Притча о богаче и Лазаре. Миниатюра «Золотого кодекса» из Эхтернаха. 1030-1050 гг. В это воскресенье на Божественной литургии читалась Притча о богаче и Лазаре, об их жизни, смерти и посмертии (ср. Лк. 16, 19–31).
Первый – безымянен, потому что типичен. Таких людей, с такими мирскими жизненными установками, очень много.
Второй обладает именем Лазарь (с евр. «помощь Божия»). Потому что таких людей, с такими неотмирными жизненными установками, очень мало.
Образ страдальца Лазаря явно перекликается с образом праведного Иова. Только он получил воздаяние за свои страдания уже здесь, на земле, Лазарь же – только на Небесах, на лоне Авраамовом.
Большинство людей предпочитают жить для себя, избегая страданий и гоняясь за наслаждениями, стремясь к материальному и социальному благополучию.
Избранное меньшинство способно отвергать себя, свои земные потребности и стремления ради одного Бога – и на земле, и на Небе.
Поэтому так тесны врата и так узок путь спасения (ср. Мф. 7, 14). Поэтому так мало стадо верных Христовых (ср. Лк. 12, 32).
Богач
Богач жил для себя, не замечая горя и беды ближних, пытался строить рай на земле для себя и своих близких, опираясь на тленные земные богатства. Он верил в то, что у него всё получится. И у него получилось. Правда, ненадолго. Он умер – и ничего из того, что составляло его благополучие, забрать с собой не смог.
С ним остались только все его плотские страсти, «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2, 16), все его привязанности к материальным, чувственным благам.
На земле, когда они удовлетворялись, они были для него источником наслаждений. В посмертном же бытии им стало нечем удовлетворяться, их стало нечем кормить. Поэтому они там превратились в орудие пыток и мучения. Неудовлетворённое желание – это сильнейшее наказание для человека. А когда их тьма и тьма, когда имя им легион (ср. Мк. 5, 9), – тем более.
Самое же мучительное, что в богаче в полный голос заговорила совесть, укоряющая и обличающая его за всю прожитую жизнь. На земле он мог её заглушать теми же материальными благами, развлечениями, делами. И вполне успешно с этим справлялся. Здесь же голос Божий зазвучал во всю свою силу и мощь, так что ничто и ничто не могло от него отвлечь, тем более его заглушить.
От понимания того, что вся твоя земная жизнь была бесполезной и ложной, греховной и гибельной по своим последствиям, посмертное существование грешников превращается в сущий ад.
Обличения совести и осознание её абсолютной правоты, вместе с безумными неудовлетворёнными плотскими страстями, порождают состояние бесконечного страдания, которое уже нельзя облегчить. Всё это и есть негасимый огонь геенский (ср. Мк. 9, 47–48).
Земное богатство и те удовольствия, которые оно ему доставляло, заглушило совесть, усыпило сердце богача, сделав его невосприимчивым к слову Божию, к Его заповедям, а значит, и к Его Раю. В итоге после смерти он остался один на один со своими низменными страстями и обличающей совестью.
Лазарь
Лазарь влачил жалкое нищенское существование, находясь на дне социальной лестницы. Его жизнь, с земной точки зрения, была адом, сплошным страданием. Нужда, голод, одиночество, болезни. Единственные друзья, приносящие хоть какое-то облегчение, – собаки, облизывающие его раны.
В результате своего существования он так ни к чему земному и не привязался. У него просто не было, к чему привязываться: не было ни семьи, ни имущества, ни общественного статуса, ни телесного здоровья. Он ни на что не претендовал, ни перед кем не превозносился, никого не осуждал. Он просто принимал свою жизнь такой, какой она была, надеясь только на то, что Бог его скоро заберёт к Себе. Он просто донёс свой крест до конца.
И когда он умер, то его душа была свободна от всего земного, свободна для того, чтобы принять и вместить в себя Бога. У него не было никаких неудовлетворённых страстных желаний и похотей. Все они атрофировались, умерли от голода ещё на земле.
Его земная нищета и болезненность способствовали его небесному богатству и блаженству, потому что помогли отречься и избавиться от всего ненужного на Небесах. Его терпение, незлобивость, кротость и смирение возвели его на «лоно Авраама», в райское блаженство праведных.
Что важно?
Важно понять, что дело не в том, что один был богат и потому погиб в аду, а другой был беден – и потому был спасён в Раю. Это неправильное понимание притчи Христовой.
Между материальным богатством и духовной гибелью, материальной бедностью и спасением нет логической, существенной зависимости.
Бог смотрит не на внешнее, а на внутреннее содержание человеческой жизни, на его сердце и на то, что является для него сокровищем, главной, ключевой ценностью (ср. Мф. 6, 21).
Люди погибают или спасаются не из-за того, чем они обладают или не обладают на земле, а из-за того, что у них в сердце: добро или зло, правда или лукавство, любовь или ненависть, смирение или гордыня (ср. Лк. 6, 45).
Если сердце богатого человека чистое, смиренное, кроткое, верящее и любящее, если его материальное богатство не затмило для него Бога и служит средством его служения Богу и ближнему, то он близок к Нему и будет удостоен от Него спасения. И напротив: если человек преисполнен злости, зависти, лукавства, то, в какой бы нищете он ни пребывал, он не будет спасён. Потому что для Бога в нём просто нет места.
Кто чем живёт на земле, тем же будет жить и на Небесах
Кто чем живёт на земле, тем же будет жить и на Небесах. Только результаты этой жизни будут опытно ощущаться по-разному. Тот, кто живёт Богом на земле, зачастую страдая и мучаясь телесно (ср. 2 Тим. 3, 12), после смерти блаженствует с Ним духовно. Тот же, кто живёт исключительно земным и мирским, без Бога, на земле отчасти радуется, отчасти страдает, а после смерти всецело страдает духовно. Для не воспринявшего и не приучившего себя к Богу во время своей земной жизни уже невозможно принять и свыкнуться с Ним после.
На богаче и Лазаре исполнился евангельский закон «Возвысивший себя унижен будет, а унизивший себя будет возвышен» (Мф. 23, 13).
Исполнится он и на нас. Вопрос лишь в том: кем мы себя добровольно сделаем: превозносящимися или смиряющимися? Спасаемыми или погибающими?..