«Кого в чем осудишь…»

Истории про осуждение

Фото: Дмитрий Зверев Фото: Дмитрий Зверев

– Посмотрела она на этого мужчину, и такая похоть ее вдруг обуяла, что еще немного и бросится на него. А ей лет-то уже нормально было. Под шестьдесят. Слава Богу, сил хватило крикнуть откуда-то то из глубин души: «Господи! Помоги! Сделай что-нибудь!» – рассказывал мне когда-то отец Евгений одну историю.

В чем кого осудишь, в том и сам побудешь

Она меня тогда очень впечатлила. Я ей чуть позже поделюсь. И странно, что потом она на долгое время прямо стерлась у меня из головы. Как будто затаилась и ждала своего часа.

А всплыла, когда мы недавно с одной моей знакомой говорили о духовных законах. Точнее – об одном, всем известном: «В чем кого осудишь, в том и сам побудешь». По-моему, кто-то из оптинских старцев сказал. И вспомнила она об одном маленьком с ней происшествии.

«Это монастырь, а не ипподром!»

Сама она журналист. Очень хороший, кстати. Много лет печатается в разных изданиях, в том числе – в православных.

Когда-то, когда еще было можно, поехала она в Киево-Печерскую лавру. Было прохладно, и надела она пальто – длиной чуть выше колена. Она в нем тысячу раз и в храмы к священникам на интервью ходила, и к архиереям – тоже. И на службу просто. Никто ей никогда ничего не говорил. Ну пальто и пальто. А под ним в тот день был у нее сарафан.

– Сходила я благополучно в дальние пещеры, – рассказывала она. – У ближних, глядя на дам в брюках, подумала: «Ну вот что такое. Нельзя было, что ли, юбку надеть, зная, что едут монастырь? Ведь некрасивые фартуки им – таким – выдают, не эстетично».

«Фартуки» – это юбки такие, правда, не блещущие красотой, которыми в монастырях заматывают тех, кто в непотребном виде пришел. А знакомая моя действительно большой эстет. У нее и образование профильное есть. Не только журналистское.

– И только подумала об этом, – продолжала она, – монах берет этот фартук и мне его протягивает: «Одежда выше колен у вас!».

Вот такими примерно историями о том, как Господь нас вразумляет, мы с ней в тот день и делились.

А у меня, знаете, как однажды было? Я очень люблю всякие банданы и беретки на голову – летние, зимние, любые. У меня их тьма тьмущая. И мне кажется, что это намного удобнее, чем платочки. Да и не идут мне последние.

И вот однажды, разгуливая в одной из своих любимых летних береточек по Оптиной пустыни, я увидела даму очень маленького роста в шляпе с огромными полями. В тот момент я прямо возгордилась. Женщина была из тех редчайших людей, кто ниже меня ростом. И в шляпе той выглядела она ну точно как гриб термитомицес титанический. Нет, я не так хорошо разбираюсь в грибах. Просто в Яндексе поискала: «Гриб с самой широкой шляпкой».

Смотрела я тогда на эту даму и думала:

– Ну неужели человек не понимает, что это монастырь, а не ипподром? И как, интересно, она в такой шляпе будет к ракам с мощами прикладываться?

– Сестра! Простите меня! Вы знаете, что в монастырь лучше в платочке, а не в береточке? – услышала я у себя над ухом чей-то голос.

С тех пор стараюсь на чужие головные уборы меньше смотреть. Или на их отсутствие. Но если подмывает, прямо зажмуриваюсь

Какая-то монахиня. Их в Оптиной много можно встретить, хотя это мужская обитель.

– Это в городе красиво, а здесь – в платочке, в платочке. Это же монастырь, – повторила она и опять попросила прощения.

А кроху в шляпе с широченными полями как будто и не заметила. Прошла мимо и всё.

Беретки свои любимые я носить не перестала, но стараюсь на чужие головные уборы меньше смотреть. Или на их отсутствие. Но если подмывает, прямо зажмуриваюсь. Как говорится: «Если твое правое око соблазняет тебя, то вынь его и отбрось от себя». Если честно, не всегда получается. Часто не получается, в общем.

Молитва за Януковича

Та моя знакомая журналистка рассказала о Киево-Печерской лавре. Ох, сейчас вспоминаю – хорошие были времена. Я сама еще до Майдана была там два раза. Прямо даже отступление сейчас сделаю.

Первый раз я там побывала по очень необычной оказии. Незадолго до этого я вышла замуж, и полтора года мы с мужем прожили в одном маленьком тогда еще украинском городке, откуда он родом. Сейчас, правда, это место уже известное, но не по сильно радостным обстоятельствам. Там ЗАЭС недалеко. Ну, я много раз писала…

А тогда это был, по-моему, 2004 год. Точно – 2004-й. Потому что Украину потрясала «помаранчевая» революция. И местное священноначалие благословило активных прихожан собраться и организованно приехать в Киев в лавру – молиться за Януковича. Я серьезно. Видимо, тогда они понимали, к чему все эти перевороты ведут.

Прихожанкой я стала без году неделя, но активной была всегда и везде. Мне иногда даже кажется, что у меня СДВГ. Поэтому тоже поехала. А муж мой остался дома работать.

Сначала был автобус, потом поезд – плацкартный вагон. Я пыталась спать, но вокруг громко общались на духовные темы и гоготали бородатые православные мужчины. Помню, один из них даже бесцеремонно придвинул меня к стене и уселся на эту же мою полку к столу, потому что именно там малоизвестные еще мне соседи всем наливали «по три капли за веру православную и всё хорошее». Позже этот бесцеремонный парень, кстати, стал нашим кумом.

Потом мы организованно и с энтузиазмом молились киево-печерским старцам. А какой-то дядечка, безбородый и, видимо, малоправославный, узнав предмет наших прошений, заорал на нас, что мы дураки и ничего не понимаем. И молиться надо не за Януковича, а против. В общем, было весело. Не считая того, что я промерзла до костей.

Зато вскоре после этой поездки я узнала, что беременна. Это была наша старшая дочка Варвара.

Второй раз меня привела туда не такая оригинальная причина. Выходила замуж родственница моего мужа, которая живет в Киеве. Точнее – жила. Мы были приглашены и, естественно, не могли не заехать в лавру. Вскоре я узнала, что беременна второй дочкой. Совпадение? Не знаю.

Как из прошлой жизни, на самом деле. Потом, с началом АТО, двое из тех, кто тогда ездил, ушли воевать на Донбасс по разные стороны. Один из батюшек, который сопровождал тогда делегацию, сейчас в запрете за то, что самовольно оставил место служения и уехал в Польшу вроде бы. Да я это тоже много раз писала. С кумом моим вообще дикая история. Но не хочу ее рассказывать. Где-то на западе сейчас. Как и родственники, к которым мы когда-то ездили на свадьбу. И наслушались мы, конечно, за эти почти три года.

Но, опять же, не буду никого судить. Сама же обозначила тему. Да и остались те, с которыми духовная и даже родственная связь только окрепла. И сейчас это очень близкие и дорогие люди. Свекровь, батюшка наш, который там, друзья.

«Пикнешь – зарежу!»

Но вернусь к «сам побудешь». Однажды со мной случилась на эту тему вообще анекдотическая история. Прямо такая – в лоб, без полутонов. Для дураков, которые с первого раза не понимают.

Ехала я как-то на метро домой из Покровского монастыря от Матроны. Когда с одной ветки на другую переходила, заметила какого-то парня – жгучего брюнета. Обратила я на него внимание, конечно, не потому, что он был жгучий, а потому что пялился на меня и улыбался.

А я, несмотря на то, что ехала из святого места, была не в самом добродушном расположении духа. И в парне этом мне сразу все не понравилось. И улыбка эта его дурацкая, и что пялился. И что «понаехали тут». И то, что он явно что-то против меня злоумышлял – к гадалке не ходи.

Тут как раз эскалатор. Народу толпа – час пик. И все друг о друга трутся. Парень этот умудрился каким-то чудом ускориться и оказаться прямо рядом со мной. Вылупился и опять начал улыбаться.

– Спокойно! – сказала я себе. – Вряд ли он прямо на эскалаторе начнет какие-нибудь свои пикантные действия. Но ведь лыбится же! Значит, всё равно что-то злоумышляет! Точно! Ограбить хочет! Вот ведь стервец! И куда только полиция смотрит! И ФМС!

А жгучий расхититель чужого имущества тем временем дернулся вперед и притерся прямо к моей сумке, которая висела у меня на плече. Большая такая – черная и мягкая. Туда всё, что только можно, помещается.

– Там же кошелек! И паспорт! – мелькнула у меня голове мысль. – Всё, конец! Плакали мои денежки!

И уже представляла, как он по моему паспорту кредитов себе набирает.

Опустила я руку, чтобы сумку от грабителя защитить, а она открыта уже! Сердце так и зашлось! Но я собралась и посмотрела на гада страшными глазами. А руку из сумки не вынимаю. В паспорт с кошельком вцепилась!

Тут он улыбаться наконец перестал и вытаращился на меня еще страшнее, чем я на него. Жгуче так! И глазами вращает. На меня – на сумку. На меня – на сумку. И по сторонам. И за руку меня еще хватает. Мол: «Всё это теперь мое! Пикнешь – зарежу!».

– Мужчина, я полицию позову, — все же пискнула я.

У него глаза вообще на лоб вылезли от такого заявления.

— Пугает! — думаю. – Психологическое давление оказывает!

Я машинально опустила глаза вниз, а рука моя… в его сумке! Которая у парня на плече висела. Не в моей!

Эскалатор приехал, я рукой, которая у меня в сумке была в кошелек с паспортом вцепленная и в которую преступник в свою очередь вцепился, изо всех сил задергала. Чтобы вырваться и бежать. А он еще крепче держит. Наваждение какое-то. Решила на помощь звать: «Караул, грабят». Как-то так. Но перед этим машинально глаза вниз опустила, а рука моя… в его сумке! Которая у парня на плече висела. Не в моей! Близко стояли, я и не заметила, куда сунула. В паспорт его с кошельком вцепилась и полицией еще грозила. Вот у него глаза на лоб и полезли. Хорошо хоть «караул, спасите-помогите» не заорала.

Извинялась я слезно! Но он быстро понял, что это правда случайность была.

— А улыбались-то чего? — спросила я его на прощанье.

— Так у меня сын сегодня родился! Первенец! Я не вам, я вообще… К жене любимой в роддом вот спешу.

Вот так. А я: «Грабитель! Пикантные действия!».

«Как будто бичевала себя»

Но это такие, поучительные, конечно, но все же забавные случаи. А вот то, что мне когда-то отец Евгений рассказал, меня прямо до костей пробрало. А история следующая.

Позвали его как-то исповедовать и причастить пожилую женщину. Была она верующей, воцерковленной. Но отец Евгений ее никогда не видел, потому была она не из этих мест. К дочери с зятем незадолго до этого переехала и неожиданно слегла. Наверное, все эти перемены подкосили и так уже слабое здоровье.

– Но главное то, как она исповедовалась, – рассказывал батюшка, – прямо слезами обливалась. И было видно, что всё это очень искренне. Каждый свой грех оплакивала. Каждую соринку выковыривала. О бревнах я даже не говорю. Но когда в осуждении каялась, даже в самом маленьком, где-то на краю мысли, как будто бичевала себя. Не знаю, как объяснить. Но я чувствовал. Понимал, что неспроста это. Я не спрашивал, она сама рассказала.

Сейчас Валентине Петровне (так ее зовут) под восемьдесят, а тогда было около шестидесяти. После советского времени храмы начали открываться, и она очень быстро стала активной прихожанкой одного из них. Тем более что дочь у нее была уже взрослая и замужем, любимый супруг умер несколько лет назад, а сама она была на пенсии. Так что никто и ничто не мешало ей молиться, поститься и посещать в свое удовольствие практически каждую службу.

Валентина Петровна и восстанавливать храм помогала. Рассказывала в тот день отцу Евгению, как сама кирпичи таскала, доски. Да вообще за любую работу бралась, лишь бы Христу послужить. И силы тогда еще были.

«Старик – а туда же»

Прошло, наверное, года два. Неофитский задор у Валентины Петровны чуть поутих, но вера – нет. Стала просто более осознанной. Так ей казалось. И она совершенно искренне старалась все заповеди исполнять, Бога любить, ближних. А потом у них на приходе появилась Люба.

Она была ровесницей Валентины Петровны. И тоже вдова. Но ее почему-то все звали по имени. Иногда вообще «Любушка». Может быть, потому, что была она веселой, задорной и выглядела молодо для своих лет.

Она никак не могла смириться, что эти люди не несут с честью свое вдовство – как она сама. И это стало для нее прямо навязчивой идеей

И всё было бы нормально, но в Любушку влюбился Сергей Викторович – уважаемый и тоже вдовствующий их алтарник. Страшно сказать – почти семидесяти лет от роду. И она в него тоже.

Дальше – больше. Дед Серега, как все его на приходе звали, сделал Любе предложение, она его приняла, и была даже назначена дата венчания.

И тут Валентину Петровну пробрало! С одной стороны, честно осознавая, что греха в этом большого нет, не адюльтер же, в конце концов, с другой – она никак не могла смириться, что эти люди не несут с честью свое вдовство – как она сама, а поддаются низменным и постыдным в их возрасте инстинктам. Именно так она для себя сформулировала их сердечные порывы. И это стало для нее прямо навязчивой идеей.

– Старик, а всё туда же. Тьфу, позорище! А она… Внуки, наверное, есть, а кокетничает с ним – смотреть противно. Как не стыдно людям?! И батюшка непонятно куда смотрит.

– И осуждала, осуждала, – рассказывала она отцу Евгению. – И мысленно им себя в пример приводила: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5: 5). И ладно бы молодые были, но нет ничего отвратительнее, чем похотливые старики!

«Это не наша заслуга!»

Однажды, когда Валентина Петровна в очередной раз пришла в храм и увидела Сергея Петровича с Любой, ее больше обычного «закрутило».

– «Похоливые старики! Похотливые старики!» – стучало у меня в голове, – рассказывала она батюшке. – «Честное вдовство!». И тут случилось такое… Даже и сказать страшно. На меня саму такая похоть вдруг напала. Еще немного, и сама брошусь на деда Серегу. Глаза на другого человека перевожу – то же самое. Даже в молодости такого никогда не было. Чертовщина прямо какая-то. И как будто Господь меня одну бросил в этот страшный отвратительный омут. Кошмар какой-то. Испугалась, что с ума схожу. И срам-то какой. Из последних сил взмолилась я Ему: «Господи! Не оставляй! Избавь от наваждения! Помоги!». И тут всё прошло.

Очень удивились Сергей Петрович с Любушкой, когда Валентина Петровна со слезами у них прощения просила. Даже не понимали – за что. Она особо объяснять не стала. Просто сказала: «Дурное думала. Не права была!». Они скоро поженились, и на их свадьбе гулял весь приход. И дети с внуками приехали – радовались за них. Хорошая семья, хорошие люди.

Ничего мы без Бога не можем! Не то что хорошими быть, даже нормальными просто

– А мне Валентина Петровна, когда я с ней в тот день беседовал, сказала, что на всю жизнь одну вещь поняла, – делился со мной отец Евгений. – Что ничего мы без Бога не можем! Не то что хорошими быть, даже нормальными просто. Других людей судим, часто вообще без причины, себя превозносим. А ведь даже то, что в тяжкие грехи не впадаем, это не наша заслуга. Это потому что Господь нас держит. Потому что милостив и любит нас. Но стоит Ему чуть вожжи отпустить, благодать Свою забрать – всё, конец. Нет такой грязи, в которую не упадет человек. «Мне Бога надо благодарить, за собой смотреть, а у меня в голове мысли всякие. Что кто-то не так живет. А ведь всё Он мне тогда объяснил», – говорила она и плакала. Прямо слезами омывалась.

Умерла Валентина Петровна через неделю после той исповеди. Но отпевал ее не отец Евгений. Тело дети в другой город увезли. Там, где супруг ее похоронен.

Вот такая история.

С кем не бывает!

Вот знаете, сейчас пишу, думаю о себе – и прямо страшно. А так весело статью начинала.

Не знаю, как у других, но у меня с этим осуждением постоянная история. И по большим причинам, и по маленьким. И просто. Это как отец Евгений как-то по другому поводу сказал: «Мы часто грешим просто по привычке». На самом деле, как это страшно – осуждать по привычке. А Господь ведь сказал: «Не судите, да не судимы будете». Но вот ПРОСТО осуждаю.

За то, что не так одеты.

За то, что не так и не то говорят.

За то, что не так думают.

За то, что не так живут.

Да мало ли за что. Гоню от себя эти мысли, и всё равно. А иногда даже не гоню. И жую их, жую…

И это значит, что и меня будут судить! Понимаете?..

Недавно узнала, что женщина, беременная ребенком с синдромом Дауна, сделала аборт. У меня такое смешанное чувство было. И ребенка жалко, и женщину – ей же с этим жить. И умирать. И больно от всего. Но тут же мысль:

– Но мы-то растим. Мы-то не убили. Вон – Машка какая чудесная.

И вертится в голове, вертится, какая та женщина грешница.

Убивать – грех! Никто же не спорит. И аборт – убийство. Но такая ли я молодец? Да нет, на самом деле. Просто Господь по милости своей за вожжи те самые держал. И не дал мне узнать до самых родов, какой у меня будет ребенок. И потом не отпускал. Не моя заслуга – Его.

А если бы знала? Не сделала бы, скорее всего (хотя чего в шоке не сделаешь), да мне и муж не дал бы сделать. Но думала бы об этом, думала бы. С ума бы сходила. Эх. Нет того, что хотя бы в мыслях не сделала.

Я недавно на исповеди была в Оптиной пустыни. Передо мной женщина исповедовалась. Долго, подробно. А потом вообще стала с монахом, который ее исповедовал, болтать. И он с ней. Говорят, улыбаются, смеются даже. А у меня внутри все закипало:

– Потом посмеяться нельзя, что ли? Людей же море.

Он ее епитрахилью накрыл, разрешительную молитву читать начал и вдруг заплакал. И, знаете, это был прямо урок мне. Что вот так Христос к нам, наверное, относится. Любит, как с детьми говорит, улыбается, а когда мы не видим – плачет над нашими грехами. От любви. Я же не знаю, что у той женщины было. Может быть, ей та улыбка монаха, смех его добрый жизнь спасли.

Смотреть на человека с улыбкой любви, молиться и плакать о нем Богу. А больше – о себе

Я сама потом исповедовалась, он тоже мне улыбался. Тепло так, по-доброму. И успокаивал еще. Я ему в тех грехах каюсь, в этих. В осуждении своем вечном. А он: «С кем не бывает! С кем не бывает!». И едва по голове не гладит. А потом накрыл, руку на голову мне положил, и дрожала она у него. Тоже, наверное, плакал. Было над чем.

Я потом всё думала. Вот так же надо к чужим грехам относиться:

– С кем не бывает! С кем не бывает! (Ведь с тобой тоже бывает!)

Смотреть на человека с улыбкой любви, молиться и плакать о нем Богу. А больше – о себе.

Елена Кучеренко

4 сентября 2024 г.

Комментарии
Александр 9 сентября 2024, 20:24
...Однако, опыт двух тысячелетий показывает, что избавить от ужасного плена тройственное существо души (разум, сердце и волю) удалось немногим. Основная масса человечества так и не доросла до евангельского христианства. Вера ли это, или христианство по форме? Едва обнимет ложный покой удовлетворения собой, так немедленно Дух Жизни, от Отца исходящий, нас покидает. Отсутствие постоянного трезвения и истомляющего ощущения своей «нищеты духом» проявляет ропот, сводящий веру на ноль.
Александр 9 сентября 2024, 20:24
Алла, не надо надеяться на свои дела, нужно считать себя хуже всех. Когда этого нет, то попускается впадать в немощи и страсти, чтобы не надеяться на себя и других не судить, а смиряться и уповать на заслуги Спасителя. В вашем несогласии нет ничего удивительного, всё что вы описываете свойственно основной массе людей, позиционирующими себя христианами. Всем известно, что древом креста разрушен грех, вошедший в мир через древо преслушания, и заплачен долг человечества правде Божией. Людям даровано величайшее благо — сделаться новой тварью о Господе, стать праведником, достигнув ликостояния на небе вместе с ангелами...
Игорь Ковалеа 9 сентября 2024, 07:53
Галина И. 8 сентября/Вы не путайте осуждение человека и осуждение греха,зла.Разве не надо осуждать убийства новомучеников Советской властью, пропаганду Западом извращений(лгбт смену пола и т. п.) или предательство Родины современными "борцами за мир"???
Галина И. 8 сентября 2024, 10:36
Что есть наше смирение? Осуждаем хором в комментариях все, что кажется нам неугодным: эпохи, события, лица, ситуации и друг друга. Советская власть, запад, "подписанты" и др. просто трещат от наших осуждений. А потом важным тоном рассуждаем о добре и смирении."Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Зло преследует нас в этой жизни, кого- постоянно, кого- периодически. Злые духи всеми силами противоборствуют нашему спасению, и здесь нужен подвиг веры. Внешняя свобода невозможна, только внутренняя, духовная может освободить нас от грехов. "И познаете истину,и истина сделает вас свободными". А это достигается только подвигом веры, через скорби и испытания, в жестокой дух. борьбе.
Игорь Ковалеа 8 сентября 2024, 08:50
Алла 6 сентября//"Он не успел сделать хороших дел,зато успел раскаяться.А наоборот бы не сработало - делай он добро всю жизнь, но останься гордецом"//Это если делать добро падшего естества,которое развивает гордость,а если делать евангельское добро,ради Бога,по заповеди тогда наоборот приобретаешь смирение."Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи"(прп.Симеон Новый Богослов).Это и есть правильная духовная жизнь - покаяние с исполнением евангельских заповедей.Иоанна посоветовала вам изучать догматику, хочу добавить,что надо изучать и аскетику,чтобы понимать вопросу духовной жизни,к чему я вас уже не первый год призываю.
Игорь Ковалеа 8 сентября 2024, 08:26
Алла/ Ответы прп.Варсонофия Великого:"Без мене не можете творити ничесоже"(Ин.15:5).Спрашиваю:как согласить свободу с тем,что без Бога ничего нельзя сделать? Ответ.Бог сотворил человека свободным, дабы он мог склоняться ко благому;склоняясь же к нему произволением своим, он не в состоянии бывает совершить благого без помощи Божией,ибо написано: ни хотящаго,ни текущаго,но милующаго Бога(Рим.9:16).Итак,когда человек преклоняет сердце свое ко благому,и призовет на помощь Бога,то Бог, внимая его доброму усердию,подаст ему силу к деланию,и таким образом бывает место тому и другому,-и свободе человека,и помощи,даруемой ему от Бога;ибо благое проистекает от Бога, совершается же чрез Святых Его... "
Алла 8 сентября 2024, 06:55
Иоанна, меня во всем этом смущает, почему в плохих делах мы виноваты, а в хороших наших заслуг нет. Как-то это нечестно получается. Знаете, есть такие родители, которые за плохое ругают детей, а за хорошее не хвалят, считают это непедагогичным. Я всегда считала такой подход несправедливым. К счастью, мои родители не такие. И уж точно я не верю, что Бог такой. То, что добро делается с помощью Божьей я, конечно, согласна. Но что наших заслуг вообще нет - не согласна.
Татьяна 7 сентября 2024, 17:07
Спасибо, Елена! Пусть ко спасению: не осуждать никого и за всё благодарить Бога. Даже за всё,что хорошего в нас есть и за наши хорошие поступки, мы должны быть благодарны Господу! Без помощи Божией наши дела ничто! Христианин всё делает во славу Божию!
Иоанна_ 7 сентября 2024, 13:58
/Тогда почему Он всем не вменит такое поведение? И почему тогда позволяет зло творить?// Чтобы, сталкиваясь со злом, человек добровольно выбирал добро. Чтобы, сталкиваясь со злом в самом себе, обращался к Богу, стараясь это зло в себе преодолеть. Наша природа после грехопадения такова, что легко клонится ко злу, ко греху, но МОЖЕТ бороться с ним и победить его, если признает свою немощь и обратится за помощью к Богу. А не "я сам/я сама" - тогда и Бог не нужен, тогда "человек - это звучит гордо" и прочее в том же духе, к Христианству никакого отношения не имеющее. Алла, изучайте догматику! Желаю успеха!
Иоанна_ 7 сентября 2024, 09:34
/Но утверждение, что наши хорошие поступки это заслуга Бога, мне тоже кажется странным.// Алла, по святым отцам, это является признаком смирения. Надо учитывать, что на человека идёт постоянное воздействие злых духов, и только благодать Божия хранит нас от уничтожения как душевного, так и физического. Если всегда держать в уме, что Бог есть Господин и Владыка живота моего - тогда язык не повернётся говорить: "я, я, я". Поступил хорошо - слава Богу! Поступил плохо - Господи, прости и помоги исправиться!
Галина И. 7 сентября 2024, 08:06
Антоний, слова Господа ""Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15,5) обращены к Его ученикам, св. Апостолам, кот. Он посылал в мир на подвиг проповеди Евангелия, на чудеса, кот. они будут творить Его именем, на гонения и преследования. Он обещал Им прислать Духа Святого, и тогда их печаль обратится в радость. В Своей первосвященнической молитве Христос молится Отцу: "Я о них молю:не о всем мире молю, но о тех, которых ты дал Мне, потому что они Твои" (Ин.17,9). Добрые же дела бывают духовные, как богоподобные качества человека, и естественные, языческие, по чел. природе, по совести. Духовные ведут ко спасению, а естественные- к душевному устроению. Дух. человек приобщается Божьей благодати.
Вячеслав 6 сентября 2024, 16:30
Спасибо!!
Антоний 6 сентября 2024, 15:14
Дорогая Алла, Бог создал Вас свободной, наделил свободой воли. Вы знаете из Заповедей, что угодно Богу, но как поступать - решаете Вы. Вы - Человек, Вы не кукла, а Личность. У куклы нет свободы, она делает то, чего хочет кукловод. С куклы и спроса нет. У нас же есть свобода, и спрос с нас есть.
Галина И. 6 сентября 2024, 10:55
P.S -в конец, немного из святоотеческого. "Вера в Евангелие должна быть живая,нужно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью" (свт. Игнатий (Брянчанинов). "Вера- мать всякого доброго дела" (прп.Ефрем Сирин). "Веру должны проповедовать более дела,чем слова.Ибо делами, а не словами,должно быть обнаруживаемо сокровенное" (прп. Исидор Пелусиот). "Если кто, веруя во Христа,не являет дел, сообразных с верой, тот, как внимающий дурным учениям и плохо постигающий смысл Писания, сам себе высекает гробницу в камне (свт. Василий Великий).
Галина И . 6 сентября 2024, 10:35
Что касается смирения перед Богом, то без него невозможно и покаяние. О смирении уже столько написано, столько говорено,что, наверно, все оч.хорошо осведомлены о нем и все оч.хорошо знают . Но опять-таки, когда смирение глубокое, осознанное, тогда Бог помогает нам: изменяет нас, изменяет ситуации, в кот. мы находимся, изменяет саму нашу жизнь. Это сотериология. И тут скрещивать нам шпаги, наверно, бесполезно. Дай Бог, чтобы все наши знания обратились познанием Бога.
Галина И. 6 сентября 2024, 09:59
"Чем кто согрешает, тем и наказывается"(Прем.11,17). "Мы часто грешим просто по привычке" - это потому что нет у нас истинного покаяния, метанойи,-внутреннего духовного переворота, "нового творения во Христе Иисусе", нового мышления, новой жизни с верой и добродетелями как доказательством веры. Есть привычное исповедание "любимых грехов" и причащение как обыденная необходимость. И при внешнем благочестии в храме имеет место быть масочный, театральный режим, кот. отменяется Христом испытаниями и скорбями.А осуждение осуждению рознь, есть просто констатация факта. "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые". СВИДЕТЕЛЬСТВО это справедливо. По сей причине обличай их строго"(Тит.1,12-13).
Алла 6 сентября 2024, 02:05
Иоанна имела в виду историю благоразумного разбойника, это же очевидно. Он не успел сделать хороших дел, зато успел раскаяться. А наоборот бы не сработало - делай он добро всю жизнь, но останься гордецом, его загробная участь была бы незавидна... Но утверждение, что наши хорошие поступки это заслуга Бога, мне тоже кажется странным. Тогда почему Он всем не вменит такое поведение? И почему тогда позволяет зло творить? Ведь если буквально воспринимать слова "Без Меня ничего не можете", то значит и зло без Него делать не можем. Я считаю, что мы творим и добро и зло в соответствии со своей свободной волей, только на таком основании нас и можно судить после смерти.
Иоанна_ 5 сентября 2024, 21:36
НН, если добрые дела делаются ради Христа и ведут к смирению - тогда эти дела действительно добрые и несут духовную пользу (то же самое относится и к посту, и к молитве, и к послушанию). Если же в другую сторону - к самомнению, осуждению нерадивых, гордости - тогда в смысле спасения они бесполезны. Это не моя мысль - святоотеческая. Если вы интересуетесь основами своей веры, читаете, к примеру, святителя Игнатия - вы об этом наверняка знаете; если нет - дело ваше, но вы много теряете.
Антоний 5 сентября 2024, 19:09
"Желающему спасения необходимо иметь и то и другое вместе: и веру православную с добрыми делами, и дела добрые с верою православною, и тогда, при помощи благодати Божией, споспешествующей добрым делам его, он спасется по слову Христа, рекшаго: "без Мене не можете творити нечесоже". Это Православие. А католичество - это европейская ЛГБТ-толерантная ересь, оправдывающая благословение "гей*-браков" ("Однополые люди имеют право быть семьей. Они — дети божьи и имеют право на семью" - Папа Римский Франциск) и назначающая содомитов крёстным отцами ("транссексуал, как и гомосексуалист, может быть свидетелем на свадьбе или стать крестным отцом" - цитата по РБК).
НН 5 сентября 2024, 18:03
Иоанна_, Добрые дела не исключают "внимания к внутреннему состоянию души". Каково состояние души- таковы и дела. Главное, чтоб они были. Я, напр, не смогу определить состояние души человека до тех пор, пока он что-то не/сделает...Мы в миру живём, люди по поступкам и отношению к людям узнают православных. Да, "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". Но какая польза всем, если мы, православные, будем усиленно следить за своим внутренним состоянием и "с молитвой и постом" проходить мимо человека, которому требуется помощь? В монастырях послушание(чаще всего работа:на кухне,в коровнике, в просфорной и тд) выше поста и молитвы. Часто даже на службы в храме монахи не успевают, спасаются...
Иоанна_ 5 сентября 2024, 16:16
Можно спастись без добрых дел, но нельзя без смирения - это Православие. А акцент на добрые дела без внимания ко внутреннему состоянию души - это католичество.
Антоний 5 сентября 2024, 13:15
Самое главное, дорогая Иоанна - поступки, в которых мы преодолеваем немощи и страсти, осознанно выбирая Добро и отвергая с ненавистью греховные поползновения. В поступках, причем, что исключительно важно, в поступках осознанных и добровольных, является вера. Вера без дел мертва. "А если вера без дел мертва, то уже и нет ее" (свт. Тихон).
Иоанна_ 5 сентября 2024, 08:31
Антонию. Это как раз правильное душевное устроение, по святым отцам: признание того, что всему, что в нас есть хорошего (если есть - а это ещё вопрос!) мы обязаны Богу. Господь Сам говорит: "Без Меня ничего не можете" (Ин. 15;5). Осознание собственной немощи - важнейшее условие духовной жизни, оно ведёт к смирению, смирение - это цель, без стремления к смирению духовная жизнь - фикция. Самое главное - не поступки, а сердечное устроение. В поступках можно покаяться, а вот изменить своё внутреннее устроение с гордости на смирение - огромный труд, дело всей жизни.
Ксения 4 сентября 2024, 18:47
Елена, спаси Вас Господи!!! Как всё верно. Дай Бог Вам и вашим близким здоровья душевного и телесного!!!
Елена 4 сентября 2024, 18:16
Предыдущий комментатор прочитал мои мысли - концовка до слез. Спасибо большое за статью!
Ирина НК 4 сентября 2024, 11:06
Елена, спасибо огромное за статью! Так укрепляюще, и так вовремя. Спасибо!
Екатерина 4 сентября 2024, 10:01
Леночка, благодарность Вам огромная! Только сегодня подумала, что давно от Вас статей не было. И вот подарок. И какой!Спаси Господи!
Антоний 4 сентября 2024, 08:55
"А ведь даже то, что в тяжкие грехи не впадаем, это не наша заслуга. Это потому что Господь нас держит", "Господь по милости своей за вожжи те самые держал" - в такое я определенно не верю. Бог создал человека свободным, а не биороботом, действующим по строго определенной инстинктами программе. Человек по своей воле выбирает, как поступить. В противном случае тотального предопределения и преподобному отцу, и серийному убийце, и аоинствующему безбожнику одна должна быть участь: в этой детерминированной от зачатия до смерти жизни они лишь кони, а Бог - наездник, с Него, стало быть, и спрос. Нет, не верю...
Читатель 4 сентября 2024, 06:08
Елена, спасибо! Особенно, концовка статьи, до слез...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×