Храм Архангела Михаила в Малых Ясырках
Старинные села – живая история нашего народа. Села центральной России умирают смиренно: оставшись без жителей, они скоро исчезают с лица земли. Ставшие ненужными срубы легко продаются: те, что покрепче, – в дачные поселки, а ветхие – на дрова. Не то с южнорусскими деревнями, где дома сложены из кирпича. Обезлюдевшие улицы стоят пустыми, словно города-призраки…
Село не умерло! А старинный храм, переживший десятилетия гонений, и сегодня привлекает людей
Полуденный зной. Тишина. Но что это? Появляется одна, вторая машина. Они направляются в одну сторону – к высокой голубой колокольне деревянного храма. Подходим и мы – и видим священника, людей, приехавших на службу. Село не умерло! Старинный храм, переживший десятилетия гонений, и сегодня привлекает людей, а значит – жизнь.
Мы беседуем с игуменом Антонием (Королевым), настоятелем храма Архистратига Божия Михаила в селе Малые Ясырки Воронежской области. Истории этого села хватило бы на увесистую книгу, а может быть, и не одну. Отец Антоний неспешно рассказывает:
Игумен Антоний (Королев) – Название «Ясырки» переводится с тюркского языка как «пленные». Оно произошло от того, что через эти места в свое время татары водили захваченных ими в набегах людей из Центральной России. Их вели в Крым, на рабовладельческий рынок в Кафе (нынешняя Феодосия). Часть этой дороги сохранилась по сей день. Как легко догадаться, рядом с Малыми Ясырками находятся Ясырки Большие. Раньше вокруг них был непроходимый лес, а неподалеку – уголок степи и несколько родников. Когда вели пленных, около этих родников делали остановку, чтобы покормить лошадей, пополнить запасы питьевой воды, дать передохнуть людям. Но села от родников видно не было. В архивах я нашел информацию, что Большие Ясырки основали беглые люди: крестьяне, бежавшие от помещиков, еще кто-то, кто предпочел исчезнуть с глаз власть предержащих. Жили они тихо, недалеко от дороги, но никому не ведомые. Так продолжалось, пока некий татарин Извек, возвращавшийся после сбора пошлин, не заметил в лесу человека. Он заехал поглубже и обнаружил поселение. Решил, что там можно практически без боя захватить рабов: люди-то «ничейные», как не воспользоваться? Но у него самого было мало спутников, и он побоялся не довести захваченных людей до Крыма: или разбегутся, или кто-то посильнее их отнимет. Тогда татары приняли решение остаться в этом поселении. Они подчинили местных себе, женились – благо, женщины были красивые — и стали жить. А со временем и сами обрусели, приняв Православие. Так Извек стал Извековым. Их потомки – люди с фамилиями Извековы и другими, идущими с тех времен, живут в Ясырках и округе и сегодня.
– А как появились Малые Ясырки?
– Это произошло позже – около 1710 года. Население умножилось, в Больших Ясырках стало не хватать места и пахотной земли для всех, поэтому часть жителей отделились, основав Малые Ясырки. Они построили у себя храм. В Больших Ясырках тоже был храм – в честь святителя Николая Чудотворца. К сожалению, он не сохранился. Церковь в Малых Ясырках возводили на народные средства, ее строительство закончили в 1866 году. С тех времен за алтарем сохранилась могилка одного из первых священников. Остальные, согласно историческим документам, были погребены там же, но погребения их до наших дней не дошли.
– Храм получился очень красивым: с шатровой колокольней…
– Иногда говорят, что он напоминает памятники северного деревянного зодчества. Например, внутри сохранилось «небо»: композиция из икон, прикрепленных к потолку. В центре – восьмиугольник с образом Троицы, к нему секторами сходятся иконы архангелов. Нечто подобное можно увидеть в Кижах, в Кондопоге… А у нас – Воронежская область. Это необычно. Может быть, наш храм строили или благоукрашали северные мастера.
– Как удалось сохранить эту красоту в годы гонений на веру?
В советское время храм в Малых Ясырках был центром, куда приезжали не только со всей Воронежской области, но и со всего СССР
– В советское время храм в Малых Ясырках был центром, куда приезжали для молитвы и духовного окормления не только со всей Воронежской области, но и со всего СССР. Здесь действовал тайный монастырь. И когда власти неоднократно пытались закрыть храм, Господь помогал верующим его отстоять.
– А как сложился этот тайный монастырь?
– Настоятелем храма в Малых Ясырках после войны был подвижник, отец Василий Золотухин. К нему люди и собирались. Для начала стоит рассказать о его судьбе. Во время Великой Отечественной Василий был еще мирянином. Благочестивым, с детства воспитанным в вере, но, скорее всего, о монашестве и священстве не помышлявшим: он был женат. В ходе боев Василий попал в плен, оказался в концлагере. Там ему пришлось переносить тяжелейшие условия, терпеть голод. Но он горячо верил и молился Богоматери: просил Ее о помощи, избавлении. И даже дал обет стать монахом, если останется в живых. Однажды Василий услышал таинственный голос: «Читай молитву “Богородице Дево, радуйся” и иди в ворота, тебя никто не задержит». И Василий пошел – с трепетом. Ему казалось: вот сейчас часовой окликнет, начнет стрелять, сейчас собак спустят, догонят, изобьют… Но нет – Матерь Божия сделала его невидимым для охраны лагеря! Он вышел за ворота, пошел дальше, по безлюдным местам – и, наконец, встретил девушку, у которой решился попросить помощи. Она привела его в деревню, устроила на ночлег в какой-то дом. В этом доме Василий огляделся – и увидел образ великомученицы Варвары, на котором святая была как две капли воды похожа на ту девушку, которая ему помогла! Крестьяне его спрятали, накормили, дали передохнуть, и он, набравшись сил, смог дойти до России.
Схиигумен Митрофан (Мякинин) – Но дома Василия, как я понимаю, ожидала жена. Как же он стал монахом?
– В то время в наших местах подвизался схиигумен Митрофан (Мякинин) – подвижник, молитвенник. Сейчас верующие собирают документы для его канонизации. Он общался со многими старцами, в том числе с преподобным Кукшей Одесским, прошел лагеря, вернулся и к тому времени, о котором мы говорим, обладал даром прозорливости. Отцу Митрофану было открыто, что Василий дал обет Богоматери – и он напомнил ему о нем, сказав, что обещанное надо исполнить. Василий послушался и по благословению отца Митрофана тайно ушел в Почаевскую лавру. Там он подвизался некоторое время и даже был келейником преподобного Кукши Одесского, который тогда тоже жил в Почаеве. Но потом в лавру приехали паломники из Ясырок или их окрестностей. Они увидели Василия среди братии, узнали его и, конечно, рассказали об этом супруге, которая безуспешно разыскивала мужа. Она приехала в Почаев, поговорила с настоятелем и забрала Василия домой. Но отец Митрофан сказал обоим, что обет, данный Матери Божией, должен быть исполнен. На это жена ответила: «Коли его в монахи – то и меня в монашки». Тогда схиигумен Митрофан благословил их на монашество. Отца Василия постригал митрополит Зиновий (Мажуга) Тетрицкаройский, ныне прославленный в числе Глинских старцев, а матушку Веру – сам отец Митрофан. Вскоре отца Василия, получившего в тайном постриге имя Тихон, рукоположили во священника и назначили в Малые Ясырки. Кстати, до войны в этом селе служил сам отец Митрофан, пока его не арестовали: забрали прямо с церковной колокольни, где он ночевал.
Иеросхимонах Тихон (Золотухин) с духовными чадами
– Тайный монастырь начал складываться при о. Василии или еще при о. Митрофане?
– Отец Митрофан начал, а отец Василий стал его верным помощником, а затем и преемником. В районе в то время было всего два действующих храма, оба посвященные Архистратигу Михаилу: в селе Ячейка (я там тоже служил и его восстанавливал) и в Малых Ясырках. И тогда уже там формировался, как называют, небесный – то есть тайный – монастырь. Есть книга о нем – «С крестом и Евангелием». Там были подвижницы: схимонахиня Антония, схимонахиня Михаила, схимонахиня Серафима и схимонахиня Сергия. Перед своей кончиной в 1964 году отец Митрофан передал чад отцу Василию, и в Малых Ясырках собралась женская община. Туда приходили монахини из закрытых монастырей, освободившиеся из лагерей. В село для окормления приезжали люди со всей России, многие на время: пожить, помолиться, потрудиться. Устав был почаевский. И еще они руководствовались словами из завещания святителя Митрофана Воронежского, что «молитва и труд все перетрут» – вот они своими молитвами и трудами все «перетирали».
– Как же власти закрывали глаза на такой «очаг религиозного дурмана»?
Привязали к колоколу веревки, потянули – и тут с небес раздался громкий женский плач
– Когда в 1960-х годах началась очередная волна гонений, власти приняли решение закрыть один из храмов в округе, и выбор их пал на Малые Ясырки. Но сестры и прихожане отстояли храм. Монахиня Акулина (Опевалова) и несколько прихожан набрались смелости и поехали в Москву. Когда мать Акулина вернулась, местным властям пришло распоряжение из Москвы: храм не трогать. Однако через какое-то время они все же вновь посягнули на святыню: решили хотя бы скинуть колокола. Представьте себе: народ собрался вокруг храма, напряженная тишина. Подогнали трактор. Привязали к колоколу веревки, потянули – и тут с небес раздался громкий женский плач. Все перепугались. Через некоторое время безбожники успокоили себя: мол, почудилось, попробовали еще раз – и снова плач. Когда плач раздался и на третий раз, все в ужасе разбежались. Храм в Ясырках после этого оставили в покое, а вот в Ячейке церковь закрыли. Но колокольню они все же поддернули. После этого она стала крениться и теперь находится в аварийном состоянии – приходится подпирать ее жердями, чтобы не упала.
Святыня храма – Почаевская икона над царскими вратами
– Обычно в храмах, которые не закрывались в советское время, хранится много святынь. Есть ли чтимые иконы в Малых Ясырках?
– Есть. Впрочем, когда отец Василий скончался, храм все же ненадолго закрыли. Потом его открыли, но уже в последние годы были периоды, когда церковь стояла без службы просто из-за отсутствия священника. И в эти периоды храм грабили. Украли много афонских икон, пребывавших в нем. Найти их, к сожалению, не удалось. Осталось только три: афонские «Достойно есть» и «Скоропослушница», а также надвратная Почаевская икона, спускаемая на лентах – ее принес из Почаевской лавры отец Василий. Даже удивительно, почему их не унесли.
– Как давно вы служите в храме Архангела Михаила в Малых Ясырках?
– В 2017 году меня прислали в этот храм, чтобы понять: можно ли там что-то сделать? Мы начали смотреть, оценивать, проверять. Когда все отмыли, отчистили, глянули – в уныние не впали, но встали перед вопросом: с чего же тут начинать? Все течет. Если дождь идет – бабули бегают с тазиками, ведрами, ловят эту воду. Я говорю: «полы-то вы спасете, а потолки и роспись нет». Мы начали служить и своими силами, как можем, ремонтировать храм. Перекрыли кровлю на трапезной части. Обкашиваем, приводим в порядок территорию. Параллельно восстанавливаем записи на могилках вокруг храма, работаем в архивах, ищем информацию. Вокруг нашего храма погребены 17 схимонахинь, а еще монахини, мы еще не все исследовали. Православный Фонд Архангела Михаила помог нам восстановить колодец при храме, откуда брали воду для богослужений и где совершали водосвятия. Сруб его обветшал, и вода пришла в непригодное для питья состояние: она постоянно загрязнена. Хотели восстановить колодец таким, каким он был, но приехали специалисты, оценили ситуацию и сказали, что это невозможно. В результате сделали скважину, а часовню над колодцем мы реконструировали своими силами на средства, которые нам пожертвовали люди со всей России через Фонд Архангела Михаила.
Надгробие иеросхимонаха Тихона (Золотухина)
– Много ли у вас помощников? Помогают ли местные? Насколько я знаю, многое вы делаете один: и на тракторе землю ровняете, и часовню над колодцем перестраиваете…
– Помощники, слава Богу, есть, но их немного. В Малых Ясырках местных жителей осталось всего семь человек, причем трое из них парализованные. Прихожане наши в основном приезжие: из соседних сел и даже издалека. Несмотря на то, что храм стоит практически в лесу и до проезжей дороги два километра, их число растет. Служим мы по воскресеньям, по праздничным дням – я сам живу в основном в Борисоглебском монастыре, насельником которого являюсь, в 70-ти километрах от Малых Ясырок, потому что в селе пока и переночевать-то негде. Слава Богу, люди из окрестных деревень прониклись желанием спасти церковь. Но чем могут помочь те, кто сам получает крошечную пенсию или зарплату? Я им объяснил: не можете помочь финансово – помогайте делом, трудами. Цветы полить, убраться к празднику, еще какую-то посильную работу сделать. Перед Пасхой мы все вместе штукатурили церковную ограду, отмывали, чинили храм и территорию. К сожалению, пока приходится все делать своими руками.
О. Антоний строит надкладезную часовню при храме – Как же вы научились всему, что нужно для ремонта храма?
– Так получилось, что еще в миру я самоучкой освоил много профессий. На тракториста и водителя учился, а специальностями крановщика, экскаваторщика, сварщика, каменщика и многими другими овладел сам. Я люблю осваивать что-то новое. А потом все это мне пригодилось в восстановлении храмов.
– В каком состоянии находится здание храма в Малых Ясырках?
– К сожалению, в весьма плачевном. Если посмотреть на фотографии, видео, то кажется, что все великолепно. Но вживую понимающий человек увидит, насколько серьезна ситуация. Сруб алтарной части храма отошел от основного настолько, что можно просунуть руку. Зимой через эту щель в алтарь наметало снега, сейчас мы забили ее подручными материалами. В храме холодно, сыро, сквозняки. Певчие на клиросе мерзнут и простужаются. Отопления нет – только электрообогреватели. Раньше была котельная, но она до наших дней не сохранилась. Древесина во многих местах прогнила так, что надо менять венцы бревен и обшивку. Кресты того и гляди рухнут. Колокольня накренена. Мы провели обследование, и оказалось, что колокольню выше четверика надо полностью реконструировать: разбирать кровлю, прогнившие стены и строить заново. Фонд Архангела Михаила собрал средства на пиломатериалы для этого, а сейчас собирает на металл для замены кровли. Я сердечно прошу всех принять участие в сборе, чтобы успеть провести работы, пока колокольня не обрушилась. Когда я брался восстанавливать этот храм, никто из моих знакомых не верил, что это удастся. А я верю, что Господь поможет, помогут Архангел Михаил, Матерь Божия. Мы будем молиться, и все придет. Найдутся люди, которые нам финансово помогут, и потихоньку отстоим храм от разрушения. Так все и происходит.
Батюшка-строитель – Вы стали священником в 1995 году и за это время восстановили уже шесть храмов. Как это удалось?
– Трудности были примерно те же самые, что и в Малых Ясырках. Но люди, которые приезжали, откликались, и все получалось. Кто-то крестился здесь, у кого-то родители здесь жили, родственники… Рассказывали о храме своим знакомым, те вдохновлялись, тоже помогали. В начале 2000-х годов было финансово попроще, и люди со всего бывшего Союза откликались на наши просьбы: кто-то присылал копеечку, кто-то приезжал помогать. Даже из-за границы: из Израиля, Италии, Бельгии приходили пожертвования. И сейчас у нас тот же принцип: кто сколько сможет. Некоторые и по сто рублей присылают. Смотришь: накопилась какая-то сумма, можно что-то купить. Так потихонечку и восстанавливаем храм с народной помощью.
– Чувствуется, как жизнь в селах меняется, когда храм начинает действовать?
– Конечно! Молодежь меняется. В одном из сел, когда я туда приехал, дети 12–13-ти лет ходили пьяными! Я был в шоке. Пришлось с этими ребятами побеседовать, объяснить, что их ожидает в будущем. Они прислушались, стали приходить в храм. И потом все на глазах стало совсем по-другому. Кто-то уже вышел замуж, женился, дети есть. Они благодарны за тот разговор. В любом селе, где начинается служба, жизнь меняется: молитва многое может. Люди перерождаются.
– Сохранилось ли у жителей Малых Ясырок и округи что-то от прежней любви к храму, традиций?
В любом селе, где начинается служба, жизнь меняется: молитва многое может. Люди перерождаются
– В 2017 году, когда я впервые приехал сюда и люди узнали, что в Малых Ясырках будет служба, храм был полностью забит. Даже на улице люди стояли, я только исповедовал пять с половиной часов! Сейчас в Ясырках я соборую оставшихся жителей, причащаю на дому, а на службы молодежь приезжает из других сел и издалека. Многие первый раз приходят ради интереса, посмотреть – и потом не забывают. На воскресной службе у нас сейчас бывает человек по 20–25. Больше всего богомольцев собирается на Почаевскую. К сожалению, с каждым годом их становится все меньше: те, кто помнит старую жизнь в Малых Ясырках, когда в этот день совершалось настоящее паломничество, умирают. В прошлом году у нас были одна схимница и одна монахиня из старой общины, а раньше приезжало из нее по 70 человек. При отце Василии в этот праздник с царских врат спускали Почаевскую икону Божией Матери, как это принято в Почаеве, и бывало множество богомольцев, люди ехали на телегах, шли на праздник пешком издалека – как в старину.
– Как вы видите будущее храма в Малых Ясырках?
– Монахини, которых я еще застал живыми в 2017 году, говорили, что есть предсказание, что здесь возродится монашеская жизнь. Сейчас уже есть люди, которые хотели бы жить при храме Архангела Михаила, вести духовную жизнь. Но, к сожалению, поселиться тут на данный момент негде: все обветшало, все течет. А мечта и план возродить общину у нас есть. Все условия для этого в Ясырках имеются. Но сначала надо спасти храм.