В преддверии престольного праздника церкви в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» города Кирова и накануне Рождественского поста мы поговорили с клириком храма иереем Евгением Чепарухиным. Разговор со священником шел о пути к вере и законах духовной жизни, о древнерусском музыкальном искусстве и церковном наследии, о воспитании детей и встрече Рождества Христова.
Путь к познанию Истины
– Отец Евгений, расскажите о вашем пути к вере.
– Перед армией читал Ф.М. Достоевского, книгу праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Когда служил, в нашей части была приписная часовня московского Донского монастыря, проводились молебны, беседы с батюшкой. Так началось мое воцерковление. После демобилизации я уже не мыслил другого жизненного пути, кроме церковного. Учился в Вятском духовном училище и в Московской духовной семинарии. Затем последовало рукоположение во диакона, через месяц – во иерея.
– Что вы считаете главной задачей священника?
– За минувшие годы пастырской практики осознал, что, прежде всего, необходимо научить людей жизни с Богом. Когда они всем своим существом ощутят такую потребность, только тогда они станут христианами, тогда насущными для них будут заповеди Божии, являющиеся условием нашего спасения, и церковные таинства, как основа духовной и телесной жизни человека.
Иногда напоминаю себе слова одного итальянского скульптора: не ищи идеальный камень, положи в кладку тот, который у тебя в руке, но сделай это так, чтобы он лёг на своё место, и стена в этом случае устоит. Так и на приходе: разные люди приходят в храм, и задача священника – научить их жить общей семьёй, одним приходом, согласно учению Святой Церкви, и тогда эта стена устоит.
Очень важно обращаться к опыту святых отцов, который мы постигаем через их творения. Преподобный Амвросий Оптинский писал, что как для солдата знание устава является основой воинской службы, так и христианин должен читать авву Дорофея, эту азбуку духовной жизни, как говорили Оптинские старцы. Современный человек, приходящий из мира к вере, нуждается в духовном руководстве, которое он может найти в поучениях святых подвижников. Конечно, книга – не единственный путь к познанию Истины, например, особо важное значение имеют церковные службы.
Гусли – средство миссионерское
– Отец Евгений, приходилось слышать духовные стихи в вашем исполнении. Пение для вас – часть служения или отдушина?
– Наверное, и то, и другое. Считаю, что любой человек должен уметь петь, по крайней мере на Руси так было. Апостол Павел призывал христиан в псалмах и песнях духовных воспевать и славословить Творца, через это благодать Божия наполняет душу. Мне кажется, что нельзя человека ограничивать каким-то одним родом деятельности. Каждый из нас – всесторонне развитое, способное к творчеству Божие создание!
Каждый из нас – всесторонне развитое, способное к творчеству Божие создание
Преподобный Дионисий, кроме искусства иконописи, владел и резьбой по дереву. Хочется привести пример из современности – Фёдор Конюхов, художник, путешественник и священник. Поэтому, занимаясь с детьми на приходах и дома, мы не только рассказываем о православной вере, но стараемся приобщить ребят к искусству, рукоделию, столярным навыкам, прививаем любовь к истории.
– Кроме того, вы играете на гуслях. Где этому научились, и откуда у вас такой инструмент?
– Когда я был звонарём на Никольском приходе в Вятских Полянах, у меня оказалась видеокассета с выступлением гусляра Андрея Байкальца. Духовные стихи, которые наши предки пели под гусли, очень трогают душу русского человека. Для меня же музыкальная тема всегда была насущной: со школы занимался классической гитарой, в армии участвовал в ансамбле, а когда услышал гусли, захотелось освоить этот инструмент.
Уже позднее, когда учился в Московской духовной семинарии в Троице-Сергиевой лавре, познакомился со студентом из Ивановской области, который играл на гуслях, и он привёз для меня настоящий инструмент. У нас с однокурсниками даже сложился небольшой ансамбль, в котором звучали гитара, гусли и балалайка.
Впоследствии я узнал о человеке, который сохранил дореволюционную практику игры на гуслях. Давид Локшин всю Отечественную войну провёл в концлагере. У заключённых было страшное уныние, от которого некоторые умирали. Давид сделал балалайку из большой консервной банки, в качестве струн натянув проволоку из телефонного провода. Он наигрывал на самодельном инструменте и доброй русской песней старался поддержать людей. Насколько всё-таки искусство помогает человеческой душе! Когда его освободили, Давид стал художником, освоил мандолину и гусли, на которых играл на своих выставках.
У Локшина в Москве остался ученик, который занимается изготовлением гуслей. По Интернету я разыскал его и приобрёл инструмент ручной работы. Пришлось вложить многолетние накопления, что для нашей семьи стало серьёзной тратой, но супруга и дети отнеслись с пониманием: что делать, искусство требует жертв. Звучание у инструмента очень красивое, но у гусляра в наше время та же проблема, что и у любителя древнерусских распевов: репертуар духовных стихов под аккомпанемент гуслей приходится собирать по крупицам.
– Чем для вас является игра на музыкальных инструментах, какое место занимают сегодня в вашей жизни гусли и гитара?
– У святителя Феофана Затворника в келлии, помимо столярных инструментов и токарного станка, имелась скрипка, чтобы после богослужебной и писательской деятельности, требующих духовного напряжения, можно было перейти на душевное и телесное занятие. У каждого человека должен быть определённый круг дел, за которым душа могла бы отдохнуть, а тело – потрудиться.
Земля Русская всегда была и будет связана с Церковью Христовой, а гусли помогают человеку ощутить эту связь
В какой-то степени гусли – миссионерское средство: иногда, откликаясь на приглашения, выступаю среди светских исполнителей, рассказываю слушателям о песнопениях, о Церкви, истинных ценностях. Политическое устройство нашей страны менялось, но Земля Русская всегда была и будет связана с Церковью Христовой, а гусли помогают человеку ощутить эту связь.
– Сами музыку пишете?
– Только иногда, к примеру, родился наигрыш «Течёт моя Вятушка», навеянный весенним разливом реки.
– Творчество каких современных музыкантов, певцов вам близко?
– Гусляров Андрея Байкальца, Юрия Стрельникова, Максима Гавриленко. Ещё назову архидиакона Романа Тамберга, протоиерея Алексия Грачёва, которые в качестве аккомпанемента используют гитару, иеромонаха Романа (Матюшина). Иван Смирнов, младший брат известного московского протоиерея Димитрия Смирнова, сумел на гитаре создать настоящее чудо. У него есть удивительные композиции «Долгое озеро» и «Когда сжигают золотые листья». За всю жизнь он записал только 2 или 3 альбома, настолько трудно создавать хорошую музыку, но слушать их можно снова и снова.
– Слушатели всегда с радостью ожидают концерты с участием иеромонаха Фотия, победителя проекта «Голос», но есть и те, кого смущает появление монашествующего на эстраде.
– Патриарх Кирилл однажды по этому поводу дал рассудительный ответ:
«Совсем молодой монах приобрёл всенародную славу и, что самое главное, такую же симпатию. Если бы была только слава, а любви людей не было, я бы употребил власть и запретил ему выступать. Но я знаю, как очень многие люди через отца Фотия открывают для себя православную веру… Если ему сейчас сказать: ты не выступай, ничего не говори, – тогда мы потеряем человека, голос которого обращает людей, в том числе интеллигенцию, к Богу. Я никогда не думал, что среди наших современных певцов есть люди, способные через общение с отцом Фотием открыть для себя красоту Православия».
О духовной жизни
Икона Божией Матери «Скоропослушница» в престольный праздник храма
– 22 ноября Церковь совершает празднование иконе Божией Матери «Скоропослушница», отмечается престольный праздник храма, где вы несете служение… О чем важно помнить верующим, обращаясь с молитвой, прошением к Пресвятой Богородице?
– В престольный праздник храма в тропаре иконе Божией Матери «Скоропослушница» звучат слова:
«К Богоpодице пpитецем, сущии в бедах, и святей иконе Ея́ ныне пpипадем, с веpою зовуще из глубины души: скоpо наше услыши моление, Дево, яко Скоpопослушница наpекшаяся, Тебе бо pаби Твои в нуждах готовую Помощницу имамы».
Мы обращаемся к Пресвятой Богородице, Той, Которая ближе всех к Богу и ближе всех к нам, людям, и имеем дерзновение, возможность прибегать к помощи Матери Божией. Единственное, что от нас требуется, – это вера в сердце. Когда вера есть, она является проводником в духовный мир, и человек может непосредственно получать милости от Божией Матери. Благодаря тому, что если у него теплится хотя бы маленькая капелька веры, этого уже будет достаточно для того, чтобы получить помощь земную, духовную, в которой мы все, люди, нуждаемся. И об этом существенном моменте, о том, что мы имеем возможность прибегать к помощи Матери Божией в любое время, мы должны помнить, чтобы в скорбях нашего земного странствия мы не падали духом, не отчаивались, а всегда помнили о том, что у нас есть возможность получить помощь молитвами Царицы Небесной.
Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
– Скоро Филиппов пост, в связи с чем вопрос: в среде верующих бытует мнение, что в дни поста на нашу долю выпадают дополнительные испытания в виде недоразумений с близкими, болезней, бытовых неурядиц… Действительно ли связаны сложные обстоятельства с временем поста? И как, по слову молитвы Оптинских старцев, «с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт наступающий день»?
– Всякая добродетель, особенно в Великий пост, испытывается на прочность. Как на заводе в конце конвейера деталь ожидает контроль по качеству, так и у христианина добродетель должна со временем проходить такую проверку. Важно помнить, что Господь выше сил никогда не даёт испытаний, хотя, как иногда кажется, постом, и особенно Великим постом, эта планка несколько выше, чем обычно. Например, трудно переносить несправедливые обвинения, но святые брали на себя вину, будучи невиновными. Преодолевая себя в подобных вещах, христианин духовно растёт, а Господь через скорби очищает грехи человека. У святителя Иоанна Златоуста названы три степени духовной жизни: «не грешить; согрешивши, каяться; кто плохо кается, тому терпеть безропотно и с благодарностью находящие скорби». Нужно помнить слова Божии: «Кого люблю, того и наказую»; Господь, заботясь о нашей вечной жизни, через скорби отрывает человека от земной суеты, приводит к переосмыслению жизни, ставит на путь спасения.
Господь, заботясь о нашей вечной жизни, через скорби отрывает человека от земной суеты, приводит к переосмыслению жизни, ставит на путь спасения
– Как вы считаете, к какой добродетели должен приобщиться в дни поста каждый христианин?
– Постом хорошо побороться со своими наиболее сильными страстями. Необходимо воздерживаться от пресыщения, больше времени уделять молитве, богослужению, чтению Священного Писания и творений святых отцов, стяжать душевную и телесную чистоту, как мы читаем в свитке, который держит в руке преподобный Трифон Вятский на иконе: «Братие, молю вас, прежде всего, имейте чистоту душевную и телесную». Целомудрие заключается в воздержании от всякого греха. Добродетель, которую приобретает человек, притягивает к себе другую, как и грех привлекает другие пороки, – это важно знать.
Дело воспитания
– Отец Евгений, у вас подрастают дети, с какого возраста нужно воспитывать ребёнка?
– В нашей семье шестеро детей. Дело воспитания начинается, когда дитя ещё во чреве матери. Ребёнок в утробе слышит и чувствует. Если мама не хочет его, не любит, маленькая душа получает травмы, которые остаются на всю жизнь. И совсем иначе, когда мать испытывает святые чувства, когда в душе у неё радость, мир, любовь к ребёнку. Таинственным образом он это ощущает, и с самого начала в детскую душу сеются семена святости. Ребёнок всегда должен быть желанным, вопреки внешним трудностям. Когда любишь, все материальные сложности попросту не замечаются.
В дальнейшем, когда дети подрастают, в основе воспитания должно лежать общение, диалог. Монолог допустим только в тех случаях, когда родители видят, что духовному здоровью ребёнка что-то угрожает, и тогда они имеют право ему что-либо запретить. Выбор жизненного пути всегда остаётся за самими детьми. Даже если они изберут мирскую профессию, надеюсь, что всегда будут верующими людьми, любящими Церковь. Вспоминаются слова святителя Иоанна Шанхайского, что «на каждом христианине лежит ответственность за всю полноту Православия». Если каждый из нас будет помнить об этом, то, какую бы жизненную стезю мы ни избрали, всегда будем стремиться принести пользу Церкви и обществу. Если ты художник – открывай людям красоту Божьего мира, возможно, в своём творчестве станешь сопричастным к иконописи. Если музыкант, и считаешь себя христианином – твори так, чтобы возвышалась душа твоих слушателей, можешь изучать и церковно-певческое искусство. Если ты архитектор или строитель – созидай храмы Божии…
– В беседе вы неоднократно обращались к опыту святых отцов, к которому мы можем приобщиться через книги. Что именно из святоотеческих творений рекомендуете современному человеку?
– Хочется вспомнить, как Николай Васильевич Гоголь ездил в Оптину пустынь, чтобы почитать поучения преподобного Исаака Сирина в рукописи. В XIX веке необходимо было проделать сложный путь для чтения духовной книги, которая в советское время вообще находилась под запретом. Сейчас же в ближайшей церковной лавке или даже книжном магазине мы можем за скромную сумму (прежде книги стоили дорого) приобрести практически любое издание бесценного духовного содержания. Нужно дорожить тем, что в наше время собрания святых отцов печатаются в таком разнообразии и количестве.
В выборе книги человек должен исходить из своего духовного уровня, хорошо, если последовательность чтения рекомендует духовник. Мне кажется, нам более доступны для понимания творения святых, близких нам по времени: это преподобный Серафим Саровский, Оптинские старцы, праведный Иоанн Кронштадтский, святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, новомученики и исповедники Российские.
«Дух, который присущ нашим предкам»
– Как в большой творческой семье, где звучит музыка, стихи, встречаете праздник Рождества Христова?
– Рождественские елки, новогодние подарки – это все есть, но главное – внутренняя атмосфера. Когда в семье, по милости Божией, мирно, согласно, дополнительные традиции подчас и не требуются. Стараемся детям объяснять смысл праздников Нового года и Рождества Христова, при этом смысловой акцент переносить на Рождество: почему его празднуют христиане. А рождественское настроение в многодетной семье присутствует круглый год. И сам инструмент – гусли, – его звучание помогает всем погрузиться уже дома в атмосферу исторической Руси, приоткрыть музыкальное прошлое нашего народа.
– А в Святочное время посещаете дома с песнопениями, колядками, как раньше это происходило на Руси?
– Рождественское Христославление – такая была у верующих людей добрая традиция. В Рождественские дни меня приглашали в библиотеки, выступал на сцене. Но, наверное, важнее, по завету Христа, посетить людей одиноких. Не все прихожане в силу возраста и здоровья имели возможность прийти в храм, и некоторых из них я посещал в их домах. Поздравить с праздником Рождества Христова приходил с инструментом – послушать звучание гуслей всегда интересно людям.
В храме иконы Божией Матери «Скоропослушница». Ко Кресту
– Приходилось ли в жизни встретиться с Рождественским чудом?
– Само событие Рождества Христова является чудом. Каждый праздник Рождества приносит надежду на разрешение всех духовных потребностей человечества. В то время, когда пришел на Землю Спаситель, мир утопал в различных ложных учениях о Боге, и именно Христос принес в мир Истину Своим Рождением. Несмотря на яркую встречу в современном обществе Нового года, для верующего человека именно праздник Рождества Христова является более значимым событием в его жизни.
– Наравне с гуслями, песнопениями, что еще позволяет прикоснуться к Рождественской атмосфере ушедших эпох?
– В произведениях православных классиков, например, в рассказах Шмелева, передается настроение общества XIX века, – читая их, погружаешься в атмосферу праздника того времени. Рассказы православных писателей минувших эпох позволяют представить, как раньше в семьях и в обществе встречали праздники.
Если говорить о Рождественской атмосфере минувших эпох, можно вспомнить добрый английский фильм о мастере резьбы по дереву, потерявшем жену и младенца, – «Рождественское чудо Джонатана Туми».
Христиане, жившие в прежние времена, уже сегодня являются небесными заступниками Земли Русской
И, конечно, сами тексты колядок, звучание мелодий передают тот дух, который был присущ нашим предкам. И сегодня обращение к этому творческому наследию позволяет погрузиться душой в атмосферу встречи Рождества прошедших веков. Все это дает большую поддержку в наше время мировых разногласий, ощущение того, что души наших предков остаются с нами. Христиане, жившие в прежние времена, уже сегодня являются небесными заступниками Земли Русской. Уже держа в руках инструмент, чувствуешь, что Русь жива, и есть надежда, что устоит до скончания века.
Музыка, литература ушедших эпох, хозяйственный уклад жизни людей имеет корни христианские, вся русская культура складывалась из христианского мировоззрения, и сегодня людям важно строить свое будущее, основываясь на том фундаменте христианства, который нам оставили верующие предшественники.