Акушер-гинеколог Анна Мустафина: «Страх – главный враг родов»

Нередко в женских компаниях обсуждаются роды, подруги делятся, как тяжело протекала беременность, как больно и страшно было рожать. От чего зависит боль, можно ли с ней справиться без анестезии, могут ли роды быть легкими? Об этом мы попросили рассказать акушера-гинеколога, члена Общественного движения «Врачи за жизнь» Анну Мустафину.

В роддоме. Художник: Татьяна Гиппиус, 1939 г. В роддоме. Художник: Татьяна Гиппиус, 1939 г.

Причина боли

Если женщина живет в страхе, боится родов, боли или не принимает свою беременность, не рада тому, что скоро станет мамой, то и роды происходят достаточно болезненно.

Самый частая причина боли в родах – страх. Он передается от бабушки к маме, от матери к дочке. Если роды болезненны для мамы, то они такие же и для младенца. Более того, малыш телом запоминает, что рождение – это не только больно, дискомфортно, но и опасно: если мама напряжена, скована страхом, можно и с жизнью расстаться.

Часто пациентки спрашивают, в чем причина боли. Для этого я будущим мамам показываю на схемах, на картинках, что такое роды, какие фазы есть при родовой деятельности.

Парасимпатика и симпатика в родах

Задача в родах – открыть шейку матки и таким образом дать ребенку выйти. Когда шейка открывается, мышечные циркулярные волокна из-за маминого напряжения противодействуют этому процессу. То есть открытие происходит через сопротивление. Продольным мышцам матки нужны большие усилия, чтобы открыть ее. Это сопротивление может быть вызвано разными причинами, чаще всего страхом. Это не поперечно-полосатые мышцы, которые можно натренировать. Мышцы, о которых мы говорим сейчас, связаны с вегетативно-нервной системой. Есть парасимпатическая и симпатическая нервная система. Парасимпатика активизируется, когда у нас все комфортно и хорошо, самый простой пример – после вкусного обеда мы довольны, расслаблены, спокойны. Внутренние органы функционируют, наши анализаторы – зрительные, слуховые, в частности, – отключены в этот момент, мы чуть вялые и расслабленные.

Когда нам надо встать утром, быстро собраться на работу, догнать автобус, откопать машину из сугроба, завести ее – включается симпатическая система. Симпатическая нервная система «заводит» работу головного мозга, сердца, повышается давление, мышечный тонус, мы быстро передвигаемся, хорошо соображаем, но в это время выделение гормонов, восстановление клеток, кожи, процесс пищеварения тормозятся. При активации симпатической системы у нас перераспределяются ресурсы на выживание.

Вспомним известное произведение «Обломов», где главный герой никогда в жизни не напрягался, у него постоянно была активирована парасимпатическая нервная система. К чему это привело, мы все знаем. Однако когда человек большую часть времени живет при активности симпатики, то это может привести к инфаркту, инсульту, язвам желудка и двенадцатиперстной кишки, появлениям всевозможных болячек, которые вызваны психосоматикой. Последнее слово стало широко распространенным, многие современники понимают, что нервы, стрессы негативно влияют на здоровье. Стресс – яркий пример активации симпатики. У человека, который работает с одним выходным в неделю или вообще без отдыха, постоянно напряжен и взволнован, нет баланса между парасимпатикой и симпатикой. В норме соотношение двух систем – 50 на 50.

Работа со страхом

Вернемся к родам. На людей распространяются те же законы природы, что и на млекопитающих. Представьте, зайчиха убегает от хищника, и у нее начинаются роды. Это нерационально с точки зрения природы, поэтому при активности симпатической нервной системы роды останавливаются. Когда животное в опасности, родовая деятельность прекращается.

При активности симпатической нервной системы роды останавливаются. Когда животное в опасности, родовая деятельность прекращается

Роды наступают, когда активна парасимпатическая система. В свою очередь, она включается, когда самка в безопасном месте, у нее есть еда, тепло, нора, которая охраняется самцом или скрыта от чужаков. Внутреннее ощущение безопасности, которое можно описать фразой: «мне ничего не угрожает», – условие для родов.

Когда мы занимаемся на курсах подготовки к родам, всегда говорим об этом: мы можем чувство безопасности создавать себе сами. Мы подбираем роддом, знакомимся с персоналом, врачами, обсуждаем, кто будет присутствовать в родильном отделении, например, супруг, доула или кто-то из родственников.

Мы говорим, что семья – малая Церковь, территория любви и доверия, а на роды отправляем женщину одну? Радует, что сегодня партнерские роды возможны не только по контракту, но и по ОМС. Ведь муж приходит на роды как защитник, он охраняет семью, любовь. Само его присутствие в такой важный и ответственный день придает женщине чувство безопасности. Роженицы, которые пришли вместе с будущими папами, рассказывают: «Меня никто не обидит, медик на меня не крикнет, грубого слова не скажет». При совместных родах (отдельная тема для разговора, сейчас акцент делаем на страхе как помехе легким родам) никто не будет необоснованно обвинять роженицу, ругать ее. Были случаи, когда пациентки только переступали порог роддома – и сразу же слышали обвинения в свой адрес, что они не так что-то делают, не вовремя приехали и пр.

Сегодня родовспоможение поменялось в лучшую сторону благодаря мерам, предпринятым в последние два десятилетия. Я могу это свидетельствовать как врач. Даже роды в 2014-м году и сегодня – всего 10 лет разницы – заметно отличаются. В наши дни обстановка в роддомах спокойнее, отношение к роженицам добрее. Сколько неприятных историй могут мамы и бабушки рассказать о своем опыте, сколько было случаев в советские годы, когда после выписки из роддома женщина говорила: «Больше не пойду рожать!» Вспомните, сколько у вас одноклассников было из многодетных семей?

Роддома в 1970–80-е годы были больше похожи на женскую зону. Такое унизительное и грубое отношение было к роженицам

Обычная картина: один-два ребенка. Извините за грубость, но роддома в 1970–80-е годы были больше похожи на женскую зону. Такое унизительное и грубое отношение было к роженицам. Вместо нижнего белья выдавали перестиранные и выцветшие пеленки, простыни порой местами до дыр застираны. А также неоправданные медицинские вмешательства в родовую деятельность… У женщин отпадало желание рожать еще. Наших мам и бабушек так напугали родами, и процесс происходил в такой агрессивной атмосфере, в состоянии страха, что многие отказывались в будущем рожать.

Девушки, которые сейчас находятся в репродуктивном возрасте, впитали тот страх. Когда они думают о беременности и родах, им страшно. Понятно, что мужчины могут «избежать» родов – не прийти в родовой зал, остаться в соседней палате, но беременная женщина не может обойтись без родовспоможения. Нередко говорят на приемах: «Доктор, лучше кесарево: я ничего не буду чувствовать и проснусь с малышом на руках». Пациентки не думают, что полостная операция (кесарево) несет в несколько раз больше рисков, чем натуральные роды.

Каприз или страх

Я никогда не осуждаю пациенток, которые хотят обезболивание, просят провести кесарево сечение. Понимаю, откуда этот страх. В столице есть элитный платный роддом с контрактами на роды от миллиона и выше. Там же делают кесарево по желанию. Слышала и такое мнение по поводу подобной услуги: «Любой каприз за ваши деньги, хочешь кесарево – пожалуйста». Мне не нравится это слово, потому что это не каприз, а страх.

Что можно сделать, как помочь женщинам? Из практики приведу пример. Обращались будущие мамы с просьбой сделать кесарево не по медицинским показаниям, а по желанию. Начинаем беседовать, объясняю причины, почему именно такая потребность у них: не естественным путем родить, а через кесарево. В конце концов приходим к выводу, что роды – это не страшно, и будущие мамы идут рожать.

Вера в милость Господа, пение – помощь в легких родах

Если женщины готовы слушать, то можно психологически помогать и прорабатывать страхи перед родами. Результаты такой работы беременной я, как врач, сразу замечаю. Меняется внутреннее состояние, а вслед за ним изменяется физиология. Рассказываю снова и снова пациенткам, что при страхе мышцы сопротивляются раскрытию шейки, она открывается нелегко, сокращения должны быть настолько сильными, чтобы раскрыть жесткую шейку. Отсюда сильная боль. Еще раз подчеркну: основной враг в родах – наши страхи. Также из врачебной практики замечаю: чем больше женщина верит в помощь Господа, радостно принимает Божий дар – стать матерью, чем больше смиряется с ситуацией, тем легче ей дается это испытание.

Чем больше женщина верит в помощь Господа, радостно принимает Божий дар – стать матерью, тем легче ей дается это испытание

Я встречаю немало женщин, которые рожают легко.

У меня были наблюдения, например, рожали мамы, которые на клиросе пели, – им в родах помогали красивые мелодичные Богородичные распевы. Очень хочется в такой момент именно к Богородице обращаться, неслучайно Пресвятая Матерь Божия – Помощница в родах, в кормлении.

Были роженицы, которые не знали церковного песнопения или молитв, они исполняли, например, «Широка страна моя родная». Одна пациентка во время волн-схваток тянула «Аве, Мария» на латыни. Она потом делилась, что при пении боль уменьшалась, зато появлялась радость от ожидания встречи со своим ребенком.

В наших силах сделать максимально терпимыми схватки, довериться нашей женской природе, которую создал Господь.

Анна Мустафина
Записала Александра Грипас

22 августа 2024 г.

Комментарии
Дарья 4 сентября 2024, 00:53
Иоанна, у Вас есть медицинское образование? Почему Вы считается, что обезболивающие при родах - хорошая вещь. Если плавать во время беременности, ходить пешком, поверьте - роды естественные и лёгкие. Сами себя запугиваете и других. Любой анестетик сказывается на организме
Дарья 4 сентября 2024, 00:46
Иоанне. Почему абсурд? У меня 4 детей, последние были 3800 и 4000 гр. Родила без эпидуральной анестезии, самостоятельно, без вмешательств. Причем четвертого сына родила в 44 года. Рожала за границей. У тех врачей был такой подход: анестезия есть, если захотите сделаем, но попробуйте 10 минут продержаться. Потом ещё 10 минут и так далее. Я рада, что троих из 4 родила без всякой анестезии. (Вторая дочка с анестезией). Как раз правильный посыл врача: роды это естественно, страх нам мешает спокойно рожать. Господь о нас позаботился.
Иоанна_ 2 сентября 2024, 10:54
Мне кажется, что сам посыл статьи неверный: надо что-то понять, переосмыслить, убедить себя, что "мне ничего не угрожает", и тогда роды пройдут легко и безболезненно. Но это абсурд! Довольно крупный ребёнок, в среднем 3,5 кг, проходит через узкие родовые пути - как это может протекать безболезненно? "Сделать максимально терпимыми схватки" - для меня это что-то из области научной фантастики. Лучше успокоить женщин и написать, что существуют современные безопасные способы анестезии, которые могут применяться по желанию женщины, если роды затягиваются.
Александр 2 сентября 2024, 06:50
Женщина отправляется на роды не одна — она с Богом! А в Боге нет трагедии, она есть только в судьбах людей, идеал которых не перешёл земных границ.
Дарья28 августа 2024, 16:35
Алла, кесарево тоже делают врачи... Потом, кто сказал, что кесарево это безопасно для ребёнка и матери? Это хирургия, полостная операция. Не зря после кесарево позже выписывают. Безопасны естественные роды, Господь предусмотрел все. Я понимаю, у каждого могли быть неприятные моменты с врачами. Но далеко не все врачи безответственные.
Алла27 августа 2024, 17:07
Иоанна, если нельзя обезопасить от всего, то хотя бы от того, что можно, обезопасить надо. Кесарево отрезает много неприятных перспектив, особенно для ребенка. А врачам я не доверяю, да. Особенно в части гинекологии. Наслышана о всяком, в том числе в близком окружении.
Иоанна_27 августа 2024, 10:44
Зуб заболел, то есть нарушилась его целостность - тогда мы его лечим. А беременность и роды - это не болезнь, это естественный ход событий, который и без вмешательства придёт к своему разрешению. Если есть патология и нормальное развитие событий невозможно или связано с высоким риском - тогда другое дело, тогда и нужно хирургическое вмешательство. Да, нужно определённое мужество, чтобы родить ребёнка, в том числе мужество преодоления ожидания, неизвестности, тревоги. Но это и бесценный опыт упования на Бога и всецелого доверия Ему. Мне жаль тех, кто от этого опыта отказывается (находясь в законном браке).
Иоанна_27 августа 2024, 08:29
Алла, вы считаете, что самому себе без показаний прописывать кесарево сечение - это "использование достижений современной медицины"? Очень сомнительное утверждение. Риски (самые разные, а не только ДЦП) сопровождают и женщину, и ребёнка на протяжении всей беременности, и в родах, и во время операции, и после. Всего бояться и от всего стараться себя обезопасить своим (ограниченным) умом - невозможно. И неразумно, по крайней мере, для верующего.
Алла27 августа 2024, 00:38
Дарья, не только для спасения, но и просто для минимизации рисков. Зуб лечить это тоже не естественно, как и кесарево. А про врачей, по вине которых дети становятся инвалидами, даже на этом сайте была не одна история.
Антоний 26 августа 2024, 17:09
Любая медицинская технология, должна и может применяться в соответствии с канонами Церкви. И в соответствии с медицинскими показаниями, разумеется. "Любой каприз за ваши деньги" - это путь к погибели. Посмотрите на Запад: хотите сменить пол себе или своему ребенку? - пожалуйста; заела грусть-тоска, изволите эвтаназию? - с радостью вас усыпим, только готовьте денежки... Итог - вымирание. А применение технологий в соответствии с канонами Церкви и принципами доказательной медицины - это как раз-таки угодный Богу и человечеству путь. Кесарево сечение - одна из технологий. Соответственно и применение - по показаниям.
Дарья24 августа 2024, 22:50
Алла, использовать современные медицинские технологии - это не недоверие Богу, конечно, но что под этим понимать? Вылечить качественно зуб, сделать МРТ - это одно, а кесерево - это совсем другое, это полостная операция, она не для удобства мамы или ребенка, а исключительно для спасения. естественно рожать, а не резать. И насчет врачей: далеко не все калечат, есть много честных профессионалов, людей совести, а вот пациенты порой встречаются... То пьют антибиотики по своей схеме, потому что им соседка без образования так сказала, то у бабки-знахарки что-то узнают и забывают рекомендации врача. а потом врачи виноваты?
Галина И.24 августа 2024, 19:25
Согласна с Иоанной и Аллой. Чтобы знать волю Божию на определенные ситуации в своей жизни, надо хорошо знать Священное Писание, а не пользоваться слепо вырванными из его контекста фразами и изречениями. Когда диавол искушал Господа в пустыне, он говорил Ему: "Написано". А Господь отвечал: "Написано также". Основанием веры великих святых Отцов была вся Библия. В книге Сираха, 38 речь идет не вообще о врачах, а о врачах молящихся и не молящихся- разница большая, кому в руки попадешь."В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни". Это была попытка иерусал. священника примирить медицину и религию.
Алла24 августа 2024, 00:07
Татьяна, вы доверяетесь не только Богу, но и людям. А люди грешны, люди совершают ошибки, они бывают просто злы и жестоки. Сколько искалеченных судеб по вине врачей. Кроме того, использование достижений современной медицины абсурдно называть недоверием Богу, иначе надо вообще от лечения отказываться любого.
Дарья23 августа 2024, 16:25
Читателю, здравствуйте, извините, а разве читательницы сайта Православие.ру не рожают? Православные мужчина и женщина не хотят детей? Получается, по-Вашему, про аборты писать можно, про больных детей - можно, а о натуральных лёгких родах - не православная тема?
Татьяна23 августа 2024, 16:03
Алла, Вам самой решать как рожать детей.Просто я думаю,раз я верю в Бога,доверяю Ему,то и в родах я доверяю Ему.Если есть угроза жизни матери ребенка при родах,как была у меня (отслойка плаценты),то конечно нужно делать кесарево сечение.А если нет противопоказаний для естественных родов,то зачем кесарево сечение?Для меня это недоверие Богу. Я хочу исполнять волю Божию.Раз Бог сказал,что женщина будет в муках рожать,почему я буду противиться этому?И потом,для меня эти муки радостные,ведь я даю новую жизнь по воле Божией!Помучиться ради Господа Бога и ради рождения новой жизни для меня благо.Для женщин естественные роды лучше для здоровья,для ребёнка наверное риски есть,но я доверяю это Богу.
Иоанна_23 августа 2024, 10:26
/Самый частая причина боли в родах – страх. Он передается от бабушки к маме, от матери к дочке. Если роды болезненны для мамы, то они такие же и для младенца. Более того, малыш телом запоминает, что рождение – это не только больно, дискомфортно, но и опасно.// Это утверждение не из области доказательной медицины, не из христианской картины мира, а из области психологизма или каких-то оккультных практик. Боль в родах неизбежна, так как это определение Божие человеку, одно из последствий грехопадения. Но и боль, и страх преодолеть МОЖНО, если всецело предать себя Богу, как это принято у христиан во всех жизненных испытаниях. И слава Богу, что сейчас возможно обезболивание, если схватки долгие!
Читатель23 августа 2024, 07:31
Хорошая статья. Но, простите пожалуйста, какое отношение она имнет к сайту Православие.ру?
Алла23 августа 2024, 01:03
Татьяна, вы говорите про риски для женщин, а я - для ребенка. Считаю, что женщина проще перенесет проблемы с маткой, чем с ребенком.
H22 августа 2024, 22:00
Согласна с Аллой. Кесарево не обязательно делать под общим наркозом. Так что не проснуться риска нету. Слава Богу за такое совершенство медицины!
Татьяна22 августа 2024, 20:54
Алла кесарево сечение - это операция, которая травмирует матку. У меня после кесарева сечения появился аденомиоз. Неприятная болезнь и сложность зачать ребенка. Но Господь дал мне ещё ребенка. И я решила рожать самостоятельно. Только все врачи назначали кесарево сечение. Заключила платный договор на роды, родила самостоятельно. Всё хорошо, аденомиоз остался, но не в такой степени, как до родов.
Дарья22 августа 2024, 19:00
Здравствуйте, кесеарево - это операция, чтобы спасти маму и ребенка, должна делаться только по медицинским показаниям. Лучше рожать натуральным способом. я четверых родила сама. воторого ребенка - с эпидуралом. Третьего и четвертого принципиально отказалась от анестезии. Очень довольна. во время беременности плавала в бассейне, роды были очень легкими. всем Божией помощи!
Алла22 августа 2024, 13:17
Кесарево намного безопаснее для ребенка. Никаких ДЦП и прочего.
Людмила22 августа 2024, 01:20
И согласна, и не согласна. Родила четверых детей без обезболивания. Старалась настроиться и не бояться. Всех милостью Божией родила благополучно и быстро. Первого и четвёртого с сильной болью, второго и третьего так легко, что можно каждый год так рожать. Да, пела со всеми. Помогает. Главное же: когда привозили чесиную главу Вмч.Пантелеимона в Москву, была дилемма: пойти в очереди стоять весь день и приложиться или готовиться к экзамену в университете. Решила пойти. Не вся жизнь в учёбе. Неожиданно для себя попросила святого помочь мне в родах, хотя замужем ещё не была. Верю, он помог. Много позже пришло осознание.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×