страны. Также с представителями российских поисковых экспедиций совершались выезды на места боев в аймак Дорнод, где были отслужены панихиды по погибшим.

На территории прихода продолжает работать спортивный зал, в котором проводятся тренировки по кроссфиту и единоборствам, открыта художественная школа «Анима», в которой среди обучающихся есть дети с различными врожденными заболеваниями. На приходе действует воскресная школа для детей, в которой преподают прихожане. Отдельные воспитанники воскресной школы родились в Монголии как в русских, так и в смешанных браках, и получили крещение в стенах Свято-Троицкого храма. Регулярно по окончании воскресной Божественной литургии и последующей трапезы организуется чтение и изучение Священного Писания.

Сегодня в единственном в стране православном храме 150–200 прихожан

Число прихожан увеличивается и не ограничивается только русскоязычными гражданами России и Монголии. По словам отца Антония, сегодня в единственном в стране православном храме 150–200 прихожан, за воскресным богослужением молится 30–70 человек – это русские, монголы, украинцы, белорусы, греки, сербы, англичане, американцы, грузины, поляки, канадцы, новозеландцы[26].

Большой заслугой Русской Православной Церкви в Монголии является воцерковление крещеных людей – тех, кого обычно считают православными «по умолчанию». Многие постоянно проживающие в Монголии местнорусские, а также и командированные из России специалисты, не придерживаясь какой-то конкретной религиозной системы, даже будучи крещеными, довольно легко вовлекаются во всевозможные местные буддийские учения, шаманистские и парабуддийские культы[27].

Но не все запланированное удалось к настоящему времени воплотить в жизнь. Например, по-прежнему в статусе проекта остается масштабная реконструкция прихрамовой парковой территории и сооружение в юго-западной части территории прихода часовни-усыпальницы, в которой будут захоронены останки советских солдат, погибших во время боевых действий на реке Халхин-гол в 1939 году.

Таким образом, три настоятеля Свято-Троицкого прихода г. Улан-Батор на современном этапе истории Православия в Монголии успешно решили конкретные объективные задачи, которые были возложены на них Богом. При отце Анатолии Фесечко был оборудован домовой храм, перестроен приходской корпус и заложен фундамент православной общины, которая существует на приходе и поныне. В период настоятельства протоиерея Алексия Трубача был возведен храм, облагорожена прилегающая территория, построен спортзал и организована вся полнота богослужебной и внебогослужебной приходской жизни во всех возможных на данный момент формах. При священнике Антонии Гусеве приход выдержал беспрецедентное испытание пандемией, православные жители столицы получили во время карантина возможность участвовать в соборных богослужениях, была сохранена община, которая сегодня продолжает пополняться новыми прихожанами.

Итоги и перспективы 160-летнего служения

Задача этой статьи заключалась не только в том, чтобы на пороге 160-летнего юбилея продемонстрировать некоторые ключевые сюжеты, связанные с историей Православия в Монголии, но и показать, что на примере Монголии и ее православной общины ярко заметно вненациональное вселенское содержание православной веры, в которой нет ни эллина, ни иудея (Кол. 3:11), ни местнорусского, ни монгола, ни командированного российского дипломата, ни потомка от смешанных русско-монгольских или монголо-британского браков…

Имперское настроение монгольских ханов в XIII–XIV веков позволило им приблизить к себе проповедников Православия, которые комфортно себя чувствовали в столице империи – Хархорине (Карокоруме). Закономерным развитием такого отношения стало создание в Золотой Орде Сарайской епархии, которая связывала Орду и Русь, выполняя определенные дипломатические посреднические функции как для Византии, так и для русских князей.

Клирики Сарайской епархии и других епархий, граничащих с Ордой, несмотря на сравнительно безопасное существование в условиях имперского покровительства религии, в меньшей степени проявили себя в делах миссии. Несмотря на это, редкая (по количеству) проповедь Православия плодотворно отразилась в сердцах отдельных ордынцев. И говоря о некоторых крупных фигурах совместного российско-монгольского прошлого, невозможно не замечать их исповедание православной веры. В первую очередь это трое святых: благоверный князь Александр Невский, преподобный Петр Ордынский и святитель Алексий Московский.

История православной Монголии XIX – начала XX века также знакомит нас с подвижниками веры в лице конкретных священников, связывавших церкви Иркутской епархии, Забайкалья, Монголии, Китая и нередко до смерти остававшихся преданными Богу. И если у читателя возникнет желание помолиться об упокоении православных священнослужителей г. Урга, то это будет лучшим приношением ушедшим в иной мир протоиереям Иоанну, Милию, Феодору, иеромонахам Сергию, Геронтию, Корнилию, священникам Алексию, Всеволоду и двум Николаям.

На сегодняшний день в Монголии на основе единственного православного прихода сложилась крепкая многонациональная община

В феврале 1998 года Председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в письме Преосвященнейшему Иннокентию, епископу Читинскому и Забайкальскому, написанном по случаю назначения в Улан-Батор постоянного настоятеля и выражения благодарности священнику Олегу Матвееву, временно окормлявшему православных верующих Монголии, выражал надежду на то, что «в дальнейшем сохранятся духовные узы, традиционно соединяющие православные приходы Забайкалья и Монголии»[28]. Сегодня Свято-Троицкий приход г. Улан-Батор имеет крепкие дружеские связи с православными приходами Бурятской митрополии, священнослужители совершают совместные богослужения, осуществляются взаимные паломнические поездки прихожан.

На сегодняшний день в Монголии на основе единственного православного прихода сложилась крепкая многонациональная и разноязычная община, которая должна стать фундаментом и примером для дальнейшей миссионерской работы в этой стране.

[1] Корниенко Н.Н., Плеханова А.М. Русская Православная Церковь в Монголии: история и современность / отв. ред. Ц.П. Ванчикова. Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2020. С. 134.

[2] Там же. С. 142.

[3] Там же. С. 143, 159; Михалев А.В. Миграции религий: три сценария христианизации современной Монголии // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 3. С. 107; Михалев А.В. Православие в современной Монголии: риторики и практики культурной экспансии // Ab Imperio. 2008. № 1. С. 235–253.

[4] Корниенко Н.Н., Плеханова А.М. Указ. соч. С. 147.

[5] Там же. С. 153, 156, 158.

[6] Там же. С. 162.

[7] Там же. С. 162.

[8] Там же. С. 171

[9] Там же. С. 175.

[10] Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 6 октября 1995 г. // Сайт Синодального миссионерского отдела «Миссионерское обозрение». URL: https://sinmis.ru/koncepciya-vozrozhdeniya-missionerskoj-deyatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/ (дата обращения: 12.03.2024).

[11] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 27 марта 2007 г. // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html (дата обращения: 17.05.2022).

[12] Иоанн Зизиулас, митр. Православная Церковь и третье тысячелетие // Сайт «Азбука Веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas/pravoslavnaja-tserkov-i-trete-tysjacheletie/ (дата обращения: 17.05.2022).

[13] Трубач А., прот. Православное миссионерство среди монголов (начало XXI века). Реферат по предполагаемой теме магистерской диссертации. М., 2019. С. 11. (рукопись)

[14] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 27 марта 2007 г…

[15] Трубач А., прот. История и современное положение православия в Монголии… С. 11.

[16] Корниенко Н.Н., Плеханова А.М. Указ. соч. С. 187.

[17] Поспелов А. Через Монголию с крестом. 30.12.2005 // Сайт «Православие.Ru». URL: https://pravoslavie.ru/4650.html (дата обращения: 12.03.2024).

[18] Митыпова Г.С. Указ. соч. С. 58.

[19] Апологетика // Сайт «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/apologetika (дата обращения: 12.03.2024).

[20] Сабиров Р.Т. Социокультурные факторы обращения монголов в христианство после 1990 г. // Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность / Гл. ред. И. И. Абылгазиев; отв. ред. О. В. Новакова. М.: Ключ-С, 2016. С. 119.

[21] Melton J.G. Mongolia // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / Ed. J. G. Melton, M. Baumann. Oxford: ABC-CLIO, 2010. P. 1938.

[22] Хүн ам, орон сууцны 2020 оны улсын ээлжит тооллогын нэгдсэн дүн… Х. 5.

[23] Мөнхчимэг Б. С. Янжинсүрэн: Шашны мунхруулгад хэт автаж санхүүгээр хохирсон хүн цөөнгүй // Сайт «Peak.mn». 2021. URL: https://peak.mn/news/s-ynjinsuren-shashinsudlaach (дата обращения: 20.03.2021).

[24] Төр, сүм хийдийн харилцааны тухай…

[25] Басенков В. «Мое служение в Монголии – сплошное яркое событие». 10.03.2023 // Сайт «Дзен». URL: https://dzen.ru/a/ZApLWMkypxn85taw (дата обращения: 13.03.2024)

[26] Там же.

[27] В целом, для русских в Монголии исторически «характерно обращение к шаманизму и буддизму наряду с формально декларируемым Православием» (См.: Михалев А.В. Русская диаспора в Монголии: этапы формирования фронтирной религиозности // Восток (Oriens). 2017. № 2. С. 62–71).

[28] Корниенко Н.Н., Плеханова А.М. Указ. соч. С. 159.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×