Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».

Из немцев в греки

История одного удивительного превращения

Художник: Pantelis Zografos Художник: Pantelis Zografos

Эту историю я услышал в памятную поездку на Святую Гору в декабре 2018 года. Мне тогда удалось посетить двух очень важных для меня греческих святых. Было такое ощущение, что они взяли меня за руку и провели всем этим путем от Афин до Святой Горы, помогая добраться до намеченных мест и посылая нужных людей на всем его продолжении. Посещение святого Нектария Эгинского, с которого началось мое странствие, было окружено какими-то маленькими неприметными чудесами и проявлениями благодатной помощи. Я прибыл на остров довольно поздно, и никакой общественный транспорт уже не ходил. А когда пешком и на попутках я все же добрался до монастыря, тот был уже закрыт. Мне удалось найти какую-то незапертую калитку с задней стороны, и я вошел во двор, где меня через ограду увидел монастырский рабочий. Узнав, что я паломник из России, он позвал монахиню, и та устроила меня в прекрасной пустой монастырской гостинице на ночь и даже принесла какой-то сухой паек. А утром я сходил на литургию и поклонился святителю Нектарию, благодаря за то, что он не оставил меня на ночь глядя в незнакомом месте.

Никто из них, конечно, не застал свт. Нектария в живых, но у каждого был кто-то из родственников, кто знал святого лично

После литургии мы пили кофе с местными греками в монастырском архондарике, и все это было очень трогательно и по-семейному. Они вспоминали святого Нектария, рядом с которым прошла вся их жизнь. Никто уже, конечно, не застал его в живых, но у каждого был кто-то из родственников, кто знал святителя лично, и они вспоминали своих родных – у кого-то это был папа, у кого-то дядя или же еще кто-нибудь, кто работал в монастыре в то время, либо приходил сюда к святителю. И среди этих членов их семей имя святого Нектария тоже произносилось так, словно бы он был одним из них – но особенно важный и дорогой, осенивший всю жизнь своими молитвами, благословением и покровительством. Имена этих своих давно ушедших, но таких близких пап и мам, дядюшек и кузенов они писали мне на записочках, узнав, что я еду на Святую Гору, и просили помянуть их там, как и доныне здравствующих членов их семей. В своих карманах я увез словно бы частицу этой жизни нескольких поколений, прошедшей на Эгине рядом со святым Нектарием, словно плод его молитв, который надо было отвезти и поделиться им с Афоном.

Я хотел побывать на Эвбее у святого Иоанна Русского, а затем ехать вдоль восточного побережья Греции, двигаясь на север, в Македонию. Но при этом, как почти и всегда, и времени, и средств было в обрез. Денег набиралось в лучшем случае сто евро, а на Гору нужно было зайти в субботу утром, чтобы в воскресенье успеть отслужить литургию в келье. Поэтому пришлось обратиться к такому с юности проверенному средству, как автостоп – дожидаться всех этих медлительных автобусов, лениво выползающих из автовокзалов раз в несколько часов, означало гарантированно не попасть никуда вовремя. Так что, добравшись до Халкиды, я вышел на ее окраину и стал голосовать, молясь Иоанну Русскому, чтобы он послал мне кого-нибудь на помощь. Дело было уже к вечеру, и вся эта моя авантюра начинала выглядеть все более рискованно. И тут, спустя какое-то время, из соседнего переулка выехал потрепанный грузовой пикап темно-зеленого цвета с раскладной лестницей в открытом кузове. Он притормозил, и сидевшие внутри люди пригласили меня в кабину.

Это оказались Георгий и Янис, отец и сын, выполнявшие строительные работы где-то неподалеку и сейчас возвращавшиеся к себе домой. Узнав, что я еду к святому Иоанну Русскому, они сказали, что смогут подвезти меня только до своего дома, а дальше мне придется ехать самому. Был декабрь, темнело рано, и когда мы добрались к ним домой, уже сгустились сумерки. Посовещавшись, оба они зашли в дом, сказав мне оставаться в машине, вернувшись же вскоре, сообщили, что предупредили своих домашних, и теперь готовы отвезти меня к святому Иоанну. Темнело все быстрей, узкая извилистая дорога петляла среди поросших густыми хвойными лесами гор – а до Прокопиона надо было проехать половину большого острова, вытянутого вдоль побережья Пелопоннеса. Дорогой они рассказали мне, что их предки были среди тех, кто по договору 1920 года приехал сюда с турецкого Прокониса, как самое ценное сокровище неся с собой святые мощи их заступника святого Иоанна Русского. В честь него был назван Янис, родившийся чудом по молитвам святого. Поэтому храм в Прокопионе был для них родным домом, куда они приезжали при любой возможности и где чувствовали себя так, словно навещали любимого и близкого члена семьи. Когда они прикладывались к раке с мощами, то делали это с таким благоговением и в то же время так привычно, как будто бы обнимались с живым человеком. Выглядело это так, словно бы Янису просто очень захотелось повидать своего крестного, и они встретились после недолгой разлуки.

Георгий с Янисом уехали, а я все никак не мог уйти от мощей святого Иоанна Русского, хотя давно прочел акафист и не один раз приложился. Часа два или больше я просто стоял рядом, и мне было так тепло внутри, что хотелось быть именно здесь и нигде больше. Я смотрел, как все новые люди приходили сюда, молились святому, прикладывались, просили о чем-то. Среди них были и пожилые, и зрелого возраста, и дети. Школьники, у которых начинались рождественские каникулы, заполняли храм целыми классами – а на следующее утро для них служили здесь отдельную литургию, за которой почти все они причащались Святых Таин. Появились какие-то местные панки, которых ничуть не смущал их внешний вид, как и никого другого в храме, совсем не препятствуя им так же привычно и благоговейно припадать к раке святого, что и прочие. Это зрелище вызывало необыкновенно трогательное чувство – ведь все эти люди были для святого как бы его семьей, домочадцами. Он знал их бабушек и дедушек такими же молодыми, и еще многих из их более далеких предков, росших у него на глазах и с его молитвами. И такая общность людей и святого заставляла радоваться за тех, кому посчастливилось жить под его благодатным покровом.

Пришел священник и устроил меня на ночь в прекрасную церковную гостиницу прямо напротив храма, через дорогу. Было уже поздно, я проголодался и пошел поискать себе какой-то еды. В таких небольших и лежащих далеко от туристических маршрутов греческих городках с этим проблема. Кругом множество кофеен, в которых окрестные обитатели проводят целые вечера, потягивая маленькими чашками кофе и разбавленную водой молочно-белую мутную анисовую узо собственного производства, закусывая крошечными пирожными и восточными сладостями. Они о чем-то лениво спорят, делятся новостями и сплетнями, смотрят по старому телевизору футбол или слушают национальную музыку в этих семейных заведениях, куда одни и те же люди приходят годами. Но если вам надо поесть, да к тому же в Рождественский пост, то ни на что иное рассчитывать здесь не приходится, кроме как на кофе, узо, футбол и сладости. Пришлось заглянуть в одну из пока еще не запертых «артопейо», пекарен. Хозяйка, пожилая гречанка, очень обрадовалась, что к ней зашел русский «патерас», и позвала свою русскую невестку. Красавица-сибирячка Катя, вышедшая замуж за грека и родившая ему четверых сыновей, тоже несказанно обрадовалась земляку и просила зайти к ним утром перед отъездом. Я так и сделал, и она надавала мне целые мешки хлебов и печенек их собственного изготовления, а еще записки и деньги, чтобы ее семью помянули на Святой Горе. Так я и поехал дальше, обвешанный мешками, словно челночник из недоброй памяти 1990-х.

Святые продолжали вести меня, словно дитя за ручку, на моем пути к Афону

Тут у читателя, должно быть, возникнет закономерный вопрос: о чем это вы? Где же тот немец, заявленный в названии рассказа, вместе с его удивительной историей? Но я не без умысла и неслучайно так долго вспоминаю здесь всех этих добрых греческих людей, которых посылал мне Господь на моем пути по молитвам святых, тесно связанных с ними всей своей жизнью. Святые продолжали вести меня, словно дитя за ручку, на моем пути к Афону, и всякий раз снова посылали мне кого-нибудь, кто с радостью и безвозмездно подбирал голосующего на обочине незнакомого паломника и вез его в своей машине еще какой-то отрезок дороги. Так я оказался в Лариссе, и едва появился на городской объездной, не успев даже поднять руку, как уже было проехавшая мимо машина остановилась, сдала назад и радушно открыла дверь.

Внутри сидела супружеская чета, Георгий и Иоанна, и дети – Силуана, названная в честь нашего афонского преподобного, и Михаил. Они ехали в Салоники, чтобы провести вместе рождественские каникулы. «Надо же! – удивлялся Георгий. – Обычно мы всегда ездим другой дорогой, более быстрой, а сегодня почему-то решили свернуть на эту. Не иначе, чтобы встретить вас!» Эти добрые и глубоко верующие люди заботливо довезли меня до самой автостанции в Салониках, где я успел сесть на последний автобус, идущий в Уранополис. Благодаря этому я сумел вовремя зайти на Гору со всеми пакетами хлебных приношений и отслужить воскресную литургию в келье, где меня ждали.

Дорогой от Лариссы до Салоник мы проговорили с моими дружелюбными попутчиками о самых разных вещах. Среди прочего выяснилось, что Георгий с Иоанной живут в Лондоне, где он работает в банковской сфере, а сейчас они приехали навестить родителей и его детей от первого брака. Он рассказал, что по отцу является немцем, но сам себя всегда чувствовал скорее греком – язык и вера матери были ему ближе, хотя немецкий тоже был родным. Отец его, человек очень добрый, тоже полюбил Грецию, охотно бывал здесь, но жить предпочитал в Германии. Однако несколько лет назад у него вдруг открылась тяжелейшая болезнь – врачи обнаружили обширную опухоль мозга. Были сделаны сложные операции, проведено необходимое лечение, а затем начался длительный период восстановления. При этом оказалось, что после всех вмешательств в область головного мозга произошла почти полная утрата личности, и отец Георгия во многих отношениях превратился практически в ребенка. Он помнил своих родных, жену и сына, но ему снова предстояло учиться быть самим собой. Пришлось даже заново обучаться говорить, вновь приобщаться к культуре и обществу, становясь новой личностью. Родные, которые перевезли его на это время в Грецию для удобства ухода за ним, конечно же, помогли ему восстановиться. Но в сложившихся условиях он вернулся к осмысленной жизни уже греком, а не немцем, поскольку близкие не могли сделать его тем, кем не были сами. Так уже в столь зрелом возрасте отец Георгия удивительным образом смог как бы родиться вновь совсем другим человеком, начав новую жизнь практически с чистого листа.

«Мы не верим в святых – мы живем вместе с ними». Святые – самое дорогое, что есть у греков

И, несмотря на все трудности и страдания, которые пришлось перенести при этом ему самому и его семье, думается, что Господь удостоил его величайшего и драгоценного дара. Да, может быть, в каких-то отношениях Греция уступает Германии. Ее миновало «экономическое чудо», она не столь развита с точки зрения промышленности и уровня жизни, не может похвалиться знаменитыми на весь мир «Мерседесом», «БМВ» или хотя бы «Фольксвагеном». Но, при всем уважении к немцам и прочим народам, у греков есть нечто намного более ценное, чего давно уже нет у многих других. Как очень верно говорят они о себе самих: «Мы не верим в святых – мы живем вместе с ними». Святые – самое дорогое, что есть у греков. Это плоды двух тысячелетий христианской истории этой земли, ее духовный капитал, на благодатную прибыль с которого до сих пор живет их страна, ее благоухание, что разливается в самом воздухе и преображает сердца и лица. Может быть, далеко не все в Греции и греках прекрасно и совершенно, и есть многое, что хотелось бы изменить и исправить. Но все это, в конечном счете, когда-нибудь останется в прошлом, а жизнь со святыми будет вечной. И это и есть тот бесценный дар, который получил немец, став греком.

Но думается мне – а не то же ли самое происходит и со всеми нами, хоть и без мучительной лоботомии и удушающей хватки ядовитых курсов химиотерапий? Ведь и в нас совершается эта постепенная замена одной личности на другую. И с этой переменой мы становимся частью нового народа, для которого нет ни иностранных языков, ни границ. Своей превосходящей всякий ум хирургией Господь понемногу удаляет из нас опухоли скверны и метастазы нечистоты, врачует глаукомы невежества и непроходимую тупость, делая нас теми, кем мы должны и можем стать – гражданами того Небесного Града, где единственным паспортом станет приобщение к святости. Собственно, это и будет нашей общей национальностью там, где уже не важно, родился ли ты в этот мир эллином или скифом, но имеет значение лишь сделаться новым созданием во Христе.

Рейтинг: 10 Голосов: 464 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Евгений 3 декабря 2024, 20:28
Андрей, больше половины митрополий Элладской Церкви (если не ошибаюсь, 24) не признали ПЦУ. И наша Патриархия разорвала общение только с архиереями,признавшими раскольников. С теми же, кто не признает, общение продолжается. Это касается и Кипра.
Андрей28 ноября 2024, 16:59
Интересная статья. Но как быть с признанием ПЦУ? Как быть с "первым без равных"?
Татьяна 28 ноября 2024, 16:45
Спасибо, отец Нектарий! Очень понравился Ваш рассказ о Греции, о греках и о греческих святых. Никогда не была в Греции, но читая о греческих святых, всегда чувствую, что Святые близкие мне и родные. Как же Вы отец Нектарий верно написали, что в нас совершается постепенная замена одной личности на другую. Чем больше изучаю Жития святых и Евангелие, тем больше ощущаю себя новым человеком, христианином! Мы все можем стать "гражданами того Небесного Града,где единственным паспортом станет приобщение к святости"! Святые: Нектарий Эгинский, Иоанн Русский, Спиридон Тримифунтский, Арсений Каппадокийский, Паисий Святогорец, молите Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×