Отец Антоний сидел в трапезной приходского дома рядом с Троицким собором в Улан-Баторе. Находился он в грустном раздумье, и грусть была навеяна не холодом в -45, что для зимней Монголии привычно, и не хаосом на дорогах, не позволяющим проехать какие-то несчастные 4 километра быстрее, чем за 3 часа, – следовательно, домой опять нужно пробираться пешком по морозу. Даже тоска по Родине уступала в этот раз место более сильным чувствам, в которых священник и пытался как следует разобраться.
Причиной нахлынувших чувств был звонок от одного «очень верующего», как он представился, человека. Что называется, с порога тот заявил категорическим тоном:
– Так, батюшка. Я – человек очень верующий, а завтра праздник, ну, это… Крещение. Так вот, сделайте нам, пожалуйста, красивый праздник, а именно: освятите нам прорубь, а мы, православные, там будем купаться.
«Освятите нам прорубь, а мы, православные, там будем купаться»
Отвыкший от подобного стиля общения, да и в корне его не принимающий, священник сначала оторопел. Но нервы у отца Антония крепкие, поэтому, справившись с первым потрясением, он сообщил «очень верующему» абоненту:
– Простите, в этом году не будет совершаться освящение проруби, приглашаю вас и ваших друзей и знакомых на службу в наш храм. Думаю, что будет больше пользы от посещения богослужения, у вас будет возможность исповедоваться и причаститься, помочь бедным членам прихода, да просто побеседовать по душам, в конце концов. Вы приходите – отпразднуем Богоявление по-настоящему.
В ответ из трубки раздалось возмущение:
– Какой же вы православный? Вот в России нам всегда предоставляли услугу: батюшка нам освящал прорубь, мы туда окунались и смывали все грехи за год! Вы не будете предоставлять нам эту услугу?
«Вот в России нам всегда предоставляли услугу: батюшка освящал прорубь, мы окунались и смывали все грехи за год!»
Отец Антоний не выдержал:
– Если вы считаете, что купание в проруби обеспечит прощение грехов, то нам действительно есть о чем поговорить. Приходите на службу, после богослужения все это обсудим лично, не по телефону.
– Я вас правильно понял, вы нам не будете организовывать купание в проруби? – голос прозвучал немного по-чекистски.
– Да, вы меня правильно поняли.
– До свидания.
– До свидания.
Трубку положили.
– Вот я и пытаюсь разобраться в чувствах, – говорит священник. – С одной стороны, конечно, есть некоторое возмущение: неужели до сих пор кто-то относится к Церкви как к бюро ритуальных услуг? Вынужден с большим сожалением признать, что такое отношение имеет место. Вопрос – в чем причина. И здесь, боюсь, есть вина не только таких сторонних (чуть не сказал «потусторонних») людей, но и наша: мы сами, священнослужители, приучили людей именно так воспринимать церковное служение.
До сих пор кто-то относится к Церкви как к бюро ритуальных услуг
Где-то мы потакали (или продолжаем потакать?) довольно агрессивной духовной безграмотности, где-то просто ленимся. Если углубиться в вопрос, то стоит подумать, а почему многие люди обращаются к бабкам, гадалкам, в нашем случае – к шаманам? Потому что они ищут простой и эффективный способ решить свои проблемы (какого бы характера они не были). А подобного рода «маги» предлагают простые решения: плюнь через плечо, поставь свечку за упокой, воткни булавку и т.д. и т.п. – соверши ритуал, не меняя себя. Это легко. К сожалению, мы с подобным порой сталкиваемся в Церкви. Да что там «порой» – часто! Приходит человек в храм, говорит: «У меня беда», а ему в ответ: «Поставь свечку такой-то иконе (именно такой – смотри, не перепутай!)», «почитай акафист N-е количество раз», в общем, выполни набор ритуальных действий, и Бог тебе поможет – куда же Бог денется, если ты «всё правильно сделал». К сожалению, порой спрос рождает предложение. А Христос настойчиво говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мат. 4, 17). И вот это трудно – каяться, менять себя: чего это я буду пытаться, предположим, прекратить ненавидеть соседа и исправлять себя, любимого, если можно просто поставить свечку, чтоб ему пусто было?
То, что человек, звонивший мне, обиделся, я могу понять: можно сказать, я предложил ему отказаться от многолетних установок, предложил признать, что десятилетия ежегодных купаний в проруби никак не приближают его к Богу. Он был уверен, что приближает, а оказывается, нет. Оказывается, купание в проруби – не более чем просто традиция (далеко не всегда благочестивая при этом), а никоим образом не таинство. Конечно, любому человеку тяжело признать: то, что он делал десятилетиями, по большому счету, не имеет никакого смысла. Страшно... Почти как в прорубь окунуться. Иоанн Креститель тоже призывал к покаянию, прежде чем крестить, а тех, кто просто хотел искупаться, не желая при этом покаяться в грехах, называл, как помним, «порождениями ехидны», не особенно стесняясь в выражениях.
Меня удручает желание «как бы» быть в Церкви, не утруждая себя участием в богослужении и таинствах. Разумеется, молиться можно и даже нужно не только в храме: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», – говорит апостол Павел (1 Фес. 5, 16–18), но тот же Павел предупреждает: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12, 27). Не может человек называть себя спортсменом, не ходя в спортзал; не может человек говорить о себе, что он член какого-либо сообщества, не бывая на его собраниях; так не может человек и называть себя православным христианином, избегая, игнорируя молитвенные собрания в храме. И самое главное: только в Церкви совершается таинство Евхаристии, через которое происходит единение с Богом – никакая прорубь, никакое крашеное яйцо, ветка березы или вербы, еще какая-нибудь традиция не поможет, хоть весь дом ими завесь, хоть закупайся до посинения.
Не может человек называть себя православным христианином, игнорируя молитвенные собрания в храме
Фраза Н.С. Лескова «Русь крещена, но не просвещена», боюсь, не потеряла своей злободневности. Хотелось бы, конечно, чтобы мы преодолели эту беду, но постоянно сталкиваешься с катастрофическим… не просто незнанием – нежеланием (ленивым, а то и агрессивным) даже знать христианство. Был случай, когда одна женщина горячо убеждала меня, что я совсем не знаю Православие и православные традиции. Разговор шел о колдовстве и о том, почему нельзя обращаться к шаманам, – мол, все это «допустимо» в православной традиции. На вопрос, а читала ли она Евангелие, был получен ответ: «А что это вообще такое?» Я только руками развел. Горько, очень горько.
Но горечь не дает нам права опускать руки: мы должны трудиться ради христианского просвещения.
– Так что, – вздохнул отец Антоний, – пойду сейчас домой и на морозе подумаю над темой новой воскресной беседы, которые мы проводим у нас на подворье. Беседа, наверное, будет посвящена стремлению никого не осуждать, помнить о том, что отпущение грехов бывает не от купания в проруби, а через покаяние, через твердое желание изменить себя, и таинство Исповеди. Мы должны изучать Священное Писание, святых отцов, и молиться не только дома, но и в общем собрании – в храме Божием. Иначе – какие же мы христиане.