Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

Иеромонах Иннокентий (Гондарь): «Одного “хаймерса” достаточно, чтобы понять, что главное, а что преходящее»

Иеромонах Иннокентий (Гондарь), благочинный мужского Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, рассуждает о духовных плодах войны, спасительном умении отказаться от ненужных удобств, опасности духовного пьянства и доверии Богу во временах и сроках.

Сейчас, после того как фронт ушел на десятки километров на запад, жизнь Свято-Успенского монастыря, устроенного трудами старца Зосимы (Сокура), постепенно меняется: вместо разрывов и сирен слышен звон «болгарок», стук молотков, скрежет лопат и прочих инструментов. С осторожностью идет уборка территории обители, начали приезжать паломники. Изменения, слава Богу, есть. Что не изменилось, и тоже слава Богу, так это постоянная молитва: как она звучала до войны и во время двух с половиной лет боев, так звучит и сейчас. Но молитва, по словам благочинного, стала другой: более осознанной, наверное. С полным убеждением, что дни лукавы суть и каждая минута может либо приблизить нас ко Христу, либо отдалить от Него.

Мужской Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь Мужской Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь

– Отец Иннокентий, Христос воскресе! Поздравляю с возобновлением мирной жизни обители.

Деньги, комфорт не стоят того, что мы им столь самозабвенно приписываем, – вот главный урок, который преподала нам война

– Воистину воскресе Христос! Благодарю. Очень надеемся, что жизнь монастыря будет мирной, а не «мiрной», то есть что жить мы будет в мире Христовом, а не в миру и не по мирским законам. Отсюда следует, может быть, парадокс, но это важно: у войны есть свои плюсы. Деньги, комфорт, всё то, к чему мы относимся зачастую с религиозным поклонением, считая их по определению неотъемлемой частью жизни, не стоят того, что мы им столь самозабвенно приписываем, – вот главный урок, который преподала нам война. Очень часто они превращаются в идолов, требующих себе поклонения вместо Бога. Сейчас стали приезжать после довольно долгого перерыва люди в монастырь: с одной стороны, это хорошо, с другой же, мы переживаем, чтобы открытость мiру не обернулась праздностью и суетой. На войне, как мы заметили, праздности меньше – там некогда лениться и празднословить. А поклонение комфорту превращается в какое-то богоборчество, заставляя забывать о Боге. Это своеобразная религия, и результаты поклонения ее богу мы видим по тому, что осталось от когда-то христианского Запада.

– Если перевести «комфорт», то получим просто-напросто «удобство». Что плохого в удобстве?

– Ничего плохого в разумном удобстве нет, но если оно занимает главное место в сердце и голове человека, то начинаются очень неприятные изменения – как для самого человека, безоглядно отдавшегося таким «ценностям», так и для окружающих его людей. А если поклонение удобству приобретает религиозный характер, то начинает болеть весь народ, вся страна, цивилизация. Откровенные излишества, к которым как к вредным глупостям отнесется даже ребенок, становятся потребностями, причем потребностями насущными, требующими исполнений своих прихотей с категоричностью заповедей – вот где беда. И война эти претензии стирает.

Иеромонах Иннокентий (Гондарь) Иеромонах Иннокентий (Гондарь) – В чем разница, на ваш взгляд, между монастырской рачительностью и разрушающим душу и тело комфортом?

– В расстановке приоритетов, я думаю. Что главное в монастыре, да и вообще в жизни христианина? Молитва, правильно? Всё остальное вторично. Вспомним блаженного Августина: «Если Бог на главном месте, то всё остальное будет на своем», «Люби Бога и делай что хочешь». Война нам и показала, что в этом мире нет ничего постоянного, кроме нашего отношения к Богу и своему спасению. Всё кажущееся нашим ослепшим душам таким важным – преходяще. Причем преходит оно очень быстро: достаточно одного снаряда или пули, дрона или «хаймерса». И это доходчиво: ты понимаешь, что без «всего этого», что раньше составляло чуть ли не смысл твоей жизни, ты можешь и должен вообще-то жить. Мишура слетает, остается самое важное, и вот тут-то ты и думаешь, а насколько то, что осталось, соответствует критериям входа в Царство Христа. Нельзя сказать, что размышления эти радостные.

– Мне очень сложно представить те обстоятельства, в которых обитель провела почти три года, те лишения, которые терпели братия и сестры…

– Мы не были лишены вообще всего. Пищей оставшиеся братия и сестры были в меру обеспечены: спаси Господь наших благодетелей и военных, которые помогали монастырю в меру сил. Минимум был, по крайней мере. Мы не голодали так, как древние отцы-подвижники. Даже иногда баня была – так что до Фиваиды нам далековато. Одно из самых неприятных переживаний – это почти полное отсутствие света, постоянная жизнь в темноте, в подвале, даже когда на улице день. Но на улицу ты из подвала собора не выйдешь: обстрелы, и вероятность того, что ты вернешься, невелика. Выходить, конечно, иногда приходилось, но далеко не всем и на короткое время. Фактор смертельной опасности – очень важная вещь. На фоне смерти, близость которой ощущается кожей, обонянием, слухом, человек меняет свое отношение ко многим вещам. Упомянутые нами приоритеты расставляются правильно, а покаяние, мне кажется, становится глубже, искреннее. Ты начинаешь ценить каждую минуту своей жизни, относиться к этой минуте не праздно – вот, мне кажется, признак правильной православной аскезы. «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7: 39), – ты сердцем читаешь эти слова, и звучат они не отстраненно-благочестиво, а вот они – за дверью соборного подвала. Мы все о смерти не думаем, отпихиваем от себя эту мысль, и сейчас, в тылу, тоже. А когда она прилетает, смерть, и ты видишь, как погибают люди, твои братья и сестры, всё становится настоящим, серьезным.

Смерть становится реальностью, и ты не можешь от нее отмахнуться – это главная духовная составляющая войны

У нас здесь, в храме, крови хватало: раненых много было, перевязывали их, ухаживали. Погибали братья и сестры, много военных погибло. Смерть становится реальностью, и ты не можешь от нее отмахнуться – это главная духовная составляющая войны. Когда человека приговаривают к смертной казни, то казнят уже другого человека, потому что поменялась реальность, осужденный поменял свое мировоззрение, и дай Бог, если ко спасению души. И мы все здесь, на войне, как приговоренные к смерти, потому что ты воочию видишь реальность перехода в другой мир в любой момент. И гораздо более пристальное внимание уделяешь своему незавидному духовному состоянию, чтобы этот переход был достойным. У нас было хоть какое-то укрытие – нам было легче. Так просто не достанешь, разве что «хаймерсом» – пять штук их разрушили один из корпусов. Но, повторяю, какая-то возможность хоть где-то спрятаться у нас была. А у остальных даже такой возможности не было – сколько погибших еще лежит в своих домах или в полях… Так что урок от Господа запоминающийся. Надеюсь, мы его усвоили: изнеженные претензии насчет недостаточного уровня комфорта в нашей жизни невысоко ценятся в высших сферах. Ты искренне рад тому, что ты живой, от всего сердца рад. У тебя есть еще возможность покаяться, поблагодарить Бога, помочь ближнему – ох, как хорошо ты начинаешь понимать благоразумного разбойника!

Православная аскеза – это трезвение. И, знаете, поскольку мы за 20 лет не только не отрезвились, а, может быть, и опьянели, то мы и получили такой урок.

– Простите: «мы» – это кто?

– Монахи. Свято-Успенский монастырь был очень известным (сейчас это называют «популярным») на Украине, жили мы очень неплохо в материальном смысле, и дух подвижничества потихоньку уходил. Да, всё очень красиво, внешне «благодатно», но мы не обращали должного внимания на внутреннее устроение самих себя, как просил и даже требовал батюшка Зосима. Мы, конечно, не батюшки Зосимы, но хоть как-то подражать ему в духовной жизни должны. Если мы этого не делаем, не идем по его пути ко Христу, то рано или поздно пресловутые удобства и комфорт нас съедят изнутри. Это духовный закон.

– И касается он далеко не только монахов.

– Разумеется.

– Говоря о том, что в войне есть духовная польза, вы вряд ли желаете пережить ее другим людям?

– Конечно, не желаю! Не приведи Бог.

– Чего же вы желаете тем людям, которые живут в миру?

– Внутренних плодов войны без войны.

– А это возможно?

– Конечно, возможно: нам оставлено покаяние. Если человек усвоит от Господа мысль, что ему действительно необходимо спасение, что вечность – это реальность, и от тебя зависит, какой эта реальность будет, то возможностей для следования за Христом достаточно. Например, многие начали приезжать к нам – участвуют в богослужениях, помогают и обители, и солдатам, и друг другу. Речь не только о деньгах или продуктах: кто-то помогает в расчистке территории, кто-то занят на ремонтных работах, кто-то транспортом помогает – много всего. Иногда и простое доброе слово из сердца, искренняя улыбка – огромная помощь и светлая радость.

– Значит, не праздное любопытство приводит людей на Донбасс?

Человек видит, во что превращается мир, если из него изгоняют Бога: взгляни на развалины, на могилы, слушай истории выживших

– В подавляющем большинстве – нет. Мне кажется, такие осознанные поездки приносят духовную пользу, духовный опыт. Человек видит, во что превращается мир, если из него изгоняют Бога: взгляни на развалины, на могилы, слушай истории выживших. Заодно подумай о подлинном значении «комфорта», о котором трещат из всех динамиков, телевизоров и компьютеров.

– В чем разница между дежурной улыбкой и улыбкой христианской? Почему многие монахи и монахини в Успенском монастыре улыбаются, несмотря на страшное время, которое они пережили?

– Думаю, разница в искренности. В искренней радости от осознания, что ты рядом со Христом. Вспоминаю отца Зосиму: он мог и не улыбаться, но, находясь рядом с ним, ты чувствовал радость, что ты – Христов. Спокойная, уверенная радость ощущения Царствия Небесного – может быть, так можно это назвать.

Схиархимандрит Зосима (Сокур) Схиархимандрит Зосима (Сокур)

– Сколько же сил потребуется, чтобы вот так обрадоваться!

– Сил и – времени. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21) – действительно, много потребуется сил для путешествия внутрь себя. Но и времени, и терпения. Мы-то хотим, чтобы всё прошло побыстрее, за два-три-четыре дня, а станешь ли ты за короткий срок способным к преображению сердца для принятия рая? Не уверен. Так что не наше дело указывать Богу времена и сроки – Ему виднее. Да, было дело, мы ожидали, что, когда придут русские войска, за пару дней нас освободят и пойдут дальше, но «два-четыре дня» превратились в почти три года с их крестными страданиями. Повторяю: Богу виднее.

Когда прошло два года нашего сидения под бомбами и минами, мы начали понимать значимость времени: чтобы произошли какие-то качественные изменения в душе человека, требуется определенный Богом срок. Мы эти изменения, может быть, не всегда и осознаем, но они происходят. Внутренний базис очень медленно меняется – хорошо это или плохо, но это так. Вот почему, кстати, преподобные годами, десятилетиями исполняли свои подвиги – вспомним преподобного Серафима с его молитвой на камне, Оптинских старцев и многих других: они употребляли данное им время по назначению, то есть для правильного устроения своей души. Десятки лет постоянства, неленостной жизни – всё как на войне: большие нагрузки, и не только физические, постоянные искушения, борьба со своим «ветхим человеком». Мы же хотим быстренько «порешать все вопросы», крайне желательно, чтобы с подобающими почестями и, разумеется, комфортом. Всё по Евангелию: смотрим и не видим, слушаем и не слышим, не разумеем (ср.: Мф. 13: 13). То, что не касается нашего жизненного опыта, мы просто не воспринимаем. Я сам читал (и сколько раз!) эти слова Евангелия, ужасался, а потом спокойно жил себе дальше. И вот, не без молитв старца Зосимы, я думаю, фронт не ушел, а стоял тут столько времени. То, что нас бомбили, это вторично, а вот то, что мы должны были научиться жить в этих условиях, терпеть, молиться, принять это от Бога как Его Промысл, – это важно. Где-то года через полтора обстрелов мы перестали ожидать конца войны – Господь создал такие условия, и от их длительности мы, совершенно, может быть, этого не желая, пришли к осознанному выводу, что должны в них жить и оставаться христианами. Или – становиться христианами. И когда это всё закончилось, я не скажу, что все были этому рады: мы были готовы жить так вечно. Потому что чувствовали, что живем по правде.

Мы сами авторы собственных страданий. А Бог – Врач. И роптать на Него очень неразумно

– «Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Еккл. 3: 5).

– Господь же всё решил – наше дело подчиняться Ему. И не роптать.

– Сейчас, когда монастырь, если можно так сказать, приходит в себя после обстрелов, есть ли какая-то ненависть к той стороне?

– Не было никогда. Молюсь о том, чтобы они пришли в себя. Не желаю им войны, потому что знаю, что это такое. Но я молюсь о том, чтобы все мы правильно вели войну духовную, чтобы те страдания, которые мы испытываем, послужили нам для вразумления, примирения и приближения ко Христу. Бог ничего не делает просто так – во всем, что мы переживаем, есть смысл, заложенный Богом. Никакая война просто так не бывает, никакие скорби в нашей жизни не возникают попусту. Наше дело – не роптать, а понять, что всё это происходит для нашего вразумления, излечения от греха.

– Получается, мы сами авторы собственных страданий?

– Безусловно. А Бог – Врач. И роптать на Него очень неразумно.

– Надежда на наше излечение существует?

– Конечно! И отец Зосима эту надежду и веру разделял. Бог нас не оставит – лишь бы мы от Него не прятались.

Рейтинг: 10 Голосов: 519 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

P.S. Дорогие братья и сестры! Если у кого-то есть желание и возможность оказать посильную помощь обители схиархимандрита Зосимы, это можно сделать по следующим реквизитам:

1) ЮРИДИЧЕСКИЙ СЧЕТ:

  • Наименование (сокращенно): РО «СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ МУЖСКОЙ»
  • ИНН получателя: 9306005436
  • КПП: 772201001
  • Счет получателя N⁰ 40703810809300001614
  • БИК банка: 044525555
  • Название банка: Промсвязьбанк.
  • К/Счет N⁰ 30101810400000000555
  • Назначение платежа – «Пожертвование».

2) 4441 1110 3689 6268 – МОНОБАНК (Олег М.)

3) PayPal – othelgi@gmail.com

Монастырь третий год находится в тяжелых условиях на Донбассе.

За это время в обители от обстрелов погибли 7 человек (иеромонах, схимонахиня, инок, трудящиеся, беженцы). Примерно столько же раненых.

Службы в обители, по Божьей милости, продолжают совершаться ежедневно согласно уставу, который установил основатель монастыря, схиархимандрит Зосима (Сокур).

В обители несут свои послушания около 45-ти братий и сестер. Благочинный монастыря – иеромонах Иннокентий.

Остальные насельники и богадельня были вынуждены эвакуироваться из монастыря в 2022 году после обстрелов.

Комментарии
Александр20 мая 2025, 13:06
Показывая нашу немощь, усиливая веру и доставляя смирение, низлагая самомнение, Господь говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю » (Откр. 3:19). Опытнейшие в духовной жизни мужи, Богом вразумленные, говорят, что дни благоденствия настанут тогда, когда русский человек будет находить утешение не в деньгах и грехах, а в понимании истинности и цели своей жизни, сохранив православие, усердным почитанием Бога и Богородицы, заступничеством и помощью Которых всегда укреплялось христолюбивое воинство во всех войнах и бедственных обстоятельствах.
Дмитрий18 мая 2025, 10:59
Как правильно сказал батюшка, что Бог врач, а не только карающий судья! Помоги нам Бог принимать лечение и исцеляться!
рБ Марина16 мая 2025, 22:46
Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Спаси Господи о. Иннокентий, Петр за статью!!!Помощи Божией вам в служении и в трудах!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×