– Счастливо! В следующий раз привезите, будьте добры, шахматы, договорились? – так попрощался с нами в прошлый раз Никола Станкович, когда мы уезжали из Сливово, что под Приштиной. Сюда мы возвращаемся при первой возможности.
Да, ездим сюда часто – предместье славного града Приштины, некогда интеллектуального, промышленного, культурного центра нашего Косово… Приезжали сюда отовсюду, город притягивал профессоров, инженеров, писателей, художников. В Приштине кипела культурная жизнь, как сейчас кипит жизнь торговая, магазинная – назойливая, агрессивная реклама иностранных компаний, единственных, пожалуй, кто выигрывает от войны. «Nuk ka me Prishtine» (алб.) – «Приштины больше нет» – название романа, вышедшего к 20-й годовщине Мартовского погрома сербов. Сербы помнят, как вчерашние соседи, коллеги, приятели гнали их из их, сербского тогда, города.
В предместье Приштины дела не лучше: полностью отрезано от города. Села вымирают, будучи изолированы от внешнего мира, цивилизация их не касается. Многие сербы вынуждены были уехать, бежать. Многие погибли. Много домов сожжено…Сельцо Сливово – одно из тех, где все еще можно услышать сербский говор.
Сербская школа для одного ученика
– До войны как здесь было здорово! Люди трудились на заводах, в сельском хозяйстве. Село жило, полно детей. У меня в классе было больше 20 учеников, и это в сельской-то школе. А сейчас, после войны…Пустыня, считай: все разъехались, бежали, – говорит нам отец Николы. Под «всеми» он имеет в виду сербов – албанцев в Сливово с каждым днем все больше, давно уже больше половины. Приезжают из города в поисках тишины и чистого воздуха и, разумеется, остаются. Спрашиваю, бывают ли стычки. Нет, отвечает, пока не было, но кто его знает.
«Скоро мы вообще одни здесь останемся. У наших детей будущего здесь нет»
В принципе, зачем им стычки, если сербы и так бегут со своих мест: «Скоро мы вообще одни здесь останемся. У наших детей будущего здесь нет. Мои старшие сыновья, например, давно живут и работают в другом месте».
Никола, третий сын, единственный школьник в Сливово, ходит в седьмой класс. Спрашиваем старого знакомого, как дела.
– Пасу коз и играю в шахматы. Присматриваю иногда за Драганом, младшим братом (нас четверо братьев), только он не всегда меня слушается!
Пастырь юный. И добрый Идем с нашим семиклассником к школе, сейчас она размещается в оставленном одним сербом доме. С 1999 года сербские дети в свои классы, что в старой школе, не возвращались ни разу. «Оптимизация сербского образования» по-косовски. Похитили на время Николу – оторвали его от стада. Младший, Драган, с достоинством заменил брата на пастушеском посту. Сели на лавку неподалеку, чтобы сыграть партию в шахматы, любимую игру Николы. В нее он – признался, смущаясь – иногда играл и с учительницей в «новой» школе. Но с тех пор как перешел в старшие классы, главный его соперник – компьютер. Собеседник, правда, так себе, но партии предлагает интересные.
Мы познакомились с Николой 3 года назад. Так просто, за здорово живешь, не подружишься: долго присматривался. Сельские, они такие. Но уж если признали тебя, то лучше друга не сыщешь. Вот и сейчас, когда увидел нас, мало что говорит, но в глазах такая радость, что и слов не нужно. И всегда что-то подарить пытается.
– Был недавно на футболе в Грачанице, папа возил. Здорово было на матче. Учителя каждый день в село приезжают, ну, в школу – меня учить. Вот и учусь, что делать.
Никола Никола – один из наших «первопроходцев»: принимал участие в летнем школьном лагере, который наша благотворительная организация «Косовское Поморавье» устроила в прошлом году для сербских детей из анклавов в Косово и Метохии. Всё было хорошо, но, как мы заметили, ребята не смогли вдоволь наиграться в футбол со сверстниками из других гетто. Для них футбол – важное дело, общение, как ни крути. Спрашиваем, собирается ли в этом году в нашу Летнюю школу.
– Давай. Но только чтоб футбола побольше!
Заканчиваем партию, прощаемся. Оставляем Николу со своим стадом, королями и ферзями, шахматной доской подмышкой. Знаем уже, что подарим при следующей, даст Бог, встрече: бутсы и мяч. Машем, сигналим… и надеемся, что нам удастся вновь собрать ребят и девчонок из анклавов Косово и Метохии в Летней школе. Да, и футбола побольше, конечно, – это мы уже усвоили.