Размышления о богаче и Лазаре

Притча о богаче и Лазаре. Миниатюра «Золотого кодекса» из Эхтернаха. 1030-1050 гг. Притча о богаче и Лазаре. Миниатюра «Золотого кодекса» из Эхтернаха. 1030-1050 гг. В это воскресенье на Божественной литургии читалась Притча о богаче и Лазаре, об их жизни, смерти и посмертии (ср. Лк. 16, 19–31).

Первый – безымянен, потому что типичен. Таких людей, с такими мирскими жизненными установками, очень много.

Второй обладает именем Лазарь (с евр. «помощь Божия»). Потому что таких людей, с такими неотмирными жизненными установками, очень мало.

Образ страдальца Лазаря явно перекликается с образом праведного Иова. Только он получил воздаяние за свои страдания уже здесь, на земле, Лазарь же – только на Небесах, на лоне Авраамовом.

Большинство людей предпочитают жить для себя, избегая страданий и гоняясь за наслаждениями, стремясь к материальному и социальному благополучию.

Избранное меньшинство способно отвергать себя, свои земные потребности и стремления ради одного Бога – и на земле, и на Небе.

Поэтому так тесны врата и так узок путь спасения (ср. Мф. 7, 14). Поэтому так мало стадо верных Христовых (ср. Лк. 12, 32).

Богач

Богач жил для себя, не замечая горя и беды ближних, пытался строить рай на земле для себя и своих близких, опираясь на тленные земные богатства. Он верил в то, что у него всё получится. И у него получилось. Правда, ненадолго. Он умер – и ничего из того, что составляло его благополучие, забрать с собой не смог.

С ним остались только все его плотские страсти, «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2, 16), все его привязанности к материальным, чувственным благам.

На земле, когда они удовлетворялись, они были для него источником наслаждений. В посмертном же бытии им стало нечем удовлетворяться, их стало нечем кормить. Поэтому они там превратились в орудие пыток и мучения. Неудовлетворённое желание – это сильнейшее наказание для человека. А когда их тьма и тьма, когда имя им легион (ср. Мк. 5, 9), – тем более.

Самое же мучительное, что в богаче в полный голос заговорила совесть, укоряющая и обличающая его за всю прожитую жизнь. На земле он мог её заглушать теми же материальными благами, развлечениями, делами. И вполне успешно с этим справлялся. Здесь же голос Божий зазвучал во всю свою силу и мощь, так что ничто и ничто не могло от него отвлечь, тем более его заглушить.

От понимания того, что вся твоя земная жизнь была бесполезной и ложной, греховной и гибельной по своим последствиям, посмертное существование грешников превращается в сущий ад.

Обличения совести и осознание её абсолютной правоты, вместе с безумными неудовлетворёнными плотскими страстями, порождают состояние бесконечного страдания, которое уже нельзя облегчить. Всё это и есть негасимый огонь геенский (ср. Мк. 9, 47–48).

Земное богатство и те удовольствия, которые оно ему доставляло, заглушило совесть, усыпило сердце богача, сделав его невосприимчивым к слову Божию, к Его заповедям, а значит, и к Его Раю. В итоге после смерти он остался один на один со своими низменными страстями и обличающей совестью.

Лазарь

Лазарь влачил жалкое нищенское существование, находясь на дне социальной лестницы. Его жизнь, с земной точки зрения, была адом, сплошным страданием. Нужда, голод, одиночество, болезни. Единственные друзья, приносящие хоть какое-то облегчение, – собаки, облизывающие его раны.

В результате своего существования он так ни к чему земному и не привязался. У него просто не было, к чему привязываться: не было ни семьи, ни имущества, ни общественного статуса, ни телесного здоровья. Он ни на что не претендовал, ни перед кем не превозносился, никого не осуждал. Он просто принимал свою жизнь такой, какой она была, надеясь только на то, что Бог его скоро заберёт к Себе. Он просто донёс свой крест до конца.

И когда он умер, то его душа была свободна от всего земного, свободна для того, чтобы принять и вместить в себя Бога. У него не было никаких неудовлетворённых страстных желаний и похотей. Все они атрофировались, умерли от голода ещё на земле.

Его земная нищета и болезненность способствовали его небесному богатству и блаженству, потому что помогли отречься и избавиться от всего ненужного на Небесах. Его терпение, незлобивость, кротость и смирение возвели его на «лоно Авраама», в райское блаженство праведных.

Что важно?

Важно понять, что дело не в том, что один был богат и потому погиб в аду, а другой был беден – и потому был спасён в Раю. Это неправильное понимание притчи Христовой.

Между материальным богатством и духовной гибелью, материальной бедностью и спасением нет логической, существенной зависимости.

Бог смотрит не на внешнее, а на внутреннее содержание человеческой жизни, на его сердце и на то, что является для него сокровищем, главной, ключевой ценностью (ср. Мф. 6, 21).

Люди погибают или спасаются не из-за того, чем они обладают или не обладают на земле, а из-за того, что у них в сердце: добро или зло, правда или лукавство, любовь или ненависть, смирение или гордыня (ср. Лк. 6, 45).

Если сердце богатого человека чистое, смиренное, кроткое, верящее и любящее, если его материальное богатство не затмило для него Бога и служит средством его служения Богу и ближнему, то он близок к Нему и будет удостоен от Него спасения. И напротив: если человек преисполнен злости, зависти, лукавства, то, в какой бы нищете он ни пребывал, он не будет спасён. Потому что для Бога в нём просто нет места.

Кто чем живёт на земле, тем же будет жить и на Небесах

Кто чем живёт на земле, тем же будет жить и на Небесах. Только результаты этой жизни будут опытно ощущаться по-разному. Тот, кто живёт Богом на земле, зачастую страдая и мучаясь телесно (ср. 2 Тим. 3, 12), после смерти блаженствует с Ним духовно. Тот же, кто живёт исключительно земным и мирским, без Бога, на земле отчасти радуется, отчасти страдает, а после смерти всецело страдает духовно. Для не воспринявшего и не приучившего себя к Богу во время своей земной жизни уже невозможно принять и свыкнуться с Ним после.

На богаче и Лазаре исполнился евангельский закон «Возвысивший себя унижен будет, а унизивший себя будет возвышен» (Мф. 23, 13).

Исполнится он и на нас. Вопрос лишь в том: кем мы себя добровольно сделаем: превозносящимися или смиряющимися? Спасаемыми или погибающими?..

Смотри также
Уроки безумного богача Уроки безумного богача
Священник Димитрий Выдумкин
Уроки безумного богача Уроки безумного богача
О том, как научиться богатеть в Бога
Священник Димитрий Выдумкин
Изобилие посылается Господом. Но посылается для того, чтобы, радуясь этому изобилию, мы делились им с теми, кто испытывает нужду. И делиться мы обязаны, даже малым, – потому что это соответствует природе человека, сотворенного по образу и подобию Божию.
Безумный дух наслаждений Безумный дух наслаждений
Иером. Игнатий (Шестаков)
Безумный дух наслаждений Безумный дух наслаждений
Беседа на притчу о богаче и Лазаре
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Сегодня Господь предлагает нам притчу, которая призвана отрезвить нас и показать нам нашу жизнь через свет Божественной истины.
Евангелие о Лазаре и богаче Евангелие о Лазаре и богаче
Свт. Николай Сербский
Евангелие о Лазаре и богаче Евангелие о Лазаре и богаче
Святитель Николай (Велимирович)
О собственности спорят люди на земле, и конца нет этому утомительному и бесплодному спору. О люди, а чьею собственностью являетесь вы сами? Стадо борется за место на пастбище, а хозяин пастбища и стада стоит и смотрит, удивляясь: почему его стадо так борется за его пастбище, раз он заботится и о стаде, и о пастбище?
Комментарии
Игорь Ковалев12 ноября 2024, 12:50
Алла 9 ноября// "по опыту богатые, как правило, куда приятней бедных.Они спокойней,уверенней,в них нет черной зависти и т.д."// "Пристрастившиеся к деньгам неизбежно бывают и завистливы, и склонны к клятвам, и вероломны, и дерзки, и злоречивы,и хищны, и бесстыдны,и наглы, и неблагодарны,и исполнены всех зол. "(Свт.Иоанн Златоуст) "Имея пропитание и одежду,будем довольны тем.А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти,которые погружают людей в бедствие и пагубу;ибо корень всех зол есть сребролюбие,которому предавшись,некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего... "(1Тим.6:8-11)
Иоанна_12 ноября 2024, 01:16
Алла, мы здесь рассуждаем не о приятности, а о спасении души. Есть внешние условия, которые облегчают спасение, а есть такие, которые его затрудняют, к последним как раз и относится богатство. Каждая лишняя вещь отнимает силы, занимает какую-то часть души, и тем самым отделяет человека от Бога. А если вещей и денег немерено? Богатый связан по рукам и ногам своим богатством, и, разумеется, богатый человек подвержен тем же самым страстям, что и любой другой. В духовных вопросах нужно опираться не на своё мирское и поверхностное мнение, а обращаться к Священному Писанию и святым отцам. Кстати, святитель Василий Великий, которого цитирует Игорь Ковалёв, происходил из богатого и знатного рода.
Игорь Ковалев12 ноября 2024, 00:48
Алла 9 ноября//Я богатым не был и не собираюсь им быть.Если вы не заметили, я привел цитату свт.Василия Великого о том,что любящий ближнего не может быть богатым.А чистым ,сердце богатого не может быть по причине развития страстей сребролюбия и любостяжания.Поэтому,Сам Господь сказал юноше:"Если хочешь быть совершенным,иди продай имение своë",а монахи дают обет нестяжания.Смирение приобретается "тщательным исполнением заповедей Христовых".Богатый же нарушает,как минимум две заповеди- о любви к ближнему и "быть довольным,имея пропитание и одежду".(1Тим.6:8)А ваши выводы,исходя из личного опыта, субъективны." Всяк человек ложь"(Пс.115:2).В который раз вам предлагаю изучать аскетику.
Алла 9 ноября 2024, 21:24
Игорь Ковалев, вы сами-то были когда-то богаты, чтобы рассуждать об этом явлении? Это не более, чем ваши фантазии, что там на сердце у богатых. Я сама человек достатка высокого, хоть и богатой меня назвать, наверное, нельзя. Но скажу так, что по опыту богатые, как правило, куда приятней бедных. Они спокойней, уверенней, в них нет черной зависти и т.д. Бедность озлобляет куда больше, чем богатство.
Иоанна_ 8 ноября 2024, 11:14
Отвергнуть свои земные потребности И НЕ ТРЕБУЕТСЯ, по крайней мере, от человека семейного, так как на его попечении его домашние. У нас часто путают богатство и достаток, и в том, чтобы иметь достаток, нет никакого греха. Богатство же как излишество - дело однозначно душевредное, это как минимум огромная несвобода, поскольку богатство требует ПОСТОЯННОГО о себе попечения. Какая уж тут забота о душе! Даже если не вдаваться в размышления о том, какими путями возможно стать богатым в нашей стране в наше время.
Галина И. 8 ноября 2024, 07:35
В наши дни "..чистое, смиренное, кроткое, верящее и любящее" сердце богача- полнейшая иллюзия, т.к. это зависит не только от предпринимателей, но и от господствующей в бизнесе коррупционной системы. А по прп. Иоанну Лествичнику, это ни много ни мало, как достижение бесстрастия, "совершенного познания Бога" (ст. 29). И богатство,и бедность- дарования Бога для спасения души: "и дела их идут вслед за ними" (Отк.14,13). "Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня хлебом насущным" (Пр.30,8). Зачастую богатство как избавление от нищеты сопровождает нищета нравственная, ибо "не можете служить Богу и маммоне". Лишь добродетель с помощью богатства является великим благом.
Игорь Ковалев 7 ноября 2024, 23:36
Если сердце богатого человека будет любящим, то он раздаст своё богатство больным и нуждающимся. Свт.Василий Великий:"Поэтому кто любит ближнего,как самого себя,тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним.Но ты оказываешься имеющим «стяжания многа».Откуда же это у тебя? Не ясно ли из этого видно,что собственное свое удовольствие предпочитаешь ты облегчению участи многих? Поэтому чем больше у тебя богатства,тем меньше в тебе любви. Давно бы ты позаботился расстаться с деньгами, если бы любил своего ближнего." Плюс страсти сребролюбия и любостяжания развиваются при приобретении богатства.Это больше похоже на какую-то фантастику - иметь богатому "чистое, смиренное,любящее сердце."
Игорь Ковалев 7 ноября 2024, 23:18
Roman 6 ноября 2024//"Как усилием воли разжечь в себе любовь? Как победить страх?...Как обрести смирение? Как это на практике достичь?"//-Аскетикой.Борьбой со страстями и исполнением заповедей.Симеон Новый Богослов:"Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи".То есть смирению.Почитайте "Аскетические опыты" свт. Игнатия Брянчанинова, там есть главы "О любви к ближнему" и "О любви к Богу", а также про смирение.И нельзя усилием воли разжигать любовь, впадëте в прелесть.Свт.Игнатий Брянчанинов:"Явление духовной любви к ближнему – признак обновления души Святым Духом"
Евгений 7 ноября 2024, 05:54
Вера без дел мертва. Каким бы "чистым, смиренным, кротким, верящим и любящим" богач внутри ни был - для спасения это должно проявиться вовне.
Геннадий 7 ноября 2024, 01:03
Конечно, Спасение открыто как для бедных, так и для богатых, однако неправильно уравнивать их духовную равноценность. Автор, к сожалению, увлекся чрезмерной апологией богачей: "Если сердце богатого (т.е. говоря по современному - сердце миллионера, олигарха )-чистое, кроткое, смиренное, верящее и любящее... Немного даже смешно... А ведь Спаситель обличал, как правило, высокообеспеченных евреев, преимущественно потому что невозможно было ( и тем более сейчас) достичь материального обогащения сохранив в себе сердце "чистое, кроткое, любящее...). Я не коммунист, но хочу написать: дорогие батюшки, не увлекайтесь защитой богатых, им и без вас "хорошо", и что бы опять 1917 год не повторился...
Roman 6 ноября 2024, 23:41
Как усилием воли разжечь в себе любовь? Как победить страх? От этого страха прячешься в какую-то бесполезную, греховную деятельность... Как обрести смирение? Как это на практике достичь?
Антоний 6 ноября 2024, 07:12
Все верно. Бедный может быть озлобленным безбожником, а богатый - верным Богу. И наоборот.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×